ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА «ВАЯКЕЛЬ»

 

Место в Торе: книга Шемот, гл. 35, ст. 1 - гл. 38, ст. 20.

Почему глава так называется?

По первым словам фразы: «И собрал Моше всю общину Сынов Израиля» (Шемот, гл. 35, ст. 1).

И собрал на иврите - ваякель.

 

Обсуждение главы Ваякель

 

1. Без мира нет Торы, а злодеям — нет мира

 

Наша недельная глава начинается словами — «И собрал Моше всю общину сынов Израиля, и сказал им: Вот что повелел Всевышний делать…» (Шемот, гл. 35, ст. 1).

В этой фразе содержится важный морально-этический посыл. Его доходчиво сформулировал рав Дов-Бериш Вайденфельд (Галиция – Израиль, 1881-1965 гг.), когда он был еще 6-летним ребенком. Хотя слово «ребенок» вряд ли подходит к носителю такой мудрости.

Но обо всем — по порядку.

В еврейской общине Римлова сложилась традиция: в субботу на третьей трапезе рав Бериш произносил перед всеми прихожанами синагоги комментарий на текущую недельную главу. В составлении комментария ему помогал старший брат, большой знаток Торы, автор книги Хазон Нахум.

Однажды в пятницу в Римлов прибыл посланник из другой общины. И старший брат Бериша стал обсуждать с ним насущные вопросы.

Дов-Бериш ходил вперед и назад возле закрытой двери, но брат освободился только перед самым зажиганием свечей. Соответственно, комментарий не был подготовлен.

Узнав об этом, жители Римлова с интересом ждали, как юный Вайденфельд выйдет из затруднительного положения.

Во время субботней утренней молитвы синагогу Римлова сотрясли гигантские волны цунами. Девятый вал разодрал в клочья некогда дружную общину и разбросал по синагоге разрозненных евреев с непомерно раздутым чувством собственного достоинства.

Весь этот сыр-бор начался из-за того, что евреи никак не могли договориться, кому достанется третий вызов к Торе, и кому — шестой

 Когда настало время произносить слова Торы во время третьей трапезы, на которую по традиции собралась вся община, шестилетний Дов Бериш поднялся со своего места, так, чтобы его было ото всюду слышно и произнес:

— Наша глава называется Ваякhель. Это означает — собрать, сплотить. Сказано, что Моше сплотил всю общину сынов Израиля, и говорил с ними. Только когда Моше убедился, что весь народ сплочен, что меж евреями царит единство и любовь — он начал говорить с ним о Торе. Отсюда следует важный урок: когда в общине нет единства, когда атмосфера накалена, когда в воздухе повисла ссора, когда не могут поделить третий вызов к Торе, и спорят о том, кому достанется шестой — тогда не говорят слов Торы. Ведь их все равно не услышат. Зачем же говорить впустую?!

Маленький Дов-Бериш был абсолютно прав. Он уже в столь юном возрасте понимал, что самая первая задача лидера общины — сеять зерна мира и согласия между евреями и приближать их друг к другу. В соответствии со сказанным в Талмуде (трактат Берахот, лист 64) — «Мудрецы Торы укрепляют мир и согласие во всем мире».

Следует отметить, что настоящий, истинный мир может быть только между порядочными людьми. Злодеи же не способны жить в мире. Ведь они постоянно будут друг другу завидовать.

Именно об этом говорится в Мидраше Ялкут Шимони (в комментарии на гл. Насо). Сказано там, что велико значения мира, что дан праведникам. И велик мир, который не отдан на откуп злодеям.

Главным стремлением Моше было — объединить и укрепить еврейский народ, примирить и сблизить одного еврея с другим. Он знал, что мир может воцариться только между людьми, которые идут прямой дорогой, но не среди тех, что ищут лазейки и обходные пути.

Поэтому Моше всегда направлял сынов Израиля на стезю Всевышнего, стезю Торы и заповедей. И не случайно далее в нашей фразе написано: «И сказал им: Вот что повелел Всевышний делать».

То есть Моше объединяет евреев, а затем — указывает им правильное направление.

В трактате Авот (гл. 1, мишна 12) читаем: «Будь учеником Аарона, и подобно ему — люби мир и преследуй его».

Очевидно, что под словами «преследуй мир» подразумевается стремление к нему. И все же не зря сказано — «преследуй» (в оригинале — родеф). В этом, вероятно, содержится и дополнительный смысл.

Конечно же, нужно любить мир и изо всех сил стремиться к нему. Но порой его необходимо действительно преследовать. Преследовать — чтобы изгнать. Ведь «нет мира злодеям» (Танах, книга пророка Йешаяhу, гл. 48, ст. 22).

Когда пришло время противостояния со злодеями — не следует искать с ними мира. Наш долг — преследовать, изгонять мир, чтобы они, злодеи, не чувствовали себя в покое и комфорте.

Война со злодеями должна вестись со всей силой и мощью. До тех пор, пока их замысел не будет разрушен.

 

на основе комментариев рава Дова-Бериша Вайденфельда из Чебина

(Галиция – Израиль, 1881-1965 гг.)

и Хатам Софера

(раби Моше Софер; вторая половина 18-го века - первая половина 19-го, Братислава, Словакия)

 

 

2. Необходимое и достаточное

 

Написано в нашей недельной главе: «И собрал Моше всю общину сынов Израиля, и сказал им: Вот что повелел Всевышний делать... День седьмой чтобы был особым для вас, день полного покоя... Возьмите от себя приношение (в оригинале здесь использовано слово трума) для Всевышнего» (Шемот, гл. 35, ст. 1).

Мы видим, что Моше передает сынам Израиля два повеления Всевышнего: соблюдать шаббат и собирать средства на строительство Мишкана (Переносной Храм). Причем, вначале он сообщает о соблюдении субботы, а затем переходит к теме Мишкана.

Однако в Торе нам предложен иной порядок.

В недельных главах Трума и Тецаве рассматриваются различные вопросы, связанные с Мишканом. И только после этого, в недельной главе Ки Тиса, речь идет о шаббате — «Но субботы Мои соблюдайте» (Шемот, гл. 31, ст. 13).

Так почему Моше изменил порядок, заданный в Торе?

Понять это поможет нам притча.

Один очень богатый человек женил своего сына. Понятно, что он подарил ему уютную квартиру в хорошем районе. Но этим дело не ограничилось. Еще в качестве подарка счастливый жених получил дорогой, роскошный автомобиль престижной марки.

Несомненно, жилье — необходимая вещь. Человеку нужно где-то жить. И лучше селиться среди приличных людей. А вот роскошная машина — уже излишество. Вполне можно обойтись простым, надежным авто. Особенно — если учесть дороговизну бензина.

Итак, факт, что отец подарил сыну дорогой автомобиль, может свидетельствовать о двух прямо противоположных тенденциях.

Папаша, либо очень сильно любит сыночка, либо — самого себя. Все зависит от того, на каком слове сделан акцент во фразе — «Мой сын будет ездить на шикарном авто». На слове «мой», или на слове — «сын».

В первом случае, отец чрезмерно влюблен в себя, во втором — очень любит сына.

Как же определить, что кроется в салоне и под капотом авто — самовлюбленность или отцовская любовь?

На самом деле все тут очень просто. Ответ на этот вопрос кроется в порядке, в котором отец преподносил сыну подарки. Если он сначала приобрел для сына автомобиль, а потом квартиру — значит, в его глазах автомобиль — не роскошь, но — средство передвижения. Следовательно, желание отца, чтобы у сына была своя машина — строится на заботе о нем и любви к нему.

Судите сами. У молодого человека ничего нет, он во всем нуждается. Вот он получает нужный ему транспорт. Дорогой, роскошный… Так ведь не каждый раз отец будет делать такие подарки.

Но если сначала приобретается дом (чтобы обеспечить сына необходимым), а затем вдобавок, еще и дорогая машина — нет сомнения, что отца больше волнует собственный престиж. В гораздо большей степени, нежели забота о сыне. Ведь имея жилье, по большому счету, можно обойтись без личного транспорта и пользоваться общественным.

Заповеди, которые получил народ Израиля, условно можно разделить на две категории.

К первой категории отнесем — необходимые для существования еврея. Такие, как шаббат,

Вторая категория — заповеди, дополняющие святость. К ним можно отнести строительство Мишкана и приношения.

В чем разница между шаббатом и Мишканом?

Шаббат мы продолжаем соблюдать и в галуте (изгнании). И тот, кто перестает его соблюдать — перестает называться евреем.

А вот приношения и служба в Мишкане в галуте — не осуществляются. И это не мешает нам продолжать считаться народом Израиля.

До того, как евреи поклонились золотому тельцу, когда любовь к ним Всевышнего была максимальной, Он дал заповеди о Мишкане, которые как бы не были базисными, но — выражали любовь Творца к еврейскому народу.

Затем были даны заповеди, определяющие существование евреев — о соблюдении шаббата и т.п.

Однако после ошибки с золотым тельцом — на первый план выдвинулось повеление о субботе — базисное и определяющее. И только затем было упомянуто добавочное повеление — возвести Мишкан.

 

на основе комментария рава Йосефа-Дова Соловейчика

(известен также как Бейт hа-Леви — по названию своего основного труда; глава Воложинской йешивы главный раввин Брест-Литовска, 1820-1892 гг.)

 

 

 

3. Отдыхай, но — за свой счет

 

В нашей недельной главе говорится о шаббате. И здесь мы читаем: «А в седьмой день будет у вас особая святость (кодеш) — суббота прекращения всех работ, ради Всевышнего» (Шемот, гл. 35, ст. 2).

Таким образом, из этого фрагмента вытекает, что в шаббат нужно прекратить будничные, повседневные дела и посвятить этот день Всевышнему. То есть — делам духовного свойства.

Проиллюстрируем это притчей.

Один человек решил серьезно заняться бизнесом. Он уехал на другой конец света и поселился в крупном городе, максимально подходящем для его дел.

По приезде на новое место он сразу же с головой окунулся в работу. Начал кропотливо выстраивать модель своего бизнеса.

Через десять лет его дела шли прекрасно. Бизнес работал, как хорошо отлаженный механизм, принося солидный доход. И нашего предпринимателя стали посещать мысли о том далеком городе, где он родился и вырос, где оставил друзей и родных.

Интернета тогда еще не было. Из других средств связи самым передовым была — голубиная почта.

Наш герой, как мог, пытался навести справки о своем городе. Он расспрашивал молящихся в синагоге, старался побеседовать с каждым новоприбывшим — в надежде, что у кого-то найдутся родственники или друзья в его родных местах, с которыми те поддерживают связь. Но все было безрезультатно.

И вдруг, когда он уже почти потерял надежду и отчаялся, раздался стук в дверь. На пороге стоял мужчина, явно — не местный, неопределенного возраста и занятий, с наигранной заискивающей улыбкой на лощеном лице. Он собирал цедаку (пожертвования на высокие, благородные цели).

Хозяин дома (тот самый человек, которому посвящен наш рассказ) протянул монету и по многолетней привычке осведомился, откуда посетитель. Стоящий на пороге человек равнодушно назвал тот самый город.

Наш герой на секунду потерял дар речи, а затем, словно очнувшись, засыпал визитера градом вопросов.

— Вообще-то я занят делом, — недовольным тоном пытался прервать его сборщик цедаки, собираясь уйти — мне болтать некогда, каждая минута дорога.

— Скажи, сколько денег ты собираешь в среднем за день? — поинтересовался наш бизнесмен.

Сборщик назвал примерную цифру.

— Я тебе заплачу на 10 процентов больше, и тебе не надо будет никуда ходить. Просто сиди здесь и рассказывай…

Предложение представилось посетителю заманчивым, и он сразу согласился.

Порядка двух часа он отвечал на вопросы, но их поток — не иссякал. Наконец, сборщик который никак не иссякал. А потом заявил:

— Мне нужно передохнуть, — взмолился, наконец, гость. — Я устал.

— Хочешь отдохнуть?! — возмутился хозяин дома. — Я тебе заплатил за целый день! Отдохнешь завтра. За свой счет!..

Сыны Израиля трудятся шесть дней в неделю, добывая себе пропитание. Все это время они погружены в материальные заботы. Поэтому Всевышний даровал им шаббат. Чтобы у них было время и для духовного роста.

«Вы сегодня не работаете, — говорит Творец. — Так что, будьте добры, займитесь изучением Торы и освящением этого особого субботнего дня».

Некоторые люди считают, что если не нужно работать — значит, можно бездельничать. Но Творец с ними не согласен. «Хотите отдыхать? — Делайте это за свой счет! В один из шести будних дней, — наставляет Он нас в Торе. — Но субботний день — ради Меня. Это — Мой день. Только для Торы и духовных устремлений Я ее выделил».

У шаббата есть удивительное свойство. Тот, кто использует его по назначению, занимаясь духовной работой (чего, собственно, и ожидает от нас Всевышний) — тысячекратно преуспевает. Поднимается в тысячу раз выше. Получает тысячекратную награду.

Один час изучения Торы в субботу, равен тысяче часов, проведенных над ней в будни. Так что бездельничать в такой день — весьма расточительно.

 

на основе комментариев Магида из Дубно

(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге Оѓель Яаков; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)

и раби Йосефа Хаима

(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен Иш Хай; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – первая половина 20-го)

 

    

4. Суббота — день для ссор

 

Написано в нашей недельной главе: «А в седьмой день будет у вас особая святость (кодеш) — суббота прекращения всех работ, ради Всевышнего... И не зажигайте огня во всех местах проживания вашего в день субботний» (Шемот, гл. 35, ст. 2-3).

Там, где особенная святость (кедуша) — туда устремляются силы тумы (духовной нечистоты). Как сказано: «Одно против другого сотворил Всевышний» (Коэлет, гл. 7, ст. 14).

В Талмуде (трактат Гитин, лист 52) рассказывается о двух людях, которые жили вполне себе мирно, но каждую субботу Сатан (см. на сайте ответ «Сатана и его место в иудаизме», № 1410) прилагал немалые усилия, чтобы их поссорить, и, в конце концов — добивался своего.

Почему ему было так нужно именно поссорить их (ведь мог, казалось бы, соблазнить на какой-то нехороший поступок). И почему — именно в шаббат?

Дело в том, что благодаря соблюдению субботы — остальные шесть дней недели получают благословение. Чтобы принять благословение, нужен какой-то сосуд (на иврите — кли), способный его вместить. Иначе бераха (благословение) не задержится, но — уйдет, подобно воде, сквозь пальцы. И нет у народа Израиля лучшего вместилища для берахи, чем мир и гармония (шалом).

Сатан старался нарушить мир и спокойствие именно в субботу — чтобы оставить евреев без благословения.

Знайте, что поссориться легче всего в шаббат. Суббота — как будто бы «специально создана» для распрей и раздоров. Люди находятся вместе в синагоге дольше обычного. Они не спешат на работу. У них много времени. Их тянет пообщаться, поговорить. Развязываются языки. Начинается обсуждение «жареного», тех или иных пикантных подробностей. С легкостью нарушаются все мыслимые запреты на лашон hа-ра (злословие). И вот уже вся община охвачена пламенем, все — в огне. Это пылает огонь раздора.

Поэтому Тора особо подчеркивает — «И не зажигайте огня во всех местах проживания вашего в день субботний».

Здесь, кроме обычного огня, подразумевается и страшный, всепожирающий огонь распрей и склок.

Болтовня — невероятно огнеопасна. Она, если вовремя ее не пресечь — неминуемо разожжет пожар.

Рав Элиягу Лупьян (великий Учитель Торы, специализирующийся на вопросах еврейской этики, что в нашей традиции носит название — мусар; автор книг Леках Тов и Лев Элиягу) отчетливо видел опасность пустой болтовни в шаббат. Поэтому он принял на себя (и старался побуждать к этому как можно больше людей) обязательство говорить в шаббат исключительно на темы духовности. И — не произносить ничего, что не связано с молитвой, изучением Торы, соблюдением субботы и т.п.

Рав Элиягу объяснял, что этот его субботний обычай (его еще называют таанит дибур) — имеет под собой серьезные обоснования.

Сказано, что Всевышний в субботу прекратил всякую работу, которой он занимался на протяжении первых шести дней мировой истории и, если так можно выразиться — отдыхал. Но, что это была за работа, которой Создатель занимался шесть дней, а на седьмой — прекратил?

Речь — о Сотворении мира.

Известно, что мир был сотворен Десятью речениями. Значит, в седьмой день, в шаббат — не было никаких речений. В субботу Творец перестал их произносить.

Это — урок для всех. В субботу необходимо перестать говорить о чем бы то ни было, что не имеет к ней отношения.    

 

на основе комментариев Хатам Софера

(раби Моше Софер; вторая половина 18-го века - первая половина 19-го, Братислава, Словакия),

рава Давида бар Шмуэля hа-Леви

(один из крупнейших комментаторов Шульхан Аруха; известен как Таз — по аббревиатуре названия своего комментария к Шульхан Аруху  Турей Заhав)

и рава Элиягу Лопиана

(один из крупнейших раввинов 20-го века; в течение многих лет был машгиахом йешивы в Кфар Хасидим — на севере Израиля, недалеко от Хайфы; Литва - Израиль)

 

 

5. Самый отвратительный идол — ты сам

 

Одна из тем нашей главы — шаббат. И мы об этом читаем: «А в седьмой день будет у вас особая святость (кодеш) — суббота прекращения всех работ, ради Всевышнего» (Шемот, гл. 35, ст. 2-3).

Некоторые люди уделяют большое внимание субботним трапезам, меню блюд, выбору напитков и десертов. И на второй, а то и на третий план отодвигаются у них важнейшие задачи шаббата — наполнение этого дня чистотой и святостью, приближением к Творцу, изучением Его Торы. Главное — вкусно поесть.

Но ведь не зря написано — «Суббота — ради Всевышнего!». Не ради приятных гастрономических ощущений, но именно — ради Всевышнего.

Изо дня в день, в течение всей недели, человек занят работой, которая приносит ему доход, обеспечивая пропитание ему самому и его семье. Но хотя бы в седьмой день он обязан — покончить со всеми будничными делами и переключиться на дела Небесные, духовные. Всецело посвятив его изучению Торы — в святости и чистоте.

В Танахе находим прекрасное высказывание — «А злодею сказал Всевышний: Зачем тебе проповедовать законы Мои и нести Мой завет на устах? Ты же ненавидишь наставление Мое и отбросил слова Мои назад» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 50, ст. 16-17).

Под заветом Всевышний подразумевает здесь завет о соблюдении шаббата. Но разве этот завет — на устах?

Творец тут дает намек, что тот, кто нарушает шаббат своим ртом — называется злодеем.

Что же это за нарушение?

Злодей использует свой рот в основном для еды и питья. А произнесение молитв и слов Торы — это лишь побочная функция его рта. И, к слову сказать — далеко не всегда ее активизируют.

«Ты же ненавидишь наставление Мое и отбросил слова Мои назад»,— продолжает Всевышний устами царя Давида.

Злодеи пренебрегают наставлениями о злословии и сплетнях. Слова Всевышнего они отбрасывают, зато на злословие, жалящее в самое сердце, они не скупятся.

Человек, использующий субботу как повод, чтобы вкусно поесть, и пренебрегающий всем остальным, подобен язычнику.

Вы спросите: какому идолу он поклоняется?

Самому отвратительному из всех — себе.

Правильное соблюдение шаббата способно исправить прегрешения, связанные с идолопоклонством. Об этом в Талмуде (трактат Шаббат, лист 118) говорится, что тот, кто соблюдает шаббат, стараясь выполнять все установления и предписания — Небеса простят ему, даже если бы он служил идолам, подобно поколению Эноша (внук Адама; в годы его жизни, начало распространяться идолопоклонство).

Поэтому после того, как люди создали золотого тельца, считая его божеством — Моше сразу собрал весь народ, объединил его и напомнил, что соблюдать шаббат — чрезвычайно важная обязанность еврея.

Шаббат — самое эффективное средство, способствующее излечению от последствий поклонения золотому тельцу.

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время) 

 

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «ВАЯКЕЛЬ»

 

Место в Торе: книга Шемот, гл. 35, ст. 1 - гл. 38, ст. 20.

Почему глава так называется?

По первым словам фразы: «И собрал Моше всю общину Сынов Израиля» (Шемот, гл. 35, ст. 1).

И собрал на иврите - ваякель.

 

Обсуждение главы Ваякель

 

1. Без мира нет Торы, а злодеям — нет мира

 

Наша недельная глава начинается словами — «И собрал Моше всю общину сынов Израиля, и сказал им: Вот что повелел Всевышний делать…» (Шемот, гл. 35, ст. 1).

В этой фразе содержится важный морально-этический посыл. Его доходчиво сформулировал рав Дов-Бериш Вайденфельд (Галиция – Израиль, 1881-1965 гг.), когда он был еще 6-летним ребенком. Хотя слово «ребенок» вряд ли подходит к носителю такой мудрости.

Но обо всем — по порядку.

В еврейской общине Римлова сложилась традиция: в субботу на третьей трапезе рав Бериш произносил перед всеми прихожанами синагоги комментарий на текущую недельную главу. В составлении комментария ему помогал старший брат, большой знаток Торы, автор книги Хазон Нахум.

Однажды в пятницу в Римлов прибыл посланник из другой общины. И старший брат Бериша стал обсуждать с ним насущные вопросы.

Дов-Бериш ходил вперед и назад возле закрытой двери, но брат освободился только перед самым зажиганием свечей. Соответственно, комментарий не был подготовлен.

Узнав об этом, жители Римлова с интересом ждали, как юный Вайденфельд выйдет из затруднительного положения.

Во время субботней утренней молитвы синагогу Римлова сотрясли гигантские волны цунами. Девятый вал разодрал в клочья некогда дружную общину и разбросал по синагоге разрозненных евреев с непомерно раздутым чувством собственного достоинства.

Весь этот сыр-бор начался из-за того, что евреи никак не могли договориться, кому достанется третий вызов к Торе, и кому — шестой

 Когда настало время произносить слова Торы во время третьей трапезы, на которую по традиции собралась вся община, шестилетний Дов Бериш поднялся со своего места, так, чтобы его было ото всюду слышно и произнес:

— Наша глава называется Ваякhель. Это означает — собрать, сплотить. Сказано, что Моше сплотил всю общину сынов Израиля, и говорил с ними. Только когда Моше убедился, что весь народ сплочен, что меж евреями царит единство и любовь — он начал говорить с ним о Торе. Отсюда следует важный урок: когда в общине нет единства, когда атмосфера накалена, когда в воздухе повисла ссора, когда не могут поделить третий вызов к Торе, и спорят о том, кому достанется шестой — тогда не говорят слов Торы. Ведь их все равно не услышат. Зачем же говорить впустую?!

Маленький Дов-Бериш был абсолютно прав. Он уже в столь юном возрасте понимал, что самая первая задача лидера общины — сеять зерна мира и согласия между евреями и приближать их друг к другу. В соответствии со сказанным в Талмуде (трактат Берахот, лист 64) — «Мудрецы Торы укрепляют мир и согласие во всем мире».

Следует отметить, что настоящий, истинный мир может быть только между порядочными людьми. Злодеи же не способны жить в мире. Ведь они постоянно будут друг другу завидовать.

Именно об этом говорится в Мидраше Ялкут Шимони (в комментарии на гл. Насо). Сказано там, что велико значения мира, что дан праведникам. И велик мир, который не отдан на откуп злодеям.

Главным стремлением Моше было — объединить и укрепить еврейский народ, примирить и сблизить одного еврея с другим. Он знал, что мир может воцариться только между людьми, которые идут прямой дорогой, но не среди тех, что ищут лазейки и обходные пути.

Поэтому Моше всегда направлял сынов Израиля на стезю Всевышнего, стезю Торы и заповедей. И не случайно далее в нашей фразе написано: «И сказал им: Вот что повелел Всевышний делать».

То есть Моше объединяет евреев, а затем — указывает им правильное направление.

В трактате Авот (гл. 1, мишна 12) читаем: «Будь учеником Аарона, и подобно ему — люби мир и преследуй его».

Очевидно, что под словами «преследуй мир» подразумевается стремление к нему. И все же не зря сказано — «преследуй» (в оригинале — родеф). В этом, вероятно, содержится и дополнительный смысл.

Конечно же, нужно любить мир и изо всех сил стремиться к нему. Но порой его необходимо действительно преследовать. Преследовать — чтобы изгнать. Ведь «нет мира злодеям» (Танах, книга пророка Йешаяhу, гл. 48, ст. 22).

Когда пришло время противостояния со злодеями — не следует искать с ними мира. Наш долг — преследовать, изгонять мир, чтобы они, злодеи, не чувствовали себя в покое и комфорте.

Война со злодеями должна вестись со всей силой и мощью. До тех пор, пока их замысел не будет разрушен.

 

на основе комментариев рава Дова-Бериша Вайденфельда из Чебина

(Галиция – Израиль, 1881-1965 гг.)

и Хатам Софера

(раби Моше Софер; вторая половина 18-го века - первая половина 19-го, Братислава, Словакия)

 

 

2. Необходимое и достаточное

 

Написано в нашей недельной главе: «И собрал Моше всю общину сынов Израиля, и сказал им: Вот что повелел Всевышний делать... День седьмой чтобы был особым для вас, день полного покоя... Возьмите от себя приношение (в оригинале здесь использовано слово трума) для Всевышнего» (Шемот, гл. 35, ст. 1).

Мы видим, что Моше передает сынам Израиля два повеления Всевышнего: соблюдать шаббат и собирать средства на строительство Мишкана (Переносной Храм). Причем, вначале он сообщает о соблюдении субботы, а затем переходит к теме Мишкана.

Однако в Торе нам предложен иной порядок.

В недельных главах Трума и Тецаве рассматриваются различные вопросы, связанные с Мишканом. И только после этого, в недельной главе Ки Тиса, речь идет о шаббате — «Но субботы Мои соблюдайте» (Шемот, гл. 31, ст. 13).

Так почему Моше изменил порядок, заданный в Торе?

Понять это поможет нам притча.

Один очень богатый человек женил своего сына. Понятно, что он подарил ему уютную квартиру в хорошем районе. Но этим дело не ограничилось. Еще в качестве подарка счастливый жених получил дорогой, роскошный автомобиль престижной марки.

Несомненно, жилье — необходимая вещь. Человеку нужно где-то жить. И лучше селиться среди приличных людей. А вот роскошная машина — уже излишество. Вполне можно обойтись простым, надежным авто. Особенно — если учесть дороговизну бензина.

Итак, факт, что отец подарил сыну дорогой автомобиль, может свидетельствовать о двух прямо противоположных тенденциях.

Папаша, либо очень сильно любит сыночка, либо — самого себя. Все зависит от того, на каком слове сделан акцент во фразе — «Мой сын будет ездить на шикарном авто». На слове «мой», или на слове — «сын».

В первом случае, отец чрезмерно влюблен в себя, во втором — очень любит сына.

Как же определить, что кроется в салоне и под капотом авто — самовлюбленность или отцовская любовь?

На самом деле все тут очень просто. Ответ на этот вопрос кроется в порядке, в котором отец преподносил сыну подарки. Если он сначала приобрел для сына автомобиль, а потом квартиру — значит, в его глазах автомобиль — не роскошь, но — средство передвижения. Следовательно, желание отца, чтобы у сына была своя машина — строится на заботе о нем и любви к нему.

Судите сами. У молодого человека ничего нет, он во всем нуждается. Вот он получает нужный ему транспорт. Дорогой, роскошный… Так ведь не каждый раз отец будет делать такие подарки.

Но если сначала приобретается дом (чтобы обеспечить сына необходимым), а затем вдобавок, еще и дорогая машина — нет сомнения, что отца больше волнует собственный престиж. В гораздо большей степени, нежели забота о сыне. Ведь имея жилье, по большому счету, можно обойтись без личного транспорта и пользоваться общественным.

Заповеди, которые получил народ Израиля, условно можно разделить на две категории.

К первой категории отнесем — необходимые для существования еврея. Такие, как шаббат,

Вторая категория — заповеди, дополняющие святость. К ним можно отнести строительство Мишкана и приношения.

В чем разница между шаббатом и Мишканом?

Шаббат мы продолжаем соблюдать и в галуте (изгнании). И тот, кто перестает его соблюдать — перестает называться евреем.

А вот приношения и служба в Мишкане в галуте — не осуществляются. И это не мешает нам продолжать считаться народом Израиля.

До того, как евреи поклонились золотому тельцу, когда любовь к ним Всевышнего была максимальной, Он дал заповеди о Мишкане, которые как бы не были базисными, но — выражали любовь Творца к еврейскому народу.

Затем были даны заповеди, определяющие существование евреев — о соблюдении шаббата и т.п.

Однако после ошибки с золотым тельцом — на первый план выдвинулось повеление о субботе — базисное и определяющее. И только затем было упомянуто добавочное повеление — возвести Мишкан.

 

на основе комментария рава Йосефа-Дова Соловейчика

(известен также как Бейт hа-Леви — по названию своего основного труда; глава Воложинской йешивы главный раввин Брест-Литовска, 1820-1892 гг.)

 

 

 

3. Отдыхай, но — за свой счет

 

В нашей недельной главе говорится о шаббате. И здесь мы читаем: «А в седьмой день будет у вас особая святость (кодеш) — суббота прекращения всех работ, ради Всевышнего» (Шемот, гл. 35, ст. 2).

Таким образом, из этого фрагмента вытекает, что в шаббат нужно прекратить будничные, повседневные дела и посвятить этот день Всевышнему. То есть — делам духовного свойства.

Проиллюстрируем это притчей.

Один человек решил серьезно заняться бизнесом. Он уехал на другой конец света и поселился в крупном городе, максимально подходящем для его дел.

По приезде на новое место он сразу же с головой окунулся в работу. Начал кропотливо выстраивать модель своего бизнеса.

Через десять лет его дела шли прекрасно. Бизнес работал, как хорошо отлаженный механизм, принося солидный доход. И нашего предпринимателя стали посещать мысли о том далеком городе, где он родился и вырос, где оставил друзей и родных.

Интернета тогда еще не было. Из других средств связи самым передовым была — голубиная почта.

Наш герой, как мог, пытался навести справки о своем городе. Он расспрашивал молящихся в синагоге, старался побеседовать с каждым новоприбывшим — в надежде, что у кого-то найдутся родственники или друзья в его родных местах, с которыми те поддерживают связь. Но все было безрезультатно.

И вдруг, когда он уже почти потерял надежду и отчаялся, раздался стук в дверь. На пороге стоял мужчина, явно — не местный, неопределенного возраста и занятий, с наигранной заискивающей улыбкой на лощеном лице. Он собирал цедаку (пожертвования на высокие, благородные цели).

Хозяин дома (тот самый человек, которому посвящен наш рассказ) протянул монету и по многолетней привычке осведомился, откуда посетитель. Стоящий на пороге человек равнодушно назвал тот самый город.

Наш герой на секунду потерял дар речи, а затем, словно очнувшись, засыпал визитера градом вопросов.

— Вообще-то я занят делом, — недовольным тоном пытался прервать его сборщик цедаки, собираясь уйти — мне болтать некогда, каждая минута дорога.

— Скажи, сколько денег ты собираешь в среднем за день? — поинтересовался наш бизнесмен.

Сборщик назвал примерную цифру.

— Я тебе заплачу на 10 процентов больше, и тебе не надо будет никуда ходить. Просто сиди здесь и рассказывай…

Предложение представилось посетителю заманчивым, и он сразу согласился.

Порядка двух часа он отвечал на вопросы, но их поток — не иссякал. Наконец, сборщик который никак не иссякал. А потом заявил:

— Мне нужно передохнуть, — взмолился, наконец, гость. — Я устал.

— Хочешь отдохнуть?! — возмутился хозяин дома. — Я тебе заплатил за целый день! Отдохнешь завтра. За свой счет!..

Сыны Израиля трудятся шесть дней в неделю, добывая себе пропитание. Все это время они погружены в материальные заботы. Поэтому Всевышний даровал им шаббат. Чтобы у них было время и для духовного роста.

«Вы сегодня не работаете, — говорит Творец. — Так что, будьте добры, займитесь изучением Торы и освящением этого особого субботнего дня».

Некоторые люди считают, что если не нужно работать — значит, можно бездельничать. Но Творец с ними не согласен. «Хотите отдыхать? — Делайте это за свой счет! В один из шести будних дней, — наставляет Он нас в Торе. — Но субботний день — ради Меня. Это — Мой день. Только для Торы и духовных устремлений Я ее выделил».

У шаббата есть удивительное свойство. Тот, кто использует его по назначению, занимаясь духовной работой (чего, собственно, и ожидает от нас Всевышний) — тысячекратно преуспевает. Поднимается в тысячу раз выше. Получает тысячекратную награду.

Один час изучения Торы в субботу, равен тысяче часов, проведенных над ней в будни. Так что бездельничать в такой день — весьма расточительно.

 

на основе комментариев Магида из Дубно

(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй, собранных в книге Оѓель Яаков; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)

и раби Йосефа Хаима

(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен Иш Хай; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – первая половина 20-го)

 

    

4. Суббота — день для ссор

 

Написано в нашей недельной главе: «А в седьмой день будет у вас особая святость (кодеш) — суббота прекращения всех работ, ради Всевышнего... И не зажигайте огня во всех местах проживания вашего в день субботний» (Шемот, гл. 35, ст. 2-3).

Там, где особенная святость (кедуша) — туда устремляются силы тумы (духовной нечистоты). Как сказано: «Одно против другого сотворил Всевышний» (Коэлет, гл. 7, ст. 14).

В Талмуде (трактат Гитин, лист 52) рассказывается о двух людях, которые жили вполне себе мирно, но каждую субботу Сатан (см. на сайте ответ «Сатана и его место в иудаизме», № 1410) прилагал немалые усилия, чтобы их поссорить, и, в конце концов — добивался своего.

Почему ему было так нужно именно поссорить их (ведь мог, казалось бы, соблазнить на какой-то нехороший поступок). И почему — именно в шаббат?

Дело в том, что благодаря соблюдению субботы — остальные шесть дней недели получают благословение. Чтобы принять благословение, нужен какой-то сосуд (на иврите — кли), способный его вместить. Иначе бераха (благословение) не задержится, но — уйдет, подобно воде, сквозь пальцы. И нет у народа Израиля лучшего вместилища для берахи, чем мир и гармония (шалом).

Сатан старался нарушить мир и спокойствие именно в субботу — чтобы оставить евреев без благословения.

Знайте, что поссориться легче всего в шаббат. Суббота — как будто бы «специально создана» для распрей и раздоров. Люди находятся вместе в синагоге дольше обычного. Они не спешат на работу. У них много времени. Их тянет пообщаться, поговорить. Развязываются языки. Начинается обсуждение «жареного», тех или иных пикантных подробностей. С легкостью нарушаются все мыслимые запреты на лашон hа-ра (злословие). И вот уже вся община охвачена пламенем, все — в огне. Это пылает огонь раздора.

Поэтому Тора особо подчеркивает — «И не зажигайте огня во всех местах проживания вашего в день субботний».

Здесь, кроме обычного огня, подразумевается и страшный, всепожирающий огонь распрей и склок.

Болтовня — невероятно огнеопасна. Она, если вовремя ее не пресечь — неминуемо разожжет пожар.

Рав Элиягу Лупьян (великий Учитель Торы, специализирующийся на вопросах еврейской этики, что в нашей традиции носит название — мусар; автор книг Леках Тов и Лев Элиягу) отчетливо видел опасность пустой болтовни в шаббат. Поэтому он принял на себя (и старался побуждать к этому как можно больше людей) обязательство говорить в шаббат исключительно на темы духовности. И — не произносить ничего, что не связано с молитвой, изучением Торы, соблюдением субботы и т.п.

Рав Элиягу объяснял, что этот его субботний обычай (его еще называют таанит дибур) — имеет под собой серьезные обоснования.

Сказано, что Всевышний в субботу прекратил всякую работу, которой он занимался на протяжении первых шести дней мировой истории и, если так можно выразиться — отдыхал. Но, что это была за работа, которой Создатель занимался шесть дней, а на седьмой — прекратил?

Речь — о Сотворении мира.

Известно, что мир был сотворен Десятью речениями. Значит, в седьмой день, в шаббат — не было никаких речений. В субботу Творец перестал их произносить.

Это — урок для всех. В субботу необходимо перестать говорить о чем бы то ни было, что не имеет к ней отношения.    

 

на основе комментариев Хатам Софера

(раби Моше Софер; вторая половина 18-го века - первая половина 19-го, Братислава, Словакия),

рава Давида бар Шмуэля hа-Леви

(один из крупнейших комментаторов Шульхан Аруха; известен как Таз — по аббревиатуре названия своего комментария к Шульхан Аруху  Турей Заhав)

и рава Элиягу Лопиана

(один из крупнейших раввинов 20-го века; в течение многих лет был машгиахом йешивы в Кфар Хасидим — на севере Израиля, недалеко от Хайфы; Литва - Израиль)

 

 

5. Самый отвратительный идол — ты сам

 

Одна из тем нашей главы — шаббат. И мы об этом читаем: «А в седьмой день будет у вас особая святость (кодеш) — суббота прекращения всех работ, ради Всевышнего» (Шемот, гл. 35, ст. 2-3).

Некоторые люди уделяют большое внимание субботним трапезам, меню блюд, выбору напитков и десертов. И на второй, а то и на третий план отодвигаются у них важнейшие задачи шаббата — наполнение этого дня чистотой и святостью, приближением к Творцу, изучением Его Торы. Главное — вкусно поесть.

Но ведь не зря написано — «Суббота — ради Всевышнего!». Не ради приятных гастрономических ощущений, но именно — ради Всевышнего.

Изо дня в день, в течение всей недели, человек занят работой, которая приносит ему доход, обеспечивая пропитание ему самому и его семье. Но хотя бы в седьмой день он обязан — покончить со всеми будничными делами и переключиться на дела Небесные, духовные. Всецело посвятив его изучению Торы — в святости и чистоте.

В Танахе находим прекрасное высказывание — «А злодею сказал Всевышний: Зачем тебе проповедовать законы Мои и нести Мой завет на устах? Ты же ненавидишь наставление Мое и отбросил слова Мои назад» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 50, ст. 16-17).

Под заветом Всевышний подразумевает здесь завет о соблюдении шаббата. Но разве этот завет — на устах?

Творец тут дает намек, что тот, кто нарушает шаббат своим ртом — называется злодеем.

Что же это за нарушение?

Злодей использует свой рот в основном для еды и питья. А произнесение молитв и слов Торы — это лишь побочная функция его рта. И, к слову сказать — далеко не всегда ее активизируют.

«Ты же ненавидишь наставление Мое и отбросил слова Мои назад»,— продолжает Всевышний устами царя Давида.

Злодеи пренебрегают наставлениями о злословии и сплетнях. Слова Всевышнего они отбрасывают, зато на злословие, жалящее в самое сердце, они не скупятся.

Человек, использующий субботу как повод, чтобы вкусно поесть, и пренебрегающий всем остальным, подобен язычнику.

Вы спросите: какому идолу он поклоняется?

Самому отвратительному из всех — себе.

Правильное соблюдение шаббата способно исправить прегрешения, связанные с идолопоклонством. Об этом в Талмуде (трактат Шаббат, лист 118) говорится, что тот, кто соблюдает шаббат, стараясь выполнять все установления и предписания — Небеса простят ему, даже если бы он служил идолам, подобно поколению Эноша (внук Адама; в годы его жизни, начало распространяться идолопоклонство).

Поэтому после того, как люди создали золотого тельца, считая его божеством — Моше сразу собрал весь народ, объединил его и напомнил, что соблюдать шаббат — чрезвычайно важная обязанность еврея.

Шаббат — самое эффективное средство, способствующее излечению от последствий поклонения золотому тельцу.

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время) 

 

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Как фильмы ужасов воздействуют на человека?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля