ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА «МАСЕЙ»

 

Место в Торе: Бамидбар, гл. 33, ст. 1 — конец книги

 

Почему она так называется?

По первой фразе, где сказано: «Вот этапы продвижения сынов Израиля после Исхода из Египта...» (гл. 33, ст. 1).

На иврите «этапы продвижения» — масаим, а если за этим словом следует дополнение (в данном случае это — «сынов Израиля»), оно принимает грамматическую форму масей.

 

Обсуждение главы Масей

 

1. Чтобы не забыли благословить

 

В нашей недельной главе упомянут маршрут переходов сынов Израиля по пустыне. Написано: «Вот переходы сынов Израиля, вышедших из Египта... И Моше записал названия мест, из которых они отправлялись в походы по велению Всевышнего. И вот их переходы и места отправления…» (Бамидбар, гл. 33, ст. 1-2).

Возникает вопрос: для чего нам нужно знать маршрут их передвижений по пустыне с прилагаемым списком названий стоянок? Какое значение это имеет для нас? И еще: почему сделан акцент (через удвоение) на места отправления и переходы, переходы и места отправления?

В Танахе пророк предсказывает грядущее избавление (геулу) сынов Израиля — «И выведу вас из народов и соберу вас из стран, в которых рассеяны вы... И приведу вас в пустыню народов» (книга пророка Йехезкеля, гл. 20, ст. 34-35).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что под «пустыней народов» следует понимать ту самую пустыню, в которой 40 лет пребывал еврейский народ после Исхода из Египта.

Получается, что в будущем сыны Израиля вновь пройдут по прежним «местам боевой славы». Намек на это содержится в повторении выражения, в котором упоминаются места отправления и походы (переходы).

«Места, из которых они отправились в походы» — это 40-летнее странствие по пустыне сразу же после Исхода из Египта. А «переходы и места отправления» — сообщение о грядущем Исходе из «пустыни народов», из галута (изгнания).

В Талмуде (трактат Берахот, лист 54) сказано, что, увидев место, на котором произошло чудо с Израилем, человек должен произнести благословение: «Благословен... Сотворивший чудеса нашим праотцам на этом месте».

Чтобы в будущем евреи смогли выполнить постановление Учителей и благословлять в каждом месте, где останавливались их отцы, Моше записал в Торе все их названия. И мы бережно храним эту традицию и передаем ее из поколения в поколение — пока не настанет черед тех, кто сможет благословить.

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Бамидбар, гл. 23) Учителя, комментируя рассматриваемый нами фрагмент, цитируют слова царя Давида: «Вел Ты, как овец, народ Свой рукою Моше и Аарона» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 77, ст. 21).

Первый раз Всевышний вел сынов Израиля "рукою Моше и Аарона", которые должны были подготовить народ к будущим испытаниям.

Второй раз Творец сам поведет народ. И это будет путь окончательного избавления.  
Чтобы человек вошел во врата разума, врата понимания, врата бины — нужно прежде, чтобы он покинул врата незрелости, врата зла, врата духовной нечистоты.

Для этого и потребовались переходы — переходы к самоочищению и постижению окружающего мира.

В тексте Торы не зря особо отмечено, что Моше записал все названия мест и все переходы сынов Израиля. Хотя известно, что он записал всю Тору — все, что в ней написано, каждое слово, а значит, и названия мест и переходы.

Так Всевышний подчеркнул, что у каждого еврея, во все времена — есть связь с теми местами и переходами от одного к другому.

Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век) в книге Морэ Невухим пишет, что чудо вызывает безоговорочное доверие у того, кто воочию его видел. Когда он, спустя несколько лет, станет о нем рассказывать другому, у того, вполне могут возникнуть сомнения в правдивости рассказа. Но если рассказчик указывает место и время произошедшего — это добавляет достоверности его словам.

40-летние переходы еврейского народа по пустыне, по необжитым местам, по выжженной солнцем земле — было настоящим чудом. Моше скрупулезно записал маршрут и указал все исходные и отправные точки этого путешествия — чтобы в будущем ни у кого не возникло сомнение в том, что чудо действительно произошло с сынами Израиля.

 

на основе комментария рава Давида Хаима Шлуша

(автор книги «Хемда Гнуза», Марокко – Израиль, 1920-2016 гг.)

 

 

 

2. Мера милосердия ведет к горе Шефер, мера суда — в Хараду

 

Наша недельная глава — глава, в которой рассказывается о том, что происходило с сынами Израиля в пустыне. И мы читаем: «Вот переходы сынов Израиля, вышедших из Египта... И Моше записал названия мест, из которых они отправлялись в походы по велению уст Всевышнего. И вот их переходы и места отправления» (Бамидбар, гл. 33, ст. 1-2).

40-летнее пребывание в пустыне, со всеми его переходами из одного места в другое — все это были ниспосланные Всевышним испытания. И преодолеть их нужно было согласно требованиям и велениям Всевышнего.

Главы поколений, еврейские духовные лидеры и наставники, мудрецы Торы и значимые раввины взяли на вооружение это правило. Любой, даже самый будничный период своей жизни, они рассматривают как испытание. И стремятся пройти его «по велению уст Всевышнего».

В принципе каждому еврею (неважно, кто он — программист, врач и т.п.), в любое время дня, следует задаваться вопросом: «чего от меня ожидает Творец мира в эту секунду?».

Рав Йосеф-Хаим Зоненфельд (Главный раввин Иерусалима в начале 20-го века) жил в еврейском квартале старой части города. Когда он шел по узким улочкам и переулкам своего района, он старался не идти по краю, но шагал посередине дороги.

Ученики обратили внимание на эту его привычку и, конечно же, спросили, почему он ходит именно так.

«Из-за тесноты и скученности жилые дома подступают прямо к краю дороги, — ответил раввин, — И если я пойду по краю, то мой взгляд может случайно попасть в приоткрытую дверь или распахнутое окно. И тогда я могу ненароком увидеть, что-то, что видеть мне совершенно не следует. Идя посередине дороги, я стараюсь оберегать глаза от случайных прегрешений. А ведь этого от нас требует Всевышний».

К сожалению (и это не секрет), далеко не всем и не всегда удается в точности выполнять Волю Творца. У каждого в жизни бывают взлеты, но бывают и падения. Так же было и во время переходов сынов Израиля по пустыне. И это отразилось в названиях мест, через которые они проходили.

Когда сыны Израиля были на высоте, их мысли, эмоции и поступки соответствовали тому, что исходит из уст Творца, они шли под защитой меры милосердия. А она привела их на гору Шефер (от слова шипур — улучшение; см. например, Бамидбар, гл. 33, ст. 23).

Когда же евреи не оправдывали возложенных на них ожиданий, в включалась мера суда и вела их, например, в Хараду (паника; там же, ст. 24).

Как это работает в наше время?

Об этом расскажу такую историю.

Один молодой аврех (молодой человек, посвятивший себя глубокому изучению Торы) ютился со своей женой в крошечной однокомнатной квартирке. Из года в год семья увеличивалялась. И вот теснота стала невыносимой. А на расширение совершенно не было средств.

— Пойду, попрошу у папы, —  сказал аврех жене, направляясь к двери.

— Если бы у него было, он бы уже давно сам дал, — возразила жена.

— Я имел в виду Небесного Отца, — уточнил аврех и отправился к Западной Стене (в нееврейском мире ее называют Стеной Плача).

Там он открыл книгу Теилим (Псалмы царя Давида) и начал читать с чувством и выражением.

— О чем ты так горячо молишься? — спросил его оказавшийся рядом незнакомец.

— Это чисто личное — между мной и Отцом.

— И все же... Ведь сказано: «Тревога на сердце человека — пусть забудется она» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 12, ст. 25).

И аврех рассказал, что его сюда привело.

— Пойдем со мной, — произнес незнакомец, — Я знаю, как тебе помочь.

Незнакомец проводил авреха до своей машины и отвез в агентство по торговле недвижимостью.

— Есть у меня чудесная квартира, большая и светлая, с палисадником, в прекрасном районе, — сказал маклер, улыбаясь и переводя взгляд с одного посетителя на другого. — Один недостаток: хозяева заломили цену, и сбавлять ее не намерены.

— Цена ничего не решает в этом деле, которое я намерен довести до конца, — произнес незнакомец.

Через некоторое время, растерявшийся от счастья аврех сжимал в руке ключи от своей новой квартиры.

— У меня просто нет слов, чтобы тебя поблагодарить! — бормотал он, сияя от счастья. — Ведь ты меня совсем не знаешь, да и я даже не обращался к тебе за помощью...

— Да, но ты обратился к Отцу, а Он направил меня тебе навстречу и открыл мне сердце, чтобы я тебе помог.

 

на основе комментария рабейну Бехае бар Ашера

(известный комментатор Торы, автор нескольких трудов по вопросам еврейской этики; Испания, 14-й век)

 

 

 

3. Испытания в пустыне — ради будущих поколений

 

О переходах сынов Израиля по пустыне написано: «И Моше записал названия мест, из которых они отправлялись в походы по велению Всевышнего. И вот их переходы и места отправления…» (Бамидбар, гл. 33, ст. 2).

Возникает вопрос: что первично — места отправления или переходы?

Мы видим, что в начале фразы на первое место поставлены места отправления.

Евреи думали, что Всевышний привел их к Тростниковому морю (Ям Суф), потому что таков был маршрут. А рассек Он его воды — потому что не было никакой другой возможности спастись.

Но на самом деле это рассечение было необходимо, чтобы в будущем, если какому-нибудь праведнику понадобится рассечь море или реку, он смог бы это сделать.

В Талмуде (трактат Хуллин, лист 7) рассказывается, как раби Пинхас бен Яир шел спасать плененных евреев. На его пути оказалась река. Он приказал реке расступиться, и она расступилась перед ним.

Когда раби Пинхас перешел на другой берег, ее воды потекли, как прежде.

В тот самый момент к реке подошел еврей, который нес муку для выпечки мацы на Песах. В такую муку, как известно, нельзя, чтобы до начала выпечки попала вода. И раби Пинхас бен Яир приказал реке расступиться и перед этим евреем.

Еврей перешел реку посуху, не намочив муку. И река — сомкнулась.

Но тут на берег вышел еще один человек. И раби снова рассек реку.

Получается, что Пинхас бен Яир превзошел Моше? Ведь он трижды рассек воду, а Моше, только один раз.

Да, действительно, Моше рассек воды моря лишь однажды. Но благодаря этому, раби Пинхас и смог остановить реку и развести ее воды в разные стороны. И те испытания, которые сыны Израиля преодолевали в пустыне, послужили основой знамениям и чудесам, которые произошли с их потомками в будущем.

Они полагали, что то, что случается с ними в тех местах пустыни, где они оказывались, происходит ради переходов, ради достижения конечного пункта их маршрута — Израиля. Но замысел Всевышнего, вышедший из Его уст, был шире. Он состоял и в том, что движение к цели тоже было целью — благодаря этому их потомки смогут выжить в тех местах, в которых им уготовано оказаться в будущем.

Если человек никак не может жениться или у него возникают проблемы с заработком — он идет к раввину и просит у него благословения. А раввин просит его обратить внимание на соблюдение законов шаббата или быть более сосредоточенным во время молитвы и т.п.

И действительно, испытание, свалившееся на человека — это ему знак Свыше, чтобы исправить то или иное качество характера или улучшить исполнение некой заповеди, усилить изучение Торы.

Намек на это содержится в мудрых словах царя Давида — «Голодны были и мучимы жаждой, ослабела душа их» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 107, ст. 5).

Человек может голодать и страдать от жажды, а причина будет в том, что ослабела его душа. Душа ослабела и требует исправления (на иврите — тикун).

Теперь вернемся к нашему фрагменту — «И Моше записал названия мест, из которых они отправлялись в походы». Раввин, духовный наставник помогает обратившемуся к нему за помощью человеку определить «имя» причины (название мест), спровоцировавшей свалившиеся на него испытания (походы).

«И вот их переходы и места отправления». Человек, к сожалению, часто отодвигает на задний план необходимость исправления (места), сосредотачиваясь на благословении праведника (переходы), которое, как по мановению волшебной палочки, должно решить все его проблемы.  

 

на основе комментария рава Йекутиеля-Иегуды Тейтельбаума

(автор книги «Йитав Лев», Украина, Венгрия, 1808-1883 гг.)

 

 

4. Как не стать дикарем

 

В нашей недельной главе говорится о переходах сынов Израиля по пустыне и приведены названия всех мест, через которые они проходили.

Переходы эти, наряду с топографическим значением, несут в себе еще и глубокий духовный смысл. Покажем это на примере некоторых.

Сказано: «И отправились в путь из Киврот-hа-Таавы, и расположились в Хацероте" (Бамидбар, гл. 33, ст. 17).

Оба пункта — о многом говорящие названия.

Киврот-hа-Таава, означает — могилы вожделения. А Хацерот — это дворы, приусадебные участки, хозяйства.

Если бы человек мог взглянуть на шикарную обстановку своего дома духовным зрением, он увидел бы там множество выдранных страниц и целиком растерзанные книги. Страницы Мишны глядят на него из серванта, вместе с праздничным сервизом, книги по Галахе (еврейскому закону) виднеются в дорогих стульях и даже в столе.

Это — не видение и не галлюцинация, так что, не следует падать в обморок, да и во враче нет необходимости.

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Мишлей, гл. 10) говорится, что человека, когда он по окончанию земных странствий предстанет перед Высшим Судом — подробно расспрашивают обо всем.

«Ты изучил Танах? А Талмуд? Выучил Галаху? Все освоил или есть пробелы?». И раз человеку задают такие вопросы — значит, изначально ему были даны способности, чтобы выучить все это. Так почему же он ничего не знает?

И действительно, нет у него настоящих, полновесных, основательных знаний, которые не стыдно показать. Если он что-то, когда-то и слышал, то уже забыл или спутал и смешал с другим.

Но на что тогда он потратил силы и способности, данные ему Свыше на освоение Талмуда и Шульхан Аруха?

Он использовал их на приобретение дорогой посуды, роскошных кресел и прочего шикарного барахла.

Сейчас он стоит перед Высшим Судом и не может объяснить, почему променял Мишну и Галаху на никому не нужную мишуру. Когда-то ему казалось, что приобретает дорогие, ценные вещи, но сейчас он хорошо понял, что ничем не отличался от дикаря, отдавшего золото и серебро за дурацкие, абсолютно бесполезные стекляшки.

Следующий переход был из Хацерота в Ритму (Бамидбар, гл. 33, ст. 18).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет о Ритме, что это место названо так в связи с проступком разведчиков, посланных отсюда и возвратившихся сюда. Как сказано: «Что даст тебе и что прибавит тебе лживый язык? Остры стрелы богатыря с горящими углями (ратамим)» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 120, ст. 3).

Как-то к Хафец Хаиму (раби Исраэль-Меир hа-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века) пришел за советом молодой аврех (молодой человек, посвятивший себя углубленному изучению Торы).

 — Мне предложили быть раввином в двух общинах, и я не знаю, какое место выбрать. Первая община — совсем крошечная, и деньги там смешные. Зато люди на редкость хорошие — прямые, честные, богобоязненные. Другая община — побольше, и платят там, не в пример первой, хорошо. Но люди — далеки от идеала. Да, что там идеал, прямо скажем— людишки так себе, третий сорт...

— Я написал книгу о законах лашон hа-ра (злоязычие) и всячески стараюсь этого избегать, — неожиданно прервал авреха Хафец Хаим. — А ты сейчас вверг меня в нарушение. Ведь я услышал поклеп на целую общину...

 

на основе комментария Хафец Хаима

(раби Исраэль-Меир hа-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века)

 

 

5. Ицхак спасет положение

 

В пустыне евреи совершили 42 перехода. Рав Яаков Ицхак Горовиц по прозванию «Хозе» (провидец) из Люблина (Польша, 1745-1815 гг.) как-то сказал, что понимает скрытый смысл содержащийся в названиях всех этих переходов, кроме одного — того, о котором сказано: «И отправились в путь от горы Шефер, и расположились станом в Хараде» (Бамидбар, гл. 33, ст. 24).

— Тайный смысл названия этого перехода сокрыт от меня, — признался своим ученикам известный раввин.

— Мне кажется, я его понял! — радостно воскликнул один из учеников.

И высказал такое соображение.

В Талмуде (трактат Шаббат, лист 89) приведена аллегорическая история (агада). В будущем, если евреи сойдут с правильного пути, Всевышний объявит об этом Аврааму:

— Твои дети нарушают Мой закон!

— Прости их во имя Твоего святого Имени! — взмолится Авраам.

Но Всевышнего это не удовлетворит. И Он обратится к Яакову, который много перетерпел, воспитывая своих детей:

— Твои дети нарушают Мой закон!

Но Яаков не найдет ответа лучше, чем дал Авраам, и повторит его слова.

«Не ищи объяснения у пожилых, а совета у молодых», — скажет Всевышний и направится к Ицхаку с той же претензией:

— Твои дети нарушают Мой закон!

— Мои дети? Ты сказал — мои дети? А разве они не такие же мои, как и Твои? Не Ты ли в час, когда они приняли Тору и поклялись исполнять и постигать — засвидетельствовал: Сын Мой, первенец Мой, Израиль! А сейчас, когда они сбились с пути, так они только мои?

И еще добавит Ицхак:

— Сколько лет жизни отмерено человеку? Семьдесят лет? До двадцати лет он не несет ответственности перед Небесным судом. Значит, остается пятьдесят. Из них половина приходится на ночь. Получаем двадцать пять лет. Но и от них нужно отнять половину на еду, молитву и естественные надобности. И того у нас осталось только двенадцать с половиной подотчетных лет. Было бы прекрасно, если бы Ты простил за прегрешения, совершенные в течение этого периода. Не пожелаешь простить? Тогда, давай разделим ответственность пополам: половину я возьму на себя, а другую половину — Ты. Но если Тебя и такой вариант не устраивает, то пусть все полностью будет на мне.

Приободренные словами Ицхака, евреи тоже подадут голос, выразив ему свою признательность: «Ведь ты – отец наш, так как Авраам не знает нас, и Исраэль не признает нас» (Танах, книга пророка Йешаягу, гл. 63, ст.16).

Теперь откроем другой том Талмуда. Там (трактат Песахим, лист 88) рассказывается, что Авраам свой бейт мидраш (дом учения) назвал «hар» (гора). Это видно из написанного в главе Ваера — «Как говорится по сей день: На горе (бе-hар) Всевышнего зрим будет» (Берешит, гл. 22, ст. 14).

О Яакове в Талмуде (трактат Бава Мециа, лист 84) сказано, что он был необычайно прекрасен, и его красота была подобна красоте первого человека, Адама. На языке Талмуда, слово «красота» имеет корень «шефер».

Добавим к этому, что Ицхак ассоциируется с трепетом (на иврите — харада). Как сказано: «И вострепетал Ицхак сильным трепетом (в оригинале — харада)» (Берешит, гл. 27, ст. 33).

Теперь у нас достаточно информации, чтобы разобраться с переходом от горы Шефер к Хараде, то есть — понять скрытый в этом смысл.

Итак, Всевышний со своей свитой как бы проезжает мимо горы (hар), то есть — мимо слов Авраама, мимо шефер (слов Яакова) и останавливается в «хараде» — соглашается с тем, что сказал Ицхак.

Таким образом, в будущем сыны Израиля будут прощены, благодаря защитным доводам Ицхака.

 

на основе комментария рава Яакова-Ицхака Горовица по прозванию «Хозе из Люблина»

(Польша, 1745-1815 гг.)

 

Автор текста Мордехай Вейц

 

 

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «МАСЕЙ»

 

Место в Торе: Бамидбар, гл. 33, ст. 1 — конец книги

 

Почему она так называется?

По первой фразе, где сказано: «Вот этапы продвижения сынов Израиля после Исхода из Египта...» (гл. 33, ст. 1).

На иврите «этапы продвижения» — масаим, а если за этим словом следует дополнение (в данном случае это — «сынов Израиля»), оно принимает грамматическую форму масей.

 

Обсуждение главы Масей

 

1. Чтобы не забыли благословить

 

В нашей недельной главе упомянут маршрут переходов сынов Израиля по пустыне. Написано: «Вот переходы сынов Израиля, вышедших из Египта... И Моше записал названия мест, из которых они отправлялись в походы по велению Всевышнего. И вот их переходы и места отправления…» (Бамидбар, гл. 33, ст. 1-2).

Возникает вопрос: для чего нам нужно знать маршрут их передвижений по пустыне с прилагаемым списком названий стоянок? Какое значение это имеет для нас? И еще: почему сделан акцент (через удвоение) на места отправления и переходы, переходы и места отправления?

В Танахе пророк предсказывает грядущее избавление (геулу) сынов Израиля — «И выведу вас из народов и соберу вас из стран, в которых рассеяны вы... И приведу вас в пустыню народов» (книга пророка Йехезкеля, гл. 20, ст. 34-35).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что под «пустыней народов» следует понимать ту самую пустыню, в которой 40 лет пребывал еврейский народ после Исхода из Египта.

Получается, что в будущем сыны Израиля вновь пройдут по прежним «местам боевой славы». Намек на это содержится в повторении выражения, в котором упоминаются места отправления и походы (переходы).

«Места, из которых они отправились в походы» — это 40-летнее странствие по пустыне сразу же после Исхода из Египта. А «переходы и места отправления» — сообщение о грядущем Исходе из «пустыни народов», из галута (изгнания).

В Талмуде (трактат Берахот, лист 54) сказано, что, увидев место, на котором произошло чудо с Израилем, человек должен произнести благословение: «Благословен... Сотворивший чудеса нашим праотцам на этом месте».

Чтобы в будущем евреи смогли выполнить постановление Учителей и благословлять в каждом месте, где останавливались их отцы, Моше записал в Торе все их названия. И мы бережно храним эту традицию и передаем ее из поколения в поколение — пока не настанет черед тех, кто сможет благословить.

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Бамидбар, гл. 23) Учителя, комментируя рассматриваемый нами фрагмент, цитируют слова царя Давида: «Вел Ты, как овец, народ Свой рукою Моше и Аарона» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 77, ст. 21).

Первый раз Всевышний вел сынов Израиля "рукою Моше и Аарона", которые должны были подготовить народ к будущим испытаниям.

Второй раз Творец сам поведет народ. И это будет путь окончательного избавления.  
Чтобы человек вошел во врата разума, врата понимания, врата бины — нужно прежде, чтобы он покинул врата незрелости, врата зла, врата духовной нечистоты.

Для этого и потребовались переходы — переходы к самоочищению и постижению окружающего мира.

В тексте Торы не зря особо отмечено, что Моше записал все названия мест и все переходы сынов Израиля. Хотя известно, что он записал всю Тору — все, что в ней написано, каждое слово, а значит, и названия мест и переходы.

Так Всевышний подчеркнул, что у каждого еврея, во все времена — есть связь с теми местами и переходами от одного к другому.

Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век) в книге Морэ Невухим пишет, что чудо вызывает безоговорочное доверие у того, кто воочию его видел. Когда он, спустя несколько лет, станет о нем рассказывать другому, у того, вполне могут возникнуть сомнения в правдивости рассказа. Но если рассказчик указывает место и время произошедшего — это добавляет достоверности его словам.

40-летние переходы еврейского народа по пустыне, по необжитым местам, по выжженной солнцем земле — было настоящим чудом. Моше скрупулезно записал маршрут и указал все исходные и отправные точки этого путешествия — чтобы в будущем ни у кого не возникло сомнение в том, что чудо действительно произошло с сынами Израиля.

 

на основе комментария рава Давида Хаима Шлуша

(автор книги «Хемда Гнуза», Марокко – Израиль, 1920-2016 гг.)

 

 

 

2. Мера милосердия ведет к горе Шефер, мера суда — в Хараду

 

Наша недельная глава — глава, в которой рассказывается о том, что происходило с сынами Израиля в пустыне. И мы читаем: «Вот переходы сынов Израиля, вышедших из Египта... И Моше записал названия мест, из которых они отправлялись в походы по велению уст Всевышнего. И вот их переходы и места отправления» (Бамидбар, гл. 33, ст. 1-2).

40-летнее пребывание в пустыне, со всеми его переходами из одного места в другое — все это были ниспосланные Всевышним испытания. И преодолеть их нужно было согласно требованиям и велениям Всевышнего.

Главы поколений, еврейские духовные лидеры и наставники, мудрецы Торы и значимые раввины взяли на вооружение это правило. Любой, даже самый будничный период своей жизни, они рассматривают как испытание. И стремятся пройти его «по велению уст Всевышнего».

В принципе каждому еврею (неважно, кто он — программист, врач и т.п.), в любое время дня, следует задаваться вопросом: «чего от меня ожидает Творец мира в эту секунду?».

Рав Йосеф-Хаим Зоненфельд (Главный раввин Иерусалима в начале 20-го века) жил в еврейском квартале старой части города. Когда он шел по узким улочкам и переулкам своего района, он старался не идти по краю, но шагал посередине дороги.

Ученики обратили внимание на эту его привычку и, конечно же, спросили, почему он ходит именно так.

«Из-за тесноты и скученности жилые дома подступают прямо к краю дороги, — ответил раввин, — И если я пойду по краю, то мой взгляд может случайно попасть в приоткрытую дверь или распахнутое окно. И тогда я могу ненароком увидеть, что-то, что видеть мне совершенно не следует. Идя посередине дороги, я стараюсь оберегать глаза от случайных прегрешений. А ведь этого от нас требует Всевышний».

К сожалению (и это не секрет), далеко не всем и не всегда удается в точности выполнять Волю Творца. У каждого в жизни бывают взлеты, но бывают и падения. Так же было и во время переходов сынов Израиля по пустыне. И это отразилось в названиях мест, через которые они проходили.

Когда сыны Израиля были на высоте, их мысли, эмоции и поступки соответствовали тому, что исходит из уст Творца, они шли под защитой меры милосердия. А она привела их на гору Шефер (от слова шипур — улучшение; см. например, Бамидбар, гл. 33, ст. 23).

Когда же евреи не оправдывали возложенных на них ожиданий, в включалась мера суда и вела их, например, в Хараду (паника; там же, ст. 24).

Как это работает в наше время?

Об этом расскажу такую историю.

Один молодой аврех (молодой человек, посвятивший себя глубокому изучению Торы) ютился со своей женой в крошечной однокомнатной квартирке. Из года в год семья увеличивалялась. И вот теснота стала невыносимой. А на расширение совершенно не было средств.

— Пойду, попрошу у папы, —  сказал аврех жене, направляясь к двери.

— Если бы у него было, он бы уже давно сам дал, — возразила жена.

— Я имел в виду Небесного Отца, — уточнил аврех и отправился к Западной Стене (в нееврейском мире ее называют Стеной Плача).

Там он открыл книгу Теилим (Псалмы царя Давида) и начал читать с чувством и выражением.

— О чем ты так горячо молишься? — спросил его оказавшийся рядом незнакомец.

— Это чисто личное — между мной и Отцом.

— И все же... Ведь сказано: «Тревога на сердце человека — пусть забудется она» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 12, ст. 25).

И аврех рассказал, что его сюда привело.

— Пойдем со мной, — произнес незнакомец, — Я знаю, как тебе помочь.

Незнакомец проводил авреха до своей машины и отвез в агентство по торговле недвижимостью.

— Есть у меня чудесная квартира, большая и светлая, с палисадником, в прекрасном районе, — сказал маклер, улыбаясь и переводя взгляд с одного посетителя на другого. — Один недостаток: хозяева заломили цену, и сбавлять ее не намерены.

— Цена ничего не решает в этом деле, которое я намерен довести до конца, — произнес незнакомец.

Через некоторое время, растерявшийся от счастья аврех сжимал в руке ключи от своей новой квартиры.

— У меня просто нет слов, чтобы тебя поблагодарить! — бормотал он, сияя от счастья. — Ведь ты меня совсем не знаешь, да и я даже не обращался к тебе за помощью...

— Да, но ты обратился к Отцу, а Он направил меня тебе навстречу и открыл мне сердце, чтобы я тебе помог.

 

на основе комментария рабейну Бехае бар Ашера

(известный комментатор Торы, автор нескольких трудов по вопросам еврейской этики; Испания, 14-й век)

 

 

 

3. Испытания в пустыне — ради будущих поколений

 

О переходах сынов Израиля по пустыне написано: «И Моше записал названия мест, из которых они отправлялись в походы по велению Всевышнего. И вот их переходы и места отправления…» (Бамидбар, гл. 33, ст. 2).

Возникает вопрос: что первично — места отправления или переходы?

Мы видим, что в начале фразы на первое место поставлены места отправления.

Евреи думали, что Всевышний привел их к Тростниковому морю (Ям Суф), потому что таков был маршрут. А рассек Он его воды — потому что не было никакой другой возможности спастись.

Но на самом деле это рассечение было необходимо, чтобы в будущем, если какому-нибудь праведнику понадобится рассечь море или реку, он смог бы это сделать.

В Талмуде (трактат Хуллин, лист 7) рассказывается, как раби Пинхас бен Яир шел спасать плененных евреев. На его пути оказалась река. Он приказал реке расступиться, и она расступилась перед ним.

Когда раби Пинхас перешел на другой берег, ее воды потекли, как прежде.

В тот самый момент к реке подошел еврей, который нес муку для выпечки мацы на Песах. В такую муку, как известно, нельзя, чтобы до начала выпечки попала вода. И раби Пинхас бен Яир приказал реке расступиться и перед этим евреем.

Еврей перешел реку посуху, не намочив муку. И река — сомкнулась.

Но тут на берег вышел еще один человек. И раби снова рассек реку.

Получается, что Пинхас бен Яир превзошел Моше? Ведь он трижды рассек воду, а Моше, только один раз.

Да, действительно, Моше рассек воды моря лишь однажды. Но благодаря этому, раби Пинхас и смог остановить реку и развести ее воды в разные стороны. И те испытания, которые сыны Израиля преодолевали в пустыне, послужили основой знамениям и чудесам, которые произошли с их потомками в будущем.

Они полагали, что то, что случается с ними в тех местах пустыни, где они оказывались, происходит ради переходов, ради достижения конечного пункта их маршрута — Израиля. Но замысел Всевышнего, вышедший из Его уст, был шире. Он состоял и в том, что движение к цели тоже было целью — благодаря этому их потомки смогут выжить в тех местах, в которых им уготовано оказаться в будущем.

Если человек никак не может жениться или у него возникают проблемы с заработком — он идет к раввину и просит у него благословения. А раввин просит его обратить внимание на соблюдение законов шаббата или быть более сосредоточенным во время молитвы и т.п.

И действительно, испытание, свалившееся на человека — это ему знак Свыше, чтобы исправить то или иное качество характера или улучшить исполнение некой заповеди, усилить изучение Торы.

Намек на это содержится в мудрых словах царя Давида — «Голодны были и мучимы жаждой, ослабела душа их» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 107, ст. 5).

Человек может голодать и страдать от жажды, а причина будет в том, что ослабела его душа. Душа ослабела и требует исправления (на иврите — тикун).

Теперь вернемся к нашему фрагменту — «И Моше записал названия мест, из которых они отправлялись в походы». Раввин, духовный наставник помогает обратившемуся к нему за помощью человеку определить «имя» причины (название мест), спровоцировавшей свалившиеся на него испытания (походы).

«И вот их переходы и места отправления». Человек, к сожалению, часто отодвигает на задний план необходимость исправления (места), сосредотачиваясь на благословении праведника (переходы), которое, как по мановению волшебной палочки, должно решить все его проблемы.  

 

на основе комментария рава Йекутиеля-Иегуды Тейтельбаума

(автор книги «Йитав Лев», Украина, Венгрия, 1808-1883 гг.)

 

 

4. Как не стать дикарем

 

В нашей недельной главе говорится о переходах сынов Израиля по пустыне и приведены названия всех мест, через которые они проходили.

Переходы эти, наряду с топографическим значением, несут в себе еще и глубокий духовный смысл. Покажем это на примере некоторых.

Сказано: «И отправились в путь из Киврот-hа-Таавы, и расположились в Хацероте" (Бамидбар, гл. 33, ст. 17).

Оба пункта — о многом говорящие названия.

Киврот-hа-Таава, означает — могилы вожделения. А Хацерот — это дворы, приусадебные участки, хозяйства.

Если бы человек мог взглянуть на шикарную обстановку своего дома духовным зрением, он увидел бы там множество выдранных страниц и целиком растерзанные книги. Страницы Мишны глядят на него из серванта, вместе с праздничным сервизом, книги по Галахе (еврейскому закону) виднеются в дорогих стульях и даже в столе.

Это — не видение и не галлюцинация, так что, не следует падать в обморок, да и во враче нет необходимости.

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Мишлей, гл. 10) говорится, что человека, когда он по окончанию земных странствий предстанет перед Высшим Судом — подробно расспрашивают обо всем.

«Ты изучил Танах? А Талмуд? Выучил Галаху? Все освоил или есть пробелы?». И раз человеку задают такие вопросы — значит, изначально ему были даны способности, чтобы выучить все это. Так почему же он ничего не знает?

И действительно, нет у него настоящих, полновесных, основательных знаний, которые не стыдно показать. Если он что-то, когда-то и слышал, то уже забыл или спутал и смешал с другим.

Но на что тогда он потратил силы и способности, данные ему Свыше на освоение Талмуда и Шульхан Аруха?

Он использовал их на приобретение дорогой посуды, роскошных кресел и прочего шикарного барахла.

Сейчас он стоит перед Высшим Судом и не может объяснить, почему променял Мишну и Галаху на никому не нужную мишуру. Когда-то ему казалось, что приобретает дорогие, ценные вещи, но сейчас он хорошо понял, что ничем не отличался от дикаря, отдавшего золото и серебро за дурацкие, абсолютно бесполезные стекляшки.

Следующий переход был из Хацерота в Ритму (Бамидбар, гл. 33, ст. 18).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет о Ритме, что это место названо так в связи с проступком разведчиков, посланных отсюда и возвратившихся сюда. Как сказано: «Что даст тебе и что прибавит тебе лживый язык? Остры стрелы богатыря с горящими углями (ратамим)» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 120, ст. 3).

Как-то к Хафец Хаиму (раби Исраэль-Меир hа-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века) пришел за советом молодой аврех (молодой человек, посвятивший себя углубленному изучению Торы).

 — Мне предложили быть раввином в двух общинах, и я не знаю, какое место выбрать. Первая община — совсем крошечная, и деньги там смешные. Зато люди на редкость хорошие — прямые, честные, богобоязненные. Другая община — побольше, и платят там, не в пример первой, хорошо. Но люди — далеки от идеала. Да, что там идеал, прямо скажем— людишки так себе, третий сорт...

— Я написал книгу о законах лашон hа-ра (злоязычие) и всячески стараюсь этого избегать, — неожиданно прервал авреха Хафец Хаим. — А ты сейчас вверг меня в нарушение. Ведь я услышал поклеп на целую общину...

 

на основе комментария Хафец Хаима

(раби Исраэль-Меир hа-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века)

 

 

5. Ицхак спасет положение

 

В пустыне евреи совершили 42 перехода. Рав Яаков Ицхак Горовиц по прозванию «Хозе» (провидец) из Люблина (Польша, 1745-1815 гг.) как-то сказал, что понимает скрытый смысл содержащийся в названиях всех этих переходов, кроме одного — того, о котором сказано: «И отправились в путь от горы Шефер, и расположились станом в Хараде» (Бамидбар, гл. 33, ст. 24).

— Тайный смысл названия этого перехода сокрыт от меня, — признался своим ученикам известный раввин.

— Мне кажется, я его понял! — радостно воскликнул один из учеников.

И высказал такое соображение.

В Талмуде (трактат Шаббат, лист 89) приведена аллегорическая история (агада). В будущем, если евреи сойдут с правильного пути, Всевышний объявит об этом Аврааму:

— Твои дети нарушают Мой закон!

— Прости их во имя Твоего святого Имени! — взмолится Авраам.

Но Всевышнего это не удовлетворит. И Он обратится к Яакову, который много перетерпел, воспитывая своих детей:

— Твои дети нарушают Мой закон!

Но Яаков не найдет ответа лучше, чем дал Авраам, и повторит его слова.

«Не ищи объяснения у пожилых, а совета у молодых», — скажет Всевышний и направится к Ицхаку с той же претензией:

— Твои дети нарушают Мой закон!

— Мои дети? Ты сказал — мои дети? А разве они не такие же мои, как и Твои? Не Ты ли в час, когда они приняли Тору и поклялись исполнять и постигать — засвидетельствовал: Сын Мой, первенец Мой, Израиль! А сейчас, когда они сбились с пути, так они только мои?

И еще добавит Ицхак:

— Сколько лет жизни отмерено человеку? Семьдесят лет? До двадцати лет он не несет ответственности перед Небесным судом. Значит, остается пятьдесят. Из них половина приходится на ночь. Получаем двадцать пять лет. Но и от них нужно отнять половину на еду, молитву и естественные надобности. И того у нас осталось только двенадцать с половиной подотчетных лет. Было бы прекрасно, если бы Ты простил за прегрешения, совершенные в течение этого периода. Не пожелаешь простить? Тогда, давай разделим ответственность пополам: половину я возьму на себя, а другую половину — Ты. Но если Тебя и такой вариант не устраивает, то пусть все полностью будет на мне.

Приободренные словами Ицхака, евреи тоже подадут голос, выразив ему свою признательность: «Ведь ты – отец наш, так как Авраам не знает нас, и Исраэль не признает нас» (Танах, книга пророка Йешаягу, гл. 63, ст.16).

Теперь откроем другой том Талмуда. Там (трактат Песахим, лист 88) рассказывается, что Авраам свой бейт мидраш (дом учения) назвал «hар» (гора). Это видно из написанного в главе Ваера — «Как говорится по сей день: На горе (бе-hар) Всевышнего зрим будет» (Берешит, гл. 22, ст. 14).

О Яакове в Талмуде (трактат Бава Мециа, лист 84) сказано, что он был необычайно прекрасен, и его красота была подобна красоте первого человека, Адама. На языке Талмуда, слово «красота» имеет корень «шефер».

Добавим к этому, что Ицхак ассоциируется с трепетом (на иврите — харада). Как сказано: «И вострепетал Ицхак сильным трепетом (в оригинале — харада)» (Берешит, гл. 27, ст. 33).

Теперь у нас достаточно информации, чтобы разобраться с переходом от горы Шефер к Хараде, то есть — понять скрытый в этом смысл.

Итак, Всевышний со своей свитой как бы проезжает мимо горы (hар), то есть — мимо слов Авраама, мимо шефер (слов Яакова) и останавливается в «хараде» — соглашается с тем, что сказал Ицхак.

Таким образом, в будущем сыны Израиля будут прощены, благодаря защитным доводам Ицхака.

 

на основе комментария рава Яакова-Ицхака Горовица по прозванию «Хозе из Люблина»

(Польша, 1745-1815 гг.)

 

Автор текста Мордехай Вейц

 

 

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Какие книги посоветуете, чтобы приблизить 90-летнюю женщину к Всевышнему?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля