ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА «БАМИДБАР»

 

Место в Торе: Бамидбар, гл. 1, ст. 1 — гл. 4, ст. 20.

 

Почему она так называется?

В первой фразе сказано: “И Творец говорил с Моше в пустыне Синай…”.

В пустыне на иврите — бамидбар.

 

Обсуждение главы «Бамидбар»

 

1. Придерживаться золотой середины

 

В нашей недельной главе идет речь о подсчете сынов Израиля. И мы читаем: «И говорил Всевышний с Моше в пустыне Синай... Определите численность (в оригинале — сеу эт рош) всей общины сынов Израиля» (Бамидбар, гл. 1, ст. 1-2).

Выражение «сеу эт рош» (определите численность, произведите подсчет) можно перевести и как — поднимите головы, подбодрите общину сынов Израиля.

Недельную главу Бамидбар обычно читают перед праздником Шавуот, перед дарованием Торы. И это не случайно. 49 дней евреи работают над исправлением своих негативных качеств, в том числе — гордыни.

Однако перед дарованием Торы, важно не впасть в излишнюю скромность. Ведь заниженная самооценка порой играет отрицательную роль.

«Разве я когда-нибудь осилю тома Талмуда, эти толстенные фолианты? Да у меня просто не хватит на них ума!». Подобные мысли способны значимо понизить мотивацию, повредить учебе, и как следствие — человек будет не в состоянии принять Тору на должном уровне.

Чтобы этого не произошло, Всевышний велит подбодрить евреев — пусть поднимут (но не задирают) носы. А для этого нужно произвести подсчет. Тогда каждый увидит, что во всеобщей переписи населения, он занимает не меньше места, чем самый выдающийся представитель народа — не меньше, чем коэн гадоль (главный коэн, служитель в Мишкане или Храме) или, скажем, глава колена.

В недельной главе Мецора мы читали, что человеку, пораженному болезнью духовного происхождения (в нашей традиции она называется — цараат), для очищения следовало взять, в том числе, кедровую ветвь и иссоп (см. Ваикра, гл. 14, ст. 4).

Комментируя этот фрагмент, Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что цараат — это, кроме прочего, наказание за надменность. А кедр, с его величественным видом — символ надменности.

Что в таком случае мецора (тот, кто поражен цараат) должен делать для своего исцеления?

Смириться, избавиться от высокомерия и осознать, что он мал и ничтожен, как иссоп (травянистое растение, распространенное в Израиле).

Итак, для очищения мецора приносит не только иссоп, намекающий на скромность, которой ему не хватает, но и кедровую ветвь, символизирующую имеющуюся в избытке гордыню. Для того, чтобы работая над собой и уничтожая гордыню, человек не впал в другую крайность — чрезмерное уничижение.

Ведь стоит переусердствовать в духовной работе, и этим тут же не преминет воспользоваться йецер hа-ра (дурное начало) — «Ты никогда не освоишь Талмуд, он тебе не по зубам. Так зачем зря время терять!?».

Может быть и такое, что человек, изжив в себе гордыню — может так возгордиться этим фактом, что гордыня разрастется в нем пуще прежнего.

Рассказывают, что у раби Меира из Пермышлян (глава хасидской общины, автор книги «Ор Торато шель раби Меир»; Украина, 1780-1850 гг.) был ученик, который ради исправления своего дурного начала носил вместо нижнего белья одежду из грубой мешковины. И всякий раз, когда он оказывался рядом с раби Меиром, он, как бы ненароком, отодвигал край верхней одежды, чтобы наставник заметил из какой грубой ткани у него белье и похвалил за благочестие.

Как-то оставшись наедине с хасидом, раби Меир произнес:

— Я видел, как люди попадали к йецеру в ловушку. Многих он ловил на крючок. Но, чтобы он смог кого-то упаковать в мешок — такое встречаю впервые.

Очищая человека, пораженного цараат, коэн использовал и кедровую ветвь и иссоп — чтобы тот научился находить «золотую середину» между излишней гордыней и чрезмерной скромностью.  

 

на основе комментария рава Моше Файнштейна

(один из авторитетнейших в области ѓалахи Учителей; родился в России, умер в Нью-Йорке; середина и вторая половина 20-го века)

 

 

 

2. Вся Тора пропитана любовью Всевышнего к Его сыновьям

 

Нашу недельную главу (и, соответственно, всю книгу Бамидбар) открывает повеление о подсчете сынов Израиля. Как сказано: «И говорил Всевышний с Моше в пустыне Синай... Определите численность (в оригинале — сеу эт рош) всей общины сынов Израиля» (Бамидбар, гл. 1, ст. 1-2).

Выражение «сеу эт рош» (определите численность, произведите подсчет) можно перевести, как уже говорилось выше, и как — поднимите головы, подбодрите общину сынов Израиля.

Таким образом, мы видим, что подсчет сынов Израиля связан с заботой Всевышнего о них, с Его особым отношением к ним, с Его любовью и привязанностью.

Намек на проявление этих качеств мы встречаем еще в недельной главе Беhаалотха. Там написано: «И Я отдал левитов Аарону и его сыновьям из среды сынов Израиля — нести вместо сынов Израиля службу при Шатре Откровения и совершать искупление за сынов Израиля, чтобы не поразил сынов Израиля мор при приближении сынов Израиля к Святилищу» (Бамидбар, гл. 8, ст. 19).

В этом коротком фрагменте сыны Израиля упомянуты пять раз — хотя несколько из этих упоминаний можно было бы заменить личным местоимением. Так в Торе подчеркивается любовь Всевышнего, которой, удостоился еврейский народ, уподобленный, по словам Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), пяти книгам Торы.

Возникает вопрос: почему сыны Израиля не упомянуты шесть раз? Ведь тогда их можно было бы уподобить шести разделам Мишны.

Однако у Свитка Торы есть все же существенное отличие от Мишны. Если в Мишне не будет хватать одной буквы, она от этого не станет непригодной. А свиток Торы — станет. Поэтому, уподобив евреев Торе, Всевышний показал, что Ему дорог каждый Его сын.

Раши написал свой комментарий к Торе, чтобы показать, как сильно Всевышний любит Свой народ и дорожит им.

Комментируя самое первое слово Торы, «берешит», он отмечает, что под словом «решит» (начаток) подразумевается Тора, но это также — и Израиль. Получается, что Всевышний сотворил мир ради Торы и Израиля, точнее, ради Израиля, изучающего Тору. И это — самое сильное доказательство любви Всевышнего к еврейскому народу, какое только может быть.

Но посмотрим, как начинается комментарий Раши на следующую книгу Торы, книгу Шемот. В ней названы по имени все сыны Израиля, спустившиеся в Египет. И хотя они уже раньше были перечислены (см. Берешит, гл. 46, ст. 8-27), Творец вновь упомянул их после их смерти, тем самым показывая, насколько они были Ему дороги. Сыны Израиля уподоблены звездам, которые Создатель выводит и возвращает на прежнее место по счету и по названиям. Как сказано: «Тот, Кто выводит их воинство по счету всех их по имени называет» (Танах, книга пророка Йешаяhу, гл. 40, ст. 26).

Итак, уже в самом начале комментария Раши на книгу Шемот присутствует любовь и привязанность Творца к Своему народу.

Теперь откроем комментарий к книге Ваикра. Вот он: "Всевышний воззвал к Моше, и это безусловно предпочтительней, чем если бы Он обратился, сказал, повелел. Словом, это самая уважительная, самая почетная форма обращения из существующих. Она выражает расположение, благосклонность и является обращением, каким пользуются высшие духовные сущности, посланники Всевышнего, называемые в условном переводе: ангелы-служители: «И воззвал один к другому...» (книга пророка Йешаяhу, гл. 6, ст. 3).

Однако, в противоположность этому, к пророкам из народов мира Он обращался выражением, указывающим на случайный характер и присутствие нечистоты. Как сказано: «И встретился Всевышний Биламу» (Бамидбар, гл. 23, ст. 4).

А вот как начинается комментарий Раши на книгу Бамидбар.

Поскольку сыны Израиля были дороги Творцу и любимы Им, Он подсчитывал их количество вновь и вновь. Когда они вышли из Египта, исчислил их (см. Шемот, гл. 12, ст. 37), после поклонения золотому тельцу, исчислил их, чтобы знать, сколько осталось в живых (см. комментарий Раши к книге Шемот, гл. 30, ст. 16), когда вознамерился дать Шехине Своей (Шехина — присутствие Творца в этом мире) пребывать над ними (т. е. когда повелел им возвести Мишкан). В первый день Нисана был возведен Мишкан, а в первый день /Ияра — исчислил их.

Теперь обратимся к книге Дварим.

Она состоит из критики и наставлений. Неужели и в них кроется любовь? Посмотрим, что пишет Раши.

Книга Дварим — сборник обличительных речей. Уже в самом начале ее перечислены все места, где евреи гневили Всевышнего. Тем не менее, чтобы сохранить честь сынов Израиля, прегрешения названы не впрямую, но — иносказательно, намеками, заключенными в названиях местностей. Это ли не проявление любви и заботы?!

Мы видим, что Раши четко придерживается выбранного курса. Показав, что Творец уподобил евреев книгам Торы, он своим комментарием к каждой книге подчеркнул любовь и привязанность Всевышнего к Своему народу.

 

на основе комментария рава Цви Элимелеха Панета

(автор книги «hа-Цви вэ-hа-Цедек», Израиль, наше время)

 

 

3. По мотивам субботней песни

 

Наша недельная глава начинается обращением Всевышнего к Моше. И мы читаем: «И говорил Творец Моше в пустыне Синай…» (Бамидбар, гл. 1, ст. 1).

В пустыне Синай находится одноименная гора, на которой происходило дарование Торы, с нее прозвучали основополагающие заповеди.

Многие, наверное, знают субботнюю песню "Йом Шабатон" (день субботнего отдыха), с припевом о голубке, которая в субботу нашла пристанище. Так вот, в этой песне есть такие слова: «Говорил в святости Своей (имеется ввиду Всевышний) на горе hа-Мор: Помни и соблюдай законы седьмого дня».

Гора hа-Мор — это гора hа-Мория в Иерусалиме. На ней был возведен Бейт hа-Микдаш (Храм). А заповедь о субботе была провозглашена на горе Синай. Так почему же в песне поется о горе Мор? Может для рифмы — Мор хорошо рифмуется с шамор (соблюдай)?

В Талмуде (трактат Таанит, лист 16) о горе Мория говорится, что от нее распространилось просвещение на народ Израиля, и с нее спустился страх на народы мира.

Оба факта, — пишет в своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) могут относиться и к горе Мория в Иерусалиме и к горе Синай. Ведь на горе Мория заседал Санhедрин (Верховный суд), мудрецы которого в спорных вопросах устанавливали галаху (еврейский закон), разбирали сложные дела — словом, устанавливали Истину, укрепляли познания в Торе и распространяли знания во всем народе. В то же время, Иерусалимский Храм и Шехина (Присутствие Всевышнего), пребывающая в нем, заставляли трепетать многие народы.

Но и о горе Синай можно сказать, что произошедшее на ней дарование Торы, явилось отправной точкой в распространении истинных знаний. Ведь евреи тогда поклялись исполнять заповеди Торы и постигать содержащуюся в ней мудрость. Народы же мира, как известно, Тору отвергли, потому что ничего в ней не поняли. А непонимание рождает неприятие, ненависть и страх.

Только совершенно не понятно, как можно утверждать, или даже предполагать, что гора Мория это гора Синай, находящаяся в Синайской пустыне? Ведь в Танахе прямым текстом сказано: «И начал Шломо строить Дом Всевышнему в Иерусалиме на горе Мория» (Вторая книга Диврей hа-Ямим — «Хроники дней», гл. 3, ст. 1). Значит, Мория расположена в Иерусалиме, и никак не может находиться в Синайской пустыне.

Впрочем, какое-то время — находилась. Говорится в Мидраше Ялкут Реувени, что в момент дарования Торы, Всевышний перенес гору Мория из Иерусалима в Синай, чтобы и она была причастна к этому выдающемуся событию.

Тогда понятно, почему поется, что Всевышний на горе hа-Мор заповедал соблюдать шаббат.

Три основных еврейских праздника — Песах, Шавуот и Суккот — связаны с тремя праотцами еврейского народа.

Песах соотносят с Авраамом, поскольку тот велел Саре испечь мацу (см. Берешит, гл. 18, ст. 6).

Ицхака — с праздником дарования Торы, с Шавуотом. Ведь он лежал связанный на мизбеахе (в условном переводе — «жертвенник»). Когда Всевышний убедился в готовности Авраама пожертвовать ради Него самым дорогим и в готовности Ицхака отдать свою жизнь, он заменил его молодым барашком. Из рога его был сделан шофар, в который трубили во время дарования Торы.

После того как Яаков построил суккот (мн. ч. от слова сукка — особый шалаш, в котором принято жить в дни праздника Суккот), его принято соотносить с Суккотом. Казалось бы ему больше подходит Шавуот — ведь он постоянно сидел в шатрах, изучая Тору (см. Берешит, гл. 25, ст. 27). Но тот факт, что дарование Торы, как выяснилось, проходило также и на горе Мория, объясняет, почему с Шавуотом ассоциируют Ицхака.

Точки над «i» помогает расставить Мидраш (Мидраш Раба на книгу Бамидбар, гл. 1), в котором говорится, что гору Синай называли шестью именами: гора Всевышнего, гора Башан, гора Гавнуним, гора Хорев, гора Мория и, собственно, гора Синай.

Таким образом, Мория, или, как поется в субботней песне, hа-Мор — вполне легитимное название и для горы, на которой был построен Бейт hа-Микдаш (Храм), и для той, на которой произошло дарование Торы.

 

на основе комментариев Маhарши

(великий комментатор Талмуда, Польша, 16-й век)

и рава Хаима Каневского

(один из самых выдающихся знатоков Торы современности, Израиль, наше время)

   

 

 

4. Я — пустыня

 

Написано в нашей недельной главе: «И говорил Всевышний Моше в пустыне Синай…» (Бамидбар, гл. 1, ст. 1).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) начинает свой комментарий на книгу Бамидбар с объяснения, почему Творец так часто подсчитывал сынов Израиля. И пишет: потому, что они Ему очень дороги, вот и пересчитывал их каждый час (вновь и вновь). Ведь то, чем дорожишь, над чем дрожишь и что боишься потерять — постоянно проверяешь, ощупываешь, пересчитываешь.

И все же слабо верится, что все сыны Израиля, до самого последнего еврея, были на таком уровне, что их всех (подчеркнем — всех!) хотелось пересчитывать каждый час. Ведь наверняка, кроме выдающихся — были и самые простые люди. И даже — примитивные. Не всем дано быть умными. Кто-то должен быть простаком, а среди героев обязательно обнаружится затесавшийся трусишка.

Так какое удовольствие пересчитывать простолюдинов, людей недалеких, простоватых, глуповатых, робких и даже трусоватых?

В трактате Пиркей Авот (гл. 4, м. 3) сформулирована важная мысль. У каждого человека, даже самого малого и незначительного, есть свой час, ради которого он пришел в этот мир. Некоторые этот час называют звездным.

Теперь мы понимаем, что имел в виду Раши. Всевышний пересчитывает евреев, каждого в соответствии с его часом, часом, когда тот становится «звездой» — уникальной и неповторимой.

Вместе с тем, не стоит мнить себя звездой, даже если ты таковой и являешься. Ведь Тора недаром подчеркивает, что Всевышний обратился к Моше в пустыне. Вот пустыней и нужно себя считать. И тогда, есть шанс, что Творец сочтет тебя звездой. В пустыне они прекрасно видны.

Хазон Ишу (рав Авраам-Йешаягу Карелиц; величайший Учитель Торы, Литва – Израиль, первая половина 20-го века) в молодости довелось приехать в Минск. Тогда его имя уже было на слуху, но в лицо его знали еще не многие.

В первый день недели он пришел в синагогу, снял с полки один из трактатов Талмуда и погрузился в учебу. Пришло время урока, в зал вошел раввин, стали собираться ученики, каждый брал себе книгу, которую они изучали. Одному не хватило. Тогда габай (служка) синагоги окинул цепким взглядом помещение и подошел к Хазон Ишу, который был погружен в учебу и не замечал, что происходит вокруг.

Габай, особо не церемонясь, взял со стола Талмуд, а вместо него положил книгу Теилим (Псалмы царя Давида), и сказал оторопевшему Хазон Ишу:

— Простому еврею полезно читать Псалмы. А Талмуд сейчас нужен тому, кто его серьезно изучает. Так что не взыщи…

Хазон Иш ничего не ответил на дерзкий выпад, он лишь покорно кивнул, в знак согласия и примирения.

На следующий день, во время утренней молитвы читали Тору, и габай решил вызвать новенького. С этой целью он осведомился об имени гостя.

— Авраам Ишаягу бен Шмарьягу Йосеф, — был ответ.

Габай изменился в лице. Это имя ему было, безусловно, знакомо. Неужели, это он самый? Мысли лихорадочно закрутились в голове, а на глаза стали наворачиваться слезы.

— Ох, простите меня великодушно! Я вас вчера не узнал.

Голос габая дрожал, а взгляд выражал мольбу.

Но Хазон Иш ободряюще улыбнулся и молвил спокойно:

— Вам не за что просить прощения. Вы все сделали и сказали верно. У постоянных учеников есть преимущественное право пользоваться необходимыми им книгами. А еврею, причем любому, действительно полезно читать Теилим.

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

 

5. В пустыне радовались все

 

Действие нашей недельной главы разворачивается в Синайской пустыне. И в ее начале читаем: «И обратился Всевышний к Моше в пустыне Синай…» (Бамидбар, гл. 1, ст. 1).

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Бамидбар, гл. 1) приводятся замечания, показывающие силу любви и заботы Всевышнего о своем народе.

И действительно. Если царю приходится путешествовать по пустыне, его жизнь становится менее комфортной, чем та, которую он привык вести во дворце. Он спит на не слишком удобной походной кровати. Не может себе позволить еду, что ест он во дворце. Да и жара явно дает о себе знать.

Евреи не были царями в Египте, они были там в рабстве. Вместе с тем, об их странствии через пустыню сказано: «И Всевышний направил народ в обход (в оригинале — вайасев), через пустыню» (Шемот, гл. 13, ст. 18).

Слово «вайасев» (направить в обход) еще имеет значение — «возлежать». Так вот, бывшие египетские рабы во время своих странствий по пустыне — возлежали на таких удобных кроватях и с таким комфортом, что даже цари в своих дворцах не видели ничего подобного.

Всевышний поставил над сынами Израиля трех вождей, трех духовных наставников: Моше, Аарона и Мирьям.

В заслугу Моше, евреи питались чудесным маном, который принимал вкус самых изысканных блюд, был исключительно полезен и усваивался без остатка (подробней об этом — см. на сайте в ответе «Что такое «ман» (манна)?», № 706).

Благодаря Аарону, их сопровождали Облака Славы, обеспечивающие полную защиту от змей и скорпионов, спасавшие от жары и холода, освещавшие округу, выравнивавшие дорогу.

Заслуги Мирьям способствовали обретению источника чистой питьевой воды, всегда находящегося поблизости.

Для наглядности приведу притчу.

Когда-то жил один удивительный силач, которому не было равных. Он путешествовал по миру, долго не задерживаясь на одном месте. Придя в очередную страну, он устраивал показательные выступления, демонстрируя свою небывалую силу. Однажды его слава вознеслась столь высоко, что он был приглашен продемонстрировать свои невероятные способности в столицу, в царский дворец. Сломав несколько подков и завязав узлом кочергу, он заявил, что полную силу ему во дворце лучше не показывать.

— Тогда пойдем в город, — велел царь.

И вот процессия из придворных и слуг, с царем и силачом во главе, проследовала по улицам города. Силач выбрал самое высокое и самое мощное здание, обнесенное забором в два человеческих роста, разбежался и плечом пробил брешь в прочном и, казалось, несокрушимом заборе. Затем он издал громогласный боевой клич, да так, что в доме лопнули все стекла.

— Я сейчас действую только вполсилы, — объяснил потрясенным зрителям силач.

Насладившись восторгом зрителей и, получив от царя дорогой подарок, силач покинул столичный город и продолжил свое путешествие.

Вскоре он оказался в небольшом городке, который, вероятно, был столицей нищеты. Большей бедности силач еще не видел. Его окружали ветхие, покосившиеся дома с перекошенными оконными рамами без стекол.

Силач решил не отступать от традиции. Он продемонстрирует свою силу и в этом жалком месте, царстве разрухи. Причем, на этот раз — не станет себя ограничивать и сдерживать.

— Работаю в полную силу, — объявил он собравшимся.

Силач начал медленно двигаться вдоль улицы, переходя от дома к дому. Покосившийся дом он выправлял, вставлял окна, чинил двери.

Здесь он не получил дорогих подарков, но радость и веселье охватившие горожан, были ни с чем не сравнимы.

Силач использовал свою силу в столице, приложил он ее и здесь, в этом маленьком городке. Только результаты были совершенно разные.

В столичном граде царь остался доволен представлением, хорошо повеселились и придворные. Но, вот, хозяин того дома, у которого был проломлен забор и выбиты стекла, едва ли разделял общую радость

В маленьком городке, городке с натяжкой, все жители искренне радовались, и не было ни одного в печали.

В чем же смысл этой притчи?

Всевышний показал свою могучую силу в Египте. Еще большие чудеса Он явил при рассечении моря. Только не все радовались Его чудесам и могуществу. У египтян был траур. Да и Он сам велел прекратить, когда малахим (мн. ч. от слова «малах», в условном переводе  «ангел») запели хвалебную песнь.

В пустыне все было по-другому. Творец лично, с любовью и нежностью, выравнивал и мостил дорогу для сынов Израиля, Он стирал им одежду и чинил обувь, следил, чтобы температура была максимально комфортной, чтобы все были сыты, и пили достаточно воды.

Все это, конечно, отнимало силы. Но результат был иным, нежели в Египте или на море. В пустыне — радовались все…

 

на основе комментария Магида из Дубно

(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге «Оѓель Яаков»; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)

 

 

 

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «БАМИДБАР»

 

Место в Торе: Бамидбар, гл. 1, ст. 1 — гл. 4, ст. 20.

 

Почему она так называется?

В первой фразе сказано: “И Творец говорил с Моше в пустыне Синай…”.

В пустыне на иврите — бамидбар.

 

Обсуждение главы «Бамидбар»

 

1. Придерживаться золотой середины

 

В нашей недельной главе идет речь о подсчете сынов Израиля. И мы читаем: «И говорил Всевышний с Моше в пустыне Синай... Определите численность (в оригинале — сеу эт рош) всей общины сынов Израиля» (Бамидбар, гл. 1, ст. 1-2).

Выражение «сеу эт рош» (определите численность, произведите подсчет) можно перевести и как — поднимите головы, подбодрите общину сынов Израиля.

Недельную главу Бамидбар обычно читают перед праздником Шавуот, перед дарованием Торы. И это не случайно. 49 дней евреи работают над исправлением своих негативных качеств, в том числе — гордыни.

Однако перед дарованием Торы, важно не впасть в излишнюю скромность. Ведь заниженная самооценка порой играет отрицательную роль.

«Разве я когда-нибудь осилю тома Талмуда, эти толстенные фолианты? Да у меня просто не хватит на них ума!». Подобные мысли способны значимо понизить мотивацию, повредить учебе, и как следствие — человек будет не в состоянии принять Тору на должном уровне.

Чтобы этого не произошло, Всевышний велит подбодрить евреев — пусть поднимут (но не задирают) носы. А для этого нужно произвести подсчет. Тогда каждый увидит, что во всеобщей переписи населения, он занимает не меньше места, чем самый выдающийся представитель народа — не меньше, чем коэн гадоль (главный коэн, служитель в Мишкане или Храме) или, скажем, глава колена.

В недельной главе Мецора мы читали, что человеку, пораженному болезнью духовного происхождения (в нашей традиции она называется — цараат), для очищения следовало взять, в том числе, кедровую ветвь и иссоп (см. Ваикра, гл. 14, ст. 4).

Комментируя этот фрагмент, Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что цараат — это, кроме прочего, наказание за надменность. А кедр, с его величественным видом — символ надменности.

Что в таком случае мецора (тот, кто поражен цараат) должен делать для своего исцеления?

Смириться, избавиться от высокомерия и осознать, что он мал и ничтожен, как иссоп (травянистое растение, распространенное в Израиле).

Итак, для очищения мецора приносит не только иссоп, намекающий на скромность, которой ему не хватает, но и кедровую ветвь, символизирующую имеющуюся в избытке гордыню. Для того, чтобы работая над собой и уничтожая гордыню, человек не впал в другую крайность — чрезмерное уничижение.

Ведь стоит переусердствовать в духовной работе, и этим тут же не преминет воспользоваться йецер hа-ра (дурное начало) — «Ты никогда не освоишь Талмуд, он тебе не по зубам. Так зачем зря время терять!?».

Может быть и такое, что человек, изжив в себе гордыню — может так возгордиться этим фактом, что гордыня разрастется в нем пуще прежнего.

Рассказывают, что у раби Меира из Пермышлян (глава хасидской общины, автор книги «Ор Торато шель раби Меир»; Украина, 1780-1850 гг.) был ученик, который ради исправления своего дурного начала носил вместо нижнего белья одежду из грубой мешковины. И всякий раз, когда он оказывался рядом с раби Меиром, он, как бы ненароком, отодвигал край верхней одежды, чтобы наставник заметил из какой грубой ткани у него белье и похвалил за благочестие.

Как-то оставшись наедине с хасидом, раби Меир произнес:

— Я видел, как люди попадали к йецеру в ловушку. Многих он ловил на крючок. Но, чтобы он смог кого-то упаковать в мешок — такое встречаю впервые.

Очищая человека, пораженного цараат, коэн использовал и кедровую ветвь и иссоп — чтобы тот научился находить «золотую середину» между излишней гордыней и чрезмерной скромностью.  

 

на основе комментария рава Моше Файнштейна

(один из авторитетнейших в области ѓалахи Учителей; родился в России, умер в Нью-Йорке; середина и вторая половина 20-го века)

 

 

 

2. Вся Тора пропитана любовью Всевышнего к Его сыновьям

 

Нашу недельную главу (и, соответственно, всю книгу Бамидбар) открывает повеление о подсчете сынов Израиля. Как сказано: «И говорил Всевышний с Моше в пустыне Синай... Определите численность (в оригинале — сеу эт рош) всей общины сынов Израиля» (Бамидбар, гл. 1, ст. 1-2).

Выражение «сеу эт рош» (определите численность, произведите подсчет) можно перевести, как уже говорилось выше, и как — поднимите головы, подбодрите общину сынов Израиля.

Таким образом, мы видим, что подсчет сынов Израиля связан с заботой Всевышнего о них, с Его особым отношением к ним, с Его любовью и привязанностью.

Намек на проявление этих качеств мы встречаем еще в недельной главе Беhаалотха. Там написано: «И Я отдал левитов Аарону и его сыновьям из среды сынов Израиля — нести вместо сынов Израиля службу при Шатре Откровения и совершать искупление за сынов Израиля, чтобы не поразил сынов Израиля мор при приближении сынов Израиля к Святилищу» (Бамидбар, гл. 8, ст. 19).

В этом коротком фрагменте сыны Израиля упомянуты пять раз — хотя несколько из этих упоминаний можно было бы заменить личным местоимением. Так в Торе подчеркивается любовь Всевышнего, которой, удостоился еврейский народ, уподобленный, по словам Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), пяти книгам Торы.

Возникает вопрос: почему сыны Израиля не упомянуты шесть раз? Ведь тогда их можно было бы уподобить шести разделам Мишны.

Однако у Свитка Торы есть все же существенное отличие от Мишны. Если в Мишне не будет хватать одной буквы, она от этого не станет непригодной. А свиток Торы — станет. Поэтому, уподобив евреев Торе, Всевышний показал, что Ему дорог каждый Его сын.

Раши написал свой комментарий к Торе, чтобы показать, как сильно Всевышний любит Свой народ и дорожит им.

Комментируя самое первое слово Торы, «берешит», он отмечает, что под словом «решит» (начаток) подразумевается Тора, но это также — и Израиль. Получается, что Всевышний сотворил мир ради Торы и Израиля, точнее, ради Израиля, изучающего Тору. И это — самое сильное доказательство любви Всевышнего к еврейскому народу, какое только может быть.

Но посмотрим, как начинается комментарий Раши на следующую книгу Торы, книгу Шемот. В ней названы по имени все сыны Израиля, спустившиеся в Египет. И хотя они уже раньше были перечислены (см. Берешит, гл. 46, ст. 8-27), Творец вновь упомянул их после их смерти, тем самым показывая, насколько они были Ему дороги. Сыны Израиля уподоблены звездам, которые Создатель выводит и возвращает на прежнее место по счету и по названиям. Как сказано: «Тот, Кто выводит их воинство по счету всех их по имени называет» (Танах, книга пророка Йешаяhу, гл. 40, ст. 26).

Итак, уже в самом начале комментария Раши на книгу Шемот присутствует любовь и привязанность Творца к Своему народу.

Теперь откроем комментарий к книге Ваикра. Вот он: "Всевышний воззвал к Моше, и это безусловно предпочтительней, чем если бы Он обратился, сказал, повелел. Словом, это самая уважительная, самая почетная форма обращения из существующих. Она выражает расположение, благосклонность и является обращением, каким пользуются высшие духовные сущности, посланники Всевышнего, называемые в условном переводе: ангелы-служители: «И воззвал один к другому...» (книга пророка Йешаяhу, гл. 6, ст. 3).

Однако, в противоположность этому, к пророкам из народов мира Он обращался выражением, указывающим на случайный характер и присутствие нечистоты. Как сказано: «И встретился Всевышний Биламу» (Бамидбар, гл. 23, ст. 4).

А вот как начинается комментарий Раши на книгу Бамидбар.

Поскольку сыны Израиля были дороги Творцу и любимы Им, Он подсчитывал их количество вновь и вновь. Когда они вышли из Египта, исчислил их (см. Шемот, гл. 12, ст. 37), после поклонения золотому тельцу, исчислил их, чтобы знать, сколько осталось в живых (см. комментарий Раши к книге Шемот, гл. 30, ст. 16), когда вознамерился дать Шехине Своей (Шехина — присутствие Творца в этом мире) пребывать над ними (т. е. когда повелел им возвести Мишкан). В первый день Нисана был возведен Мишкан, а в первый день /Ияра — исчислил их.

Теперь обратимся к книге Дварим.

Она состоит из критики и наставлений. Неужели и в них кроется любовь? Посмотрим, что пишет Раши.

Книга Дварим — сборник обличительных речей. Уже в самом начале ее перечислены все места, где евреи гневили Всевышнего. Тем не менее, чтобы сохранить честь сынов Израиля, прегрешения названы не впрямую, но — иносказательно, намеками, заключенными в названиях местностей. Это ли не проявление любви и заботы?!

Мы видим, что Раши четко придерживается выбранного курса. Показав, что Творец уподобил евреев книгам Торы, он своим комментарием к каждой книге подчеркнул любовь и привязанность Всевышнего к Своему народу.

 

на основе комментария рава Цви Элимелеха Панета

(автор книги «hа-Цви вэ-hа-Цедек», Израиль, наше время)

 

 

3. По мотивам субботней песни

 

Наша недельная глава начинается обращением Всевышнего к Моше. И мы читаем: «И говорил Творец Моше в пустыне Синай…» (Бамидбар, гл. 1, ст. 1).

В пустыне Синай находится одноименная гора, на которой происходило дарование Торы, с нее прозвучали основополагающие заповеди.

Многие, наверное, знают субботнюю песню "Йом Шабатон" (день субботнего отдыха), с припевом о голубке, которая в субботу нашла пристанище. Так вот, в этой песне есть такие слова: «Говорил в святости Своей (имеется ввиду Всевышний) на горе hа-Мор: Помни и соблюдай законы седьмого дня».

Гора hа-Мор — это гора hа-Мория в Иерусалиме. На ней был возведен Бейт hа-Микдаш (Храм). А заповедь о субботе была провозглашена на горе Синай. Так почему же в песне поется о горе Мор? Может для рифмы — Мор хорошо рифмуется с шамор (соблюдай)?

В Талмуде (трактат Таанит, лист 16) о горе Мория говорится, что от нее распространилось просвещение на народ Израиля, и с нее спустился страх на народы мира.

Оба факта, — пишет в своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) могут относиться и к горе Мория в Иерусалиме и к горе Синай. Ведь на горе Мория заседал Санhедрин (Верховный суд), мудрецы которого в спорных вопросах устанавливали галаху (еврейский закон), разбирали сложные дела — словом, устанавливали Истину, укрепляли познания в Торе и распространяли знания во всем народе. В то же время, Иерусалимский Храм и Шехина (Присутствие Всевышнего), пребывающая в нем, заставляли трепетать многие народы.

Но и о горе Синай можно сказать, что произошедшее на ней дарование Торы, явилось отправной точкой в распространении истинных знаний. Ведь евреи тогда поклялись исполнять заповеди Торы и постигать содержащуюся в ней мудрость. Народы же мира, как известно, Тору отвергли, потому что ничего в ней не поняли. А непонимание рождает неприятие, ненависть и страх.

Только совершенно не понятно, как можно утверждать, или даже предполагать, что гора Мория это гора Синай, находящаяся в Синайской пустыне? Ведь в Танахе прямым текстом сказано: «И начал Шломо строить Дом Всевышнему в Иерусалиме на горе Мория» (Вторая книга Диврей hа-Ямим — «Хроники дней», гл. 3, ст. 1). Значит, Мория расположена в Иерусалиме, и никак не может находиться в Синайской пустыне.

Впрочем, какое-то время — находилась. Говорится в Мидраше Ялкут Реувени, что в момент дарования Торы, Всевышний перенес гору Мория из Иерусалима в Синай, чтобы и она была причастна к этому выдающемуся событию.

Тогда понятно, почему поется, что Всевышний на горе hа-Мор заповедал соблюдать шаббат.

Три основных еврейских праздника — Песах, Шавуот и Суккот — связаны с тремя праотцами еврейского народа.

Песах соотносят с Авраамом, поскольку тот велел Саре испечь мацу (см. Берешит, гл. 18, ст. 6).

Ицхака — с праздником дарования Торы, с Шавуотом. Ведь он лежал связанный на мизбеахе (в условном переводе — «жертвенник»). Когда Всевышний убедился в готовности Авраама пожертвовать ради Него самым дорогим и в готовности Ицхака отдать свою жизнь, он заменил его молодым барашком. Из рога его был сделан шофар, в который трубили во время дарования Торы.

После того как Яаков построил суккот (мн. ч. от слова сукка — особый шалаш, в котором принято жить в дни праздника Суккот), его принято соотносить с Суккотом. Казалось бы ему больше подходит Шавуот — ведь он постоянно сидел в шатрах, изучая Тору (см. Берешит, гл. 25, ст. 27). Но тот факт, что дарование Торы, как выяснилось, проходило также и на горе Мория, объясняет, почему с Шавуотом ассоциируют Ицхака.

Точки над «i» помогает расставить Мидраш (Мидраш Раба на книгу Бамидбар, гл. 1), в котором говорится, что гору Синай называли шестью именами: гора Всевышнего, гора Башан, гора Гавнуним, гора Хорев, гора Мория и, собственно, гора Синай.

Таким образом, Мория, или, как поется в субботней песне, hа-Мор — вполне легитимное название и для горы, на которой был построен Бейт hа-Микдаш (Храм), и для той, на которой произошло дарование Торы.

 

на основе комментариев Маhарши

(великий комментатор Талмуда, Польша, 16-й век)

и рава Хаима Каневского

(один из самых выдающихся знатоков Торы современности, Израиль, наше время)

   

 

 

4. Я — пустыня

 

Написано в нашей недельной главе: «И говорил Всевышний Моше в пустыне Синай…» (Бамидбар, гл. 1, ст. 1).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) начинает свой комментарий на книгу Бамидбар с объяснения, почему Творец так часто подсчитывал сынов Израиля. И пишет: потому, что они Ему очень дороги, вот и пересчитывал их каждый час (вновь и вновь). Ведь то, чем дорожишь, над чем дрожишь и что боишься потерять — постоянно проверяешь, ощупываешь, пересчитываешь.

И все же слабо верится, что все сыны Израиля, до самого последнего еврея, были на таком уровне, что их всех (подчеркнем — всех!) хотелось пересчитывать каждый час. Ведь наверняка, кроме выдающихся — были и самые простые люди. И даже — примитивные. Не всем дано быть умными. Кто-то должен быть простаком, а среди героев обязательно обнаружится затесавшийся трусишка.

Так какое удовольствие пересчитывать простолюдинов, людей недалеких, простоватых, глуповатых, робких и даже трусоватых?

В трактате Пиркей Авот (гл. 4, м. 3) сформулирована важная мысль. У каждого человека, даже самого малого и незначительного, есть свой час, ради которого он пришел в этот мир. Некоторые этот час называют звездным.

Теперь мы понимаем, что имел в виду Раши. Всевышний пересчитывает евреев, каждого в соответствии с его часом, часом, когда тот становится «звездой» — уникальной и неповторимой.

Вместе с тем, не стоит мнить себя звездой, даже если ты таковой и являешься. Ведь Тора недаром подчеркивает, что Всевышний обратился к Моше в пустыне. Вот пустыней и нужно себя считать. И тогда, есть шанс, что Творец сочтет тебя звездой. В пустыне они прекрасно видны.

Хазон Ишу (рав Авраам-Йешаягу Карелиц; величайший Учитель Торы, Литва – Израиль, первая половина 20-го века) в молодости довелось приехать в Минск. Тогда его имя уже было на слуху, но в лицо его знали еще не многие.

В первый день недели он пришел в синагогу, снял с полки один из трактатов Талмуда и погрузился в учебу. Пришло время урока, в зал вошел раввин, стали собираться ученики, каждый брал себе книгу, которую они изучали. Одному не хватило. Тогда габай (служка) синагоги окинул цепким взглядом помещение и подошел к Хазон Ишу, который был погружен в учебу и не замечал, что происходит вокруг.

Габай, особо не церемонясь, взял со стола Талмуд, а вместо него положил книгу Теилим (Псалмы царя Давида), и сказал оторопевшему Хазон Ишу:

— Простому еврею полезно читать Псалмы. А Талмуд сейчас нужен тому, кто его серьезно изучает. Так что не взыщи…

Хазон Иш ничего не ответил на дерзкий выпад, он лишь покорно кивнул, в знак согласия и примирения.

На следующий день, во время утренней молитвы читали Тору, и габай решил вызвать новенького. С этой целью он осведомился об имени гостя.

— Авраам Ишаягу бен Шмарьягу Йосеф, — был ответ.

Габай изменился в лице. Это имя ему было, безусловно, знакомо. Неужели, это он самый? Мысли лихорадочно закрутились в голове, а на глаза стали наворачиваться слезы.

— Ох, простите меня великодушно! Я вас вчера не узнал.

Голос габая дрожал, а взгляд выражал мольбу.

Но Хазон Иш ободряюще улыбнулся и молвил спокойно:

— Вам не за что просить прощения. Вы все сделали и сказали верно. У постоянных учеников есть преимущественное право пользоваться необходимыми им книгами. А еврею, причем любому, действительно полезно читать Теилим.

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

 

5. В пустыне радовались все

 

Действие нашей недельной главы разворачивается в Синайской пустыне. И в ее начале читаем: «И обратился Всевышний к Моше в пустыне Синай…» (Бамидбар, гл. 1, ст. 1).

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Бамидбар, гл. 1) приводятся замечания, показывающие силу любви и заботы Всевышнего о своем народе.

И действительно. Если царю приходится путешествовать по пустыне, его жизнь становится менее комфортной, чем та, которую он привык вести во дворце. Он спит на не слишком удобной походной кровати. Не может себе позволить еду, что ест он во дворце. Да и жара явно дает о себе знать.

Евреи не были царями в Египте, они были там в рабстве. Вместе с тем, об их странствии через пустыню сказано: «И Всевышний направил народ в обход (в оригинале — вайасев), через пустыню» (Шемот, гл. 13, ст. 18).

Слово «вайасев» (направить в обход) еще имеет значение — «возлежать». Так вот, бывшие египетские рабы во время своих странствий по пустыне — возлежали на таких удобных кроватях и с таким комфортом, что даже цари в своих дворцах не видели ничего подобного.

Всевышний поставил над сынами Израиля трех вождей, трех духовных наставников: Моше, Аарона и Мирьям.

В заслугу Моше, евреи питались чудесным маном, который принимал вкус самых изысканных блюд, был исключительно полезен и усваивался без остатка (подробней об этом — см. на сайте в ответе «Что такое «ман» (манна)?», № 706).

Благодаря Аарону, их сопровождали Облака Славы, обеспечивающие полную защиту от змей и скорпионов, спасавшие от жары и холода, освещавшие округу, выравнивавшие дорогу.

Заслуги Мирьям способствовали обретению источника чистой питьевой воды, всегда находящегося поблизости.

Для наглядности приведу притчу.

Когда-то жил один удивительный силач, которому не было равных. Он путешествовал по миру, долго не задерживаясь на одном месте. Придя в очередную страну, он устраивал показательные выступления, демонстрируя свою небывалую силу. Однажды его слава вознеслась столь высоко, что он был приглашен продемонстрировать свои невероятные способности в столицу, в царский дворец. Сломав несколько подков и завязав узлом кочергу, он заявил, что полную силу ему во дворце лучше не показывать.

— Тогда пойдем в город, — велел царь.

И вот процессия из придворных и слуг, с царем и силачом во главе, проследовала по улицам города. Силач выбрал самое высокое и самое мощное здание, обнесенное забором в два человеческих роста, разбежался и плечом пробил брешь в прочном и, казалось, несокрушимом заборе. Затем он издал громогласный боевой клич, да так, что в доме лопнули все стекла.

— Я сейчас действую только вполсилы, — объяснил потрясенным зрителям силач.

Насладившись восторгом зрителей и, получив от царя дорогой подарок, силач покинул столичный город и продолжил свое путешествие.

Вскоре он оказался в небольшом городке, который, вероятно, был столицей нищеты. Большей бедности силач еще не видел. Его окружали ветхие, покосившиеся дома с перекошенными оконными рамами без стекол.

Силач решил не отступать от традиции. Он продемонстрирует свою силу и в этом жалком месте, царстве разрухи. Причем, на этот раз — не станет себя ограничивать и сдерживать.

— Работаю в полную силу, — объявил он собравшимся.

Силач начал медленно двигаться вдоль улицы, переходя от дома к дому. Покосившийся дом он выправлял, вставлял окна, чинил двери.

Здесь он не получил дорогих подарков, но радость и веселье охватившие горожан, были ни с чем не сравнимы.

Силач использовал свою силу в столице, приложил он ее и здесь, в этом маленьком городке. Только результаты были совершенно разные.

В столичном граде царь остался доволен представлением, хорошо повеселились и придворные. Но, вот, хозяин того дома, у которого был проломлен забор и выбиты стекла, едва ли разделял общую радость

В маленьком городке, городке с натяжкой, все жители искренне радовались, и не было ни одного в печали.

В чем же смысл этой притчи?

Всевышний показал свою могучую силу в Египте. Еще большие чудеса Он явил при рассечении моря. Только не все радовались Его чудесам и могуществу. У египтян был траур. Да и Он сам велел прекратить, когда малахим (мн. ч. от слова «малах», в условном переводе  «ангел») запели хвалебную песнь.

В пустыне все было по-другому. Творец лично, с любовью и нежностью, выравнивал и мостил дорогу для сынов Израиля, Он стирал им одежду и чинил обувь, следил, чтобы температура была максимально комфортной, чтобы все были сыты, и пили достаточно воды.

Все это, конечно, отнимало силы. Но результат был иным, нежели в Египте или на море. В пустыне — радовались все…

 

на основе комментария Магида из Дубно

(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге «Оѓель Яаков»; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)

 

 

 

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Пожимать руку женщине…


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля