ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА «ТРУМА»

 

Место в Торе: книга Шемот, гл. 25, ст. 1 — гл. 27, ст. 19.

 

Почему глава так называется?

По начальным словам: “Говори сынам Израиля, пусть принесут Мне приношение” (гл. 25, ст. 2).

Приношение на иврите — трума.

 

Обсуждение главы Трума

 

1. Отдавая — получаешь

 

Наша недельная глава называется Трума, то есть — приношение.

Всевышний дает указание начать сбор приношений для возведения Мишкана (Переносного Храма). И здесь читаем: «Скажи сынам Израиля, пусть возьмут приношение для Меня» (Шемот, гл. 25, ст. 2).

Бросается в глаза выражение «пусть возьмут». Ведь речь идет о сборе пожертвований. Тут уместнее, казалось бы, сказать — «пусть дадут». Но, нет. Мы знаем, что в Торе слова подобраны очень точно. И значит, слово «возьмут» стоит на своем месте и полностью подходит по контексту.

В Талмуде (трактат Кидушин, лист 7) дается важное правило, относящееся к процедуре еврейского бракосочетания. Чтобы обручиться со своей невестой (обряд обручения называется кидушин), жених должен дать ей в подарок деньги или какую-то вещь, имеющую твердую цену, и произнести: «Вот, ты посвящаешься мне». Если же невеста дала подарок жениху, то обручения, считается, не было.

Но если жених — важный и очень уважаемый человек, занимающий высокое положение, — наставляют Учителя, — даже, если не он дал подарок невесте, а она ему — обручение считается состоявшимся, и невеста становится женой.

На каком основании? — спросите вы.

Дело в том, что, соглашаясь принять подарок, важный, уважаемый человек, доставляет этим удовольствие дарителю. Таким образом, невеста, скажем, великого мудреца Торы, вручая ему подарок, сама при этом получает удовольствие. Вот, благодаря этому полученному удовольствию и свершается обряд кидушин.

Известно, что, делая кому-то подарок — человек, как правило, сам получает от этого удовольствие.

Один хасид предлагал своему раби тысячи долларов за то, что тот поедет по своим делам в его лимузине. Другой, готов был заплатить немалую сумму, чтобы раби полетел на его частном самолете. Везти своего раби — немалая честь, и некоторые готовы за нее прилично заплатить.

Бывали случаи, когда благодарные ученики или последователи дарили своим духовным наставникам автомобили или дома, и очень радовались, когда подарок принимался.

Еще можно добавить, что зрители, преподнося артисту цветы — получают не меньшее удовольствие, чем артист, принимая букет. 

Когда один уважаемый раввин вышел от Стайплера (рав Яаков Каневский, один из выдающихся духовных лидеров своего поколения; Украина — Израиль, 1899-1985 гг.), его лицо светилось от счастья.

— Чему ты так радуешься? — спросили его.

— Стайплер согласился взять у меня деньги!

Дело в том, что тогда скоропостижно скончался еще совсем молодой зять Стайплера. И восемь его детей стали сиротами. Обязанность устроить их личную жизнь легла на дедушку. Конечно же, многие захотели пожертвовать средства для этой благородной цели. Только Стайплер брал не у каждого. Он решил, что его внуки заслуживают чистых, честно заработанных денег, из кашерного источника.

Таким образом, если Стайплер брал у человека деньги, он тем самым — удостоверял, что деньги абсолютно кашерные. Поэтому так сияло лицо раввина, пожертвовавшего средства сиротам. Ведь Стайплер их принял, и значит, нет сомнений, что деньги, которые он зарабатывает — из чистого источника. Получается, что раввин этот не только дал, но и приобрел.

Теперь вернемся к нашему фрагменту.

«Возьмите Мне труму», — велит сынам Израиля Всевышний.

Если Всевышний соглашается принять пожертвование у еврея, Он этим как бы ставит Свою личную печать на декларацию о его доходах. Поэтому и сказано не дайте Мне труму, но — возьмите.

Давая труму Всевышнему, человек приобретает. Он жертвует деньги, но при этом, получает взамен гораздо больше.

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

2. Не зависеть от подарков и ссуд

 

Наша недельная глава называется Трума (приношение), потому что открывается повелением Всевышнего — «И возьмите Мне труму» (Шемот, гл. 25, ст. 2).

Учителя в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Шемот, гл. 33) комментируют это повеление фразой из Мишлей (Притчи царя Шломо, гл. 4, ст. 2): «Ведь прекрасный подарок вручил Я вам. Не оставляйте Торы моей».

Слово «леках» (здесь оно переведено, как подарок) имеет тот же корень, что и у глагола «лакахат» (брать).

Итак, в этой фразе присутствует намек на глагол брать (леках) и напрямую употреблен глагол давать (вручил).

В нашей недельной главе сказано — «возьмите Мне». Но обычно, если берут, то — себе. А кому-то, как правило — дают.

Однако тут дело в том, что, давая Всевышнему, жертвуя на благое дело, помогая ближнему, человек также получает и для себя, причем, порой — значительно больше, чем дал. 

Эту мысль хорошо иллюстрирует такая история.

Раби Ицхак из Спинки как-то приехал в город, в котором жило много его учеников и последователей. После утренней молитвы, раби сидел во внутренней комнате синагоги и принимал всех желающих получить совет, напутствие или благословение.

На прием к нему выстроилась внушительная очередь. Каждый входящий клал перед праведником записку с просьбой или именами людей, за которых нужно было помолиться, и конверт с ассигнациями — труму.

Затем устроили общественную трапезу для всех учеников рава.

В конце трапезы рав Ицхак стал произносить Биркат hа-мазон (благодарственная молитва после трапезы с хлебом). Особый акцент он сделал на словах «И да не будем мы нуждаться в подачках от других людей и в их ссудах».

Один из присутствовавших обратил на это внимание и сказал сидящему рядом:

— Не будем нуждаться в подарках... Ну-ну... После того, как у него из подарков прихожан собралась кругленькая сумма, ему легко это говорить.

Мы не знаем, услышал ли эту реплику раби. Но, когда все стали расходиться он попросил человека, который ее произнес, задержаться. И дал разъяснение.

— Человек приходит ко мне со своей бедой. Он просит, чтобы я помолился Всевышнему о спасении, исцелении, решении проблем, об успехе. И за мои усилия передает мне некоторую сумму денег. Я, конечно же, возношу молитву Всевышнему, чтобы помог этому человеку. И, порой, Творец тут же исполняет мою просьбу. Получается нечто похожее на коммерческую сделку. Человек заплатил — взамен получил обслуживание. Но бывает, что Всевышний отвечает не сразу, а лишь через какое-то время. В этом случае уплаченные деньги — ссуда, по крайней мере, до тех пор, пока не осуществится желаемое.

— Впрочем, иногда Творец решает ответить на мою молитву отказом, — продолжил объяснение раввин. — Когда за свои деньги, отданные мне, человек ничего не получает, они превращаются в подарок.  Вот я и молился, чтобы деньги, которые я получаю от людей, не были ни подарком (когда их просьбы и чаяния не удовлетворяются совсем), ни ссудой (когда исполнение просьб откладывается), но, чтобы Всевышний отвечал на мои молитвы сразу и без промедлений.

Рассмотрим описанную выше историю с позиций нашей недельной главы.

Человек, вроде бы, дает своему раби деньги, порой — немалые. Но ведь в итоге он получает нечто гораздо более ценное — жизнь, здоровье, потомство, успех... И в этом случае, правильнее будет сказать, что он не дает, но — берет.

На том же принципе (давать, зная, что в результате получишь большее) строились отношения между народом Израиля и представителями колена Леви.

У левитов не было собственных земельных наделов. Их бытовые нужды обеспечивались за счет трумы и десятин, которые отделяли остальные евреи.

Но почему Всевышний не дал землю и левитам с коэнами?

Дело в том, что Он хотел, чтобы у всех евреев была доля в изучении Торы и служении Ему.

Получается, что сыны Израиля, отделяя труму и десятину от урожая и выкупая первенцев — взамен получали нечто несравнимо более ценное. Они получали Тору и служение в Храме. 

Таким образом, заповедав поддерживать левитов, Творец сделал нам прекрасный подарок, благодаря которому Тора не забудется и станет и нашим достоянием, достоянием каждого еврея. Давая, мы на самом деле — получаем.

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

3. Испытание для Всевышнего

 

Написано в нашей недельной главе: «И возьмите Мне труму (приношение)» (Шемот, гл. 25, ст. 2).

В Талмуде (трактат Песахим, лист 8) говорится, что в случае, если человек заявляет, что жертвует такую-то сумму на цедаку (благотворительность) во имя того, чтобы его сын выздоровел или во имя того, чтобы он обрел Будущий мир, человек этот — праведник. 

Но что с того, что он будет считаться праведником? Ведь его сын, к примеру, тяжело болен.

Дело в том, что человек, заинтересованный в ответе на свои молитвы, должен молиться не о себе, но — о Шехине (Присутствие Всевышнего). Не о своих страданиях, но — о Ней. Как сказано: «С ним Я в бедствии» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 92, ст. 15).

Если человек хочет, чтобы Всевышний разделил с ним его беду, он должен начать с того, чтобы самому разделить страдания Творца. Когда человек просит не только и не столько за себя, но за Шехину — он значимо увеличивает шансы на то, что его молитва получит ответ.

Повеление «И возьмите Мне» подразумевает — ради Имени Моего, во славу Имени Моего.

Иными словами — возьмите Мое Имя и присоедините его к вашей труме. Тогда молитва будет услышана. Ведь она из личной превратится в молитву о Шехине.

Как-то раби Йегошуа из Белзы повстречал двух молодых парней, которые занимались сбором пожертвований для городской бедноты. Он сделал свой взнос, а потом решил обсудить с ними аспекты выполнения этой важной заповеди.

Важнейшая составляющая большинства заповедей, как известно — намерение (на иврите — кавана) осуществить ее во Имя Небес. Заповедь, исполненная автоматически, без должной сосредоточенности, без соответствующего душевного настроя, получится ущербной, с изъяном. А некоторые заповеди — вообще не будут засчитаны без соответствующего намерения.

И все же заповедь о цедаке — отличается от многих других заповедей. О ней сказал пророк: «И испытайте Меня этим: не открою ли вам окна Небесные и не изолью ли на вас благословение сверх меры?» (Танах, книга пророка Малахи, гл. 3, ст. 10).

То есть — разрешено испытывать Всевышнего цедакой. Например — сделать пожертвование, исполнить заповедь и удостовериться, что Всевышний в ответ проявит Свою Милость.

Более того. Написано: «Отделяй десятину от всего урожая» (Дварим, гл. 14, ст. 22). В оригинале — асер теасер (отделяя, отделяй).

Асер (отделяй десятину), — разъясняют Учителя, — чтобы разбогатеть (шетиташер). Получается, что фермер, если он отделяет десятину от своего урожая не с намерением исполнить Волю Творца, но ради того, чтобы разбогатеть — в итоге, добьется своего.

Теперь нам стали понятнее слова Учителей о том, что человек, дающий деньги на цедаку, чтобы выздоровел его сын — праведник. Подчеркну — дающий не только во Имя Небес, но и ради выздоровления сына — тоже считается праведником.

Следует отметить, что все это относится к тому, кто дает цедаку. Именно дает, а не собирает.

Человек, собирающий средства для содержания бедняков, если хочет, чтобы ему было засчитано выполнение заповеди, обязан делать это во Славу Небес. Потому что написано: «И возьмите Мне труму». То есть — если берете труму у других, обязательно делайте это ради Имени Всевышнего, во Славу Его Имени.

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

 

4. Делать самому, привлекая других

 

Написано в нашей недельной главе: «И возьмите Мне труму (приношение)» (Шемот, гл. 25, ст. 2).

Вместо слова «дайте», в Торе используется слово «возьмите» — чтобы научить нас важному правилу: кроме заповеди принесения трумы, есть еще и заповедь, предписывающая ее собирать.

То есть важно не только самому делать пожертвования, но и — побуждать к этому других.

Помог нуждающемуся, поддержал хороший проект — не думай, что исполнил свой долг по высшему разряду. Что сделал все, что в твоих силах. Нет! Дал сам — обойди соседей, обзвони друзей и знакомых — пусть и они поучаствуют в добром деле. Ведь сказано в Талмуде (трактат Бава Батра, лист 9): велика заслуга дающего цедаку, но еще больше заслуга побуждающего давать других.

Во все времена лучшие сыны еврейского народа, его истинные лидеры, уделяли много времени и сил сбору пожертвований для нуждающихся. 

Один известный раввин, заботясь о сиротах и вдовах, не гнушался лично обходить еврейские дома, зная, что ему из уважения, дадут больше и реже станут отказывать в пожертвовании.

Сопровождавший его габай (распорядитель в синагоге) как-то спросил, почему рав порой так унижает себя — и в дождь и в слякоть идет от двери к двери, смиренно выпрашивая грошики, как последний нищий голодранец?

Глаза раввина загорелись, как раскаленные угли.

— Поясни свой вопрос, — попросил он. — Ты считаешь, что я недостоин выполнения этой важной и значимой заповеди? Или, по-твоему, я настолько велик, что мне не пристало заниматься такими мелочами, как помощь сиротам и вдовам?

Габай прикусил язык, ответить ему было нечего.

Раби Шломо Лопес тоже самоотверженно занимаются вопросами цедаки, не ища при этом легких путей.

В один погожий день он получил приглашение явиться к главе религиозного совета для разбирательства. Оказалось, что на него поступила жалоба.

Раби Шломо ставил хупу (руководил процедурой еврейского бракосочетания) многим евреям, проводил бракосочетания согласно законам Моше и Израиля. У него был обычай: он спрашивал жениха и невесту, сколько приглашений на свадьбу они разослали. И в зависимости от этого — назначал им сумму цедаки.

Эта свадебная пошлина никак не устраивала главу религиозного совета, и, получив жалобу, он вызвал раввина для разбирательства.

Рав Лопес объяснил, что в главе Торы Вайера говорится о трапезе, которую устроил Авраам в день отлучения Ицхака от груди. После этой трапезы против Авраама на Небесах выдвинули обвинение. Авраама критиковали за то, что, устроив обильную и роскошную трапезу, он ничего не сделал для Всевышнего.

Ты заботишься о животах твоих друзей и соседей, а о Всевышнем позабыл!? — укоряли его. Об этом пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) в своем комментарии на книгу Берешит (гл. 22, ст. 1).

В принципе, это обвинение можно предъявить каждому устроителю свадебного пира. Немалые средства тратится на еду и напитки, на аренду зала торжеств, на фотографов и музыкантов... А скольким нуждающимся ты помог?

Отсутствие ответа на этот вопрос может повлечь за собой тяжкие приговоры и наказания. И раввин Шломо, как духовный наставник, считал себя обязанным помочь молодой семье защититься от столь опасных духовных угроз.  

 

на основе комментария рава Аарона Ротера

(автор книги «Шаарей Аарон", Буковина – Израиль, 20-й в.)

 

 

 

5. Заповедь о цедаке и личные качества

 

В нашей недельной главе говорится, что всем сынам Израиля объявили о начале сбора трумы. Как написано: «И возьмите Мне труму (приношение)» (Шемот, гл. 25, ст. 2).

Когда человек помогает нуждающимся, поддерживает сирот и вдов — он тоже выполняет повеление Всевышнего.

Здесь в Торе используется слово «возьмите», вместо, казалось, более подходящего — «дайте». Чтобы научить нас, что, давая цедаку (пожертвование на благородные, высокие цели), человек не теряет, наоборот, в значимой мере — приобретает. Ведь Всевышний не оставляет без награды тех, кто исполняет Его Волю.

В Иерусалиме жил бедняк, который в отличие от остальных своих собратьев по несчастью, не столько просил, сколько требовал. И иерусалимцы постепенно привыкли к этой его своеобразной манере.

Однажды этот нищий дождался окончания молитвы в синагоге Ранд, подошел к раву Исеру Залману Мельцеру и попросил у него цедаку.

Цедака была ему дана. Причем — от всего сердца и в размере, которому любой другой позавидовал бы. Только нашему герою полученная сумма показалась недостаточной. О чем он и не преминул во всеуслышание заявить.

Раби Мельцер погнался за наглецом и, настигнув его, добавил ему денег, чтобы умилостивить.

Своим поступком, раби продемонстрировал важные качества, весьма желательные для выполнения заповеди о цедаке. Это — умение сопереживать, желание удовлетворить потребности бедняка и стремление не задеть его достоинство.

К заповеди о цедаке нужно подходить тщательно подготовленным. Ведь за ее выполнением Всевышний наблюдает особо пристально. Об этом в Танахе написано: «И на этого смотреть буду — на смиренного и сокрушенного духом» (книга пророка Йешаягу, гл. 66, ст. 2).

Для иллюстрации того, насколько при выполнении заповеди о цедаке важны личные качества, расскажу еще один случай.

Раби Шолом сидел за столом в синагоге вместе со своим помощником. Перед ними лежали две стопки: одна состояла из писем с просьбами о помощи, другая — из купюр, которые предстояло распределить между нуждающимися.

Как раввин и его помощник ни старались, но купюры кончились раньше, чем письма.

Рав Шалом внимательно перечитал оставшиеся письма. В каждом была душераздирающая историю, пронзительный крик о помощи. Раби постарался определить, какая сумма нужна для решения каждой проблемы. По его расчетам, не хватало 18 тысяч шекелей.

— Этим придется дожидаться следующего раза, — попытался подвести итог помощник.

Но рав Шалом пропустил мимо ушей это замечание. Он встал, подошел к шкафу, в котором хранились Свитки Торы, открыл его и начал горячо молиться о тех людях, на нужды которых ему не хватило денег.

Завершив молитву, он закрыл шкаф, подошел к полке с книгами, снял с нее два одинаковых тома Талмуда и снова сел за стол.

Раби и его помощник приступили к ежедневному изучению Талмуда.

Через полчаса в помещение вошел еврей и положил перед изучающими Талмуд пухлый конверт с деньгами.

— Всевышний исцелил меня от тяжелой болезни, — произнес он. — И я решил сделать пожертвование на помощь бедным.

Когда посетитель ушел, рав Шалом внимательно пересчитал деньги в конверте. Хотя и без подсчета было понятно, что там — ровно 18 тысяч...

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «ТРУМА»

 

Место в Торе: книга Шемот, гл. 25, ст. 1 — гл. 27, ст. 19.

 

Почему глава так называется?

По начальным словам: “Говори сынам Израиля, пусть принесут Мне приношение” (гл. 25, ст. 2).

Приношение на иврите — трума.

 

Обсуждение главы Трума

 

1. Отдавая — получаешь

 

Наша недельная глава называется Трума, то есть — приношение.

Всевышний дает указание начать сбор приношений для возведения Мишкана (Переносного Храма). И здесь читаем: «Скажи сынам Израиля, пусть возьмут приношение для Меня» (Шемот, гл. 25, ст. 2).

Бросается в глаза выражение «пусть возьмут». Ведь речь идет о сборе пожертвований. Тут уместнее, казалось бы, сказать — «пусть дадут». Но, нет. Мы знаем, что в Торе слова подобраны очень точно. И значит, слово «возьмут» стоит на своем месте и полностью подходит по контексту.

В Талмуде (трактат Кидушин, лист 7) дается важное правило, относящееся к процедуре еврейского бракосочетания. Чтобы обручиться со своей невестой (обряд обручения называется кидушин), жених должен дать ей в подарок деньги или какую-то вещь, имеющую твердую цену, и произнести: «Вот, ты посвящаешься мне». Если же невеста дала подарок жениху, то обручения, считается, не было.

Но если жених — важный и очень уважаемый человек, занимающий высокое положение, — наставляют Учителя, — даже, если не он дал подарок невесте, а она ему — обручение считается состоявшимся, и невеста становится женой.

На каком основании? — спросите вы.

Дело в том, что, соглашаясь принять подарок, важный, уважаемый человек, доставляет этим удовольствие дарителю. Таким образом, невеста, скажем, великого мудреца Торы, вручая ему подарок, сама при этом получает удовольствие. Вот, благодаря этому полученному удовольствию и свершается обряд кидушин.

Известно, что, делая кому-то подарок — человек, как правило, сам получает от этого удовольствие.

Один хасид предлагал своему раби тысячи долларов за то, что тот поедет по своим делам в его лимузине. Другой, готов был заплатить немалую сумму, чтобы раби полетел на его частном самолете. Везти своего раби — немалая честь, и некоторые готовы за нее прилично заплатить.

Бывали случаи, когда благодарные ученики или последователи дарили своим духовным наставникам автомобили или дома, и очень радовались, когда подарок принимался.

Еще можно добавить, что зрители, преподнося артисту цветы — получают не меньшее удовольствие, чем артист, принимая букет. 

Когда один уважаемый раввин вышел от Стайплера (рав Яаков Каневский, один из выдающихся духовных лидеров своего поколения; Украина — Израиль, 1899-1985 гг.), его лицо светилось от счастья.

— Чему ты так радуешься? — спросили его.

— Стайплер согласился взять у меня деньги!

Дело в том, что тогда скоропостижно скончался еще совсем молодой зять Стайплера. И восемь его детей стали сиротами. Обязанность устроить их личную жизнь легла на дедушку. Конечно же, многие захотели пожертвовать средства для этой благородной цели. Только Стайплер брал не у каждого. Он решил, что его внуки заслуживают чистых, честно заработанных денег, из кашерного источника.

Таким образом, если Стайплер брал у человека деньги, он тем самым — удостоверял, что деньги абсолютно кашерные. Поэтому так сияло лицо раввина, пожертвовавшего средства сиротам. Ведь Стайплер их принял, и значит, нет сомнений, что деньги, которые он зарабатывает — из чистого источника. Получается, что раввин этот не только дал, но и приобрел.

Теперь вернемся к нашему фрагменту.

«Возьмите Мне труму», — велит сынам Израиля Всевышний.

Если Всевышний соглашается принять пожертвование у еврея, Он этим как бы ставит Свою личную печать на декларацию о его доходах. Поэтому и сказано не дайте Мне труму, но — возьмите.

Давая труму Всевышнему, человек приобретает. Он жертвует деньги, но при этом, получает взамен гораздо больше.

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

2. Не зависеть от подарков и ссуд

 

Наша недельная глава называется Трума (приношение), потому что открывается повелением Всевышнего — «И возьмите Мне труму» (Шемот, гл. 25, ст. 2).

Учителя в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Шемот, гл. 33) комментируют это повеление фразой из Мишлей (Притчи царя Шломо, гл. 4, ст. 2): «Ведь прекрасный подарок вручил Я вам. Не оставляйте Торы моей».

Слово «леках» (здесь оно переведено, как подарок) имеет тот же корень, что и у глагола «лакахат» (брать).

Итак, в этой фразе присутствует намек на глагол брать (леках) и напрямую употреблен глагол давать (вручил).

В нашей недельной главе сказано — «возьмите Мне». Но обычно, если берут, то — себе. А кому-то, как правило — дают.

Однако тут дело в том, что, давая Всевышнему, жертвуя на благое дело, помогая ближнему, человек также получает и для себя, причем, порой — значительно больше, чем дал. 

Эту мысль хорошо иллюстрирует такая история.

Раби Ицхак из Спинки как-то приехал в город, в котором жило много его учеников и последователей. После утренней молитвы, раби сидел во внутренней комнате синагоги и принимал всех желающих получить совет, напутствие или благословение.

На прием к нему выстроилась внушительная очередь. Каждый входящий клал перед праведником записку с просьбой или именами людей, за которых нужно было помолиться, и конверт с ассигнациями — труму.

Затем устроили общественную трапезу для всех учеников рава.

В конце трапезы рав Ицхак стал произносить Биркат hа-мазон (благодарственная молитва после трапезы с хлебом). Особый акцент он сделал на словах «И да не будем мы нуждаться в подачках от других людей и в их ссудах».

Один из присутствовавших обратил на это внимание и сказал сидящему рядом:

— Не будем нуждаться в подарках... Ну-ну... После того, как у него из подарков прихожан собралась кругленькая сумма, ему легко это говорить.

Мы не знаем, услышал ли эту реплику раби. Но, когда все стали расходиться он попросил человека, который ее произнес, задержаться. И дал разъяснение.

— Человек приходит ко мне со своей бедой. Он просит, чтобы я помолился Всевышнему о спасении, исцелении, решении проблем, об успехе. И за мои усилия передает мне некоторую сумму денег. Я, конечно же, возношу молитву Всевышнему, чтобы помог этому человеку. И, порой, Творец тут же исполняет мою просьбу. Получается нечто похожее на коммерческую сделку. Человек заплатил — взамен получил обслуживание. Но бывает, что Всевышний отвечает не сразу, а лишь через какое-то время. В этом случае уплаченные деньги — ссуда, по крайней мере, до тех пор, пока не осуществится желаемое.

— Впрочем, иногда Творец решает ответить на мою молитву отказом, — продолжил объяснение раввин. — Когда за свои деньги, отданные мне, человек ничего не получает, они превращаются в подарок.  Вот я и молился, чтобы деньги, которые я получаю от людей, не были ни подарком (когда их просьбы и чаяния не удовлетворяются совсем), ни ссудой (когда исполнение просьб откладывается), но, чтобы Всевышний отвечал на мои молитвы сразу и без промедлений.

Рассмотрим описанную выше историю с позиций нашей недельной главы.

Человек, вроде бы, дает своему раби деньги, порой — немалые. Но ведь в итоге он получает нечто гораздо более ценное — жизнь, здоровье, потомство, успех... И в этом случае, правильнее будет сказать, что он не дает, но — берет.

На том же принципе (давать, зная, что в результате получишь большее) строились отношения между народом Израиля и представителями колена Леви.

У левитов не было собственных земельных наделов. Их бытовые нужды обеспечивались за счет трумы и десятин, которые отделяли остальные евреи.

Но почему Всевышний не дал землю и левитам с коэнами?

Дело в том, что Он хотел, чтобы у всех евреев была доля в изучении Торы и служении Ему.

Получается, что сыны Израиля, отделяя труму и десятину от урожая и выкупая первенцев — взамен получали нечто несравнимо более ценное. Они получали Тору и служение в Храме. 

Таким образом, заповедав поддерживать левитов, Творец сделал нам прекрасный подарок, благодаря которому Тора не забудется и станет и нашим достоянием, достоянием каждого еврея. Давая, мы на самом деле — получаем.

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

3. Испытание для Всевышнего

 

Написано в нашей недельной главе: «И возьмите Мне труму (приношение)» (Шемот, гл. 25, ст. 2).

В Талмуде (трактат Песахим, лист 8) говорится, что в случае, если человек заявляет, что жертвует такую-то сумму на цедаку (благотворительность) во имя того, чтобы его сын выздоровел или во имя того, чтобы он обрел Будущий мир, человек этот — праведник. 

Но что с того, что он будет считаться праведником? Ведь его сын, к примеру, тяжело болен.

Дело в том, что человек, заинтересованный в ответе на свои молитвы, должен молиться не о себе, но — о Шехине (Присутствие Всевышнего). Не о своих страданиях, но — о Ней. Как сказано: «С ним Я в бедствии» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 92, ст. 15).

Если человек хочет, чтобы Всевышний разделил с ним его беду, он должен начать с того, чтобы самому разделить страдания Творца. Когда человек просит не только и не столько за себя, но за Шехину — он значимо увеличивает шансы на то, что его молитва получит ответ.

Повеление «И возьмите Мне» подразумевает — ради Имени Моего, во славу Имени Моего.

Иными словами — возьмите Мое Имя и присоедините его к вашей труме. Тогда молитва будет услышана. Ведь она из личной превратится в молитву о Шехине.

Как-то раби Йегошуа из Белзы повстречал двух молодых парней, которые занимались сбором пожертвований для городской бедноты. Он сделал свой взнос, а потом решил обсудить с ними аспекты выполнения этой важной заповеди.

Важнейшая составляющая большинства заповедей, как известно — намерение (на иврите — кавана) осуществить ее во Имя Небес. Заповедь, исполненная автоматически, без должной сосредоточенности, без соответствующего душевного настроя, получится ущербной, с изъяном. А некоторые заповеди — вообще не будут засчитаны без соответствующего намерения.

И все же заповедь о цедаке — отличается от многих других заповедей. О ней сказал пророк: «И испытайте Меня этим: не открою ли вам окна Небесные и не изолью ли на вас благословение сверх меры?» (Танах, книга пророка Малахи, гл. 3, ст. 10).

То есть — разрешено испытывать Всевышнего цедакой. Например — сделать пожертвование, исполнить заповедь и удостовериться, что Всевышний в ответ проявит Свою Милость.

Более того. Написано: «Отделяй десятину от всего урожая» (Дварим, гл. 14, ст. 22). В оригинале — асер теасер (отделяя, отделяй).

Асер (отделяй десятину), — разъясняют Учителя, — чтобы разбогатеть (шетиташер). Получается, что фермер, если он отделяет десятину от своего урожая не с намерением исполнить Волю Творца, но ради того, чтобы разбогатеть — в итоге, добьется своего.

Теперь нам стали понятнее слова Учителей о том, что человек, дающий деньги на цедаку, чтобы выздоровел его сын — праведник. Подчеркну — дающий не только во Имя Небес, но и ради выздоровления сына — тоже считается праведником.

Следует отметить, что все это относится к тому, кто дает цедаку. Именно дает, а не собирает.

Человек, собирающий средства для содержания бедняков, если хочет, чтобы ему было засчитано выполнение заповеди, обязан делать это во Славу Небес. Потому что написано: «И возьмите Мне труму». То есть — если берете труму у других, обязательно делайте это ради Имени Всевышнего, во Славу Его Имени.

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

 

4. Делать самому, привлекая других

 

Написано в нашей недельной главе: «И возьмите Мне труму (приношение)» (Шемот, гл. 25, ст. 2).

Вместо слова «дайте», в Торе используется слово «возьмите» — чтобы научить нас важному правилу: кроме заповеди принесения трумы, есть еще и заповедь, предписывающая ее собирать.

То есть важно не только самому делать пожертвования, но и — побуждать к этому других.

Помог нуждающемуся, поддержал хороший проект — не думай, что исполнил свой долг по высшему разряду. Что сделал все, что в твоих силах. Нет! Дал сам — обойди соседей, обзвони друзей и знакомых — пусть и они поучаствуют в добром деле. Ведь сказано в Талмуде (трактат Бава Батра, лист 9): велика заслуга дающего цедаку, но еще больше заслуга побуждающего давать других.

Во все времена лучшие сыны еврейского народа, его истинные лидеры, уделяли много времени и сил сбору пожертвований для нуждающихся. 

Один известный раввин, заботясь о сиротах и вдовах, не гнушался лично обходить еврейские дома, зная, что ему из уважения, дадут больше и реже станут отказывать в пожертвовании.

Сопровождавший его габай (распорядитель в синагоге) как-то спросил, почему рав порой так унижает себя — и в дождь и в слякоть идет от двери к двери, смиренно выпрашивая грошики, как последний нищий голодранец?

Глаза раввина загорелись, как раскаленные угли.

— Поясни свой вопрос, — попросил он. — Ты считаешь, что я недостоин выполнения этой важной и значимой заповеди? Или, по-твоему, я настолько велик, что мне не пристало заниматься такими мелочами, как помощь сиротам и вдовам?

Габай прикусил язык, ответить ему было нечего.

Раби Шломо Лопес тоже самоотверженно занимаются вопросами цедаки, не ища при этом легких путей.

В один погожий день он получил приглашение явиться к главе религиозного совета для разбирательства. Оказалось, что на него поступила жалоба.

Раби Шломо ставил хупу (руководил процедурой еврейского бракосочетания) многим евреям, проводил бракосочетания согласно законам Моше и Израиля. У него был обычай: он спрашивал жениха и невесту, сколько приглашений на свадьбу они разослали. И в зависимости от этого — назначал им сумму цедаки.

Эта свадебная пошлина никак не устраивала главу религиозного совета, и, получив жалобу, он вызвал раввина для разбирательства.

Рав Лопес объяснил, что в главе Торы Вайера говорится о трапезе, которую устроил Авраам в день отлучения Ицхака от груди. После этой трапезы против Авраама на Небесах выдвинули обвинение. Авраама критиковали за то, что, устроив обильную и роскошную трапезу, он ничего не сделал для Всевышнего.

Ты заботишься о животах твоих друзей и соседей, а о Всевышнем позабыл!? — укоряли его. Об этом пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) в своем комментарии на книгу Берешит (гл. 22, ст. 1).

В принципе, это обвинение можно предъявить каждому устроителю свадебного пира. Немалые средства тратится на еду и напитки, на аренду зала торжеств, на фотографов и музыкантов... А скольким нуждающимся ты помог?

Отсутствие ответа на этот вопрос может повлечь за собой тяжкие приговоры и наказания. И раввин Шломо, как духовный наставник, считал себя обязанным помочь молодой семье защититься от столь опасных духовных угроз.  

 

на основе комментария рава Аарона Ротера

(автор книги «Шаарей Аарон", Буковина – Израиль, 20-й в.)

 

 

 

5. Заповедь о цедаке и личные качества

 

В нашей недельной главе говорится, что всем сынам Израиля объявили о начале сбора трумы. Как написано: «И возьмите Мне труму (приношение)» (Шемот, гл. 25, ст. 2).

Когда человек помогает нуждающимся, поддерживает сирот и вдов — он тоже выполняет повеление Всевышнего.

Здесь в Торе используется слово «возьмите», вместо, казалось, более подходящего — «дайте». Чтобы научить нас, что, давая цедаку (пожертвование на благородные, высокие цели), человек не теряет, наоборот, в значимой мере — приобретает. Ведь Всевышний не оставляет без награды тех, кто исполняет Его Волю.

В Иерусалиме жил бедняк, который в отличие от остальных своих собратьев по несчастью, не столько просил, сколько требовал. И иерусалимцы постепенно привыкли к этой его своеобразной манере.

Однажды этот нищий дождался окончания молитвы в синагоге Ранд, подошел к раву Исеру Залману Мельцеру и попросил у него цедаку.

Цедака была ему дана. Причем — от всего сердца и в размере, которому любой другой позавидовал бы. Только нашему герою полученная сумма показалась недостаточной. О чем он и не преминул во всеуслышание заявить.

Раби Мельцер погнался за наглецом и, настигнув его, добавил ему денег, чтобы умилостивить.

Своим поступком, раби продемонстрировал важные качества, весьма желательные для выполнения заповеди о цедаке. Это — умение сопереживать, желание удовлетворить потребности бедняка и стремление не задеть его достоинство.

К заповеди о цедаке нужно подходить тщательно подготовленным. Ведь за ее выполнением Всевышний наблюдает особо пристально. Об этом в Танахе написано: «И на этого смотреть буду — на смиренного и сокрушенного духом» (книга пророка Йешаягу, гл. 66, ст. 2).

Для иллюстрации того, насколько при выполнении заповеди о цедаке важны личные качества, расскажу еще один случай.

Раби Шолом сидел за столом в синагоге вместе со своим помощником. Перед ними лежали две стопки: одна состояла из писем с просьбами о помощи, другая — из купюр, которые предстояло распределить между нуждающимися.

Как раввин и его помощник ни старались, но купюры кончились раньше, чем письма.

Рав Шалом внимательно перечитал оставшиеся письма. В каждом была душераздирающая историю, пронзительный крик о помощи. Раби постарался определить, какая сумма нужна для решения каждой проблемы. По его расчетам, не хватало 18 тысяч шекелей.

— Этим придется дожидаться следующего раза, — попытался подвести итог помощник.

Но рав Шалом пропустил мимо ушей это замечание. Он встал, подошел к шкафу, в котором хранились Свитки Торы, открыл его и начал горячо молиться о тех людях, на нужды которых ему не хватило денег.

Завершив молитву, он закрыл шкаф, подошел к полке с книгами, снял с нее два одинаковых тома Талмуда и снова сел за стол.

Раби и его помощник приступили к ежедневному изучению Талмуда.

Через полчаса в помещение вошел еврей и положил перед изучающими Талмуд пухлый конверт с деньгами.

— Всевышний исцелил меня от тяжелой болезни, — произнес он. — И я решил сделать пожертвование на помощь бедным.

Когда посетитель ушел, рав Шалом внимательно пересчитал деньги в конверте. Хотя и без подсчета было понятно, что там — ровно 18 тысяч...

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Как избавиться от «преследователя», убивающего словом?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля