ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА «ТЕЦАВЕ»

 

Место в Торе: книга Шемот, гл. 28, ст. 1 - гл. 29, ст. 46.

 

Почему глава так называется?

По начальным словам: «И ты вели сынам Израиля» (гл. 27, ст. 20).

Вели на иврите - тецаве.

 

Обсуждение главы Тецаве

 

1. Твой уровень намного выше

 

Всевышний отдает Моше распоряжение об Аароне и его сыновьях. Об этом в нашей недельной главе читаем: «И приблизи к себе Аарона, твоего брата, и его сыновей с ним из среды сынов Израиля, для служения Мне» (Шемот, гл. 28, ст. 1).

Чтобы объяснить это повеление Всевышнего, Учителя цитируют: «Если бы не Тора Твоя — отрада моя — пропал бы я в бедствии моем» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 119, ст. 92).

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Шемот, гл. 37) сказано, что Моше стало не по себе, когда Всевышний велел ему приблизить Аарона с сыновьями. Тогда, чтобы как-то его успокоить, Творец говорит: «Была у Меня Тора — тебе отдал Я ее, иначе Я утратил бы мир».

Чтобы лучше понять, о чем здесь идет речь, рассмотрим притчу.

В одном городе жил раввин, большой мудрец Торы. В своих исследованиях он доходил до самых глубинных аспектов той или иной темы. И будь то галаха (еврейский закон) или знание Талмуда — во всем городе ему не было равных.

У него было два сына, оба — талантливые, подающие большие надежды. Отец нанял меламеда (учитель Торы), чтобы тот обучал их Талмуду и всем еврейским премудростям. И меламед усердствовал, благо ребята все хватали на лету.

Через некоторое время у нашего раввина родился еще один сын. Когда ему исполнилось три года, отец и ему нанял меламеда, чтобы тот обучил его буквам и основам чтения.

— Зачем тебе понадобился еще один меламед? — едва скрывая обиду спрашивал у отца учитель старших детей. — Ты же видишь, как хорошо я продвинулся с твоими сыновьями. Неужели ты считаешь, что я не смог бы обучить младшего алфавиту?

— Именно поэтому, что ты прекрасно обучаешь моих старших... Скажи, а ты никогда не думал: почему я сам с ними не занимаюсь, почему я для этой цели подрядил тебя? Я привык все глубоко изучать, до самых мелких подробностей. Поэтому мне трудно спуститься на уровень детей и начать преподавать на понятном им языке и в доступной форме. Теперь взгляни на себя. Вот уже несколько лет ты преподаешь Талмуд способным ребятам, все схватывающим на лету. И как ты себе представляешь занятия с малым несмышленышем?..

Та же логика прослеживается и в обращении Всевышнего к Моше.

Когда Творец увидел, что Моше сам хотел стать главным коэном в Мишкане (Переносном Храме), Он ему объяснил, что расстраиваться тут нечего, что твой уровень — намного выше, чем требуется коэну. Сам посуди, Тора раньше принадлежала только Мне. Но Я передал ее тебе, чтобы ты обучал Торе сынов Израиля. Как ты думаешь, почему Я сам не обучал их? Потому что Мой уровень — несравнимо выше. А ты как раз подходишь для этого. А вот коэном больше подобает быть не тебе, но — Аарону. Потому что тебе по плечу более сложные задачи.

 

на основе комментария Магида из города Дубно

(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге «Оѓель Яаков»; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)

 

 

 

2. Что общего между одеянием Аарона и синагогой

 

В нашей недельной главе Всевышний дает повеление об одеждах для главного коэна (на иврите — коэн гадоль). Написано: «И сделай священные одеяния Аарону, твоему брату, для почета и великолепия. И обратись ко всем мудрым сердцем, которых наполнил Я духом мудрости: пусть они сделают одеяния Аарону, освящающие его, для служения Мне» (Шемот, гл. 28, ст. 2-3).

Сначала говорится, что назначение этих одежд — придавать Аарону великолепие, чтобы ему оказывали почет. Но затем говорится, что они должны — освятить Аарона для служения Всевышнему.

Возникает вопрос: соответствует ли одно другому?

Попытаемся в этом разбираться.

Многие привыкли определять степень уважения к человеку по его одежде. Даже есть такая поговорка — «По одежке встречают...».

Но ведь красивая, или как некоторые говорят, «статусная» одежда — вопрос нескольких сотен шекелей, ну, может, тысяч. А наличие или отсутствие в данный момент этой суммы, согласитесь, мало что говорит о самом человеке.

Но, поскольку люди склонны лебезить перед ничтожеством в дорогих шмотках (точнее, в тех, что выглядят дорогими) и пренебрегать порядочным человеком в простой, неброской одежде — Всевышний, хорошо зная человеческую натуру, велит сшить для Аарона богатые одеяния, чтобы они служили ему для уважения, почета и великолепия.

На самом же деле, одеяния главного коэна — не просто одежда, в них заложено гораздо большее. Это — атрибут служения Творцу, обладающий поразительными свойствами и очень сильным влиянием в духовных мирах.

Соответственно, велик и уровень святости одеяния.

Отсюда и повеление Всевышнего — «И обратись ко всем мудрым сердцем... пусть они сделают одеяния Аарону, освящающие его для служения Мне».

В Талмуде (трактат Шаббат, лист 113) Учителя обсуждают фразу из Танаха, в которой говорится о наказании ассирийского царя Санхерива — «И вместо (в оригинале — «тахат») почета его, разгорится огонь сильным пожаром» (книга пророка Йешаягу, гл. 10, ст. 16).

Раби Йоханан (величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, составитель Иерусалимского Талмуда; 3-й век) объясняет, что слово «тахат» (вместо), можно перевести и как — «под». И тогда пророчество о наказании Санхерива обретает конкретный смысл: то, что находится под шикарной одеждой Санхерива, служащей ему для почета и великолепия (а под одеждой Санхерива, как известно, его тело) — будет предано огню и сожжено.

Мы видим, что с помощью одежды люди пытаются создать впечатление значимости, вызвать у окружающих уважение или, к примеру, сочувствие. А некоторые подбирают одежду так, чтобы она делала ее обладателя незаметным.

Но вот, святость одежде может сообщить только слово Всевышнего.

Одеяния Аарона, должны были великолепно выглядеть, но при этом изготовить их поручили обладателям не умелых рук, но — «мудрого сердца». Потому что очень важно, с какими намерениями делают эти одежды. Ведь они предназначены для привлечения Шехины (Присутствия Всевышнего) в наш мир. И значит, основная их цель — «освятить Аарона для служения Мне».

Когда решили построить йешиву или синагогу, вполне допустимо, чтобы своим великолепием она вызывала почет и уважение. Только не следует забывать, что ее основное предназначение — служение Всевышнему.

Так же и инициаторы строительства, те, кто его осуществляют и финансируют, должны это делать не для собственного почета, не для возвеличивания своего имени, но — ради служения Творцу.

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

 

3. Оцениваешь по одежде — рискуешь стать жертвой франта

 

В нашей недельной главе говорится об одеждах для главного коэна (на иврите — коэн гадоль). И мы читаем: «И сделай одежды... для почета и великолепия» (Шемот, гл. 28, ст. 2).

В сознании некоторых людей одежда занимает важнейшее место. По ней они оценивают других.

По правде сказать, большинство из нас хоть немного страдает этой болезнью. И первая оценочная мысль о впервые увиденном человеке, во многом определяется тем, как он одет. Потом уже учитываются иные факторы. Но многие ограничиваются первым впечатлением.

Ибн Эзра (великий комментатор Торы; Испания; конец 11-го — начало 12-го вв.) был человеком праведным, но, вместе с тем — горьким бедняком. И одевался как бедняк. В финансовых делах ему чудовищно не везло. Он сам над собой подшучивал, говоря, что если бы он вложил средства в производство свечей, солнце перестало бы садиться, а если бы он начал шить тахрихин (погребальное одеяние), люди не умирали бы.

Как-то, когда Ибн Эзра был еще молодым человеком, он, оказавшись в другом городе накануне шаббата, заглянул к местному богачу. У того была дочь на выданье, и юноша попросил принять его на субботу, в надежде произвести хорошее впечатление и удачно жениться.

Хозяин оглядел его с ног до головы, недовольно хмыкнул и очень неохотно впустил в дом. А дальше все пошло не так. Молодого раввина посадили в дальний угол, чтобы он своим внешним видом не портил субботней праздничной атмосферы. Таким образом, большую часть времени Ибн Эзра находился в компании только с самим собой. И производить впечатление ему было не на кого.

На исходе субботы он, поблагодарив хозяина за гостеприимство, предложил ему завидного жениха, которого пообещал привезти на следующий день. И действительно, солнце еще не прошло и половины своего небесного пути, как перед богачом предстал с иголочки одетый молодой человек, сопровождаемый Ибн Эзрой.

— Выглядит прилично, — одобрил богач, — и шляпа солидная, слов нет. Но недурно было бы узнать что под шляпой?

— Я вам привез знатока Торы. Выделите ему, как подобает, отдельную комнату и зовите всех мудрецов — пусть его проэкзаменуют.

Лучшие мудрецы города собрались в главной зале дома первого богача. Ибн Эзра внимательно выслушивал их вопросы, записывал и относил в комнату, в которой находился жених, там писал ответы, якобы с его слов и возвращался в залу. Все присутствующие восхитились глубиной мысли и объемом познаний кандидата в зятья.

Вскоре отпраздновали помолвку. Гуляли так, что во всей округе было весело. Шутка ли сказать — дочка первого богача выходит за молодого «гения».

Жених был одет изысканно и со вкусом.

После помолвки Ибн Эзра отбыл к себе, и тут выяснилось, что без помощи друга «гений» не в состоянии выразить ни одной мысли.

Богач разыскал Ибн Эзру и спросил его напрямую:

— Почему ты мне подложил свинью?

— Ты же оцениваешь людей по одежде. Вот ты и получил шикарно одетый экземпляр. Все как ты любишь.

— Да, я сглупил. Но теперь понял свою ошибку. Ты же настоящий гений! Что ж, подскажи выход.

— Выход прост. Я буду регулярно заниматься с твоим зятем и обучу его Торе, вдобавок к его умению хорошо одеваться…

Расскажу и еще одну историю об одежде и ее влиянии на отношение к человеку.

К Стайплеру (рав Яаков-Исраэль Каневский, Украина — Израиль, 1899-1985 гг.) пришел молодой аврех (молодой человек, недавно создавший семью, но продолжающий уделять значительное время глубокому изучению Торы) с вопросом. Он решил носить удлиненный малый талит, по традиции Виленского Гаона (раби Элиягу из города Вильно, Литва, 18-й век; назван Гаоном — почетнейший титул — за исключительные знания всех разделов Торы и праведность) и раби Хаима из Воложина (выдающийся Учитель, Литва, конец 18-го – начало 19-го вв.). Если стандартный малый талит доходит только до пояса, то этот закрывает колени.

А вопрос был такой: не повлияет ли удлинение талита на рост гордыни?

Стайплер отрицательно покачал головой:

— Даже и не думай! И дело вовсе не в гордыне.

— Но вы же сами носите такой талит!? — удивился аврех.

— Я уже пожилой человек, а тебе нужно строить семью, укреплять отношения с женой. А любая жена хочет, чтобы ее муж выглядел нормально, а не как человек со странностями.

— Ах, если вы об этом, то моя жена не будет возражать. Я ее уже спрашивал.

— Даже, если она внешне и выражает согласие, это еще не значит, что она не противится в глубине души. Просто она не хочет с тобой спорить. Поверь, этот талит будет ее раздражать, и в какой-то момент она не выдержит и выскажет все, что об этом думает. Запомни, ты должен одеваться так, чтобы вызывать уважение жены, и чтобы она чувствовала, что ты ее уважаешь.

 

на основе комментариев рава Авраама ибн Эзры

(один из выдающихся комментаторов Торы, Испания, первая половина 12-го века)

и Стайплера

(под этим именем в еврейском мире известен раввин Яаков-Исраэль Каневский; Украина — Израиль, 1899-1985 гг.)

 

 

 

4. Что подсказывает сердце

 

Одним из элементов одеяния Аарона был эйфод. Как написано: «И вот одежды, которые они сошьют: эйфод…» (Шемот, гл. 28, ст. 4).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) дает следующее объяснение конструкции эйфода: «Я не слышал от других, но сердце подсказывает мне, что им препоясывались сзади. Ширина эфода в ширину спины мужчины, и он напоминает широкий пояс, которым дамы повязываются для верховой езды».

Обращает на себя внимание выражение «сердце подсказывает мне». С каких это пор Раши в комментариях к Торе стал руководствоваться «подсказками сердца»?

А дело было так. Раши шел по улице, вдруг что-то побудило его поднять глаза. И тут он увидел наездницу, подпоясанную широким поясом, напоминавшим ему эйфод.

Раши пришел домой с неспокойным сердцем. Почему Всевышний поставил его в такую ситуацию, что он увидел гарцующую на лошади женщину? Ведь смотреть на такое мудрецу Торы никак не подобало. Погруженный в эти мысли Раши сел к столу, обмакнул перо в чернильницу и принялся писать комментарий к недельной главе Тецаве.

У него никак не получалось доступным языком объяснить, как выглядел эйфод. И тут его осенило. Тогда он придвинул свечу и начал быстро писать: «Сердце подсказывает мне...».

Как-то к одному очень известному раввину пришла женщина и поделилась своей бедой. Ее муж вышел купить соль и пропал. С тех пор минуло семь лет, а о нем ни слуху, ни духу.

— Где я его только ни искала, у кого не спрашивала, все без толку, — горько причитала она. — Что еще предпринять — ума не приложу. Может, уважаемый рав обладает особым видением (руах hа-кодеш) и с помощью него скажет мне, где мой пропавший муж.

— Попробуй поискать его в гостинице. Кто знает— может он там?

Женщина вышла от раввина и направилась прямиком в гостиницу. Там она и нашла своего мужа.

Весть об этой «находке» быстро распространилась по городу. И скоро уже на каждом углу говорили о ясновидящем раввине, обладателе дара пророческого видения. Ученики и последователи раввина с придыханием рассказывали друг другу о явном чуде. Тут же некоторые «вспомнили» и о других подобных чудесах.

Люди падки на чудеса. Их хлебом не корми — поведай о чуде. Только рабби очень быстро спустил всех с Небес на землю. Он рассказал об истинной причине своей «прозорливости».

— Дело, конечно же, не в пророчестве и не в даре ясновидения. Ни тем, ни другим я не обладаю. Обычно когда я иду из дома в синагогу, я мысленно настраиваюсь на молитву, и совершенно не обращаю внимания на посторонние разговоры, которые ведут прохожие на улице. Но на днях, я вдруг совершенно отчетливо услышал, как идущий впереди меня человек сказал своему спутнику:

— Ты слышал, в нашу гостиницу прибыл новый постоялец…

Эта совершенно пустая фраза, почему-то запала мне в голову. Услышав ее, я больше не мог ни о чем думать, не мог сосредоточиться.

Во время молитвы я попросил прощения у Всевышнего за то, что трачу свое время на пустое.

На обратном пути мои мысли снова вернулись к той оброненной случайным прохожим фразе о гостинице и новом постояльце. И как я не гнал от себя эту мысль, она не покидала меня. В смятенных чувствах я вернулся домой, а там меня уже дожидалась соломенная вдова с вопросом о пропавшем муже. Тогда я понял, для чего мне нужно было услышать о новом постояльце в гостинице.

Теперь вернемся к Раши.

Однажды к нему обратилась женщина по поводу поста Эстер, который принято сооблюдать за день до Пурима. В том году Пурим выпал на первый день недели. Значит, таанит (пост) Эстер должен был быть в шаббат.

Когда такое случается, пост Эстер переносят на четверг. Но в четверг эта женщина должна была весь день провести в седле, сопровождая королеву. И она просила разрешения перенести пост на среду.

Поскольку пост не из Торы и даже не установление Учителей, но только обычай, да еще и перенесен с субботы — Раши разрешил женщине поститься в среду вместо четверга, чтобы у нее были силы скакать на лошади в королевской свите.

В шаббат в синагогах читали недельную главу Тецаве. И когда дошли до эйфода, Раши понял, почему к нему приходила эта женщина из королевской конной свиты.

 

на основе комментария рава Александра-Зуши Фридмана

(автор книги "Мааяна шель Тора", убит нацистами в концлагере; Польша, 1897-1943 гг.)

 

 

5. Эйфод и хошен — говорить что думаешь

 

Одно из требований к одежде главного коэна (на иврите — коэн гадоль) сформулировано в нашей недельной главе так: «И не разъединятся хошен (нагрудник) с эйфодом (широкий пояс)» (Шемот, гл. 28, ст. 28).

В Талмуде (трактат Йома, лист 72) Учителя разъясняют, что нарушивший этот запрет подвергается телесному наказанию.

В Торе хошен связывается с судом, он так и назван — хошен мишпат (Шемот, гл. 28, ст. 15). Потому что эта деталь одеяния главного коэна служила, кроме прочего, и для искупления ошибок в судопроизводстве.

А еше, — добавляет в своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) — помогал выяснить истину.

В Торе сказано, что хошен всегда должен находиться на уровне сердца Аарона (Шемот, гл. 28, ст. 29). Потому что Аарон постоянно «держал на сердце» состояние дел сынов Израиля, рассматриваемых Небесным Судом. И всегда молился о том, чтобы по этим делам на Небесах приняли положительное решение и вынесли оправдательный приговор. Так хошен связан с сердцем.

Если слово «эйфод» представлено в неполном написании (то есть без буквы «вав») — тогда его гематрия (числовое значение) равна 85-ти. Та же гематрия и у слова «пэ» (рот), что дает намек на то, что эйфод связан с речью.

Таким образом, требование, чтобы хошен не разъединялся с эйфодом — содержит в себя и обязанность человека согласовывать сказанное со своими внутренними ощущениями. Сердце должно находиться в гармонии с речью.

В Талмуде (трактат Песахим, лист 113) утверждается, что Всевышний ненавидит людей, которые думают одно, а говорят совсем другое.

Поэтому тот, кто разъединяет хошен и эйфод (то есть лукавит, изворачивается) — заслуживает наказание, которое определяется либо земным, либо Небесным судом.

 

на основе комментария Бааль Шем Това

(Бешт; раби Исраэль бен Элиэзер, основатель хасидизма, Польша – Украина, первая половина 18-го века)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц

 

 

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «ТЕЦАВЕ»

 

Место в Торе: книга Шемот, гл. 28, ст. 1 - гл. 29, ст. 46.

 

Почему глава так называется?

По начальным словам: «И ты вели сынам Израиля» (гл. 27, ст. 20).

Вели на иврите - тецаве.

 

Обсуждение главы Тецаве

 

1. Твой уровень намного выше

 

Всевышний отдает Моше распоряжение об Аароне и его сыновьях. Об этом в нашей недельной главе читаем: «И приблизи к себе Аарона, твоего брата, и его сыновей с ним из среды сынов Израиля, для служения Мне» (Шемот, гл. 28, ст. 1).

Чтобы объяснить это повеление Всевышнего, Учителя цитируют: «Если бы не Тора Твоя — отрада моя — пропал бы я в бедствии моем» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 119, ст. 92).

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Шемот, гл. 37) сказано, что Моше стало не по себе, когда Всевышний велел ему приблизить Аарона с сыновьями. Тогда, чтобы как-то его успокоить, Творец говорит: «Была у Меня Тора — тебе отдал Я ее, иначе Я утратил бы мир».

Чтобы лучше понять, о чем здесь идет речь, рассмотрим притчу.

В одном городе жил раввин, большой мудрец Торы. В своих исследованиях он доходил до самых глубинных аспектов той или иной темы. И будь то галаха (еврейский закон) или знание Талмуда — во всем городе ему не было равных.

У него было два сына, оба — талантливые, подающие большие надежды. Отец нанял меламеда (учитель Торы), чтобы тот обучал их Талмуду и всем еврейским премудростям. И меламед усердствовал, благо ребята все хватали на лету.

Через некоторое время у нашего раввина родился еще один сын. Когда ему исполнилось три года, отец и ему нанял меламеда, чтобы тот обучил его буквам и основам чтения.

— Зачем тебе понадобился еще один меламед? — едва скрывая обиду спрашивал у отца учитель старших детей. — Ты же видишь, как хорошо я продвинулся с твоими сыновьями. Неужели ты считаешь, что я не смог бы обучить младшего алфавиту?

— Именно поэтому, что ты прекрасно обучаешь моих старших... Скажи, а ты никогда не думал: почему я сам с ними не занимаюсь, почему я для этой цели подрядил тебя? Я привык все глубоко изучать, до самых мелких подробностей. Поэтому мне трудно спуститься на уровень детей и начать преподавать на понятном им языке и в доступной форме. Теперь взгляни на себя. Вот уже несколько лет ты преподаешь Талмуд способным ребятам, все схватывающим на лету. И как ты себе представляешь занятия с малым несмышленышем?..

Та же логика прослеживается и в обращении Всевышнего к Моше.

Когда Творец увидел, что Моше сам хотел стать главным коэном в Мишкане (Переносном Храме), Он ему объяснил, что расстраиваться тут нечего, что твой уровень — намного выше, чем требуется коэну. Сам посуди, Тора раньше принадлежала только Мне. Но Я передал ее тебе, чтобы ты обучал Торе сынов Израиля. Как ты думаешь, почему Я сам не обучал их? Потому что Мой уровень — несравнимо выше. А ты как раз подходишь для этого. А вот коэном больше подобает быть не тебе, но — Аарону. Потому что тебе по плечу более сложные задачи.

 

на основе комментария Магида из города Дубно

(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге «Оѓель Яаков»; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)

 

 

 

2. Что общего между одеянием Аарона и синагогой

 

В нашей недельной главе Всевышний дает повеление об одеждах для главного коэна (на иврите — коэн гадоль). Написано: «И сделай священные одеяния Аарону, твоему брату, для почета и великолепия. И обратись ко всем мудрым сердцем, которых наполнил Я духом мудрости: пусть они сделают одеяния Аарону, освящающие его, для служения Мне» (Шемот, гл. 28, ст. 2-3).

Сначала говорится, что назначение этих одежд — придавать Аарону великолепие, чтобы ему оказывали почет. Но затем говорится, что они должны — освятить Аарона для служения Всевышнему.

Возникает вопрос: соответствует ли одно другому?

Попытаемся в этом разбираться.

Многие привыкли определять степень уважения к человеку по его одежде. Даже есть такая поговорка — «По одежке встречают...».

Но ведь красивая, или как некоторые говорят, «статусная» одежда — вопрос нескольких сотен шекелей, ну, может, тысяч. А наличие или отсутствие в данный момент этой суммы, согласитесь, мало что говорит о самом человеке.

Но, поскольку люди склонны лебезить перед ничтожеством в дорогих шмотках (точнее, в тех, что выглядят дорогими) и пренебрегать порядочным человеком в простой, неброской одежде — Всевышний, хорошо зная человеческую натуру, велит сшить для Аарона богатые одеяния, чтобы они служили ему для уважения, почета и великолепия.

На самом же деле, одеяния главного коэна — не просто одежда, в них заложено гораздо большее. Это — атрибут служения Творцу, обладающий поразительными свойствами и очень сильным влиянием в духовных мирах.

Соответственно, велик и уровень святости одеяния.

Отсюда и повеление Всевышнего — «И обратись ко всем мудрым сердцем... пусть они сделают одеяния Аарону, освящающие его для служения Мне».

В Талмуде (трактат Шаббат, лист 113) Учителя обсуждают фразу из Танаха, в которой говорится о наказании ассирийского царя Санхерива — «И вместо (в оригинале — «тахат») почета его, разгорится огонь сильным пожаром» (книга пророка Йешаягу, гл. 10, ст. 16).

Раби Йоханан (величайший Учитель Талмуда в Эрец Исраэль, составитель Иерусалимского Талмуда; 3-й век) объясняет, что слово «тахат» (вместо), можно перевести и как — «под». И тогда пророчество о наказании Санхерива обретает конкретный смысл: то, что находится под шикарной одеждой Санхерива, служащей ему для почета и великолепия (а под одеждой Санхерива, как известно, его тело) — будет предано огню и сожжено.

Мы видим, что с помощью одежды люди пытаются создать впечатление значимости, вызвать у окружающих уважение или, к примеру, сочувствие. А некоторые подбирают одежду так, чтобы она делала ее обладателя незаметным.

Но вот, святость одежде может сообщить только слово Всевышнего.

Одеяния Аарона, должны были великолепно выглядеть, но при этом изготовить их поручили обладателям не умелых рук, но — «мудрого сердца». Потому что очень важно, с какими намерениями делают эти одежды. Ведь они предназначены для привлечения Шехины (Присутствия Всевышнего) в наш мир. И значит, основная их цель — «освятить Аарона для служения Мне».

Когда решили построить йешиву или синагогу, вполне допустимо, чтобы своим великолепием она вызывала почет и уважение. Только не следует забывать, что ее основное предназначение — служение Всевышнему.

Так же и инициаторы строительства, те, кто его осуществляют и финансируют, должны это делать не для собственного почета, не для возвеличивания своего имени, но — ради служения Творцу.

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

 

3. Оцениваешь по одежде — рискуешь стать жертвой франта

 

В нашей недельной главе говорится об одеждах для главного коэна (на иврите — коэн гадоль). И мы читаем: «И сделай одежды... для почета и великолепия» (Шемот, гл. 28, ст. 2).

В сознании некоторых людей одежда занимает важнейшее место. По ней они оценивают других.

По правде сказать, большинство из нас хоть немного страдает этой болезнью. И первая оценочная мысль о впервые увиденном человеке, во многом определяется тем, как он одет. Потом уже учитываются иные факторы. Но многие ограничиваются первым впечатлением.

Ибн Эзра (великий комментатор Торы; Испания; конец 11-го — начало 12-го вв.) был человеком праведным, но, вместе с тем — горьким бедняком. И одевался как бедняк. В финансовых делах ему чудовищно не везло. Он сам над собой подшучивал, говоря, что если бы он вложил средства в производство свечей, солнце перестало бы садиться, а если бы он начал шить тахрихин (погребальное одеяние), люди не умирали бы.

Как-то, когда Ибн Эзра был еще молодым человеком, он, оказавшись в другом городе накануне шаббата, заглянул к местному богачу. У того была дочь на выданье, и юноша попросил принять его на субботу, в надежде произвести хорошее впечатление и удачно жениться.

Хозяин оглядел его с ног до головы, недовольно хмыкнул и очень неохотно впустил в дом. А дальше все пошло не так. Молодого раввина посадили в дальний угол, чтобы он своим внешним видом не портил субботней праздничной атмосферы. Таким образом, большую часть времени Ибн Эзра находился в компании только с самим собой. И производить впечатление ему было не на кого.

На исходе субботы он, поблагодарив хозяина за гостеприимство, предложил ему завидного жениха, которого пообещал привезти на следующий день. И действительно, солнце еще не прошло и половины своего небесного пути, как перед богачом предстал с иголочки одетый молодой человек, сопровождаемый Ибн Эзрой.

— Выглядит прилично, — одобрил богач, — и шляпа солидная, слов нет. Но недурно было бы узнать что под шляпой?

— Я вам привез знатока Торы. Выделите ему, как подобает, отдельную комнату и зовите всех мудрецов — пусть его проэкзаменуют.

Лучшие мудрецы города собрались в главной зале дома первого богача. Ибн Эзра внимательно выслушивал их вопросы, записывал и относил в комнату, в которой находился жених, там писал ответы, якобы с его слов и возвращался в залу. Все присутствующие восхитились глубиной мысли и объемом познаний кандидата в зятья.

Вскоре отпраздновали помолвку. Гуляли так, что во всей округе было весело. Шутка ли сказать — дочка первого богача выходит за молодого «гения».

Жених был одет изысканно и со вкусом.

После помолвки Ибн Эзра отбыл к себе, и тут выяснилось, что без помощи друга «гений» не в состоянии выразить ни одной мысли.

Богач разыскал Ибн Эзру и спросил его напрямую:

— Почему ты мне подложил свинью?

— Ты же оцениваешь людей по одежде. Вот ты и получил шикарно одетый экземпляр. Все как ты любишь.

— Да, я сглупил. Но теперь понял свою ошибку. Ты же настоящий гений! Что ж, подскажи выход.

— Выход прост. Я буду регулярно заниматься с твоим зятем и обучу его Торе, вдобавок к его умению хорошо одеваться…

Расскажу и еще одну историю об одежде и ее влиянии на отношение к человеку.

К Стайплеру (рав Яаков-Исраэль Каневский, Украина — Израиль, 1899-1985 гг.) пришел молодой аврех (молодой человек, недавно создавший семью, но продолжающий уделять значительное время глубокому изучению Торы) с вопросом. Он решил носить удлиненный малый талит, по традиции Виленского Гаона (раби Элиягу из города Вильно, Литва, 18-й век; назван Гаоном — почетнейший титул — за исключительные знания всех разделов Торы и праведность) и раби Хаима из Воложина (выдающийся Учитель, Литва, конец 18-го – начало 19-го вв.). Если стандартный малый талит доходит только до пояса, то этот закрывает колени.

А вопрос был такой: не повлияет ли удлинение талита на рост гордыни?

Стайплер отрицательно покачал головой:

— Даже и не думай! И дело вовсе не в гордыне.

— Но вы же сами носите такой талит!? — удивился аврех.

— Я уже пожилой человек, а тебе нужно строить семью, укреплять отношения с женой. А любая жена хочет, чтобы ее муж выглядел нормально, а не как человек со странностями.

— Ах, если вы об этом, то моя жена не будет возражать. Я ее уже спрашивал.

— Даже, если она внешне и выражает согласие, это еще не значит, что она не противится в глубине души. Просто она не хочет с тобой спорить. Поверь, этот талит будет ее раздражать, и в какой-то момент она не выдержит и выскажет все, что об этом думает. Запомни, ты должен одеваться так, чтобы вызывать уважение жены, и чтобы она чувствовала, что ты ее уважаешь.

 

на основе комментариев рава Авраама ибн Эзры

(один из выдающихся комментаторов Торы, Испания, первая половина 12-го века)

и Стайплера

(под этим именем в еврейском мире известен раввин Яаков-Исраэль Каневский; Украина — Израиль, 1899-1985 гг.)

 

 

 

4. Что подсказывает сердце

 

Одним из элементов одеяния Аарона был эйфод. Как написано: «И вот одежды, которые они сошьют: эйфод…» (Шемот, гл. 28, ст. 4).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) дает следующее объяснение конструкции эйфода: «Я не слышал от других, но сердце подсказывает мне, что им препоясывались сзади. Ширина эфода в ширину спины мужчины, и он напоминает широкий пояс, которым дамы повязываются для верховой езды».

Обращает на себя внимание выражение «сердце подсказывает мне». С каких это пор Раши в комментариях к Торе стал руководствоваться «подсказками сердца»?

А дело было так. Раши шел по улице, вдруг что-то побудило его поднять глаза. И тут он увидел наездницу, подпоясанную широким поясом, напоминавшим ему эйфод.

Раши пришел домой с неспокойным сердцем. Почему Всевышний поставил его в такую ситуацию, что он увидел гарцующую на лошади женщину? Ведь смотреть на такое мудрецу Торы никак не подобало. Погруженный в эти мысли Раши сел к столу, обмакнул перо в чернильницу и принялся писать комментарий к недельной главе Тецаве.

У него никак не получалось доступным языком объяснить, как выглядел эйфод. И тут его осенило. Тогда он придвинул свечу и начал быстро писать: «Сердце подсказывает мне...».

Как-то к одному очень известному раввину пришла женщина и поделилась своей бедой. Ее муж вышел купить соль и пропал. С тех пор минуло семь лет, а о нем ни слуху, ни духу.

— Где я его только ни искала, у кого не спрашивала, все без толку, — горько причитала она. — Что еще предпринять — ума не приложу. Может, уважаемый рав обладает особым видением (руах hа-кодеш) и с помощью него скажет мне, где мой пропавший муж.

— Попробуй поискать его в гостинице. Кто знает— может он там?

Женщина вышла от раввина и направилась прямиком в гостиницу. Там она и нашла своего мужа.

Весть об этой «находке» быстро распространилась по городу. И скоро уже на каждом углу говорили о ясновидящем раввине, обладателе дара пророческого видения. Ученики и последователи раввина с придыханием рассказывали друг другу о явном чуде. Тут же некоторые «вспомнили» и о других подобных чудесах.

Люди падки на чудеса. Их хлебом не корми — поведай о чуде. Только рабби очень быстро спустил всех с Небес на землю. Он рассказал об истинной причине своей «прозорливости».

— Дело, конечно же, не в пророчестве и не в даре ясновидения. Ни тем, ни другим я не обладаю. Обычно когда я иду из дома в синагогу, я мысленно настраиваюсь на молитву, и совершенно не обращаю внимания на посторонние разговоры, которые ведут прохожие на улице. Но на днях, я вдруг совершенно отчетливо услышал, как идущий впереди меня человек сказал своему спутнику:

— Ты слышал, в нашу гостиницу прибыл новый постоялец…

Эта совершенно пустая фраза, почему-то запала мне в голову. Услышав ее, я больше не мог ни о чем думать, не мог сосредоточиться.

Во время молитвы я попросил прощения у Всевышнего за то, что трачу свое время на пустое.

На обратном пути мои мысли снова вернулись к той оброненной случайным прохожим фразе о гостинице и новом постояльце. И как я не гнал от себя эту мысль, она не покидала меня. В смятенных чувствах я вернулся домой, а там меня уже дожидалась соломенная вдова с вопросом о пропавшем муже. Тогда я понял, для чего мне нужно было услышать о новом постояльце в гостинице.

Теперь вернемся к Раши.

Однажды к нему обратилась женщина по поводу поста Эстер, который принято сооблюдать за день до Пурима. В том году Пурим выпал на первый день недели. Значит, таанит (пост) Эстер должен был быть в шаббат.

Когда такое случается, пост Эстер переносят на четверг. Но в четверг эта женщина должна была весь день провести в седле, сопровождая королеву. И она просила разрешения перенести пост на среду.

Поскольку пост не из Торы и даже не установление Учителей, но только обычай, да еще и перенесен с субботы — Раши разрешил женщине поститься в среду вместо четверга, чтобы у нее были силы скакать на лошади в королевской свите.

В шаббат в синагогах читали недельную главу Тецаве. И когда дошли до эйфода, Раши понял, почему к нему приходила эта женщина из королевской конной свиты.

 

на основе комментария рава Александра-Зуши Фридмана

(автор книги "Мааяна шель Тора", убит нацистами в концлагере; Польша, 1897-1943 гг.)

 

 

5. Эйфод и хошен — говорить что думаешь

 

Одно из требований к одежде главного коэна (на иврите — коэн гадоль) сформулировано в нашей недельной главе так: «И не разъединятся хошен (нагрудник) с эйфодом (широкий пояс)» (Шемот, гл. 28, ст. 28).

В Талмуде (трактат Йома, лист 72) Учителя разъясняют, что нарушивший этот запрет подвергается телесному наказанию.

В Торе хошен связывается с судом, он так и назван — хошен мишпат (Шемот, гл. 28, ст. 15). Потому что эта деталь одеяния главного коэна служила, кроме прочего, и для искупления ошибок в судопроизводстве.

А еше, — добавляет в своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) — помогал выяснить истину.

В Торе сказано, что хошен всегда должен находиться на уровне сердца Аарона (Шемот, гл. 28, ст. 29). Потому что Аарон постоянно «держал на сердце» состояние дел сынов Израиля, рассматриваемых Небесным Судом. И всегда молился о том, чтобы по этим делам на Небесах приняли положительное решение и вынесли оправдательный приговор. Так хошен связан с сердцем.

Если слово «эйфод» представлено в неполном написании (то есть без буквы «вав») — тогда его гематрия (числовое значение) равна 85-ти. Та же гематрия и у слова «пэ» (рот), что дает намек на то, что эйфод связан с речью.

Таким образом, требование, чтобы хошен не разъединялся с эйфодом — содержит в себя и обязанность человека согласовывать сказанное со своими внутренними ощущениями. Сердце должно находиться в гармонии с речью.

В Талмуде (трактат Песахим, лист 113) утверждается, что Всевышний ненавидит людей, которые думают одно, а говорят совсем другое.

Поэтому тот, кто разъединяет хошен и эйфод (то есть лукавит, изворачивается) — заслуживает наказание, которое определяется либо земным, либо Небесным судом.

 

на основе комментария Бааль Шем Това

(Бешт; раби Исраэль бен Элиэзер, основатель хасидизма, Польша – Украина, первая половина 18-го века)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц

 

 

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Из-за прививки 3 дня нельзя правильно накладывать тефилин. Как быть?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля