ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА «Берешит»

 

Место в Торе: Первая книга Торы — Берешит, от начала и до гл. 6, ст. 8.

 

Почему она так называется?

Первая фраза Торы начинается со слов: «Вначале сотворил Всевышний...» (дана в принятом, но не совсем точном переводе).

Вначале на иврите - берешит.

 

Обсуждение главы Берешит

 

1. Какие молитвы принимаются в первую очередь

 

Мы снова приступаем к изучению Торы. И читаем: «Вначале сотворил Всевышний небо и землю» (Берешит, гл. 1, ст. 1).

Тора составлена из различных сочетаний двадцати двух букв. Этими буквами был сотворен мир. Так что, речь идет не об очередном алфавите того или иного языка. Еврейские буквы имеют особую святость. А иврит — сущностный язык. Поэтому текст Торы необычайно глубок и многослоен, он изобилует намеками, отсылками, многозначностью, закодированными смыслами.

Суммарная гематрия (числовое значение) первых букв шести слов (в оригинале) нашего фрагмента — 22. Это намек на 22 буквы, образующие Тору. Они же — 22 кирпичика мироздания.

Некоторые наши молитвы составлены таким образом, что все фразы, из которых они состоят, расположены в алфавитном порядке. Это сделано для того, чтобы молитва включала в себя все двадцать две буквы, тогда ее охват максимален.

Двадцать две буквы покрывают весь духовный спектр. Например, в Йом Кипур очень важен аспект тешувы (раскаяния, возвращения на пути, указанные Всевышним). А для этого нужно упомянуть свои прегрешения. Только человек может и подзабыть, что он натворил за прошедший год. Поэтому, Учителя составили универсальный список прегрешений, который включает в себя всю «палитру».

Не удивительно, что прегрешения расположены в алфавитном порядке. Многие пиютим (напевы) Йом Кипура и Рош hа-Шана также составлены на основе алфавитного порядка.
Намек на это содержится и в словах царя Давида — «Вверь Всевышнему (в оригинале — гол аль
hа-Шем) твой путь и полагайся на Него – и Он сделает» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 37, ст. 5).

Проанализируем выражение «гол аль hа-Шем». Слово «аль» обычно переводится как предлог «на» или «над». С учетом этого, можно открыть дополнительный смысл, содержащийся в словосочетании «гол аль hа-Шем». Вверь буквам, находящимся над буквами, составляющими четырехбуквенное Имя Всевышнего, твой путь, то есть твою молитву. «И Он сделает» — и Всевышний ответит на нее.

Но что же это за буквы, которые находятся над буквами Имени Творца?

Четырехбуквенное Имя состоит, как известно, из букв йод, hей, вав и hей. Над ними находятся — тет, далет, hей и далет. Их общая гематрия — 22.

Таким образом, мы снова пришли к двадцати двум буквам — тем самым, которыми написана Тора и сотворен мир.

Так что, слова Давида имеют поразительную глубину. И тому, кто в состоянии проникнуть дальше самого первого смыслового слоя, он доверительно сообщает, что молитвы, включающие все двадцать две буквы, примером которых могут служить, состоящие из фраз расположенных в алфавитном порядке — вызывают у Всевышнего особое благоволение и скорее могут быть приняты. Конечно же, при условии, что они — искренние и произносятся от всего сердца (произносятся не только ртом, но и сердцем).

В своем комментарии на первое слово Торы «берешит» (вначале) Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что прочитанное требует разъяснения, и оно — обязательно должно быть в границах, обозначенных нашими Учителями. То есть, по сути — только ради Торы и ради Израиля. Ведь и Тора, и Израиль названы — «решит».

О Торе сказано, что Всевышний «создал ее в начале пути Своего, прежде творений Своих» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 8, ст. 22). А Израиль, по словам пророка — это «первые плоды Всевышнего» (Танах, книга пророка Йермиягу, гл. 2, ст. 3).

Таким образом, Раши предупреждает, что «толкователи» должны воздерживаться от соблазна перекрутить и исковеркать слова Торы и использовать их для подтверждения собственных идей и воззрений. Кроме того, нельзя обучать людей Торе ради личной выгоды или корпоративных интересов. Его следует осуществлять — только во имя Торы и на благо Израиля.

И еще. Тора вполне самодостаточна, в ней есть все — от самого простого и распространенного смысла, до сокровенных, глубинных тайн, составляющих ее внутреннее наполнение. Она не нуждается ни в каких дополнениях.

Поэтому названия типа «Тора и Каббала» — неуместны. Ведь если Истина находится в Торе, то после «и» ее нет.

 

на основе комментария раби Йосефа Хаима

(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен Иш Хай; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го)

 

 

2. Законы природы и закон справедливости

 

В нашей недельной главе о Сотворении мира написано: «Вначале сотворил Всевышний (в оригинале — Элоким) небо и землю. И земля была в запустении, и тьма нависала над бездною. А дух Всевышнего воспаряет над водою» (Берешит, гл. 1, ст. 1-2).

Изучив этот фрагмент можно получить представление о том, как Всевышний управляет миром.

У тех людей, что имеют обыкновение размышлять, порой складывается впечатление, что наш мир переполнен чудовищной несправедливостью. И в связи с этим может возникнуть вопрос: почему Всевышний это допускает?

Итак, разберемся в содержании нашего фрагмента.

«Вначале сотворил Всевышний…».

Из этих слов следует, что Сотворение мира связано с Именем Элоким, которое олицетворяет управление в соответствии с законами природы.

Гематрия (числовое значение) Имени Элоким совпадает с гематрией слова «hа-тева» (природа). То есть, уже на этапе Сотворения в мир были внедрены законы природы, и в соответствии с ними живет наш мир.

Если один человек украдет у другого мешок пшеницы, а потом посеет эту краденую пшеницу на своем поле, то по закону справедливости, земля не должна дать всходы. Но по законам природы, вор вполне может снять обильный урожай и сполна наслаждаться плодами своего воровства.

Мы видим, что если бы мир был основан только на справедливости, это был бы совершенно другой мир, сильно отличающийся от мира, к которому мы привыкли. В нем люди быстро отучились бы воровать, грабить, совершать преступления. Ибо знали бы, что добытое нечестным путем — невозможно использовать, а также — из-за неминуемой и скорой расплаты.

Но Всевышний усложнил правила игры. Он устроил все так, чтобы люди сами, осознанно пришли к соблюдению принципов справедливости и выполнению законов. Поэтому грабитель собирает урожай с отнятой силой земли, а мошенник живет припеваючи на деньги обманутых им людей.

Они, конечно, получат наказание, и справедливость в итоге восторжествует. Только этот процесс может быть растянут во времени и будет не столь очевидным для нас, созданий из плоти и крови.

И все это — для того, чтобы у человека оставалась свобода выбора, чтобы он не превратился в робота.

Эти соображения содержатся в нашем фрагменте.

Первая фраза отрывка — «Вначале сотворил Всевышний (Элоким)» — свидетельствует, что мир сотворен так, что проще всего обнаружить законы природы, они бросаются в глаза, выдвигаются на первый план. Справедливость же разглядеть сложнее, она отступила вглубь.

Далее читаем: «И земля была в запустении, и тьма нависала над бездною»

Может сложиться впечатление, что в мире процветает беззаконие, кругом дикость и хаос, и всем правят силы тьмы. Что нет ни суда, ни судьи, ни справедливости. Кругом — одни процветающие злодеи.

Но такая картина складывается лишь на поверхностный взгляд — у тех, кто далек от Торы. Изучение Торы помогает понять, что установление базовых законов природы — не умаляет справедливость Творца и Его Истину. Ведь сказано в Торе: «Он — Твердыня, чисты Его деяния, праведны все Его пути. Всевышний хранит верность, Ему чужд обман. Он праведен и справедлив» (Дварим, гл. 32, ст. 4).

Только благодаря Торе можно разобраться в происходящем вокруг. И разглядеть, что кроме запустения и мрака, есть еще и дух Всевышнего, воспаряющий над водой.

Почему именно над водой?

Потому что Тора уподоблена воде. Без Торы — только запустение и тьма...

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

 

3. Куда вложить свой капитал

 

Творение мира начинается со слов «Вначале сотворил Всевышний небо и землю…» (Берешит, гл. 1, ст. 1).

Первое слово Торы — «берешит» (вначале)

Разъясняя это слово, Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что здесь подразумевается — «бишвиль решит» (ради решит).

Но кто такая решит, ради которой создан мир?

Словом «решит» называют Тору. Как сказано: «Создал ее в начале (решит) пути Своего, прежде творений Своих» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 8, ст. 22).

Получается, что весь мир сотворен ради Торы. И если мы проведем таргетирование, то в банке целей Всевышнего Тора займет достойное место.

Представим себе такую ситуацию.

Религиозный парень, аврех (учащийся йешивы), изучающий Тору, решил поправить свое финансовое положение. Ведь оно, у аврехов, как правило, оставляет желать лучшего. И вот, наш герой набрался смелости и обратился к Ротшильду с деловым предложением. Перед Суккотом Ротшильд покупает лулавов на десять тысяч, а аврех их распродает. Предполагаемая прибыль должна составить 500 долларов. Эти деньги аврех предложил Ротшильду честно разделить пополам.

Очевидно, что барон откажется от этой сделки. Пятисотдолларовые сделки — не его уровень. Скорее, можно предположить, что он инвестирует десять миллиардов в какой-нибудь престижный строительный проект. В определенные сроки инвестиция будет возвращена, и обозримое будущее принесет барону десять процентов чистой прибыли, то есть, целый миллиард.

Таков уровень инвестиционных пакетов бизнесменов уровня Ротшильда.

Всевышний же инвестировал не десять миллиардов и даже не сто. Он целый мир вложил в один грандиозный проект. Только представьте себе: горы с залежами полезных ископаемых, леса и океаны, плодородные земли, луну, солнце и созвездия, галактики...

Кто-то сказал, что не следует класть все яйца в одну корзину. Но в эту — можно.

Какова же цель этой инвестиции? Какой будет ожидаемая прибыль?

Ответ уже дан. Прибыль Всевышнего — это Тора, которая называется и решит.

Но как мы можем, хотя бы приблизительно, оценить размер прибыли, цену Торы, ради которой была сделана столь грандиозная инвестиция?

Чтобы ответить на этот вопрос, расскажу притчу.

В США два бизнесмена стали партнерами и начали совместно инвестировать различные проекты. Один из партнеров был евреев, другой — нет.

Прошло несколько лет совместной успешной деятельности.

Как-то нееврей говорит своему помощнику:

— Я слышал, скоро евреи будут отмечать Йом Кипур. Узнай, в какую синагогу обычно ходит мой партнер. Чувствую, там будет интересно.

Помощник справился с заданием. И вот, в самый великий и возвышенный для сынов Израиля день два англосакса в темных дорогих костюмах вошли в синагогу. Они скромно примостились на стульях с краю, и чтобы не привлекать внимания надвинули пониже свои шляпы, продукцию известной итальянской фирмы.

А в синагоге как раз начался аукцион. Продавали вызовы к Торе. Когда цена дошла до пятнадцати тысяч долларов, бизнесмен и его помощник заметили, что в игру вступил их еврейский партнер. Дойдя до двадцати пяти тысяч, он остался единоличным лидером гонки.

— Повысь до тридцати, — велел делец-нееврей своему помощнику.

— А ты в курсе, чем там торгуют? — на всякий случай осведомился помощник.

— Понятия не имею. Зато я точно знаю, что если наш друг готов выложить двадцать пять кусков, то этот проект стоит все пятьдесят…

Признаюсь, я тоже не знаю, какова истинная цена (если она вообще существует) Торы и заповедей. Но я доверяю Творцу, и если Он вложился — дело наверняка стоящее.

И Рашби (Раби Шимон бар Йохай; великий Учитель Мишны, составитель книги Зоѓар; 2-й век) и Раши, и Виленский Гаон (раби Элиягу из города Вильно, Литва, 18-й век; назван Гаоном — почетнейший титул — за исключительные знания всех разделов Торы и праведность) так много вложили в изучение Торы, что у любого должны исчезнуть всякие сомнения в целесообразности инвестиций.

Написано у пророка: «Пусть всякий жаждущий идет к воде» (Танах, книга пророка Йешаягу, гл. 55, ст. 1).

Но разве нужно быть пророком, чтобы знать, что жажду утоляют водой?

Вода символизирует Тору. А под словом «жажда» подразумевается жажда духовная.

Когда человек испытывает такую жажду, у него — несколько возможностей ее утолить. Выполнение заповедей, добрые дела, благотворительность — все это дает духовное удовлетворение.

Но пророк призывает не забывать о главном, ради чего все и создавалось — о Торе.

 

на основе комментария рава Реувена Карeлинштейна

(ученик рава Шалома Швадрона, Израиль, 1947-2013 гг.)

 

 

 

4. Всевышний не хочет быть упомянутым рядом со злом

 

О самом первом дне Сотворения мира в нашей главе написано: «И назвал Всевышний свет днем, а тьму назвал ночью. И был вечер и было утро: день один» (Берешит, гл. 1, ст. 5).

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 3) Учителя отмечают, что в Торе прямо говорится, что Всевышний назвал свет — днем. А вот рядом с тьмой и ночью Его Имя не упоминается, и даже местоимения «он» — нет. Потому что Творец не хочет, чтобы Его Имя соседствовало с чем-то негативным, с тем, что олицетворяет зло.

Но ведь существует правило грамматики, согласно которому, если предложение состоит из двух частей, и к обеим частям относится одно и то же дополнение — его пишут в первой части, а во второй опускают. И действительно, далее мы читаем: «И создал Всевышний свод и отделил воды, которые под сводом, от вод, которые над сводом» (там же, ст. 7).

Имя Всевышнего упоминается в первой части, но не упоминается во второй. И вовсе не потому, что там идет речь о чем-то негативном. Наоборот, без воды нет жизни.

И дальше мы видим такие слова: «И назвал Всевышний сушу землей, а стечение вод назвал морями» (там же, ст. 10).

Что плохого в морях?

Таких примеров — множество. Так может, и в нашем фрагменте Имя Всевышнего упомянуто только рядом со светом и не упомянуто рядом с тьмой, потому что достаточно Его указать в первой части, и нет смысла повторять во второй?

Впрочем, если бы так было на самом деле — нужно было бы написать: «И назвал Всевышний тьму — ночью, а свет назвал днем». Ведь тьма была сотворена раньше света, и день у нас начинается, как известно, с вечера.

Но в Торе специально изменен порядок, и фраза начинает со света. Чтобы не упоминать Всевышнего рядом с тьмой.

Мы видим, что у евреев день начинается с ночи, а у народов мира — с утра. У нас неделя начинается шестью рабочими днями и завершается седьмым, шаббатом, днем отдыха. Но если мы откроем, скажем, американский календарь — увидим, что в нем неделя начинается выходным днем (который англоязычные люди называют днем солнца).

Интересно понять, откуда это различие во взглядах на течение времени?

Всевышний устроил мир так, что праведники вначале проходят испытания, даже могут страдать, зато потом — наслаждаются гармонией и покоем. Злодеи же сперва купаются в удовольствиях и получают наслаждения, но, в конце концов, им приходится держать ответ, и их уделом становятся наказание, мучения и страдания.

Существует разница между тем, как Всевышний управляет народом Израиля, и как Он управляет другими народами.

Народ может сиюминутно обрести веселье и радость, миг торжества, опьянение счастьем. Только все это — скоротечно. В будущем его ждет темнота и расплата за все совершенные беззакония.

Евреи в этом мире терпят обиды и предвзятое отношение. Зато будущее у них — светлое, благодаря свету окончательной геулы (избавления).

 

на основе комментария раби Йосефа-Дова Соловейчика

(известен и как Бейт hа-Леви; раввин города Бриска, 1820 —1892 гг.)

 

  

5. Почему земля была наказана не сразу

 

В нашей недельной главе читаем, что Всевышний велит земле, чтобы та произвела «плодовые деревья, дающие плоды своего рода, с семенами в них» (Берешит, гл. 1, ст. 11).
Чтобы вкус дерева был таким же, как вкус плода.

Однако земля не выполнила наказ — «и произвела земля... дерево, дающее плод» (там же, ст. 12). Само же дерево плодом не было. Поэтому, когда Адам был проклят за свое прегрешение, с нее (с земли), как пишет в своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) тоже было взыскано за ослушание, и она была проклята.

Возникает вопрос: почему наказание земле за ослушание было отложено и связано с наказанием Адама и Хавы (в нееврейских источниках часто — Ева), почему земля не была наказана сразу, что называется, «по горячим следам»?

Дело в том, что ослушание земли во многом было причиной прегрешения Адама и Хавы. Им, как известно, было запрещено есть от плодов Дерева познания. А его не земля произрастила — его сотворил Всевышний без участия земли. Поэтому оно удовлетворяло условию, что вкус дерева, должен соответствовать вкусу плодов.

То есть Дерево познания было полностью съедобным — не только плоды, но и ветви и ствол. Используя эту особенность, хитрый Змей ввел Хаву в заблуждение. Он ей сказал, что запрет на то, чтобы есть от Дерева познания, касается непосредственно самого дерева, но не распространяется на плоды. Мол, Всевышний опасается, чтобы люди не съели съедобное дерево, имеющее тот же вкус, что и его плоды, и тогда плодам познания добра и зла просто не на чем будет произрастать.

В качестве подкрепления своих слов коварный соблазнитель привел следующее соображение. От всех остальных плодовых деревьев есть не запрещается. Значит, плоды в пищу — разрешены. И проблема только с самим деревом. Нет смысла в том, чтобы запрещать употреблять в пищу, например, кору дерева, его ствол и т.п. Ведь они и так не съедобные. Чего не скажешь о Дереве познания.

Если бы земля в точности исполнила повеление Творца, и все деревья, выросшие из нее, имели бы вкус идентичный их плодам (попросту говоря, были бы съедобными) — Змею нечего было бы сказать.

Земля не была наказана сразу, потому что ее ослушание, само по себе, не оказывало пагубного воздействия на творение. И только когда Адам и Хава попались на удочку Змея, и его злой умысел сработал — миру был причинен значимый ущерб. Тогда-то все причастные к этому и были наказаны. Не избежала этой участи и земля. Как сказано: «Проклята будет из-за тебя земля» (Берешит, гл. 3, ст. 17).

Из-за тебя — то есть, если бы не прегрешение Адама, которое привело к серьезным поломкам в мироздании — земля не получила бы наказание.

Адам же попытался свалить всю вину на Хаву. «Жена, которую Ты дал мне, — сказал он Творцу, — накормила меня плодами этого дерева, а я съел» (там же, ст. 12).

В Талмуде (трактат Нида, лист 45) сказано, что Всевышний наделил женщину большей проницательностью и прозорливостью, по сравнению с мужчиной — дав ей дополнительную бину (понимание).

Намек на это содержится в нашей недельной главе — в словах «И преобразовал (в оригинале — вайивен) Всевышний одну сторону человека в женщину» (Берешит, гл. 2, ст. 22).

Слово «вайивен» имеет тот же корень, что и слово «бина». Из этого Учителя делают вывод, что Творец дал женщине бину в большей мере, нежели мужчине.

Таким образом, Адам имел в виду, что раз у Хавы есть дополнительная бина, значит, она должна лучше понимать повеления Всевышнего. Поэтому, когда она объяснила, что запрет относится непосредственно к дереву, его стволу, ветвям, но не затрагивает плоды, Адам легко с этим согласился и не стал перепроверять. Ведь он не знал, что это — плод коварства Змея. Запретный и отравленный плод…

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «Берешит»

 

Место в Торе: Первая книга Торы — Берешит, от начала и до гл. 6, ст. 8.

 

Почему она так называется?

Первая фраза Торы начинается со слов: «Вначале сотворил Всевышний...» (дана в принятом, но не совсем точном переводе).

Вначале на иврите - берешит.

 

Обсуждение главы Берешит

 

1. Какие молитвы принимаются в первую очередь

 

Мы снова приступаем к изучению Торы. И читаем: «Вначале сотворил Всевышний небо и землю» (Берешит, гл. 1, ст. 1).

Тора составлена из различных сочетаний двадцати двух букв. Этими буквами был сотворен мир. Так что, речь идет не об очередном алфавите того или иного языка. Еврейские буквы имеют особую святость. А иврит — сущностный язык. Поэтому текст Торы необычайно глубок и многослоен, он изобилует намеками, отсылками, многозначностью, закодированными смыслами.

Суммарная гематрия (числовое значение) первых букв шести слов (в оригинале) нашего фрагмента — 22. Это намек на 22 буквы, образующие Тору. Они же — 22 кирпичика мироздания.

Некоторые наши молитвы составлены таким образом, что все фразы, из которых они состоят, расположены в алфавитном порядке. Это сделано для того, чтобы молитва включала в себя все двадцать две буквы, тогда ее охват максимален.

Двадцать две буквы покрывают весь духовный спектр. Например, в Йом Кипур очень важен аспект тешувы (раскаяния, возвращения на пути, указанные Всевышним). А для этого нужно упомянуть свои прегрешения. Только человек может и подзабыть, что он натворил за прошедший год. Поэтому, Учителя составили универсальный список прегрешений, который включает в себя всю «палитру».

Не удивительно, что прегрешения расположены в алфавитном порядке. Многие пиютим (напевы) Йом Кипура и Рош hа-Шана также составлены на основе алфавитного порядка.
Намек на это содержится и в словах царя Давида — «Вверь Всевышнему (в оригинале — гол аль
hа-Шем) твой путь и полагайся на Него – и Он сделает» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 37, ст. 5).

Проанализируем выражение «гол аль hа-Шем». Слово «аль» обычно переводится как предлог «на» или «над». С учетом этого, можно открыть дополнительный смысл, содержащийся в словосочетании «гол аль hа-Шем». Вверь буквам, находящимся над буквами, составляющими четырехбуквенное Имя Всевышнего, твой путь, то есть твою молитву. «И Он сделает» — и Всевышний ответит на нее.

Но что же это за буквы, которые находятся над буквами Имени Творца?

Четырехбуквенное Имя состоит, как известно, из букв йод, hей, вав и hей. Над ними находятся — тет, далет, hей и далет. Их общая гематрия — 22.

Таким образом, мы снова пришли к двадцати двум буквам — тем самым, которыми написана Тора и сотворен мир.

Так что, слова Давида имеют поразительную глубину. И тому, кто в состоянии проникнуть дальше самого первого смыслового слоя, он доверительно сообщает, что молитвы, включающие все двадцать две буквы, примером которых могут служить, состоящие из фраз расположенных в алфавитном порядке — вызывают у Всевышнего особое благоволение и скорее могут быть приняты. Конечно же, при условии, что они — искренние и произносятся от всего сердца (произносятся не только ртом, но и сердцем).

В своем комментарии на первое слово Торы «берешит» (вначале) Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что прочитанное требует разъяснения, и оно — обязательно должно быть в границах, обозначенных нашими Учителями. То есть, по сути — только ради Торы и ради Израиля. Ведь и Тора, и Израиль названы — «решит».

О Торе сказано, что Всевышний «создал ее в начале пути Своего, прежде творений Своих» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 8, ст. 22). А Израиль, по словам пророка — это «первые плоды Всевышнего» (Танах, книга пророка Йермиягу, гл. 2, ст. 3).

Таким образом, Раши предупреждает, что «толкователи» должны воздерживаться от соблазна перекрутить и исковеркать слова Торы и использовать их для подтверждения собственных идей и воззрений. Кроме того, нельзя обучать людей Торе ради личной выгоды или корпоративных интересов. Его следует осуществлять — только во имя Торы и на благо Израиля.

И еще. Тора вполне самодостаточна, в ней есть все — от самого простого и распространенного смысла, до сокровенных, глубинных тайн, составляющих ее внутреннее наполнение. Она не нуждается ни в каких дополнениях.

Поэтому названия типа «Тора и Каббала» — неуместны. Ведь если Истина находится в Торе, то после «и» ее нет.

 

на основе комментария раби Йосефа Хаима

(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен Иш Хай; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – начало 20-го)

 

 

2. Законы природы и закон справедливости

 

В нашей недельной главе о Сотворении мира написано: «Вначале сотворил Всевышний (в оригинале — Элоким) небо и землю. И земля была в запустении, и тьма нависала над бездною. А дух Всевышнего воспаряет над водою» (Берешит, гл. 1, ст. 1-2).

Изучив этот фрагмент можно получить представление о том, как Всевышний управляет миром.

У тех людей, что имеют обыкновение размышлять, порой складывается впечатление, что наш мир переполнен чудовищной несправедливостью. И в связи с этим может возникнуть вопрос: почему Всевышний это допускает?

Итак, разберемся в содержании нашего фрагмента.

«Вначале сотворил Всевышний…».

Из этих слов следует, что Сотворение мира связано с Именем Элоким, которое олицетворяет управление в соответствии с законами природы.

Гематрия (числовое значение) Имени Элоким совпадает с гематрией слова «hа-тева» (природа). То есть, уже на этапе Сотворения в мир были внедрены законы природы, и в соответствии с ними живет наш мир.

Если один человек украдет у другого мешок пшеницы, а потом посеет эту краденую пшеницу на своем поле, то по закону справедливости, земля не должна дать всходы. Но по законам природы, вор вполне может снять обильный урожай и сполна наслаждаться плодами своего воровства.

Мы видим, что если бы мир был основан только на справедливости, это был бы совершенно другой мир, сильно отличающийся от мира, к которому мы привыкли. В нем люди быстро отучились бы воровать, грабить, совершать преступления. Ибо знали бы, что добытое нечестным путем — невозможно использовать, а также — из-за неминуемой и скорой расплаты.

Но Всевышний усложнил правила игры. Он устроил все так, чтобы люди сами, осознанно пришли к соблюдению принципов справедливости и выполнению законов. Поэтому грабитель собирает урожай с отнятой силой земли, а мошенник живет припеваючи на деньги обманутых им людей.

Они, конечно, получат наказание, и справедливость в итоге восторжествует. Только этот процесс может быть растянут во времени и будет не столь очевидным для нас, созданий из плоти и крови.

И все это — для того, чтобы у человека оставалась свобода выбора, чтобы он не превратился в робота.

Эти соображения содержатся в нашем фрагменте.

Первая фраза отрывка — «Вначале сотворил Всевышний (Элоким)» — свидетельствует, что мир сотворен так, что проще всего обнаружить законы природы, они бросаются в глаза, выдвигаются на первый план. Справедливость же разглядеть сложнее, она отступила вглубь.

Далее читаем: «И земля была в запустении, и тьма нависала над бездною»

Может сложиться впечатление, что в мире процветает беззаконие, кругом дикость и хаос, и всем правят силы тьмы. Что нет ни суда, ни судьи, ни справедливости. Кругом — одни процветающие злодеи.

Но такая картина складывается лишь на поверхностный взгляд — у тех, кто далек от Торы. Изучение Торы помогает понять, что установление базовых законов природы — не умаляет справедливость Творца и Его Истину. Ведь сказано в Торе: «Он — Твердыня, чисты Его деяния, праведны все Его пути. Всевышний хранит верность, Ему чужд обман. Он праведен и справедлив» (Дварим, гл. 32, ст. 4).

Только благодаря Торе можно разобраться в происходящем вокруг. И разглядеть, что кроме запустения и мрака, есть еще и дух Всевышнего, воспаряющий над водой.

Почему именно над водой?

Потому что Тора уподоблена воде. Без Торы — только запустение и тьма...

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

 

3. Куда вложить свой капитал

 

Творение мира начинается со слов «Вначале сотворил Всевышний небо и землю…» (Берешит, гл. 1, ст. 1).

Первое слово Торы — «берешит» (вначале)

Разъясняя это слово, Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что здесь подразумевается — «бишвиль решит» (ради решит).

Но кто такая решит, ради которой создан мир?

Словом «решит» называют Тору. Как сказано: «Создал ее в начале (решит) пути Своего, прежде творений Своих» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 8, ст. 22).

Получается, что весь мир сотворен ради Торы. И если мы проведем таргетирование, то в банке целей Всевышнего Тора займет достойное место.

Представим себе такую ситуацию.

Религиозный парень, аврех (учащийся йешивы), изучающий Тору, решил поправить свое финансовое положение. Ведь оно, у аврехов, как правило, оставляет желать лучшего. И вот, наш герой набрался смелости и обратился к Ротшильду с деловым предложением. Перед Суккотом Ротшильд покупает лулавов на десять тысяч, а аврех их распродает. Предполагаемая прибыль должна составить 500 долларов. Эти деньги аврех предложил Ротшильду честно разделить пополам.

Очевидно, что барон откажется от этой сделки. Пятисотдолларовые сделки — не его уровень. Скорее, можно предположить, что он инвестирует десять миллиардов в какой-нибудь престижный строительный проект. В определенные сроки инвестиция будет возвращена, и обозримое будущее принесет барону десять процентов чистой прибыли, то есть, целый миллиард.

Таков уровень инвестиционных пакетов бизнесменов уровня Ротшильда.

Всевышний же инвестировал не десять миллиардов и даже не сто. Он целый мир вложил в один грандиозный проект. Только представьте себе: горы с залежами полезных ископаемых, леса и океаны, плодородные земли, луну, солнце и созвездия, галактики...

Кто-то сказал, что не следует класть все яйца в одну корзину. Но в эту — можно.

Какова же цель этой инвестиции? Какой будет ожидаемая прибыль?

Ответ уже дан. Прибыль Всевышнего — это Тора, которая называется и решит.

Но как мы можем, хотя бы приблизительно, оценить размер прибыли, цену Торы, ради которой была сделана столь грандиозная инвестиция?

Чтобы ответить на этот вопрос, расскажу притчу.

В США два бизнесмена стали партнерами и начали совместно инвестировать различные проекты. Один из партнеров был евреев, другой — нет.

Прошло несколько лет совместной успешной деятельности.

Как-то нееврей говорит своему помощнику:

— Я слышал, скоро евреи будут отмечать Йом Кипур. Узнай, в какую синагогу обычно ходит мой партнер. Чувствую, там будет интересно.

Помощник справился с заданием. И вот, в самый великий и возвышенный для сынов Израиля день два англосакса в темных дорогих костюмах вошли в синагогу. Они скромно примостились на стульях с краю, и чтобы не привлекать внимания надвинули пониже свои шляпы, продукцию известной итальянской фирмы.

А в синагоге как раз начался аукцион. Продавали вызовы к Торе. Когда цена дошла до пятнадцати тысяч долларов, бизнесмен и его помощник заметили, что в игру вступил их еврейский партнер. Дойдя до двадцати пяти тысяч, он остался единоличным лидером гонки.

— Повысь до тридцати, — велел делец-нееврей своему помощнику.

— А ты в курсе, чем там торгуют? — на всякий случай осведомился помощник.

— Понятия не имею. Зато я точно знаю, что если наш друг готов выложить двадцать пять кусков, то этот проект стоит все пятьдесят…

Признаюсь, я тоже не знаю, какова истинная цена (если она вообще существует) Торы и заповедей. Но я доверяю Творцу, и если Он вложился — дело наверняка стоящее.

И Рашби (Раби Шимон бар Йохай; великий Учитель Мишны, составитель книги Зоѓар; 2-й век) и Раши, и Виленский Гаон (раби Элиягу из города Вильно, Литва, 18-й век; назван Гаоном — почетнейший титул — за исключительные знания всех разделов Торы и праведность) так много вложили в изучение Торы, что у любого должны исчезнуть всякие сомнения в целесообразности инвестиций.

Написано у пророка: «Пусть всякий жаждущий идет к воде» (Танах, книга пророка Йешаягу, гл. 55, ст. 1).

Но разве нужно быть пророком, чтобы знать, что жажду утоляют водой?

Вода символизирует Тору. А под словом «жажда» подразумевается жажда духовная.

Когда человек испытывает такую жажду, у него — несколько возможностей ее утолить. Выполнение заповедей, добрые дела, благотворительность — все это дает духовное удовлетворение.

Но пророк призывает не забывать о главном, ради чего все и создавалось — о Торе.

 

на основе комментария рава Реувена Карeлинштейна

(ученик рава Шалома Швадрона, Израиль, 1947-2013 гг.)

 

 

 

4. Всевышний не хочет быть упомянутым рядом со злом

 

О самом первом дне Сотворения мира в нашей главе написано: «И назвал Всевышний свет днем, а тьму назвал ночью. И был вечер и было утро: день один» (Берешит, гл. 1, ст. 5).

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 3) Учителя отмечают, что в Торе прямо говорится, что Всевышний назвал свет — днем. А вот рядом с тьмой и ночью Его Имя не упоминается, и даже местоимения «он» — нет. Потому что Творец не хочет, чтобы Его Имя соседствовало с чем-то негативным, с тем, что олицетворяет зло.

Но ведь существует правило грамматики, согласно которому, если предложение состоит из двух частей, и к обеим частям относится одно и то же дополнение — его пишут в первой части, а во второй опускают. И действительно, далее мы читаем: «И создал Всевышний свод и отделил воды, которые под сводом, от вод, которые над сводом» (там же, ст. 7).

Имя Всевышнего упоминается в первой части, но не упоминается во второй. И вовсе не потому, что там идет речь о чем-то негативном. Наоборот, без воды нет жизни.

И дальше мы видим такие слова: «И назвал Всевышний сушу землей, а стечение вод назвал морями» (там же, ст. 10).

Что плохого в морях?

Таких примеров — множество. Так может, и в нашем фрагменте Имя Всевышнего упомянуто только рядом со светом и не упомянуто рядом с тьмой, потому что достаточно Его указать в первой части, и нет смысла повторять во второй?

Впрочем, если бы так было на самом деле — нужно было бы написать: «И назвал Всевышний тьму — ночью, а свет назвал днем». Ведь тьма была сотворена раньше света, и день у нас начинается, как известно, с вечера.

Но в Торе специально изменен порядок, и фраза начинает со света. Чтобы не упоминать Всевышнего рядом с тьмой.

Мы видим, что у евреев день начинается с ночи, а у народов мира — с утра. У нас неделя начинается шестью рабочими днями и завершается седьмым, шаббатом, днем отдыха. Но если мы откроем, скажем, американский календарь — увидим, что в нем неделя начинается выходным днем (который англоязычные люди называют днем солнца).

Интересно понять, откуда это различие во взглядах на течение времени?

Всевышний устроил мир так, что праведники вначале проходят испытания, даже могут страдать, зато потом — наслаждаются гармонией и покоем. Злодеи же сперва купаются в удовольствиях и получают наслаждения, но, в конце концов, им приходится держать ответ, и их уделом становятся наказание, мучения и страдания.

Существует разница между тем, как Всевышний управляет народом Израиля, и как Он управляет другими народами.

Народ может сиюминутно обрести веселье и радость, миг торжества, опьянение счастьем. Только все это — скоротечно. В будущем его ждет темнота и расплата за все совершенные беззакония.

Евреи в этом мире терпят обиды и предвзятое отношение. Зато будущее у них — светлое, благодаря свету окончательной геулы (избавления).

 

на основе комментария раби Йосефа-Дова Соловейчика

(известен и как Бейт hа-Леви; раввин города Бриска, 1820 —1892 гг.)

 

  

5. Почему земля была наказана не сразу

 

В нашей недельной главе читаем, что Всевышний велит земле, чтобы та произвела «плодовые деревья, дающие плоды своего рода, с семенами в них» (Берешит, гл. 1, ст. 11).
Чтобы вкус дерева был таким же, как вкус плода.

Однако земля не выполнила наказ — «и произвела земля... дерево, дающее плод» (там же, ст. 12). Само же дерево плодом не было. Поэтому, когда Адам был проклят за свое прегрешение, с нее (с земли), как пишет в своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) тоже было взыскано за ослушание, и она была проклята.

Возникает вопрос: почему наказание земле за ослушание было отложено и связано с наказанием Адама и Хавы (в нееврейских источниках часто — Ева), почему земля не была наказана сразу, что называется, «по горячим следам»?

Дело в том, что ослушание земли во многом было причиной прегрешения Адама и Хавы. Им, как известно, было запрещено есть от плодов Дерева познания. А его не земля произрастила — его сотворил Всевышний без участия земли. Поэтому оно удовлетворяло условию, что вкус дерева, должен соответствовать вкусу плодов.

То есть Дерево познания было полностью съедобным — не только плоды, но и ветви и ствол. Используя эту особенность, хитрый Змей ввел Хаву в заблуждение. Он ей сказал, что запрет на то, чтобы есть от Дерева познания, касается непосредственно самого дерева, но не распространяется на плоды. Мол, Всевышний опасается, чтобы люди не съели съедобное дерево, имеющее тот же вкус, что и его плоды, и тогда плодам познания добра и зла просто не на чем будет произрастать.

В качестве подкрепления своих слов коварный соблазнитель привел следующее соображение. От всех остальных плодовых деревьев есть не запрещается. Значит, плоды в пищу — разрешены. И проблема только с самим деревом. Нет смысла в том, чтобы запрещать употреблять в пищу, например, кору дерева, его ствол и т.п. Ведь они и так не съедобные. Чего не скажешь о Дереве познания.

Если бы земля в точности исполнила повеление Творца, и все деревья, выросшие из нее, имели бы вкус идентичный их плодам (попросту говоря, были бы съедобными) — Змею нечего было бы сказать.

Земля не была наказана сразу, потому что ее ослушание, само по себе, не оказывало пагубного воздействия на творение. И только когда Адам и Хава попались на удочку Змея, и его злой умысел сработал — миру был причинен значимый ущерб. Тогда-то все причастные к этому и были наказаны. Не избежала этой участи и земля. Как сказано: «Проклята будет из-за тебя земля» (Берешит, гл. 3, ст. 17).

Из-за тебя — то есть, если бы не прегрешение Адама, которое привело к серьезным поломкам в мироздании — земля не получила бы наказание.

Адам же попытался свалить всю вину на Хаву. «Жена, которую Ты дал мне, — сказал он Творцу, — накормила меня плодами этого дерева, а я съел» (там же, ст. 12).

В Талмуде (трактат Нида, лист 45) сказано, что Всевышний наделил женщину большей проницательностью и прозорливостью, по сравнению с мужчиной — дав ей дополнительную бину (понимание).

Намек на это содержится в нашей недельной главе — в словах «И преобразовал (в оригинале — вайивен) Всевышний одну сторону человека в женщину» (Берешит, гл. 2, ст. 22).

Слово «вайивен» имеет тот же корень, что и слово «бина». Из этого Учителя делают вывод, что Творец дал женщине бину в большей мере, нежели мужчине.

Таким образом, Адам имел в виду, что раз у Хавы есть дополнительная бина, значит, она должна лучше понимать повеления Всевышнего. Поэтому, когда она объяснила, что запрет относится непосредственно к дереву, его стволу, ветвям, но не затрагивает плоды, Адам легко с этим согласился и не стал перепроверять. Ведь он не знал, что это — плод коварства Змея. Запретный и отравленный плод…

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Миньян будет засчитан, если после молитвы узнали, что в нем один нееврей?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля