ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА «Бешалах»

 

Место в Торе: вторая книга Торы — Шемот, гл. 13, ст. 17 - гл. 17, ст. 16.

 

Почему глава так называется?

По первой фразе: «И было, когда послал (отпустил) фараон (еврейский) народ…».

Бешалах в переводе на русский язык означает — «когда послал».

 

Обсуждение главы Бешалах

 

1. Не ставь себя перед испытанием

 

Фараон наконец отпускает сынов Израиля из Египта, и Всевышний ведет их в страну, которая станет им родиной. И в нашей недельной главе об этом читаем: «И было, когда отпустил фараон народ, не повел их Всевышний коротким путем через страну филистимлян, потому что путь этот близок. И объяснил Всевышний: Не передумал бы народ, увидев войну, и не возвратился бы в Египет» (Шемот, гл. 13, ст. 17).

Мы видим, что Творец не повел сынов Израиля главной дорогой, которая была и самой короткой, но — отправил обходным путем, опасаясь, что евреи могут передумать и вернуться в Египет.

Написано — «Потому что путь этот близок». Не только близость страны филистимлян подразумевается здесь. Речь идет (намеком, конечно) и о народе Израиля. О близости его к Творцу. И именно благодаря этой близости, Всевышний (если можно так выразиться) — переживает за сынов Израиля и особо оберегает их. Чтобы не подвергать лишний раз испытаниям.

В этом содержится важный урок.

Человек должен смотреть не только себе под ноги, но и стараться заглянуть на несколько шагов вперед, предвидя возможные последствия того или иного поступка. И ни в коем случае — не подвергать себя испытаниям.

Здесь можно найти аналогию с шахматами. Хороший шахматист, прежде чем сделать очередной ход — обдумывает позицию на несколько ходов вперед. Для того, чтобы не ставить себя в опасное положение, чтобы его фигурам ничего не угрожало.

Среди благословений, которые мы читаем по утрам, есть и такая просьба — «И не приводи нас ни к испытанию, ни к позору».

Иными словами — не ставь нас в ситуацию, где есть опасность или угроза.

Принцип не ставить себя перед испытанием — актуален не только для простых, обычных евреев, или, скажем, слабохарактерных, недостаточно стойких. Он относится абсолютно ко всем, включая полных праведников и самых закаленных богатырей духа.

Восемьдесят процентов евреев погибли во время казни тьмой. Это были неуверенные в себе, сомневающиеся маловеры.

Пятая часть народа, которую Всевышний выкупил из дома рабства и вывел на свободу — была представлена лучшими из лучших. Таких называют — «солью земли». Но и их Творец повел обходным путем. Чтобы научить нас, их потомков, что даже праведники, даже самые лучшие — все равно должны стараться избегать испытаний.

В каждом человеке есть дурное начало — йецер hа-ра. И этот йецер работает не покладая рук, чтобы сбить своего подопечного с правильного пути.

Человек хоть и вполне осведомлен, что можно, и что нельзя — порой, тем не менее, обнаруживает, что «упакован в сетку». Это — сеть, сплетенная из соблазнов и мастерски расставленная дурным началом.

Что нужно делать, чтобы больше не попадаться в эту сеть?

Не подходить к ней, обойти ее стороной — не ставить себя перед очередным испытанием.

Раввин стоял у окна и смотрел сквозь стекло на своих учеников, собравшихся перед входом в дом. Вдруг он жестом пригласил одного из них войти внутрь.

— Если ты найдешь на улице кошелек полный денег, — спросил рав, когда ученик вошел, — что ты с ним сделаешь?

— Что за вопрос!? — выпалил вошедший. — Я сразу же начну разыскивать владельца: объявлю о находке в синагоге, развешу объявления, и надеюсь, в скорости смогу вернуть потерю ее законному владельцу.

— Ты просто глупец, — ответил ему ребе.

Он снова подошел к окну и пригласил другого ученика. Когда тот вошел, раби повторил свой вопрос о кошельке полном денег.

— У меня дочь на выданье, — потупившись, произнес вошедший. — Я думаю, в кошельке хватит денег на свадьбу...

— Да, ты злодей! — молвил раввин. И пригласил войти очередного ученика. С тем, чтобы и его спросить, что он будет делать с найденным кошельком.

— Здесь, перед вами, я точно знаю, что следует сделать все, чтобы вернуть найденный кошелек хозяину, — сказал третий ученик. — Но на улице вместо раввина рядом со мной будет йецер hа-ра. И он расставит множество ловушек. И если я попадусь, то кошелек останется у меня. Поэтому я молю Всевышнего, чтобы Он не испытывал меня.

— Ты мудр, — резюмировал раввин.

 

на основе комментария раби Хаима из Цанза

(глава хасидской общины, составитель известного сборника вопросов и ответов под названием Диврей Хаим; 1797–1876 гг.)

 

 

2. Вместо одного из трех, получил все три

 

Наша недельная глава начинается словами: «И было, когда отпустил фараон народ…» (Шемот, гл. 13, ст. 17).

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Шемот, гл. 20) сказано, что фараон, когда был вынужден отпустить евреев на свободу — причитал: «Ой! Вай!».

Первое слово недельной главы «вайеhи» (и было) и намекает на беды и страдания.

Кто же страдал?

Страдал фараон. Он страдал и стенал. Страдал и поэтому «ойкал».

В чем же причина его страданий?

Разъясню это с помощью притчи.

Царь дал денег своему слуге и послал его на рынок за рыбой. Тот принес ему с рынка рыбу испорченную, которая уже воняла. И воняла она, как всегда и бывает — с головы.

Сказать, что царь сильно рассердился — значит, ничего не сказать. Но он все-таки взял себя в руки, и не уронив царского величия — предложил слуге самому выбрать себе наказание. Одно из трех: вернуть стоимость рыбы, съесть ее или же получить двадцать ударов плетью.

Слуге очень не хотелось раскошеливаться, поэтому он выбрал самое легкое, как казалось ему, наказание — съесть эту злополучную рыбу. Однако, съев больше половины, он понял, что если съест еще хоть немножко — непременно отдаст концы.

Тогда он попросил, чтобы это наказание заменили ему на удары плетью.

Получив десять ударов из двадцати, слуга почувствовал, что еще один удар — и душа покинет его бренное, измученное тело.

Исчерпав все прочие варианты, он, скрепя сердце — отдал царю стоимость злополучной рыбы. А ведь если бы он с этого начал, ему бы не пришлось есть испорченную рыбу, да и сидеть он теперь смог бы и не был бы в том состоянии, в котором пребывал после побоев...

Фараон должен был поработить сынов Израиля. Но он сделал это слишком жестоко. Тогда Всевышний потребовал: «Отпусти народ Мой!» (Шемот, гл. 5, ст. 1).

Но фараон начал дерзить: «Кто такой Всевышний, — говорил он, — чтобы я послушался Его и отпустил Израиль? Не знаю я Его, и Израиль не отпущу» (там же, ст. 2).

За это он схлопотал десять казней египетских.

Но и это не дало желаемого результата.

Тогда Всевышний взыскал с фараона еще и деньгами. Как сказано: «А Творец дал милость народу в глазах египтян, и те давали им, и опустошили сыны Израиля Египет» (Шемот, гл. 12, ст. 36).

Итак, фараон получил приказ Всевышнего отпустить евреев-рабов на свободу. Но он отказался его исполнить.

Тогда на Египет обрушились десять казней, десять страшных ударов. После них фараон согласился подчиниться Воле Всевышнего. Но теперь ему пришлось еще заплатить своим бывшим рабам громадную компенсацию. И сыны Израиля покидали Египет, не мучаясь и не печалясь. И самый бедный из них уводил с собой девяносто ослов, навьюченных египетским золотом и серебром.

А ведь, если бы фараон отпустил евреев сразу — не пострадала бы ни его страна, ни ее экономика.

Ну, а теперь, когда вместо одного из трех, фараон получил все три наказания — ему оставалось только стенать и ойкать.

 

на основе Мидраша Танхума к гл. «Бешалах»,

(раздел 8)

 

 

3. Бояться преследователей или радоваться им?

 

Написано в нашей недельной главе: «И было, когда отпустил фараон народ…» (Шемот, гл. 13, ст. 17).

Комментируя эту фразу в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Шемот, гл. 20), Учителя отмечают, что фараон, когда пришлось ему отпустить евреев на свободу — страдал и причитал.

Чтобы лучше понять причину стенаний фараона рассмотрим еще одну притчу.

Сын царя, прогуливаясь, сбился с пути, заблудился и не знал, как ему вернуться во дворец. По дороге ему встретился один весьма состоятельный человек, который привел царского сына в свое поместье.

Озабоченный пропажей сына царь отправил на поиски юноши секретных агентов. И те установив место пребывания принца, сообщили об этом царю.

Царь отправил послание хозяину поместья с вежливой просьбой вернуть отрока. Но богач отказался ее исполнить.

Тогда царь отправил к нему слуг, чтобы те засыпали все колодцы в округе, где проживал похититель его сына. Он написал новое письмо — с более настойчивым требованием вернуть сына.

Все эти действия не помогли. Помещик продолжал силой удерживать у себя принца.

Тогда слуги царя сожгли все пастбища поместья, принадлежащего похитителю царского сына. А самому похитителю вручили «ноту протеста» с недвусмысленным требованием вернуть принца без всяких предварительных условий.

Скот помещика дох от голода, но сын царя так и оставался в неволе.

Слуги царя получили приказ сжечь все загоны для скота вместе со скотом, а хозяин этих загонов получил последнее предупреждение.

Оставшись без скота, хозяин все равно не изменил свое решение.

Царь прибег к крайнему средству. Его слуги захватили детей и близких плантатора, а ему самому вручили очередное царское послание.

На этот раз похититель освободил юношу. Он лично сопроводил его в царский дворец, всю дорогу причитая и кляня злодейку-судьбу.

— Почему ты стенаешь и ойкаешь? — спросил его царь. — Я наказывал тебя за то, что ты удерживал моего сына, но теперь, когда он вернулся домой, я не стану больше губить и разорять тебя.

— Раньше в моем доме жил важный человек, принц крови, — пустился в объяснения помещик, — родной сын самого царя. Я регулярно получал от царя письма, адресованные лично мне. Посланники царя имели со мной дело… Теперь я всего этого лишен. Так как же мне не плакать?..

Но вернемся к фараону.

Он, конечно, получил тяжкое наказание за отказ отпустить сынов Израиля на свободу. Но все-таки — удостоился слышать обращенные к нему слова Всевышнего, переданные через Моше и Аарона. И вот, отпустив евреев из своей страны — он утратил связь с Творцом.

Об этом утраченном контакте он и сокрушался.

Таким образом, Учителя преподносят нам важный урок.

Человек должен стараться избегать всяческих испытаний, чтобы не подвергать себя опасности. Но если испытания — от Всевышнего, то их нужно принимать с радостью. Ведь благодаря им, устанавливается регулярная связь с Творцом.

Вот высказывание царя Давида: «Вельможи преследуют меня напрасно, но слова Твоего испугалось сердце мое. Радуюсь я словам Твоим, как нашедший великую добычу» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 119, ст. 161-162).

Как это высказывание понимать?

Вельможи преследуют меня? Напрасно! Я не страшусь людей, — говорит царь Давид. — Ведь если они преследуют меня, значит, их Всевышний послал.

«Но слова Твоего испугалось сердце мое» — испугалось сердце того слова, которым Всевышний велел этим вельможам преследовать меня.

Вместе с тем, — продолжает Давид, — радуюсь я словам Твоим.

Так боится Давид слов Всевышнего или радуется им?

Ответ на этот вопрос найдем, изучив притчу о двух больных.

Первому больному врач прописал очень строгую диету. А второму разрешил есть абсолютно все.

Кому из них повезло больше? Думаете, второму?

Нет, не верно! У второго больного врач не нашел ни малейшего шанса на выздоровление. Поэтому и не ограничил его в еде. Пусть напоследок, в оставшиеся ему дни, получит хоть какое-то удовольствие.

Первого же врач надеется вытащить за счет жесткой диеты.

Написано в Теилим: «Но слова Твоего испугалось сердце мое».

Когда человеку кажется, что его преследуют, он должен вспомнить об обязанности радоваться словам Творца. Ведь если Всевышний что-то требует — значит, с Ним установилась связь. И лишь один этот факт способен радовать нас.

Умение и желание радоваться испытанию, вполне может быть частью этого испытания.

 

на основе комментария Бааль Шем Това

(раби Исраэль бен Элиэзер, основатель хасидизма, первая половина 18-го века)

 

 

 

4. Можно ли оборвать фразу, чтобы прокомментировать ее

 

О маршруте Исхода евреев из Египта сказано в Торе, что он не был коротким. Об этом в нашей недельной главе читаем: «Не повел их Всевышний коротким путем через страну филистимлян…» (Шемот, гл. 13, ст. 17).

Учителя в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Шемот, гл. 20) объясняют, что выражение «дерех эрец» (через страну) можно перевести иначе — «общепринятые законы». То есть, Всевышний строил отношения с евреями не по общепринятым законам.

Судите сами. Тот, кто приобретает себе рабов, как правило, делает это, чтобы те прислуживали ему при купании, умащивали благовониями, помогали одеться, сопровождали его в дороге, освещая путь. Всевышний же, выкупив сынов Израиля из рабства и сделав Своими рабами — Сам их купал и одевал, умащивал и сопровождал в пути, оберегая от опасностей, указывал дорогу и освещал им путь.

Однажды раби Менахем-Мендель из Коцка (раби Менахем-Мендель Моргенштерн; основатель одного из течений в хасидизме; известен своими острыми, мудрыми высказываниями; Польша, первая половина 19-го века) сидел в компании других раввинов, и все, кроме него, рассказывали о своих открытиях в Торе. И только раби из Коцка молча сидел, погрузившись в свои мысли.

Его тоже попросили что-то рассказать, но он не нарушил молчание.

Когда его спросили, почему он, в отличие от остальных, не произносит слов Торы, он ответил:

— Достаточно и того, что мы сидим вместе, и между нами мир и гармония.

Присутствующие недоуменно посмотрели на него. И раби Менахем-Мендель объяснил:

— Сказано в Мишне (трактат Авот, гл. 3, мишна 2) — «Если сидят двое, и нет между ними слов Торы...». Это высказывание нужно понимать так: когда два человека сидят вместе, и нет между ними ссоры или раздора, но царит полная гармония и мир — засчитывается им, как будто они беседовали о Торе. Именно это я и имел в виду, сказав, что мне достаточно мира и гармонии между нами...

Это объяснение удивило присутствовавших раввинов. И один из них процитировал продолжение фразы из Мишны: «Если сидят двое, и нет между ними слов Торы, то это посиделки циников».

— Как эту фразу можно прокомментировать так, как это сделал рав из Коцка? — спросил он.

— Написано в Торе: «Дерех эрец плиштим (через страну филистимлян»), — невозмутимо ответил Менахем-Мендель.

Этот ответ тоже поняли не сразу.

Ребе из Коцка хотел сказать, что раввинов, которые сидели рядом с ним, удивило, что он построил свой комментарий лишь на фрагменте фразы, а продолжение ее как будто бы проигнорировал. И если рассмотреть фразу целиком, то она с этим комментарием, казалось бы — не согласуется.

Но нечто подобное мы видим и у Учителей в Мидраше. Там они тоже основывают свой комментарий только на одной части фразы, не принимая во внимание другую.

Вот фраза: «Не повел их Всевышний коротким путем через страну филистимлян». Учителя отбрасывают слово «филистимлян», и остаток объясняют так: «Не повел их Всевышний согласно общепринятым законам (дерех эрец)».

— Если Учителям можно отбросить слово «филистимлян», — заключил раби Менахем-Мендель, — то и мне разрешено обойтись без выражения «посиделки циников».

 

на основе комментария раби Менахема-Менделя из Коцка

(раби Менахем-Мендель Моргенштерн; основатель одного из течений в хасидизме; известен своими острыми, мудрыми высказываниями; Польша, первая половина 19-го века)

 

 

5. Духовные раны заживают медленнее физических

 

Написано в самом начале нашей недельной главы: «И было, когда отпустил фараон народ, не повел их Всевышний…» (Шемот, гл. 13, ст. 17).

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Шемот, гл. 20) Учителя, анализируя вторую часть этой фразы, находят в ней дополнительный смысл.

В тексте оригинала сказано — «ве-ло нахам» (и не повел).

Учителя объясняют, что здесь еще имеется в виду и «ло нитнахем» (не утешился). И в свете этого, наша фраза выглядит так: «И было, когда отпустил фараон народ, не утешился этим Всевышний».

Лучше понять смысл этого комментария Учителей нам, как бывает во многих случаях, притча.

На беззаботно прогуливавшегося сына царя напали разбойники и захватили его в плен. Царь отправил свою гвардию, и гвардейцы, перебив всех разбойников, освободили принца.

Сын устроил отцу небольшую экскурсию по разгромленному логову разбойников.

— Здесь они держали меня на привязи, как скотину, — рассказывал царевич. — А здесь надо мной глумились, тут меня жестоко избили...

Хоть все разбойники были мертвы, царь все равно не мог им простить издевательства и глумления, которые пришлось пережить его сыну.

«Как они могли так поступить с моей кровиночкой, с моим наследником?!», — сокрушался царь, грозно всматриваясь в безобразные морды мертвых разбойников…

Расскажу и еще одну притчу.

Некий человек занимался шлифованием бриллиантов. Он был прекрасным специалистом и знатоком своего дела. Его работа доставляла ему удовольствие.

Однажды, когда он попытался провезти партию алмазов контрабандой, его схватили на таможне, осудили и отправили в тюрьму.

Свои любимые инструменты для шлифования, он взял с собой в заключение. В тюрьме он оказался в обществе отпетых уголовников — воров и бандитов. Они издевались над ним — избивали, отнимали еду. И сразу же отобрали у него ювелирный инструмент и попытались использовать его для своих грубых поделок.

Но применяемые не по назначению ювелирные инструменты быстро вышли из строя, и их пришлось выбросить на помойку.

Когда шлифовщик, отсидев положенный срок, вышел на свободу, его синяки и ссадины, от которых он так страдал в заключении, быстро зажили, и он о них практически забыл. Но вот утрата его инструмента, никак не мешавшая ему в тюрьме, теперь, когда он захотел заняться своим любимым делом, отозвалась сильной душевной болью. Болью, которую он с трудом переносил…

Теперь вернемся к сынам Израиля.

В Египте они тяжело, как каторжные, работали с глиной и кирпичами. Но стоило им покинуть дом рабства — и все их мучения забылись, как страшный сон с наступлением ясного, солнечного утра.

Но с духовными страданиями дело обстояло иначе. Находясь в Египте, евреи их практически не ощущали, поскольку в духовном смысле очень низко пали. Они тогда опустились на49-й уровень тумы (духовной нечистоты). Что в таком состоянии можно чувствовать?

Зато, выйдя из Египта в пустыню и начав духовный подъем, работая над исправлением качеств души, изучая Тору, исполняя заповеди — сыны Израиля почувствовали, какой духовный урон был причинен им в Египте.

В свете этого, нам теперь лучше понятны слова Мидраша — «И было, когда отпустил фараон народ, не утешился этим Всевышний».

Всевышний не утешился, потому что духовная боль, причиненная фараоном, никуда не ушла. Наоборот — она стала ощущаться сильнее.

 

на основе комментария Магида из Дубно

(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй и комментариев к Торе, собранных в книге Оѓель Яаков; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)

 

 

 

 

 

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «Бешалах»

 

Место в Торе: вторая книга Торы — Шемот, гл. 13, ст. 17 - гл. 17, ст. 16.

 

Почему глава так называется?

По первой фразе: «И было, когда послал (отпустил) фараон (еврейский) народ…».

Бешалах в переводе на русский язык означает — «когда послал».

 

Обсуждение главы Бешалах

 

1. Не ставь себя перед испытанием

 

Фараон наконец отпускает сынов Израиля из Египта, и Всевышний ведет их в страну, которая станет им родиной. И в нашей недельной главе об этом читаем: «И было, когда отпустил фараон народ, не повел их Всевышний коротким путем через страну филистимлян, потому что путь этот близок. И объяснил Всевышний: Не передумал бы народ, увидев войну, и не возвратился бы в Египет» (Шемот, гл. 13, ст. 17).

Мы видим, что Творец не повел сынов Израиля главной дорогой, которая была и самой короткой, но — отправил обходным путем, опасаясь, что евреи могут передумать и вернуться в Египет.

Написано — «Потому что путь этот близок». Не только близость страны филистимлян подразумевается здесь. Речь идет (намеком, конечно) и о народе Израиля. О близости его к Творцу. И именно благодаря этой близости, Всевышний (если можно так выразиться) — переживает за сынов Израиля и особо оберегает их. Чтобы не подвергать лишний раз испытаниям.

В этом содержится важный урок.

Человек должен смотреть не только себе под ноги, но и стараться заглянуть на несколько шагов вперед, предвидя возможные последствия того или иного поступка. И ни в коем случае — не подвергать себя испытаниям.

Здесь можно найти аналогию с шахматами. Хороший шахматист, прежде чем сделать очередной ход — обдумывает позицию на несколько ходов вперед. Для того, чтобы не ставить себя в опасное положение, чтобы его фигурам ничего не угрожало.

Среди благословений, которые мы читаем по утрам, есть и такая просьба — «И не приводи нас ни к испытанию, ни к позору».

Иными словами — не ставь нас в ситуацию, где есть опасность или угроза.

Принцип не ставить себя перед испытанием — актуален не только для простых, обычных евреев, или, скажем, слабохарактерных, недостаточно стойких. Он относится абсолютно ко всем, включая полных праведников и самых закаленных богатырей духа.

Восемьдесят процентов евреев погибли во время казни тьмой. Это были неуверенные в себе, сомневающиеся маловеры.

Пятая часть народа, которую Всевышний выкупил из дома рабства и вывел на свободу — была представлена лучшими из лучших. Таких называют — «солью земли». Но и их Творец повел обходным путем. Чтобы научить нас, их потомков, что даже праведники, даже самые лучшие — все равно должны стараться избегать испытаний.

В каждом человеке есть дурное начало — йецер hа-ра. И этот йецер работает не покладая рук, чтобы сбить своего подопечного с правильного пути.

Человек хоть и вполне осведомлен, что можно, и что нельзя — порой, тем не менее, обнаруживает, что «упакован в сетку». Это — сеть, сплетенная из соблазнов и мастерски расставленная дурным началом.

Что нужно делать, чтобы больше не попадаться в эту сеть?

Не подходить к ней, обойти ее стороной — не ставить себя перед очередным испытанием.

Раввин стоял у окна и смотрел сквозь стекло на своих учеников, собравшихся перед входом в дом. Вдруг он жестом пригласил одного из них войти внутрь.

— Если ты найдешь на улице кошелек полный денег, — спросил рав, когда ученик вошел, — что ты с ним сделаешь?

— Что за вопрос!? — выпалил вошедший. — Я сразу же начну разыскивать владельца: объявлю о находке в синагоге, развешу объявления, и надеюсь, в скорости смогу вернуть потерю ее законному владельцу.

— Ты просто глупец, — ответил ему ребе.

Он снова подошел к окну и пригласил другого ученика. Когда тот вошел, раби повторил свой вопрос о кошельке полном денег.

— У меня дочь на выданье, — потупившись, произнес вошедший. — Я думаю, в кошельке хватит денег на свадьбу...

— Да, ты злодей! — молвил раввин. И пригласил войти очередного ученика. С тем, чтобы и его спросить, что он будет делать с найденным кошельком.

— Здесь, перед вами, я точно знаю, что следует сделать все, чтобы вернуть найденный кошелек хозяину, — сказал третий ученик. — Но на улице вместо раввина рядом со мной будет йецер hа-ра. И он расставит множество ловушек. И если я попадусь, то кошелек останется у меня. Поэтому я молю Всевышнего, чтобы Он не испытывал меня.

— Ты мудр, — резюмировал раввин.

 

на основе комментария раби Хаима из Цанза

(глава хасидской общины, составитель известного сборника вопросов и ответов под названием Диврей Хаим; 1797–1876 гг.)

 

 

2. Вместо одного из трех, получил все три

 

Наша недельная глава начинается словами: «И было, когда отпустил фараон народ…» (Шемот, гл. 13, ст. 17).

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Шемот, гл. 20) сказано, что фараон, когда был вынужден отпустить евреев на свободу — причитал: «Ой! Вай!».

Первое слово недельной главы «вайеhи» (и было) и намекает на беды и страдания.

Кто же страдал?

Страдал фараон. Он страдал и стенал. Страдал и поэтому «ойкал».

В чем же причина его страданий?

Разъясню это с помощью притчи.

Царь дал денег своему слуге и послал его на рынок за рыбой. Тот принес ему с рынка рыбу испорченную, которая уже воняла. И воняла она, как всегда и бывает — с головы.

Сказать, что царь сильно рассердился — значит, ничего не сказать. Но он все-таки взял себя в руки, и не уронив царского величия — предложил слуге самому выбрать себе наказание. Одно из трех: вернуть стоимость рыбы, съесть ее или же получить двадцать ударов плетью.

Слуге очень не хотелось раскошеливаться, поэтому он выбрал самое легкое, как казалось ему, наказание — съесть эту злополучную рыбу. Однако, съев больше половины, он понял, что если съест еще хоть немножко — непременно отдаст концы.

Тогда он попросил, чтобы это наказание заменили ему на удары плетью.

Получив десять ударов из двадцати, слуга почувствовал, что еще один удар — и душа покинет его бренное, измученное тело.

Исчерпав все прочие варианты, он, скрепя сердце — отдал царю стоимость злополучной рыбы. А ведь если бы он с этого начал, ему бы не пришлось есть испорченную рыбу, да и сидеть он теперь смог бы и не был бы в том состоянии, в котором пребывал после побоев...

Фараон должен был поработить сынов Израиля. Но он сделал это слишком жестоко. Тогда Всевышний потребовал: «Отпусти народ Мой!» (Шемот, гл. 5, ст. 1).

Но фараон начал дерзить: «Кто такой Всевышний, — говорил он, — чтобы я послушался Его и отпустил Израиль? Не знаю я Его, и Израиль не отпущу» (там же, ст. 2).

За это он схлопотал десять казней египетских.

Но и это не дало желаемого результата.

Тогда Всевышний взыскал с фараона еще и деньгами. Как сказано: «А Творец дал милость народу в глазах египтян, и те давали им, и опустошили сыны Израиля Египет» (Шемот, гл. 12, ст. 36).

Итак, фараон получил приказ Всевышнего отпустить евреев-рабов на свободу. Но он отказался его исполнить.

Тогда на Египет обрушились десять казней, десять страшных ударов. После них фараон согласился подчиниться Воле Всевышнего. Но теперь ему пришлось еще заплатить своим бывшим рабам громадную компенсацию. И сыны Израиля покидали Египет, не мучаясь и не печалясь. И самый бедный из них уводил с собой девяносто ослов, навьюченных египетским золотом и серебром.

А ведь, если бы фараон отпустил евреев сразу — не пострадала бы ни его страна, ни ее экономика.

Ну, а теперь, когда вместо одного из трех, фараон получил все три наказания — ему оставалось только стенать и ойкать.

 

на основе Мидраша Танхума к гл. «Бешалах»,

(раздел 8)

 

 

3. Бояться преследователей или радоваться им?

 

Написано в нашей недельной главе: «И было, когда отпустил фараон народ…» (Шемот, гл. 13, ст. 17).

Комментируя эту фразу в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Шемот, гл. 20), Учителя отмечают, что фараон, когда пришлось ему отпустить евреев на свободу — страдал и причитал.

Чтобы лучше понять причину стенаний фараона рассмотрим еще одну притчу.

Сын царя, прогуливаясь, сбился с пути, заблудился и не знал, как ему вернуться во дворец. По дороге ему встретился один весьма состоятельный человек, который привел царского сына в свое поместье.

Озабоченный пропажей сына царь отправил на поиски юноши секретных агентов. И те установив место пребывания принца, сообщили об этом царю.

Царь отправил послание хозяину поместья с вежливой просьбой вернуть отрока. Но богач отказался ее исполнить.

Тогда царь отправил к нему слуг, чтобы те засыпали все колодцы в округе, где проживал похититель его сына. Он написал новое письмо — с более настойчивым требованием вернуть сына.

Все эти действия не помогли. Помещик продолжал силой удерживать у себя принца.

Тогда слуги царя сожгли все пастбища поместья, принадлежащего похитителю царского сына. А самому похитителю вручили «ноту протеста» с недвусмысленным требованием вернуть принца без всяких предварительных условий.

Скот помещика дох от голода, но сын царя так и оставался в неволе.

Слуги царя получили приказ сжечь все загоны для скота вместе со скотом, а хозяин этих загонов получил последнее предупреждение.

Оставшись без скота, хозяин все равно не изменил свое решение.

Царь прибег к крайнему средству. Его слуги захватили детей и близких плантатора, а ему самому вручили очередное царское послание.

На этот раз похититель освободил юношу. Он лично сопроводил его в царский дворец, всю дорогу причитая и кляня злодейку-судьбу.

— Почему ты стенаешь и ойкаешь? — спросил его царь. — Я наказывал тебя за то, что ты удерживал моего сына, но теперь, когда он вернулся домой, я не стану больше губить и разорять тебя.

— Раньше в моем доме жил важный человек, принц крови, — пустился в объяснения помещик, — родной сын самого царя. Я регулярно получал от царя письма, адресованные лично мне. Посланники царя имели со мной дело… Теперь я всего этого лишен. Так как же мне не плакать?..

Но вернемся к фараону.

Он, конечно, получил тяжкое наказание за отказ отпустить сынов Израиля на свободу. Но все-таки — удостоился слышать обращенные к нему слова Всевышнего, переданные через Моше и Аарона. И вот, отпустив евреев из своей страны — он утратил связь с Творцом.

Об этом утраченном контакте он и сокрушался.

Таким образом, Учителя преподносят нам важный урок.

Человек должен стараться избегать всяческих испытаний, чтобы не подвергать себя опасности. Но если испытания — от Всевышнего, то их нужно принимать с радостью. Ведь благодаря им, устанавливается регулярная связь с Творцом.

Вот высказывание царя Давида: «Вельможи преследуют меня напрасно, но слова Твоего испугалось сердце мое. Радуюсь я словам Твоим, как нашедший великую добычу» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 119, ст. 161-162).

Как это высказывание понимать?

Вельможи преследуют меня? Напрасно! Я не страшусь людей, — говорит царь Давид. — Ведь если они преследуют меня, значит, их Всевышний послал.

«Но слова Твоего испугалось сердце мое» — испугалось сердце того слова, которым Всевышний велел этим вельможам преследовать меня.

Вместе с тем, — продолжает Давид, — радуюсь я словам Твоим.

Так боится Давид слов Всевышнего или радуется им?

Ответ на этот вопрос найдем, изучив притчу о двух больных.

Первому больному врач прописал очень строгую диету. А второму разрешил есть абсолютно все.

Кому из них повезло больше? Думаете, второму?

Нет, не верно! У второго больного врач не нашел ни малейшего шанса на выздоровление. Поэтому и не ограничил его в еде. Пусть напоследок, в оставшиеся ему дни, получит хоть какое-то удовольствие.

Первого же врач надеется вытащить за счет жесткой диеты.

Написано в Теилим: «Но слова Твоего испугалось сердце мое».

Когда человеку кажется, что его преследуют, он должен вспомнить об обязанности радоваться словам Творца. Ведь если Всевышний что-то требует — значит, с Ним установилась связь. И лишь один этот факт способен радовать нас.

Умение и желание радоваться испытанию, вполне может быть частью этого испытания.

 

на основе комментария Бааль Шем Това

(раби Исраэль бен Элиэзер, основатель хасидизма, первая половина 18-го века)

 

 

 

4. Можно ли оборвать фразу, чтобы прокомментировать ее

 

О маршруте Исхода евреев из Египта сказано в Торе, что он не был коротким. Об этом в нашей недельной главе читаем: «Не повел их Всевышний коротким путем через страну филистимлян…» (Шемот, гл. 13, ст. 17).

Учителя в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Шемот, гл. 20) объясняют, что выражение «дерех эрец» (через страну) можно перевести иначе — «общепринятые законы». То есть, Всевышний строил отношения с евреями не по общепринятым законам.

Судите сами. Тот, кто приобретает себе рабов, как правило, делает это, чтобы те прислуживали ему при купании, умащивали благовониями, помогали одеться, сопровождали его в дороге, освещая путь. Всевышний же, выкупив сынов Израиля из рабства и сделав Своими рабами — Сам их купал и одевал, умащивал и сопровождал в пути, оберегая от опасностей, указывал дорогу и освещал им путь.

Однажды раби Менахем-Мендель из Коцка (раби Менахем-Мендель Моргенштерн; основатель одного из течений в хасидизме; известен своими острыми, мудрыми высказываниями; Польша, первая половина 19-го века) сидел в компании других раввинов, и все, кроме него, рассказывали о своих открытиях в Торе. И только раби из Коцка молча сидел, погрузившись в свои мысли.

Его тоже попросили что-то рассказать, но он не нарушил молчание.

Когда его спросили, почему он, в отличие от остальных, не произносит слов Торы, он ответил:

— Достаточно и того, что мы сидим вместе, и между нами мир и гармония.

Присутствующие недоуменно посмотрели на него. И раби Менахем-Мендель объяснил:

— Сказано в Мишне (трактат Авот, гл. 3, мишна 2) — «Если сидят двое, и нет между ними слов Торы...». Это высказывание нужно понимать так: когда два человека сидят вместе, и нет между ними ссоры или раздора, но царит полная гармония и мир — засчитывается им, как будто они беседовали о Торе. Именно это я и имел в виду, сказав, что мне достаточно мира и гармонии между нами...

Это объяснение удивило присутствовавших раввинов. И один из них процитировал продолжение фразы из Мишны: «Если сидят двое, и нет между ними слов Торы, то это посиделки циников».

— Как эту фразу можно прокомментировать так, как это сделал рав из Коцка? — спросил он.

— Написано в Торе: «Дерех эрец плиштим (через страну филистимлян»), — невозмутимо ответил Менахем-Мендель.

Этот ответ тоже поняли не сразу.

Ребе из Коцка хотел сказать, что раввинов, которые сидели рядом с ним, удивило, что он построил свой комментарий лишь на фрагменте фразы, а продолжение ее как будто бы проигнорировал. И если рассмотреть фразу целиком, то она с этим комментарием, казалось бы — не согласуется.

Но нечто подобное мы видим и у Учителей в Мидраше. Там они тоже основывают свой комментарий только на одной части фразы, не принимая во внимание другую.

Вот фраза: «Не повел их Всевышний коротким путем через страну филистимлян». Учителя отбрасывают слово «филистимлян», и остаток объясняют так: «Не повел их Всевышний согласно общепринятым законам (дерех эрец)».

— Если Учителям можно отбросить слово «филистимлян», — заключил раби Менахем-Мендель, — то и мне разрешено обойтись без выражения «посиделки циников».

 

на основе комментария раби Менахема-Менделя из Коцка

(раби Менахем-Мендель Моргенштерн; основатель одного из течений в хасидизме; известен своими острыми, мудрыми высказываниями; Польша, первая половина 19-го века)

 

 

5. Духовные раны заживают медленнее физических

 

Написано в самом начале нашей недельной главы: «И было, когда отпустил фараон народ, не повел их Всевышний…» (Шемот, гл. 13, ст. 17).

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Шемот, гл. 20) Учителя, анализируя вторую часть этой фразы, находят в ней дополнительный смысл.

В тексте оригинала сказано — «ве-ло нахам» (и не повел).

Учителя объясняют, что здесь еще имеется в виду и «ло нитнахем» (не утешился). И в свете этого, наша фраза выглядит так: «И было, когда отпустил фараон народ, не утешился этим Всевышний».

Лучше понять смысл этого комментария Учителей нам, как бывает во многих случаях, притча.

На беззаботно прогуливавшегося сына царя напали разбойники и захватили его в плен. Царь отправил свою гвардию, и гвардейцы, перебив всех разбойников, освободили принца.

Сын устроил отцу небольшую экскурсию по разгромленному логову разбойников.

— Здесь они держали меня на привязи, как скотину, — рассказывал царевич. — А здесь надо мной глумились, тут меня жестоко избили...

Хоть все разбойники были мертвы, царь все равно не мог им простить издевательства и глумления, которые пришлось пережить его сыну.

«Как они могли так поступить с моей кровиночкой, с моим наследником?!», — сокрушался царь, грозно всматриваясь в безобразные морды мертвых разбойников…

Расскажу и еще одну притчу.

Некий человек занимался шлифованием бриллиантов. Он был прекрасным специалистом и знатоком своего дела. Его работа доставляла ему удовольствие.

Однажды, когда он попытался провезти партию алмазов контрабандой, его схватили на таможне, осудили и отправили в тюрьму.

Свои любимые инструменты для шлифования, он взял с собой в заключение. В тюрьме он оказался в обществе отпетых уголовников — воров и бандитов. Они издевались над ним — избивали, отнимали еду. И сразу же отобрали у него ювелирный инструмент и попытались использовать его для своих грубых поделок.

Но применяемые не по назначению ювелирные инструменты быстро вышли из строя, и их пришлось выбросить на помойку.

Когда шлифовщик, отсидев положенный срок, вышел на свободу, его синяки и ссадины, от которых он так страдал в заключении, быстро зажили, и он о них практически забыл. Но вот утрата его инструмента, никак не мешавшая ему в тюрьме, теперь, когда он захотел заняться своим любимым делом, отозвалась сильной душевной болью. Болью, которую он с трудом переносил…

Теперь вернемся к сынам Израиля.

В Египте они тяжело, как каторжные, работали с глиной и кирпичами. Но стоило им покинуть дом рабства — и все их мучения забылись, как страшный сон с наступлением ясного, солнечного утра.

Но с духовными страданиями дело обстояло иначе. Находясь в Египте, евреи их практически не ощущали, поскольку в духовном смысле очень низко пали. Они тогда опустились на49-й уровень тумы (духовной нечистоты). Что в таком состоянии можно чувствовать?

Зато, выйдя из Египта в пустыню и начав духовный подъем, работая над исправлением качеств души, изучая Тору, исполняя заповеди — сыны Израиля почувствовали, какой духовный урон был причинен им в Египте.

В свете этого, нам теперь лучше понятны слова Мидраша — «И было, когда отпустил фараон народ, не утешился этим Всевышний».

Всевышний не утешился, потому что духовная боль, причиненная фараоном, никуда не ушла. Наоборот — она стала ощущаться сильнее.

 

на основе комментария Магида из Дубно

(раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй и комментариев к Торе, собранных в книге Оѓель Яаков; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.)

 

 

 

 

 

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Блудница, питание и - трудности иврита…


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля