ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА «БАЛАК»

 

Место в Торе: Бамидбар, гл. 22, ст. 2 — гл. 25, ст. 9.

 

Почему она так называется?

Название дано по имени, которое употреблено в первой фразе главы: «И увидел Балак, сын Ципора, все, что совершил Израиль с эмореями».

 

Обсуждение главы «Балак»

 

1. Билам проигрывает Моше

 

В нашей недельной главе речь идет о том, что Балак, царь Моава, собирается воевать с Израилем, и для этого ему важно заручиться поддержкой Билама (нееврейский пророк). По мнению Балака, Билам обладал «не конвенциональным оружием» — его проклятия могли наносить реальный вред.

Об этом читаем: «И ныне пойди же, прокляни мне этот народ, ведь он сильнее меня. Быть может, все же я смогу поразить его, и изгоню его из страны, ведь я знаю, кого ты благословишь, благословен, а кого проклянешь, проклят» (Бамидбар, гл. 22, ст. 6).

Мы видим, что военные навыки Билама заключались в искусном владении «обоюдоострым мечом». Одна сторона «меча» — благословение, другая — проклятие.

Беря Билама в союзники, Балак мог воспользоваться всем спектром его боевых способностей — благословить свою армию и проклясть неприятельскую. Или, к примеру — только благословить свою. Однако из текста нашей недельной главы следует, что сторона благословения Балака вообще не интересует. Все ставки он делает исключительно на проклятие.

Почему?

Если присмотреться внимательно — мы поймем, что Балак — «честный» антисемит. Он настолько ненавидит евреев, что ему гораздо важнее проклясть их, нежели обеспечить себе благополучие. И если сыны Израиля стремятся улучшить жизнь, нести в мир Свет и Добро — антисемиты готовы сами сойти в могилу, только бы суметь хоть немного подпортить кровь этим евреям. Добавить в мир тьму и зло — вот цель их жизни.

Это — если говорить в общих чертах. Но в данном, конкретном случае, который описывается в нашей недельной главе, была и еще одна причина.

С точки зрения объективных данных, моавитяне, жившие на своей земле, были значительно сильнее евреев, много лет находившихся в пустыне, на чужой, негостеприимной земле, истощающей и подрывающей их силы.

Но Балак знал, что Всевышний в своей огромной любви к сынам Израиля, вопреки всем законам природы, являя великие чудеса и знамения — спасал их из рук гораздо более сильных врагов. И тут, благословляй или не благословляй — Волю Всевышнего не отменишь. Поэтому надеяться можно только на проклятие. На то, что с его помощью Биламу удастся открыть или создать некий изъян в народе Израиля — чтобы Творец отвернулся от них. Вот тогда Балак с легкостью сможет их одолеть.

Балак предложил Биламу пристально всмотреться в образ жизни евреев, мирно расположившихся на стоянке, и своим дурным глазом (на иврите — аин hа-ра) нанести им духовный вред, создать некий порок внутри их здорового организма, запустить процесс развития злокачественной опухоли.

Однако праведный Моше мог помешать тлетворному влиянию злодея Билама. Его духовный уровень позволял свести на нет все зловещие замыслы. Задачей Билама было превзойти Моше в духовном состязании. Что он все время и пытался сделать.

Вначале его ждал полный провал. Он даже не смог сразу дать вразумительный ответ посланникам Балака. На их предложение незамедлительно отправиться с ними в путь, он ответил встречным предложением — подождать до утра. Ведь Всевышний являлся ему только по ночам (причем, неожиданно). Моше же незамедлительно получал от Всевышнего ответ. Когда к нему обратились люди, находившиеся в состоянии таме (духовная нечистота; подробнее о значении термина — см. на сайте, к примеру, в обзоре недельной главы  Тазриа, первый годовой цикл обсуждения), с вопросом по поводу пасхального приношения, он сказал им: «Остановитесь и послушаем, что вам посоветует Творец» (Бамидбар, гл. 9, ст. 10).

Иными словами, ответ был получен, что называется — на месте.

То же самое произошло и в ситуации с дочерями Цлафхада. Как сказано: «И представил Моше дело их перед Всевышним. И ответил Всевышний Моше» (Бамидбар, гл. 27, ст. 5-6).

Увидев, что у Билама нет такой связи с Творцом, как у Моше, часть посланников Балака просто ушли, поняв, что Моше ему не по зубам. Но другие, вместе с самим Балаком, все же сочли, что Биламу надо дать шанс. И Билам решил посоперничать с Моше в силе и уровне пророчества.

Все пророки, как известно, пророчествовали на уровне «ко» (в переводе с иврита — «так»; так сказал Всевышний). Моше же удостоился более высокого уровня, уровня «зе» («это»; это сказал Всевышний).

Билам попытался вскарабкаться на уровень Моше. Он говорит Балаку: «Возведи мне в этом (ба-зе) семь мизбеахов (в условном переводе — «жертвенников»), и приготовь мне в этом (ба-зе) семь быков и семь баранов» (Бамидбар, гл. 23, ст. 1).

Выражение «ба-зе» здесь — явно лишнее. Билам использует его, чтобы уподобиться Моше.

Понятно, что дело не ограничивалось простым произнесением. За этим стояли духовные процессы.

Но Всевышний, так сказать, лишь «посмеялся» над потугами Билама. И того ждал полный провал. Вместо того, чтобы проклясть он — благословил. И не добравшись до уровня «зе», Билам свалился на уровень «ко». И в тексте Торы об этом написано: «И сказал он Балаку: Побудь тут (ко), возле своего приношения, А я направлюсь туда (ко) навстречу Творцу. И встретился (как бы случайно) Всевышний Биламу, и вложил Свое речение ему в уста, и сказал: Вернись к Балаку и говори так (ко)…» (Бамидбар, гл. 23, ст. 15-16).

Таким образом, и здесь Билама ожидало полное фиаско.

Здесь мы получаем важный урок.

Еврея никто не может столкнуть с правильного пути в грязь, пока он сам этого не захочет. Но разве евреи такие дураки, чтобы добровольно лезть в болото?

Смотря под каким соусом это подать. И Билам научил Балака, как приготовить действенный соус. Но это уже — другая история...

 

на основе комментариев рава Моше Штернбуха

(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)

и раби Исраэля Альтера

(Ребе гурских хасидов, автор серии книг под общим названием «Бейт Исраэль»;

Польша – Израиль, середина 20-го века)

 

 

2. Уши мертвой ослицы

 

К Биламу пришли посланники Балака. И мы об этом читаем: «И пошли старейшины Моава и старейшины Мидьяна, с магическими амулетами в руках, и пришли они к Биламу, и говорили ему речи Балака» (Бамидбар, гл. 22, ст. 7).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что у старейшин Мидьяна было предзнаменование. Они усвоили, что в случае, «если Билам пойдет с нами сразу — в этом будет какая-то польза; если же отошлет ни с чем — на него нельзя рассчитывать».

Поэтому, когда он сказал им «проведите здесь эту ночь», они решив, что на него не стоит надеяться, ушли. И в Мидраше Танхума об этом написано: «И остались старейшины Моава у Билама, а старейшины Мидьяна ушли».

Чтобы народы мира не завидовали сынам Израиля, Всевышний им тоже дает пророков. Однако, если сравнивать их с Моше — они могли превосходить его в силе пророчества. И по другим своим качествам — могли быть ему равными или уступали.

Старейшины Мидьяна решили испытать Билама, чтобы выяснить, на каком он уровне, и есть ли у него шансы противостоять Моше.

Если бы на их предложение пойти и проклясть евреев, Билам сразу ответил бы согласием — это означало бы, что ему не требуется на то предварительное согласие Всевышнего, и что он превосходит Моше.

Возможно, он скажет: «Подождите немного, передохните с дороги, а я заручусь поддержкой Творца». Это будет означать, что Билам равен Моше, и в противостоянии от него немного пользы. Ведь, что бы он ни сказал, как бы ни проклял — Моше благословит и тем самым обезвредит слова Билама.

Но Билам заявил посланцам Балака: «Переночуйте здесь, и я отвечу вам, согласно слову Всевышнего» (Бамидбар, гл. 22, ст. 8).

Выходит, что Творец общается с Биламом только по ночам. К такому выводу пришли старейшины Мидьяна. К Моше же Он обращается в любое время. Получается, Билам — не дотягивает до Моше. Стало быть,от него не будет прока.

Так решили старейшины Мидьяна. Повернулись и ушли. А старейшины Моава остались до утра.

Возникает вопрос: чем вызвана столь разная реакция старейшин? Почему одни ушли, а другие остались?

Когда во главе с Моше сыны Израиля расположились лагерем возле границ Моава, обеспокоенные моавитяне отправили делегацию в Мидьян, чтобы выяснить, в чем сила Моше. Они знали, что Моше там женился и жил там.

«Сила его — в устах», — ответили им.

Тогда моавитяне решили заручиться поддержкой Билама, поскольку им было известно, что чернее уст не сыскать.

«Будут уста против уст, — решили моавитяне. — Посмотрим, чья возьмет».

Моавитяне не учли некой детали, о которой знали мидьянитяне — сила Моше была в устах, благодаря его необычайной скромности. Скромность невероятно увеличивала силу Моше.

Когда старейшины Мидьяна убедились, что Билам не только уступает Моше, но еще и высокомерен (то есть проигрывает Моше по двум позициям) они не стали ждать ни минуты.

А старейшины Моава, не имея альтернативы — решили все же сделать ставку на Билама.

Вскоре Всевышний преподал им и самому Биламу урок, наглядно демонстрирующий всю тщетность упования только на силу уст.

Они узнали, что речи  Моше — Милость Небес. Поэтому и подрядили Билама, который тоже выражает Милость Небес. Надеясь, что Билам одолеет Моше и еврейский народ.

Однако Всевышний дал им вдобавок — говорящую ослицу, у которой тоже — сила в устах. Говорит она не хуже Билама, а видит — намного лучше. Может, и ее подрядить?

Впрочем, она уже околела.

Хотите извести сынов Израиля? Вот вам уши от мертвой ослицы!

 

на основе комментария рава Цви-Гирша Фарбера

(раввин одной из лондонских общин, автор книги «Керем hа-Цви»; Литва – Англия, 1879-1966 гг.)

 

 

3. Руки колдунов и уста Билама

 

К Биламу приходит делегация старейшин. Как написано: «И пошли старейшины Моава и старейшины Мидьяна с магическими амулетами в руках... И он сказал им: Переночуйте здесь, и я отвечу вам, как мне скажет Всевышний» (Бамидбар, гл. 22, ст. 7-8).

Следует отметить, старейшины Мидьян держали в руках магические амулеты. Зачем, спрашивается? Ведь по плану царя Балака проклинать сынов Израиля должны были не они, но — колдун Билам. Старейшинам было поручено только позвать Билама и сопроводить его к Балаку.

Зачем им для этого понадобились амулеты? Или они собрались призывать Билама с помощью колдовства, как призывают духа или демона?

Дело в том, что Билам очень заботился о своем имидже, что при его ремесле — вовсе не удивительно. Поэтому к Биламу нельзя было попасть просто так, с улицы. У него был страж, который никого не пускал внутрь, не заручившись согласием хозяина. А хозяин, для пущей важности, обычно — велел час-другой обождать. А иногда и вовсе говорил: «Приходите завтра!».

Так вот, старейшины, наслышанные об обычаях дома Билама, захватили с собой склянки с приворотным зельем, кувшины с джинами и молодильные яблоки. Чтобы показать Биламу, что к нему пришли не очередные лохи, которым можно запудрить мозги и повесить лапшу на уши, но — коллеги, товарищи по цеху, с которыми нет резона важничать. Ведь они, как говорится — «и сами с усами» (с крысиным глазом, берцовой костью ехидны и прочими магическими амулетами).

Захватив с собой колдовскую атрибутику, старейшины рассчитывали, что благодаря этому, им удастся избежать биламовского эпатажа, и они смогут нормально провести деловые переговоры.

Поэтому, когда Билам, не среагировав на лапу черной кошки и свежевыдранный клык шакала, предложил подождать до следующего утра — некоторые старейшины отправились восвояси, гордо сжимая свои не возымевшие действия амулеты.

В Торе, кстати сказать, не случайно говорится, что колдовские атрибуты старейшины держали в руках, не повесив их, скажем, на шею и, не прикрепив к поясу. Этим они отдавали должное Биламу. Мол, наше искусство колдовства — в руках, твоя же сила — в устах. А это — совсем другой уровень.

Поэтому не все старейшины ушли, кто-то из них все же задержался у Билама и остался на ночлег.

Рассказывают, что во времена Виленского Гаона (раби Элиягу из города Вильно, Литва, 18-й век; назван Гаоном — почетнейший титул — за исключительные знания всех разделов Торы и праведность) некий человек, приблизившись к центральной синагоге, стал демонстрировать разные чудеса и предсказывать будущее. Вокруг него быстро выросла толпа любопытствующих.

О нем тут же сообщили раби Элиягу. Тот даже не удивился, а только велел проверить: есть ли у провидца, что-нибудь в руках.

Посланцы Гаона выяснили, что чудотворец во время своих сеансов сжимает в руке некий предмет.

— Что бы это ни было, отберите это у него, — распорядился раби Элиягу.

Без амулета человек оказался абсолютно беспомощным, и чудеса тут же прекратились. Толпа любопытных поредела...

 

на основе комментариев раби Йосефа Хаима

(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен Иш Хай; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – первая половина 20-го)

 и Виленского Гаона

(раби Элиягу из города Вильно, Литва, 18-й век; назван Гаоном — почетнейший титул — за исключительные знания всех разделов Торы и праведность)

 

4. Кто сопровождает человека на его пути

 

По ночам Всевышний являет Себя Биламу и общается с ним. Об этом читаем: «И пришел Творец к Биламу ночью и спросил его: Кто эти люди у тебя?.. Если звать тебя пришли люди, встань, иди с ними» (Бамидбар, гл. 22, ст. 9, 20).

Это ночное общение Билама с Творцом вызывает вопросы.

Сначала Всевышний справляется у Билама о его посетителях (хотя и сам прекрасно знает, кто они такие). Затем Он отвечает отказом на просьбу Билама дать ему лицензию на проклятие еврейского народа. И даже близко к евреям его не подпускает. Но потом — все же разрешает пойти с посланцами Балака. Хотя проклятие — все еще под запретом.

Как понять это маневрирование?

Ведь Всевышнему изначально прекрасно ясны и план Балака и устремления Билама. Так почему он вначале удерживает его, а затем отпускает к Балаку?

В Талмуде (трактат Макот, лист 10) Учителя приводят очень важное правило: по какому пути человек хочет идти — туда его и сопровождают.

Это — один из принципов Управления миром, установленный Всевышним.

Исходя из этого, мы можем ответить на вопрос: почему Творец, в конце концов, все-таки разрешил Биламу пойти вместе со старейшинами Моава. Очевидно, Он увидел, что Билам очень этого хочет.

По какому пути человек хочет идти — туда его и ведут.

Но ведь Билам был сразу готов принять предложение старейшин и отправиться с ними к царю Моава. Почему же вначале Всевышний ему отказал?

Открою небольшой секрет. О прегрешениях, о недостойных поступках и т.п. — мечтают многие люди. Почему же далеко не все реализуют свои мечты на практике? Почему их не ведут по этой скользкой дороге?

Всевышний сопровождает лишь тех, кто сам начал на практике реализовывать свои планы, в том числе — и дурные. А мечтателям-теоретикам Он редко потакает.

Пока Билам лишь лелеял мечту о том, чтобы присоединиться к Балаку и открыть духовный фронт против сынов Израиля, Всевышний ответил ему: «Не ходи с ними! Не кляни народ, ибо благословен он» (Бамидбар, гл. 22, ст. 12).

Но когда Билам начал хитрить, намекать, что не пойдет именно с этими посланниками, но с другими, более высокопоставленными и почтенными — может, и пойдет (см. комментарий Раши к ст. 13). И тут же сработало правило: желающему оскверниться — предоставляют такую возможность. Обо всем этом говорится и в комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) к нашей недельной главе.

Билам, естественно, сразу же ухватился за этот шанс. И мы здесь читаем: «И поднялся Билам утром, и оседлал свою ослицу, и пошел с князьями Моава» (Бамидбар, гл. 22, ст. 21).

Всмотримся с большим вниманием в высказывание Учителей — «По какой дороге человек хочет идти, по той его и ведут».

Итак, кто сопровождает человека по выбранному им пути?

Всевышний.

Тогда почему сказано — «сопровождают» или «ведут» (то есть глагол употреблен в этом выражении во множественном числе)?

Каждая конструктивная (или деструктивная) мысль человека, каждое его слово, каждый поступок — рождают соответствующего малаха (малах в условном переводе — «ангел»). Созданные человеком (его мыслями, его разговорами, его делами) малахим (мн. ч. от слова малах) и сопровождают его по той дороге, которую он выберет: к добру или к злу. Поэтому и говорится — «сопровождают» или «ведут». Ведь малахим — много.

Получается, что, стоит человеку только погрузиться в размышления — тем самым тут же создает малаха, некую духовную сущность. И она ведет его в том направлении, куда устремлены его мысли

Допустим, одному малаху тяжело сдвинуть своего создателя с места. Но если тот подумает еще раз — их будет уже двое. И вскоре к ним присоединяться малахим, рожденные действиями и поступками.

Если бы у нас было духовное зрение, нашему взору открылась бы такая картина: орава гогочущих уродцев тащит ничего не понимающего человека к его гибели. Его тащат, а он даже не упирается. Наоборот, ему кажется, что это он сам такой ловкий и успешный.

По какой дороге человек хочет идти — по той его и волокут.

 

на основе комментария Магарши

(комментатор Талмуда, Польша, 16-й век)

 

 

5. В чем состоял совет Билама

 

Билам пытается превысить полномочия, данные ему Всевышним. Он не просто идет к Балаку в сопровождении царских посланников, чтобы возвестить ему и его знати слова Создателя. Он идет не как нейтральный советник. Но — как соучастник, подельник. Он идет проклинать.

Но Всевышний держит под контролем ситуацию и уста Билама. Поэтому Билам сначала, вместо проклятия, невольно дает благословения сынам Израиля, а затем делает предсказания.

О завершении совместной деятельности Билама и Балака в Торе написано: «И встал Билам, и пошел, и возвратился к себе, и Балак тоже пошел своим путем» (Бамидбар, гл. 24, ст. 25).

Привлекает внимание выражение «и встал Билам». Что оно означает? Ведь не со стула же он поднялся.

Дело в том, что в этой фразе намеком содержится квинтэссенция всей истории Билама с момента, когда к нему пришли посланцы Балака.

Творец желает Биламу добра и дает ему возможность одуматься, мягко направляя на правильный путь. Но тот продолжает гнуть свою линию.

«И поднялся Билам» — в духовном смысле. Это произошло, когда он благословлял евреев. Тогда Билам, можно сказать, вытащил счастливый билет. Только воспользоваться им он так и не сумел.  Поэтому сказано: «и пошел, и вернулся к себе» — к себе прежнему, на то место, с которого его за уши поднял Творец, вернулся, не удержавшись на духовной высоте.

В чем это проявилось?

В совете, который напоследок, перед расставанием, Билам дал Балаку. То, что Билам дал такой совет, мы увидим, читая следующую недельную главу Торы о Пинхасе.

Здесь же, в нашей недельной главе, он содержится намеком.

Сказано: «и Балак тоже пошел по своему пути». Это «тоже» — объединяет Балака с Биламом и с его советом. Балак последовал совету Билама — «пошел своим путем». То есть — реализовал совет Билама на практике.

И тут же об этом читаем: «И обосновался Израиль в Шитиме, и стал народ распутничать с дочерьми Моава» (Бамидбар, гл. 25, ст. 1).

Так в чем конкретно состоял совет Билама? Попытаться соблазнить молодых евреев? Пустить в ход «женский спецназ»?

Это было бы слишком грубо и примитивно. Для такого совета не нужно обладать способностями Билама. Его в состоянии дать любой подлец средней руки. Да и не соблазнились бы получившие на Синае Тору евреи банальным развратом.

Чтобы понять, что же там произошло на самом деле, прочтем еще одну фразу — «И приглашали они народ на приношения своих богов, и ел народ, и поклонялся их идолам» (Бамидбар, гл. 25, ст. 2).

Неужели все так просто? Сыны Израиля, которые во имя Торы шли на костры инквизиции, вдруг стали поклоняться идолам, стоило лишь помахать перед их носами сервелатом?

Что-то здесь не то.

Дело в том, что выражение «приношения своих богов» можно понять и как — «принесение своих богов» — отказ от них в пользу единобожия. То есть, моавитянки выразили желание отказаться от идолопоклонства, продемонстрировали готовность пожертвовать своими богами, уничтожить их. Они обратились к евреям с просьбой обучить их Торе и провести им гиюр. Те, конечно же, с радостью откликнулись.

Потом, когда евреи уже вошли с моавитянками в контакт (как сказано: «и ел народ» — в духовном плане «есть» означает совершать активные действия) — они попали в поле притяжения их богов («и поклонялся народ их идолам»).

Они оступились, и уже не смогли вернуться назад, потому что они все делали по собственному почину, а за этими богами стояли мощнейшие духовные силы. Они попали в их поле притяжения и завязли в этой паутине.

Откуда видно, что Билам дал именно такой совет?

Чтобы ответить на этот вопрос — обратимся к пророчеству Билама. Чем оно заканчивается?

Он увидел Амалека и сказал, что он — первый из народов, но конец его — гибель. Затем он увидел Кейни, народ Итро (Бамидбар, гл. 24, ст. 20-21).

Билам увидел Амалека, врага еврейского народа. И тут же — Кейни, друга еврейского народа.  И он посоветовал Балаку на этом сыграть.

Кейни, народ Итро, то есть — мидьяне. Мидьяне для евреев — свои. У них хорошая репутация. Итро, тесть Моше проводил в их среде работу, и часть народа ушла к нему. Почему бы и остальному народу не потянуться туда же, осознав, что евреи действительно правы?

Поначалу они не последовали мудрому совету Итро. А теперь — одумались и хотят исправить положение.

Почему наказаны были именно мидьянки?

Потому что они проявили коварство, в отличие от моавитянок, которые как бы честно защищались.

Мидьянки сыграли на расположении к Итро, на том, что он занимался гиюрами, и сделали вид, что хотят совершить гиюр.

По сути, они были не против евреев, но — против Всевышнего. Ибо это был выпад против Творца.

Почему столь строгое наказание полагается за одалживание в рост — строже, чем за грабеж? Потому что грабеж — прямое действие, а одалживание в рост — паразитирование на осуществлении хеседа (милосердия). 

Существует заповедь, позволяющая одалживать. И в мире всегда есть в этом необходимость. Но кто-то хочет получить с этого выгоду.

По сути, это — осквернение Имени Всевышнего.

То же самое и здесь. Поэтому мидьянок и наказали. За коварство...

 

на основе комментария раби Нахмана из Брацлава

(один из крупнейших Учителей хасидизма, Украина, вторая половина 18-го – начало 19-го вв.) 

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «БАЛАК»

 

Место в Торе: Бамидбар, гл. 22, ст. 2 — гл. 25, ст. 9.

 

Почему она так называется?

Название дано по имени, которое употреблено в первой фразе главы: «И увидел Балак, сын Ципора, все, что совершил Израиль с эмореями».

 

Обсуждение главы «Балак»

 

1. Билам проигрывает Моше

 

В нашей недельной главе речь идет о том, что Балак, царь Моава, собирается воевать с Израилем, и для этого ему важно заручиться поддержкой Билама (нееврейский пророк). По мнению Балака, Билам обладал «не конвенциональным оружием» — его проклятия могли наносить реальный вред.

Об этом читаем: «И ныне пойди же, прокляни мне этот народ, ведь он сильнее меня. Быть может, все же я смогу поразить его, и изгоню его из страны, ведь я знаю, кого ты благословишь, благословен, а кого проклянешь, проклят» (Бамидбар, гл. 22, ст. 6).

Мы видим, что военные навыки Билама заключались в искусном владении «обоюдоострым мечом». Одна сторона «меча» — благословение, другая — проклятие.

Беря Билама в союзники, Балак мог воспользоваться всем спектром его боевых способностей — благословить свою армию и проклясть неприятельскую. Или, к примеру — только благословить свою. Однако из текста нашей недельной главы следует, что сторона благословения Балака вообще не интересует. Все ставки он делает исключительно на проклятие.

Почему?

Если присмотреться внимательно — мы поймем, что Балак — «честный» антисемит. Он настолько ненавидит евреев, что ему гораздо важнее проклясть их, нежели обеспечить себе благополучие. И если сыны Израиля стремятся улучшить жизнь, нести в мир Свет и Добро — антисемиты готовы сами сойти в могилу, только бы суметь хоть немного подпортить кровь этим евреям. Добавить в мир тьму и зло — вот цель их жизни.

Это — если говорить в общих чертах. Но в данном, конкретном случае, который описывается в нашей недельной главе, была и еще одна причина.

С точки зрения объективных данных, моавитяне, жившие на своей земле, были значительно сильнее евреев, много лет находившихся в пустыне, на чужой, негостеприимной земле, истощающей и подрывающей их силы.

Но Балак знал, что Всевышний в своей огромной любви к сынам Израиля, вопреки всем законам природы, являя великие чудеса и знамения — спасал их из рук гораздо более сильных врагов. И тут, благословляй или не благословляй — Волю Всевышнего не отменишь. Поэтому надеяться можно только на проклятие. На то, что с его помощью Биламу удастся открыть или создать некий изъян в народе Израиля — чтобы Творец отвернулся от них. Вот тогда Балак с легкостью сможет их одолеть.

Балак предложил Биламу пристально всмотреться в образ жизни евреев, мирно расположившихся на стоянке, и своим дурным глазом (на иврите — аин hа-ра) нанести им духовный вред, создать некий порок внутри их здорового организма, запустить процесс развития злокачественной опухоли.

Однако праведный Моше мог помешать тлетворному влиянию злодея Билама. Его духовный уровень позволял свести на нет все зловещие замыслы. Задачей Билама было превзойти Моше в духовном состязании. Что он все время и пытался сделать.

Вначале его ждал полный провал. Он даже не смог сразу дать вразумительный ответ посланникам Балака. На их предложение незамедлительно отправиться с ними в путь, он ответил встречным предложением — подождать до утра. Ведь Всевышний являлся ему только по ночам (причем, неожиданно). Моше же незамедлительно получал от Всевышнего ответ. Когда к нему обратились люди, находившиеся в состоянии таме (духовная нечистота; подробнее о значении термина — см. на сайте, к примеру, в обзоре недельной главы  Тазриа, первый годовой цикл обсуждения), с вопросом по поводу пасхального приношения, он сказал им: «Остановитесь и послушаем, что вам посоветует Творец» (Бамидбар, гл. 9, ст. 10).

Иными словами, ответ был получен, что называется — на месте.

То же самое произошло и в ситуации с дочерями Цлафхада. Как сказано: «И представил Моше дело их перед Всевышним. И ответил Всевышний Моше» (Бамидбар, гл. 27, ст. 5-6).

Увидев, что у Билама нет такой связи с Творцом, как у Моше, часть посланников Балака просто ушли, поняв, что Моше ему не по зубам. Но другие, вместе с самим Балаком, все же сочли, что Биламу надо дать шанс. И Билам решил посоперничать с Моше в силе и уровне пророчества.

Все пророки, как известно, пророчествовали на уровне «ко» (в переводе с иврита — «так»; так сказал Всевышний). Моше же удостоился более высокого уровня, уровня «зе» («это»; это сказал Всевышний).

Билам попытался вскарабкаться на уровень Моше. Он говорит Балаку: «Возведи мне в этом (ба-зе) семь мизбеахов (в условном переводе — «жертвенников»), и приготовь мне в этом (ба-зе) семь быков и семь баранов» (Бамидбар, гл. 23, ст. 1).

Выражение «ба-зе» здесь — явно лишнее. Билам использует его, чтобы уподобиться Моше.

Понятно, что дело не ограничивалось простым произнесением. За этим стояли духовные процессы.

Но Всевышний, так сказать, лишь «посмеялся» над потугами Билама. И того ждал полный провал. Вместо того, чтобы проклясть он — благословил. И не добравшись до уровня «зе», Билам свалился на уровень «ко». И в тексте Торы об этом написано: «И сказал он Балаку: Побудь тут (ко), возле своего приношения, А я направлюсь туда (ко) навстречу Творцу. И встретился (как бы случайно) Всевышний Биламу, и вложил Свое речение ему в уста, и сказал: Вернись к Балаку и говори так (ко)…» (Бамидбар, гл. 23, ст. 15-16).

Таким образом, и здесь Билама ожидало полное фиаско.

Здесь мы получаем важный урок.

Еврея никто не может столкнуть с правильного пути в грязь, пока он сам этого не захочет. Но разве евреи такие дураки, чтобы добровольно лезть в болото?

Смотря под каким соусом это подать. И Билам научил Балака, как приготовить действенный соус. Но это уже — другая история...

 

на основе комментариев рава Моше Штернбуха

(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)

и раби Исраэля Альтера

(Ребе гурских хасидов, автор серии книг под общим названием «Бейт Исраэль»;

Польша – Израиль, середина 20-го века)

 

 

2. Уши мертвой ослицы

 

К Биламу пришли посланники Балака. И мы об этом читаем: «И пошли старейшины Моава и старейшины Мидьяна, с магическими амулетами в руках, и пришли они к Биламу, и говорили ему речи Балака» (Бамидбар, гл. 22, ст. 7).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что у старейшин Мидьяна было предзнаменование. Они усвоили, что в случае, «если Билам пойдет с нами сразу — в этом будет какая-то польза; если же отошлет ни с чем — на него нельзя рассчитывать».

Поэтому, когда он сказал им «проведите здесь эту ночь», они решив, что на него не стоит надеяться, ушли. И в Мидраше Танхума об этом написано: «И остались старейшины Моава у Билама, а старейшины Мидьяна ушли».

Чтобы народы мира не завидовали сынам Израиля, Всевышний им тоже дает пророков. Однако, если сравнивать их с Моше — они могли превосходить его в силе пророчества. И по другим своим качествам — могли быть ему равными или уступали.

Старейшины Мидьяна решили испытать Билама, чтобы выяснить, на каком он уровне, и есть ли у него шансы противостоять Моше.

Если бы на их предложение пойти и проклясть евреев, Билам сразу ответил бы согласием — это означало бы, что ему не требуется на то предварительное согласие Всевышнего, и что он превосходит Моше.

Возможно, он скажет: «Подождите немного, передохните с дороги, а я заручусь поддержкой Творца». Это будет означать, что Билам равен Моше, и в противостоянии от него немного пользы. Ведь, что бы он ни сказал, как бы ни проклял — Моше благословит и тем самым обезвредит слова Билама.

Но Билам заявил посланцам Балака: «Переночуйте здесь, и я отвечу вам, согласно слову Всевышнего» (Бамидбар, гл. 22, ст. 8).

Выходит, что Творец общается с Биламом только по ночам. К такому выводу пришли старейшины Мидьяна. К Моше же Он обращается в любое время. Получается, Билам — не дотягивает до Моше. Стало быть,от него не будет прока.

Так решили старейшины Мидьяна. Повернулись и ушли. А старейшины Моава остались до утра.

Возникает вопрос: чем вызвана столь разная реакция старейшин? Почему одни ушли, а другие остались?

Когда во главе с Моше сыны Израиля расположились лагерем возле границ Моава, обеспокоенные моавитяне отправили делегацию в Мидьян, чтобы выяснить, в чем сила Моше. Они знали, что Моше там женился и жил там.

«Сила его — в устах», — ответили им.

Тогда моавитяне решили заручиться поддержкой Билама, поскольку им было известно, что чернее уст не сыскать.

«Будут уста против уст, — решили моавитяне. — Посмотрим, чья возьмет».

Моавитяне не учли некой детали, о которой знали мидьянитяне — сила Моше была в устах, благодаря его необычайной скромности. Скромность невероятно увеличивала силу Моше.

Когда старейшины Мидьяна убедились, что Билам не только уступает Моше, но еще и высокомерен (то есть проигрывает Моше по двум позициям) они не стали ждать ни минуты.

А старейшины Моава, не имея альтернативы — решили все же сделать ставку на Билама.

Вскоре Всевышний преподал им и самому Биламу урок, наглядно демонстрирующий всю тщетность упования только на силу уст.

Они узнали, что речи  Моше — Милость Небес. Поэтому и подрядили Билама, который тоже выражает Милость Небес. Надеясь, что Билам одолеет Моше и еврейский народ.

Однако Всевышний дал им вдобавок — говорящую ослицу, у которой тоже — сила в устах. Говорит она не хуже Билама, а видит — намного лучше. Может, и ее подрядить?

Впрочем, она уже околела.

Хотите извести сынов Израиля? Вот вам уши от мертвой ослицы!

 

на основе комментария рава Цви-Гирша Фарбера

(раввин одной из лондонских общин, автор книги «Керем hа-Цви»; Литва – Англия, 1879-1966 гг.)

 

 

3. Руки колдунов и уста Билама

 

К Биламу приходит делегация старейшин. Как написано: «И пошли старейшины Моава и старейшины Мидьяна с магическими амулетами в руках... И он сказал им: Переночуйте здесь, и я отвечу вам, как мне скажет Всевышний» (Бамидбар, гл. 22, ст. 7-8).

Следует отметить, старейшины Мидьян держали в руках магические амулеты. Зачем, спрашивается? Ведь по плану царя Балака проклинать сынов Израиля должны были не они, но — колдун Билам. Старейшинам было поручено только позвать Билама и сопроводить его к Балаку.

Зачем им для этого понадобились амулеты? Или они собрались призывать Билама с помощью колдовства, как призывают духа или демона?

Дело в том, что Билам очень заботился о своем имидже, что при его ремесле — вовсе не удивительно. Поэтому к Биламу нельзя было попасть просто так, с улицы. У него был страж, который никого не пускал внутрь, не заручившись согласием хозяина. А хозяин, для пущей важности, обычно — велел час-другой обождать. А иногда и вовсе говорил: «Приходите завтра!».

Так вот, старейшины, наслышанные об обычаях дома Билама, захватили с собой склянки с приворотным зельем, кувшины с джинами и молодильные яблоки. Чтобы показать Биламу, что к нему пришли не очередные лохи, которым можно запудрить мозги и повесить лапшу на уши, но — коллеги, товарищи по цеху, с которыми нет резона важничать. Ведь они, как говорится — «и сами с усами» (с крысиным глазом, берцовой костью ехидны и прочими магическими амулетами).

Захватив с собой колдовскую атрибутику, старейшины рассчитывали, что благодаря этому, им удастся избежать биламовского эпатажа, и они смогут нормально провести деловые переговоры.

Поэтому, когда Билам, не среагировав на лапу черной кошки и свежевыдранный клык шакала, предложил подождать до следующего утра — некоторые старейшины отправились восвояси, гордо сжимая свои не возымевшие действия амулеты.

В Торе, кстати сказать, не случайно говорится, что колдовские атрибуты старейшины держали в руках, не повесив их, скажем, на шею и, не прикрепив к поясу. Этим они отдавали должное Биламу. Мол, наше искусство колдовства — в руках, твоя же сила — в устах. А это — совсем другой уровень.

Поэтому не все старейшины ушли, кто-то из них все же задержался у Билама и остался на ночлег.

Рассказывают, что во времена Виленского Гаона (раби Элиягу из города Вильно, Литва, 18-й век; назван Гаоном — почетнейший титул — за исключительные знания всех разделов Торы и праведность) некий человек, приблизившись к центральной синагоге, стал демонстрировать разные чудеса и предсказывать будущее. Вокруг него быстро выросла толпа любопытствующих.

О нем тут же сообщили раби Элиягу. Тот даже не удивился, а только велел проверить: есть ли у провидца, что-нибудь в руках.

Посланцы Гаона выяснили, что чудотворец во время своих сеансов сжимает в руке некий предмет.

— Что бы это ни было, отберите это у него, — распорядился раби Элиягу.

Без амулета человек оказался абсолютно беспомощным, и чудеса тут же прекратились. Толпа любопытных поредела...

 

на основе комментариев раби Йосефа Хаима

(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен Иш Хай; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – первая половина 20-го)

 и Виленского Гаона

(раби Элиягу из города Вильно, Литва, 18-й век; назван Гаоном — почетнейший титул — за исключительные знания всех разделов Торы и праведность)

 

4. Кто сопровождает человека на его пути

 

По ночам Всевышний являет Себя Биламу и общается с ним. Об этом читаем: «И пришел Творец к Биламу ночью и спросил его: Кто эти люди у тебя?.. Если звать тебя пришли люди, встань, иди с ними» (Бамидбар, гл. 22, ст. 9, 20).

Это ночное общение Билама с Творцом вызывает вопросы.

Сначала Всевышний справляется у Билама о его посетителях (хотя и сам прекрасно знает, кто они такие). Затем Он отвечает отказом на просьбу Билама дать ему лицензию на проклятие еврейского народа. И даже близко к евреям его не подпускает. Но потом — все же разрешает пойти с посланцами Балака. Хотя проклятие — все еще под запретом.

Как понять это маневрирование?

Ведь Всевышнему изначально прекрасно ясны и план Балака и устремления Билама. Так почему он вначале удерживает его, а затем отпускает к Балаку?

В Талмуде (трактат Макот, лист 10) Учителя приводят очень важное правило: по какому пути человек хочет идти — туда его и сопровождают.

Это — один из принципов Управления миром, установленный Всевышним.

Исходя из этого, мы можем ответить на вопрос: почему Творец, в конце концов, все-таки разрешил Биламу пойти вместе со старейшинами Моава. Очевидно, Он увидел, что Билам очень этого хочет.

По какому пути человек хочет идти — туда его и ведут.

Но ведь Билам был сразу готов принять предложение старейшин и отправиться с ними к царю Моава. Почему же вначале Всевышний ему отказал?

Открою небольшой секрет. О прегрешениях, о недостойных поступках и т.п. — мечтают многие люди. Почему же далеко не все реализуют свои мечты на практике? Почему их не ведут по этой скользкой дороге?

Всевышний сопровождает лишь тех, кто сам начал на практике реализовывать свои планы, в том числе — и дурные. А мечтателям-теоретикам Он редко потакает.

Пока Билам лишь лелеял мечту о том, чтобы присоединиться к Балаку и открыть духовный фронт против сынов Израиля, Всевышний ответил ему: «Не ходи с ними! Не кляни народ, ибо благословен он» (Бамидбар, гл. 22, ст. 12).

Но когда Билам начал хитрить, намекать, что не пойдет именно с этими посланниками, но с другими, более высокопоставленными и почтенными — может, и пойдет (см. комментарий Раши к ст. 13). И тут же сработало правило: желающему оскверниться — предоставляют такую возможность. Обо всем этом говорится и в комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) к нашей недельной главе.

Билам, естественно, сразу же ухватился за этот шанс. И мы здесь читаем: «И поднялся Билам утром, и оседлал свою ослицу, и пошел с князьями Моава» (Бамидбар, гл. 22, ст. 21).

Всмотримся с большим вниманием в высказывание Учителей — «По какой дороге человек хочет идти, по той его и ведут».

Итак, кто сопровождает человека по выбранному им пути?

Всевышний.

Тогда почему сказано — «сопровождают» или «ведут» (то есть глагол употреблен в этом выражении во множественном числе)?

Каждая конструктивная (или деструктивная) мысль человека, каждое его слово, каждый поступок — рождают соответствующего малаха (малах в условном переводе — «ангел»). Созданные человеком (его мыслями, его разговорами, его делами) малахим (мн. ч. от слова малах) и сопровождают его по той дороге, которую он выберет: к добру или к злу. Поэтому и говорится — «сопровождают» или «ведут». Ведь малахим — много.

Получается, что, стоит человеку только погрузиться в размышления — тем самым тут же создает малаха, некую духовную сущность. И она ведет его в том направлении, куда устремлены его мысли

Допустим, одному малаху тяжело сдвинуть своего создателя с места. Но если тот подумает еще раз — их будет уже двое. И вскоре к ним присоединяться малахим, рожденные действиями и поступками.

Если бы у нас было духовное зрение, нашему взору открылась бы такая картина: орава гогочущих уродцев тащит ничего не понимающего человека к его гибели. Его тащат, а он даже не упирается. Наоборот, ему кажется, что это он сам такой ловкий и успешный.

По какой дороге человек хочет идти — по той его и волокут.

 

на основе комментария Магарши

(комментатор Талмуда, Польша, 16-й век)

 

 

5. В чем состоял совет Билама

 

Билам пытается превысить полномочия, данные ему Всевышним. Он не просто идет к Балаку в сопровождении царских посланников, чтобы возвестить ему и его знати слова Создателя. Он идет не как нейтральный советник. Но — как соучастник, подельник. Он идет проклинать.

Но Всевышний держит под контролем ситуацию и уста Билама. Поэтому Билам сначала, вместо проклятия, невольно дает благословения сынам Израиля, а затем делает предсказания.

О завершении совместной деятельности Билама и Балака в Торе написано: «И встал Билам, и пошел, и возвратился к себе, и Балак тоже пошел своим путем» (Бамидбар, гл. 24, ст. 25).

Привлекает внимание выражение «и встал Билам». Что оно означает? Ведь не со стула же он поднялся.

Дело в том, что в этой фразе намеком содержится квинтэссенция всей истории Билама с момента, когда к нему пришли посланцы Балака.

Творец желает Биламу добра и дает ему возможность одуматься, мягко направляя на правильный путь. Но тот продолжает гнуть свою линию.

«И поднялся Билам» — в духовном смысле. Это произошло, когда он благословлял евреев. Тогда Билам, можно сказать, вытащил счастливый билет. Только воспользоваться им он так и не сумел.  Поэтому сказано: «и пошел, и вернулся к себе» — к себе прежнему, на то место, с которого его за уши поднял Творец, вернулся, не удержавшись на духовной высоте.

В чем это проявилось?

В совете, который напоследок, перед расставанием, Билам дал Балаку. То, что Билам дал такой совет, мы увидим, читая следующую недельную главу Торы о Пинхасе.

Здесь же, в нашей недельной главе, он содержится намеком.

Сказано: «и Балак тоже пошел по своему пути». Это «тоже» — объединяет Балака с Биламом и с его советом. Балак последовал совету Билама — «пошел своим путем». То есть — реализовал совет Билама на практике.

И тут же об этом читаем: «И обосновался Израиль в Шитиме, и стал народ распутничать с дочерьми Моава» (Бамидбар, гл. 25, ст. 1).

Так в чем конкретно состоял совет Билама? Попытаться соблазнить молодых евреев? Пустить в ход «женский спецназ»?

Это было бы слишком грубо и примитивно. Для такого совета не нужно обладать способностями Билама. Его в состоянии дать любой подлец средней руки. Да и не соблазнились бы получившие на Синае Тору евреи банальным развратом.

Чтобы понять, что же там произошло на самом деле, прочтем еще одну фразу — «И приглашали они народ на приношения своих богов, и ел народ, и поклонялся их идолам» (Бамидбар, гл. 25, ст. 2).

Неужели все так просто? Сыны Израиля, которые во имя Торы шли на костры инквизиции, вдруг стали поклоняться идолам, стоило лишь помахать перед их носами сервелатом?

Что-то здесь не то.

Дело в том, что выражение «приношения своих богов» можно понять и как — «принесение своих богов» — отказ от них в пользу единобожия. То есть, моавитянки выразили желание отказаться от идолопоклонства, продемонстрировали готовность пожертвовать своими богами, уничтожить их. Они обратились к евреям с просьбой обучить их Торе и провести им гиюр. Те, конечно же, с радостью откликнулись.

Потом, когда евреи уже вошли с моавитянками в контакт (как сказано: «и ел народ» — в духовном плане «есть» означает совершать активные действия) — они попали в поле притяжения их богов («и поклонялся народ их идолам»).

Они оступились, и уже не смогли вернуться назад, потому что они все делали по собственному почину, а за этими богами стояли мощнейшие духовные силы. Они попали в их поле притяжения и завязли в этой паутине.

Откуда видно, что Билам дал именно такой совет?

Чтобы ответить на этот вопрос — обратимся к пророчеству Билама. Чем оно заканчивается?

Он увидел Амалека и сказал, что он — первый из народов, но конец его — гибель. Затем он увидел Кейни, народ Итро (Бамидбар, гл. 24, ст. 20-21).

Билам увидел Амалека, врага еврейского народа. И тут же — Кейни, друга еврейского народа.  И он посоветовал Балаку на этом сыграть.

Кейни, народ Итро, то есть — мидьяне. Мидьяне для евреев — свои. У них хорошая репутация. Итро, тесть Моше проводил в их среде работу, и часть народа ушла к нему. Почему бы и остальному народу не потянуться туда же, осознав, что евреи действительно правы?

Поначалу они не последовали мудрому совету Итро. А теперь — одумались и хотят исправить положение.

Почему наказаны были именно мидьянки?

Потому что они проявили коварство, в отличие от моавитянок, которые как бы честно защищались.

Мидьянки сыграли на расположении к Итро, на том, что он занимался гиюрами, и сделали вид, что хотят совершить гиюр.

По сути, они были не против евреев, но — против Всевышнего. Ибо это был выпад против Творца.

Почему столь строгое наказание полагается за одалживание в рост — строже, чем за грабеж? Потому что грабеж — прямое действие, а одалживание в рост — паразитирование на осуществлении хеседа (милосердия). 

Существует заповедь, позволяющая одалживать. И в мире всегда есть в этом необходимость. Но кто-то хочет получить с этого выгоду.

По сути, это — осквернение Имени Всевышнего.

То же самое и здесь. Поэтому мидьянок и наказали. За коварство...

 

на основе комментария раби Нахмана из Брацлава

(один из крупнейших Учителей хасидизма, Украина, вторая половина 18-го – начало 19-го вв.) 

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Таханун не читают весь месяц Нисан?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля