ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА «Берешит»

 

Место в Торе: Первая книга Торы — Берешит, от начала и до гл. 6, ст. 8.

 

Почему она так называется?

Первая фраза Торы начинается со слов: «Вначале сотворил Всевышний...» (дана в принятом, но не совсем точном переводе).

Вначале на иврите - берешит.

 

Обсуждение главы Берешит

 

1. Воспринимать себя так, будто ты — в самом начале

 

Не успели мы завершить чтение и изучение Торы, как уже снова оказались в самом ее начале. И снова читаем Берешит — «вначале» (Берешит, гл. 1, ст. 1).

И сколько раз мы ни читали бы и ни перечитывали, сколько ни учили бы и ни повторяли — все равно возвращаемся к Берешит. И в этом содержится важный посыл.

Написано в Танахе: «Откройте мне ворота справедливости» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 118, ст. 19).

Что хотел сказать этой фразой царь Давид, какую идею выразить?

А вот какую.

Праведники, сколько добра они ни делали бы, на какую бы духовную высоту ни поднялись — воспринимают себя новичками, которые, даже в ворота еще не вошли. И все еще переминаются с ноги на ногу, стоя у входа.

Царь Давид, достигший своим служением удивительной близости с Творцом, просит открыть ворота, как будто бы он все еще — в самом начале пути. Как будто бы — только собирается приступить к служению.

И ответ не заставляет себя ждать: «Это (в оригинале — зе) ворота Всевышнего, праведники войдут в них» (Теилим, гл. 118, ст. 19).

Под местоимением «зе» подразумевается скромность. Именно благодаря ей праведники обеспечивают себе духовный рост. Скромность — это и есть врата, через которые можно войти к Творцу. Человек, не обладающий скромностью — не может быть праведным.

Скромность праведника мы находим у первого в мире еврея, Авраама. О нем сказано, что на третий день после обрезания «он сидел (на иврите — йошев) у входа в шатер» (Берешит, гл. 18, ст. 1).

Слово йошев в этом фрагменте имеет неполное написание — в нем отсутствует буква «вав». И это — неспроста.

Авраам на всю округу славился своей гостеприимностью. О его незабываемом приеме гостей ходили легенды. Мало кто в исполнении заповеди о гостеприимстве мог сравниться с Авраамом. Тем не менее, в собственных глазах он был только — «сидящим у входа». Да и само по себе то, что он «сидел» там, с его точки зрения — было ущербным. На что и намекает отсутствие буквы вав в слова йошев.

Тора заканчивается словами — «И при всем страхе великом, что совершил Моше…»  (Дварим, гл. 34, ст. 12). И тут же мы возвращаемся к Берешит.

То есть, несмотря на все то, что Моше совершил — внутри у него было ощущение, будто бы он только в начале пути.

В наше время люди, поистине достигшие высот в познании Торы, люди, которые по-настоящему, всем сердцем служат Всевышнему — тоже ощущают себя так, будто бы они «сидят у входа в шатер». То есть — начинающими, новичками.

И если они видят себя так — как же в этом смысле должны воспринимать себя мы?

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

2. Печать Всевышнего на Торе

 

Тора (и в широком и в узком понимании) начинается фразой — «Вначале сотворил Всевышний… (Берешит, гл. 1, ст. 1).

Последние буквы этих трех слов (в оригинале) образуют слово «эмет», что в переводе означает — «истина». На это дает намек фраза из Теилим (Псалмы царя Давида. гл. 119, ст. 160): «Начало слов Твоих — Истина».

Уже в самом начале Торы (на первых трех словах) стоит печать Всевышнего — «Истина».

Но и это еще не все.

Десять заповедей, Десять Речений, произнесенные Всевышним во время дарования Торы на горе Синай, составляющие квинтэссенцию Письменной Торы, начинаются (в оригинале) с буквы «алеф». Мишна (это уже — Устная Тора) начинается с буквы «мем». А Гемара, которая вместе с Мишной составляет Талмуд — квинтэссенцию Устной Торы, начинается с «тав».

Эти буквы складываются в слово «эмет».

Таким образом, высказывание «Начало слов Твоих — Истина» — относится ко всей Торе, включая Тору Устную.

Интересно, что Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) свой комментарий на Пятикнижие — тоже запечатал словом «истина». Этот его комментарий начинается с буквы «алеф», завершается буквой «тав», а в середине — слово, начинающееся с буквы «мем». Вместе получается — «эмет».

Если мы всмотримся в огласовки первой фразы Торы — увидим, что в ней представлены все виды огласовок, кроме «шурука» (обозначающего звук «у»). Потому из букв этой огласовки состоит и слово «шекер» — «ложь».

Эту огласовку (шурук) не встретишь и в именах наших праотцов и праматерей. По той же причине — все они связаны только с правдой, и нет у них никакого отношения ко лжи.

В Талмуде (трактат Шаббат, лист 55) сказано, что эмет — личная печать Всевышнего. Поэтому не удивительно, что Он отметил ею начало и конец творения.

О начале мы уже здесь говорили. А в конце значится — «которую творил Всевышний, чтобы делать» (Берешит, гл. 2, ст. 3).

Из последних букв этих слов (в оригинале), складывается слово «эмет».

Но, что это означает — печать Всевышнего?

Если мы будем рассматривать печать — едва ли нам удастся прочесть, что на ней написано. Ведь слова на ней вырезаны в зеркальном отображении, так что нетренированный глаз ее не прочтет. Но когда ее ставят на документ, она читается четко и ясно.

Похожим свойством обладает и Истина Всевышнего.

Человек из плоти и крови — не всегда в состоянии разглядеть в происходящем Замысел Творца. Часто ускользают от него и причинно-следственные связи между событиями. Далеко не каждому дано увидеть руку Творца, разглядеть за течением жизни и мельканием судеб механизм Его управления, Его власть. Но стоит углубиться в изучение «документов», на которых стоит печать Всевышнего — и все встает на свои места. Хаотичный, казалось, набор событий — выстраивается в выверенную систему Управления миром.

Мир устроен так, что Истина Всевышнего — не бросается в глаза. Поэтому, слово «эмет», олицетворяющее печать, часто отображается последними буквами и не всегда в прямом порядке.

 

на основе комментария раби Исраэля-Меира hа-Коэна

(Хафец Хаим; один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века)

 

 

 

3. Мироздание свидетельствует о значимости Торы и Израиля

 

Тора начинается описанием процесса Сотворения мира. Написано: «Вначале сотворил Всевышний небо и землю» (Берешит, гл. 1, ст. 1).

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 1) объясняется, что мир создан ради Торы, которая названа «решит» — начало

В Танахе читаем: «Начало пути Его» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 8, ст. 22).

Но и Израиль в Танахе тоже назван "решит" (начаток, первенец). Как сказано: «Начаток плодов Его» (книга пророка Йермиягу, гл. 2, ст. 3).

Нашу фразу, — пишет в своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), нужно понимать так:  «Ради Торы и Израиля, которые называются «началом», Всевышний сотворил небо и землю».

Чтобы понять значимость и величие Торы и Израиля, рассмотрим несколько соображений.

Если торговец открывает магазин, и каждый день вкладывает десять золотых в товары — значит, он ожидает, что его ежедневная прибыль превысит эту сумму.

Когда промышленник запускает завод, день эксплуатации которого обходится ему в тысячу золотых, мы понимаем, что он надеется заработать значительно больше.

Теперь взгляните на этот дворец. Его великолепное убранство обошлось царю в несколько миллионов золотом. В нем — царский трон и царская корона. Их невозможно представить в хлеву или сарае. Поэтому сколь бы ни были велики затраты на вместилище атрибутов царской власти — они будут оправданны. Ведь они пропорциональны росту славы, уважения к царю и почитания его.

Если мы разобрались с магазином, заводом и дворцом — стало быть, самое время изучить мироздание, небо и землю, все, что их наполняет, материальное и духовное. И тогда мы сможем получить хоть какое-то понятие о Торе и Израиле, ради которых был создан мир.

Рассказывают, что Хафец Хаим (раби Исраэль-Меир hа-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века) каждое утро после произнесения утренних благословений изучал отрывок из Торы, в котором говорится о Сотворении мира.

В наших поколениях, — объяснял он причину заведенного им обычая, — наряду с глобальным потеплением, наблюдается духовное охлаждение. В душах людей поселились цинизм и безразличие. Поэтому очень важно укреплять веру в Творца. Когда изучают, как Всевышний создавал мир, в его колоссальном богатстве и бесконечном многообразии — происходит духовный прорыв и подъем на новый уровень. Туда, где цинизм, холодность и безразличие еще не укоренились.

 

на основе комментариев раби Исраэля-Меира hа-Коэна

(Хафец Хаим; один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века)

и рава Элиэзера-Менахема Шаха

(глава йешивы «Поневеж» в Бней Браке, один из еврейских духовных лидеров последней трети 20-го века)

 

 

 

 

4. Веселый придворный и грустный придворный

 

Написано в нашей недельной главе: «А земля была пустынна и заброшена, и тьма над бездною» (Берешит, гл. 1, ст. 2).

Учителя отмечают, что выражение «тьма над бездною» намекает на этот наш материальный мир, олицетворяющий тьму.

Далее говорится о мире Грядущем, который подобен свету — «И сказал Всевышний: Да будет свет!» (там же, ст. 3).

Чтобы лучше понять сказанное, расскажу такую историю.

Зимней порой, когда дни коротки, а ночи — сплошная кромешная тьма, большая группа людей сбилась с дороги и оказалась в ночи посреди леса.

Всю ночь они проплутали в темноте, тщетно пытаясь выбраться из леса. И лишь когда взошло солнце, один из них неподалеку от леса увидел проезжий тракт, недавно проложенный по приказу царя. Вскоре все благополучно добрались до цели своего путешествия.

Как же мы умудрились блуждать всю ночь в лесу? — удивлялись путники. — Ведь большая проезжая дорога была совсем рядом. А мы ее не замечали...

По правде сказать, они и не могли ночью в лесу разглядеть дорогу, потому что было так темно, что никто не видел, что творится у него перед носом. Но стоило взойти солнцу — и дорога сразу же была найдена.

«Тьма над бездною» — эти слова олицетворяют наш мир, в котором большинство людей служит разным пустым и глупым идеям, выдуманным другими людьми. Когда люди не способны разглядеть Славу Всевышнего, находящуюся буквально в метре от них.

Но в будущем (хочется надеяться, в недалеком) — Свет окончательной геулы (избавления) озарит каждый уголок. И знание о существовании Творца наполнит землю.

Тогда Слава Всевышнего откроется людям, и они познают Истину. А познав — провозгласят: «Дом Яакова, давайте пойдем в Свете Всевышнего» (Танах, книга пророка Йешаягу, гл. 2, ст. 5). То есть, используя знания и духовный опыт, что мы получили сейчас — мы пойдем по верному пути.

Учителя в Мидраше Ялкут Шимони обращают внимание на то, что Всевышний начал Створение мира с Небес. Как сказано: «Вначале сотворил Всевышний небо» (Берешит, гл. 1, ст. 1). Но затем, почему-то углубился в дела земные — «А земля была пустынна и заброшена, и тьма над бездною».

Как это объяснить?

Это, полагаю, станет понятнее, когда вы прочтете притчу.

У царя было двое придворных. Один заведовал кухней и тем, что с ней связано. Другой — занимался всеми остальными вопросами.

У первого придворного была привилегия столоваться вместе с царем. Второй — кормился на вольных хлебах, получая жалованье.

Через какое-то время царь заметил, что первый придворный пребывает в прекрасном расположении духа, а у второго — глаза на мокром месте.

— Почему ты не весел? — спросил у него царь.

— Мой коллега регулярно обедает с Вашим Величеством. Он постоянно общается с Вами, имеет возможность видеть Ваше лицо. Я же обеспечиваю бесперебойное функционирование всех дворцовых служб, но лик царя от меня сокрыт. Так как же мне не печалиться?..

Итак, Всевышний создал небо и землю — двух верных придворных. В Танахе об этом сказано: «Одна Моя рука основала землю, другая — распростерла небеса. Я воззову к ним, и предстанут вместе» (книга пророка Йешаягу, гл. 48, ст. 13).

Небеса веселы и поют — «Небеса рассказывают о славе Творца» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 19, ст. 2). А земля льет слезы.

Небеса, олицетворяющие духовные миры и все духовные сущности, что их наполняют, наслаждаются сиянием Шехины (Присутствие Всевышнего). Поэтому они — в «приподнятом настроении».

В материальном мире, находящемся на земле, Творец пока сокрыт. Вот, земле и — не поется.

— В будущем и на твоей улице будет праздник, — успокоил ее Творец. — Ведь недаром сказано: «Всевышний – Царь! Радоваться будет земля» (Теилим, гл. 97, ст. 1).

Скорее бы наступило это время...

 

на основе комментариев раби Исраэля-Меира hа-Коэна

(Хафец Хаим; один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века)

 

  

5. Утро и вечер — одновременно

 

Первый день Сотворения завершается словами: «И был вечер, и было утро — день один» (Берешит, гл. 1, ст. 5).

В Талмуде (трактат Недарим, лист 8) Учителя приоткрывают для нас принцип действия системы поощрений и наказаний Всевышнего в Будущем мире.

В Грядущем мире не будет Геинома (в условном переводе — ад). Всевышний, образно говоря — «вынет солнце из чехла». И — накажет злодеев. Они погорят.

Праведников это обнаженное солнце — исцелит, избавит их от всех хворей.

Об этом в Танахе возвещает пророк — «И засияет вам, боящиеся Имени Моего, солнце спасения, и исцеление — в крыльях его» (книга пророка Малахи, гл. 3, ст. 20).

Предупреждает он, кстати, и об участи злодеев — «Вот приходит день тот, пылающий, как печь. И станут все надменные и все творящие преступления, как солома, и спалит их день грядущий тот» (там же, ст. 19).

Таким образом, в будущем Всевышний продемонстрирует, как одним выстрелом можно «поразить сразу двух зайцев». Одно и то же действие для одних явится наказанием и карающим мечом, другим — станет лекарством, несущем исцеление.

Интересно, что и об этом сказано в Танахе — «Настало утро, но оно же — и ночь» (книга пророка Йешаягу, гл. 21, ст. 12).

То есть, в одно и то же время праведникам будет улыбаться утро, а злодеи увидят мрак ночи.

Намек на это содержится в нашей фразе — «И будет вечер, и будет утро — день один».

Настанет день, когда одновременно для одних будет утро, а для других — вечер. И можно только пожелать, чтобы мы оказались не в «ночном клубе», но — на «утреннике».

К этому добавлю, что вечер символизирует тьму галута (изгнания), в которой таятся беды и испытания. А утро — символ Света геулы.

Таким образом, фразой «И был вечер, и было утро — день один» Всевышний объясняет, что сыны Израиля могут изменить вечер на — утро.

Столь кардинальное изменение может произойти благодаря единству («день один»). Единству, которое воцарится в еврейском народе.

«Благословен Ты, Всевышний, Владыка Вселенной, — говорим мы в утренней молитве, — создающий свет и творящий тьму, устанавливающий мир и творящий все».

Когда есть мир — есть все. Мир между людьми, по своей ценности в глазах Творца — равен всему остальному. Поэтому мир в состоянии перевесить все прочие факторы, включая негативные…

 

на основе комментариев рава Яакова Хаима Софера

(автор книги «Ягель Яаков», Багдад – Иерусалим, 1870-1939 гг.)

и рава Зеэва Вольфа Ландо из Стрикова

(Польша, 1807-1891 гг.)

 

Автор текста Мордехай Вейц

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «Берешит»

 

Место в Торе: Первая книга Торы — Берешит, от начала и до гл. 6, ст. 8.

 

Почему она так называется?

Первая фраза Торы начинается со слов: «Вначале сотворил Всевышний...» (дана в принятом, но не совсем точном переводе).

Вначале на иврите - берешит.

 

Обсуждение главы Берешит

 

1. Воспринимать себя так, будто ты — в самом начале

 

Не успели мы завершить чтение и изучение Торы, как уже снова оказались в самом ее начале. И снова читаем Берешит — «вначале» (Берешит, гл. 1, ст. 1).

И сколько раз мы ни читали бы и ни перечитывали, сколько ни учили бы и ни повторяли — все равно возвращаемся к Берешит. И в этом содержится важный посыл.

Написано в Танахе: «Откройте мне ворота справедливости» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 118, ст. 19).

Что хотел сказать этой фразой царь Давид, какую идею выразить?

А вот какую.

Праведники, сколько добра они ни делали бы, на какую бы духовную высоту ни поднялись — воспринимают себя новичками, которые, даже в ворота еще не вошли. И все еще переминаются с ноги на ногу, стоя у входа.

Царь Давид, достигший своим служением удивительной близости с Творцом, просит открыть ворота, как будто бы он все еще — в самом начале пути. Как будто бы — только собирается приступить к служению.

И ответ не заставляет себя ждать: «Это (в оригинале — зе) ворота Всевышнего, праведники войдут в них» (Теилим, гл. 118, ст. 19).

Под местоимением «зе» подразумевается скромность. Именно благодаря ей праведники обеспечивают себе духовный рост. Скромность — это и есть врата, через которые можно войти к Творцу. Человек, не обладающий скромностью — не может быть праведным.

Скромность праведника мы находим у первого в мире еврея, Авраама. О нем сказано, что на третий день после обрезания «он сидел (на иврите — йошев) у входа в шатер» (Берешит, гл. 18, ст. 1).

Слово йошев в этом фрагменте имеет неполное написание — в нем отсутствует буква «вав». И это — неспроста.

Авраам на всю округу славился своей гостеприимностью. О его незабываемом приеме гостей ходили легенды. Мало кто в исполнении заповеди о гостеприимстве мог сравниться с Авраамом. Тем не менее, в собственных глазах он был только — «сидящим у входа». Да и само по себе то, что он «сидел» там, с его точки зрения — было ущербным. На что и намекает отсутствие буквы вав в слова йошев.

Тора заканчивается словами — «И при всем страхе великом, что совершил Моше…»  (Дварим, гл. 34, ст. 12). И тут же мы возвращаемся к Берешит.

То есть, несмотря на все то, что Моше совершил — внутри у него было ощущение, будто бы он только в начале пути.

В наше время люди, поистине достигшие высот в познании Торы, люди, которые по-настоящему, всем сердцем служат Всевышнему — тоже ощущают себя так, будто бы они «сидят у входа в шатер». То есть — начинающими, новичками.

И если они видят себя так — как же в этом смысле должны воспринимать себя мы?

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

2. Печать Всевышнего на Торе

 

Тора (и в широком и в узком понимании) начинается фразой — «Вначале сотворил Всевышний… (Берешит, гл. 1, ст. 1).

Последние буквы этих трех слов (в оригинале) образуют слово «эмет», что в переводе означает — «истина». На это дает намек фраза из Теилим (Псалмы царя Давида. гл. 119, ст. 160): «Начало слов Твоих — Истина».

Уже в самом начале Торы (на первых трех словах) стоит печать Всевышнего — «Истина».

Но и это еще не все.

Десять заповедей, Десять Речений, произнесенные Всевышним во время дарования Торы на горе Синай, составляющие квинтэссенцию Письменной Торы, начинаются (в оригинале) с буквы «алеф». Мишна (это уже — Устная Тора) начинается с буквы «мем». А Гемара, которая вместе с Мишной составляет Талмуд — квинтэссенцию Устной Торы, начинается с «тав».

Эти буквы складываются в слово «эмет».

Таким образом, высказывание «Начало слов Твоих — Истина» — относится ко всей Торе, включая Тору Устную.

Интересно, что Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) свой комментарий на Пятикнижие — тоже запечатал словом «истина». Этот его комментарий начинается с буквы «алеф», завершается буквой «тав», а в середине — слово, начинающееся с буквы «мем». Вместе получается — «эмет».

Если мы всмотримся в огласовки первой фразы Торы — увидим, что в ней представлены все виды огласовок, кроме «шурука» (обозначающего звук «у»). Потому из букв этой огласовки состоит и слово «шекер» — «ложь».

Эту огласовку (шурук) не встретишь и в именах наших праотцов и праматерей. По той же причине — все они связаны только с правдой, и нет у них никакого отношения ко лжи.

В Талмуде (трактат Шаббат, лист 55) сказано, что эмет — личная печать Всевышнего. Поэтому не удивительно, что Он отметил ею начало и конец творения.

О начале мы уже здесь говорили. А в конце значится — «которую творил Всевышний, чтобы делать» (Берешит, гл. 2, ст. 3).

Из последних букв этих слов (в оригинале), складывается слово «эмет».

Но, что это означает — печать Всевышнего?

Если мы будем рассматривать печать — едва ли нам удастся прочесть, что на ней написано. Ведь слова на ней вырезаны в зеркальном отображении, так что нетренированный глаз ее не прочтет. Но когда ее ставят на документ, она читается четко и ясно.

Похожим свойством обладает и Истина Всевышнего.

Человек из плоти и крови — не всегда в состоянии разглядеть в происходящем Замысел Творца. Часто ускользают от него и причинно-следственные связи между событиями. Далеко не каждому дано увидеть руку Творца, разглядеть за течением жизни и мельканием судеб механизм Его управления, Его власть. Но стоит углубиться в изучение «документов», на которых стоит печать Всевышнего — и все встает на свои места. Хаотичный, казалось, набор событий — выстраивается в выверенную систему Управления миром.

Мир устроен так, что Истина Всевышнего — не бросается в глаза. Поэтому, слово «эмет», олицетворяющее печать, часто отображается последними буквами и не всегда в прямом порядке.

 

на основе комментария раби Исраэля-Меира hа-Коэна

(Хафец Хаим; один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века)

 

 

 

3. Мироздание свидетельствует о значимости Торы и Израиля

 

Тора начинается описанием процесса Сотворения мира. Написано: «Вначале сотворил Всевышний небо и землю» (Берешит, гл. 1, ст. 1).

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 1) объясняется, что мир создан ради Торы, которая названа «решит» — начало

В Танахе читаем: «Начало пути Его» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 8, ст. 22).

Но и Израиль в Танахе тоже назван "решит" (начаток, первенец). Как сказано: «Начаток плодов Его» (книга пророка Йермиягу, гл. 2, ст. 3).

Нашу фразу, — пишет в своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), нужно понимать так:  «Ради Торы и Израиля, которые называются «началом», Всевышний сотворил небо и землю».

Чтобы понять значимость и величие Торы и Израиля, рассмотрим несколько соображений.

Если торговец открывает магазин, и каждый день вкладывает десять золотых в товары — значит, он ожидает, что его ежедневная прибыль превысит эту сумму.

Когда промышленник запускает завод, день эксплуатации которого обходится ему в тысячу золотых, мы понимаем, что он надеется заработать значительно больше.

Теперь взгляните на этот дворец. Его великолепное убранство обошлось царю в несколько миллионов золотом. В нем — царский трон и царская корона. Их невозможно представить в хлеву или сарае. Поэтому сколь бы ни были велики затраты на вместилище атрибутов царской власти — они будут оправданны. Ведь они пропорциональны росту славы, уважения к царю и почитания его.

Если мы разобрались с магазином, заводом и дворцом — стало быть, самое время изучить мироздание, небо и землю, все, что их наполняет, материальное и духовное. И тогда мы сможем получить хоть какое-то понятие о Торе и Израиле, ради которых был создан мир.

Рассказывают, что Хафец Хаим (раби Исраэль-Меир hа-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века) каждое утро после произнесения утренних благословений изучал отрывок из Торы, в котором говорится о Сотворении мира.

В наших поколениях, — объяснял он причину заведенного им обычая, — наряду с глобальным потеплением, наблюдается духовное охлаждение. В душах людей поселились цинизм и безразличие. Поэтому очень важно укреплять веру в Творца. Когда изучают, как Всевышний создавал мир, в его колоссальном богатстве и бесконечном многообразии — происходит духовный прорыв и подъем на новый уровень. Туда, где цинизм, холодность и безразличие еще не укоренились.

 

на основе комментариев раби Исраэля-Меира hа-Коэна

(Хафец Хаим; один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века)

и рава Элиэзера-Менахема Шаха

(глава йешивы «Поневеж» в Бней Браке, один из еврейских духовных лидеров последней трети 20-го века)

 

 

 

 

4. Веселый придворный и грустный придворный

 

Написано в нашей недельной главе: «А земля была пустынна и заброшена, и тьма над бездною» (Берешит, гл. 1, ст. 2).

Учителя отмечают, что выражение «тьма над бездною» намекает на этот наш материальный мир, олицетворяющий тьму.

Далее говорится о мире Грядущем, который подобен свету — «И сказал Всевышний: Да будет свет!» (там же, ст. 3).

Чтобы лучше понять сказанное, расскажу такую историю.

Зимней порой, когда дни коротки, а ночи — сплошная кромешная тьма, большая группа людей сбилась с дороги и оказалась в ночи посреди леса.

Всю ночь они проплутали в темноте, тщетно пытаясь выбраться из леса. И лишь когда взошло солнце, один из них неподалеку от леса увидел проезжий тракт, недавно проложенный по приказу царя. Вскоре все благополучно добрались до цели своего путешествия.

Как же мы умудрились блуждать всю ночь в лесу? — удивлялись путники. — Ведь большая проезжая дорога была совсем рядом. А мы ее не замечали...

По правде сказать, они и не могли ночью в лесу разглядеть дорогу, потому что было так темно, что никто не видел, что творится у него перед носом. Но стоило взойти солнцу — и дорога сразу же была найдена.

«Тьма над бездною» — эти слова олицетворяют наш мир, в котором большинство людей служит разным пустым и глупым идеям, выдуманным другими людьми. Когда люди не способны разглядеть Славу Всевышнего, находящуюся буквально в метре от них.

Но в будущем (хочется надеяться, в недалеком) — Свет окончательной геулы (избавления) озарит каждый уголок. И знание о существовании Творца наполнит землю.

Тогда Слава Всевышнего откроется людям, и они познают Истину. А познав — провозгласят: «Дом Яакова, давайте пойдем в Свете Всевышнего» (Танах, книга пророка Йешаягу, гл. 2, ст. 5). То есть, используя знания и духовный опыт, что мы получили сейчас — мы пойдем по верному пути.

Учителя в Мидраше Ялкут Шимони обращают внимание на то, что Всевышний начал Створение мира с Небес. Как сказано: «Вначале сотворил Всевышний небо» (Берешит, гл. 1, ст. 1). Но затем, почему-то углубился в дела земные — «А земля была пустынна и заброшена, и тьма над бездною».

Как это объяснить?

Это, полагаю, станет понятнее, когда вы прочтете притчу.

У царя было двое придворных. Один заведовал кухней и тем, что с ней связано. Другой — занимался всеми остальными вопросами.

У первого придворного была привилегия столоваться вместе с царем. Второй — кормился на вольных хлебах, получая жалованье.

Через какое-то время царь заметил, что первый придворный пребывает в прекрасном расположении духа, а у второго — глаза на мокром месте.

— Почему ты не весел? — спросил у него царь.

— Мой коллега регулярно обедает с Вашим Величеством. Он постоянно общается с Вами, имеет возможность видеть Ваше лицо. Я же обеспечиваю бесперебойное функционирование всех дворцовых служб, но лик царя от меня сокрыт. Так как же мне не печалиться?..

Итак, Всевышний создал небо и землю — двух верных придворных. В Танахе об этом сказано: «Одна Моя рука основала землю, другая — распростерла небеса. Я воззову к ним, и предстанут вместе» (книга пророка Йешаягу, гл. 48, ст. 13).

Небеса веселы и поют — «Небеса рассказывают о славе Творца» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 19, ст. 2). А земля льет слезы.

Небеса, олицетворяющие духовные миры и все духовные сущности, что их наполняют, наслаждаются сиянием Шехины (Присутствие Всевышнего). Поэтому они — в «приподнятом настроении».

В материальном мире, находящемся на земле, Творец пока сокрыт. Вот, земле и — не поется.

— В будущем и на твоей улице будет праздник, — успокоил ее Творец. — Ведь недаром сказано: «Всевышний – Царь! Радоваться будет земля» (Теилим, гл. 97, ст. 1).

Скорее бы наступило это время...

 

на основе комментариев раби Исраэля-Меира hа-Коэна

(Хафец Хаим; один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века)

 

  

5. Утро и вечер — одновременно

 

Первый день Сотворения завершается словами: «И был вечер, и было утро — день один» (Берешит, гл. 1, ст. 5).

В Талмуде (трактат Недарим, лист 8) Учителя приоткрывают для нас принцип действия системы поощрений и наказаний Всевышнего в Будущем мире.

В Грядущем мире не будет Геинома (в условном переводе — ад). Всевышний, образно говоря — «вынет солнце из чехла». И — накажет злодеев. Они погорят.

Праведников это обнаженное солнце — исцелит, избавит их от всех хворей.

Об этом в Танахе возвещает пророк — «И засияет вам, боящиеся Имени Моего, солнце спасения, и исцеление — в крыльях его» (книга пророка Малахи, гл. 3, ст. 20).

Предупреждает он, кстати, и об участи злодеев — «Вот приходит день тот, пылающий, как печь. И станут все надменные и все творящие преступления, как солома, и спалит их день грядущий тот» (там же, ст. 19).

Таким образом, в будущем Всевышний продемонстрирует, как одним выстрелом можно «поразить сразу двух зайцев». Одно и то же действие для одних явится наказанием и карающим мечом, другим — станет лекарством, несущем исцеление.

Интересно, что и об этом сказано в Танахе — «Настало утро, но оно же — и ночь» (книга пророка Йешаягу, гл. 21, ст. 12).

То есть, в одно и то же время праведникам будет улыбаться утро, а злодеи увидят мрак ночи.

Намек на это содержится в нашей фразе — «И будет вечер, и будет утро — день один».

Настанет день, когда одновременно для одних будет утро, а для других — вечер. И можно только пожелать, чтобы мы оказались не в «ночном клубе», но — на «утреннике».

К этому добавлю, что вечер символизирует тьму галута (изгнания), в которой таятся беды и испытания. А утро — символ Света геулы.

Таким образом, фразой «И был вечер, и было утро — день один» Всевышний объясняет, что сыны Израиля могут изменить вечер на — утро.

Столь кардинальное изменение может произойти благодаря единству («день один»). Единству, которое воцарится в еврейском народе.

«Благословен Ты, Всевышний, Владыка Вселенной, — говорим мы в утренней молитве, — создающий свет и творящий тьму, устанавливающий мир и творящий все».

Когда есть мир — есть все. Мир между людьми, по своей ценности в глазах Творца — равен всему остальному. Поэтому мир в состоянии перевесить все прочие факторы, включая негативные…

 

на основе комментариев рава Яакова Хаима Софера

(автор книги «Ягель Яаков», Багдад – Иерусалим, 1870-1939 гг.)

и рава Зеэва Вольфа Ландо из Стрикова

(Польша, 1807-1891 гг.)

 

Автор текста Мордехай Вейц

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Нельзя ли внести поправки в жизнь современного еврея?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля