ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

Глава «Ницавим»

Место в Торе: Дварим, гл. 29, ст. 9 - гл. 30, ст. 20

Почему глава так называется?

В первой фразе главы Ницавим сказано: «Все вы стоите сегодня перед Всевышним....».

Стоите перед... переводится на иврит одним словом — ницавим.

Обсуждение главы Ницавим

1. Насаждения в сердце

Наша недельная глава начинается словами — «Все вы стоите сегодня перед Всевышним» (Дварим, гл. 29, ст. 9).

В книге Зогар написано, что речь здесь идет о Рош hа-Шана — дне, когда каждый предстает перед Судом Всевышнего. 

Но почему именно Рош hа-Шана? Ведь в Торе сказано — «сегодня».

Употребленное в оригинале выражение «hайом» (сегодня) составлено из слова «йом» (день) и стоящего перед ним определенного артикля, который обозначен буквой «hей». Определенный артикль показывает, что это — не простой день, но — самый важный, особенный в году. День, в который решается, кому будет дарована жизнь, кто удостоится счастья, кто получит почет, а кому вынесут обвинительный приговор.

Буква «hей», символизируя переход от общего к частному, превращает день (йом) из обычного — в особенный (hайом). Но что означает для нас этот день?

Ключевое слово фразы — «кулхем» (все вы).

Чтобы Всевышний не выделял отдельные личности — нужно объединиться в общее (кулхем), и стать единым народом. Когда все — как один человек, с одним сердцем.

С таким народом обвинителю — не справиться.

Если сыны Израиля соединят свои руки в одну руку — эта рука дотянется до Трона Всевышнего (Кисе hа-кавод) и достанет из-под него счастье и благосостояние и все то, о чем мы просим в молитвах.

Когда человек присоединяет себя к некой общности — он более защищен. Поэтому Учителя всегда следили, чтобы молитвы в Йомим Нораим (дни трепещущих, преклоняющихся перед Всевышним; подразумевается период от Рош hа-Шана до Йом Кипура) проходили в мире, согласии и любви к ближнему. Если между евреями нет зависти, нет беспричинной ненависти — они уподобляются малахим (мн. число от слова малах, в условном переводе — «ангел»). Тогда даже обвинитель поддержит оправдательный приговор.

Вынесенное в название нашей недельной главы слово «ницавим» (стоите) встречается в переводе Торы на арамейский язык. Во фразе «И насадил (Ноах) виноградник» (Берешит, гл. 9, ст. 20) Онкелос (великий Учитель Торы времен написания Мишны, 2-й век) перевел слово «насадил» как — «нецав». Отсюда следует, что слово «ницавим» может означать и — «насаждения».

Тут надо отметить, что слово «атем» (вы) состоит из тех же букв, что и слово «эмет» (истина, правда). И в Танахе написано: «Я насадил тебя как благородную лозу, как семя истины» (книга пророка Йермиягу, гл. 2, ст. 21). 

Вера, взращенная Синайским Откровением должна прорасти в ваших сердцах, — наставляет Моше свой народ. — И это должно вернуть вас к Всевышнему. Чтобы все вы в День Суда могли стоять перед Ним... 

на основе комментариев рава Моше Альшиха

(Израиль, Цфат, 16 век)

и рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая

(известен и под именем Хида — аббревиатура из первых букв полного имени; Эрец Исраэль, 18-й век)

 

2. Чувствуешь — значит, выздоровеешь

 

В нашей недельной главе говорится о тешуве (раскаянии, возвращении на путь Торы и заповедей): «И будет, когда случится с тобой все сказанное... И возвратишься ты к Всевышнему и будешь исполнять Его волю... И возвратит Он тебя из плена (изгнания)» (Дварим, гл. 30, ст. 1-3).

Какие важные и пророческие слова! Чтобы лучше понять посыл в этих пророческих словах — представим их в виде метафоры, в виде притчи.

Когда врач приходит к тяжело больному, находящемуся в опасном состоянии и вводит ему внутривенно лекарство, призванное спасти жизнь — делая укол, он обращает особое внимание на пациента.

Если тот дернулся, вскрикнул, показал, что ощущает боль, когда острая игла входит в плоть, это — хороший знак, показывающий, что жизненные силы еще не покинули тело. Следовательно, есть надежда на выздоровление.

Если же больной никак не отреагировал на укол — это признак, что он примирился со своей участью, что его организм перестал бороться с болезнью.

Болезни тела в чем-то подобны духовным хворям.

Человек, который оставил дорогу Торы, а потом у него начались серьезные неприятности — ощущает Руку Всевышнего. И понимает, что все это — в воспитательных целях. Тогда ему будет не так сложно излечиться от язв, которыми его прегрешения покрыли душу. Его сердце — не очерствело, не иссохло, не потеряло способность чувствовать. Значит — он еще поборется за себя, за свою душу, и победит, исцелив ее.

Об этом говорится и в рассматриваемом нами фрагменте.

Если после того как «случится с тобой все сказанное», ты «возвратишься к Всевышнему и станешь исполнять Его Волю», это означает. что ты не перестал чувствовать, жизненные силы — залог исцеления — еще не покинули тебя. Всевышний — твой врач, твой целитель. Доверься Ему — и тогда «возвратит Он тебя из изгнания».

Похожую идею мы находим и в составленной царем Шломо известной книге Танаха Шир hа-Ширим. Здесь мы читаем: «Я сплю, но бодрствует сердце мое» (гл. 5, ст. 2).

Несмотря на то, что я пока еще сплю и не выполняю заповеди, как положено — все же «бодрствует сердце мое». То есть способность чувствовать, воспринимать — не утрачена. И есть надежда, что Всевышний поможет мне пробудиться от этого нездорового сна. Поможет вырваться из цепких лап материальности, окутавшей меня дремой

Осознав это, тут же я слышу: «Голос! Стучится друг мой» (там же). Это Творец пришел ко мне, и все беды и напасти растаяли как дурной сон...  

на основе комментария рава Йосефа Цви Душинского

(глава общины "Эйда Хередит" в Иерусалиме, Венгрия – Израиль, 1867-1948 гг.)

 

 

3. Тешува помогает Всевышнему исполнить заповедь о возвращении потери

 

Возможность раскаяться и совершить тешуву (возвращение к Творцу) — величайший дар Всевышнего народу Израиля. О тешуве в нашей недельной главе сказано: «И возвратишься ты к Всевышнему, и будешь исполнять Его Волю... И возвратит Он пленных твоих, и смилуется над тобой» (Дварим, гл. 30, ст. 2-3).

Величие и значимость тешувы, — отмечают Учителя в Талмуде (трактат Йома, лист 86), — можно оценить хотя бы по тому факту, что она в состоянии «отодвинуть» запретительную заповедь Торы.

Существует, к примеру, заповедь, запрещающая женщине, которая развелась с мужем, вышла замуж вторично и снова развелась — возвращаться к первому мужу.

И вот, человек, допустим, оставляет Всевышнего и Его Тору и становится поклонником, скажем, дзен-буддизма («выходит замуж за Будду»). Или увлекается левыми, социал-демократическими идеями «(выходит замуж за Маркса»). Для нашего народа, он, как говорится, уже отрезанный ломоть. Но тешува, вопреки всем запретам, может вернуть его к Всевышнему. Как сказано: «И возвратишься ты к Всевышнему, и будешь исполнять Его Волю...».

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Шемот, гл. 30) Учителя открывают нам, что Всевышний Сам выполняет все заповеди, выполнения которых требует от нас.

Не станем сейчас обсуждать с этой точки зрения все заповеди. Остановимся на одной, предписывающей вернуть потерю ее хозяину. Выполняет ли ее Всевышний? И если выполняет, то как?

Проще всего предположить, что в том, что кто-то находит ранее утерянную вещь (такое порой случается) — есть Высшее Провидение. И можно сказать, что так Творец выполняет заповедь о возвращении потери.

Добавим также, что эту заповедь Всевышний выполняет — благодаря существованию такого понятия, как тешува.

Представьте себе злодея. Даже если он иногда и совершает добрые дела или изучает Тору, все это немедленно попадает в плен — во власть деструктивных сил, так называемой «обратной стороны» (имеется в виду противоположность кедуше, святости).

Но если этот злодей раскаивается и совершает тешуву — его «пленные» выходят на свободу и снова видят свет. Как сказано: «И возвратит Он пленных твоих, и смилуется над тобой». Это и есть возвращение потери.

Мы выяснили, каким образом Всевышний выполняет (если так можно выразиться) заповедь о возвращении потери. Но радоваться рано. Говорится в Талмуде (трактат Бава Меция, лист 30), что почтенный и уважаемый человек или тот, кто уже в летах — освобожден от хлопот, связанных с возвращением потери.

Глава йешивы во фраке и шляпе «гамбург» не должен лезть в грязь или продираться через колючий кустарник, чтобы достать потерянную кем-то вещь. Впрочем — не должен он даже нагибаться, чтобы просто поднять ее с земли, а потом заниматься розыском хозяина. Он от этого — освобожден.    

Но кто — самый уважаемый и почитаемый? Безусловно — Всевышний. Не приходится сомневаться и в том, что Он — старше любого долгожителя (хотя понятие времени к Нему и не применимо).

Так значит Всевышний, вовсе не должен выполнять заповедь о возвращении потери?

Тот, кто старается идти прямой дорогой, и делает больше, чем от него требует закон, — пишет Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век), — найдя чужую вещь, должен приложить усилия, чтобы она вернулась к владельцу. Даже в том случае, если закон освобождает его от этого.

Заметим, что тешува, сама по себе, тоже выходит за рамки закона. Более того, она его — превосходит, отодвигает, возвышается над ним.

Это и имели в виду Учителя, говоря, что тешува в состоянии «отодвинуть» запретительную заповедь Торы.

на основе комментария рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая

(известен и под именем Хида — аббревиатура из первых букв полного имени; Эрец Исраэль, 18-й век)

 

 

4. Спрятанная Тора

 

Написано в нашей недельной главе: «Ведь эта заповедь, которую я заповедую тебе сегодня, не сокрыта она от тебя, и не далека она» (Дварим, гл. 30, ст. 11).

Здесь идет речь о Торе.

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Дварим, гл. 8) приведен следующий комментарий на наш фрагмент.

В этой фразе, — отмечают здесь Учителя, — Всевышний, предполагая, что кто-то может подумать, что Тора «во вред» — подчеркивает, что даровал ее нашему народу — для нашего же блага. Ее хотели получить Его небесные служители (малахим — мн. ч. от слова «малах», что в условном переводе означает — «ангел»). Но Тора скрылась от них. Как сказано в Танахе (книга пророка Иова, гл. 28, ст. 21): «Скрыта она от глаз всего сущего; и от птицы небесной спрятана».

Под «сущим» (на иврите — «коль хай») подразумеваются в данном случае небесные служители Всевышнего, которых называют «хайот hа-кодеш» (священные сущности). 

А «птица небесная», — пишет в своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — это малахим.

Таким образом, Всевышний спрятал Тору от малахим, но не скрыл ее от сынов Израиля. Поэтому и сказано: «Ведь эта заповедь, которую я заповедую тебе сегодня, не сокрыта она от тебя». 

Непонятно, откуда взялось опасение, что Тора может навредить. И почему Всевышний, вместо того, чтобы просто проигнорировать его, как нечто пустое и глупое — старается дать исчерпывающее объяснение? 

Когда Моше поднялся на гору Синай, чтобы получить Тору от Всевышнего и передать ее в наш мир, малахим потребовали, чтобы она осталась у них в высших духовных мирах.

В Теилим (Псалмы царя Давида, гл. 8, ст. 3) как бы воспроизводятся их обращение к Творцу — «Ты, который дал славу Твою на Небесах». А в Талмуде (трактат Шаббат, лист 88) Учителя рассказывают, что малахим сказали так: «Слава Твоя (имеется в виду Тора) — на Небесах. Так пусть же здесь она и остается! Не отдавай ее людям, погрязшим в материальности».

Чтобы лучше понять, насколько необходима и полезна нам Тор с ее заповедями — рассмотрим притчу.

Допустим, у Хаима есть участок под застройку, и ему нужно очистить этот участок от растущих на нем деревьев. С этой целью он нанимает Шимона.

Шимон, в конечном итоге, будет благодарен Хаиму.

За что?

Конечно же, не за то, что тот предоставил ему возможность выкорчевывать деревья — это весьма трудоемкий процесс. Но за то, что дал ему — заработать.

Теперь представим, что у Шимона есть проблемы со здоровьем, и врач порекомендовал ему заниматься физическим трудом на свежем воздухе. И тут как раз подоспел Хаим со своим участком под застройку. В этом случае, Шимон будет благодарен Хаиму вдвойне: за то, что помог выполнить рекомендацию врача, и вдобавок, еще и заплатил за это.

Теперь вернемся к евреям и Торе.

Всевышний не хотел, чтобы сыны Израиля ели дармовой хлеб. Хлеб, доставшийся даром, без малейших усилий — низводит человека на уровень животного. Так вот, чтобы евреи не «оскотинились» — Творец дал им Тору. 

Мы могли бы подумать, что выполнение заповедей — тяжелая работа, нужная исключительно для того, чтобы оправдать затраты на наше содержание. Но это не так. Тора нужна и полезна, сама по себе. И просьбы малахим о том, чтобы Тора была у них — подтверждение этому. Ведь им никто платить не обещал.

Быть может, Тора была им нужна, чтобы с ее помощью ощутить Присутствие Всевышнего?

Но они и так находятся рядом с Ним и постоянно наслаждаются Шехиной (Его Присутствием).

Выходит, Тора им нужна, сама по себе. Потому что она — полезная и нужная.

Значит, и нам она не во вред, но — ради нашей же пользы.

на основе комментария Рамбана

(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.) 

 

5. Как повлиять на детей

 

Парень начал курить. Знает о привыкании, об ущербе здоровью, но это его не останавливает. Зачитывали ему полный список вредных веществ, содержащихся в сигарете, показывали снимки легких курильщиков со стажем, называли процент заболевших от этого раком.

«Сжалься над своим здоровьем!», — взывали к нему.

Все тщетно.

Может, следовало предложить задуматься, если не о себе, то хотя бы о будущих детях, о потомстве?

Но чем этот довод — весомее? Разве собственное здоровье и благополучие менее важно?

Моше, как мы видим, не ограничился личным предупреждением, Он упомянул и потомство. И мы читаем: «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Выбери жизнь, чтобы жил ты и потомство твое» (Дварим, гл. 30, ст. 19).

Исполняя заповеди (или, нарушая их) ты определяешь не только свою жизнь, но и жизнь своих детей.

В конце 19-го — первой половине 20-го веков еврейские иммигранты, прибывшие в США, не могли найти себе работу, позволявшую соблюдать шаббат. Некоторые из-за этого оставили соблюдение заповедей. Другие же (таких тоже было немало) — проявили невиданную самоотверженность. Они нанимались на работу в понедельник, работали до субботы, в субботу не выходили на работу, и их тут же увольняли.

Поиски новой работы занимали недели, а то и месяцы. Все это время им приходилось жить на те деньги, которые они получили за пять отработанных дней. Каково это было, выходить на новую работу, после длительных поисков, зная, что проработаешь на ней не больше пяти дней?!

Но они шли на это, ради святой субботы. Их героическая самоотверженность — поражает. И конечно — заслуживает уважения.

Но гораздо больше поражает и удивляет (неприятно удивляет), что дети этих сильных, преданных Торе людей, в основной массе своей — отошли от соблюдения заповедей.

Почему? Неужели пример родителей не произвел на них должного впечатления? 

Родители действительно соблюдали субботу. Но соблюдали ее с кислыми лицами. Погруженные в тяжкие раздумья о завтрашнем дне, сидели они за субботним столом. Так, с охами, с горькими вздохами вошла царица суббота и в жизнь следующего поколения. И поколение это — не приняло такой шаббат.

Если бы родители радовались тому, что они удостоились исполнить Тору, Тору, слова которой — «дороже тысяч золотых и серебряных монет» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 119, ст. 72). Если бы объяснили детям: да, нам нелегко, но ведь «по испытанию — и награда!» (трактат Авот, гл. 5, мишна 23), результат был бы иным.

Посмотрите, что говорит нам Всевышний, устами Моше: «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие».

Знайте, что заповеди — благословение. И чем больше Торы входит в жизнь человека — тем больше в нем жизненных сил. Написано: «Умножающий знания Торы — умножает жизнь» (трактат Авот, гл. 2, мишна 7).

Перед тем как исполнить заповедь, произносят бераху (благословение), содержащую такие слова: «... который освятил нас своими заповедями».

В Талмуде (трактат Орайот, лист 10) говорится, что эти слова несут радость. Если приступишь к выполнению заповеди с ощущением радости — значит, исполнил ты повеление «Выбери жизнь!». Тогда Всевышний, в свою очередь, позаботится — «чтобы жил ты и потомство твое».

Когда родители радуются Торе, радуются заповедям — то и дети тоже выбирают эту радость жизни. Выбирают Тору. Выбирают жизнь…

на основе комментария рава Моше Файнштейна 

(один из крупнейших «законодателей» 20-го века в области соблюдения заповедей Торы; умер в Нью-Йорке в 1986 году)

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

Глава «Ницавим»

Место в Торе: Дварим, гл. 29, ст. 9 - гл. 30, ст. 20

Почему глава так называется?

В первой фразе главы Ницавим сказано: «Все вы стоите сегодня перед Всевышним....».

Стоите перед... переводится на иврит одним словом — ницавим.

Обсуждение главы Ницавим

1. Насаждения в сердце

Наша недельная глава начинается словами — «Все вы стоите сегодня перед Всевышним» (Дварим, гл. 29, ст. 9).

В книге Зогар написано, что речь здесь идет о Рош hа-Шана — дне, когда каждый предстает перед Судом Всевышнего. 

Но почему именно Рош hа-Шана? Ведь в Торе сказано — «сегодня».

Употребленное в оригинале выражение «hайом» (сегодня) составлено из слова «йом» (день) и стоящего перед ним определенного артикля, который обозначен буквой «hей». Определенный артикль показывает, что это — не простой день, но — самый важный, особенный в году. День, в который решается, кому будет дарована жизнь, кто удостоится счастья, кто получит почет, а кому вынесут обвинительный приговор.

Буква «hей», символизируя переход от общего к частному, превращает день (йом) из обычного — в особенный (hайом). Но что означает для нас этот день?

Ключевое слово фразы — «кулхем» (все вы).

Чтобы Всевышний не выделял отдельные личности — нужно объединиться в общее (кулхем), и стать единым народом. Когда все — как один человек, с одним сердцем.

С таким народом обвинителю — не справиться.

Если сыны Израиля соединят свои руки в одну руку — эта рука дотянется до Трона Всевышнего (Кисе hа-кавод) и достанет из-под него счастье и благосостояние и все то, о чем мы просим в молитвах.

Когда человек присоединяет себя к некой общности — он более защищен. Поэтому Учителя всегда следили, чтобы молитвы в Йомим Нораим (дни трепещущих, преклоняющихся перед Всевышним; подразумевается период от Рош hа-Шана до Йом Кипура) проходили в мире, согласии и любви к ближнему. Если между евреями нет зависти, нет беспричинной ненависти — они уподобляются малахим (мн. число от слова малах, в условном переводе — «ангел»). Тогда даже обвинитель поддержит оправдательный приговор.

Вынесенное в название нашей недельной главы слово «ницавим» (стоите) встречается в переводе Торы на арамейский язык. Во фразе «И насадил (Ноах) виноградник» (Берешит, гл. 9, ст. 20) Онкелос (великий Учитель Торы времен написания Мишны, 2-й век) перевел слово «насадил» как — «нецав». Отсюда следует, что слово «ницавим» может означать и — «насаждения».

Тут надо отметить, что слово «атем» (вы) состоит из тех же букв, что и слово «эмет» (истина, правда). И в Танахе написано: «Я насадил тебя как благородную лозу, как семя истины» (книга пророка Йермиягу, гл. 2, ст. 21). 

Вера, взращенная Синайским Откровением должна прорасти в ваших сердцах, — наставляет Моше свой народ. — И это должно вернуть вас к Всевышнему. Чтобы все вы в День Суда могли стоять перед Ним... 

на основе комментариев рава Моше Альшиха

(Израиль, Цфат, 16 век)

и рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая

(известен и под именем Хида — аббревиатура из первых букв полного имени; Эрец Исраэль, 18-й век)

 

2. Чувствуешь — значит, выздоровеешь

 

В нашей недельной главе говорится о тешуве (раскаянии, возвращении на путь Торы и заповедей): «И будет, когда случится с тобой все сказанное... И возвратишься ты к Всевышнему и будешь исполнять Его волю... И возвратит Он тебя из плена (изгнания)» (Дварим, гл. 30, ст. 1-3).

Какие важные и пророческие слова! Чтобы лучше понять посыл в этих пророческих словах — представим их в виде метафоры, в виде притчи.

Когда врач приходит к тяжело больному, находящемуся в опасном состоянии и вводит ему внутривенно лекарство, призванное спасти жизнь — делая укол, он обращает особое внимание на пациента.

Если тот дернулся, вскрикнул, показал, что ощущает боль, когда острая игла входит в плоть, это — хороший знак, показывающий, что жизненные силы еще не покинули тело. Следовательно, есть надежда на выздоровление.

Если же больной никак не отреагировал на укол — это признак, что он примирился со своей участью, что его организм перестал бороться с болезнью.

Болезни тела в чем-то подобны духовным хворям.

Человек, который оставил дорогу Торы, а потом у него начались серьезные неприятности — ощущает Руку Всевышнего. И понимает, что все это — в воспитательных целях. Тогда ему будет не так сложно излечиться от язв, которыми его прегрешения покрыли душу. Его сердце — не очерствело, не иссохло, не потеряло способность чувствовать. Значит — он еще поборется за себя, за свою душу, и победит, исцелив ее.

Об этом говорится и в рассматриваемом нами фрагменте.

Если после того как «случится с тобой все сказанное», ты «возвратишься к Всевышнему и станешь исполнять Его Волю», это означает. что ты не перестал чувствовать, жизненные силы — залог исцеления — еще не покинули тебя. Всевышний — твой врач, твой целитель. Доверься Ему — и тогда «возвратит Он тебя из изгнания».

Похожую идею мы находим и в составленной царем Шломо известной книге Танаха Шир hа-Ширим. Здесь мы читаем: «Я сплю, но бодрствует сердце мое» (гл. 5, ст. 2).

Несмотря на то, что я пока еще сплю и не выполняю заповеди, как положено — все же «бодрствует сердце мое». То есть способность чувствовать, воспринимать — не утрачена. И есть надежда, что Всевышний поможет мне пробудиться от этого нездорового сна. Поможет вырваться из цепких лап материальности, окутавшей меня дремой

Осознав это, тут же я слышу: «Голос! Стучится друг мой» (там же). Это Творец пришел ко мне, и все беды и напасти растаяли как дурной сон...  

на основе комментария рава Йосефа Цви Душинского

(глава общины "Эйда Хередит" в Иерусалиме, Венгрия – Израиль, 1867-1948 гг.)

 

 

3. Тешува помогает Всевышнему исполнить заповедь о возвращении потери

 

Возможность раскаяться и совершить тешуву (возвращение к Творцу) — величайший дар Всевышнего народу Израиля. О тешуве в нашей недельной главе сказано: «И возвратишься ты к Всевышнему, и будешь исполнять Его Волю... И возвратит Он пленных твоих, и смилуется над тобой» (Дварим, гл. 30, ст. 2-3).

Величие и значимость тешувы, — отмечают Учителя в Талмуде (трактат Йома, лист 86), — можно оценить хотя бы по тому факту, что она в состоянии «отодвинуть» запретительную заповедь Торы.

Существует, к примеру, заповедь, запрещающая женщине, которая развелась с мужем, вышла замуж вторично и снова развелась — возвращаться к первому мужу.

И вот, человек, допустим, оставляет Всевышнего и Его Тору и становится поклонником, скажем, дзен-буддизма («выходит замуж за Будду»). Или увлекается левыми, социал-демократическими идеями «(выходит замуж за Маркса»). Для нашего народа, он, как говорится, уже отрезанный ломоть. Но тешува, вопреки всем запретам, может вернуть его к Всевышнему. Как сказано: «И возвратишься ты к Всевышнему, и будешь исполнять Его Волю...».

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Шемот, гл. 30) Учителя открывают нам, что Всевышний Сам выполняет все заповеди, выполнения которых требует от нас.

Не станем сейчас обсуждать с этой точки зрения все заповеди. Остановимся на одной, предписывающей вернуть потерю ее хозяину. Выполняет ли ее Всевышний? И если выполняет, то как?

Проще всего предположить, что в том, что кто-то находит ранее утерянную вещь (такое порой случается) — есть Высшее Провидение. И можно сказать, что так Творец выполняет заповедь о возвращении потери.

Добавим также, что эту заповедь Всевышний выполняет — благодаря существованию такого понятия, как тешува.

Представьте себе злодея. Даже если он иногда и совершает добрые дела или изучает Тору, все это немедленно попадает в плен — во власть деструктивных сил, так называемой «обратной стороны» (имеется в виду противоположность кедуше, святости).

Но если этот злодей раскаивается и совершает тешуву — его «пленные» выходят на свободу и снова видят свет. Как сказано: «И возвратит Он пленных твоих, и смилуется над тобой». Это и есть возвращение потери.

Мы выяснили, каким образом Всевышний выполняет (если так можно выразиться) заповедь о возвращении потери. Но радоваться рано. Говорится в Талмуде (трактат Бава Меция, лист 30), что почтенный и уважаемый человек или тот, кто уже в летах — освобожден от хлопот, связанных с возвращением потери.

Глава йешивы во фраке и шляпе «гамбург» не должен лезть в грязь или продираться через колючий кустарник, чтобы достать потерянную кем-то вещь. Впрочем — не должен он даже нагибаться, чтобы просто поднять ее с земли, а потом заниматься розыском хозяина. Он от этого — освобожден.    

Но кто — самый уважаемый и почитаемый? Безусловно — Всевышний. Не приходится сомневаться и в том, что Он — старше любого долгожителя (хотя понятие времени к Нему и не применимо).

Так значит Всевышний, вовсе не должен выполнять заповедь о возвращении потери?

Тот, кто старается идти прямой дорогой, и делает больше, чем от него требует закон, — пишет Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век), — найдя чужую вещь, должен приложить усилия, чтобы она вернулась к владельцу. Даже в том случае, если закон освобождает его от этого.

Заметим, что тешува, сама по себе, тоже выходит за рамки закона. Более того, она его — превосходит, отодвигает, возвышается над ним.

Это и имели в виду Учителя, говоря, что тешува в состоянии «отодвинуть» запретительную заповедь Торы.

на основе комментария рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая

(известен и под именем Хида — аббревиатура из первых букв полного имени; Эрец Исраэль, 18-й век)

 

 

4. Спрятанная Тора

 

Написано в нашей недельной главе: «Ведь эта заповедь, которую я заповедую тебе сегодня, не сокрыта она от тебя, и не далека она» (Дварим, гл. 30, ст. 11).

Здесь идет речь о Торе.

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Дварим, гл. 8) приведен следующий комментарий на наш фрагмент.

В этой фразе, — отмечают здесь Учителя, — Всевышний, предполагая, что кто-то может подумать, что Тора «во вред» — подчеркивает, что даровал ее нашему народу — для нашего же блага. Ее хотели получить Его небесные служители (малахим — мн. ч. от слова «малах», что в условном переводе означает — «ангел»). Но Тора скрылась от них. Как сказано в Танахе (книга пророка Иова, гл. 28, ст. 21): «Скрыта она от глаз всего сущего; и от птицы небесной спрятана».

Под «сущим» (на иврите — «коль хай») подразумеваются в данном случае небесные служители Всевышнего, которых называют «хайот hа-кодеш» (священные сущности). 

А «птица небесная», — пишет в своем комментарии Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — это малахим.

Таким образом, Всевышний спрятал Тору от малахим, но не скрыл ее от сынов Израиля. Поэтому и сказано: «Ведь эта заповедь, которую я заповедую тебе сегодня, не сокрыта она от тебя». 

Непонятно, откуда взялось опасение, что Тора может навредить. И почему Всевышний, вместо того, чтобы просто проигнорировать его, как нечто пустое и глупое — старается дать исчерпывающее объяснение? 

Когда Моше поднялся на гору Синай, чтобы получить Тору от Всевышнего и передать ее в наш мир, малахим потребовали, чтобы она осталась у них в высших духовных мирах.

В Теилим (Псалмы царя Давида, гл. 8, ст. 3) как бы воспроизводятся их обращение к Творцу — «Ты, который дал славу Твою на Небесах». А в Талмуде (трактат Шаббат, лист 88) Учителя рассказывают, что малахим сказали так: «Слава Твоя (имеется в виду Тора) — на Небесах. Так пусть же здесь она и остается! Не отдавай ее людям, погрязшим в материальности».

Чтобы лучше понять, насколько необходима и полезна нам Тор с ее заповедями — рассмотрим притчу.

Допустим, у Хаима есть участок под застройку, и ему нужно очистить этот участок от растущих на нем деревьев. С этой целью он нанимает Шимона.

Шимон, в конечном итоге, будет благодарен Хаиму.

За что?

Конечно же, не за то, что тот предоставил ему возможность выкорчевывать деревья — это весьма трудоемкий процесс. Но за то, что дал ему — заработать.

Теперь представим, что у Шимона есть проблемы со здоровьем, и врач порекомендовал ему заниматься физическим трудом на свежем воздухе. И тут как раз подоспел Хаим со своим участком под застройку. В этом случае, Шимон будет благодарен Хаиму вдвойне: за то, что помог выполнить рекомендацию врача, и вдобавок, еще и заплатил за это.

Теперь вернемся к евреям и Торе.

Всевышний не хотел, чтобы сыны Израиля ели дармовой хлеб. Хлеб, доставшийся даром, без малейших усилий — низводит человека на уровень животного. Так вот, чтобы евреи не «оскотинились» — Творец дал им Тору. 

Мы могли бы подумать, что выполнение заповедей — тяжелая работа, нужная исключительно для того, чтобы оправдать затраты на наше содержание. Но это не так. Тора нужна и полезна, сама по себе. И просьбы малахим о том, чтобы Тора была у них — подтверждение этому. Ведь им никто платить не обещал.

Быть может, Тора была им нужна, чтобы с ее помощью ощутить Присутствие Всевышнего?

Но они и так находятся рядом с Ним и постоянно наслаждаются Шехиной (Его Присутствием).

Выходит, Тора им нужна, сама по себе. Потому что она — полезная и нужная.

Значит, и нам она не во вред, но — ради нашей же пользы.

на основе комментария Рамбана

(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.) 

 

5. Как повлиять на детей

 

Парень начал курить. Знает о привыкании, об ущербе здоровью, но это его не останавливает. Зачитывали ему полный список вредных веществ, содержащихся в сигарете, показывали снимки легких курильщиков со стажем, называли процент заболевших от этого раком.

«Сжалься над своим здоровьем!», — взывали к нему.

Все тщетно.

Может, следовало предложить задуматься, если не о себе, то хотя бы о будущих детях, о потомстве?

Но чем этот довод — весомее? Разве собственное здоровье и благополучие менее важно?

Моше, как мы видим, не ограничился личным предупреждением, Он упомянул и потомство. И мы читаем: «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Выбери жизнь, чтобы жил ты и потомство твое» (Дварим, гл. 30, ст. 19).

Исполняя заповеди (или, нарушая их) ты определяешь не только свою жизнь, но и жизнь своих детей.

В конце 19-го — первой половине 20-го веков еврейские иммигранты, прибывшие в США, не могли найти себе работу, позволявшую соблюдать шаббат. Некоторые из-за этого оставили соблюдение заповедей. Другие же (таких тоже было немало) — проявили невиданную самоотверженность. Они нанимались на работу в понедельник, работали до субботы, в субботу не выходили на работу, и их тут же увольняли.

Поиски новой работы занимали недели, а то и месяцы. Все это время им приходилось жить на те деньги, которые они получили за пять отработанных дней. Каково это было, выходить на новую работу, после длительных поисков, зная, что проработаешь на ней не больше пяти дней?!

Но они шли на это, ради святой субботы. Их героическая самоотверженность — поражает. И конечно — заслуживает уважения.

Но гораздо больше поражает и удивляет (неприятно удивляет), что дети этих сильных, преданных Торе людей, в основной массе своей — отошли от соблюдения заповедей.

Почему? Неужели пример родителей не произвел на них должного впечатления? 

Родители действительно соблюдали субботу. Но соблюдали ее с кислыми лицами. Погруженные в тяжкие раздумья о завтрашнем дне, сидели они за субботним столом. Так, с охами, с горькими вздохами вошла царица суббота и в жизнь следующего поколения. И поколение это — не приняло такой шаббат.

Если бы родители радовались тому, что они удостоились исполнить Тору, Тору, слова которой — «дороже тысяч золотых и серебряных монет» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 119, ст. 72). Если бы объяснили детям: да, нам нелегко, но ведь «по испытанию — и награда!» (трактат Авот, гл. 5, мишна 23), результат был бы иным.

Посмотрите, что говорит нам Всевышний, устами Моше: «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие».

Знайте, что заповеди — благословение. И чем больше Торы входит в жизнь человека — тем больше в нем жизненных сил. Написано: «Умножающий знания Торы — умножает жизнь» (трактат Авот, гл. 2, мишна 7).

Перед тем как исполнить заповедь, произносят бераху (благословение), содержащую такие слова: «... который освятил нас своими заповедями».

В Талмуде (трактат Орайот, лист 10) говорится, что эти слова несут радость. Если приступишь к выполнению заповеди с ощущением радости — значит, исполнил ты повеление «Выбери жизнь!». Тогда Всевышний, в свою очередь, позаботится — «чтобы жил ты и потомство твое».

Когда родители радуются Торе, радуются заповедям — то и дети тоже выбирают эту радость жизни. Выбирают Тору. Выбирают жизнь…

на основе комментария рава Моше Файнштейна 

(один из крупнейших «законодателей» 20-го века в области соблюдения заповедей Торы; умер в Нью-Йорке в 1986 году)


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Какие комментарии к Танаху Вы рекомендуете?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля