ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА «ВАЙЕХИ»

 

Место в Торе: книга Берешит, гл. 47, ст. 28 (в конце книги).

 

Почему глава так называется?

По первому слову первой фразы главы: «И жил Яаков в Египте...».

«И жил» в тексте оригинала — вайехи.

 

Обсуждение главы Вайехи

 

1. Яаков считал, что рабство закончится раньше

 

Наша недельная глава, которая начинается словами — «И жил Яаков на земле Египта» (Берешит, гл. 47, ст. 28) — «замкнутая», «закрытая». Она начинается на той же строке, на которой завершается предыдущая глава. И даже интервал в девять букв — не отделяет эти главы друг от друга.

Иными словами, если бы не традиция, сообщающая нам, где начинается новая глава, мы подумали бы, что это продолжение предыдущей.

С чем же связана эта «замкнутость», «закрытость»?

В своем комментарии к рассматриваемому нами фрагменту Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) этот вопрос.

Яаков, — пишет он, — хотел раскрыть своим сыновьям срок конечного избавления (на иврите — геула), но это было «закрыто» от него.

В Талмуде (трактат Песахим, лист 56) добавлены дополнительные подробности. Там говорится, что в момент, когда сыновья собрались вокруг Яакова, тот попытался открыть им время наступления геулы, но — не смог его разглядеть. Пророческий дар как будто бы ускользнул от него. 

— Может, есть недостойный среди вас? — испугался Яаков.

Тогда сыновья Яакова провозгласили в один голос: 

— Слушай Израиль! Наш Всевышний один…

— Благословенно имя царства его во веки веков! — ответил им Яаков

Но почему Яаков так и не назвал своим сыновьям срок окончания египетского рабства?

Когда братья продали Йосефа, они тем самым нанесли урон Имени Всевышнего. Им было известно Его четырехбуквенное Имя, состоящее из букв йод, hей, вав и hей, гематрия (числовое значение) которого равно 26-ти.

С Йосефом были тогда десять братьев (Биньямин остался дома с отцом). Выходит, чтобы искупить причиненный ущерб, требуется пройти через 260 (двадцать шесть умножить на десять) лет рабства. 

Спустя 210 лет после этого происшествия Всевышний открылся Моше из пылающего куста и велел вывести евреев из Египта.

Увидев, что куст горит, но — не сгорает, Моше решил свернуть к нему, чтобы посмотреть на это чудо вблизи (см. Шемот, гл. 3, ст. 3). И тут же сказано: «И увидел Творец, что Моше свернул (на иврите — сар), чтобы посмотреть» (там же, ст. 4).

Гематрия слова сар — 260.

Всевышний увидел, что Моше считает, будто бы еврейский народ должен провести в рабстве 260 лет — соответственно десятикратной гематрии Его Имени, состоящего из букв йод, hей, вав и hей. Поэтому велел ему передать сынам Израиля, что Сущий (имеется в виду Имя Всевышнего обозначаемое буквами алеф, hей, йод и hей) послал его.

Таким образом, Творец дал понять, что от продажи Йосефа пострадало именно это Имя. Его гематрия — 21. И если учесть, что провинились десять братьев Йосефа — получим 210 лет исправительных работ в Египте. И как раз сейчас, в момент, когда Моше увидел горящий куст, этот срок подходил к концу. Наступало время геулы.

Яаков знал, что его дети, продав Йосефа, нанесли урон Имени Творца, состоящему из букв алеф, hей, йод и hей. Причем, Реувен в акте продажи — не участвовал. Значит, вина легла только на девятерых его сыновей, и гематрию этого Имени надо умножить на девять, а это — 189.

То есть, по мнению Яакова, геула должна была наступить спустя 189 лет рабства — на 190-м году. 

Теперь прочтем комментарий Раши еще раз.

Яаков, — пишет Раши, — хотел раскрыть своим сыновьям срок конечного избавления (на иврите — геула), но это было «закрыто» от него. 

Итак, Яаков намеревался открыть сыновьям «кец» — время окончания галута (изгнания). Гематрия слова «кец» — 190. Именно через столько лет, по расчетам Яакова должно закончиться египетское рабство. Но разглядеть грядущую геулу Яаков, как ни старался — не смог. И понял, что и через 190 лет его потомки по-прежнему будут в рабстве.

— Может, есть недостойный среди вас? — воскликнул он в ужасе.

Вероятно, кто-то из вас нанес более серьезный ущерб, и поэтому освобождение будет задержано.

Тогда его сыновья провозгласили в один голос: 

— Слушай Израиль! Наш Всевышний один.

Вынося решение о продаже Йосефа, мы присоединили к себе Всевышнего. Поэтому Он — как бы один из нас. И, следовательно, умножать нужно не на девять, а на десять...

 

на основе комментария рава Шимшона из Острополя

(большой знаток внутренней Торы; погиб вместе с другими молящимися во время устроенной головорезами Богдана Хмельницкого бойни в синагоге; Волынь, Галиция, 1600-1648 гг.)

 

 

2. Яаков знал, сколько ему отпущено

 

В начале нашей недельной главы называется количество лет, прожитых Яаковом в Египте, и его возраст. Об этом написано : «И жил Яаков на земле Египта семнадцать лет. И исполнилось ему сто сорок семь лет. И приблизились дни Исраэля к смерти» (Берешит, гл. 47, ст. 28-29).

По прибытии в Египет, Яаков сообщил фараону, сколько ему лет — «И сказал Яаков фараону: дни моей жизни — сто тридцать лет» (там же, ст. 9).

Теперь, зная, что с тех пор минуло семнадцать лет, мы можем легко подсчитать, сколько всего прожил Яаков. Так для чего Тора нам сообщает, что Яаков прожил сто сорок семь лет?

Говорится в книге Зогар, что каждому нашему праотцу было отпущено по 180 лет жизни (десятикратная гематрия, числовое значение, слова «хай», что в переводе означает — «живой»).

Однако Авраама Всевышний призвал на пять лет раньше этого срока — чтобы он не увидел, как его внук Эсав ступил на дорогу злодеяний.

Ицхак прожил все 180 лет, которые были ему отмерены.

А вот жизнь Яакова была сокращена на 33 года. Но почему?

Когда Яаков со своей семьей бежал от Лавана, его жена Рахель, втайне от мужа, похитила отцовских божков. Яаков, не зная об этом, в ответ на претензию тестя сказал: «У кого найдешь своих идолов — тому не жить» (Берешит, гл. 31, ст. 32).

Из-за этих его слов умерла Рахель. А самому Яакову Всевышний сократил жизнь на 33 года. Ибо 33 — гематрия (числовое значение) слова «йихъе» («будет жить»).

Выходит, уже с момента смерти Рахели, Яаков знал, сколько ему осталось прожить.

По истечении семнадцати лет жизни в Египте, Яаков понимает, что его дни приблизились к концу. «И исполнилось ему, — читаем в Торе, — сто сорок семь лет».

Не 180, как было отмерено изначально, но — 147 лет.

Поэтому Яаков призывает своего сына Йосефа и завещает, чтобы его ни в коем случае не хоронили в Египте (см. Берешит, гл. 47, ст. 29).

Потомок Яакова, царь Давид, воспел жизнь своего знаменитого праотца, составив 147 псалмов — по одному псалму на каждый год жизни Яакова.

Но, если мы откроем книгу Теилим (Псалмы царя Давида), мы увидим, что последний псалом в ней — под номером 150.

Это несоответствие объясняется тем, что часть псалмов должны быть соединены между собой. Как, например, первый и второй псалмы считаются как один. Об этом сказано в Талмуде (трактат Берахот, лист 10).

В одной из фраз книги Теилим содержится намек на ее связь с Яаковом, с его жизнью.

Прочтем эту фразу — «А Ты, Святой, обитаешь среди славословий Израиля!» (Теилим, гл. 22, ст. 4). И количество этих славословий — равно продолжительности жизни Яакова.

 

на основе комментария рава Йоханана Киршенбойма

(автор книги «Коль Йевасер», Польша, 19-й век)

 

 

3. Если не я себе, то, кто мне!?

 

Написано в нашей недельной главе: «И близились дни Исраэля к смерти, и призвал он своего сына Йосефа» (Берешит, гл. 47, ст. 29).

В оригинале выражение «призвал Йосефа» —  лейосеф.

Яаков позвал того, — пишет в своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — кто может исполнить.

В этих словах содержится намек на то, что рано или поздно происходит с каждым человеком. Кем бы он ни был, но настает момент, когда приходит время ему умирать.

Тогда он зовет к себе своего сына. 

Для чего он его зовет?

«Лейосеф» означает — «прибавить».

Умирающий знает, что вскоре предстанет перед Высшим Судом. И просит своего сына — прибавить в изучении Торы и соблюдении заповедей. В надежде, что на Небесах это учтут.

После того как он умрет, он уже не сможет зарабатывать и копить заслуги для Будущего мира. Поэтому он зовет того, кто может зарабатывать заслуги — зовет сына.

Только лучше ему все же самому позаботиться о своем месте в Будущем мире. Как говорится, на заслуги сына надейся, но и сам не плошай. 

Чтобы эта мысль стала более понятной, представим ее в виде притчи.

У отца было три сына. Отец был весьма состоятельным человеком и детей вырастил себе под стать. У каждого — свой бизнес, приносящий немалые доходы. Так, что никто из сыновей не только ни в чем не нуждался, но и вполне мог позволить себе жить на широкую ногу.

Когда отец состарился и понял, что жизненный путь его на исходе, он призвал к себе старшего сына и сказал:

— Сынок, я всю жизнь заботился о тебе. Но вот приходит мой час. Я ухожу в мир иной. И оставлю тебе миллион. Сделаешь ли ты, что-то для меня?

— Я открою благотворительную столовую, где бесплатно будут кормить бедняков, — с готовностью отвечал старший сын, — и в нашем городе не останется ни одного голодного. Эту столовую я назову твоим именем, отец. 

Отцу очень понравилась идея сына, и про себя он решил, что, пожалуй, добавит ему еще три миллиона. 

Тот же вопрос он задал и среднему сыну, когда тот явился на зов.

— Отец, к твоему миллиону я добавлю еще два своих и открою в память о тебе благотворительный фонд (гмах), где всякий нуждающийся сможет получить беспроцентную ссуду.

По душе пришлось отцу предложение сына. Что он и не преминул выразить вслух. А про себя заметил: надо будет ему оставить больше, чтобы не вкладывал из собственных средств. 

Настал черед младшего сына.

Младший сын заявил, что, к сожалению, после смерти отца он ничем не сможет ему помочь.

— Если так, — возмутился отец, — ты от меня гроша ломаного не увидишь!

Когда отец немного поостыл, сын постарался объяснить ему свою позицию. Он сказал, что причина его ответа находится не здесь, за причиной нужно спуститься в подвал. Сын зажег свечу и пропустил отца вперед. Сделав несколько шагов, отец остановился:

— Я не могу идти дальше, здесь кромешная тьма!

— Но ведь я несу горящую свечу! — удивился сын.

— Ты идешь сзади, и свет свечи мне не помогает. От твоей свечи мне нет никакого толка.

— Это я и имел в виду, — заключил младший сын. — Можем возвращаться.

— Ты сам видел, отец, что польза есть только тогда, когда ты сам держишь свечу, — объяснил сын, когда они поднялись наверх.

Заповеди уподоблены свечам и свету. Как сказано: «Слово Твое — светильник, не дающий споткнуться ноге моей, оно — свет на моем пути (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 119, ст. 105).

Всегда нужно светить самому — не ждать пока тебе посветит кто-то другой.

Дети, конечно, стараются помочь вознестись душам родителей. Но все же важно помнить наставление пророка — «И пойдут пред тобой твои заслуги и твоя праведность» (Танах, книга пророка Йешайяhу, гл. 58, ст. 8).

Заповеди, которые ты соблюдал и добрые дела, которые ты совершил при жизни — вот что в первую очередь будет освещать тебе путь после смерти.

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

4. Твоя рука — под моим бедром

 

Яаков готовится к уходу в иной мир. И мы читаем: «И приблизились дни Исраэля к смерти, и призвал он своего сына Йосефа, и сказал ему: Если обрел я милость в твоих глазах, то положи руку под мое бедро. Поступи со мной милосердно и по справедливости — не хорони меня в Египте» (Берешит, гл. 47, ст.29).

Используемый Яаковом оборот «если обрел я милость» — конечно же, красив. Но вот, верен ли?

После того, как братья продали Йосефа, он долгие годы не видел отца. Да и после переселения Яакова в Египет, они жили порознь. Когда же Яакову мог обрести приязнь потерянного, казалось бы, сына?

Так, может, нужно было сказать, к примеру: «Если я обрету милость в твоих глазах» — в надежде на будущее?

И все же Яаков имел все основания говорить об обретении приязни сына в прошедшем времени, как о чем-то уже свершившемся.

Когда Йосеф служил в доме Потифара, он был подвергнут сильнейшему испытанию, связанному с женой своего хозяина. Она, как известно, пуская в ход свои чары, старалась соблазнить Йосефа.

Чтобы устоять перед соблазном, Йосеф мысленно представлял образ своего отца. И благодаря этому — с честью выдержал испытание. Тогда Яаков, его образ, и обрел «милость» в глазах и мыслях Йосефа.

И вот Яаков, как бы обращается к Йосефу со словами:

— В трудную минуту ты призвал меня на помощь, а теперь я обращаюсь к тебе с просьбой. Не оставь же ее без ответа. 

Кроме того, Яаков преподает Йосефу важный духовный урок, урок веры.

Йосеф с четью прошел серьезное испытание и одержал победу. А победителю — очень легко возгордиться. Ведь это кто победил? Я победил! Силой своих рук, упорством и доблестью.

Но это совершенно неверно. Йосеф был обречен на победу обещанием Всевышнего. Ведь Творец, как сказано в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Ваикра, гл. 46) обещал Яакову, что все его потомки будут без изъяна, будут праведными. 

Поэтому Яаков просит Йосефа положить ему руку под бедро. 

— Твоя рука под моим бедром, — говорит он сыну. — Ты победил в испытании не своей доблестью, не силой своих рук, но — потому, что ты мой потомок, потому что ты вышел из меня. Теперь я вправе ожидать от тебя благодарность. Так похорони меня в Эрец Исраэль (на Земле Израиля).

 «Сделаю по слову твоему» (Берешит, гл. 47, ст. 30), — отвечает на это Йосеф. 

Но неужели нельзя было просто выразить согласие?

Говоря «делаю по слову твоему», Йосеф хотел показать Яакову, что он воспринял его урок. И то, что Яаков завещал Йосефу, Йосеф потом завещает всем сынам Израиля. Как сказано: «И клятвой связал Йосеф сынов Израиля, сказав: Вспомнит, вспомнит Всевышний вас, тогда вынесите мои кости отсюда» (Берешит, гл. 50, ст. 25).

Понятно, что только если Йосеф исполнит обещание данное Яакову, у него будут основания требовать того же от сынов Израиля в отношении себя.

 

на основе комментария раби Иешаягу а-Леви Горовица

(был главным раввином ашкеназских евреев в Иерусалиме, автор комментариев к Торе, в том числе, и к закрытой ее части – каббале) и Талмуду, под общим названием Шней Лухот а-Брит, сокращенно — А-Шла; Чехия – Польша – Германия – Израиль; вторая половина 16-го – первая половина 17 вв.)

 

 

5. Хесед и Эмет

 

Яаков берет с Йосефа обещание, что тот не похоронит его в Египте, но вывезет его останки для погребения в Израиле. И здесь мы читаем: «И приблизились дни Исраэля к смерти, и призвал он своего сына Йосефа, и сказал ему: Если обрел я милость в твоих глазах, то положи руку под мое бедро. Поступи со мной милосердно и по справедливости — не хорони меня в Египте» (Берешит, гл. 47, ст.29).

Возникает вопрос: зачем было прибегать к столь крайним мерам, для чего понадобилась клятва? Разве похоронить отца — не сыновний долг?

Мы видим, что Яаков просит своего сына Йосефа поступить с отцом «милосердно (на иврите — хесед) и по справедливости (эмет)».

Эмет — это мера суда, обязывающая подданных подчиняться царю, детей — слушаться родителей и т.п.

Милосердие (хесед) вступает в силу там, где заканчивается сила закона. Хесед — сверх закона, когда ты делаешь что-либо не потому, что обязан, но — из милосердия, хеседа.

Разница между понятиями «хесед» и «эмет» достаточно отчетливо прослеживается в просьбе жительницы города Йерихо по имени Рахав (из истории, рассказанной в Танахе — книга пророка Йеhошуа, гл. 2, ст. 12). Она спрятала в своем доме двух евреев-разведчиков, посланных Йеhошуа бин Нуном, и попросила разведчиков поклясться, что сыны Израиля, когда войдут в Йерихо — не сделают ничего дурного ни ей, ни ее семье.

«Поклянитесь мне, — говорит Рахав, — что, поскольку я оказала вам милость, то и вы окажете милость (в оригинале — хесед) дому отца моего, и дадите мне верный знак (в оригинале — «от эмет»)».

Мы видим, что в отношении себя, Рахав требует неприкосновенности по закону (согласно качеству эмет, проявляемому в действии меры суда). А для своих близких она просит — милосердия.

Рахав считает, что, поскольку она спасла от смерти разведчиков, сыны Израиля должны сохранить ей жизнь. И еще, сверх этого, Рахав взывает о милосердии для дома отца своего (хотя по закону проявлять милосердие они в этом случае не обязаны).

На том же принципе построена и просьба Яакова к Йосефу.   

Качество эмет (оно же — мера суда) обязывает Йосефа, как требует заповедь о почитании родителей, которую Йосеф должен исполнять — похоронить Яакова. Но к этому Яаков добавляет еще и просьбу — не хоронить его в Египте, но сделать все возможное, чтобы его останки были вывезены и погребены в Эрец Исраэль.

Эта просьба не обусловлена каким-либо законом (в противном случае, это была бы не просьба, но — требование). Она — сверх закона, выше его. Для ее осуществления нужно проявить качество «хесед» (милосердие).

К этому можно добавить, что обращенная к Йосефу просьба Яаков поклясться рассчитана на проявление хеседа. Но после того, как тот поклялся — в силу вступает эмет, закон, обязывающий выполнить эту клятву.

В качестве иллюстрации приведем очень красивую притчу Магида из города Дубно (магид в условном переводе — «рассказчик»; здесь — раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй и комментариев к Торе, собранных в книге Оѓель Яаков; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.).

У одного человека умерла жена, и он женился вторично. И, нужно сказать — крайне неудачно.

Новая жена возненавидела его сына. Каждый раз, когда он хотел помочь сыну деньгами, жена закатывала скандал.

Тогда отец написал на имя своего сына долговое обязательство. С тех пор, когда тому нужны были деньги, он уже не просил их у отца, но — просто предъявлял родителю вексель.

Дать сыну долговое обязательство — это хесед. Выплачивать по нему деньги — эмет.

 

на основе комментариев рава Пинхаса Гурвица

(раввин Франкфурта, автор книги «Паним Яфот», Германия, 1731-1805 гг.)

и рава Йегошуа-Лейба Дискина

(Россия – Израиль, 1817-1898 гг.)

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «ВАЙЕХИ»

 

Место в Торе: книга Берешит, гл. 47, ст. 28 (в конце книги).

 

Почему глава так называется?

По первому слову первой фразы главы: «И жил Яаков в Египте...».

«И жил» в тексте оригинала — вайехи.

 

Обсуждение главы Вайехи

 

1. Яаков считал, что рабство закончится раньше

 

Наша недельная глава, которая начинается словами — «И жил Яаков на земле Египта» (Берешит, гл. 47, ст. 28) — «замкнутая», «закрытая». Она начинается на той же строке, на которой завершается предыдущая глава. И даже интервал в девять букв — не отделяет эти главы друг от друга.

Иными словами, если бы не традиция, сообщающая нам, где начинается новая глава, мы подумали бы, что это продолжение предыдущей.

С чем же связана эта «замкнутость», «закрытость»?

В своем комментарии к рассматриваемому нами фрагменту Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) этот вопрос.

Яаков, — пишет он, — хотел раскрыть своим сыновьям срок конечного избавления (на иврите — геула), но это было «закрыто» от него.

В Талмуде (трактат Песахим, лист 56) добавлены дополнительные подробности. Там говорится, что в момент, когда сыновья собрались вокруг Яакова, тот попытался открыть им время наступления геулы, но — не смог его разглядеть. Пророческий дар как будто бы ускользнул от него. 

— Может, есть недостойный среди вас? — испугался Яаков.

Тогда сыновья Яакова провозгласили в один голос: 

— Слушай Израиль! Наш Всевышний один…

— Благословенно имя царства его во веки веков! — ответил им Яаков

Но почему Яаков так и не назвал своим сыновьям срок окончания египетского рабства?

Когда братья продали Йосефа, они тем самым нанесли урон Имени Всевышнего. Им было известно Его четырехбуквенное Имя, состоящее из букв йод, hей, вав и hей, гематрия (числовое значение) которого равно 26-ти.

С Йосефом были тогда десять братьев (Биньямин остался дома с отцом). Выходит, чтобы искупить причиненный ущерб, требуется пройти через 260 (двадцать шесть умножить на десять) лет рабства. 

Спустя 210 лет после этого происшествия Всевышний открылся Моше из пылающего куста и велел вывести евреев из Египта.

Увидев, что куст горит, но — не сгорает, Моше решил свернуть к нему, чтобы посмотреть на это чудо вблизи (см. Шемот, гл. 3, ст. 3). И тут же сказано: «И увидел Творец, что Моше свернул (на иврите — сар), чтобы посмотреть» (там же, ст. 4).

Гематрия слова сар — 260.

Всевышний увидел, что Моше считает, будто бы еврейский народ должен провести в рабстве 260 лет — соответственно десятикратной гематрии Его Имени, состоящего из букв йод, hей, вав и hей. Поэтому велел ему передать сынам Израиля, что Сущий (имеется в виду Имя Всевышнего обозначаемое буквами алеф, hей, йод и hей) послал его.

Таким образом, Творец дал понять, что от продажи Йосефа пострадало именно это Имя. Его гематрия — 21. И если учесть, что провинились десять братьев Йосефа — получим 210 лет исправительных работ в Египте. И как раз сейчас, в момент, когда Моше увидел горящий куст, этот срок подходил к концу. Наступало время геулы.

Яаков знал, что его дети, продав Йосефа, нанесли урон Имени Творца, состоящему из букв алеф, hей, йод и hей. Причем, Реувен в акте продажи — не участвовал. Значит, вина легла только на девятерых его сыновей, и гематрию этого Имени надо умножить на девять, а это — 189.

То есть, по мнению Яакова, геула должна была наступить спустя 189 лет рабства — на 190-м году. 

Теперь прочтем комментарий Раши еще раз.

Яаков, — пишет Раши, — хотел раскрыть своим сыновьям срок конечного избавления (на иврите — геула), но это было «закрыто» от него. 

Итак, Яаков намеревался открыть сыновьям «кец» — время окончания галута (изгнания). Гематрия слова «кец» — 190. Именно через столько лет, по расчетам Яакова должно закончиться египетское рабство. Но разглядеть грядущую геулу Яаков, как ни старался — не смог. И понял, что и через 190 лет его потомки по-прежнему будут в рабстве.

— Может, есть недостойный среди вас? — воскликнул он в ужасе.

Вероятно, кто-то из вас нанес более серьезный ущерб, и поэтому освобождение будет задержано.

Тогда его сыновья провозгласили в один голос: 

— Слушай Израиль! Наш Всевышний один.

Вынося решение о продаже Йосефа, мы присоединили к себе Всевышнего. Поэтому Он — как бы один из нас. И, следовательно, умножать нужно не на девять, а на десять...

 

на основе комментария рава Шимшона из Острополя

(большой знаток внутренней Торы; погиб вместе с другими молящимися во время устроенной головорезами Богдана Хмельницкого бойни в синагоге; Волынь, Галиция, 1600-1648 гг.)

 

 

2. Яаков знал, сколько ему отпущено

 

В начале нашей недельной главы называется количество лет, прожитых Яаковом в Египте, и его возраст. Об этом написано : «И жил Яаков на земле Египта семнадцать лет. И исполнилось ему сто сорок семь лет. И приблизились дни Исраэля к смерти» (Берешит, гл. 47, ст. 28-29).

По прибытии в Египет, Яаков сообщил фараону, сколько ему лет — «И сказал Яаков фараону: дни моей жизни — сто тридцать лет» (там же, ст. 9).

Теперь, зная, что с тех пор минуло семнадцать лет, мы можем легко подсчитать, сколько всего прожил Яаков. Так для чего Тора нам сообщает, что Яаков прожил сто сорок семь лет?

Говорится в книге Зогар, что каждому нашему праотцу было отпущено по 180 лет жизни (десятикратная гематрия, числовое значение, слова «хай», что в переводе означает — «живой»).

Однако Авраама Всевышний призвал на пять лет раньше этого срока — чтобы он не увидел, как его внук Эсав ступил на дорогу злодеяний.

Ицхак прожил все 180 лет, которые были ему отмерены.

А вот жизнь Яакова была сокращена на 33 года. Но почему?

Когда Яаков со своей семьей бежал от Лавана, его жена Рахель, втайне от мужа, похитила отцовских божков. Яаков, не зная об этом, в ответ на претензию тестя сказал: «У кого найдешь своих идолов — тому не жить» (Берешит, гл. 31, ст. 32).

Из-за этих его слов умерла Рахель. А самому Яакову Всевышний сократил жизнь на 33 года. Ибо 33 — гематрия (числовое значение) слова «йихъе» («будет жить»).

Выходит, уже с момента смерти Рахели, Яаков знал, сколько ему осталось прожить.

По истечении семнадцати лет жизни в Египте, Яаков понимает, что его дни приблизились к концу. «И исполнилось ему, — читаем в Торе, — сто сорок семь лет».

Не 180, как было отмерено изначально, но — 147 лет.

Поэтому Яаков призывает своего сына Йосефа и завещает, чтобы его ни в коем случае не хоронили в Египте (см. Берешит, гл. 47, ст. 29).

Потомок Яакова, царь Давид, воспел жизнь своего знаменитого праотца, составив 147 псалмов — по одному псалму на каждый год жизни Яакова.

Но, если мы откроем книгу Теилим (Псалмы царя Давида), мы увидим, что последний псалом в ней — под номером 150.

Это несоответствие объясняется тем, что часть псалмов должны быть соединены между собой. Как, например, первый и второй псалмы считаются как один. Об этом сказано в Талмуде (трактат Берахот, лист 10).

В одной из фраз книги Теилим содержится намек на ее связь с Яаковом, с его жизнью.

Прочтем эту фразу — «А Ты, Святой, обитаешь среди славословий Израиля!» (Теилим, гл. 22, ст. 4). И количество этих славословий — равно продолжительности жизни Яакова.

 

на основе комментария рава Йоханана Киршенбойма

(автор книги «Коль Йевасер», Польша, 19-й век)

 

 

3. Если не я себе, то, кто мне!?

 

Написано в нашей недельной главе: «И близились дни Исраэля к смерти, и призвал он своего сына Йосефа» (Берешит, гл. 47, ст. 29).

В оригинале выражение «призвал Йосефа» —  лейосеф.

Яаков позвал того, — пишет в своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — кто может исполнить.

В этих словах содержится намек на то, что рано или поздно происходит с каждым человеком. Кем бы он ни был, но настает момент, когда приходит время ему умирать.

Тогда он зовет к себе своего сына. 

Для чего он его зовет?

«Лейосеф» означает — «прибавить».

Умирающий знает, что вскоре предстанет перед Высшим Судом. И просит своего сына — прибавить в изучении Торы и соблюдении заповедей. В надежде, что на Небесах это учтут.

После того как он умрет, он уже не сможет зарабатывать и копить заслуги для Будущего мира. Поэтому он зовет того, кто может зарабатывать заслуги — зовет сына.

Только лучше ему все же самому позаботиться о своем месте в Будущем мире. Как говорится, на заслуги сына надейся, но и сам не плошай. 

Чтобы эта мысль стала более понятной, представим ее в виде притчи.

У отца было три сына. Отец был весьма состоятельным человеком и детей вырастил себе под стать. У каждого — свой бизнес, приносящий немалые доходы. Так, что никто из сыновей не только ни в чем не нуждался, но и вполне мог позволить себе жить на широкую ногу.

Когда отец состарился и понял, что жизненный путь его на исходе, он призвал к себе старшего сына и сказал:

— Сынок, я всю жизнь заботился о тебе. Но вот приходит мой час. Я ухожу в мир иной. И оставлю тебе миллион. Сделаешь ли ты, что-то для меня?

— Я открою благотворительную столовую, где бесплатно будут кормить бедняков, — с готовностью отвечал старший сын, — и в нашем городе не останется ни одного голодного. Эту столовую я назову твоим именем, отец. 

Отцу очень понравилась идея сына, и про себя он решил, что, пожалуй, добавит ему еще три миллиона. 

Тот же вопрос он задал и среднему сыну, когда тот явился на зов.

— Отец, к твоему миллиону я добавлю еще два своих и открою в память о тебе благотворительный фонд (гмах), где всякий нуждающийся сможет получить беспроцентную ссуду.

По душе пришлось отцу предложение сына. Что он и не преминул выразить вслух. А про себя заметил: надо будет ему оставить больше, чтобы не вкладывал из собственных средств. 

Настал черед младшего сына.

Младший сын заявил, что, к сожалению, после смерти отца он ничем не сможет ему помочь.

— Если так, — возмутился отец, — ты от меня гроша ломаного не увидишь!

Когда отец немного поостыл, сын постарался объяснить ему свою позицию. Он сказал, что причина его ответа находится не здесь, за причиной нужно спуститься в подвал. Сын зажег свечу и пропустил отца вперед. Сделав несколько шагов, отец остановился:

— Я не могу идти дальше, здесь кромешная тьма!

— Но ведь я несу горящую свечу! — удивился сын.

— Ты идешь сзади, и свет свечи мне не помогает. От твоей свечи мне нет никакого толка.

— Это я и имел в виду, — заключил младший сын. — Можем возвращаться.

— Ты сам видел, отец, что польза есть только тогда, когда ты сам держишь свечу, — объяснил сын, когда они поднялись наверх.

Заповеди уподоблены свечам и свету. Как сказано: «Слово Твое — светильник, не дающий споткнуться ноге моей, оно — свет на моем пути (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 119, ст. 105).

Всегда нужно светить самому — не ждать пока тебе посветит кто-то другой.

Дети, конечно, стараются помочь вознестись душам родителей. Но все же важно помнить наставление пророка — «И пойдут пред тобой твои заслуги и твоя праведность» (Танах, книга пророка Йешайяhу, гл. 58, ст. 8).

Заповеди, которые ты соблюдал и добрые дела, которые ты совершил при жизни — вот что в первую очередь будет освещать тебе путь после смерти.

 

на основе комментария рава Шломо Левинштейна

(Израиль, наше время)

 

 

4. Твоя рука — под моим бедром

 

Яаков готовится к уходу в иной мир. И мы читаем: «И приблизились дни Исраэля к смерти, и призвал он своего сына Йосефа, и сказал ему: Если обрел я милость в твоих глазах, то положи руку под мое бедро. Поступи со мной милосердно и по справедливости — не хорони меня в Египте» (Берешит, гл. 47, ст.29).

Используемый Яаковом оборот «если обрел я милость» — конечно же, красив. Но вот, верен ли?

После того, как братья продали Йосефа, он долгие годы не видел отца. Да и после переселения Яакова в Египет, они жили порознь. Когда же Яакову мог обрести приязнь потерянного, казалось бы, сына?

Так, может, нужно было сказать, к примеру: «Если я обрету милость в твоих глазах» — в надежде на будущее?

И все же Яаков имел все основания говорить об обретении приязни сына в прошедшем времени, как о чем-то уже свершившемся.

Когда Йосеф служил в доме Потифара, он был подвергнут сильнейшему испытанию, связанному с женой своего хозяина. Она, как известно, пуская в ход свои чары, старалась соблазнить Йосефа.

Чтобы устоять перед соблазном, Йосеф мысленно представлял образ своего отца. И благодаря этому — с честью выдержал испытание. Тогда Яаков, его образ, и обрел «милость» в глазах и мыслях Йосефа.

И вот Яаков, как бы обращается к Йосефу со словами:

— В трудную минуту ты призвал меня на помощь, а теперь я обращаюсь к тебе с просьбой. Не оставь же ее без ответа. 

Кроме того, Яаков преподает Йосефу важный духовный урок, урок веры.

Йосеф с четью прошел серьезное испытание и одержал победу. А победителю — очень легко возгордиться. Ведь это кто победил? Я победил! Силой своих рук, упорством и доблестью.

Но это совершенно неверно. Йосеф был обречен на победу обещанием Всевышнего. Ведь Творец, как сказано в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Ваикра, гл. 46) обещал Яакову, что все его потомки будут без изъяна, будут праведными. 

Поэтому Яаков просит Йосефа положить ему руку под бедро. 

— Твоя рука под моим бедром, — говорит он сыну. — Ты победил в испытании не своей доблестью, не силой своих рук, но — потому, что ты мой потомок, потому что ты вышел из меня. Теперь я вправе ожидать от тебя благодарность. Так похорони меня в Эрец Исраэль (на Земле Израиля).

 «Сделаю по слову твоему» (Берешит, гл. 47, ст. 30), — отвечает на это Йосеф. 

Но неужели нельзя было просто выразить согласие?

Говоря «делаю по слову твоему», Йосеф хотел показать Яакову, что он воспринял его урок. И то, что Яаков завещал Йосефу, Йосеф потом завещает всем сынам Израиля. Как сказано: «И клятвой связал Йосеф сынов Израиля, сказав: Вспомнит, вспомнит Всевышний вас, тогда вынесите мои кости отсюда» (Берешит, гл. 50, ст. 25).

Понятно, что только если Йосеф исполнит обещание данное Яакову, у него будут основания требовать того же от сынов Израиля в отношении себя.

 

на основе комментария раби Иешаягу а-Леви Горовица

(был главным раввином ашкеназских евреев в Иерусалиме, автор комментариев к Торе, в том числе, и к закрытой ее части – каббале) и Талмуду, под общим названием Шней Лухот а-Брит, сокращенно — А-Шла; Чехия – Польша – Германия – Израиль; вторая половина 16-го – первая половина 17 вв.)

 

 

5. Хесед и Эмет

 

Яаков берет с Йосефа обещание, что тот не похоронит его в Египте, но вывезет его останки для погребения в Израиле. И здесь мы читаем: «И приблизились дни Исраэля к смерти, и призвал он своего сына Йосефа, и сказал ему: Если обрел я милость в твоих глазах, то положи руку под мое бедро. Поступи со мной милосердно и по справедливости — не хорони меня в Египте» (Берешит, гл. 47, ст.29).

Возникает вопрос: зачем было прибегать к столь крайним мерам, для чего понадобилась клятва? Разве похоронить отца — не сыновний долг?

Мы видим, что Яаков просит своего сына Йосефа поступить с отцом «милосердно (на иврите — хесед) и по справедливости (эмет)».

Эмет — это мера суда, обязывающая подданных подчиняться царю, детей — слушаться родителей и т.п.

Милосердие (хесед) вступает в силу там, где заканчивается сила закона. Хесед — сверх закона, когда ты делаешь что-либо не потому, что обязан, но — из милосердия, хеседа.

Разница между понятиями «хесед» и «эмет» достаточно отчетливо прослеживается в просьбе жительницы города Йерихо по имени Рахав (из истории, рассказанной в Танахе — книга пророка Йеhошуа, гл. 2, ст. 12). Она спрятала в своем доме двух евреев-разведчиков, посланных Йеhошуа бин Нуном, и попросила разведчиков поклясться, что сыны Израиля, когда войдут в Йерихо — не сделают ничего дурного ни ей, ни ее семье.

«Поклянитесь мне, — говорит Рахав, — что, поскольку я оказала вам милость, то и вы окажете милость (в оригинале — хесед) дому отца моего, и дадите мне верный знак (в оригинале — «от эмет»)».

Мы видим, что в отношении себя, Рахав требует неприкосновенности по закону (согласно качеству эмет, проявляемому в действии меры суда). А для своих близких она просит — милосердия.

Рахав считает, что, поскольку она спасла от смерти разведчиков, сыны Израиля должны сохранить ей жизнь. И еще, сверх этого, Рахав взывает о милосердии для дома отца своего (хотя по закону проявлять милосердие они в этом случае не обязаны).

На том же принципе построена и просьба Яакова к Йосефу.   

Качество эмет (оно же — мера суда) обязывает Йосефа, как требует заповедь о почитании родителей, которую Йосеф должен исполнять — похоронить Яакова. Но к этому Яаков добавляет еще и просьбу — не хоронить его в Египте, но сделать все возможное, чтобы его останки были вывезены и погребены в Эрец Исраэль.

Эта просьба не обусловлена каким-либо законом (в противном случае, это была бы не просьба, но — требование). Она — сверх закона, выше его. Для ее осуществления нужно проявить качество «хесед» (милосердие).

К этому можно добавить, что обращенная к Йосефу просьба Яаков поклясться рассчитана на проявление хеседа. Но после того, как тот поклялся — в силу вступает эмет, закон, обязывающий выполнить эту клятву.

В качестве иллюстрации приведем очень красивую притчу Магида из города Дубно (магид в условном переводе — «рассказчик»; здесь — раби Яаков Кранц, автор множества поучительных историй и комментариев к Торе, собранных в книге Оѓель Яаков; вторая половина 18-го – начало 19-го вв.).

У одного человека умерла жена, и он женился вторично. И, нужно сказать — крайне неудачно.

Новая жена возненавидела его сына. Каждый раз, когда он хотел помочь сыну деньгами, жена закатывала скандал.

Тогда отец написал на имя своего сына долговое обязательство. С тех пор, когда тому нужны были деньги, он уже не просил их у отца, но — просто предъявлял родителю вексель.

Дать сыну долговое обязательство — это хесед. Выплачивать по нему деньги — эмет.

 

на основе комментариев рава Пинхаса Гурвица

(раввин Франкфурта, автор книги «Паним Яфот», Германия, 1731-1805 гг.)

и рава Йегошуа-Лейба Дискина

(Россия – Израиль, 1817-1898 гг.)

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Чем Талмуд отличается от Мидраша?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля