ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА «ШМИНИ»

Место в Торе: книга Ваикра, гл. 9, ст. 1 – гл. 11, ст. 47.

Почему глава так называется?

По первым словам фразы: «И было, на восьмой день...» (Ваикра, гл. 9, ст. 1).

Восьмой на иврите – шмини.

Обсуждение главы Шмини

1. Гарантия подлинности

В нашей недельной главе говорится о признаках кашерности (то есть — пригодности мясв животных в пищу евреям).

В Тора сообщается, что у кашерных животных должно быть два отличающих их признака. Как сказано: «Вот животные, которых можно вам есть из всякого скота на земле: всякое животное с раздвоенными копытами... и отрыгивающее жвачку — можете есть» (Ваикра, гл. 11, ст. 2-3).

Этой информации, казалось бы, вполне достаточно, чтобы научиться отличать кашерных представитей фауны от их некашерных собратьев.

Однако далее в Торе почему-то следует текст, который знакомит нас с четырьмя животными, у которых есть только один признак кашерности. Это — верблюд, даман и заяц, которые отрыгивают жвачку. Но раздвоенных копыт у них — нет. А вот у свиньи копыта — раздвоены, но жвачку она не отрыгивает. Поэтому все четверо — некашерны.

Это — тоже понятно. Неясно другое — есть ли необходимость, познакомив нас с двумя признаками кашерности, представлять нам животных, обладающих, лишь одним из них?

Чтобы мы знали, что они — некашерны? Но это теперь нам и так известно. Никому из евреев, стремящихся соблюдать заповеди Творца, не придет в голову есть мясо верблюда, обладающего только одним признаком кашерности.  

Так для чего же в Торе отдельно сообщается о верблюде, дамане, зайце и свинье?

Говорится в Талмуде (трактат Хуллин, лист 59), что во всем мире нет других животных, кроме перечисленных в Торе, которые обладали бы одним признаком кашерности.

Выходит, в Торе упоминаются животные четырех видов, обладающих только одним признаком кашерности, чтобы мы знали, что во всем мире только они обладают этим признаком.

Но зададимся вопросом: у кого может быть такое знание о мире?

Понятно, что только у того, кому известен в мире каждый уголок, кто этот мир сотворил и управляет им. И это — свидетельство, что Тора дана Свыше.

Со дня дарования Торы прошло очень много лет. И никто, никогда за все эти столетия — не встречал некашерное животное, отрыгивающее жвачку, кроме верблюда, дамана и зайца.

Так Творец мира подтверждает подлинность Торы. 

на основе комментария рава Дова Яффе

(Израиль, 1928-2017 гг.)

2. Один признак — это лицемерие

 

Итак, в Торе читаем, что нам, евреям, можно употреблять в пищу мясо лишь тех животных, у которых есть два признака кашерности — жвачных и вдобавок имеющих раздвоенные копыта (Ваикра, гл. 11, ст. 2-3).

Далее говорится особо о верблюде, дамане, зайце и свинье, обладающих лишь одним из этих двух  признаков (там же, ст. 4-7).

Что мы можем подумать об этом квартете?

Наличие только одного симана (признака) кашерности, хоть и не делает животное разрешенным в пищу, но ведь и устрожать запрет не должно. Эта четверка, конечно, не дотягивает до кашерных, но ее представители не должны быть хуже тех, у кого вообще нет даже и одного признака кашерности. Это подсказывает нам логика — та логика, которой мы привыкли пользоваться.

Но текст Торы, если мы будем изучать его внимательно — наводит на другие мысли.

В Торе написано: «Но такого не ешьте из жвачных и имеющих копыта: верблюда, поскольку он жует жвачку, но копыта у него не раздвоенные — нечист он для вас» (Ваикра, гл. 11, ст. 4). 

Обратите внимание: вначале упомянут кошерный признак, затем указан некашерный, а потом следует вывод о том, что мясо этого животного запрещено нам в пищу.

И так — о каждом из четырех.

В привычную для нас логику эта формула — не укладывается. Сначала, казалось бы, надо было бы назвать некашерный признак. То есть — указать причину, почему это животное некашерно. Потом упомянуть кошерный и добавить, что его присутствие все же не делает верблюда или свинью пригодными для еды.

Но в Торе — иначе. Рассматриваемый нами текст начинается с указания кашерного признака, потому что он не только не уменьшает «нечистоту» животного (его некашерность), но, наоборот — увеличивает. 

Почему? — спросите вы.

Потому что своим кашерным признаком эти «хитрые пройдохи», прикинувшись «чистыми» и кашерными — могут ввести приличного человека в заблуждение. 

Именно об этом говорится в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 65).

Учителя в этом Мидраше уподобили Эсава свинье. Свинье, выставившей свои раздвоенные копыта на всеобщее обозрение, как бы демонстрируя — смотрите, мол, я чистая и кошерная! Притом, что внутри она полна лжи и обмана.

Таков Эсав — лицемер и обманщик. А лицемер, рядящийся в одежды праведника (щеголяющий своим единственным признаком чистоты) — хуже злодея, не пытающегося скрыть свою злодейскую сущность. 

Сами животные, конечно же, не могут быть двуличными или, скажем, лицемерами. Они лишь служат олицетворением таких свойств. Но люди, которые едят мясо животных, имеющих только один признак чистоты, взращивают в себе эти качества. Вместе с мясом свиньи в человека попадает свиная сущность, как бы растворяясь в нем. И тут уж лицемерие выходит на сцену во всей своей красе.  

Рассмотрим еще один Мидраш (Мидраш Раба на книгу Ваикра, гл. 13).

В нем Учителя сравнивают Вавилон с верблюдом, Персию и Мидию — с даманом, Грецию — с зайцем, а Эдом — со свиньей. Народы этих царств, под гнетом которых в разные периоды жили сыны Израиля, отличались, помимо своих основных качеств — лицемерие, хитростью и склонностью к обману. Будучи по природе своей жестокими убийцами и ворами, они пытались убедить евреев и мировое сообщество в том, что они, дескать — чистые и праведные. И некоторые евреи, к сожалению, «покупались», принимая за «чистую монету» их внешний, фальшивый блеск. А в результате — платили высокую цену за свою доверчивость к двуличным лицемерам.

на основе комментариев рава Эфраима-Шломо Лунчица

(автор один из наиболее известных комментариев к Торе под названием «Кли Якар», Польша, вторая половина 16-го — начало 17-го вв.)

и рава Дова Яффе

(Израиль, 1928-2017 гг.)

 

 

3. Не называют «таме», говорят — «не чистый»

 

В Торе перечислены «нечистые» животные, у которых есть только один признак кашерности (что, конечно же, не делает их кашерными, ибо для этого, как мы читали необходимы два признака).

Три из них, хотя они — и жвачные, но раздвоенных копыт у них нет.

О них написано: «Только этих не ешьте из тех, кто жует жвачку — верблюда, который жует жвачку, но копыта у него не раздвоены. Нечист он для вас. И дамана, жующего жвачку, но копыта он не раздвоит. И зайца, который отрыгивает жвачку, но не было у него раздвоенных копыт» (Ваикра, гл. 11, ст. 4-6). 

Обратите внимание, что отсутствие признака чистоты (кашерности) — раздвоенности копыт, упомянуто три раза подряд. И каждый раз — иначе.

О верблюде сказано, что «копыта у него не раздвоены» (в настоящем времени).

О дамане — «но копыта он не раздвоит» (здесь употреблено будущее время).

И о зайце говорится, что «не было у него раздвоенных копыт» (использовано прошедшее время). 

Какой вывод можно сделать из этого разнообразия в употреблении времен? Чему это нас учит?

Кого с уверенностью можно назвать «нечистым» (на иврите — таме; об этом понятии можно прочесть на сайте, к примеру, в обзоре недельной главы Тазриа, первый годовой цикл обсуждения)?

Только того, у кого признаки этой нечистоты — видны. И в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Поэтому, прежде чем объявлять, что кто-то — «нечист» и, стало быть ему не место в стане Израиля, нужно как следует все проверить и убедиться, что следы этой нечистоты присутствуют на всех уровнях.

Как-то к Виленскону Гаону (раби Элиягу из города Вильно, Литва, 18-й век; назван Гаоном — почетнейший титул — за исключительные знания всех разделов Торы и праведность) пришел один человек и стал критиковать какую-то группу евреев.

Раби Элиягу моментально прервал злословящего, заметив, что такое запрещено не только говорить, но и слушать.

— Но ты же известен всем как противник этой группы,  недоуменно промолвил посетитель.

— Сказано в Талмуде (трактат Песахим, лист 3), что животное, имеющее статус «таме», не следует так называть, надо говорить, что оно — «не чистое», — начал свое разъяснение Гаон. В нашей же недельной главе (в тексте оригинала) используется именно слово «таме». Потому, что от него в данном случае — есть польза.

Определение «таме» призвано повлиять на человека, чтобы у того не возникло желание полакомиться некашерным. От твоих же оскорбительных насмешек нет никакой конструктивной пользы. Поэтому лучше молчи…

на основе комментария рава Моше Штернбуха

(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)

 

 

4. Тора о зайцах

 

В обозначенном в Торе списке животных, мясо которых нельзя есть еврею, находим «зайчиху». Как сказано: «И зайчиха, поскольку она отрыгивает жвачку, но раздвоенных (и вообще, каких бы то ни было) копыт не имеет — нечиста она для вас» (Ваикра, гл. 11, ст. 6).

Перед зайчихой в этом перечне с пояснениями названы верблюд и даман. 

Возникает вопрос: почему о верблюде и дамане говорится в мужском роде, а о зайчихе — в женском? 

И еще. В Торе написано — «он отрыгивает жвачку», а затем — «нечиста он», но читаем мы, согласно традиции — «она отрыгивает жвачку» и «нечиста она».

Для чего понадобилось писать одно, чтобы читать другое?

Сказано в Мидраше (Тальпиот, лист 72), что у зайцев нет самцов — одни самки.

Тогда как они размножаются?

На короткое время (на месяц) самки могут становиться самцами (не все одновременно), а затем снова возвращаются в привычный женский образ. Поэтому Тора называет зайцев в женском роде — зайчихами (на иврите — арневет).

Такое нетрадиционное отношение зайцев к своему полу стало причиной того, что в качестве наказания души мужчин нетрадиционной ориентации, которые вступают в отношения с другими мужчинами — могут в следующем воплощении (гильгуле) вселиться в зайцев, точнее — в зайчих. 

Рабейну Бехае (раби Бехае бар Ашер; известный комментатор Торы, автор нескольких трудов по вопросам еврейской этики; Испания, 14-й век) пишет, что зайцы одновременно обладают половыми признаками самки и самца. И одна и та же особь попеременно может быть либо отцом, либо матерью.

Поэтому в Торе о зайце написано «он», но читать следует — «она». Это служит намеком на способность зайцев к перемене пола.

В Торе о зайцах написано в женском роде, — отмечает рав Авраам Хизкуни (автор труда «Штей Ядот»; 17-й век, Италия) потому что среди них самок гораздо больше, чем самцов.

на основе комментариев великого Ари

(раби Ицхак Лурия Ашкенази, один из крупнейших каббалистов; Эрец Исраэль,

16-й век),

рабейну Бехае

(раби Бехае бар Ашер; известный комментатор Торы, автор нескольких трудов по вопросам еврейской этики; Испания, 14-й век)

и рава Авраама Хизкуни

(автор труда «Штей Ядот»; 17-й век, Италия)

5 Чему следует научиться у свиньи

 

В нашей недельной главе говорится о свинье — о том, что она обладает одним признаком кашерности, но другой признак, необходимый для того, чтобы мясо животного было пригодно в пищу еврею, у нее — отсутствует. И в тексте Торы об этом читаем: «И свинья, поскольку она имеет копыта, и они у нее раздвоены, но жвачки она не жует — нечиста она для вас» (Ваикра, гл. 11, ст. 7).

Свинья стала символом неопрятности (мягко говоря), глупости, грубости, жлобства, жестокости, ограниченности, хамства… Словом — множества пороков и отрицательных черт. Поэтому удивительно, что именно ей присущ признак кашерности. Пусть — только один. Но все же... За какие такие заслуги?

Наверняка у свиньи можно научиться чему-то полезному, духовному и возвышенному (иначе, зачем ей признак кашерности?) и использовать это в нашем служении Творцу. Так, л чем же идет речь?

Полагаю, у многих в жизни бывали моменты, когда учеба (изучение Торы) не лезла в голову, когда не получалось сосредоточиться на молитве, а для того, чтобы выполнить заповедь приходится прилагать особые усилия. Словом, в такие минуты служение Творцу дается с большим трудом.

Знакомо это ощущение? Как будто бы кедуша (в условном переводе — «святость») оставила тебя, что твоя Тора, твое служение и твои заповеди — никому не нужны. Опускаются руки, а в голове возникает мысль — бросить все.

В такой ситуации очень важно — не позволить победить отчаянию и тоске. Нужно собрать волю в кулак, укрепиться в том хорошем, что есть в тебе, и продолжать двигаться вперед, не обращая внимания на свои ощущения. Отогнать от себя пессимизм и пораженчество. И если тебе от этого станет легче — знай, что все, что с тобой сейчас происходит — это ниспосланное Свыше испытание. Проверка — насколько ты готов служить Всевышнему в трудных обстоятельствах. Ведь в тепличных условиях — легко быть праведником. Каково же осуществлять свое служение, когда вокруг — грязь, слякоть, непогода, и тебя одолевает нужда и безденежье, а люди «одаривают» тебя злобными, полными презрения взглядами? Как от всего этого отрешиться и не поддаться унынию?

Тут хороший урок преподает нам свинья.

Вот она улеглась посреди двора. Как бы не гнали ее пинками, не проклинали, не улюлюкали в след — она вернется, и как ни в чем не бывало — ляжет на то же место.

На это ее качество дает намек ее название. Свинья на иврите — «хазир». От того же корня происходит слово «хазара», что означает — «возвращение», «повторение».

Свинья идет вперед. И если ее пытаются согнать с выбранного пути — она никогда не сдастся. Она — вернется, предпримет новую попытку продвинуться вперед. Снова и снова — оправдывая свое название.

За это она и получила признак «чистоты» (на иврите — симан теhора). И этот симан у нее — на ногах.

Пусть все ее тело — нечисто, но ноги не устают идти вперед к намеченной цели, идут, не взирая на презрение и помехи.

В этом и состоит урок свиньи каждому из нас.

Если ты оступился и упал, скатился вниз — не отчаивайся, не маши на себя рукой. Старайся вернуться на то место, на тот уровень, где ты находился прежде.  

на основе комментария рава Натана-Давида Рабиновича из Пшисхи

(Польша, 1813-1866 гг.)

    

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «ШМИНИ»

Место в Торе: книга Ваикра, гл. 9, ст. 1 – гл. 11, ст. 47.

Почему глава так называется?

По первым словам фразы: «И было, на восьмой день...» (Ваикра, гл. 9, ст. 1).

Восьмой на иврите – шмини.

Обсуждение главы Шмини

1. Гарантия подлинности

В нашей недельной главе говорится о признаках кашерности (то есть — пригодности мясв животных в пищу евреям).

В Тора сообщается, что у кашерных животных должно быть два отличающих их признака. Как сказано: «Вот животные, которых можно вам есть из всякого скота на земле: всякое животное с раздвоенными копытами... и отрыгивающее жвачку — можете есть» (Ваикра, гл. 11, ст. 2-3).

Этой информации, казалось бы, вполне достаточно, чтобы научиться отличать кашерных представитей фауны от их некашерных собратьев.

Однако далее в Торе почему-то следует текст, который знакомит нас с четырьмя животными, у которых есть только один признак кашерности. Это — верблюд, даман и заяц, которые отрыгивают жвачку. Но раздвоенных копыт у них — нет. А вот у свиньи копыта — раздвоены, но жвачку она не отрыгивает. Поэтому все четверо — некашерны.

Это — тоже понятно. Неясно другое — есть ли необходимость, познакомив нас с двумя признаками кашерности, представлять нам животных, обладающих, лишь одним из них?

Чтобы мы знали, что они — некашерны? Но это теперь нам и так известно. Никому из евреев, стремящихся соблюдать заповеди Творца, не придет в голову есть мясо верблюда, обладающего только одним признаком кашерности.  

Так для чего же в Торе отдельно сообщается о верблюде, дамане, зайце и свинье?

Говорится в Талмуде (трактат Хуллин, лист 59), что во всем мире нет других животных, кроме перечисленных в Торе, которые обладали бы одним признаком кашерности.

Выходит, в Торе упоминаются животные четырех видов, обладающих только одним признаком кашерности, чтобы мы знали, что во всем мире только они обладают этим признаком.

Но зададимся вопросом: у кого может быть такое знание о мире?

Понятно, что только у того, кому известен в мире каждый уголок, кто этот мир сотворил и управляет им. И это — свидетельство, что Тора дана Свыше.

Со дня дарования Торы прошло очень много лет. И никто, никогда за все эти столетия — не встречал некашерное животное, отрыгивающее жвачку, кроме верблюда, дамана и зайца.

Так Творец мира подтверждает подлинность Торы. 

на основе комментария рава Дова Яффе

(Израиль, 1928-2017 гг.)

2. Один признак — это лицемерие

 

Итак, в Торе читаем, что нам, евреям, можно употреблять в пищу мясо лишь тех животных, у которых есть два признака кашерности — жвачных и вдобавок имеющих раздвоенные копыта (Ваикра, гл. 11, ст. 2-3).

Далее говорится особо о верблюде, дамане, зайце и свинье, обладающих лишь одним из этих двух  признаков (там же, ст. 4-7).

Что мы можем подумать об этом квартете?

Наличие только одного симана (признака) кашерности, хоть и не делает животное разрешенным в пищу, но ведь и устрожать запрет не должно. Эта четверка, конечно, не дотягивает до кашерных, но ее представители не должны быть хуже тех, у кого вообще нет даже и одного признака кашерности. Это подсказывает нам логика — та логика, которой мы привыкли пользоваться.

Но текст Торы, если мы будем изучать его внимательно — наводит на другие мысли.

В Торе написано: «Но такого не ешьте из жвачных и имеющих копыта: верблюда, поскольку он жует жвачку, но копыта у него не раздвоенные — нечист он для вас» (Ваикра, гл. 11, ст. 4). 

Обратите внимание: вначале упомянут кошерный признак, затем указан некашерный, а потом следует вывод о том, что мясо этого животного запрещено нам в пищу.

И так — о каждом из четырех.

В привычную для нас логику эта формула — не укладывается. Сначала, казалось бы, надо было бы назвать некашерный признак. То есть — указать причину, почему это животное некашерно. Потом упомянуть кошерный и добавить, что его присутствие все же не делает верблюда или свинью пригодными для еды.

Но в Торе — иначе. Рассматриваемый нами текст начинается с указания кашерного признака, потому что он не только не уменьшает «нечистоту» животного (его некашерность), но, наоборот — увеличивает. 

Почему? — спросите вы.

Потому что своим кашерным признаком эти «хитрые пройдохи», прикинувшись «чистыми» и кашерными — могут ввести приличного человека в заблуждение. 

Именно об этом говорится в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 65).

Учителя в этом Мидраше уподобили Эсава свинье. Свинье, выставившей свои раздвоенные копыта на всеобщее обозрение, как бы демонстрируя — смотрите, мол, я чистая и кошерная! Притом, что внутри она полна лжи и обмана.

Таков Эсав — лицемер и обманщик. А лицемер, рядящийся в одежды праведника (щеголяющий своим единственным признаком чистоты) — хуже злодея, не пытающегося скрыть свою злодейскую сущность. 

Сами животные, конечно же, не могут быть двуличными или, скажем, лицемерами. Они лишь служат олицетворением таких свойств. Но люди, которые едят мясо животных, имеющих только один признак чистоты, взращивают в себе эти качества. Вместе с мясом свиньи в человека попадает свиная сущность, как бы растворяясь в нем. И тут уж лицемерие выходит на сцену во всей своей красе.  

Рассмотрим еще один Мидраш (Мидраш Раба на книгу Ваикра, гл. 13).

В нем Учителя сравнивают Вавилон с верблюдом, Персию и Мидию — с даманом, Грецию — с зайцем, а Эдом — со свиньей. Народы этих царств, под гнетом которых в разные периоды жили сыны Израиля, отличались, помимо своих основных качеств — лицемерие, хитростью и склонностью к обману. Будучи по природе своей жестокими убийцами и ворами, они пытались убедить евреев и мировое сообщество в том, что они, дескать — чистые и праведные. И некоторые евреи, к сожалению, «покупались», принимая за «чистую монету» их внешний, фальшивый блеск. А в результате — платили высокую цену за свою доверчивость к двуличным лицемерам.

на основе комментариев рава Эфраима-Шломо Лунчица

(автор один из наиболее известных комментариев к Торе под названием «Кли Якар», Польша, вторая половина 16-го — начало 17-го вв.)

и рава Дова Яффе

(Израиль, 1928-2017 гг.)

 

 

3. Не называют «таме», говорят — «не чистый»

 

В Торе перечислены «нечистые» животные, у которых есть только один признак кашерности (что, конечно же, не делает их кашерными, ибо для этого, как мы читали необходимы два признака).

Три из них, хотя они — и жвачные, но раздвоенных копыт у них нет.

О них написано: «Только этих не ешьте из тех, кто жует жвачку — верблюда, который жует жвачку, но копыта у него не раздвоены. Нечист он для вас. И дамана, жующего жвачку, но копыта он не раздвоит. И зайца, который отрыгивает жвачку, но не было у него раздвоенных копыт» (Ваикра, гл. 11, ст. 4-6). 

Обратите внимание, что отсутствие признака чистоты (кашерности) — раздвоенности копыт, упомянуто три раза подряд. И каждый раз — иначе.

О верблюде сказано, что «копыта у него не раздвоены» (в настоящем времени).

О дамане — «но копыта он не раздвоит» (здесь употреблено будущее время).

И о зайце говорится, что «не было у него раздвоенных копыт» (использовано прошедшее время). 

Какой вывод можно сделать из этого разнообразия в употреблении времен? Чему это нас учит?

Кого с уверенностью можно назвать «нечистым» (на иврите — таме; об этом понятии можно прочесть на сайте, к примеру, в обзоре недельной главы Тазриа, первый годовой цикл обсуждения)?

Только того, у кого признаки этой нечистоты — видны. И в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Поэтому, прежде чем объявлять, что кто-то — «нечист» и, стало быть ему не место в стане Израиля, нужно как следует все проверить и убедиться, что следы этой нечистоты присутствуют на всех уровнях.

Как-то к Виленскону Гаону (раби Элиягу из города Вильно, Литва, 18-й век; назван Гаоном — почетнейший титул — за исключительные знания всех разделов Торы и праведность) пришел один человек и стал критиковать какую-то группу евреев.

Раби Элиягу моментально прервал злословящего, заметив, что такое запрещено не только говорить, но и слушать.

— Но ты же известен всем как противник этой группы,  недоуменно промолвил посетитель.

— Сказано в Талмуде (трактат Песахим, лист 3), что животное, имеющее статус «таме», не следует так называть, надо говорить, что оно — «не чистое», — начал свое разъяснение Гаон. В нашей же недельной главе (в тексте оригинала) используется именно слово «таме». Потому, что от него в данном случае — есть польза.

Определение «таме» призвано повлиять на человека, чтобы у того не возникло желание полакомиться некашерным. От твоих же оскорбительных насмешек нет никакой конструктивной пользы. Поэтому лучше молчи…

на основе комментария рава Моше Штернбуха

(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)

 

 

4. Тора о зайцах

 

В обозначенном в Торе списке животных, мясо которых нельзя есть еврею, находим «зайчиху». Как сказано: «И зайчиха, поскольку она отрыгивает жвачку, но раздвоенных (и вообще, каких бы то ни было) копыт не имеет — нечиста она для вас» (Ваикра, гл. 11, ст. 6).

Перед зайчихой в этом перечне с пояснениями названы верблюд и даман. 

Возникает вопрос: почему о верблюде и дамане говорится в мужском роде, а о зайчихе — в женском? 

И еще. В Торе написано — «он отрыгивает жвачку», а затем — «нечиста он», но читаем мы, согласно традиции — «она отрыгивает жвачку» и «нечиста она».

Для чего понадобилось писать одно, чтобы читать другое?

Сказано в Мидраше (Тальпиот, лист 72), что у зайцев нет самцов — одни самки.

Тогда как они размножаются?

На короткое время (на месяц) самки могут становиться самцами (не все одновременно), а затем снова возвращаются в привычный женский образ. Поэтому Тора называет зайцев в женском роде — зайчихами (на иврите — арневет).

Такое нетрадиционное отношение зайцев к своему полу стало причиной того, что в качестве наказания души мужчин нетрадиционной ориентации, которые вступают в отношения с другими мужчинами — могут в следующем воплощении (гильгуле) вселиться в зайцев, точнее — в зайчих. 

Рабейну Бехае (раби Бехае бар Ашер; известный комментатор Торы, автор нескольких трудов по вопросам еврейской этики; Испания, 14-й век) пишет, что зайцы одновременно обладают половыми признаками самки и самца. И одна и та же особь попеременно может быть либо отцом, либо матерью.

Поэтому в Торе о зайце написано «он», но читать следует — «она». Это служит намеком на способность зайцев к перемене пола.

В Торе о зайцах написано в женском роде, — отмечает рав Авраам Хизкуни (автор труда «Штей Ядот»; 17-й век, Италия) потому что среди них самок гораздо больше, чем самцов.

на основе комментариев великого Ари

(раби Ицхак Лурия Ашкенази, один из крупнейших каббалистов; Эрец Исраэль,

16-й век),

рабейну Бехае

(раби Бехае бар Ашер; известный комментатор Торы, автор нескольких трудов по вопросам еврейской этики; Испания, 14-й век)

и рава Авраама Хизкуни

(автор труда «Штей Ядот»; 17-й век, Италия)

5 Чему следует научиться у свиньи

 

В нашей недельной главе говорится о свинье — о том, что она обладает одним признаком кашерности, но другой признак, необходимый для того, чтобы мясо животного было пригодно в пищу еврею, у нее — отсутствует. И в тексте Торы об этом читаем: «И свинья, поскольку она имеет копыта, и они у нее раздвоены, но жвачки она не жует — нечиста она для вас» (Ваикра, гл. 11, ст. 7).

Свинья стала символом неопрятности (мягко говоря), глупости, грубости, жлобства, жестокости, ограниченности, хамства… Словом — множества пороков и отрицательных черт. Поэтому удивительно, что именно ей присущ признак кашерности. Пусть — только один. Но все же... За какие такие заслуги?

Наверняка у свиньи можно научиться чему-то полезному, духовному и возвышенному (иначе, зачем ей признак кашерности?) и использовать это в нашем служении Творцу. Так, л чем же идет речь?

Полагаю, у многих в жизни бывали моменты, когда учеба (изучение Торы) не лезла в голову, когда не получалось сосредоточиться на молитве, а для того, чтобы выполнить заповедь приходится прилагать особые усилия. Словом, в такие минуты служение Творцу дается с большим трудом.

Знакомо это ощущение? Как будто бы кедуша (в условном переводе — «святость») оставила тебя, что твоя Тора, твое служение и твои заповеди — никому не нужны. Опускаются руки, а в голове возникает мысль — бросить все.

В такой ситуации очень важно — не позволить победить отчаянию и тоске. Нужно собрать волю в кулак, укрепиться в том хорошем, что есть в тебе, и продолжать двигаться вперед, не обращая внимания на свои ощущения. Отогнать от себя пессимизм и пораженчество. И если тебе от этого станет легче — знай, что все, что с тобой сейчас происходит — это ниспосланное Свыше испытание. Проверка — насколько ты готов служить Всевышнему в трудных обстоятельствах. Ведь в тепличных условиях — легко быть праведником. Каково же осуществлять свое служение, когда вокруг — грязь, слякоть, непогода, и тебя одолевает нужда и безденежье, а люди «одаривают» тебя злобными, полными презрения взглядами? Как от всего этого отрешиться и не поддаться унынию?

Тут хороший урок преподает нам свинья.

Вот она улеглась посреди двора. Как бы не гнали ее пинками, не проклинали, не улюлюкали в след — она вернется, и как ни в чем не бывало — ляжет на то же место.

На это ее качество дает намек ее название. Свинья на иврите — «хазир». От того же корня происходит слово «хазара», что означает — «возвращение», «повторение».

Свинья идет вперед. И если ее пытаются согнать с выбранного пути — она никогда не сдастся. Она — вернется, предпримет новую попытку продвинуться вперед. Снова и снова — оправдывая свое название.

За это она и получила признак «чистоты» (на иврите — симан теhора). И этот симан у нее — на ногах.

Пусть все ее тело — нечисто, но ноги не устают идти вперед к намеченной цели, идут, не взирая на презрение и помехи.

В этом и состоит урок свиньи каждому из нас.

Если ты оступился и упал, скатился вниз — не отчаивайся, не маши на себя рукой. Старайся вернуться на то место, на тот уровень, где ты находился прежде.  

на основе комментария рава Натана-Давида Рабиновича из Пшисхи

(Польша, 1813-1866 гг.)

    


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Где в наших основных источниках запрет на посещение церквей и т.п.?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля