ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА «ЭКЕВ»

 

Место в Торе: Дварим, гл. 7, ст. 12 — гл. 11, ст. 25.

 

Почему она так называется?

В первой фразе сказано: «И будет следствием принятия этих заповедей... Творец будет хранить брит (договор)... о котором поклялся отцам вашим».

Следствием (вследствие) на иврите — экев.

 

Обсуждение главы Экев

 

1. Награда для следопыта

 

В нашей недельной главе Всевышний обещает еврейскому народу хранить с ним союз. И здесь мы читаем: «За то, что будете слушать эти законы... Сохранит Всевышний свой Союз и милость, о которых Он клялся отцам твоим» (Дварим, гл. 7, ст. 12).

В этих словах содержится намек на то, как нужно себя вести в долгие дни изгнания. Чтобы его понять — рассмотрим фрагмент из Шир hа-Ширим (Танах, книга «Песнь песней», гл. 1, ст. 7).

В нем — такие слова: «Скажи мне, возлюбленный души моей, где пасешь ты, где делаешь привал со стадом твоим в полдень? Зачем мне скитаться под покрывалом возле стад товарищей твоих?».

О чем здесь идет речь?

Если отбросить красивые обороты — получится, что народ Израиля спрашивает Творца: Владыка мира, скажи, куда мне податься в полдень, когда солнце так припекает, что невозможно выдержать? Где ты поишь свои стада?

Теперь раскроем иносказания и получим насущный вопрос — как можно выжить в этом тяжелейшем галуте (изгнании), конца которому не видно? Можно ли воспитать детей в период высокой духовной опасности и испытаний, что обрушиваются на нас со всех сторон?

Всевышний не оставил свой народ без ответа. Творец отвечает:

«Если ты не знаешь, прекраснейшая из женщин, — говорит Он, — то пойди по следам овец, и паси козлят твоих у шатров пастушьих» Шир hа-Ширим, гл. 1, ст. 8).

Но как понять этот ответ?

Когда непонятно, что предпринять в сложившейся ситуации — воспользуйся мудрым советом: «Пойди по следам овец».

То есть — нужно углубиться в наследие отцов, в наследие, оставленное главами предыдущих поколений. И идти по дороге, проложенной ими.

«И паси козлят твоих у шатров пастушьих». Иначе говоря — воспитывай детей так, как это делали из поколения в поколение опытные наставники.

На это намекает самая первая фраза нашей главы — «За то, что будете слушать» (не сходя с проторенной дороги).

Поэтому и написано — «Экев» (слово, вынесенное в название недельной главы).

Слово «экев» мы перевели как — «за то, что». Но оно имеет и другое значение — «пятка» или «след».

Чтобы не сбиться с пути, нужно всматриваться в следы, оставленные теми, кто шел этой дорогой до нас.

И что же они оставили нам?

Свои книги, свои открытия в Торе, мусар (этическое учение) и наставления. Последние два — необычайно важны для воспитания будущих поколений, которые придут нам на смену.

Если мы не потеряем след, не собьемся с пути, не отклонимся, не уйдем в сторону, не увязнем в трясине, которую наши отцы обходили десятой дорогой, чтобы не оскверниться чуждым духом — нам уготована награда. О ней сказано в продолжении нашей фразы — «Сохранит Всевышний свой Союз и милость, о которых Он клялся отцам твоим».

Союз с Творцом и Его милость — дорогого стоят. Ради них стоит стараться и прикладывать усилия...

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время) 

 

2. Машиах мог прийти через 172 года после разрушения Храма

 

Наша недельная глава начинается словами — «И будет: за то, что станете слушать эти законы и соблюдать и исполнять их — сохранит Всевышний свой Союз и милость, о которых Он клялся отцам твоим» (Дварим, гл. 7, ст. 12).

В Афтаре (о значении термина можно прочесть на сайте в ответе «Что такое Афтара?», № 2803), которую читают в утреннюю молитву Девятого Ава, написано: «Жатва прошла, лето миновало, а спасения — все нет» (Танах, книга пророка Йермиягу, гл. 8, ст. 20).

Чтобы обнаружить связь между этими фрагментами, откроем Талмуд (трактат Авода Зара, лист 9).

Там говорится, что на существование мира, в том состоянии в котором он находится сейчас, отведено шесть тысяч лет: две тысячи лет хаоса (без Торы), затем два тысячелетия Торы (но без Машиаха) и, наконец — два тысячелетия, предназначенные для прихода Машиаха.

Большая часть этих последних двух тысяч лет уже прошла, а Машиаха, из-за прегрешений наших, все нет.

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) вычислил время наступления эры Машиаха.

Он пишет, что отсчет двух ее тысячелетий начался через 172 года после разрушения Второго Храма (240-й год нашей эры).

Намек на этот срок содержится в начале нашей недельной главы, где сказано: «За то, что (в оригинале — экев) станете слушать».

Гематрия (числовое значение) слова «экев», вынесенного в название нашей недельной главы — 172.

О чем это свидетельствует?

«Если станете слушать и выполнять законы Всевышнего» — «экев», галут (изгнание), начавшийся с разрушения Второго Храма, продлится только 172 года.

То есть возможность прихода Машиаха появилась спустя 172 года. Это значит, что уже тогда мог быть запущен процесс реализации пророчеств, связанных с его приходом.

Но, как сказано в Талмуде (трактат Авода Зара, лист 9), из-за наших ошибок и прегрешений — мы потеряли более 1700 лет из отпущенного срока.

Недаром пророк произнес: «Жатва прошла, лето миновало, а спасения — все нет».


на основе комментария Бен Иш Хай

(раби Йосеф Хаим из Багдада, Ирак, вторая половина 19-го века)

 

 

3. Будущий мир — за поклон

 

Написано в нашей недельной глава: «И будет: за то, что станете слушать эти законы... Он будет тебя любить, благословит тебя и благословит плод чрева твоего» (Дварим, гл. 7, ст. 12-13).

Чтобы соблюдать законы Всевышнего их нужно — изучать. Но порой случается, что у человека нет возможности учить Тору. Как тогда быть?

В Талмуде (трактат Берахот, лист 28) рассказывается, что как-то раз раби Зейра (Учитель Талмуда третьего поколения; 3-й век) очень страдал от головной боли. Голова буквально раскалывалась — так что об учебе не могло быть и речи. Хотелось свернуться калачиком и ждать, не шевелясь, когда закончится эта ужасная мигрень. Но он все же сумел преодолеть себя, вышел из дома и отправился в бейт мидраш (место, где изучают Тору; в дословном переводе — «дом учения»).

И вот, он сел снаружи, у входа. Когда люди завершали свою учебу и выходили из бейт мидраша, раби Зейра почтительно вставал перед ними. «Учиться я не могу, — думал он, — так хотя бы почту тех, кто изучает Тору — знатоков и мудрецов».

Можно сказать, что раби Зейра выполнил эту заповедь (почитание мудрецов Торы) — «пяткой» (экев). Превозмогая боль, он шел пешком, и именно ходьба привела его к выполнению заповеди.

Говорится в Талмуде (трактат Шаббат, лист 23), что тот, кто почитает Мудрецов, у того дети станут Мудрецами.

В нашей недельной главе дается намек на то, что удостоиться прекрасного потомства можно благодаря... пяткам («за то, что (экев) станете слушать». Если пойдете слушать урок раввина, или даже просто встанете перед ним, проявив уважение — благодаря этому, получите замечательную награду: Всевышний «благословит плод твоего чрева», то есть дети станут изучать Тору и преуспеют в этом.

Почтением к Учителям и Мудрецам Торы человек может не только заработать бераху (благословение) для своего потомства, но вдобавок — еще и приобрести для себя Грядущий мир.

Как-то рав Ицхак Гутнер (один из выдающихся Учителей современности, автор труда «Пахад Ицхак»; Польша – США, 1906-1980 гг.) сел в такси вместе со своим помощником. Бросив взгляд на табличку с фамилией водителя, рав Гутнер понял, что тот еврей. И действительно, у кого еще могла быть фамилия Яновский?

К тому же, таксист, увидев, что к нему в машину сел почтенный старец, уважаемый раввин — продолжая вращать руль одной рукой, другой — достал бейсболку и ловким движением водрузил ее себе на голову.

— Сейчас он заработал себе будущий мир, — сказал рав Ицхак на иврите, чтобы водитель не понял, что говорят о нем.

— Грядущий мир только за то, что он один раз покрыл голову? — удивился помощник,— Я, вон, целый день хожу с покрытой головой и то не уверен, что мне найдется место в Будущем мире.

— Этому меня научил Хидушей hа-Рим (раби Ицхак-Меир Альтер из г. Нова-Гура; (основатель движения Гурских хасидов; имя Хидушей а-Рим получил по названию написанной им книги «Хидушей а-Рим»; Польша, конец 18-го – первая половина 19-го вв.), — ответил рав и рассказал историю.

Каждое утро раби Ицхак-Меир Альтер в сопровождении секретаря ходил окунаться в микву. Секретарь обратил внимание, что Хидушей hа-Рим изо дня в день выбирает самую длинную дорогу. Он предлагал раби скорректировать маршрут, но тот не желал слушать.

Секретарь тщательно изучил каждую пядь короткой дороги, чтобы понять, почему раби отказывается идти по ней. Не найдя ни нечистых животных, ни стирающих на речке женщин, секретарь в очередной раз предложил идти в микву короткой дорогой, и в очередной раз получил отказ. Тогда он попросил хотя бы назвать причину.

— Дело в том, — объяснил раби Альтер, — что дорога, по которой я предпочитаю идти, проходит через площадь, где торговцы, прибывшие на ярмарку, сгружают свой товар. Там же в ожидании подработки толпятся грузчики. Все они, как правило, простые люди, никогда не изучавшие Тору и не знакомые с нашими законами. Уавидев меня издали, они в спешке передают друг другу: «Ребе идет! Ребе идет!». И когда я прохожу мимо них, они все как один склоняют головы и приветствуют меня. Я для них — носитель Торы, в моем лице они выражают почет и уважение Торе. Тем самым они удостаиваются Будущего мира.

 

на основе комментариев рава Хаима Альтера

(автор книги «Тапухей Хаим», Трансильвания, 1913-1884 гг.)

и раби Ицхака-Меира Альтер из г. Нова-Гура\

(основатель движения Гурских хасидов; имя Хидушей а-Рим получил по названию написанной им книги Хидушей а-Рим; Польша, конец 18-го – первая половина 19-го вв.)

 

 

 

4. Редактировать Тору?

 

В нашей недельной главе говорится и об еще одном обещании Всевышнего за соблюдение Его законов — «Благословен ты будешь более всех народов, не будет у тебя бесплодного и бесплодной» (Дварим, гл. 7, ст. 14).

Тут не очень понятна связь между первой и второй частями фрагмента («будешь благословен более всех народов» и «не будет у тебя бесплодного и бесплодной»). Эта вторая часть о «бесплодных» лучше, казалось бы, сочетается с предыдущей фразой — «Он благословит тебя и благословит плод чрева твоего».

Так может, стоит отредактировать этот отрывок, подготовить новое издание — исправленное и улучшенное?

Впрочем, не будем спешить с выводами. Ведь подобные попытки уже были. И ничего хорошего из них не вышло. Действительно, зачем нам очередная Библия или очередной Коран?

Прежде чем прийти к тому или иному решению — изучим проблему.

Ривка была бесплодной в течение девятнадцати с половиной лет. И причиной ее бесплодия была бераха.

Да, вы не ослышались — именно благословение. Ее братец Лаван на прощание преподнес ей такую бераху: «Сестра наша! Да станешь ты мириадами тысяч» (Берешит, гл. 24, ст. 60).

И если бы эта бераха осуществилась (или хотя бы начала воплощаться), то уже на следующий день, мириады тысяч выстраивались бы в очередь к Лавану за благословениями.

Чтобы избежать этого столпотворения, Всевышний устроил так, что Ривка была девятнадцать с половиной лет бездетна.

Фразу «Благословен ты будешь более всех народов» можно перевести и так — «Получишь благословение от всех народов», то есть, все народы будут благословлять Израиль. И кто знает, чем для еврейского народа может обернуться подобное благословение.

Поэтому Всевышний добавляет: несмотря на то, что народы мира тебя благословят — «не будет у тебя бесплодного и бесплодной».

Вместе с тем, в Талмуде (трактат Мегила, лист 15) сказано, что не следует пренебрегать благословением простого человека (в том числе — и нееврея). Ведь Давид и Даниэль (каждый в отдельности) были благословлены неевреями, и эти благословения осуществились не во вред, но — на благо.

В Танахе, в повествовании о том, как Давид покупал гумно (в будущем, там возвели Иерусалимский Храм) у йевусея Аравены, читаем: «И сказал Аравена царю: Да благоволит к тебе твой Всевышний» (Вторая книга пророка Шмуэля, гл. 24, ст. 23).

Даниэля благословил царь Персии Дарьявеш, говоря: «Всевышний твой, которому ты всегда молишься — спасет тебя!» (Танах, книга пророка Даниэля, гл. 6, ст. 17).

В обоих благословениях и Аравена, и Дарьявеш используют выражение «твой Всевышний» — поэтому их благословения и осуществились.

Лаван же сказал Ривке — «наша сестра». То есть именно потому, что она — сестра Лавана, она, по словам братца, должна была «стать мириадами тысяч».

Такая бераха не должна была реализоваться.

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 53) написано, что в ту пору, когда Сара зачала (будучи долгое время бесплодной), вместе с ней обрели потомство и многие другие женщины, до этого не рожавшие. На первый взгляд, то, что такое произошло не только с Сарой, как будто бы умаляет явленное ей. Но это не так.

Когда Сара зачала, в глазах людей это было великим чудом. Тогда многие бесплодные женщины пришли к ней, чтобы она за них помолилась. И Всевышний услышал ее молитвы.

Ликованию и всеобщей радости не было предела. Люди стали благословлять Творца мира и праведницу Сару.

В Талмуде (трактат Берахот, лист 44) говорится, что фраза «не будет у тебя бесплодной» означает пожелание, чтобы не была бесплодной твоя молитва.

Теперь мы можем увидеть в нашем фрагменте новые оттенки.

В нем подразумевается, что все народы станут благословлять народ Израиль, потому что «не будет у него бесплодного и бесплодной», то есть его молитвы о них не будут бесплодными.

Так что, как видим, всему в Торе находится свое место, и ее текст не нуждается в редактуре.

 

на основе комментария рава Азарии Фижо

(автор труда "Этим ле-Бина», Италия, 1579-1647 гг.)

 

 

5. Задача человека — оставить после себя духовное наследие

 

Написано в нашей недельной главе: «Да не будет у тебя бесплодного и бесплодной» (Дварим, гл. 7, ст. 14).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что бесплодный — это человек, который не в состоянии производить потомство.

Возникает вопрос: что нового добавляет нам этот комментарий?

Чтобы разобраться в этом, откроем Талмуд. Там (трактат Берахот, лист 10) Учителя анализируя фрагмент из Танаха — «Ликуй, бездетная, нерожавшая, разразись песней и веселись» (книга пророка Йешаягу, гл. 54, ст. 1). И выражают удивление — разве бездетная должна петь и веселиться? С какой радости, спрашивается?

Наши праматери вначале были бесплодными, потому что Всевышний жаждет молитв от праведников. И мы видим, что через какое-то время у них  у всех появилось потомство.

Поэтому, если бы у пророка было написано только «ликуй бездетная» — это еще можно было понять. Бездетная — потому что Всевышний ждет ее молитв. Но написано еще и не рожавшая. Именно это удивило Учителей.

Теперь мы понимаем, что имел в виду Раши.

В словах «Да не будет у тебя бесплодного и бесплодной», подразумеваются не просто бесплодные, но — те, кто не в состоянии произвести потомство. Ведь когда у семейной пары какое-то время нет детей, это, возможно, объясняется тем, что необходимо, чтобы они молились о детях. И это — нормально. Но вот бесплодный, который вообще не способен произвести потомство, это уже беда. И именно о таком случае сказано: "Да не будет у тебя бесплодного и бесплодной".

Откроем еще один смысл, содержащийся в нашем фрагменте.

Если бесплодный женится на бесплодной — этой паре едва ли помогут молитвы самых праведных людей поколения, самых больших мудрецов, и самых выдающихся раввинов. Ведь сказали Учителя: «Молитва помогает только наполовину» (Мидраш Ялкут Шимони, ремез 512).

То есть все молитвы вместе взятые могут помочь лишь одному из этой пары, а для того, чтобы иметь потомство, нужны двое.

Поэтому и благословил Всевышний: «Да не будет у тебя бесплодного и бесплодной (вместе, в одной семейной паре)». Ведь если лишь один из супругов бесплоден — молитва может помочь.

Таким образом, Творец обещает особую помощь в том, чтобы в одной семье не было двух бесплодных.

Теперь продвинемся в еще более глубокий слой понимания текста Торы.

Гематрия (числовое значение) фразы (естественно, записанной на иврите) «не будет у тебя бесплодного и бесплодной» — ровно такая же как и у выражения «в словах Торы».

Выходит, Всевышний благословляет еврейский народ, чтобы не было в нем «бесплодного» в Торе, чтобы каждый делал в ней открытия.

Самая первая заповедь в Торе — о размножении. А завершающая заповедь — об обязанности каждого написать Свиток Торы.

Если мы соединим их — получим, что задача человека не только произвести на свет потомство, но еще и оставить после себя духовное наследие, свои личные открытия в Торе.

 

на основе комментария рава Моше-Иегошуа-Иегуды-Лейба Дискина

(духовный наставник ашкеназских евреев в Эрец Исраэль, родился в Гродно, Беларусь; вторая половина 19-го века)

 

 

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «ЭКЕВ»

 

Место в Торе: Дварим, гл. 7, ст. 12 — гл. 11, ст. 25.

 

Почему она так называется?

В первой фразе сказано: «И будет следствием принятия этих заповедей... Творец будет хранить брит (договор)... о котором поклялся отцам вашим».

Следствием (вследствие) на иврите — экев.

 

Обсуждение главы Экев

 

1. Награда для следопыта

 

В нашей недельной главе Всевышний обещает еврейскому народу хранить с ним союз. И здесь мы читаем: «За то, что будете слушать эти законы... Сохранит Всевышний свой Союз и милость, о которых Он клялся отцам твоим» (Дварим, гл. 7, ст. 12).

В этих словах содержится намек на то, как нужно себя вести в долгие дни изгнания. Чтобы его понять — рассмотрим фрагмент из Шир hа-Ширим (Танах, книга «Песнь песней», гл. 1, ст. 7).

В нем — такие слова: «Скажи мне, возлюбленный души моей, где пасешь ты, где делаешь привал со стадом твоим в полдень? Зачем мне скитаться под покрывалом возле стад товарищей твоих?».

О чем здесь идет речь?

Если отбросить красивые обороты — получится, что народ Израиля спрашивает Творца: Владыка мира, скажи, куда мне податься в полдень, когда солнце так припекает, что невозможно выдержать? Где ты поишь свои стада?

Теперь раскроем иносказания и получим насущный вопрос — как можно выжить в этом тяжелейшем галуте (изгнании), конца которому не видно? Можно ли воспитать детей в период высокой духовной опасности и испытаний, что обрушиваются на нас со всех сторон?

Всевышний не оставил свой народ без ответа. Творец отвечает:

«Если ты не знаешь, прекраснейшая из женщин, — говорит Он, — то пойди по следам овец, и паси козлят твоих у шатров пастушьих» Шир hа-Ширим, гл. 1, ст. 8).

Но как понять этот ответ?

Когда непонятно, что предпринять в сложившейся ситуации — воспользуйся мудрым советом: «Пойди по следам овец».

То есть — нужно углубиться в наследие отцов, в наследие, оставленное главами предыдущих поколений. И идти по дороге, проложенной ими.

«И паси козлят твоих у шатров пастушьих». Иначе говоря — воспитывай детей так, как это делали из поколения в поколение опытные наставники.

На это намекает самая первая фраза нашей главы — «За то, что будете слушать» (не сходя с проторенной дороги).

Поэтому и написано — «Экев» (слово, вынесенное в название недельной главы).

Слово «экев» мы перевели как — «за то, что». Но оно имеет и другое значение — «пятка» или «след».

Чтобы не сбиться с пути, нужно всматриваться в следы, оставленные теми, кто шел этой дорогой до нас.

И что же они оставили нам?

Свои книги, свои открытия в Торе, мусар (этическое учение) и наставления. Последние два — необычайно важны для воспитания будущих поколений, которые придут нам на смену.

Если мы не потеряем след, не собьемся с пути, не отклонимся, не уйдем в сторону, не увязнем в трясине, которую наши отцы обходили десятой дорогой, чтобы не оскверниться чуждым духом — нам уготована награда. О ней сказано в продолжении нашей фразы — «Сохранит Всевышний свой Союз и милость, о которых Он клялся отцам твоим».

Союз с Творцом и Его милость — дорогого стоят. Ради них стоит стараться и прикладывать усилия...

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время) 

 

2. Машиах мог прийти через 172 года после разрушения Храма

 

Наша недельная глава начинается словами — «И будет: за то, что станете слушать эти законы и соблюдать и исполнять их — сохранит Всевышний свой Союз и милость, о которых Он клялся отцам твоим» (Дварим, гл. 7, ст. 12).

В Афтаре (о значении термина можно прочесть на сайте в ответе «Что такое Афтара?», № 2803), которую читают в утреннюю молитву Девятого Ава, написано: «Жатва прошла, лето миновало, а спасения — все нет» (Танах, книга пророка Йермиягу, гл. 8, ст. 20).

Чтобы обнаружить связь между этими фрагментами, откроем Талмуд (трактат Авода Зара, лист 9).

Там говорится, что на существование мира, в том состоянии в котором он находится сейчас, отведено шесть тысяч лет: две тысячи лет хаоса (без Торы), затем два тысячелетия Торы (но без Машиаха) и, наконец — два тысячелетия, предназначенные для прихода Машиаха.

Большая часть этих последних двух тысяч лет уже прошла, а Машиаха, из-за прегрешений наших, все нет.

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) вычислил время наступления эры Машиаха.

Он пишет, что отсчет двух ее тысячелетий начался через 172 года после разрушения Второго Храма (240-й год нашей эры).

Намек на этот срок содержится в начале нашей недельной главы, где сказано: «За то, что (в оригинале — экев) станете слушать».

Гематрия (числовое значение) слова «экев», вынесенного в название нашей недельной главы — 172.

О чем это свидетельствует?

«Если станете слушать и выполнять законы Всевышнего» — «экев», галут (изгнание), начавшийся с разрушения Второго Храма, продлится только 172 года.

То есть возможность прихода Машиаха появилась спустя 172 года. Это значит, что уже тогда мог быть запущен процесс реализации пророчеств, связанных с его приходом.

Но, как сказано в Талмуде (трактат Авода Зара, лист 9), из-за наших ошибок и прегрешений — мы потеряли более 1700 лет из отпущенного срока.

Недаром пророк произнес: «Жатва прошла, лето миновало, а спасения — все нет».


на основе комментария Бен Иш Хай

(раби Йосеф Хаим из Багдада, Ирак, вторая половина 19-го века)

 

 

3. Будущий мир — за поклон

 

Написано в нашей недельной глава: «И будет: за то, что станете слушать эти законы... Он будет тебя любить, благословит тебя и благословит плод чрева твоего» (Дварим, гл. 7, ст. 12-13).

Чтобы соблюдать законы Всевышнего их нужно — изучать. Но порой случается, что у человека нет возможности учить Тору. Как тогда быть?

В Талмуде (трактат Берахот, лист 28) рассказывается, что как-то раз раби Зейра (Учитель Талмуда третьего поколения; 3-й век) очень страдал от головной боли. Голова буквально раскалывалась — так что об учебе не могло быть и речи. Хотелось свернуться калачиком и ждать, не шевелясь, когда закончится эта ужасная мигрень. Но он все же сумел преодолеть себя, вышел из дома и отправился в бейт мидраш (место, где изучают Тору; в дословном переводе — «дом учения»).

И вот, он сел снаружи, у входа. Когда люди завершали свою учебу и выходили из бейт мидраша, раби Зейра почтительно вставал перед ними. «Учиться я не могу, — думал он, — так хотя бы почту тех, кто изучает Тору — знатоков и мудрецов».

Можно сказать, что раби Зейра выполнил эту заповедь (почитание мудрецов Торы) — «пяткой» (экев). Превозмогая боль, он шел пешком, и именно ходьба привела его к выполнению заповеди.

Говорится в Талмуде (трактат Шаббат, лист 23), что тот, кто почитает Мудрецов, у того дети станут Мудрецами.

В нашей недельной главе дается намек на то, что удостоиться прекрасного потомства можно благодаря... пяткам («за то, что (экев) станете слушать». Если пойдете слушать урок раввина, или даже просто встанете перед ним, проявив уважение — благодаря этому, получите замечательную награду: Всевышний «благословит плод твоего чрева», то есть дети станут изучать Тору и преуспеют в этом.

Почтением к Учителям и Мудрецам Торы человек может не только заработать бераху (благословение) для своего потомства, но вдобавок — еще и приобрести для себя Грядущий мир.

Как-то рав Ицхак Гутнер (один из выдающихся Учителей современности, автор труда «Пахад Ицхак»; Польша – США, 1906-1980 гг.) сел в такси вместе со своим помощником. Бросив взгляд на табличку с фамилией водителя, рав Гутнер понял, что тот еврей. И действительно, у кого еще могла быть фамилия Яновский?

К тому же, таксист, увидев, что к нему в машину сел почтенный старец, уважаемый раввин — продолжая вращать руль одной рукой, другой — достал бейсболку и ловким движением водрузил ее себе на голову.

— Сейчас он заработал себе будущий мир, — сказал рав Ицхак на иврите, чтобы водитель не понял, что говорят о нем.

— Грядущий мир только за то, что он один раз покрыл голову? — удивился помощник,— Я, вон, целый день хожу с покрытой головой и то не уверен, что мне найдется место в Будущем мире.

— Этому меня научил Хидушей hа-Рим (раби Ицхак-Меир Альтер из г. Нова-Гура; (основатель движения Гурских хасидов; имя Хидушей а-Рим получил по названию написанной им книги «Хидушей а-Рим»; Польша, конец 18-го – первая половина 19-го вв.), — ответил рав и рассказал историю.

Каждое утро раби Ицхак-Меир Альтер в сопровождении секретаря ходил окунаться в микву. Секретарь обратил внимание, что Хидушей hа-Рим изо дня в день выбирает самую длинную дорогу. Он предлагал раби скорректировать маршрут, но тот не желал слушать.

Секретарь тщательно изучил каждую пядь короткой дороги, чтобы понять, почему раби отказывается идти по ней. Не найдя ни нечистых животных, ни стирающих на речке женщин, секретарь в очередной раз предложил идти в микву короткой дорогой, и в очередной раз получил отказ. Тогда он попросил хотя бы назвать причину.

— Дело в том, — объяснил раби Альтер, — что дорога, по которой я предпочитаю идти, проходит через площадь, где торговцы, прибывшие на ярмарку, сгружают свой товар. Там же в ожидании подработки толпятся грузчики. Все они, как правило, простые люди, никогда не изучавшие Тору и не знакомые с нашими законами. Уавидев меня издали, они в спешке передают друг другу: «Ребе идет! Ребе идет!». И когда я прохожу мимо них, они все как один склоняют головы и приветствуют меня. Я для них — носитель Торы, в моем лице они выражают почет и уважение Торе. Тем самым они удостаиваются Будущего мира.

 

на основе комментариев рава Хаима Альтера

(автор книги «Тапухей Хаим», Трансильвания, 1913-1884 гг.)

и раби Ицхака-Меира Альтер из г. Нова-Гура\

(основатель движения Гурских хасидов; имя Хидушей а-Рим получил по названию написанной им книги Хидушей а-Рим; Польша, конец 18-го – первая половина 19-го вв.)

 

 

 

4. Редактировать Тору?

 

В нашей недельной главе говорится и об еще одном обещании Всевышнего за соблюдение Его законов — «Благословен ты будешь более всех народов, не будет у тебя бесплодного и бесплодной» (Дварим, гл. 7, ст. 14).

Тут не очень понятна связь между первой и второй частями фрагмента («будешь благословен более всех народов» и «не будет у тебя бесплодного и бесплодной»). Эта вторая часть о «бесплодных» лучше, казалось бы, сочетается с предыдущей фразой — «Он благословит тебя и благословит плод чрева твоего».

Так может, стоит отредактировать этот отрывок, подготовить новое издание — исправленное и улучшенное?

Впрочем, не будем спешить с выводами. Ведь подобные попытки уже были. И ничего хорошего из них не вышло. Действительно, зачем нам очередная Библия или очередной Коран?

Прежде чем прийти к тому или иному решению — изучим проблему.

Ривка была бесплодной в течение девятнадцати с половиной лет. И причиной ее бесплодия была бераха.

Да, вы не ослышались — именно благословение. Ее братец Лаван на прощание преподнес ей такую бераху: «Сестра наша! Да станешь ты мириадами тысяч» (Берешит, гл. 24, ст. 60).

И если бы эта бераха осуществилась (или хотя бы начала воплощаться), то уже на следующий день, мириады тысяч выстраивались бы в очередь к Лавану за благословениями.

Чтобы избежать этого столпотворения, Всевышний устроил так, что Ривка была девятнадцать с половиной лет бездетна.

Фразу «Благословен ты будешь более всех народов» можно перевести и так — «Получишь благословение от всех народов», то есть, все народы будут благословлять Израиль. И кто знает, чем для еврейского народа может обернуться подобное благословение.

Поэтому Всевышний добавляет: несмотря на то, что народы мира тебя благословят — «не будет у тебя бесплодного и бесплодной».

Вместе с тем, в Талмуде (трактат Мегила, лист 15) сказано, что не следует пренебрегать благословением простого человека (в том числе — и нееврея). Ведь Давид и Даниэль (каждый в отдельности) были благословлены неевреями, и эти благословения осуществились не во вред, но — на благо.

В Танахе, в повествовании о том, как Давид покупал гумно (в будущем, там возвели Иерусалимский Храм) у йевусея Аравены, читаем: «И сказал Аравена царю: Да благоволит к тебе твой Всевышний» (Вторая книга пророка Шмуэля, гл. 24, ст. 23).

Даниэля благословил царь Персии Дарьявеш, говоря: «Всевышний твой, которому ты всегда молишься — спасет тебя!» (Танах, книга пророка Даниэля, гл. 6, ст. 17).

В обоих благословениях и Аравена, и Дарьявеш используют выражение «твой Всевышний» — поэтому их благословения и осуществились.

Лаван же сказал Ривке — «наша сестра». То есть именно потому, что она — сестра Лавана, она, по словам братца, должна была «стать мириадами тысяч».

Такая бераха не должна была реализоваться.

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 53) написано, что в ту пору, когда Сара зачала (будучи долгое время бесплодной), вместе с ней обрели потомство и многие другие женщины, до этого не рожавшие. На первый взгляд, то, что такое произошло не только с Сарой, как будто бы умаляет явленное ей. Но это не так.

Когда Сара зачала, в глазах людей это было великим чудом. Тогда многие бесплодные женщины пришли к ней, чтобы она за них помолилась. И Всевышний услышал ее молитвы.

Ликованию и всеобщей радости не было предела. Люди стали благословлять Творца мира и праведницу Сару.

В Талмуде (трактат Берахот, лист 44) говорится, что фраза «не будет у тебя бесплодной» означает пожелание, чтобы не была бесплодной твоя молитва.

Теперь мы можем увидеть в нашем фрагменте новые оттенки.

В нем подразумевается, что все народы станут благословлять народ Израиль, потому что «не будет у него бесплодного и бесплодной», то есть его молитвы о них не будут бесплодными.

Так что, как видим, всему в Торе находится свое место, и ее текст не нуждается в редактуре.

 

на основе комментария рава Азарии Фижо

(автор труда "Этим ле-Бина», Италия, 1579-1647 гг.)

 

 

5. Задача человека — оставить после себя духовное наследие

 

Написано в нашей недельной главе: «Да не будет у тебя бесплодного и бесплодной» (Дварим, гл. 7, ст. 14).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что бесплодный — это человек, который не в состоянии производить потомство.

Возникает вопрос: что нового добавляет нам этот комментарий?

Чтобы разобраться в этом, откроем Талмуд. Там (трактат Берахот, лист 10) Учителя анализируя фрагмент из Танаха — «Ликуй, бездетная, нерожавшая, разразись песней и веселись» (книга пророка Йешаягу, гл. 54, ст. 1). И выражают удивление — разве бездетная должна петь и веселиться? С какой радости, спрашивается?

Наши праматери вначале были бесплодными, потому что Всевышний жаждет молитв от праведников. И мы видим, что через какое-то время у них  у всех появилось потомство.

Поэтому, если бы у пророка было написано только «ликуй бездетная» — это еще можно было понять. Бездетная — потому что Всевышний ждет ее молитв. Но написано еще и не рожавшая. Именно это удивило Учителей.

Теперь мы понимаем, что имел в виду Раши.

В словах «Да не будет у тебя бесплодного и бесплодной», подразумеваются не просто бесплодные, но — те, кто не в состоянии произвести потомство. Ведь когда у семейной пары какое-то время нет детей, это, возможно, объясняется тем, что необходимо, чтобы они молились о детях. И это — нормально. Но вот бесплодный, который вообще не способен произвести потомство, это уже беда. И именно о таком случае сказано: "Да не будет у тебя бесплодного и бесплодной".

Откроем еще один смысл, содержащийся в нашем фрагменте.

Если бесплодный женится на бесплодной — этой паре едва ли помогут молитвы самых праведных людей поколения, самых больших мудрецов, и самых выдающихся раввинов. Ведь сказали Учителя: «Молитва помогает только наполовину» (Мидраш Ялкут Шимони, ремез 512).

То есть все молитвы вместе взятые могут помочь лишь одному из этой пары, а для того, чтобы иметь потомство, нужны двое.

Поэтому и благословил Всевышний: «Да не будет у тебя бесплодного и бесплодной (вместе, в одной семейной паре)». Ведь если лишь один из супругов бесплоден — молитва может помочь.

Таким образом, Творец обещает особую помощь в том, чтобы в одной семье не было двух бесплодных.

Теперь продвинемся в еще более глубокий слой понимания текста Торы.

Гематрия (числовое значение) фразы (естественно, записанной на иврите) «не будет у тебя бесплодного и бесплодной» — ровно такая же как и у выражения «в словах Торы».

Выходит, Всевышний благословляет еврейский народ, чтобы не было в нем «бесплодного» в Торе, чтобы каждый делал в ней открытия.

Самая первая заповедь в Торе — о размножении. А завершающая заповедь — об обязанности каждого написать Свиток Торы.

Если мы соединим их — получим, что задача человека не только произвести на свет потомство, но еще и оставить после себя духовное наследие, свои личные открытия в Торе.

 

на основе комментария рава Моше-Иегошуа-Иегуды-Лейба Дискина

(духовный наставник ашкеназских евреев в Эрец Исраэль, родился в Гродно, Беларусь; вторая половина 19-го века)

 

 

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Экшер на косметике гарантирует, что ее не испытывали на животных?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля