ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА «ШЕМОТ»

 

Место в Торе: книга Шемот, гл. 1, ст. 1 – гл. 6, ст. 1.

 

Почему глава так называется?

По первой фразе главы: “И вот имена…”.

Имена на иврите — шемот.

 

Обсуждение главы Шемот

 

1. Хитрость фараона

 

Фараон начинает злобную, антисемитскую кампанию. В нашей недельной главе об этом читаем: «Вот народ сынов Израиля многочисленнее и сильнее нас. Давайте исхитримся против него, а не то умножится он и, случись война, и присоединится он к неприятелям нашим, и будет воевать против нас, и уйдет из страны. И поставили над Израилем сборщиков налогов и надзирателей» (Шемот, гл. 1, ст. 9-11).

Слово «ацум» переведено здесь как — «сильный», и оно действительно может использоваться в этом значении. Например — во фразе: «Народ великий и могучий (в оригинале — ацум)» (Бамидбар, гл. 14, ст. 12).

Однако у него есть и другое значение — «большое количество», «множество». В той же книге Бамидбар (гл. 31, ст. 1), например, читаем: «И стада многочисленные были у сынов Реувена и у сынов Гада, велики (ацум) чрезвычайно».

В единстве есть особая сила.

Написано в Танахе: «Тройная нить не рвется» (Коэлет, гл. 4, ст. 12). Человек может с легкостью порвать нить, а затем — еще одну и еще. Но если три нити сплетены вместе — у него ничего не получится. 

Отец перед смертью собрал своих сыновей и дал каждому по лучине.

— Сломайте ваши лучины! — велел он.

И сыновья легко справились с этим заданием.

Затем он положил перед собой пучок лучин и предложил сломать его. Как сыновья ни старались, никто из них не сумел сделать это.

— Помните, дети мои! — сказал отец. — Пока меж вами царит единство, никто не сможет вас одолеть. Но стоит зародиться розни — и вы будете сломлены поодиночке.

Фараон знал, что сыны Израиля сильны в своей сплоченности и единстве. Когда они вместе — с ними не справиться. И хотя египтян больше — численное преимущество не поможет.

У слова «ацум» — тот же корень, что и у слова «эцем» (кость). В своем единстве евреи крепки, подобно кости — ничто их не сломит.

Правитель Египта понимает, что нужно исхитриться «против него» (еврейского народа) — раздробить единого «его» на множество разрозненных «их». Необходимо превратить единый народ с единым сердцем — в «разношерстную» толпу людей, которых мало что между собой связывает.

С этой целью он предложил поставить над Израилем сборщиков налогов. В надежде, что под тяжестью налогов, евреи утратят единство. Одни будут искать освобождения от налогов, другие будут уклоняться от уплаты, третьи — заплатят все сполна.

Такое положение дел, конечно же, приведет к расколу в обществе. 

Когда людей ставят в трудные условия, они начинают с большей строгостью относиться друг к другу. Кому-то начинает казаться, что ему хуже, чем соседу, что сосед отлынивает, а он вынужден тянуть лямку. Начинается борьба за справедливость. Люди изо всех сил бьются, чтобы все в равной мере страдали — вместо того, чтобы бороться за избавление от страданий. Былая дружба, единство и взаимопомощь — забываются. Их место быстро занимают мелочные ссоры, придирки и доносы.

Фараон не хотел сразу демонстрировать свою звериную жестокость. Поэтому он пошел на хитрость. Сначала установил налог на высокую рождаемость.

Если рождаемость выше средней по стране (у евреев она значимо превышала среднестатистическую) — значит, и потребление ресурсов повышенное. Потребляете много ресурсов — платите!

Так сыны Израиля оказались под гнетом непосильных налогов. На первом этапе коварного плана по уничтожению еврейского народа произошло финансовое закабаление евреев.

Не можете платить? Отрабатывайте.

Вступление в следующую фазу реализации этого плана, ознаменовалось началом физического рабства. Потомков Яакова начали эксплуатировать как рабов.

Фараон потирал руки — его хитроумный план успешно осуществлялся.

 

на основе комментариев рава Йешаягу-Йосефа Юнграйза

(автор книги «"Хазон Йешаягу»)

и рава Моше Штернбуха

(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)

 

 

 

2. Истинная причина антисемитизма фараона

 

Фараон бросил клич против евреев. Как сказано: «Вот, народ сынов Израиля многочисленнее и сильнее нас» (Шемот, гл. 1, ст. 9).

Но ведь сыны Израиля до сих пор ни в чем плохом замечены не были. Они продолжали хранить лояльность египетским властям, никакого ущерба не причиняли. Наоборот — вносили значимый вклад в подъем и развитие египетской экономики.

Чем же вызвано недовольство фараона? Что его побудило выдвигать злобные претензии?

Очевидно, фараон положил глаз на еврейские деньги. Так обычно бывает. Когда хотят прибрать к рукам чужое — первым делом пускают мифы о еврейском богатстве, о паразитах и кровопийцах, в переносном, но часто и прямом смысле слова. Помните эти кликушества: кровь младенцев, кровь в маце, а в результате — реки еврейской крови.

В Египте евреи начали плодиться и размножаться быстрее местного населения. Но в количественном соотношении им было далеко до египтян. Так почему же фараон забил тревогу?

Известно, что Ишмаэль, а вместе с ним и его потомки, получили благословение на размножение. Со временем оно трансформировалось в повышенный интерес к отношениям между полами.

Когда Всевышний предлагал Тору народам мира, Он предупредил потомков Ишмаэля, что в ней есть запрет на прелюбодеяния.

— Тогда Тора нам не подходит, — ответили те.

— Почему же?

— Потому что наш конек — безудержное размножение, а оно идет рука об руку с прелюбодеянием.

Эсав получил благословение — «Мечом своим будешь жить» (Берешит, гл. 27, ст. 40). И этого было достаточно, чтобы отвергнуть Тору, согласно которой на убийство установлен строгий запрет.

Все народы мира, кроме сынов Израиля, отвергли Тору, включая и те заповеди, что адресованы потомкам Ноаха.

Поэтому педалирование темы «Бней Ноах» и обучение неевреев Торе, кроме вреда — ничего не принесет.

Мне понятны коммерческие интересы (других нет), стоящих за этим людей. Но они должны осознать, что их усилия приводят лишь к росту антисемитизма в мире и пролитию еврейской крови.

Родившая Ишмаэля Агарь, как известно, была дочерью одного из египетских фараонов. Соответственно, фараон, приходился Ишмаэлю дедушкой.

Теперь понятно, почему небывалый рост численности евреев так его возмутил. Ведь размножение — это прерогатива не Израиля, но потомков Ишмаэля.

— Они становятся сильным и многочисленным народом за наш счет! — вопил царь Египта, — Благословение на размножение дано Ишмаэлю, не им. Не хватало еще, чтобы они покусились на благословение, данное Эсаву — «мечом своим будешь жить» и выкинули нас из нашей же страны!

Поскольку речь идет об узурпации благословений, то слова «Давайте исхитримся против него» — можно отнести не только к еврейскому народу, но также и к Источнику и Хозяину всех благословений, к Всевышнему. И, следовательно, их нужно писать так: давайте исхитримся против Него.

Таким образом, фараон объявил войну не только сынам Израиля, но и Творцу. По его стопам пошли и все будущие антисемиты. Преследуя евреев, они тем самым ведут войну против Создателя.

 

на основе комментария рава Эфраима-Шломо Лунчица

(автор-составитель одного из наиболее известных сборников комментариев к Торе под названием «Кли Якар»; Польша, вторая половина 16-го – начало 17-го вв.)

  

 

 

3. Против кого хитрить

 

Фараон понимает, что так просто с евреями ему не справиться, они ему не по зубам. Но ведь можно попробовать перехитрить! И он призывает египтян — «Давайте исхитримся против него» (Шемот, гл. 1, ст. 10).

Но кого именно имеет в виду правитель Египта? Кого он собирается перехитрить? Кто скрывается под загадочным и безликим словосочетанием «против него»?

Хоть и употреблено здесь единственное число, целей у фараона — явно несколько.

И действительно, в Талмуде (трактат Сота, лист 11) говорится, что к правителю Египта были приглашены три советника: Итро, Иов и Билам.

Итро не хотел принимать участие в этом преступном заговоре и сбежал при первой же возможности.

Иов, хоть и остался, но все больше отмалчивался — чувствовалось, что происходящее ему неприятно.

Злодей Билам проявил активность. Он охотно раздавал советы, высказывал идеи, делился соображениями. Словом — оказался единственным, кто сполна оправдал возложенные на приглашенных надежды.

Но почему Итро решил сбежать, почему не остался и не оппонировал Биламу?

Он опасался, что Иов, в этом случае, примет сторону Билама, и тогда Итро будеь в меньшинстве.

Итак, к фараону были приглашены три советника. Очевидно, это было неспроста и объектов приложения хитрости тоже было три.

Теперь нам осталось выяснить, что же это за объекты?

Прежде всего, логично предположить, что один из них — еврейский народ. Ну куда же без него?! Излюбленная мантра антисемитов всех времен — «во всем евреи виноваты».

Накануне совета египетскому правителю приснился сон. Он видел огромные весы, на одной чаше которых находился весь Египет, на другой — теленок. И этот теленок перевесил.

Наутро фараон обратился к придворным колдунам и предсказателям, с требованием растолковать сон. Они сказали, что у сынов Израиля появится сильный лидер, способный разрушить Египет, подорвать его могущество, что и произойдет в действительности. Поэтому было решено принять меры и не допустить появление избавителя еврейского народа.

Меры были очень простыми — все дети мужского пола подлежали истреблению.   

И наконец, третьим, кого собирались перехитрить, был Сам Всевышний. Только разве это возможно — перехитрить Владыку мира?

Для этого выработали немудреный и чудовищный по своей жестокости способ.

Известно, что Всевышний карает согласно принципу мида кенегед мида (мера за меру). Значит, нужно найти условия, при которых этот принцип не может вступить в силу.

Выяснили, что Творец пообещал никогда больше не насылать Потоп. Поэтому и решили утопить будущего лидера Израиля в Ниле. Поскольку теоретически любой младенец мужского пола мог вырасти и стать избавителем Израиля — приняли решение топить всех новорожденных мальчиков, без исключения. При этом фараон и египтяне были уверены, что Всевышний оставит их безнаказанными. Ведь Он поклялся больше не наводить Потоп на землю и на людей. Стало быть, в этом случае не станет мстить.

Забегая вперед, скажем, что Творец успешно справился с этой хитростью. Он действительно не наводил Потоп на фараона и египтян. Он навел их на потоп.

Словом, на хитрость Всевышний ответил хитростью, реализованную в три этапа. Он велел расступиться водам моря Суф, подождал пока египтяне с фараоном во главе войдут в эту ловушку, а затем просто вернул воду на прежнее место и в прежнее состояние.

Можно себе представить удивление воинов фараона, когда море сомкнуло свои воды над их головами.

 

на основе комментария раби Авраама-Мордехая Алтера

(Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)

 

 

4. Египтяне — собирательный образ народов, среди которых жили евреи

 

Фараон призывает своих соплеменников на борьбу против евреев. «Давайте исхитримся против него..., — говорит он. — Если случится война, примкнет он к ненавистникам нашим и станет бороться с нами» (Шемот, гл. 1, ст. 10).

Иначе говоря, правитель Египта обвиняет сынов Израиля в том, что в случае войны они могут стать «пятой колонной». Это определение еще не было придумано, но смысл слов фараона именно такой. И как следствие этого обвинения — притеснение евреев. Как написано: «И творили зло нам египтяне и истязали нас» (Дварим, гл. 26, ст. 6).

Эту фразу можно перевести иначе — «египтяне выставляли нас злодеями», то есть — очерняли.

Так начинались все антисемитские кампании. Сначала евреев клеймили и обвиняли во всех смертных грехах. А оттуда уже открыт путь к попыткам уничтожить еврейский народ.

На протяжении тысячелетий галута (рассеяния), духовные и политические лидеры народов мира — каких только ярлыков на евреев не навешивали, в чем их только не обвиняли! И чем нелепей и абсурдней был навет — тем охотнее в него верили.

Например, в Средние века, чума буквально выкашивала коренное население европейских городов. Причиной тому была скученность и страшная антисанитария.

Евреи же старались селиться в отдельных районах, в гетто. Они строго придерживались санитарно-гигиенических норм, предписанных Торой. Поэтому чума их практически не затронула.

Вместо того, чтобы перенять у сынов Израиля любовь к чистоте — физической и духовной — лидеры неевреев стали обвинить своих еврейских соседей в распространении чумы и заражении колодцев.

Вот уж действительно — с больной головы на здоровую!

Такое происходило не только в Европе (месте проживания потомков Эсава), но и на Ближнем Востоке, в цитадели потомков Ишмаэля, евреи сталкивались с таким же к себе отношением.

Лет 150 назад мусульманский суд Иерусалима рассматривал чудовищное преступление. Арабский молодчик насмерть забил свою родную мать. Судьи наседали на парня, ему грозило суровое наказание. И поделом! Каким последним негодяем нужно быть, чтобы лишить жизни ту, которая даровала тебе жизнь!

— Что ты можешь сказать в свое оправдание? — задали преступнику, по сути, формальный вопрос — все понимали, что убийство матери не может иметь оправдания.

— Я выпил много вина, и оно ударило мне в голову...

Казалось, что парень еще больше усугубил свое положение. Кроме совершения тяжкого преступления, он еще наплевал и на строжайший исламский запрет на употребление алкоголя.

Среди судей промелькнула тень замешательства. Их настрой явно менялся. Наконец они провозгласили вердикт. 

— Откуда у араба-мусульманина в святом городе Иерусалиме может взяться вино? Наверняка он купил его у евреев! Посему на еврейскую общину Иерусалима налагается штраф в шесть золотых динаров. А мусульманин, убийца матери, объявляется невиновным и свободным.

Вот вам образчик мусульманского правосудия и справедливости.

Согласно морали народов мира, источник любого зла, какое ни возьми — евреи. 

Фраза «И творили зло нам египтяне и истязали нас» имеет и дополнительный смысл.

Слово «вайяреу» (творили зло) созвучно и имеет тот же корень, что и слово «реут» (дружба).

Египтяне, являющиеся собирательным образом народов, среди которых жили евреи, поначалу старались изображать дружелюбие и добрососедские отношения. Они поначалу приравняли права сынов Израиля к своим и шли навстречу их интересам. Все это — чтобы быстрее их ассимилировать и ослабить веру в Творца.

Преуспев в этом — со временем, евреи мало чем отличались от египтян — они выбросили пряник и, взяв в руки кнут, перешли к «истязаниям».

По этой схеме действовали многие народы мира. Они приглашали сынов Израиля селиться среди них, мило улыбались, были предупредительными и приветливыми. Но рано или поздно — показывали свое истинное лицо со звериным оскалом.

 

на основе комментариев рава Овадьи из Бартануры

(один из крупнейших комментаторов Мишны, родился в Италии — город Бартанура, переехал в Эрец Исраэль, был главным раввином Иерусалима; середина 15-го — начало 16-го вв.)

 

 

5. Тяжело трудиться можно и над Торой

 

Египтяне стали порабощать сынов Израиля. И в Торе об этом написано: «И горькою делали жизнь их тяжкой работою с глиной и с кирпичами, и всякой работою в поле — и вся их работа, которою их порабощали, была подневольным трудом (Шемот, гл. 1, ст. 14).

Только все это не касалось колена Леви. Сыны Леви от подневольного труда были освобождены.

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Шемот, гл. 5) сказано, что левитов, в отличие от остальных евреев, египтяне не заставляли тяжело трудиться на египетских стройках. Доказательством этому может служить тот факт, что Моше и Аарон всегда, в любое время, свободно проходили к фараону. Что было бы невозможно, если бы они были заняты на общественных работах.

Возникает вопрос — на каком основании египтяне с фараоном во главе порабощали одних и не трогали других? Чем объяснялся их выбор потенциальных жертв для порабощения?

Отвечая на поставленные вопросы, можно, конечно, исследовать социально-экономические причины, можно даже залезть в политику. Но если мы хотим добраться до сути, нам следует обратить внимание на пророчество, которое находим в книге Берешит (гл. 15, ст. 13): «Знай же, знай, что чужаками и пришельцами будет потомство твое на земле, не им принадлежащей, и будут порабощать их и угнетать их, четыреста лет».

Чтобы исполнились эти слова Всевышнего, Яаков со своими детьми спустился в Египет. А реализация этого началась, когда фараон принял драконовские законы против евреев.

Только мы все равно не видим, чтобы Творец, говоря о чужаках и пришельцах, о порабощении и угнетении, для кого-то сделал исключение. Так почему же сыны Леви не работали наравне со всеми?

В книге Зогар Учителя, исследуют нашу фразу «И горькою делали жизнь...», рассматривают ее с весьма неожиданного ракурса.

Написано: «И горькою делали жизнь их тяжелой (в оригинале — каша, ударение на последнем слоге) работой». Слово «каша» (тяжелая) созвучно слову «кушия» (сложный вопрос, возникающий при изучении той или иной темы в Талмуде).

В выражении «с глиной» (в оригинале — бе-хомер) содержится намек на один из принципов понимания Торы — каль ва-хомер (от простого к сложному).

В словах «и с кирпичами» (у-би-лвеним) — намек на либун галахот, то есть — на процесс установления закона в том или ином случае, проверки и очищения от примесей.

Фрагмент «И всякой работою в поле» — дает намек на барайту (положение Устной Торы, не вошедшее в Мишну).

В словах «и вся их работа» — намек на Мишну.

Мы видим, что Всевышний установил, что сыны Израиля должны заниматься тяжелой работой с глиной и с кирпичами, тяжело работать в поле. Но Он не объяснил, не конкретизировал, что за глина и что за кирпичи, и что за работа в поле.

Сыны Леви справедливо задались вопросом: с какой стати мы должны работать на фараона, обогащая его. Ведь можно трудиться, изучая Тору — формулировать сложные вопросы, постепенно очищать галаху от чужеродных примесей, изучать Барайту и Мишну. Левиты смекнули: если уже суждено оказаться порабощенными — пусть это будет порабощение Торой. Вместо того, чтобы месить глину для кирпичей, или грязь в поле, они стали «месить» Талмуд.

У каждого человека есть выбор, что ему «месить».

Один человек прогуливался вдоль берега и наблюдал за погрузкой торговых судов в порту. Один корабль загружали зерном, другой — бочками с вином, рулоны тканей грузили на третий.

Вдруг он заметил, что один из кораблей грузят громадными тяжелеными камнями.

Человек никак не мог взять в толк, зачем на корабль грузят эти камни. Кому они могли понадобиться?

Он решил расспросить капитана:

— Скажи, любезнейший, для кого предназначен груз твоего корабля? Неужели в тех краях, куда вы плывете, нет таких камней? Для чего гонять корабль, возить камни по морю, если можно воспользоваться местными?

— Нет, что ты! Этими камнями никто не торгует. Мы идем порожняком, и камни нужны в качестве балласта, чтобы корабль не перевернулся.

Каждый человек сам выбирает, что за товар он примет на борт. Везти ли ему что-то ценное, или — идти порожняком, таща балласт, не имеющий никакой ценности.

 

на основе комментария рава Шалома Швадрона

(автор книги «Тхелет Мордехай», Галиция, 1835-1911 гг.)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «ШЕМОТ»

 

Место в Торе: книга Шемот, гл. 1, ст. 1 – гл. 6, ст. 1.

 

Почему глава так называется?

По первой фразе главы: “И вот имена…”.

Имена на иврите — шемот.

 

Обсуждение главы Шемот

 

1. Хитрость фараона

 

Фараон начинает злобную, антисемитскую кампанию. В нашей недельной главе об этом читаем: «Вот народ сынов Израиля многочисленнее и сильнее нас. Давайте исхитримся против него, а не то умножится он и, случись война, и присоединится он к неприятелям нашим, и будет воевать против нас, и уйдет из страны. И поставили над Израилем сборщиков налогов и надзирателей» (Шемот, гл. 1, ст. 9-11).

Слово «ацум» переведено здесь как — «сильный», и оно действительно может использоваться в этом значении. Например — во фразе: «Народ великий и могучий (в оригинале — ацум)» (Бамидбар, гл. 14, ст. 12).

Однако у него есть и другое значение — «большое количество», «множество». В той же книге Бамидбар (гл. 31, ст. 1), например, читаем: «И стада многочисленные были у сынов Реувена и у сынов Гада, велики (ацум) чрезвычайно».

В единстве есть особая сила.

Написано в Танахе: «Тройная нить не рвется» (Коэлет, гл. 4, ст. 12). Человек может с легкостью порвать нить, а затем — еще одну и еще. Но если три нити сплетены вместе — у него ничего не получится. 

Отец перед смертью собрал своих сыновей и дал каждому по лучине.

— Сломайте ваши лучины! — велел он.

И сыновья легко справились с этим заданием.

Затем он положил перед собой пучок лучин и предложил сломать его. Как сыновья ни старались, никто из них не сумел сделать это.

— Помните, дети мои! — сказал отец. — Пока меж вами царит единство, никто не сможет вас одолеть. Но стоит зародиться розни — и вы будете сломлены поодиночке.

Фараон знал, что сыны Израиля сильны в своей сплоченности и единстве. Когда они вместе — с ними не справиться. И хотя египтян больше — численное преимущество не поможет.

У слова «ацум» — тот же корень, что и у слова «эцем» (кость). В своем единстве евреи крепки, подобно кости — ничто их не сломит.

Правитель Египта понимает, что нужно исхитриться «против него» (еврейского народа) — раздробить единого «его» на множество разрозненных «их». Необходимо превратить единый народ с единым сердцем — в «разношерстную» толпу людей, которых мало что между собой связывает.

С этой целью он предложил поставить над Израилем сборщиков налогов. В надежде, что под тяжестью налогов, евреи утратят единство. Одни будут искать освобождения от налогов, другие будут уклоняться от уплаты, третьи — заплатят все сполна.

Такое положение дел, конечно же, приведет к расколу в обществе. 

Когда людей ставят в трудные условия, они начинают с большей строгостью относиться друг к другу. Кому-то начинает казаться, что ему хуже, чем соседу, что сосед отлынивает, а он вынужден тянуть лямку. Начинается борьба за справедливость. Люди изо всех сил бьются, чтобы все в равной мере страдали — вместо того, чтобы бороться за избавление от страданий. Былая дружба, единство и взаимопомощь — забываются. Их место быстро занимают мелочные ссоры, придирки и доносы.

Фараон не хотел сразу демонстрировать свою звериную жестокость. Поэтому он пошел на хитрость. Сначала установил налог на высокую рождаемость.

Если рождаемость выше средней по стране (у евреев она значимо превышала среднестатистическую) — значит, и потребление ресурсов повышенное. Потребляете много ресурсов — платите!

Так сыны Израиля оказались под гнетом непосильных налогов. На первом этапе коварного плана по уничтожению еврейского народа произошло финансовое закабаление евреев.

Не можете платить? Отрабатывайте.

Вступление в следующую фазу реализации этого плана, ознаменовалось началом физического рабства. Потомков Яакова начали эксплуатировать как рабов.

Фараон потирал руки — его хитроумный план успешно осуществлялся.

 

на основе комментариев рава Йешаягу-Йосефа Юнграйза

(автор книги «"Хазон Йешаягу»)

и рава Моше Штернбуха

(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)

 

 

 

2. Истинная причина антисемитизма фараона

 

Фараон бросил клич против евреев. Как сказано: «Вот, народ сынов Израиля многочисленнее и сильнее нас» (Шемот, гл. 1, ст. 9).

Но ведь сыны Израиля до сих пор ни в чем плохом замечены не были. Они продолжали хранить лояльность египетским властям, никакого ущерба не причиняли. Наоборот — вносили значимый вклад в подъем и развитие египетской экономики.

Чем же вызвано недовольство фараона? Что его побудило выдвигать злобные претензии?

Очевидно, фараон положил глаз на еврейские деньги. Так обычно бывает. Когда хотят прибрать к рукам чужое — первым делом пускают мифы о еврейском богатстве, о паразитах и кровопийцах, в переносном, но часто и прямом смысле слова. Помните эти кликушества: кровь младенцев, кровь в маце, а в результате — реки еврейской крови.

В Египте евреи начали плодиться и размножаться быстрее местного населения. Но в количественном соотношении им было далеко до египтян. Так почему же фараон забил тревогу?

Известно, что Ишмаэль, а вместе с ним и его потомки, получили благословение на размножение. Со временем оно трансформировалось в повышенный интерес к отношениям между полами.

Когда Всевышний предлагал Тору народам мира, Он предупредил потомков Ишмаэля, что в ней есть запрет на прелюбодеяния.

— Тогда Тора нам не подходит, — ответили те.

— Почему же?

— Потому что наш конек — безудержное размножение, а оно идет рука об руку с прелюбодеянием.

Эсав получил благословение — «Мечом своим будешь жить» (Берешит, гл. 27, ст. 40). И этого было достаточно, чтобы отвергнуть Тору, согласно которой на убийство установлен строгий запрет.

Все народы мира, кроме сынов Израиля, отвергли Тору, включая и те заповеди, что адресованы потомкам Ноаха.

Поэтому педалирование темы «Бней Ноах» и обучение неевреев Торе, кроме вреда — ничего не принесет.

Мне понятны коммерческие интересы (других нет), стоящих за этим людей. Но они должны осознать, что их усилия приводят лишь к росту антисемитизма в мире и пролитию еврейской крови.

Родившая Ишмаэля Агарь, как известно, была дочерью одного из египетских фараонов. Соответственно, фараон, приходился Ишмаэлю дедушкой.

Теперь понятно, почему небывалый рост численности евреев так его возмутил. Ведь размножение — это прерогатива не Израиля, но потомков Ишмаэля.

— Они становятся сильным и многочисленным народом за наш счет! — вопил царь Египта, — Благословение на размножение дано Ишмаэлю, не им. Не хватало еще, чтобы они покусились на благословение, данное Эсаву — «мечом своим будешь жить» и выкинули нас из нашей же страны!

Поскольку речь идет об узурпации благословений, то слова «Давайте исхитримся против него» — можно отнести не только к еврейскому народу, но также и к Источнику и Хозяину всех благословений, к Всевышнему. И, следовательно, их нужно писать так: давайте исхитримся против Него.

Таким образом, фараон объявил войну не только сынам Израиля, но и Творцу. По его стопам пошли и все будущие антисемиты. Преследуя евреев, они тем самым ведут войну против Создателя.

 

на основе комментария рава Эфраима-Шломо Лунчица

(автор-составитель одного из наиболее известных сборников комментариев к Торе под названием «Кли Якар»; Польша, вторая половина 16-го – начало 17-го вв.)

  

 

 

3. Против кого хитрить

 

Фараон понимает, что так просто с евреями ему не справиться, они ему не по зубам. Но ведь можно попробовать перехитрить! И он призывает египтян — «Давайте исхитримся против него» (Шемот, гл. 1, ст. 10).

Но кого именно имеет в виду правитель Египта? Кого он собирается перехитрить? Кто скрывается под загадочным и безликим словосочетанием «против него»?

Хоть и употреблено здесь единственное число, целей у фараона — явно несколько.

И действительно, в Талмуде (трактат Сота, лист 11) говорится, что к правителю Египта были приглашены три советника: Итро, Иов и Билам.

Итро не хотел принимать участие в этом преступном заговоре и сбежал при первой же возможности.

Иов, хоть и остался, но все больше отмалчивался — чувствовалось, что происходящее ему неприятно.

Злодей Билам проявил активность. Он охотно раздавал советы, высказывал идеи, делился соображениями. Словом — оказался единственным, кто сполна оправдал возложенные на приглашенных надежды.

Но почему Итро решил сбежать, почему не остался и не оппонировал Биламу?

Он опасался, что Иов, в этом случае, примет сторону Билама, и тогда Итро будеь в меньшинстве.

Итак, к фараону были приглашены три советника. Очевидно, это было неспроста и объектов приложения хитрости тоже было три.

Теперь нам осталось выяснить, что же это за объекты?

Прежде всего, логично предположить, что один из них — еврейский народ. Ну куда же без него?! Излюбленная мантра антисемитов всех времен — «во всем евреи виноваты».

Накануне совета египетскому правителю приснился сон. Он видел огромные весы, на одной чаше которых находился весь Египет, на другой — теленок. И этот теленок перевесил.

Наутро фараон обратился к придворным колдунам и предсказателям, с требованием растолковать сон. Они сказали, что у сынов Израиля появится сильный лидер, способный разрушить Египет, подорвать его могущество, что и произойдет в действительности. Поэтому было решено принять меры и не допустить появление избавителя еврейского народа.

Меры были очень простыми — все дети мужского пола подлежали истреблению.   

И наконец, третьим, кого собирались перехитрить, был Сам Всевышний. Только разве это возможно — перехитрить Владыку мира?

Для этого выработали немудреный и чудовищный по своей жестокости способ.

Известно, что Всевышний карает согласно принципу мида кенегед мида (мера за меру). Значит, нужно найти условия, при которых этот принцип не может вступить в силу.

Выяснили, что Творец пообещал никогда больше не насылать Потоп. Поэтому и решили утопить будущего лидера Израиля в Ниле. Поскольку теоретически любой младенец мужского пола мог вырасти и стать избавителем Израиля — приняли решение топить всех новорожденных мальчиков, без исключения. При этом фараон и египтяне были уверены, что Всевышний оставит их безнаказанными. Ведь Он поклялся больше не наводить Потоп на землю и на людей. Стало быть, в этом случае не станет мстить.

Забегая вперед, скажем, что Творец успешно справился с этой хитростью. Он действительно не наводил Потоп на фараона и египтян. Он навел их на потоп.

Словом, на хитрость Всевышний ответил хитростью, реализованную в три этапа. Он велел расступиться водам моря Суф, подождал пока египтяне с фараоном во главе войдут в эту ловушку, а затем просто вернул воду на прежнее место и в прежнее состояние.

Можно себе представить удивление воинов фараона, когда море сомкнуло свои воды над их головами.

 

на основе комментария раби Авраама-Мордехая Алтера

(Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)

 

 

4. Египтяне — собирательный образ народов, среди которых жили евреи

 

Фараон призывает своих соплеменников на борьбу против евреев. «Давайте исхитримся против него..., — говорит он. — Если случится война, примкнет он к ненавистникам нашим и станет бороться с нами» (Шемот, гл. 1, ст. 10).

Иначе говоря, правитель Египта обвиняет сынов Израиля в том, что в случае войны они могут стать «пятой колонной». Это определение еще не было придумано, но смысл слов фараона именно такой. И как следствие этого обвинения — притеснение евреев. Как написано: «И творили зло нам египтяне и истязали нас» (Дварим, гл. 26, ст. 6).

Эту фразу можно перевести иначе — «египтяне выставляли нас злодеями», то есть — очерняли.

Так начинались все антисемитские кампании. Сначала евреев клеймили и обвиняли во всех смертных грехах. А оттуда уже открыт путь к попыткам уничтожить еврейский народ.

На протяжении тысячелетий галута (рассеяния), духовные и политические лидеры народов мира — каких только ярлыков на евреев не навешивали, в чем их только не обвиняли! И чем нелепей и абсурдней был навет — тем охотнее в него верили.

Например, в Средние века, чума буквально выкашивала коренное население европейских городов. Причиной тому была скученность и страшная антисанитария.

Евреи же старались селиться в отдельных районах, в гетто. Они строго придерживались санитарно-гигиенических норм, предписанных Торой. Поэтому чума их практически не затронула.

Вместо того, чтобы перенять у сынов Израиля любовь к чистоте — физической и духовной — лидеры неевреев стали обвинить своих еврейских соседей в распространении чумы и заражении колодцев.

Вот уж действительно — с больной головы на здоровую!

Такое происходило не только в Европе (месте проживания потомков Эсава), но и на Ближнем Востоке, в цитадели потомков Ишмаэля, евреи сталкивались с таким же к себе отношением.

Лет 150 назад мусульманский суд Иерусалима рассматривал чудовищное преступление. Арабский молодчик насмерть забил свою родную мать. Судьи наседали на парня, ему грозило суровое наказание. И поделом! Каким последним негодяем нужно быть, чтобы лишить жизни ту, которая даровала тебе жизнь!

— Что ты можешь сказать в свое оправдание? — задали преступнику, по сути, формальный вопрос — все понимали, что убийство матери не может иметь оправдания.

— Я выпил много вина, и оно ударило мне в голову...

Казалось, что парень еще больше усугубил свое положение. Кроме совершения тяжкого преступления, он еще наплевал и на строжайший исламский запрет на употребление алкоголя.

Среди судей промелькнула тень замешательства. Их настрой явно менялся. Наконец они провозгласили вердикт. 

— Откуда у араба-мусульманина в святом городе Иерусалиме может взяться вино? Наверняка он купил его у евреев! Посему на еврейскую общину Иерусалима налагается штраф в шесть золотых динаров. А мусульманин, убийца матери, объявляется невиновным и свободным.

Вот вам образчик мусульманского правосудия и справедливости.

Согласно морали народов мира, источник любого зла, какое ни возьми — евреи. 

Фраза «И творили зло нам египтяне и истязали нас» имеет и дополнительный смысл.

Слово «вайяреу» (творили зло) созвучно и имеет тот же корень, что и слово «реут» (дружба).

Египтяне, являющиеся собирательным образом народов, среди которых жили евреи, поначалу старались изображать дружелюбие и добрососедские отношения. Они поначалу приравняли права сынов Израиля к своим и шли навстречу их интересам. Все это — чтобы быстрее их ассимилировать и ослабить веру в Творца.

Преуспев в этом — со временем, евреи мало чем отличались от египтян — они выбросили пряник и, взяв в руки кнут, перешли к «истязаниям».

По этой схеме действовали многие народы мира. Они приглашали сынов Израиля селиться среди них, мило улыбались, были предупредительными и приветливыми. Но рано или поздно — показывали свое истинное лицо со звериным оскалом.

 

на основе комментариев рава Овадьи из Бартануры

(один из крупнейших комментаторов Мишны, родился в Италии — город Бартанура, переехал в Эрец Исраэль, был главным раввином Иерусалима; середина 15-го — начало 16-го вв.)

 

 

5. Тяжело трудиться можно и над Торой

 

Египтяне стали порабощать сынов Израиля. И в Торе об этом написано: «И горькою делали жизнь их тяжкой работою с глиной и с кирпичами, и всякой работою в поле — и вся их работа, которою их порабощали, была подневольным трудом (Шемот, гл. 1, ст. 14).

Только все это не касалось колена Леви. Сыны Леви от подневольного труда были освобождены.

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Шемот, гл. 5) сказано, что левитов, в отличие от остальных евреев, египтяне не заставляли тяжело трудиться на египетских стройках. Доказательством этому может служить тот факт, что Моше и Аарон всегда, в любое время, свободно проходили к фараону. Что было бы невозможно, если бы они были заняты на общественных работах.

Возникает вопрос — на каком основании египтяне с фараоном во главе порабощали одних и не трогали других? Чем объяснялся их выбор потенциальных жертв для порабощения?

Отвечая на поставленные вопросы, можно, конечно, исследовать социально-экономические причины, можно даже залезть в политику. Но если мы хотим добраться до сути, нам следует обратить внимание на пророчество, которое находим в книге Берешит (гл. 15, ст. 13): «Знай же, знай, что чужаками и пришельцами будет потомство твое на земле, не им принадлежащей, и будут порабощать их и угнетать их, четыреста лет».

Чтобы исполнились эти слова Всевышнего, Яаков со своими детьми спустился в Египет. А реализация этого началась, когда фараон принял драконовские законы против евреев.

Только мы все равно не видим, чтобы Творец, говоря о чужаках и пришельцах, о порабощении и угнетении, для кого-то сделал исключение. Так почему же сыны Леви не работали наравне со всеми?

В книге Зогар Учителя, исследуют нашу фразу «И горькою делали жизнь...», рассматривают ее с весьма неожиданного ракурса.

Написано: «И горькою делали жизнь их тяжелой (в оригинале — каша, ударение на последнем слоге) работой». Слово «каша» (тяжелая) созвучно слову «кушия» (сложный вопрос, возникающий при изучении той или иной темы в Талмуде).

В выражении «с глиной» (в оригинале — бе-хомер) содержится намек на один из принципов понимания Торы — каль ва-хомер (от простого к сложному).

В словах «и с кирпичами» (у-би-лвеним) — намек на либун галахот, то есть — на процесс установления закона в том или ином случае, проверки и очищения от примесей.

Фрагмент «И всякой работою в поле» — дает намек на барайту (положение Устной Торы, не вошедшее в Мишну).

В словах «и вся их работа» — намек на Мишну.

Мы видим, что Всевышний установил, что сыны Израиля должны заниматься тяжелой работой с глиной и с кирпичами, тяжело работать в поле. Но Он не объяснил, не конкретизировал, что за глина и что за кирпичи, и что за работа в поле.

Сыны Леви справедливо задались вопросом: с какой стати мы должны работать на фараона, обогащая его. Ведь можно трудиться, изучая Тору — формулировать сложные вопросы, постепенно очищать галаху от чужеродных примесей, изучать Барайту и Мишну. Левиты смекнули: если уже суждено оказаться порабощенными — пусть это будет порабощение Торой. Вместо того, чтобы месить глину для кирпичей, или грязь в поле, они стали «месить» Талмуд.

У каждого человека есть выбор, что ему «месить».

Один человек прогуливался вдоль берега и наблюдал за погрузкой торговых судов в порту. Один корабль загружали зерном, другой — бочками с вином, рулоны тканей грузили на третий.

Вдруг он заметил, что один из кораблей грузят громадными тяжелеными камнями.

Человек никак не мог взять в толк, зачем на корабль грузят эти камни. Кому они могли понадобиться?

Он решил расспросить капитана:

— Скажи, любезнейший, для кого предназначен груз твоего корабля? Неужели в тех краях, куда вы плывете, нет таких камней? Для чего гонять корабль, возить камни по морю, если можно воспользоваться местными?

— Нет, что ты! Этими камнями никто не торгует. Мы идем порожняком, и камни нужны в качестве балласта, чтобы корабль не перевернулся.

Каждый человек сам выбирает, что за товар он примет на борт. Везти ли ему что-то ценное, или — идти порожняком, таща балласт, не имеющий никакой ценности.

 

на основе комментария рава Шалома Швадрона

(автор книги «Тхелет Мордехай», Галиция, 1835-1911 гг.)

 

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Как соблюдать кашрут в Украине?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля