ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА «Бо»

 

Место в Торе: вторая книга Торы — Шемот, гл. 10, ст. 13 — ст. 16.

 

Почему глава так называется

В первой фразе главы говорится: “Творец сказал Моше: приди к фараону”. Приди на иврите — бо.

 

Обсуждение главы Бо

 

1. Молитвы Моше — не для фараона. Они — для Всевышнего

 

Наша недельная глава начинается обращенным к Моше повелением Всевышнего. И мы читаем: «Иди к фараону, ведь Я ожесточил его сердце и сердце его слуг, чтобы совершить все Мои знамения на них» (Шемот, гл. 10, ст. 1).

Учителя называют Египет «срамным местом земли». И нетрудно догадаться, что после прегрешения первого человека, Адама — именно туда упали искры святости, осколки его развалившейся в результате грехопадения души.

Наши праотцы, не щадя себя, тратили силы на исправление произошедших духовных поломок. И им многое удалось. Завершение же этой работы Всевышний возложил на их потомков.

Получается, что сыны Израиля оказались в Египте не случайно. На них была возложена важная миссия — освободить от сил нечистоты попавшие туда осколки святости и поднять их в высшие духовные миры, точнее — в мир Ацилут. Процесс освобождения святости из плена нечистоты называется бирур и может осуществляться четырьмя способами:

1. В процессе серьезных испытаний, через страдания и тяжелую работу

2. Благодаря молитвам. Как сказано: «И застонали сыны Израиля от работы, и возопили. И вознесся их вопль к Всевышнему» (Шемот, гл. 2, ст. 23). И далее: «Вот вопль сынов Израиля вознесся ко Мне» (там же, гл. 3, ст. 9).

3. Изучением Торы. Сыны Леви пошли этим путем. Рабству они предпочли служение Торе.

4. Соблюдением заповедей. Некоторые евреи соблюдали заповеди в Египте, несмотря на то, что Тора еще не была им дана.

Когда Моше пришел в Египет и объявил евреям о грядущем освобождении, еще не все элементы святости были высвобождены из египетской нечистоты. С началом десяти казней, прекратились страдания сынов Израиля, их перестали принуждать к рабскому труду, и у них, соответственно, отпала нужда вопить и взывать к Творцу. А значит — прекратился бирур с помощью молитв.

Но без него никак нельзя было обойтись. И тогда Всевышний ожесточил сердце фараона, чтобы тот стал устойчивее к казням, чтобы не сразу сломался, но продолжал упорствовать.

Таким образом, фараон под ударами, сыпавшимися на него и на страну со всех сторон, соглашался отпустить евреев, но, когда казни прекращались, благодаря молитвам Моше, он передумывал и получал новую порцию казней.

И тогда вновь требовались молитвы Моше. Моше молился, и обломки святости освобождались от опутавших их сил нечистоты и подымались в Ацилут, и происходил бирур.

Поясню сказанное притчей.

Один очень нехороший человек зашел в ресторан. Он назаказывал себе разных блюд и вина, основательно набил брюхо и направился к выходу.

Хозяин ресторана нагнал наглеца и потребовал заплатить за еду.

— Карманы мои пусты, зато живот полон. Вот он, кстати, прямо перед тобой. Если тебя что-то не устраивает, можешь забрать свою еду назад.

Хозяин ресторана неплохо разбирался в людях. Он сразу понял, что спорить бесполезно. Не говоря ни слова, он подал знак поварам, и те быстро скрутили негодяя, завернули в простыню и положили на улице, возле входа. И всем проходящим мимо хозяин объяснял, что человек внезапно умер, и нужно собрать деньги на его похороны.

Люди стали сбрасываться, в карман хозяина ресторана потекли монеты. Вдруг кто-то заметил, что покойник шевелится. А когда он громко икнул, все начали требовать, чтобы его отпустили.

— Нет, он останется лежать здесь, — говорил хозяин, — пока не соберется вся сумма на покрытие его долга за обед.

Теперь вернемся к нашей недельной главе.  

Моше жаждал скорейшего завершения галута и освобождения евреев. Но Всевышний все откладывал время Исхода, множа казни и удары по Египту и по его правителю. Это оказалось возможным благодаря «простыне», в которую Творец замотал сердце фараона, предварительно его ожесточив. И все — ради молитв Моше, благодаря которым Всевышний сможет взыскать долг — получить назад осколки святости, оказавшиеся в Египте.

На первый взгляд может показаться, что молитвы Моше, прежде всего, нужны фараону. Ведь они отменяли казни. Но на самом-то деле их предназначение — поднять осколки святости.

 

на основе комментария раби Йосефа Хаима

(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — Каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием «Бен Иш Хай»; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го

 

 

 

 

2. Над чем можно глумиться

 

Всевышний требует, чтобы «рассказы о том, как Он глумился над Египтом» (Шемот, гл. 10, ст. 2) передавались во всеуслышание от отца к сыну.

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что Творец посмеялся над Египтом и фараоном, высмеял его.

Мы не раз встречаем, что Всевышний наказывает своих врагов, восстающих против Него, гневается на них, проклинает их. Мы читали о Его ненависти, о Его ревности. Но с глумлением Его мы сталкиваемся впервые.

Египет был символом идолопоклонства. Там языческие культы особенно преуспели в своем развитии. Даже фараон считался божеством. Причем, не каким-то рядовым, заурядным идолом. Нет, он по своей значимости и могуществу не уступал великому и ужасному богу ацтеков Вицли-пуцли. А идолопоклонство, чуждое служение (на иврите — авода зара) — это единственное, над чем можно и даже нужно глумиться.

Рассказывают, что Хафец Хаим (раби Исраэль-Меир hа-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века), как правило, не шутил и не любил, когда ему пробовали рассказать анекдот или что-то забавное. При том, что у него было чувство юмора. Но когда высмеивали пустые, чуждые евреям верования, он искренне, от всей души смеялся.

Как-то радинский балан (ответственный за мужскую микву в Радине), по имени Йосеф, рассказал ему, что местный поп зимой в отсутствии дров, чтобы согреться, развел костер из деревянного креста. Эта история позабавила Хафец Хаима. В дальнейшем Йосеф при случае любил упомянуть, что он один из немногих, кто сумел рассмешить раби Исраэля-Меира.

Хафец Хаим однажды сказал, что лучший способ искоренить чуждое служение, идолопоклонство — высмеять его.

Это следует из того, что Всевышний глумился над Египтом. Так, глумясь, Он уничтожал язычество, которое было сущностью всей Египетской империи.

По субботам рав Шалом Швадрон (один из самых авторитетных законоучителей своего времени, Галиция, 1835-1911 гг.) давал в синагоге уроки Торы. Они был рассчитаны на самые широкие слои. Рав объяснял простым, доступным языком, не пытаясь произвести впечатление, не демонстрируя уровень своего интеллекта, не используя в речи малопонятные заумности. Поэтому, на его уроки стекались самые разные люди из окрестных районов.

Рав Шалом никогда не прятался за книжной ученостью и смело обсуждал актуальные вопросы текущего момента.

Тогдашнее правительство придерживалось взглядов, весьма далеких от правильного еврейского мировоззрения, далеких от Торы. Тогда в умах власть предержащих господствовали идеи плавильного котла, создания нового этноса — людей прогрессивных, передовых, свободных от пережитков прошлого.

Рав Шалом беспощадно критиковал все усилия властей, направленные на то, чтобы увести людей от Торы. Причем, он их не просто критиковал, но — высмеивал.

Вскоре раввин начал получать анонимные письма с критикой своих выступлений. На него явно оказывалось давление. Некоторые раввины, по чьему-то злому наущению — тоже принялись критиковать раби Швадрона за его повышенное внимание к актуальности.

Очень быстро давление переросло в настоящую травлю. И раввин решил обратиться за советом к галахическому авторитету и духовному наставнику того поколения — Хазон Ишу (рав Авраам-Йешаягу Карелиц; величайший Учитель Торы, Литва – Израиль, первая половина 20-го века).

— Мне нужно знать, что именно ты говоришь на своих уроках, — сказал ему рав Карелиц.

— Мои уроки проходят по субботам в Иерусалиме.

— Но сейчас ты у меня в Бней-Браке. Вот и давай, рассказывай. Ну же, смелее!

Что за нелепая идея — давать урок самому Хазон Ишу! Но ведь он сам попросил об этом. И рав Швадрон начал говорить.

Сначала в его голосе звучала неуверенность. Но постепенно его речь начала обретать силу. И спустя несколько минут он уже сыпал едкими шутками в адрес правительственных безбожников. Так, как он делал это на своих уроках в синагоге.

Хазон Иш от души смеялся и был очень доволен.

— Твой урок прекрасен, продолжай в том же духе, — резюмировал рав Авраам-Йешаягу Карелиц.

И добавил, что в ситуации, если бы рав Шалом Швадрон давал свои уроки в эпоху возникновения аскалы (так называемого «просвещения», движения, поставившего своей целью увести как можно больше евреев от Торы), высмеивая потуги ее клевретов, они бы не преуспели. Вся аскала засохла бы на корню.

Беда была в том, что раввины того времени восприняли ее слишком серьезно. Вместо того, чтобы как следует высмеять.

 

на основе комментариев Хафец Хаима

(раби Исраэль-Меир hа-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века)

и рава Шалома Швадрона

(один из самых авторитетных законоучителей своего времени, Галиция, 1835-1911 гг.)

 

 

3. Негативные наклонности можно использовать во благо

 

Моше и Аарон в очередной раз требуют от фараона, чтобы он отпустил сынов Израиля. Но тот готов удовлетворить их требования лишь частично. «Да будет так с вами Всевышний, как я отпущу вас и ваших детей, — говорит он. — Смотрите: зло перед вами! Не так: идите же вы, мужчины, и служите Творцу, ведь этого вы домогаетесь. И изгнали их от лица фараона» (Шемот, гл. 10, ст. 10-11).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) разъясняет, что есть звезда, которая называется Раа (Зло). И фараон сказал им, что он видит, что эта звезда поднимается навстречу евреям в пустыне, что предвещает кровь, а значит — гибель.

В Талмуде (трактат Шаббат, лист 156) говорится, что человеку, родившемуся под знаком звезды Маадим, на роду написано проливать кровь. Следовательно, есть большая вероятность, что, повзрослев, он станет убийцей.

Только вот, склонность к кровопролитию можно использовать и во благо. Тому, кто родился под знаком звезды Маадим, следует стать резником, мясником или моэлем (специалист, делающий обрезание). Так он реализует свою склонность к пролитию крови не во вред, но — на благо обществу.

Когда сыны Израиля были готовы покинуть Египет, взошла звезда Раа. Она предвещала кровь. Только эта кровь могла означать и смерть и просто увечье.

Фараон по натуре был жесток и кровожаден. Поэтому он не сомневался, что звезда Раа сулит неминуемую гибель.

Но Всевышний дал евреям заповедь о пасхальном приношении и заповедь обрезания.

Обе эти заповеди связаны с кровью. Вместе с тем, они не несут никакого вреда сынам Израиля, но только идут им на пользу.

Так Творец активизировал грозные особенности звезды Раа, не причинив евреям никакого ущерба. Проклятие вдруг превратилось в заповедь, разрушительная сила, несущая гибель — направлена на созидание.

Но фараон не сдавался. Он обратил внимание, что обрезание не касается женщин, а дети не обязаны участвовать в пасхальном приношении. Следовательно, женщины и дети остаются абсолютно не защищенными, и значит, опасность погибнуть в пустыне для них не миновала.

Это и подразумевает фараон, говоря: «Смотрите: зло перед вами!» — перед женщинами и детьми. Незащищенные заповедями, они погибнут в пустыне.

Поэтому фараон заявляет: «идите же вы, мужчины, и служите Творцу, ведь этого вы домогаетесь» (мужчинам это сойдет с рук, за них кровь уже пролилась). Женщины же и дети — совсем другое дело. Их кровь в достаточной мере не искуплена заповедями, а значит, опасность гибели продолжает существовать.

Моше возражает правителю Египта: мы все пойдем, и нам ничего не страшно, «потому что праздник Всевышнего у нас» (Шемот, гл. 10, ст. 9).

И действительно. Если еврей радуется радости Творца, если Его праздник он делает своим — ему нечего опасаться.

 

на основе комментария раби Эфраима-Шломо бар Аарона Лунчица

(возглавлял общину и был главой йешивы в Праге; известен и как Кли Якар — по названию написанной им книги комментариев к Торе, 1550-1619 гг.)

 

 

4. На празднике нужно радоваться от всей души

 

Исход из Египта уже не за горами. Но фараон продолжает упорствовать. Он не желает отпускать всех. «Да будет так с вами Всевышний, как я отпущу вас и ваших детей, — говорит он. — Смотрите: зло перед вами! Не так: идите же вы, мужчины, и служите Творцу, ведь этого вы домогаетесь. И изгнали их от лица фараона» (Шемот, гл. 10, ст. 10-11).

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Шемот, гл. 13) диспут Моше и фараона приведен более детально.

Египетский царь утверждает, что малые дети будут только мешать во время приношений Всевышнему. Зачем их брать с собой? Только с единственной целью — сбежать из Египта! Это — главная цель. Все остальное: праздник Всевышнему, служение, приношения, три дня пути — лишь декорации, отвлекающий маневр. Но вы не учли, что я всех не отпущу. А если вы все-таки сбежите, то — «смотрите: зло перед вами!». Восходит звезда Раа (Зло), несущая смерть и погибель.

Вообще-то, фараон был отчасти прав. Но — только отчасти.

Существуют два типа служения Всевышнему. Один — будничный, включающий в себя изучение Торы и молитву.

При этом присутствие маленьких детей нежелательно. Ведь они не понимают происходящего и только отвлекают внимание молящихся и изучающих Тору, не дают сосредоточиться.

Поэтому молиться и изучать Тору действительно лучше без маленьких детей.

В важной мировоззренческой книге Ховот hа-Левавот (ее составитель — раби Бахье ибн Пекуда, Учитель Торы и Талмуда; Испания, 11-й век) рассказывается о вымышленной стране, в которой женщины нянчили детей в специальных поселках, чтобы не мешать своим мужьям сосредоточенно служить Творцу.

Отсюда, конечно же, не следует, что женщины с детьми должны жить отдельно от своих мужей. Описанное в книге служит аллегорической моделью, отображающей направления развития.

Исходя из всего вышесказанного, служение Творцу нужно организовать таким образом, чтобы ничто не мешало, и никто не отвлекал.

Другой тип служения, праздничный — желательно осуществлять всей семьей. Потому что главный элемент этого служения — радость праздника, а ее можно создать в любом возрасте. Как сказано: «И веселись в праздник твой ты и твой сын, и твоя дочь» (Дварим, гл. 16, ст. 14).

Об этом типе служения говорится, что он тоже — вам, для вас. И одна из важных заповедей любого праздника — повеление радоваться.

Это повеление непросто исполнить. 

Служение через молитву и изучение Торы — для Всевышнего. Оно предназначено исключительно Ему.

Фараон заявляет: «Да будет так с вами Всевышний, как я отпущу вас и ваших детей».

Эту фразу можно прочесть и как вопрос и как удивление — разве будет с вами Всевышний, если я отпущу детей? Ведь дети начнут вас отвлекать.

Но Моше отвечает фараону: «Ведь праздник Всевышнего у нас» (Шемот, гл. 10, ст. 9).

У нас — значит, все должны принять участие в празднике: и молодежь, и старцы, и женщины, и груднички. 

«Смотрите: зло перед вами!» — вопит фараон. Я вас раскусил. Никакой не праздник. Вы намереваетесь удрать. И в этом весь ваш праздник, чтобы дать деру.

Тут мы не можем не согласиться с египетским правителем. По-настоящему радоваться могут только свободные люди. Раб, хоть и отпущенный на три дня — не будет беззаботен и весел. А вот, дети — будут.

 

на основе комментария Хатам Софера

(раби Моше Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го – первая половина 19-го вв.)

 

 

5. Люди, мужи и народ

 

Фараон готов отпустить мужчин. «Идите же вы, мужчины, — говорит он, — и служите Творцу, ведь этого вы домогаетесь» (Шемот, гл. 10, ст. 11).

Тут надо сказать, что судьбу евреев пытался решить не только фараон. Свое мнение высказывали и его жрецы.

«Отпусти этих людей, — советовали они правителю, — и пусть служат Всевышнему» (там же, ст. 7).

Итак, египетские жрецы предлагают отпустить «людей». Фараон готов отправить служить Всевышнему «мужей». Моше же настаивает (там же, ст. 3), чтобы отпустили весь народ (помните его широко известную фразу — «Отпусти народ мой!»).

Попробуем разобраться, что каждый из перечисленных «персонажей» имел в виду.

Начнем со жрецов, звездочетов, волхвов. Они обступили своего владыку пестрой, разношерстной братией и предложили начать с евреями переговоры. Всех, конечно, отпускать нет резона. Но можно попробовать отправить в краткосрочный отпуск религиозных, соблюдающих заповеди.

Намек на это содержится во фразе «Отпусти людей». Люди на иврите — анашим, в единственном числе — энаш. Если мы подсчитаем гематрию (числовое значение) этого слова — 351.

Все же написано не человек, но — люди (во множественном числе). А минимальное множество — это двое. Соответственно, гематрию слова энаш нужно умножить на два. В результате получим 702. Это соответствует гематрии слова шаббат.

Таким образом, жрецы предложили освободить только тех, кто соблюдал шаббат. И в этом есть определенная логика. Разве нерелигиозные могут служить Всевышнему?

Как говорится — и смех, и грех.

Фараон посчитал такое решение слишком либеральным. Отпустить всех соблюдающих субботу — не слишком ли жирно будет?! И решил ограничиться мужчинами, знатными мужами.

Мужчина на иврите — гевер, и его гематрия составляет 205.

Но нам недостаточно одного гевера. Минимальное множество, как уже сказано — 2. Значит, цифру 205 нужно удвоить. Получаем — 410. А это уже — кадош (святой, выделенный).

Пусть только тот, кто действительно кадош, служит Всевышнему, — решил фараон.

Если бы действительно стали искать святых, Всевышний остался бы без служителей.

Но Моше настаивал, чтобы отпустили весь народ (в оригинале — ами). Самых простых людей, без всяких гематрий.

В Талмуде встречается выражение «гехалим омемот» (омемот — созвучно ами, в переводе — мой народ).

Гехалим омемот — это угли, которые уже почти погасли.

С позиции Моше — евреи, ничего не соблюдающие и уже почти забывшие о своем еврействе, гехалим омемот, даже они пойдут с нами служить Всевышнему. Как сказано: «С молодежью и со старцами пойдем, потому что праздник Творца у нас!» (Шемот, гл. 10, ст. 9).

 

на основе комментария рабби Сар Шалома Рокаха из Бельз

(основатель одно из хасидских течений; Польша, 1779-1855 гг.)

 

 

 

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «Бо»

 

Место в Торе: вторая книга Торы — Шемот, гл. 10, ст. 13 — ст. 16.

 

Почему глава так называется

В первой фразе главы говорится: “Творец сказал Моше: приди к фараону”. Приди на иврите — бо.

 

Обсуждение главы Бо

 

1. Молитвы Моше — не для фараона. Они — для Всевышнего

 

Наша недельная глава начинается обращенным к Моше повелением Всевышнего. И мы читаем: «Иди к фараону, ведь Я ожесточил его сердце и сердце его слуг, чтобы совершить все Мои знамения на них» (Шемот, гл. 10, ст. 1).

Учителя называют Египет «срамным местом земли». И нетрудно догадаться, что после прегрешения первого человека, Адама — именно туда упали искры святости, осколки его развалившейся в результате грехопадения души.

Наши праотцы, не щадя себя, тратили силы на исправление произошедших духовных поломок. И им многое удалось. Завершение же этой работы Всевышний возложил на их потомков.

Получается, что сыны Израиля оказались в Египте не случайно. На них была возложена важная миссия — освободить от сил нечистоты попавшие туда осколки святости и поднять их в высшие духовные миры, точнее — в мир Ацилут. Процесс освобождения святости из плена нечистоты называется бирур и может осуществляться четырьмя способами:

1. В процессе серьезных испытаний, через страдания и тяжелую работу

2. Благодаря молитвам. Как сказано: «И застонали сыны Израиля от работы, и возопили. И вознесся их вопль к Всевышнему» (Шемот, гл. 2, ст. 23). И далее: «Вот вопль сынов Израиля вознесся ко Мне» (там же, гл. 3, ст. 9).

3. Изучением Торы. Сыны Леви пошли этим путем. Рабству они предпочли служение Торе.

4. Соблюдением заповедей. Некоторые евреи соблюдали заповеди в Египте, несмотря на то, что Тора еще не была им дана.

Когда Моше пришел в Египет и объявил евреям о грядущем освобождении, еще не все элементы святости были высвобождены из египетской нечистоты. С началом десяти казней, прекратились страдания сынов Израиля, их перестали принуждать к рабскому труду, и у них, соответственно, отпала нужда вопить и взывать к Творцу. А значит — прекратился бирур с помощью молитв.

Но без него никак нельзя было обойтись. И тогда Всевышний ожесточил сердце фараона, чтобы тот стал устойчивее к казням, чтобы не сразу сломался, но продолжал упорствовать.

Таким образом, фараон под ударами, сыпавшимися на него и на страну со всех сторон, соглашался отпустить евреев, но, когда казни прекращались, благодаря молитвам Моше, он передумывал и получал новую порцию казней.

И тогда вновь требовались молитвы Моше. Моше молился, и обломки святости освобождались от опутавших их сил нечистоты и подымались в Ацилут, и происходил бирур.

Поясню сказанное притчей.

Один очень нехороший человек зашел в ресторан. Он назаказывал себе разных блюд и вина, основательно набил брюхо и направился к выходу.

Хозяин ресторана нагнал наглеца и потребовал заплатить за еду.

— Карманы мои пусты, зато живот полон. Вот он, кстати, прямо перед тобой. Если тебя что-то не устраивает, можешь забрать свою еду назад.

Хозяин ресторана неплохо разбирался в людях. Он сразу понял, что спорить бесполезно. Не говоря ни слова, он подал знак поварам, и те быстро скрутили негодяя, завернули в простыню и положили на улице, возле входа. И всем проходящим мимо хозяин объяснял, что человек внезапно умер, и нужно собрать деньги на его похороны.

Люди стали сбрасываться, в карман хозяина ресторана потекли монеты. Вдруг кто-то заметил, что покойник шевелится. А когда он громко икнул, все начали требовать, чтобы его отпустили.

— Нет, он останется лежать здесь, — говорил хозяин, — пока не соберется вся сумма на покрытие его долга за обед.

Теперь вернемся к нашей недельной главе.  

Моше жаждал скорейшего завершения галута и освобождения евреев. Но Всевышний все откладывал время Исхода, множа казни и удары по Египту и по его правителю. Это оказалось возможным благодаря «простыне», в которую Творец замотал сердце фараона, предварительно его ожесточив. И все — ради молитв Моше, благодаря которым Всевышний сможет взыскать долг — получить назад осколки святости, оказавшиеся в Египте.

На первый взгляд может показаться, что молитвы Моше, прежде всего, нужны фараону. Ведь они отменяли казни. Но на самом-то деле их предназначение — поднять осколки святости.

 

на основе комментария раби Йосефа Хаима

(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — Каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием «Бен Иш Хай»; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го

 

 

 

 

2. Над чем можно глумиться

 

Всевышний требует, чтобы «рассказы о том, как Он глумился над Египтом» (Шемот, гл. 10, ст. 2) передавались во всеуслышание от отца к сыну.

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что Творец посмеялся над Египтом и фараоном, высмеял его.

Мы не раз встречаем, что Всевышний наказывает своих врагов, восстающих против Него, гневается на них, проклинает их. Мы читали о Его ненависти, о Его ревности. Но с глумлением Его мы сталкиваемся впервые.

Египет был символом идолопоклонства. Там языческие культы особенно преуспели в своем развитии. Даже фараон считался божеством. Причем, не каким-то рядовым, заурядным идолом. Нет, он по своей значимости и могуществу не уступал великому и ужасному богу ацтеков Вицли-пуцли. А идолопоклонство, чуждое служение (на иврите — авода зара) — это единственное, над чем можно и даже нужно глумиться.

Рассказывают, что Хафец Хаим (раби Исраэль-Меир hа-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века), как правило, не шутил и не любил, когда ему пробовали рассказать анекдот или что-то забавное. При том, что у него было чувство юмора. Но когда высмеивали пустые, чуждые евреям верования, он искренне, от всей души смеялся.

Как-то радинский балан (ответственный за мужскую микву в Радине), по имени Йосеф, рассказал ему, что местный поп зимой в отсутствии дров, чтобы согреться, развел костер из деревянного креста. Эта история позабавила Хафец Хаима. В дальнейшем Йосеф при случае любил упомянуть, что он один из немногих, кто сумел рассмешить раби Исраэля-Меира.

Хафец Хаим однажды сказал, что лучший способ искоренить чуждое служение, идолопоклонство — высмеять его.

Это следует из того, что Всевышний глумился над Египтом. Так, глумясь, Он уничтожал язычество, которое было сущностью всей Египетской империи.

По субботам рав Шалом Швадрон (один из самых авторитетных законоучителей своего времени, Галиция, 1835-1911 гг.) давал в синагоге уроки Торы. Они был рассчитаны на самые широкие слои. Рав объяснял простым, доступным языком, не пытаясь произвести впечатление, не демонстрируя уровень своего интеллекта, не используя в речи малопонятные заумности. Поэтому, на его уроки стекались самые разные люди из окрестных районов.

Рав Шалом никогда не прятался за книжной ученостью и смело обсуждал актуальные вопросы текущего момента.

Тогдашнее правительство придерживалось взглядов, весьма далеких от правильного еврейского мировоззрения, далеких от Торы. Тогда в умах власть предержащих господствовали идеи плавильного котла, создания нового этноса — людей прогрессивных, передовых, свободных от пережитков прошлого.

Рав Шалом беспощадно критиковал все усилия властей, направленные на то, чтобы увести людей от Торы. Причем, он их не просто критиковал, но — высмеивал.

Вскоре раввин начал получать анонимные письма с критикой своих выступлений. На него явно оказывалось давление. Некоторые раввины, по чьему-то злому наущению — тоже принялись критиковать раби Швадрона за его повышенное внимание к актуальности.

Очень быстро давление переросло в настоящую травлю. И раввин решил обратиться за советом к галахическому авторитету и духовному наставнику того поколения — Хазон Ишу (рав Авраам-Йешаягу Карелиц; величайший Учитель Торы, Литва – Израиль, первая половина 20-го века).

— Мне нужно знать, что именно ты говоришь на своих уроках, — сказал ему рав Карелиц.

— Мои уроки проходят по субботам в Иерусалиме.

— Но сейчас ты у меня в Бней-Браке. Вот и давай, рассказывай. Ну же, смелее!

Что за нелепая идея — давать урок самому Хазон Ишу! Но ведь он сам попросил об этом. И рав Швадрон начал говорить.

Сначала в его голосе звучала неуверенность. Но постепенно его речь начала обретать силу. И спустя несколько минут он уже сыпал едкими шутками в адрес правительственных безбожников. Так, как он делал это на своих уроках в синагоге.

Хазон Иш от души смеялся и был очень доволен.

— Твой урок прекрасен, продолжай в том же духе, — резюмировал рав Авраам-Йешаягу Карелиц.

И добавил, что в ситуации, если бы рав Шалом Швадрон давал свои уроки в эпоху возникновения аскалы (так называемого «просвещения», движения, поставившего своей целью увести как можно больше евреев от Торы), высмеивая потуги ее клевретов, они бы не преуспели. Вся аскала засохла бы на корню.

Беда была в том, что раввины того времени восприняли ее слишком серьезно. Вместо того, чтобы как следует высмеять.

 

на основе комментариев Хафец Хаима

(раби Исраэль-Меир hа-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века)

и рава Шалома Швадрона

(один из самых авторитетных законоучителей своего времени, Галиция, 1835-1911 гг.)

 

 

3. Негативные наклонности можно использовать во благо

 

Моше и Аарон в очередной раз требуют от фараона, чтобы он отпустил сынов Израиля. Но тот готов удовлетворить их требования лишь частично. «Да будет так с вами Всевышний, как я отпущу вас и ваших детей, — говорит он. — Смотрите: зло перед вами! Не так: идите же вы, мужчины, и служите Творцу, ведь этого вы домогаетесь. И изгнали их от лица фараона» (Шемот, гл. 10, ст. 10-11).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) разъясняет, что есть звезда, которая называется Раа (Зло). И фараон сказал им, что он видит, что эта звезда поднимается навстречу евреям в пустыне, что предвещает кровь, а значит — гибель.

В Талмуде (трактат Шаббат, лист 156) говорится, что человеку, родившемуся под знаком звезды Маадим, на роду написано проливать кровь. Следовательно, есть большая вероятность, что, повзрослев, он станет убийцей.

Только вот, склонность к кровопролитию можно использовать и во благо. Тому, кто родился под знаком звезды Маадим, следует стать резником, мясником или моэлем (специалист, делающий обрезание). Так он реализует свою склонность к пролитию крови не во вред, но — на благо обществу.

Когда сыны Израиля были готовы покинуть Египет, взошла звезда Раа. Она предвещала кровь. Только эта кровь могла означать и смерть и просто увечье.

Фараон по натуре был жесток и кровожаден. Поэтому он не сомневался, что звезда Раа сулит неминуемую гибель.

Но Всевышний дал евреям заповедь о пасхальном приношении и заповедь обрезания.

Обе эти заповеди связаны с кровью. Вместе с тем, они не несут никакого вреда сынам Израиля, но только идут им на пользу.

Так Творец активизировал грозные особенности звезды Раа, не причинив евреям никакого ущерба. Проклятие вдруг превратилось в заповедь, разрушительная сила, несущая гибель — направлена на созидание.

Но фараон не сдавался. Он обратил внимание, что обрезание не касается женщин, а дети не обязаны участвовать в пасхальном приношении. Следовательно, женщины и дети остаются абсолютно не защищенными, и значит, опасность погибнуть в пустыне для них не миновала.

Это и подразумевает фараон, говоря: «Смотрите: зло перед вами!» — перед женщинами и детьми. Незащищенные заповедями, они погибнут в пустыне.

Поэтому фараон заявляет: «идите же вы, мужчины, и служите Творцу, ведь этого вы домогаетесь» (мужчинам это сойдет с рук, за них кровь уже пролилась). Женщины же и дети — совсем другое дело. Их кровь в достаточной мере не искуплена заповедями, а значит, опасность гибели продолжает существовать.

Моше возражает правителю Египта: мы все пойдем, и нам ничего не страшно, «потому что праздник Всевышнего у нас» (Шемот, гл. 10, ст. 9).

И действительно. Если еврей радуется радости Творца, если Его праздник он делает своим — ему нечего опасаться.

 

на основе комментария раби Эфраима-Шломо бар Аарона Лунчица

(возглавлял общину и был главой йешивы в Праге; известен и как Кли Якар — по названию написанной им книги комментариев к Торе, 1550-1619 гг.)

 

 

4. На празднике нужно радоваться от всей души

 

Исход из Египта уже не за горами. Но фараон продолжает упорствовать. Он не желает отпускать всех. «Да будет так с вами Всевышний, как я отпущу вас и ваших детей, — говорит он. — Смотрите: зло перед вами! Не так: идите же вы, мужчины, и служите Творцу, ведь этого вы домогаетесь. И изгнали их от лица фараона» (Шемот, гл. 10, ст. 10-11).

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Шемот, гл. 13) диспут Моше и фараона приведен более детально.

Египетский царь утверждает, что малые дети будут только мешать во время приношений Всевышнему. Зачем их брать с собой? Только с единственной целью — сбежать из Египта! Это — главная цель. Все остальное: праздник Всевышнему, служение, приношения, три дня пути — лишь декорации, отвлекающий маневр. Но вы не учли, что я всех не отпущу. А если вы все-таки сбежите, то — «смотрите: зло перед вами!». Восходит звезда Раа (Зло), несущая смерть и погибель.

Вообще-то, фараон был отчасти прав. Но — только отчасти.

Существуют два типа служения Всевышнему. Один — будничный, включающий в себя изучение Торы и молитву.

При этом присутствие маленьких детей нежелательно. Ведь они не понимают происходящего и только отвлекают внимание молящихся и изучающих Тору, не дают сосредоточиться.

Поэтому молиться и изучать Тору действительно лучше без маленьких детей.

В важной мировоззренческой книге Ховот hа-Левавот (ее составитель — раби Бахье ибн Пекуда, Учитель Торы и Талмуда; Испания, 11-й век) рассказывается о вымышленной стране, в которой женщины нянчили детей в специальных поселках, чтобы не мешать своим мужьям сосредоточенно служить Творцу.

Отсюда, конечно же, не следует, что женщины с детьми должны жить отдельно от своих мужей. Описанное в книге служит аллегорической моделью, отображающей направления развития.

Исходя из всего вышесказанного, служение Творцу нужно организовать таким образом, чтобы ничто не мешало, и никто не отвлекал.

Другой тип служения, праздничный — желательно осуществлять всей семьей. Потому что главный элемент этого служения — радость праздника, а ее можно создать в любом возрасте. Как сказано: «И веселись в праздник твой ты и твой сын, и твоя дочь» (Дварим, гл. 16, ст. 14).

Об этом типе служения говорится, что он тоже — вам, для вас. И одна из важных заповедей любого праздника — повеление радоваться.

Это повеление непросто исполнить. 

Служение через молитву и изучение Торы — для Всевышнего. Оно предназначено исключительно Ему.

Фараон заявляет: «Да будет так с вами Всевышний, как я отпущу вас и ваших детей».

Эту фразу можно прочесть и как вопрос и как удивление — разве будет с вами Всевышний, если я отпущу детей? Ведь дети начнут вас отвлекать.

Но Моше отвечает фараону: «Ведь праздник Всевышнего у нас» (Шемот, гл. 10, ст. 9).

У нас — значит, все должны принять участие в празднике: и молодежь, и старцы, и женщины, и груднички. 

«Смотрите: зло перед вами!» — вопит фараон. Я вас раскусил. Никакой не праздник. Вы намереваетесь удрать. И в этом весь ваш праздник, чтобы дать деру.

Тут мы не можем не согласиться с египетским правителем. По-настоящему радоваться могут только свободные люди. Раб, хоть и отпущенный на три дня — не будет беззаботен и весел. А вот, дети — будут.

 

на основе комментария Хатам Софера

(раби Моше Софер; Братислава, Словакия, вторая половина 18-го – первая половина 19-го вв.)

 

 

5. Люди, мужи и народ

 

Фараон готов отпустить мужчин. «Идите же вы, мужчины, — говорит он, — и служите Творцу, ведь этого вы домогаетесь» (Шемот, гл. 10, ст. 11).

Тут надо сказать, что судьбу евреев пытался решить не только фараон. Свое мнение высказывали и его жрецы.

«Отпусти этих людей, — советовали они правителю, — и пусть служат Всевышнему» (там же, ст. 7).

Итак, египетские жрецы предлагают отпустить «людей». Фараон готов отправить служить Всевышнему «мужей». Моше же настаивает (там же, ст. 3), чтобы отпустили весь народ (помните его широко известную фразу — «Отпусти народ мой!»).

Попробуем разобраться, что каждый из перечисленных «персонажей» имел в виду.

Начнем со жрецов, звездочетов, волхвов. Они обступили своего владыку пестрой, разношерстной братией и предложили начать с евреями переговоры. Всех, конечно, отпускать нет резона. Но можно попробовать отправить в краткосрочный отпуск религиозных, соблюдающих заповеди.

Намек на это содержится во фразе «Отпусти людей». Люди на иврите — анашим, в единственном числе — энаш. Если мы подсчитаем гематрию (числовое значение) этого слова — 351.

Все же написано не человек, но — люди (во множественном числе). А минимальное множество — это двое. Соответственно, гематрию слова энаш нужно умножить на два. В результате получим 702. Это соответствует гематрии слова шаббат.

Таким образом, жрецы предложили освободить только тех, кто соблюдал шаббат. И в этом есть определенная логика. Разве нерелигиозные могут служить Всевышнему?

Как говорится — и смех, и грех.

Фараон посчитал такое решение слишком либеральным. Отпустить всех соблюдающих субботу — не слишком ли жирно будет?! И решил ограничиться мужчинами, знатными мужами.

Мужчина на иврите — гевер, и его гематрия составляет 205.

Но нам недостаточно одного гевера. Минимальное множество, как уже сказано — 2. Значит, цифру 205 нужно удвоить. Получаем — 410. А это уже — кадош (святой, выделенный).

Пусть только тот, кто действительно кадош, служит Всевышнему, — решил фараон.

Если бы действительно стали искать святых, Всевышний остался бы без служителей.

Но Моше настаивал, чтобы отпустили весь народ (в оригинале — ами). Самых простых людей, без всяких гематрий.

В Талмуде встречается выражение «гехалим омемот» (омемот — созвучно ами, в переводе — мой народ).

Гехалим омемот — это угли, которые уже почти погасли.

С позиции Моше — евреи, ничего не соблюдающие и уже почти забывшие о своем еврействе, гехалим омемот, даже они пойдут с нами служить Всевышнему. Как сказано: «С молодежью и со старцами пойдем, потому что праздник Творца у нас!» (Шемот, гл. 10, ст. 9).

 

на основе комментария рабби Сар Шалома Рокаха из Бельз

(основатель одно из хасидских течений; Польша, 1779-1855 гг.)

 

 

 

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Праведные прозелиты или праведные инородцы?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля