МЕЦОРА 
ПЕСАХ
начинается с вечера

22 апреля
"ШАББАТ а-ГАДОЛЬ"
МЕЦОРА 
Чтение текста
Афтары

"ШАББАТ а-ГАДОЛЬ"

18.04.2024, 10 Nisan, 5784

До субботы - 2 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
Пурим
14 Адара
(14.03.25)
в Иерусалиме -
15 Адара
(15.03.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА «ЭМОР»

 

Место в Торе: Ваикра, гл. 21, ст. 1 — гл. 24, ст. 21

 

Почему глава так называется?

По первой фразе, в которой говорится: “И Творец сказал Моше: скажи коэнам (служителям Храма), сынам Аарона…”.

Эмор в переводе с иврита — скажи.

 

Обсуждение главы Эмор

 

1. Язык взрослых и язык детей

 

Наша недельная глава начинается с запрета на осквернение прикосновением к умершим, обращенного к коэнам. Написано: «И сказал Всевышний, обращаясь к Моше: Объяви коэнам, сынам Аарона, и скажи им, чтобы никто из них не осквернялся прикосновением к умершим из народа своего» (Ваикра, гл. 21, ст. 1).

В своем комментарии к этой фразе Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) обращает внимание на удвоение — «Объяви коэнам... и скажи им».

Для чего оно здесь потребовалось?

Ответ на этот вопрос содержится в Талмуде (трактат Йевамот, лист 114). Там говорится, что смысл такого удвоения в том — чтобы предостеречь взрослых. То есть взрослые обязаны позаботиться, чтобы дети не нарушали запреты.

Что для этого нужно?

Прежде всего, взрослые обязаны научиться этому сами, чтобы затем — они обучили детей.

Очевидно, что форма обучения взрослых должна отличаться от способов преподавания детям. Поэтому и удвоение: взрослым объяви так, как принято разговаривать с взрослыми, а детям расскажи на понятном им языке.

Можно еще продолжить эту линию и сделать вывод, что с каждым, если хочешь, чтобы тебя услышали — необходимо разговаривать на его языке.

Особенно это нужно учитывать воспитателям и духовным наставникам. Когда они стараются повлиять на сбившегося с пути и вернуть его в лоно Торы и заповедей. На кого-то лучше влияет мягкое порицание в легкой форме. К кому-то следует применить метод давления и угроз.

Бывает, что спокойные уговоры бессильны и требуется непременно повысить голос. Но порой, только на них и можно рассчитывать — криком ничего не добьешься.

Все зависит от склонностей человека, от его характера и от сложившейся ситуации. И всегда нужно помнить, что иногда важнее бывает не содержание сказанного, но — то, в какой форме оно преподнесено.

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Ваикра, гл. 26) говорится, что Всевышний показал Моше грядущие поколения, с их вождями и духовными лидерами, с их героями и судьями, с их разбойниками и злодеями. И если вожди и духовные лидеры еще могли вызвать интерес у Моше — то, зачем ему было смотреть на разбойников и злодеев?

Дело в том, что сначала Всевышний показал Моше лидеров и выдающихся деятелей каждой эпохи. Моше обратил внимание, что чем дальше от него, тем больше они мельчают.

Тогда Всевышний показал людей попроще — судей, предпринимателей, раввинов, военачальников... Но Моше бросилась в глаза та же картина, чем ближе к концу времен — тем бездарнее и примитивнее люди, тем меньше понимания оседает в их головах.

Тогда Творец решил продемонстрировать злодеев и разбойников. Ведь лидеры подбираются под стать поколению, каково поколение — такие и лидеры.

И этим Он по-настоящему удивил Моше. Пред взором праведника предстали, с одной стороны, слабые, никудышные лидеры, больше заботящиеся о личном благе, вместо общественного. А им противостоят ловкие мошенники и отпетые бандиты.

Всевышний хотел, чтобы Моше помолился о грядущих раввинах и судьях — пусть укрепятся в вере своей и знаниях. А еще пусть помолится о злодеях, и, быть может, ему удастся их ослабить.

Благодаря молитве Моше, многие обрели надежду на тешуву (возвращение на пути, указанные Творцом) и раскаяние...

 

на основе комментариев рава Моше Штернбуха

(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)

и раби Авраама-Мордехая Алтера

(Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)

 

 

 

2. От еврейской души невозможно избавиться

 

Коэну запрещено прикасаться к умершему. Об этом в нашей недельной главе написано: "Объяви коэнам, сынам Аарона, и скажи им, чтобы никто из них не осквернялся прикосновением к умершим из народа своего» (Ваикра, гл. 21, ст. 1).

Речь идет о туме, духовной нечистоте (подробнее об этом — см. на сайте в обзоре недельной главы Тазриа, первый годовой цикл обсуждения). И хотя любой еврей должен остерегаться, чтобы не оскверниться без причины, но к коэнам предъявляются особо строгие требования. Потому что на коэнах лежит особая святость, они избраны для служения Творцу и постоянно должны быть готовы к этому.

Чем больше человек выделен, вознесен над другими — тем больше с него спрашивается.

Коэны не должны ни на минуту забывать о своем особом статусе в общине и о своем предназначении. Человек, избравший своим жизненным путем служение Всевышнему — пусть начнет с того, что хотя бы не будет забывать о своем решении. Ведь теперь на него смотрят не как на частное лицо, но как на одного из служителей Владыки Вселенной. И поступать он должен, исходя из этого.

Остановимся немного на понятии тума.

Умерший наделен свойством распространять духовную нечистоту, чтобы подчеркнуть достоинства и предназначение живого. Человек жив, пока в его теле находится душа, частица Создателя, которую Он поместил в его тело. Когда душа завершает земной путь и возвращается к своему Источнику, тело, лишенное ее, не только не имеет никакой самостоятельной ценности или величия, но наоборот — оно наполняется нечистотой мертвого.

Еврей получает свою душу из-под самого Трона Всевышнего — так называемого, Центра Управления миром. Она несет в себе высочайший потенциал, который должен быть реализован при помощи тела. Душа нематериальна, и сама по себе функционировать в материальном мире действия — не может. Поэтому ей придается верный помощник, слуга, преданный оруженосец в одном лице, точнее — в одном теле.

Пока слуга послушен воле господина — все идет прекрасно. Но в нашем мире много соблазнов, от которых тело бывает не в силах отказаться. Да и охотников управлять им — немало.

Словом, порой душа оказывается напрочь вытесненной из активной жизни индивидуума и обретается где-то в глубине, на задворках сознания, откуда изредка доносится ее жалобный писк, именуемый проснувшейся совестью.

Душу отстранили, чтобы не мешала телу лениться, гоняться за удовольствиями и потихоньку, а иногда и активно, себя убивать.

На протяжении всей жизни душа не оставляет попыток напомнить о себе разными способами, но большинство людей склонны оставаться глухими к угрызениям совести, а свалившиеся на их головы беды списывают на волю случая.

И вот, когда все попытки исчерпаны, душа покидает бренное тело, и тут все вожделения начинают выходить ему боком. Выясняется, что каким бы значимым и выдающимся человек ни был при жизни — умерев, он способен лишь на распространение тумы.

Душа нееврея имеет совершенно иной потенциал. Ведь ему не нужно исполнять заповеди и изучать Тору, не нужно исправлять и улучшать мир. Его задача — не разрушать мир, не увеличивать хаос и запустение. Поэтому, когда его душа отлетает, тело не становится нечистым. Тут нет большой разницы между реализованным потенциалом и потенциалом, растраченным впустую.

Следует отметить, что еврей, который отверг Тору и всю жизнь жил, как нееврей (или даже тот, кто предал веру своих предков и перешел в чуждую евреям религию), после смерти все равно будет духовно нечист. Ведь еврейская душа, как бы ее ни втаптывали в грязь — все же останется еврейской душой, и ее связь с высочайшим Источником сохранится.

Ее, конечно, придется почистить (изменившему веру, чтобы вернуться, нужно будет, кроме прочего, окунуться в микву). Но высокий потенциал у нее останется и будет готов к использованию все то время, пока человек жив.

Таким образом, еврей, если даже захочет — никогда не сможет полностью избавиться от своей еврейской души. Некая Божественная искра остается и у абсолютного безбожника, и у последнего выкреста. Поэтому среди выкрестов так много злейших врагов и ненавистников евреев. Именно от выкрестов еврейский народ терпел больше всего несчастий. Из-за этой искры, которая свербит и дает о себе знать, вызывая невероятную злобу.

Благодаря ей у евреев, верных Торе — всегда есть шанс вернуть своего заблудшего собрата. Поэтому, никогда не надо опускать руки. По крайней мере, пока человек жив.

Да и потом — не следует. Чтобы не прикоснуться к умершему и не принять туму.

 

на основе комментария рава Моше Штернбуха

(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)

 

 

3. Коэн — посол Всевышнего

 

В Торе о статусе коэна сказано: «И ты освяти его, потому что он совершает приношение хлеба Всевышнему, пусть выделен и свят будет у тебя он, поскольку свят Я Творец, освящающий вас» (Ваикра, гл. 21, ст. 8).

Часто люди не выказывают должного уважения тем, кто трудится на благо общества, особенно, на низовых должностях, и даже относятся к ним с некоторой долей презрения. Мол, они и так живут за счет налогов и поборов. Мы, что — еще и уважать их должны? Нет уж! Пусть они нас уважают.

Многие общины содержат колели (колель — учебное заведение для женатых мужчин). Занимающиеся в них аврехи (аврех — женатый человек, который всецело посвятил себя изучению Торы) получают стипендию из средств общины.

Инспектор, выписывающий штрафы за неправильную парковку, считает аврехов нахлебниками. Ведь он честно, в поте лица зарабатывает свой хлеб, а они целыми днями ничего не делают, и живут за его счет. Мысль о том, что их учеба благотворно влияет на жизнь всей общины — минует его натруженную голову.

Всевышний пожелал, чтобы сыны Израиля материально поддерживали коэнов. Поэтому Он установил для коэнов двадцать четыре статьи дохода. Это — двадцать четыре вида разных даров и приношений, полагающихся коэнам.

Теперь, представим коэна, который не достиг больших высот ни в изучении Торы, ни в праведности. Что о нем может сказать средний обыватель из народа?

Этого уважать? За, что?! Если бы он был большим праведником или выдающимся мудрецом Торы — тогда, конечно. Но он же ни рыба, ни мясо. Пусть радуется, что получает мою труму. А уважения от меня он не дождется.

Предвосхищая подобные мысли, Творец обращается к инспектору и к обывателю, к каждому лично, и настоятельно требует освятить этого «нахлебника» и «пройдоху», которого содержит община. Освятить — в своих глазах. Освятить — «потому что он совершает приношение хлеба Всевышнему», в то время как ты выписываешь штрафы за неправильную парковку. И еще довод для среднего обывателя: «пусть выделен и свят будет у тебя он, поскольку свят Я Творец, освящающий вас». 

Если ты не видишь, за что можно уважать коэна — не уважай его за что-то, уважай его во Имя Творца. Пусть он будет для тебя свят не благодаря своим личным качествам или заслугам, но потому что он — представитель Всевышнего, Его посланник.

Когда в какую-то страну прибывает посол мощной империи, во главе которой стоит сильный, несгибаемый правитель, этого посла принимают со всеми надлежащими почестями, даже, если сам посол, как личность, ничего собой не представляет. Пусть он будет глупым, напыщенным занудой, напрочь, лишенным чувства юмора, но поскольку, он посланник того самого правителя, с ним будут предельно вежливы и приветливы и, возможно, даже станут заискивать все те, кто, не занимай он должность посла, близко его к себе не подпустил бы.

Так вот, коэн — это посланник Всевышнего, и уже за одно это он заслуживает уважения. Ведь уважение, проявленное к коэну, в конечном итоге, это уважение к Владыке мира.



 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

4. Нет мира без коэна

 

Написано в нашей недельной главе: «И ты освяти его, потому что он совершает приношение хлеба Всевышнему, пусть выделен и свят будет у тебя он, поскольку свят Я Творец, освящающий вас» (Ваикра, гл. 21, ст. 8).

Коэн обладает святостью в силу своего статуса. Он не может вдруг заявить: знаете, что, мне от этой святости не горячо и не холодно, а только одни проблемы. Не нужна она мне. Хочу быть как обычный еврей, хочу гулять по кладбищу, хочу жениться на разведенной. Поэтому — больше не считайте меня святым, а труму мне и так никто не дает...

 Этого коэна следует принудить соблюдать все ограничения, относящиеся к статусу коэна. Вплоть, до применения силы.

Если муж покинул свою жену, а дать гет (разводное письмо) ей отказывается — разрешается заставить его это сделать. Дать жене при разводе гет — заповедь из Торы.

Но разве можно заставлять выполнить заповедь Торы? Разве человек не сам, по своему желанию, должен ее выполнять?

Рамбам (раби Моше бен Маймон, великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век) объясняет, что главное в человеке — его Божественная душа. А для нее нет ничего важнее выполнения заповедей, в которых выражена Воля Творца. Но тут за дело берется йецер hа-ра (дурное начало) и придумывает всевозможные уловки, чтобы сбить человека с правильного пути и отвлечь от выполнения заповедей. И порой йецеру удается преуспеть. Человек оказывается полностью дезориентированным. Тогда хорошая взбучка может вернуть его в нормальное состояние.

Йецер hа-ра — умеет мастерски застилать глаза. Иногда только физическое воздействие способно убрать с глаз завесы.

Таким образом, даже жесткое воздействие, поскольку оно в интересах самого человека — не считается принуждением. И гет, полученный, благодаря применению силы — не считается вынужденным, но рассматривается, как абсолютно добровольный.

Благодаря нашему фрагменту, можно лучше понять утверждение Рамбама.

Написано: «Пусть выделен и свят будет у тебя он, поскольку свят Я Творец, освящающий вас». Если убрать все завесы, то мы увидим, что в глубине всего — Всевышний. Он стоит абсолютно за всем. Он — причина всего. И значит, отказу от заповедей, просто нет места.

Святость коэна обусловлена святостью Всевышнего. Это означает, что личные качества коэна имеют для нас второстепенное значение. Не из-за них коэна первым вызывают к Торе, не благодаря им, он благословляет сынов Израиля. Это происходит — потому что такова Воля Творца, а коэн — Его посланник.

Кто-то может подумать: для чего мне бераха (благословение) этого простофили, какой из этого выйдет толк?

Только благословение исходит не от того или иного конкретного коэна, и не от коэнов вообще, но — от Всевышнего. Как сказано: «И возложат Имя Мое на сынов Израиля, и Я благословлю их» (Бамидбар, гл. 6, ст. 27).

Коэны выполняют повеление Творца, а Он благословляет еврейский народ. Всевышний — генератор берахи, а коэн — только передатчик, ретранслятор.

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что коэну нужно оказывать особый почет. Так, ему поручают первым начинать всякое доброе дело. Коэн имеет преимущественное право совершать благословение перед трапезой и после нее. Коэна первым вызывают к Торе.

Однажды рав Яаков Каминецкий (глава йешивы «Тора ве-Даат», Нью-Йорк; Россия – США, 20-й век) в праздник Симхат Тора молился в миньяне, где был лишь один Cвиток Торы.

В Симхат Тора принято вызывать к Торе всех присутствующих мужчин. Цикл чтения Торы этого праздника разделен на пять частей. То есть, чтобы завершить чтение нужно вызвать к Торе пять человек. После этого начинают сначала. И снова вызывают пять человек — и так, до тех пор, пока не вызовут всех.

Первым к Торе вызывают коэна. Таким образом, если в миньяне был всего один коэн, его нужно вызывать во главе каждой пятерки. То есть, в каждый цикл будут вызваны к Торе лишь четыре человека (а не пять, потому что пятым, а точнее первым, постоянно будет один и тот же коэн).

Чтобы сэкономить время решили, что коэн, после того, как его вызовут в первой пятерке, выйдет из синагоги, и тогда в каждый цикл будут вызывать к Торе пять новых людей

 Раввин Яаков Галинский был коэном, и его, как положено, вызвали первым к Торе. После этого он, к удивлению присутствующих, не покинул зал. Закончился первый цикл чтения, и перед началом второго, его попросили выйти, но он отказался.

— Но так поступают в одной из самых известных йешив Бней-Брака! — возразили ему.

— Я понял одну важную вещь, — сказал он. — Та йешива славится уровнем обучения, ее выпускники — одни из лучших знатоков Торы. Но вот уже не один год полыхает в ней пламя раздора. И теперь я знаю, в чем причина. Учителя сказали, что порядок вызовов к Торе, когда коэна вызывают первым, способствует установлению мира. Там же, где коэна просят выйти, чтобы не вызывать его лишний раз — мира не будет.

 

на основе комментариев раби Авраама-Мордехая Алтера

(Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)

и рава Моше Штернбуха

(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)

 

 

5. Кадиш стоит пятьдесят золотых

 

В нашей недельной главе говорится о запрете осквернять Имя Всевышнего и о заповеди освящать Его. Здесь мы читаем: «И не оскверняйте святого Имени Моего... Я — Всевышний, освящающий вас» (Ваикра, гл. 22, ст. 32).

Хафец Хаим (раби Исраэль-Меир hа-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века) считал осквернение Имени Всевышнего одним из самых тяжелых прегрешений. Для иллюстрации он часто рассказывал притчу.

В городе случился серьезный пожар. Огонь полыхал на большой территории и распространялся с невероятной скоростью. Моментально собрались люди и стали кричать: «Воды, воды! Немедленно принесите побольше воды!».

Только огонь не убывает, но, наоборот, разгорается с новой силой.

Вдруг кто-то заметил, что те люди, что громче других кричат, они же и поджигают в новых местах и подливают масло и бензин, туда, где огонь уже полыхает...

Когда люди сталкиваются с каким-то вопиющим нарушением Торы, они начинают возмущаться в голос, соревнуясь друг с другом, кто яростнее и гневливее выступит. Со временем выясняется, что возмущавшиеся громче всех, и устроили это непотребство.

Вот оно осквернение Имени Всевышнего, во всей красе.

Как-то сыну Хафец Хаима поручили важное дело на благо общины.

— Скрупулезно обдумывай каждое свое действие, строго выверяй любой свой поступок с требованиями Торы, — наставлял сына Хафец Хаим. — Ведь если ты совершишь нечто, что не подобает делать мудрецу Торы, это будет расценено, как осквернение Имени Всевышнего.

— Но, папа, какой же я мудрец Торы!

— Чтобы осквернить Имя Творца ты достаточно сведущ в Торе.

Обратная сторона медали — это освящение Имени Всевышнего.

В Багдаде жили два еврейских предпринимателя, занимавшихся торговлей подержанными вещами.

Как-то они узнали, что один из местных жителей, араб, переезжает в другой город, в связи с чем, распродает все содержимое своего дома.

Они взяли деньги и направились к нему. Их путь лежал рядом с синагогой. Там-то их и подловил габай (распорядитель в синагоге). Он объяснил, что в синагогу пришел еврей, находящийся в трауре по отцу, и он очень хочет произнести Кадиш (поминальную молитву). Только для этого нужен миньян (десять взрослых мужчин), а его пока не удалось собрать.

Один из торговцев, сославшись на занятость, отказался присоединиться к миньяну. А другой вошел в синагогу и слушал Кадиш, отвечая «амен» в нужных местах. 

Когда он, наконец, попал в дом араба, оказалось, что его приятель уже все скупил. Осталась только стопка какого-то тряпья, да старая подушка с торчащими из дыр перьями.

Раз я уже пришел сюда через весь город, — решил торговец, — то хотя бы уже это куплю. И он заплатил пару грошей за тряпье и подушку.

На обратном пути перья из подушки вываливались — да так, что образовалась изрядная дыра. Он засунул руку в полость подушки и вытащил оттуда золотой браслет тонкой работы.

Знакомый ювелир отвалил за браслет пятьдесят золотых — колоссальную по тем временам сумму.

На следующий день торговец рассказал о случившемся раввину. И тот, улыбнувшись в густую бороду, объяснил, что в том, что произошло, нет ничего удивительного. Ведь сказано в Талмуде (трактат Хуллин, лист 87), что награда за «амен» эквивалентна десяти золотым.

Во время произнесения Кадиша, начинающегося словами «Да возвеличится и освятится великое Имя Его», получается, что ответить «амен» надо пять раз. Очевидно, Всевышний решил немедленно рассчитаться с тобой за Кадиш.

 

на основе комментариев Хатам Софера

(раби Моше Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го – первая половина 19-го вв.)

и раби Йосеф Хаима

(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием «Бен Иш Хай»; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «ЭМОР»

 

Место в Торе: Ваикра, гл. 21, ст. 1 — гл. 24, ст. 21

 

Почему глава так называется?

По первой фразе, в которой говорится: “И Творец сказал Моше: скажи коэнам (служителям Храма), сынам Аарона…”.

Эмор в переводе с иврита — скажи.

 

Обсуждение главы Эмор

 

1. Язык взрослых и язык детей

 

Наша недельная глава начинается с запрета на осквернение прикосновением к умершим, обращенного к коэнам. Написано: «И сказал Всевышний, обращаясь к Моше: Объяви коэнам, сынам Аарона, и скажи им, чтобы никто из них не осквернялся прикосновением к умершим из народа своего» (Ваикра, гл. 21, ст. 1).

В своем комментарии к этой фразе Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) обращает внимание на удвоение — «Объяви коэнам... и скажи им».

Для чего оно здесь потребовалось?

Ответ на этот вопрос содержится в Талмуде (трактат Йевамот, лист 114). Там говорится, что смысл такого удвоения в том — чтобы предостеречь взрослых. То есть взрослые обязаны позаботиться, чтобы дети не нарушали запреты.

Что для этого нужно?

Прежде всего, взрослые обязаны научиться этому сами, чтобы затем — они обучили детей.

Очевидно, что форма обучения взрослых должна отличаться от способов преподавания детям. Поэтому и удвоение: взрослым объяви так, как принято разговаривать с взрослыми, а детям расскажи на понятном им языке.

Можно еще продолжить эту линию и сделать вывод, что с каждым, если хочешь, чтобы тебя услышали — необходимо разговаривать на его языке.

Особенно это нужно учитывать воспитателям и духовным наставникам. Когда они стараются повлиять на сбившегося с пути и вернуть его в лоно Торы и заповедей. На кого-то лучше влияет мягкое порицание в легкой форме. К кому-то следует применить метод давления и угроз.

Бывает, что спокойные уговоры бессильны и требуется непременно повысить голос. Но порой, только на них и можно рассчитывать — криком ничего не добьешься.

Все зависит от склонностей человека, от его характера и от сложившейся ситуации. И всегда нужно помнить, что иногда важнее бывает не содержание сказанного, но — то, в какой форме оно преподнесено.

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Ваикра, гл. 26) говорится, что Всевышний показал Моше грядущие поколения, с их вождями и духовными лидерами, с их героями и судьями, с их разбойниками и злодеями. И если вожди и духовные лидеры еще могли вызвать интерес у Моше — то, зачем ему было смотреть на разбойников и злодеев?

Дело в том, что сначала Всевышний показал Моше лидеров и выдающихся деятелей каждой эпохи. Моше обратил внимание, что чем дальше от него, тем больше они мельчают.

Тогда Всевышний показал людей попроще — судей, предпринимателей, раввинов, военачальников... Но Моше бросилась в глаза та же картина, чем ближе к концу времен — тем бездарнее и примитивнее люди, тем меньше понимания оседает в их головах.

Тогда Творец решил продемонстрировать злодеев и разбойников. Ведь лидеры подбираются под стать поколению, каково поколение — такие и лидеры.

И этим Он по-настоящему удивил Моше. Пред взором праведника предстали, с одной стороны, слабые, никудышные лидеры, больше заботящиеся о личном благе, вместо общественного. А им противостоят ловкие мошенники и отпетые бандиты.

Всевышний хотел, чтобы Моше помолился о грядущих раввинах и судьях — пусть укрепятся в вере своей и знаниях. А еще пусть помолится о злодеях, и, быть может, ему удастся их ослабить.

Благодаря молитве Моше, многие обрели надежду на тешуву (возвращение на пути, указанные Творцом) и раскаяние...

 

на основе комментариев рава Моше Штернбуха

(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)

и раби Авраама-Мордехая Алтера

(Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)

 

 

 

2. От еврейской души невозможно избавиться

 

Коэну запрещено прикасаться к умершему. Об этом в нашей недельной главе написано: "Объяви коэнам, сынам Аарона, и скажи им, чтобы никто из них не осквернялся прикосновением к умершим из народа своего» (Ваикра, гл. 21, ст. 1).

Речь идет о туме, духовной нечистоте (подробнее об этом — см. на сайте в обзоре недельной главы Тазриа, первый годовой цикл обсуждения). И хотя любой еврей должен остерегаться, чтобы не оскверниться без причины, но к коэнам предъявляются особо строгие требования. Потому что на коэнах лежит особая святость, они избраны для служения Творцу и постоянно должны быть готовы к этому.

Чем больше человек выделен, вознесен над другими — тем больше с него спрашивается.

Коэны не должны ни на минуту забывать о своем особом статусе в общине и о своем предназначении. Человек, избравший своим жизненным путем служение Всевышнему — пусть начнет с того, что хотя бы не будет забывать о своем решении. Ведь теперь на него смотрят не как на частное лицо, но как на одного из служителей Владыки Вселенной. И поступать он должен, исходя из этого.

Остановимся немного на понятии тума.

Умерший наделен свойством распространять духовную нечистоту, чтобы подчеркнуть достоинства и предназначение живого. Человек жив, пока в его теле находится душа, частица Создателя, которую Он поместил в его тело. Когда душа завершает земной путь и возвращается к своему Источнику, тело, лишенное ее, не только не имеет никакой самостоятельной ценности или величия, но наоборот — оно наполняется нечистотой мертвого.

Еврей получает свою душу из-под самого Трона Всевышнего — так называемого, Центра Управления миром. Она несет в себе высочайший потенциал, который должен быть реализован при помощи тела. Душа нематериальна, и сама по себе функционировать в материальном мире действия — не может. Поэтому ей придается верный помощник, слуга, преданный оруженосец в одном лице, точнее — в одном теле.

Пока слуга послушен воле господина — все идет прекрасно. Но в нашем мире много соблазнов, от которых тело бывает не в силах отказаться. Да и охотников управлять им — немало.

Словом, порой душа оказывается напрочь вытесненной из активной жизни индивидуума и обретается где-то в глубине, на задворках сознания, откуда изредка доносится ее жалобный писк, именуемый проснувшейся совестью.

Душу отстранили, чтобы не мешала телу лениться, гоняться за удовольствиями и потихоньку, а иногда и активно, себя убивать.

На протяжении всей жизни душа не оставляет попыток напомнить о себе разными способами, но большинство людей склонны оставаться глухими к угрызениям совести, а свалившиеся на их головы беды списывают на волю случая.

И вот, когда все попытки исчерпаны, душа покидает бренное тело, и тут все вожделения начинают выходить ему боком. Выясняется, что каким бы значимым и выдающимся человек ни был при жизни — умерев, он способен лишь на распространение тумы.

Душа нееврея имеет совершенно иной потенциал. Ведь ему не нужно исполнять заповеди и изучать Тору, не нужно исправлять и улучшать мир. Его задача — не разрушать мир, не увеличивать хаос и запустение. Поэтому, когда его душа отлетает, тело не становится нечистым. Тут нет большой разницы между реализованным потенциалом и потенциалом, растраченным впустую.

Следует отметить, что еврей, который отверг Тору и всю жизнь жил, как нееврей (или даже тот, кто предал веру своих предков и перешел в чуждую евреям религию), после смерти все равно будет духовно нечист. Ведь еврейская душа, как бы ее ни втаптывали в грязь — все же останется еврейской душой, и ее связь с высочайшим Источником сохранится.

Ее, конечно, придется почистить (изменившему веру, чтобы вернуться, нужно будет, кроме прочего, окунуться в микву). Но высокий потенциал у нее останется и будет готов к использованию все то время, пока человек жив.

Таким образом, еврей, если даже захочет — никогда не сможет полностью избавиться от своей еврейской души. Некая Божественная искра остается и у абсолютного безбожника, и у последнего выкреста. Поэтому среди выкрестов так много злейших врагов и ненавистников евреев. Именно от выкрестов еврейский народ терпел больше всего несчастий. Из-за этой искры, которая свербит и дает о себе знать, вызывая невероятную злобу.

Благодаря ей у евреев, верных Торе — всегда есть шанс вернуть своего заблудшего собрата. Поэтому, никогда не надо опускать руки. По крайней мере, пока человек жив.

Да и потом — не следует. Чтобы не прикоснуться к умершему и не принять туму.

 

на основе комментария рава Моше Штернбуха

(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)

 

 

3. Коэн — посол Всевышнего

 

В Торе о статусе коэна сказано: «И ты освяти его, потому что он совершает приношение хлеба Всевышнему, пусть выделен и свят будет у тебя он, поскольку свят Я Творец, освящающий вас» (Ваикра, гл. 21, ст. 8).

Часто люди не выказывают должного уважения тем, кто трудится на благо общества, особенно, на низовых должностях, и даже относятся к ним с некоторой долей презрения. Мол, они и так живут за счет налогов и поборов. Мы, что — еще и уважать их должны? Нет уж! Пусть они нас уважают.

Многие общины содержат колели (колель — учебное заведение для женатых мужчин). Занимающиеся в них аврехи (аврех — женатый человек, который всецело посвятил себя изучению Торы) получают стипендию из средств общины.

Инспектор, выписывающий штрафы за неправильную парковку, считает аврехов нахлебниками. Ведь он честно, в поте лица зарабатывает свой хлеб, а они целыми днями ничего не делают, и живут за его счет. Мысль о том, что их учеба благотворно влияет на жизнь всей общины — минует его натруженную голову.

Всевышний пожелал, чтобы сыны Израиля материально поддерживали коэнов. Поэтому Он установил для коэнов двадцать четыре статьи дохода. Это — двадцать четыре вида разных даров и приношений, полагающихся коэнам.

Теперь, представим коэна, который не достиг больших высот ни в изучении Торы, ни в праведности. Что о нем может сказать средний обыватель из народа?

Этого уважать? За, что?! Если бы он был большим праведником или выдающимся мудрецом Торы — тогда, конечно. Но он же ни рыба, ни мясо. Пусть радуется, что получает мою труму. А уважения от меня он не дождется.

Предвосхищая подобные мысли, Творец обращается к инспектору и к обывателю, к каждому лично, и настоятельно требует освятить этого «нахлебника» и «пройдоху», которого содержит община. Освятить — в своих глазах. Освятить — «потому что он совершает приношение хлеба Всевышнему», в то время как ты выписываешь штрафы за неправильную парковку. И еще довод для среднего обывателя: «пусть выделен и свят будет у тебя он, поскольку свят Я Творец, освящающий вас». 

Если ты не видишь, за что можно уважать коэна — не уважай его за что-то, уважай его во Имя Творца. Пусть он будет для тебя свят не благодаря своим личным качествам или заслугам, но потому что он — представитель Всевышнего, Его посланник.

Когда в какую-то страну прибывает посол мощной империи, во главе которой стоит сильный, несгибаемый правитель, этого посла принимают со всеми надлежащими почестями, даже, если сам посол, как личность, ничего собой не представляет. Пусть он будет глупым, напыщенным занудой, напрочь, лишенным чувства юмора, но поскольку, он посланник того самого правителя, с ним будут предельно вежливы и приветливы и, возможно, даже станут заискивать все те, кто, не занимай он должность посла, близко его к себе не подпустил бы.

Так вот, коэн — это посланник Всевышнего, и уже за одно это он заслуживает уважения. Ведь уважение, проявленное к коэну, в конечном итоге, это уважение к Владыке мира.



 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

4. Нет мира без коэна

 

Написано в нашей недельной главе: «И ты освяти его, потому что он совершает приношение хлеба Всевышнему, пусть выделен и свят будет у тебя он, поскольку свят Я Творец, освящающий вас» (Ваикра, гл. 21, ст. 8).

Коэн обладает святостью в силу своего статуса. Он не может вдруг заявить: знаете, что, мне от этой святости не горячо и не холодно, а только одни проблемы. Не нужна она мне. Хочу быть как обычный еврей, хочу гулять по кладбищу, хочу жениться на разведенной. Поэтому — больше не считайте меня святым, а труму мне и так никто не дает...

 Этого коэна следует принудить соблюдать все ограничения, относящиеся к статусу коэна. Вплоть, до применения силы.

Если муж покинул свою жену, а дать гет (разводное письмо) ей отказывается — разрешается заставить его это сделать. Дать жене при разводе гет — заповедь из Торы.

Но разве можно заставлять выполнить заповедь Торы? Разве человек не сам, по своему желанию, должен ее выполнять?

Рамбам (раби Моше бен Маймон, великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век) объясняет, что главное в человеке — его Божественная душа. А для нее нет ничего важнее выполнения заповедей, в которых выражена Воля Творца. Но тут за дело берется йецер hа-ра (дурное начало) и придумывает всевозможные уловки, чтобы сбить человека с правильного пути и отвлечь от выполнения заповедей. И порой йецеру удается преуспеть. Человек оказывается полностью дезориентированным. Тогда хорошая взбучка может вернуть его в нормальное состояние.

Йецер hа-ра — умеет мастерски застилать глаза. Иногда только физическое воздействие способно убрать с глаз завесы.

Таким образом, даже жесткое воздействие, поскольку оно в интересах самого человека — не считается принуждением. И гет, полученный, благодаря применению силы — не считается вынужденным, но рассматривается, как абсолютно добровольный.

Благодаря нашему фрагменту, можно лучше понять утверждение Рамбама.

Написано: «Пусть выделен и свят будет у тебя он, поскольку свят Я Творец, освящающий вас». Если убрать все завесы, то мы увидим, что в глубине всего — Всевышний. Он стоит абсолютно за всем. Он — причина всего. И значит, отказу от заповедей, просто нет места.

Святость коэна обусловлена святостью Всевышнего. Это означает, что личные качества коэна имеют для нас второстепенное значение. Не из-за них коэна первым вызывают к Торе, не благодаря им, он благословляет сынов Израиля. Это происходит — потому что такова Воля Творца, а коэн — Его посланник.

Кто-то может подумать: для чего мне бераха (благословение) этого простофили, какой из этого выйдет толк?

Только благословение исходит не от того или иного конкретного коэна, и не от коэнов вообще, но — от Всевышнего. Как сказано: «И возложат Имя Мое на сынов Израиля, и Я благословлю их» (Бамидбар, гл. 6, ст. 27).

Коэны выполняют повеление Творца, а Он благословляет еврейский народ. Всевышний — генератор берахи, а коэн — только передатчик, ретранслятор.

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что коэну нужно оказывать особый почет. Так, ему поручают первым начинать всякое доброе дело. Коэн имеет преимущественное право совершать благословение перед трапезой и после нее. Коэна первым вызывают к Торе.

Однажды рав Яаков Каминецкий (глава йешивы «Тора ве-Даат», Нью-Йорк; Россия – США, 20-й век) в праздник Симхат Тора молился в миньяне, где был лишь один Cвиток Торы.

В Симхат Тора принято вызывать к Торе всех присутствующих мужчин. Цикл чтения Торы этого праздника разделен на пять частей. То есть, чтобы завершить чтение нужно вызвать к Торе пять человек. После этого начинают сначала. И снова вызывают пять человек — и так, до тех пор, пока не вызовут всех.

Первым к Торе вызывают коэна. Таким образом, если в миньяне был всего один коэн, его нужно вызывать во главе каждой пятерки. То есть, в каждый цикл будут вызваны к Торе лишь четыре человека (а не пять, потому что пятым, а точнее первым, постоянно будет один и тот же коэн).

Чтобы сэкономить время решили, что коэн, после того, как его вызовут в первой пятерке, выйдет из синагоги, и тогда в каждый цикл будут вызывать к Торе пять новых людей

 Раввин Яаков Галинский был коэном, и его, как положено, вызвали первым к Торе. После этого он, к удивлению присутствующих, не покинул зал. Закончился первый цикл чтения, и перед началом второго, его попросили выйти, но он отказался.

— Но так поступают в одной из самых известных йешив Бней-Брака! — возразили ему.

— Я понял одну важную вещь, — сказал он. — Та йешива славится уровнем обучения, ее выпускники — одни из лучших знатоков Торы. Но вот уже не один год полыхает в ней пламя раздора. И теперь я знаю, в чем причина. Учителя сказали, что порядок вызовов к Торе, когда коэна вызывают первым, способствует установлению мира. Там же, где коэна просят выйти, чтобы не вызывать его лишний раз — мира не будет.

 

на основе комментариев раби Авраама-Мордехая Алтера

(Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)

и рава Моше Штернбуха

(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)

 

 

5. Кадиш стоит пятьдесят золотых

 

В нашей недельной главе говорится о запрете осквернять Имя Всевышнего и о заповеди освящать Его. Здесь мы читаем: «И не оскверняйте святого Имени Моего... Я — Всевышний, освящающий вас» (Ваикра, гл. 22, ст. 32).

Хафец Хаим (раби Исраэль-Меир hа-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века) считал осквернение Имени Всевышнего одним из самых тяжелых прегрешений. Для иллюстрации он часто рассказывал притчу.

В городе случился серьезный пожар. Огонь полыхал на большой территории и распространялся с невероятной скоростью. Моментально собрались люди и стали кричать: «Воды, воды! Немедленно принесите побольше воды!».

Только огонь не убывает, но, наоборот, разгорается с новой силой.

Вдруг кто-то заметил, что те люди, что громче других кричат, они же и поджигают в новых местах и подливают масло и бензин, туда, где огонь уже полыхает...

Когда люди сталкиваются с каким-то вопиющим нарушением Торы, они начинают возмущаться в голос, соревнуясь друг с другом, кто яростнее и гневливее выступит. Со временем выясняется, что возмущавшиеся громче всех, и устроили это непотребство.

Вот оно осквернение Имени Всевышнего, во всей красе.

Как-то сыну Хафец Хаима поручили важное дело на благо общины.

— Скрупулезно обдумывай каждое свое действие, строго выверяй любой свой поступок с требованиями Торы, — наставлял сына Хафец Хаим. — Ведь если ты совершишь нечто, что не подобает делать мудрецу Торы, это будет расценено, как осквернение Имени Всевышнего.

— Но, папа, какой же я мудрец Торы!

— Чтобы осквернить Имя Творца ты достаточно сведущ в Торе.

Обратная сторона медали — это освящение Имени Всевышнего.

В Багдаде жили два еврейских предпринимателя, занимавшихся торговлей подержанными вещами.

Как-то они узнали, что один из местных жителей, араб, переезжает в другой город, в связи с чем, распродает все содержимое своего дома.

Они взяли деньги и направились к нему. Их путь лежал рядом с синагогой. Там-то их и подловил габай (распорядитель в синагоге). Он объяснил, что в синагогу пришел еврей, находящийся в трауре по отцу, и он очень хочет произнести Кадиш (поминальную молитву). Только для этого нужен миньян (десять взрослых мужчин), а его пока не удалось собрать.

Один из торговцев, сославшись на занятость, отказался присоединиться к миньяну. А другой вошел в синагогу и слушал Кадиш, отвечая «амен» в нужных местах. 

Когда он, наконец, попал в дом араба, оказалось, что его приятель уже все скупил. Осталась только стопка какого-то тряпья, да старая подушка с торчащими из дыр перьями.

Раз я уже пришел сюда через весь город, — решил торговец, — то хотя бы уже это куплю. И он заплатил пару грошей за тряпье и подушку.

На обратном пути перья из подушки вываливались — да так, что образовалась изрядная дыра. Он засунул руку в полость подушки и вытащил оттуда золотой браслет тонкой работы.

Знакомый ювелир отвалил за браслет пятьдесят золотых — колоссальную по тем временам сумму.

На следующий день торговец рассказал о случившемся раввину. И тот, улыбнувшись в густую бороду, объяснил, что в том, что произошло, нет ничего удивительного. Ведь сказано в Талмуде (трактат Хуллин, лист 87), что награда за «амен» эквивалентна десяти золотым.

Во время произнесения Кадиша, начинающегося словами «Да возвеличится и освятится великое Имя Его», получается, что ответить «амен» надо пять раз. Очевидно, Всевышний решил немедленно рассчитаться с тобой за Кадиш.

 

на основе комментариев Хатам Софера

(раби Моше Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го – первая половина 19-го вв.)

и раби Йосеф Хаима

(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием «Бен Иш Хай»; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Большому раввину можно пожать руку христианскому священнику, а другим — нет?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля