ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА «Бехукотай»

 

Место в Торе: Ваикра, гл. 26, ст. 3 — конец книги Ваикра.

 

Почему она так называется?

В первой фразе сказано: «Если по Моим законам пойдете…». Бе-Хукотай в переводе с иврита — по Моим законам.

 

Обсуждение главы Бехукотай

 

1. Завещание царя Давида 

 

«Если согласно законам Моим ходить будете…», — говорит Всевышний, как написано в самом начале нашей недельной главы (Ваикра, гл. 26, ст. 3).

Если Творец требует от нас, чтобы мы «шли» по Его законам — на нас лежит обязанность выяснить, что это за «хождение» такое — по заповедям Всевышнего.

В чем оно состоит и куда должно привести?

Царь Давид в контексте выполнения заповедей тоже использует понятие «ходьба». В Теилим (Псалмы царя Давида, гл. 119, ст. 59) читаем: «Размышлял я о путях своих, и возвращали меня ноги к заповедям Твоим».

Имеется в виду, что с Давидом происходило следующее, В Мидраше Ялкут Шимони разъясняется, что он планировал идти в определенное место, в какой-то дом, даже в некую квартиру, но ноги всякий раз приводили его в синагогу или в бейт мидраш (дом учения, место, где изучают Тору). 

В своем завещании, адресованном сыну Шломо, Давид снова упоминает ходьбу. «Я отправляюсь в последний путь, — пишет он, — которым уходят все живущие на земле, а ты крепись и будь мужчиной» (Первая Книга Мелахим — Царей, гл. 2, ст. 2).

Возникает вопрос: зачем Давиду нужно было писать, что он уходит в последний путь? Ведь и так понятно, что завещание вступит в силу только после его смерти?

Дело в том, что так Давид учит своего сына Шломо богобоязненности.

Всю жизнь говори: «Я отправляюсь в последний путь, — наставляет своего сына Давид. — Помни о смерти. И тогда ты окрепнешь и возмужаешь».

Давид знал, о чем говорит. Это были не просто слова. Сам он всегда так поступал.

В Мидраше — там, где разъясняется высказывание Давила, упоминается «некая квартира» (на иврите — «дира»; ударение на последнем слоге). На языке, которым пользуются Учителя, слово «дира» часто употребляется в значении — «могила». То есть — последнее пристанище человека, его последняя квартира, в которой он будет жить вечно.

Итак, царь Давид старался постоянно помнить, что он — не вечен, что рано или поздно его земной путь завершится могилой. И это дало такой эффект, что его ноги сами стали приводить Давида в бейт мидраш.

Опыт Давида, его завещание сыну — могут служить важным уроком для нас.

Если на всех земных путях не забывать о конечном пункте нашего земного путешествия — это может уберечь от многих ошибок и неверных решений.

 

на основе комментария рава Авраама-Шмуэля-Биньямина Софера

(глава знаменитой йешивы города Пресбурга; известен и как Ктав Софер — по названию написанной им книги «Ктав Софер»; Словакия – Венгрия, 1815-1871 гг.)

 

 

2. Самая доступная заповедь

 

Наша недельная глава начинается с условия, которое ставит нам Всевышний. Здесь мы читаем: «Если согласно законам Моим ходить будете и заповеди Мои соблюдать…» (Ваикра, гл. 26, ст. 3).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что под выражением «ходить согласно Моим законам» следует понимать труд над изучением Торы.

Но на основании чего Раши делает такой вывод?

Чтобы ответить на этот вопрос изучим некоторые аспекты выполнения заповедей. 

Допустим, человек сидит в сукке и уже этим выполняет заповедь. Но вот Суккот завершился, и теперь он может продолжить точно так же сидеть в сукке, а может, и прилечь там, но, чтобы он ни делал — эта заповедь ему уже не будет засчитана. Единственное, что остается — сидеть и ждать возвращения праздника Суккот.

Многие заповеди действуют только в определенный отрезок времени — их нельзя ни упредить, ни запаздывать с ними.

Но у нас много заповедей, которые зависят не от времени, но — от разных условий и, прежде всего — от человеческих возможностей. Так, например, чтобы исполнить заповедь о возвращении потери, нужно сначала дождаться, чтобы кто-то потерял некую вещь. Затем эту вещь необходимо найти (это — важное условие), потом — убедиться, что находка соответствует определенным критериям. И только тогда можно приступить к выполнению заповеди.

Приблизительно так — почти со всеми заповедями. Но есть одна, выполнение которой доступно почти всегда, в любом подобающем месте. Это — заповедь изучения Торы

Так устроил Всевышний, что Тора лежит в дальнем углу, и всякий жаждущий ее — пусть придет и возьмет.

Тот, кто хочет изучать Тору, свободен в выборе темы — ему никто ничего не навязывает. Нравится Талмуд — изучай Талмуд. Интересуешься законами — открывай Шульхан Арух (полный кодекс еврейских законов). Восхищаешься красотой Танаха — читай его книги, и не забудь заглянуть в комментарии.

Теперь вернемся к условию Всевышнего — «Если согласно законам Моим ходить будете и заповеди Мои соблюдать». В выражении «соблюдайте заповеди Мои» в оригинале использовано слово «тишмеру» (соблюдайте). Мы его уже встречали в книге Берешит, в недельной главе Ваешев (Берешит, гл. 47, ст. 11). Написано здесь: «А его отец хранил изреченное» (здесь идет речь о снах Йосефа). Когда все злились на Йосефа и соревновались в ненависти к нему, Яаков тем временем, терпеливо ждал, когда сон Йосефа, наконец —  исполнится. 

Таким образом, выражение «и заповеди Мои соблюдать» следует понимать так: ждите момента, проверяйте возможности, постоянно будьте начеку. Словом — пребывайте в активном ожидании заповедей — вдруг выпадет желаемая комбинация всех требуемых условий, и удастся исполнить ту или иную заповедь. 

В отличие от этого, первая часть условия Всевышнего — «если согласно законам Моим ходить будете», говорит об усердии в изучении Торы. Если в отношении других заповедей, человек может лишь ждать и надеяться, что ему удастся их исполнить (при благоприятном стечении обстоятельств или с наступлением времени, когда эти заповеди становятся релевантными), то для выполнения заповеди изучения Торы, вовсе не нужно поджидать подходящего момента — бери и изучай!

С такой точки зрения это — очень удобная и доступная заповедь.

 

на основе комментария рава Шауля Браха

(автор книги «Гиват Шауль», Венгрия, Чехословакия, 1865-1940 гг.)

 

 

 

3. Не ставьте коня впереди мула

 

Написано в нашей недельной главе: «Если согласно законам Моим ходить будете…» (Ваикра, гл. 26, ст. 3).

И Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что «ходить согласно законам Всевышнего» означает — усердно изучать Тору.

Об этом и поговорим.

Существует четыре основных уровня ее постижения. На иврите эти уровни обозначаются словом «пардес» (в переводе — «фруктовый сад»).

Буква «пэй» это — уровень «пшат». Это название происходит от слова «леитпашет», что в переводе означает — «распространяться». И речь здесь идет о самом открытом, внешнем уровне понимания. В каком-то смысле он — наиболее доступный.

Буква «реш» подразумевает уровень «ремез» (намек). Ремез раскрывает связи и общность между различными, казалось бы, явлениями и понятиями.

Буква «далет» ведет нас на уровень «драш» (толкование, постижение). Драш привлекает смежные темы, раскрывает иные смысловые грани, уточняет детали за счет сопоставления изучаемого слова, фразы, фрагмента с другими словами и фразами, связанными по смыслу.  

И наконец, «самех» — уровень «сод» (сокрытие, тайна). На этом уровне открывается внутренняя, духовная суть, связь которой с материальным миром не очевидна. 

Следует учесть, что каждый новый уровень постижения Торы надстраивается над предыдущим. Поэтому нельзя перескочить, пропустить какой-то уровень, или нарушить последовательность.

Впрочем, соблазн начать изучение Торы сразу с уровня «сод» — очень велик. И немало людей ему — поддаются. О них в Танахе сказано: «Не будьте, как конь и как мул — без малейшего понимания» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 32, ст. 9). 

Слово «пэрэд» (мул) состоит из букв пэй, реш и далет (первые три буквы слова пардес). Эти буквы обозначают три уровня постижения Торы — пшат, ремез и драш. 

Где же буква «самех», обозначающая уровень сод?

Она скачет на коне впереди всех (конь на иврите — сус).

Таким образом, фразу «Не будьте, как конь (сус) и как мул (пэрэд)» можно понять и так: «не ставьте коня впереди мула. Очевидно, отсюда пошло выражение — «не ставьте телегу впереди лошади». А в нашем контексте, об уровнях изучения Торы, это наставление нам, что нельзя ставить «самех» — перед «пэй», «реш» и «далет». То есть — нельзя начинать учебу с изучения на уровне сод. Ибо тогда человек так и останется — «без малейшего понимания».  

Еще один намек на недопустимость нарушения порядка изучения Торы содержится во фразе — «Счастлив понимающий бедного, в день бедствия спасет его Всевышний» (Теилим, гл. 41, ст. 2). 

Слово «бедный» (на иврите — «даль») состоит из букв далет и ламед. Они намекают на «далет лимудим» — четыре уровня изучения (Торы), на «пардес». С учетом этого, фраза звучит так: «Счастлив понимающий бедного (даль)» — счастлив тот, кто изучает Тору на всех четырех уровнях.

Почему он счастлив?

Потому, что «в день бедствия спасет его Всевышний».

 

на основе комментариев великого Каббалиста рава Иеhуды-Моше Петайи (автор книги «Бейт Лехем Йеhуда», Багдад, Ирак, 1859-1942 гг.)

и раби Йосефа Хаима

(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен Иш Хай; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – первая половина 20-го)

 

 

 

4. Хочешь иметь стабильный доход — регулярно изучай Тору

 

Наша недельная глава называется — Бе-хукотай. И начинается она словами — «Если согласно законам Моим ходить будете…» (Ваикра, гл. 26, ст. 3).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что в этой фразе говорится об усердном изучении Торы. 

Необходимость такой учебы должна стать законом для каждого.

Один торговец, который был учеником рава Моше Гринвальда (автор книги «Аругей hа-Босем», Венгрия, 1853-1910 гг.), рассказал, что рав после смерти открылся ему во сне. И этот ученик очень хорошо запомнил наставление, которое получил тогда от своего учителя — «Если хочешь преуспеть в своих делах, хочешь, чтобы у тебя был хороший и стабильный доход, чтобы торговля приносила прибыль — установи себе постоянное время, в которое ты не будешь заниматься ничем другим, кроме изучения Торы. Пусть в твоем расписании всегда присутствует час Торы».

Таким образом, из слов рава Гривальда выходит, что изучение Торы это — сгула (сгулой называют определенные действия, которые способны прямо или косвенно повлиять на духовные миры и изменить к лучшему отдельные аспекты нашей материальной или духовной жизни) для пропитания, сгула для достатка.

Намек на это содержится в нашей фразе.

Когда человек отводит себе время для изучения Торы. И эта учеба имеет для него статус закона, который ни при каких условиях нельзя преступить или отменить — тем самым он реализует сильнейшую сгулу, влияющую на пропитание и достаток. 

Откуда это известно?

Тору соотносят со словом «хок» (закон). Как сказано: «Ведь закон она (Тора) для Израиля» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 81, ст. 5). Но и парнаса (пропитание) соотносится со словом «хок».

Например, в недельной главе Ваигаш мы встречаем слово «хукам» (от того же корня, что и слово «хок») в контексте разговора о парнасе. Читаем там: «И они питались своим наделом (хукам)» (Берешит, гл. 47, ст. 22).

Таким образом, фразу из нашей главы можно понимать и так: «Если хотите иметь пропитание в достатке, вам нужно усердно изучать Тору». 

В заключении расскажу историю, добавляющую к затронутой здесь теме дополнительные краски.

Один американский еврей-бизнесмен пришел к духовному руководителю общины бобовских хасидов и попросил благословения в делах.

Раби благословил гостя и задал ему несколько вопросов, спросив, среди прочего — почему тот забрал старшего сына из йешивы и отдал учиться в колледж?

— Знаете, ребе, — ответил отец, — если мальчик приобретет хорошую профессию, он сможет прокормить себя и свою семью до ста двадцати лет.

— А потом? — вздохнул ребе. — Что будет с ним потом?!

 

на основе комментария рава Моше Гринвальда

(автор книги «Аругей hа-Босем», Венгрия, 1853-1910 гг.)

 

 

5. Вера, Тора и заповеди

 

Написано в нашей недельной главе: «Если согласно законам Моим ходить будете и заповеди Мои соблюдать…» (Ваикра, гл. 26, ст. 3).

Самая яркая черта в образе еврея — стремление к Истине. Это стремление сопровождает его на протяжении всей жизни.

Здесь не случайно употребил не слово «правда», но — слово «истина». Ведь правда, как говорится — «у каждого своя». И только Истина — одна на всех.

Попробуем выяснить, что представляет собой Истина (на иврите — эмет), та Истина, к которой стремятся евреи

Слово «эмет» (истина) состоит из букв алеф, мем и тав. Одновременно это — начальные буквы в словах «эмуна» (вера), «мицвот» (заповеди) и «Тора».

Жизнь еврея постоянно вращается вокруг этих трех основ — веры, заповедей и Торы. И все три должны быть у него постоянно.

Некоторые спрашивают: конечно, прекрасно иметь полный комплект, но почему нельзя ограничиться большинством из названного? Большинство — это ведь тоже неплохо? Скажем, человек непоколебим в своей вере и уделяет повышенное внимание соблюдению заповедей — неужели он не может оставить изучение Торы другим? Или, если его душа лежит к учебе и от его открытий в Торе дух захватывает — нужны ли ему еще и заповеди? Пусть заповедями занимаются те, не способен учиться.

Ответом на эти вопросы и служит наша фраза — «Если согласно законам Моим ходить будете и заповеди Мои соблюдать».

В оригинале первое слово в ней, слово «им» (если), состоит из двух букв — алеф и мем. Эти буквы, как выше сказано, могут символизировать веру (эмуна) и заповеди (мицвот). Так вот, человек может решить, что ему, чтобы быть хорошим евреем достаточно веры и заповедей (эмуна и мицвот). А изучением Торы пусть занимается кто-то другой — способный к учебе.

Только не подозревает такой человек о том, что в Торе уже приготовлен на это ответ: «им» (вера и заповеди) достигают цельности и гармонии только в том случае, когда «ходят согласно законам Творца». А это означает, — пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — что надо усердно изучать Тору.

Только в сочетании с изучением Торы «им» (если) превращается в «эмет» (истину).

Если же кто-то довольствуется лишь эмуной и Торой, и не слишком заботится о выполнении заповедей — в Торе ему дается ясное наставление: «И заповеди Мои соблюдай!».

В оригинале текста нашей недельной главы, в отрывке, который мы обсуждаем, перед словом «мицвот» (заповеди) стоит предлог «эт», состоящий из двух букв — алеф и тав. Они указывают на эмуну и Тору. Но только с добавлением заповедей можно говорить об Истине (эмет).

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «Бехукотай»

 

Место в Торе: Ваикра, гл. 26, ст. 3 — конец книги Ваикра.

 

Почему она так называется?

В первой фразе сказано: «Если по Моим законам пойдете…». Бе-Хукотай в переводе с иврита — по Моим законам.

 

Обсуждение главы Бехукотай

 

1. Завещание царя Давида 

 

«Если согласно законам Моим ходить будете…», — говорит Всевышний, как написано в самом начале нашей недельной главы (Ваикра, гл. 26, ст. 3).

Если Творец требует от нас, чтобы мы «шли» по Его законам — на нас лежит обязанность выяснить, что это за «хождение» такое — по заповедям Всевышнего.

В чем оно состоит и куда должно привести?

Царь Давид в контексте выполнения заповедей тоже использует понятие «ходьба». В Теилим (Псалмы царя Давида, гл. 119, ст. 59) читаем: «Размышлял я о путях своих, и возвращали меня ноги к заповедям Твоим».

Имеется в виду, что с Давидом происходило следующее, В Мидраше Ялкут Шимони разъясняется, что он планировал идти в определенное место, в какой-то дом, даже в некую квартиру, но ноги всякий раз приводили его в синагогу или в бейт мидраш (дом учения, место, где изучают Тору). 

В своем завещании, адресованном сыну Шломо, Давид снова упоминает ходьбу. «Я отправляюсь в последний путь, — пишет он, — которым уходят все живущие на земле, а ты крепись и будь мужчиной» (Первая Книга Мелахим — Царей, гл. 2, ст. 2).

Возникает вопрос: зачем Давиду нужно было писать, что он уходит в последний путь? Ведь и так понятно, что завещание вступит в силу только после его смерти?

Дело в том, что так Давид учит своего сына Шломо богобоязненности.

Всю жизнь говори: «Я отправляюсь в последний путь, — наставляет своего сына Давид. — Помни о смерти. И тогда ты окрепнешь и возмужаешь».

Давид знал, о чем говорит. Это были не просто слова. Сам он всегда так поступал.

В Мидраше — там, где разъясняется высказывание Давила, упоминается «некая квартира» (на иврите — «дира»; ударение на последнем слоге). На языке, которым пользуются Учителя, слово «дира» часто употребляется в значении — «могила». То есть — последнее пристанище человека, его последняя квартира, в которой он будет жить вечно.

Итак, царь Давид старался постоянно помнить, что он — не вечен, что рано или поздно его земной путь завершится могилой. И это дало такой эффект, что его ноги сами стали приводить Давида в бейт мидраш.

Опыт Давида, его завещание сыну — могут служить важным уроком для нас.

Если на всех земных путях не забывать о конечном пункте нашего земного путешествия — это может уберечь от многих ошибок и неверных решений.

 

на основе комментария рава Авраама-Шмуэля-Биньямина Софера

(глава знаменитой йешивы города Пресбурга; известен и как Ктав Софер — по названию написанной им книги «Ктав Софер»; Словакия – Венгрия, 1815-1871 гг.)

 

 

2. Самая доступная заповедь

 

Наша недельная глава начинается с условия, которое ставит нам Всевышний. Здесь мы читаем: «Если согласно законам Моим ходить будете и заповеди Мои соблюдать…» (Ваикра, гл. 26, ст. 3).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что под выражением «ходить согласно Моим законам» следует понимать труд над изучением Торы.

Но на основании чего Раши делает такой вывод?

Чтобы ответить на этот вопрос изучим некоторые аспекты выполнения заповедей. 

Допустим, человек сидит в сукке и уже этим выполняет заповедь. Но вот Суккот завершился, и теперь он может продолжить точно так же сидеть в сукке, а может, и прилечь там, но, чтобы он ни делал — эта заповедь ему уже не будет засчитана. Единственное, что остается — сидеть и ждать возвращения праздника Суккот.

Многие заповеди действуют только в определенный отрезок времени — их нельзя ни упредить, ни запаздывать с ними.

Но у нас много заповедей, которые зависят не от времени, но — от разных условий и, прежде всего — от человеческих возможностей. Так, например, чтобы исполнить заповедь о возвращении потери, нужно сначала дождаться, чтобы кто-то потерял некую вещь. Затем эту вещь необходимо найти (это — важное условие), потом — убедиться, что находка соответствует определенным критериям. И только тогда можно приступить к выполнению заповеди.

Приблизительно так — почти со всеми заповедями. Но есть одна, выполнение которой доступно почти всегда, в любом подобающем месте. Это — заповедь изучения Торы

Так устроил Всевышний, что Тора лежит в дальнем углу, и всякий жаждущий ее — пусть придет и возьмет.

Тот, кто хочет изучать Тору, свободен в выборе темы — ему никто ничего не навязывает. Нравится Талмуд — изучай Талмуд. Интересуешься законами — открывай Шульхан Арух (полный кодекс еврейских законов). Восхищаешься красотой Танаха — читай его книги, и не забудь заглянуть в комментарии.

Теперь вернемся к условию Всевышнего — «Если согласно законам Моим ходить будете и заповеди Мои соблюдать». В выражении «соблюдайте заповеди Мои» в оригинале использовано слово «тишмеру» (соблюдайте). Мы его уже встречали в книге Берешит, в недельной главе Ваешев (Берешит, гл. 47, ст. 11). Написано здесь: «А его отец хранил изреченное» (здесь идет речь о снах Йосефа). Когда все злились на Йосефа и соревновались в ненависти к нему, Яаков тем временем, терпеливо ждал, когда сон Йосефа, наконец —  исполнится. 

Таким образом, выражение «и заповеди Мои соблюдать» следует понимать так: ждите момента, проверяйте возможности, постоянно будьте начеку. Словом — пребывайте в активном ожидании заповедей — вдруг выпадет желаемая комбинация всех требуемых условий, и удастся исполнить ту или иную заповедь. 

В отличие от этого, первая часть условия Всевышнего — «если согласно законам Моим ходить будете», говорит об усердии в изучении Торы. Если в отношении других заповедей, человек может лишь ждать и надеяться, что ему удастся их исполнить (при благоприятном стечении обстоятельств или с наступлением времени, когда эти заповеди становятся релевантными), то для выполнения заповеди изучения Торы, вовсе не нужно поджидать подходящего момента — бери и изучай!

С такой точки зрения это — очень удобная и доступная заповедь.

 

на основе комментария рава Шауля Браха

(автор книги «Гиват Шауль», Венгрия, Чехословакия, 1865-1940 гг.)

 

 

 

3. Не ставьте коня впереди мула

 

Написано в нашей недельной главе: «Если согласно законам Моим ходить будете…» (Ваикра, гл. 26, ст. 3).

И Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) объясняет, что «ходить согласно законам Всевышнего» означает — усердно изучать Тору.

Об этом и поговорим.

Существует четыре основных уровня ее постижения. На иврите эти уровни обозначаются словом «пардес» (в переводе — «фруктовый сад»).

Буква «пэй» это — уровень «пшат». Это название происходит от слова «леитпашет», что в переводе означает — «распространяться». И речь здесь идет о самом открытом, внешнем уровне понимания. В каком-то смысле он — наиболее доступный.

Буква «реш» подразумевает уровень «ремез» (намек). Ремез раскрывает связи и общность между различными, казалось бы, явлениями и понятиями.

Буква «далет» ведет нас на уровень «драш» (толкование, постижение). Драш привлекает смежные темы, раскрывает иные смысловые грани, уточняет детали за счет сопоставления изучаемого слова, фразы, фрагмента с другими словами и фразами, связанными по смыслу.  

И наконец, «самех» — уровень «сод» (сокрытие, тайна). На этом уровне открывается внутренняя, духовная суть, связь которой с материальным миром не очевидна. 

Следует учесть, что каждый новый уровень постижения Торы надстраивается над предыдущим. Поэтому нельзя перескочить, пропустить какой-то уровень, или нарушить последовательность.

Впрочем, соблазн начать изучение Торы сразу с уровня «сод» — очень велик. И немало людей ему — поддаются. О них в Танахе сказано: «Не будьте, как конь и как мул — без малейшего понимания» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 32, ст. 9). 

Слово «пэрэд» (мул) состоит из букв пэй, реш и далет (первые три буквы слова пардес). Эти буквы обозначают три уровня постижения Торы — пшат, ремез и драш. 

Где же буква «самех», обозначающая уровень сод?

Она скачет на коне впереди всех (конь на иврите — сус).

Таким образом, фразу «Не будьте, как конь (сус) и как мул (пэрэд)» можно понять и так: «не ставьте коня впереди мула. Очевидно, отсюда пошло выражение — «не ставьте телегу впереди лошади». А в нашем контексте, об уровнях изучения Торы, это наставление нам, что нельзя ставить «самех» — перед «пэй», «реш» и «далет». То есть — нельзя начинать учебу с изучения на уровне сод. Ибо тогда человек так и останется — «без малейшего понимания».  

Еще один намек на недопустимость нарушения порядка изучения Торы содержится во фразе — «Счастлив понимающий бедного, в день бедствия спасет его Всевышний» (Теилим, гл. 41, ст. 2). 

Слово «бедный» (на иврите — «даль») состоит из букв далет и ламед. Они намекают на «далет лимудим» — четыре уровня изучения (Торы), на «пардес». С учетом этого, фраза звучит так: «Счастлив понимающий бедного (даль)» — счастлив тот, кто изучает Тору на всех четырех уровнях.

Почему он счастлив?

Потому, что «в день бедствия спасет его Всевышний».

 

на основе комментариев великого Каббалиста рава Иеhуды-Моше Петайи (автор книги «Бейт Лехем Йеhуда», Багдад, Ирак, 1859-1942 гг.)

и раби Йосефа Хаима

(один из крупнейших Учителей Торы, открытой и закрытой ее части — каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен Иш Хай; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – первая половина 20-го)

 

 

 

4. Хочешь иметь стабильный доход — регулярно изучай Тору

 

Наша недельная глава называется — Бе-хукотай. И начинается она словами — «Если согласно законам Моим ходить будете…» (Ваикра, гл. 26, ст. 3).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что в этой фразе говорится об усердном изучении Торы. 

Необходимость такой учебы должна стать законом для каждого.

Один торговец, который был учеником рава Моше Гринвальда (автор книги «Аругей hа-Босем», Венгрия, 1853-1910 гг.), рассказал, что рав после смерти открылся ему во сне. И этот ученик очень хорошо запомнил наставление, которое получил тогда от своего учителя — «Если хочешь преуспеть в своих делах, хочешь, чтобы у тебя был хороший и стабильный доход, чтобы торговля приносила прибыль — установи себе постоянное время, в которое ты не будешь заниматься ничем другим, кроме изучения Торы. Пусть в твоем расписании всегда присутствует час Торы».

Таким образом, из слов рава Гривальда выходит, что изучение Торы это — сгула (сгулой называют определенные действия, которые способны прямо или косвенно повлиять на духовные миры и изменить к лучшему отдельные аспекты нашей материальной или духовной жизни) для пропитания, сгула для достатка.

Намек на это содержится в нашей фразе.

Когда человек отводит себе время для изучения Торы. И эта учеба имеет для него статус закона, который ни при каких условиях нельзя преступить или отменить — тем самым он реализует сильнейшую сгулу, влияющую на пропитание и достаток. 

Откуда это известно?

Тору соотносят со словом «хок» (закон). Как сказано: «Ведь закон она (Тора) для Израиля» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 81, ст. 5). Но и парнаса (пропитание) соотносится со словом «хок».

Например, в недельной главе Ваигаш мы встречаем слово «хукам» (от того же корня, что и слово «хок») в контексте разговора о парнасе. Читаем там: «И они питались своим наделом (хукам)» (Берешит, гл. 47, ст. 22).

Таким образом, фразу из нашей главы можно понимать и так: «Если хотите иметь пропитание в достатке, вам нужно усердно изучать Тору». 

В заключении расскажу историю, добавляющую к затронутой здесь теме дополнительные краски.

Один американский еврей-бизнесмен пришел к духовному руководителю общины бобовских хасидов и попросил благословения в делах.

Раби благословил гостя и задал ему несколько вопросов, спросив, среди прочего — почему тот забрал старшего сына из йешивы и отдал учиться в колледж?

— Знаете, ребе, — ответил отец, — если мальчик приобретет хорошую профессию, он сможет прокормить себя и свою семью до ста двадцати лет.

— А потом? — вздохнул ребе. — Что будет с ним потом?!

 

на основе комментария рава Моше Гринвальда

(автор книги «Аругей hа-Босем», Венгрия, 1853-1910 гг.)

 

 

5. Вера, Тора и заповеди

 

Написано в нашей недельной главе: «Если согласно законам Моим ходить будете и заповеди Мои соблюдать…» (Ваикра, гл. 26, ст. 3).

Самая яркая черта в образе еврея — стремление к Истине. Это стремление сопровождает его на протяжении всей жизни.

Здесь не случайно употребил не слово «правда», но — слово «истина». Ведь правда, как говорится — «у каждого своя». И только Истина — одна на всех.

Попробуем выяснить, что представляет собой Истина (на иврите — эмет), та Истина, к которой стремятся евреи

Слово «эмет» (истина) состоит из букв алеф, мем и тав. Одновременно это — начальные буквы в словах «эмуна» (вера), «мицвот» (заповеди) и «Тора».

Жизнь еврея постоянно вращается вокруг этих трех основ — веры, заповедей и Торы. И все три должны быть у него постоянно.

Некоторые спрашивают: конечно, прекрасно иметь полный комплект, но почему нельзя ограничиться большинством из названного? Большинство — это ведь тоже неплохо? Скажем, человек непоколебим в своей вере и уделяет повышенное внимание соблюдению заповедей — неужели он не может оставить изучение Торы другим? Или, если его душа лежит к учебе и от его открытий в Торе дух захватывает — нужны ли ему еще и заповеди? Пусть заповедями занимаются те, не способен учиться.

Ответом на эти вопросы и служит наша фраза — «Если согласно законам Моим ходить будете и заповеди Мои соблюдать».

В оригинале первое слово в ней, слово «им» (если), состоит из двух букв — алеф и мем. Эти буквы, как выше сказано, могут символизировать веру (эмуна) и заповеди (мицвот). Так вот, человек может решить, что ему, чтобы быть хорошим евреем достаточно веры и заповедей (эмуна и мицвот). А изучением Торы пусть занимается кто-то другой — способный к учебе.

Только не подозревает такой человек о том, что в Торе уже приготовлен на это ответ: «им» (вера и заповеди) достигают цельности и гармонии только в том случае, когда «ходят согласно законам Творца». А это означает, — пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — что надо усердно изучать Тору.

Только в сочетании с изучением Торы «им» (если) превращается в «эмет» (истину).

Если же кто-то довольствуется лишь эмуной и Торой, и не слишком заботится о выполнении заповедей — в Торе ему дается ясное наставление: «И заповеди Мои соблюдай!».

В оригинале текста нашей недельной главы, в отрывке, который мы обсуждаем, перед словом «мицвот» (заповеди) стоит предлог «эт», состоящий из двух букв — алеф и тав. Они указывают на эмуну и Тору. Но только с добавлением заповедей можно говорить об Истине (эмет).

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

КидУш или кИдуш?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля