ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА «БАМИДБАР»

 

Место в Торе: Бамидбар, гл. 1, ст. 1 — гл. 4, ст. 20.

 

Почему она так называется?

В первой фразе сказано: “И Творец говорил с Моше в пустыне Синай…”.

В пустыне на иврите — бамидбар.

 

Обсуждение главы «Бамидбар»

 

1. На чьей стороне Всевышний

 

В нашей недельной главе говорится о подсчете евреев, который Всевышний велел произвести в Синайской пустыне. Об этом читаем: «Определите число всей общины сынов Израиля» (Бамидбар, гл. 1, ст. 2).

Всевышний исчислял их вновь и вновь, потому что они дороги Ему, — отмечает в своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век). — Исчислил их, когда они вышли из Египта (см. Шемот, гл. 12, ст. 37), вновь пересчитал их после прегрешения с золотым тельцом, чтобы знать, сколько осталось в живых (см. комментарий Раши к Шемот, гл. 30, ст. 16). Затем — когда вознамерился дать Шехине (Шехина — Присутствие Всевышнего в материальном мире) пребывать над ними, то есть, когда повелел им возвести Мишкан (Переносной Храм). В первый день месяца Нисан был возведен Мишкан, а в первый день Ияра Он исчислил их.

Мы видим, что от дарования Торы и далее, Всевышний постоянно пересчитывает еврейский народ, выражая этим Свою любовь и особое отношение к нему.

Подавляющее большинство недельных глав Торы посвящены пребыванию сынов Израиля в пустыне. Это — период в 40 лет, что несравнимо мало, по отношению ко всей предшествующей истории. Да и из этих четырех десятилетий освещены лишь первые и последние годы.

Для сравнения отмечу, что одна глава Берешит, охватывает эпоху примерно в 1.400 лет, включая Сотворение мира. Следующая глава, Ноах, ведет повествование от 500-летия Ноаха и до рождения Авраама, что составляет порядка 400 лет.

То есть, в двух главах описаны почти 2 тысячи лет.

С рождения Авраама темп повествования — резко снижается. Перестают «мелькать» события, имена и годы. От начала недельной главы Лех Леха и до события, которое именуется в нашей традиции «акедат Ицхак» (приношения Ицхака) проходит только около сотни лет. И еще где-то сотня — до окончания всей книги Берешит. Вся эта книга отражает события периода примерно в 2.200 лет.

Откроем книгу Шемот.

Когда Яаков с сыновьями спустился в Египет, Йосефу было 39 лет. Книгу Берешит завершает сообщение о его уходе в мир иной в возрасте 110-ти.

Недельная глава Шемот начинается событиями, которые произошли 71 год спустя после прибытия семьи Яакова в Египет. И завершается — годом Исхода из египетского рабства, 140 лет спустя. Все остальные недельные главы книги Шемот описывают произошедшее в течение следующего года. И завершается книга возведением Мишкана, спустя год после Исхода из Египта.

Вся книга Ваикра «умещается» в один месяц. Потому что Бамидбар начинается датой, которая описана так: «В первый день второго месяца, во втором году после Исхода из Египта». То есть — месяц спустя после сооружения Мишкана.

События, описанные В книге Бамидбар описываются события, которые происходили на протяжении 38-ми лет. Причем, значительная часть этого периода практически — не освещена. В фокус повествования попадают лишь считанные годы.

В завершающей Хумаш (Письменную Тору) книге Дварим рассказывается о последних 5-ти неделях жизни Моше.

Все, что предшествовало рождению прародителя еврейского народа, Тора упаковала в две главы, потому что происхождение народов мира нам — не так важно и интересно. Но приближаясь к рождению избранного народа — повествование снижает скорость, становится более плавным. Ибо речь идет речь о самых важных вещах. Важных — для Всевышнего.

Эта хорошо заметная разница в подходе к описанию жизни сынов Израиля и всех остальных народов — недвусмысленно дает понять, кем интересуется Творец, кто Ему дорог, к кому Он испытывает приязнь и на чьей Он стороне.

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

2. Тора в огне, воде и в пустыне

 

Наша недельная глава начинается словами: «И говорил Всевышний с Моше в пустыне Синай» (Бамидбар, гл. 1, ст. 1).

В Мидраше Ялкут Шимони, в комментарии на эту фразу говорится, что дарование Торы связано с тремя стихиями, что Тора дана в огне, в воде и в пустыне. В противостоянии этим стихиям люди демонстрировали силу духа и героизм.

Авраам не побоялся во Имя Всевышнего — шагнуть в огненную печь. И огонь не причинил ему вреда.

Нахшон бен Аминадав первым вошел в море, показав пример остальным евреям. И воды моря расступились перед сынами Израиля.

Моше 40 лет шел во главе народа по безводной, безжизненной пустыне. Но и в этих условиях евреи старались соблюдать Тору, выполнять ее заповеди и служить Всевышнему.

Деяния отцов — пример для потомков. И действительно, во всех поколениях мы встречаем евреев, которым даже нечеловеческие условия не помешали соблюдать Тору. Храбрые одиночки и целые общины, не задумываясь — отдавали жизнь за Творца, ради освящения Его великого Имени.

Три упомянутые стихии связаны не только с испытаниями, сопутствующими или сопряженными с изучением Торы. Иными словами, они могут быть не только помехами для учебы и соблюдения, но — и помощью. Ведь все три непосредственно связаны с дарованием Торы.

Об огне сказано: «А гора Синай дымилась вся оттого, что сошел на нее Всевышний в огне» (Шемот, гл. 19, ст. 18).

О воде говорится: «Творец, когда выходил Ты от Сеира, когда шествовал Ты с поля Эдомского, земля тряслась, и небо капало, и облака сочились водою» (Танах, Шофтим — Книга Судей, гл.5, ст. 4).

Ну, а о пустыне, мы уже прочли в нашей главе — «В пустыне Синай».

Недаром эти три ипостаси упоминаются в контексте дарования Торы. Если их использовать в учебе — они способствуют ее постижению.

Поясню, как именно.

Огонь.

Учеба спорится, когда ты учишься с огоньком, с воодушевлением.

Нигде не сказано, что Тора была дана на пресной лепешке. Добавь в учебу кайенского перца, добавь пряный задор. Пользы от такой учебы будет несравнимо больше.

Вода.

Тора подобна воде. Одно из свойств воды — течь не снизу вверх, но — сверху вниз. Поэтому, если хочешь наполниться Торой — не задирай нос слишком высоко, будь скромнее. Только тогда у Торы появиться возможность течь к тебе и попадать в твой внутренний мир.

Пустыня.

Хочешь преуспеть в изучении Торы?

Не взращивай в себе чуждые верования, чуждые теории, философии. Будь как пустыня — пуст от всего лишнего, наносного. Жадно впитывай в себя каждую каплю живительных слов Торы.

Тора дана в огне, в воде и в пустыне. Она — неотделима от них. Чтобы органично соединиться с ней — нужно помнить об этих ее свойствах.

 

на основе комментария рава Меира Шапиро из Люблина

(основатель и глава йешивы «Хохмей Люблин», создатель программы ежедневного изучения Талмуда «Даф йоми»; Польша, первая половина 20-го века)

 

 

3. Сделать себя бесхозным, как пустыня

 

Написано в начале нашей недельной главы: «И говорил Всевышний с Моше в пустыне Синай» (Бамидбар, гл. 1, ст. 1).

Здесь неспроста упомянута пустыня Синай, — отмечают Учителя в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Бамидбар, гл. 1). — Ведь тот, кто не делает себя hефкером, подобно пустыне, не сможет приобрести мудрость и Тору.

Выражение «сделать себя hефкером» означает — «стать бесхозным», «обесценить себя».

Попробуем понять, какой смысл в него вкладывают Учителя.

В благословении «Любовью великой…», которое произносят перед чтением молитвы Шма, мы просим о помощи Свыше в изучении Торы — «ради отцов наших, которые полагались на Тебя, и которых Ты научил законам, указывающим, как жить, исполняя Волю Твою. Пожалей нас и научи нас!». Затем мы выражаем надежду, что — «не придется нам стыдится, и не опозоримся во веки веков, потому что мы полагались на великое и грозное Имя Твое».

Мы видим, что успех в учебе тесно связан с понятием «битахон». То есть — с уверенностью во Всевышнем и упованием на Него.

Сделать из себя hефкера, значит — соответствовать каждому из четырех требований:

1) учиться у каждого человека и обучать любого, кто изъявит желание учиться;

2) не злиться, чтобы ни случилось — воспринимать происходящее благожелательно;

3) быть готовым к тому, чтобы обучать бесплатно;

4) полностью обесценить себя и свои нужды перед Торой.

Очевидно, что без упования на Всевышнего — невозможно утвердиться ни на одной из этих позиций.

Человек будет стесняться учить Тору у того, кто достиг более низкого уровня, или у того, кто младше по возрасту. Единственное, что может его заставить — это вера, что Творец заповедал учиться, неважно у кого.

Если он будет обучать всех подряд — о нем скажут, что он проповедует пустое. Единственное, что его может убедить продолжить — это осознание, что Тора — Истина. И знания, содержащиеся в ней он должен распространять, во что бы то ни стало. Без упования на Всевышнего это невозможно.

Обучать Торе бесплатно может только тот, кто хорошо знает, насколько важна учеба.

Представим такую ситуацию. Человек целый день ломал голову над сложным отрывком. И наконец — осилил его. Вдруг к нему подходит соученик и просит разъяснить ему этот фрагмент. Сам он потратил на то, чтобы разобраться, целый день, а этот счастливчик пришел на готовенькое и может все узнать за десять минут.

Стоит ли его обучать? Или пусть лучше сам посидит над книгами?

Чтобы сделать правильный выбор, например, в пользу безвозмездного обучения — нужно иметь серьезную уверенность (битахон), что именно этого ожидает от тебя Всевышний.

Теперь мы понимаем, что, чем сильнее у человека битахон, чем сильнее и крепче его уверенность в Творце — тем с меньшим пиететом он относится к собственной персоне. И это означает, что между ним и Торой — меньше препятствий.

 

на основе комментария рава Хаима Дова Альтовского

(глава йешивы «Тора Ор», автор книги «Хидушей Батра»; США – Израиль, 1927-2012 гг.)      

 

 

4. За большинством — только если есть сомнения

 

В нашей недельной главе читаем, что Всевышний велит Моше провести перепись населения. Как написано: «Определите число всей общины сынов Израиля» (Бамидбар, гл. 1, ст. 2).

В Мидраше Танхума (на книгу Бамидбар, гл. 6) Учителя цитируют фрагмент из Шир hа-Ширим («Песнь Песней», гл. 7, ст. 3): «Живот твой — скирда пшеницы». И объясняют, что народ Израиля сравнивается здесь с пшеницей.

Пшеница — ценный продукт. Поэтому ее урожай, перед тем как сложить в хранилище — тщательно подсчитывают. И снова пересчитывают, когда достают из хранилища, чтобы отвезти на продажу.

Так и евреи. Всевышний дорожит ими. Поэтому Он повелел постоянно их пересчитывать.

Остальные народы мира уподоблены соломе и сену, которые никто особо не подсчитывает. Это о них в Танахе написано: «Да будут они, как мякина на ветру» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 35, ст. 5). Ведь от них нет пользы Всевышнему. Как сказано: «Все народы пред Ним, меньше ничтожества и пустоты значат они для Него» (Танах, книга пророка «Йешаяhу, гл. 40, ст. 17).

Сыны Израиля для Творца — наслаждение и услада. Они обращаются к Нему с молитвами, каждый день и каждый час превозносят и благословляют Его великое Имя. Поэтому Он их постоянно и пересчитывает, как рачительный хозяин урожай пшеницы.

Попытаемся понять смысл этого Мидраша.

Еврей может, припомнив правило, что нужно следовать за большинством — рассуждать так: большинство людей в мире живут по принципам и традициям, отличающимся от еврейских — так, может, и мне стоит жить, как они?

Не смотри на них, — говорят ему Учителя, — они мякина! Кто их вообще считает? А ты пшеница, у которой каждый сноп учтен. Всевышний пересчитывает своих детей постоянно. А то, что принимают и передают по счету — тем не пренебрегают. Сосчитанное не списывают. И если некая сосчитанная вещь смешалась с другими, она не аннулируется, даже когда соотношение составляет один к тысячи.

Так кому из евреев могла прийти в голову мысль раствориться среди местного населения, перенять его традиции и обычаи, смешаться с ним?

Очевидно — не духовным лидерам, не праведникам, не тем, кто посвятил себя изучению Торы. Это, скорее всего — простые люди, пекущиеся только о заработке. Те, что любят набивать свои карманы и брюхо. Страсть к стяжательству, как правило, имеет своей целью наполнить живот. Поэтому Всевышний и упоминает именно живот. Как сказано: «Живот твой — скирда пшеницы".

Служители культа собственного живота еще даже не успели подумать о том, что, перенимая обычаи других народов, гораздо проще набивать брюхо, а Всевышний уже ответил им: ваш живот подобен скирдам пшеницы. Скирдам, которым ведут учет, их не спишешь и не сбросишь со счетов.

Но какая Всевышнему польза от этих любителей вкусно поесть?

Польза есть, если они читают Шма, благословляют имя Царя царей. И пока они это делают, Он не дает им пропасть — будет считать и пересчитывать их. Чтобы не растворились они в чужеродной среде.

Раби Йонатан Эйбшиц (великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века) с раннего детства славился умом и сообразительностью. Правитель страны, прослышав о талантливом ребенке, пригласил его к себе во дворец. Король велел нескольким слугам показывать мальчику неверное направление, если тот будет спрашивать их, куда идти.

Когда будущий раввин все же отыскал царские покои, правитель очень удивился:

— Как тебе удалось меня найти? — спросил он.

— Я спрашивал дорогу у твоих придворных.

— И они тебе ее показали?

— Некоторые показали правильно, другие — нет.

— Как же ты понял, куда тебе надо идти?

— По большинству. Я шел за большинством.

— Откуда же ты знаешь, что нужно идти за большинством?

— Так написано в Торе.

— Немцев больше чем евреев. Почему же ты не примешь нашу веру? Ведь в Торе написано, что надо идти за большинством.

— Когда есть вопрос или сомнение, тогда Тора велит следовать за большинством. Но в том, что касается веры — у нас нет ни малейших сомнений. Поэтому мы ее бережно храним и передаем от отца сыну.

 

на основе комментария рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века)

 

 

 

5. Откуда идея праздничных парадов

 

В нашей недельной главе говорится о подсчете сынов Израиля в пустыне Синай. И здесь мы читаем: «Определите численность всей общины сынов Израиля... всех мужского пола поголовно. От двадцатилетнего и старше, всех годных к службе в войске» (Бамидбар, гл. 1, ст. 2-3).

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Бамидбар, гл. 2) рассказывается, что Моше был весьма озабочен, когда Всевышний велел ему распределить еврейские колена по знаменам (у каждого знамени должны были стоять по три колена).

Моше опасался, что евреи из-за места у флага — перессорятся, и колена будут воевать друг с другом.

— Зря ты переживаешь, — успокоил его Всевышний. — Сыны Израиля уже и сами знают, где они должны стоять. Каждому известно его место. Когда Яаков умирал, он указал, где кому надо стоять вокруг его ложа. В том же порядке они будут стоять и вокруг Мишкана (Переносной Храм).

Но если евреи не спорили за место, приняв волю их отца Яакова — почему у Моше возникло опасение, что они могут оспаривать указания Моше, который лишь должен был передать повеление самого Всевышнего?

Дело в том, что во время Синайского Откровения, сыны Израиля увидели отряды малахим (множественное число от слова малах, в условном переводе — «ангел»), и каждый отряд был под своим знаменем. Так они познакомились с темой флагов.

Строй малахим под знаменами произвел на евреев сильное впечатление (не отсюда ли идея праздничных демонстраций и парадов?). И они захотели, чтобы и у них было что-то подобное.

Чем строй отличается от обычной толпы?

Тем, что в строю, у каждого — отведенное ему место.

Только человек может счесть, что у него должно быть другое место — более почетное, более подходящее, более соответствующее его духовному уровню.

Понятно, что к этому человека подталкивает йецер hа-ра (дурное начало).

Учителя, предвидя такое развитие событий, дали людям ряд дельных советов. Они собраны в Талмуде (трактат Берахот, лист 5). Там, в частности, говорится, что «нужно постоянно натравливать свое доброе начало на дурное. Преуспеет в этом — хорошо. Если же не сможет в этом преуспеть, то пусть помнит о дне смерти».

То есть напоминание об этом — самое проверенное средство в борьбе против йецер hа-ра

И действительно, в день смерти Яакова, его сыновья заняли отведенные им места, а дурное начало, даже не пикнуло.

 

на основе комментария рава Йосефа Закая

(Израиль, наше время)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «БАМИДБАР»

 

Место в Торе: Бамидбар, гл. 1, ст. 1 — гл. 4, ст. 20.

 

Почему она так называется?

В первой фразе сказано: “И Творец говорил с Моше в пустыне Синай…”.

В пустыне на иврите — бамидбар.

 

Обсуждение главы «Бамидбар»

 

1. На чьей стороне Всевышний

 

В нашей недельной главе говорится о подсчете евреев, который Всевышний велел произвести в Синайской пустыне. Об этом читаем: «Определите число всей общины сынов Израиля» (Бамидбар, гл. 1, ст. 2).

Всевышний исчислял их вновь и вновь, потому что они дороги Ему, — отмечает в своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век). — Исчислил их, когда они вышли из Египта (см. Шемот, гл. 12, ст. 37), вновь пересчитал их после прегрешения с золотым тельцом, чтобы знать, сколько осталось в живых (см. комментарий Раши к Шемот, гл. 30, ст. 16). Затем — когда вознамерился дать Шехине (Шехина — Присутствие Всевышнего в материальном мире) пребывать над ними, то есть, когда повелел им возвести Мишкан (Переносной Храм). В первый день месяца Нисан был возведен Мишкан, а в первый день Ияра Он исчислил их.

Мы видим, что от дарования Торы и далее, Всевышний постоянно пересчитывает еврейский народ, выражая этим Свою любовь и особое отношение к нему.

Подавляющее большинство недельных глав Торы посвящены пребыванию сынов Израиля в пустыне. Это — период в 40 лет, что несравнимо мало, по отношению ко всей предшествующей истории. Да и из этих четырех десятилетий освещены лишь первые и последние годы.

Для сравнения отмечу, что одна глава Берешит, охватывает эпоху примерно в 1.400 лет, включая Сотворение мира. Следующая глава, Ноах, ведет повествование от 500-летия Ноаха и до рождения Авраама, что составляет порядка 400 лет.

То есть, в двух главах описаны почти 2 тысячи лет.

С рождения Авраама темп повествования — резко снижается. Перестают «мелькать» события, имена и годы. От начала недельной главы Лех Леха и до события, которое именуется в нашей традиции «акедат Ицхак» (приношения Ицхака) проходит только около сотни лет. И еще где-то сотня — до окончания всей книги Берешит. Вся эта книга отражает события периода примерно в 2.200 лет.

Откроем книгу Шемот.

Когда Яаков с сыновьями спустился в Египет, Йосефу было 39 лет. Книгу Берешит завершает сообщение о его уходе в мир иной в возрасте 110-ти.

Недельная глава Шемот начинается событиями, которые произошли 71 год спустя после прибытия семьи Яакова в Египет. И завершается — годом Исхода из египетского рабства, 140 лет спустя. Все остальные недельные главы книги Шемот описывают произошедшее в течение следующего года. И завершается книга возведением Мишкана, спустя год после Исхода из Египта.

Вся книга Ваикра «умещается» в один месяц. Потому что Бамидбар начинается датой, которая описана так: «В первый день второго месяца, во втором году после Исхода из Египта». То есть — месяц спустя после сооружения Мишкана.

События, описанные В книге Бамидбар описываются события, которые происходили на протяжении 38-ми лет. Причем, значительная часть этого периода практически — не освещена. В фокус повествования попадают лишь считанные годы.

В завершающей Хумаш (Письменную Тору) книге Дварим рассказывается о последних 5-ти неделях жизни Моше.

Все, что предшествовало рождению прародителя еврейского народа, Тора упаковала в две главы, потому что происхождение народов мира нам — не так важно и интересно. Но приближаясь к рождению избранного народа — повествование снижает скорость, становится более плавным. Ибо речь идет речь о самых важных вещах. Важных — для Всевышнего.

Эта хорошо заметная разница в подходе к описанию жизни сынов Израиля и всех остальных народов — недвусмысленно дает понять, кем интересуется Творец, кто Ему дорог, к кому Он испытывает приязнь и на чьей Он стороне.

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

2. Тора в огне, воде и в пустыне

 

Наша недельная глава начинается словами: «И говорил Всевышний с Моше в пустыне Синай» (Бамидбар, гл. 1, ст. 1).

В Мидраше Ялкут Шимони, в комментарии на эту фразу говорится, что дарование Торы связано с тремя стихиями, что Тора дана в огне, в воде и в пустыне. В противостоянии этим стихиям люди демонстрировали силу духа и героизм.

Авраам не побоялся во Имя Всевышнего — шагнуть в огненную печь. И огонь не причинил ему вреда.

Нахшон бен Аминадав первым вошел в море, показав пример остальным евреям. И воды моря расступились перед сынами Израиля.

Моше 40 лет шел во главе народа по безводной, безжизненной пустыне. Но и в этих условиях евреи старались соблюдать Тору, выполнять ее заповеди и служить Всевышнему.

Деяния отцов — пример для потомков. И действительно, во всех поколениях мы встречаем евреев, которым даже нечеловеческие условия не помешали соблюдать Тору. Храбрые одиночки и целые общины, не задумываясь — отдавали жизнь за Творца, ради освящения Его великого Имени.

Три упомянутые стихии связаны не только с испытаниями, сопутствующими или сопряженными с изучением Торы. Иными словами, они могут быть не только помехами для учебы и соблюдения, но — и помощью. Ведь все три непосредственно связаны с дарованием Торы.

Об огне сказано: «А гора Синай дымилась вся оттого, что сошел на нее Всевышний в огне» (Шемот, гл. 19, ст. 18).

О воде говорится: «Творец, когда выходил Ты от Сеира, когда шествовал Ты с поля Эдомского, земля тряслась, и небо капало, и облака сочились водою» (Танах, Шофтим — Книга Судей, гл.5, ст. 4).

Ну, а о пустыне, мы уже прочли в нашей главе — «В пустыне Синай».

Недаром эти три ипостаси упоминаются в контексте дарования Торы. Если их использовать в учебе — они способствуют ее постижению.

Поясню, как именно.

Огонь.

Учеба спорится, когда ты учишься с огоньком, с воодушевлением.

Нигде не сказано, что Тора была дана на пресной лепешке. Добавь в учебу кайенского перца, добавь пряный задор. Пользы от такой учебы будет несравнимо больше.

Вода.

Тора подобна воде. Одно из свойств воды — течь не снизу вверх, но — сверху вниз. Поэтому, если хочешь наполниться Торой — не задирай нос слишком высоко, будь скромнее. Только тогда у Торы появиться возможность течь к тебе и попадать в твой внутренний мир.

Пустыня.

Хочешь преуспеть в изучении Торы?

Не взращивай в себе чуждые верования, чуждые теории, философии. Будь как пустыня — пуст от всего лишнего, наносного. Жадно впитывай в себя каждую каплю живительных слов Торы.

Тора дана в огне, в воде и в пустыне. Она — неотделима от них. Чтобы органично соединиться с ней — нужно помнить об этих ее свойствах.

 

на основе комментария рава Меира Шапиро из Люблина

(основатель и глава йешивы «Хохмей Люблин», создатель программы ежедневного изучения Талмуда «Даф йоми»; Польша, первая половина 20-го века)

 

 

3. Сделать себя бесхозным, как пустыня

 

Написано в начале нашей недельной главы: «И говорил Всевышний с Моше в пустыне Синай» (Бамидбар, гл. 1, ст. 1).

Здесь неспроста упомянута пустыня Синай, — отмечают Учителя в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Бамидбар, гл. 1). — Ведь тот, кто не делает себя hефкером, подобно пустыне, не сможет приобрести мудрость и Тору.

Выражение «сделать себя hефкером» означает — «стать бесхозным», «обесценить себя».

Попробуем понять, какой смысл в него вкладывают Учителя.

В благословении «Любовью великой…», которое произносят перед чтением молитвы Шма, мы просим о помощи Свыше в изучении Торы — «ради отцов наших, которые полагались на Тебя, и которых Ты научил законам, указывающим, как жить, исполняя Волю Твою. Пожалей нас и научи нас!». Затем мы выражаем надежду, что — «не придется нам стыдится, и не опозоримся во веки веков, потому что мы полагались на великое и грозное Имя Твое».

Мы видим, что успех в учебе тесно связан с понятием «битахон». То есть — с уверенностью во Всевышнем и упованием на Него.

Сделать из себя hефкера, значит — соответствовать каждому из четырех требований:

1) учиться у каждого человека и обучать любого, кто изъявит желание учиться;

2) не злиться, чтобы ни случилось — воспринимать происходящее благожелательно;

3) быть готовым к тому, чтобы обучать бесплатно;

4) полностью обесценить себя и свои нужды перед Торой.

Очевидно, что без упования на Всевышнего — невозможно утвердиться ни на одной из этих позиций.

Человек будет стесняться учить Тору у того, кто достиг более низкого уровня, или у того, кто младше по возрасту. Единственное, что может его заставить — это вера, что Творец заповедал учиться, неважно у кого.

Если он будет обучать всех подряд — о нем скажут, что он проповедует пустое. Единственное, что его может убедить продолжить — это осознание, что Тора — Истина. И знания, содержащиеся в ней он должен распространять, во что бы то ни стало. Без упования на Всевышнего это невозможно.

Обучать Торе бесплатно может только тот, кто хорошо знает, насколько важна учеба.

Представим такую ситуацию. Человек целый день ломал голову над сложным отрывком. И наконец — осилил его. Вдруг к нему подходит соученик и просит разъяснить ему этот фрагмент. Сам он потратил на то, чтобы разобраться, целый день, а этот счастливчик пришел на готовенькое и может все узнать за десять минут.

Стоит ли его обучать? Или пусть лучше сам посидит над книгами?

Чтобы сделать правильный выбор, например, в пользу безвозмездного обучения — нужно иметь серьезную уверенность (битахон), что именно этого ожидает от тебя Всевышний.

Теперь мы понимаем, что, чем сильнее у человека битахон, чем сильнее и крепче его уверенность в Творце — тем с меньшим пиететом он относится к собственной персоне. И это означает, что между ним и Торой — меньше препятствий.

 

на основе комментария рава Хаима Дова Альтовского

(глава йешивы «Тора Ор», автор книги «Хидушей Батра»; США – Израиль, 1927-2012 гг.)      

 

 

4. За большинством — только если есть сомнения

 

В нашей недельной главе читаем, что Всевышний велит Моше провести перепись населения. Как написано: «Определите число всей общины сынов Израиля» (Бамидбар, гл. 1, ст. 2).

В Мидраше Танхума (на книгу Бамидбар, гл. 6) Учителя цитируют фрагмент из Шир hа-Ширим («Песнь Песней», гл. 7, ст. 3): «Живот твой — скирда пшеницы». И объясняют, что народ Израиля сравнивается здесь с пшеницей.

Пшеница — ценный продукт. Поэтому ее урожай, перед тем как сложить в хранилище — тщательно подсчитывают. И снова пересчитывают, когда достают из хранилища, чтобы отвезти на продажу.

Так и евреи. Всевышний дорожит ими. Поэтому Он повелел постоянно их пересчитывать.

Остальные народы мира уподоблены соломе и сену, которые никто особо не подсчитывает. Это о них в Танахе написано: «Да будут они, как мякина на ветру» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 35, ст. 5). Ведь от них нет пользы Всевышнему. Как сказано: «Все народы пред Ним, меньше ничтожества и пустоты значат они для Него» (Танах, книга пророка «Йешаяhу, гл. 40, ст. 17).

Сыны Израиля для Творца — наслаждение и услада. Они обращаются к Нему с молитвами, каждый день и каждый час превозносят и благословляют Его великое Имя. Поэтому Он их постоянно и пересчитывает, как рачительный хозяин урожай пшеницы.

Попытаемся понять смысл этого Мидраша.

Еврей может, припомнив правило, что нужно следовать за большинством — рассуждать так: большинство людей в мире живут по принципам и традициям, отличающимся от еврейских — так, может, и мне стоит жить, как они?

Не смотри на них, — говорят ему Учителя, — они мякина! Кто их вообще считает? А ты пшеница, у которой каждый сноп учтен. Всевышний пересчитывает своих детей постоянно. А то, что принимают и передают по счету — тем не пренебрегают. Сосчитанное не списывают. И если некая сосчитанная вещь смешалась с другими, она не аннулируется, даже когда соотношение составляет один к тысячи.

Так кому из евреев могла прийти в голову мысль раствориться среди местного населения, перенять его традиции и обычаи, смешаться с ним?

Очевидно — не духовным лидерам, не праведникам, не тем, кто посвятил себя изучению Торы. Это, скорее всего — простые люди, пекущиеся только о заработке. Те, что любят набивать свои карманы и брюхо. Страсть к стяжательству, как правило, имеет своей целью наполнить живот. Поэтому Всевышний и упоминает именно живот. Как сказано: «Живот твой — скирда пшеницы".

Служители культа собственного живота еще даже не успели подумать о том, что, перенимая обычаи других народов, гораздо проще набивать брюхо, а Всевышний уже ответил им: ваш живот подобен скирдам пшеницы. Скирдам, которым ведут учет, их не спишешь и не сбросишь со счетов.

Но какая Всевышнему польза от этих любителей вкусно поесть?

Польза есть, если они читают Шма, благословляют имя Царя царей. И пока они это делают, Он не дает им пропасть — будет считать и пересчитывать их. Чтобы не растворились они в чужеродной среде.

Раби Йонатан Эйбшиц (великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века) с раннего детства славился умом и сообразительностью. Правитель страны, прослышав о талантливом ребенке, пригласил его к себе во дворец. Король велел нескольким слугам показывать мальчику неверное направление, если тот будет спрашивать их, куда идти.

Когда будущий раввин все же отыскал царские покои, правитель очень удивился:

— Как тебе удалось меня найти? — спросил он.

— Я спрашивал дорогу у твоих придворных.

— И они тебе ее показали?

— Некоторые показали правильно, другие — нет.

— Как же ты понял, куда тебе надо идти?

— По большинству. Я шел за большинством.

— Откуда же ты знаешь, что нужно идти за большинством?

— Так написано в Торе.

— Немцев больше чем евреев. Почему же ты не примешь нашу веру? Ведь в Торе написано, что надо идти за большинством.

— Когда есть вопрос или сомнение, тогда Тора велит следовать за большинством. Но в том, что касается веры — у нас нет ни малейших сомнений. Поэтому мы ее бережно храним и передаем от отца сыну.

 

на основе комментария рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века)

 

 

 

5. Откуда идея праздничных парадов

 

В нашей недельной главе говорится о подсчете сынов Израиля в пустыне Синай. И здесь мы читаем: «Определите численность всей общины сынов Израиля... всех мужского пола поголовно. От двадцатилетнего и старше, всех годных к службе в войске» (Бамидбар, гл. 1, ст. 2-3).

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Бамидбар, гл. 2) рассказывается, что Моше был весьма озабочен, когда Всевышний велел ему распределить еврейские колена по знаменам (у каждого знамени должны были стоять по три колена).

Моше опасался, что евреи из-за места у флага — перессорятся, и колена будут воевать друг с другом.

— Зря ты переживаешь, — успокоил его Всевышний. — Сыны Израиля уже и сами знают, где они должны стоять. Каждому известно его место. Когда Яаков умирал, он указал, где кому надо стоять вокруг его ложа. В том же порядке они будут стоять и вокруг Мишкана (Переносной Храм).

Но если евреи не спорили за место, приняв волю их отца Яакова — почему у Моше возникло опасение, что они могут оспаривать указания Моше, который лишь должен был передать повеление самого Всевышнего?

Дело в том, что во время Синайского Откровения, сыны Израиля увидели отряды малахим (множественное число от слова малах, в условном переводе — «ангел»), и каждый отряд был под своим знаменем. Так они познакомились с темой флагов.

Строй малахим под знаменами произвел на евреев сильное впечатление (не отсюда ли идея праздничных демонстраций и парадов?). И они захотели, чтобы и у них было что-то подобное.

Чем строй отличается от обычной толпы?

Тем, что в строю, у каждого — отведенное ему место.

Только человек может счесть, что у него должно быть другое место — более почетное, более подходящее, более соответствующее его духовному уровню.

Понятно, что к этому человека подталкивает йецер hа-ра (дурное начало).

Учителя, предвидя такое развитие событий, дали людям ряд дельных советов. Они собраны в Талмуде (трактат Берахот, лист 5). Там, в частности, говорится, что «нужно постоянно натравливать свое доброе начало на дурное. Преуспеет в этом — хорошо. Если же не сможет в этом преуспеть, то пусть помнит о дне смерти».

То есть напоминание об этом — самое проверенное средство в борьбе против йецер hа-ра

И действительно, в день смерти Яакова, его сыновья заняли отведенные им места, а дурное начало, даже не пикнуло.

 

на основе комментария рава Йосефа Закая

(Израиль, наше время)

 

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Если совершишь что-то чужими руками — это все равно сделаешь ты?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля