ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА «МАТОТ»

 

Место в Торе: Бамидбар, гл. 30, ст. 2 — гл. 32, ст. 42.

 

Почему она так называется?

По слову в первой фразе: «И говорил Моше главам колен сынов Израиля...». Колено (еврейский род, потомки двенадцати родоначальников — сыновей Яакова ­ Израиля) на иврите — мате (мн. ч. — матот).

 

Обсуждение главы Матот

 

1. Женщина — во власти мужчины, мужчина — под властью бет дина

 

В нашей недельной главе говорится об обетах — об исполнении, отмене и разрешении их. И в тексте об этом читаем: «Если человек даст обет Всевышнему или поклянется принять на себя запрет, то он не вправе нарушить свое слово, но все, что вышло из уст его, обязан исполнить» (Бамидбар, гл. 30, ст. 3).

В Талмуде (трактат Хагига, лист 10) сказано, что «он (человек, который дает обет) — не вправе нарушить свое слово», но другие вместо него, могут обет отменить.

На этом принципе базируются законы об отмене обетов.

Отменить обет может сведущий в Торе мудрец. Или — три обычных еврея, не отличающиеся особыми познаниями в Торе.

Эти трое должны объединиться и составить своеобразный бет дин (специальный суд, наделенный правом освобождать от обетов).

Мудрец, обладающий глубокими познаниями в Торе — тоже считается бет дином.

В Торе даны условия, при которых могут быть аннулированы обеты женщины.

Незамужней женщине обеты может отменить отец, а замужней — муж (см. Бамидбар, гл. 30, ст. 4-9).

Это объясняется тем, что женщина находится под опекой мужа или отца. И она не вправе совершить, что-либо — ни малое, ни великое — без согласия на то мужа или одобрения отца.

Когда женщина дает обет,— разъясняют Учителя в Талмуде (трактат Недарим, лист 73), — она рассчитывает, что муж (или отец) позволит ей его исполнить

 Если же услышав о данном обете, муж (отец) выразит несогласие с ним — обет с момента его принятия считается недействительным. Даже в том случае, если женщина уже начала его исполнять.

Мы видим, что женщина находится под административной властью мужчины (мужа или отца). И от него зависит, будет утвержден ее обет или отменен.

Ну, а сам еврейский мужчина, исходя из этой логики — во власти бет дина, и обязан исполнять все, что велит ему суд.

Когда человек берет на себя обет, он полагает, что бет дин даст на это согласие. И если впоследствии бет дин не одобрит обет, то он и не состоится.

Вообще, Тора относится к обетам, скорее, негативно. В ней, к примеру, есть такие слова: «Если же воздержишься от принятия на себя обетов, не будет на тебе прегрешения» (Дварим, гл. 23, ст. 23).

Таким образом, отменяя обет, бет дин спасает человека от ошибки.  

Отмена обета мудрецом Торы (бет дином) называется hатара (разрешение, развязывание), — отмечает Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век). — Если же обет отменяет муж, то используется выражение hафара (расторжение, отмена).

Отсюда следует, что власть мужа (отца) над женой (дочерью) — сильнее власти бет дина над мужчиной-евреем.

Поэтому муж (отец) вправе аннулировать обет жены (дочери) и задним числом — так, будто бы его вообще не было.

Но бет дин способен лишь освободить человека от данного обета, разрешить не соблюдать его — как бы развязать узы, которыми человек с помощью обета себя связал.

При этом требуется, чтобы человек, который дал обет — раскаялся.  

 

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

 

2. Заметы об обетах

 

Написано в нашей недельной главе: «Если человек даст обет Всевышнему или поклянется принять на себя запрет, то он не вправе нарушить свое слово, но все, что вышло из уст его, обязан исполнить» (Бамидбар, гл. 30, ст. 3).

Сказано — «Если человек даст обет Всевышнему...».

Но почему именно Всевышнему? Обет может относиться и к самому человеку и к его имуществу и к ближнему, словом к чему угодно и к кому угодно.

Однако же Тора уточняет — Всевышнему. 

Дело в том, что обет — легко дать, но исполнить его — не так-то просто.

В Танахе говорится: «Лучше обет — не давать, чем дать и не исполнить» (книга Коэлет, гл. 5, ст. 4).

Поэтому никогда не следует человеку торопиться с обетом. А если уже принял на себя какой-либо запрет — ему надо пойти в бет дин (раввинский суд) и попросить, чтобы судьи помогли от него освободиться.

Учителя в Талмуде (трактат Недарим, лист 8) уточняют, что одобряются только те обеты, которые помогают исполнять заповеди.

О том же самом говорится и в книге Танаха Теилим (Псалмы царя Давида, гл. 119, ст. 106): «Клялся я — и исполню! — хранить законы справедливые Твои».

Теперь мы понимаем, что в нашем фрагменте — «Если человек даст обет Всевышнему...» речь идет об обетах, связанных с Торой и заповедями. И тогда — «он не вправе нарушить свое слово».

Написано в Шульхан Арухе (раздел Йоре Деа, гл. 203, п. 3), что бет дин — не отменяет обеты, относящиеся к исполнению заповедей - так написано.

Так что, человеку остается лишь в точности выполнить обещанное, как сказано: «…но все, что вышло из уст его, обязан исполнить». 

В другом трактате Талмуда (трактат Нида, лист 30) говорится, что с человека перед его рождением берут клятву, что он будет праведником и не будет злодеем.

Это клятву человек обязан исполнить. И никакой суд не вправе ее освободить от нее человека.

 

на основе комментария рава Маймона бен Атера

(раввин еврейской общины Александрии, Египет — Израиль, 1867-1958 гг.) 

 

 

3. Как распознать ряженого «цадика»

 

В нашей недельной главе говорится об обетах и клятвах. И здесь мы читаем: «Если человек даст обет Всевышнему или поклянется…» (Бамидбар, гл. 30, ст. 3).

В тексте Торы дается нам предупреждение о том, чтобы мы очень внимательно относились к произносимым нами словам. Чтобы не разбрасывались ими направо и налево, не сыпали ими понапрасну, но — контролировали все, что выходит из уст.

С особым вниманием следует относиться — к обещаниям. Их обязательно нужно выполнять.

Поэтому и сказано в Танахе: «Лучше обета не давать, нежели дать и — не исполнить» (книга Коэлет, гл. 5, ст. 4).

Ибо неисполнение обета — серьезное нарушение.

Тем не менее, если человек принимает на себя обет, чтобы привлечь внимание к важной заповеди, например — хочет побудить других давать цедаку (пожертвовать на какое-либо благое дело), такой обет — одобряется. Это о таких обетах в Танахе написано: «Давайте обеты и платите Всевышнему, чтобы все окружающие принесли дар» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 76, ст. 12).

Попытаемся понять, что такое обет.

Если человек объявит, что тот или иной предмет он посвящает Всевышнему, ему, этому человеку уже запрещено им пользоваться. С этой минуты, предмет обрел статус — «кадош», что в переводе означает — «отделенный», «выделенный», «священный».

Таким образом, слово способно наделять вещи кедушой («святостью»). Неспроста законы об обетах и клятвах изложены в самом конце Торы (книга Бамидбар, по сути, завершает Тору, а книга Дварим — это Мишне Тора, ее повторение).

Это учит нас, что речь человека, который идет дорогой Торы, от начала и до конца, становится — кодеш.

Речь человека, кстати сказать, его манера говорить — служат одним из индикаторов его духовного уровня.

Внешность бывает обманчивой, речь — гораздо реже.

Человек внешне может выглядеть праведником, чистым и непорочным. Но если с его уст срываются «крепкие» словечки — он еще очень далек и от праведности и от Торы.

 

на основе комментариев великого Ари

(раби Ицхак Лурия Ашкенази, один из крупнейших каббалистов; Эрец Исраэль, 16-й век)

и раби Ицхака-Меира Альтер из г. Нова-Гура

(основатель движения Гурских хасидов; известен и как Хидушей а-Рим — по названию написанной им книги; Польша, конец 18-го – первая половина 19-го вв.)

 

 

4. Обеты и клятвы

 

Тема нашей недельной главы — обеты и клятвы. Написано в ней: «Если человек даст обет Всевышнему или поклянется клятвой…» (Бамидбар, гл. 30, ст. 3).

В тексте оригинала «обет» — недер. Это слово — производное от слова дира («стена»). Смысл этого состоит в том, что обеты, словно стеной ограждают человека от излишеств.

Об этом, в частности, сказано в трактате Пиркей Авот («Наставления отцов», гл. 3, м. 13).

Интересно, что в нашем фрагменте говорится и об обетах и о клятвах. Но в трактате Авот, клятвы — не упомянуты.

Очевидно, это связано с тем, что клятва содержит в себе упоминание Имени Всевышнего.

За нарушение обетов и клятв предусмотрено суровое наказание. Поэтому в Торе рекомендуется — избегать их, не давать и не брать на себя.

Все же обеты могут послужить оградой от излишеств. Но клятвы и для этого — не подходят. В клятве присутствует Имя Всевышнего. Следовательно, кроме того, что клятва может оказаться ложной, существует еще и опасность произнесения Имени Творца — впустую.

Поэтому, обет — предпочтительней клятвы.

Есть еще одно существенное отличие между обетом и клятвой.

Об обете сказано — «обет Всевышнему». О клятве же сказано — просто клятва. И не говорится — клятва Творцу.

Дело в том, что клятва накладывает запрет на человека (на языке Талмуда — гавра), а обет — на вещь, предмет (на талмудическом языке — хефца).

Если человек примет на себя обет не возносить лулав в праздник Суккот (см. на сайте материалы, посвященные празднику Суккот — в разделе «Праздники») — этот обет относится к предмету, то есть к лулаву. Лулав становится запрещенным для этого человека. И человек теперь не вправе исполнить заповедь о лулаве. 

Если же человек поклянется не совершать вознесение лулава, клятва будет относиться к нему (человеку). И не лулав будет ему запрещен, но ему будет запрещено совершать действия с лулавом.

Впрочем, этот запрет не будет иметь никакой силы. Ведь этот человек гораздо раньше, во время дарования Торы — поклялся вечно соблюдать все заповеди.

Сказано «Если человек даст обет Всевышнему» — потому что обеты могут относится и к тем предметам, с помощью которых служат Всевышнему, к таким, как лулав, шофар или тефилин.

И обеты, наложенные на эти священные атрибуты заповедей Всевышнего — будут иметь силу.

Но о клятве сказано просто: «поклянется клятвой». И не сказано — «клятвой Всевышнего». Потому что клятва не распространяется на атрибуты Всевышнего.

 

на основе комментария раби Авраама-Мордехая Алтера

(Ребе Гурских хасидов; чаще упоминается под “псевдонимом”, образованным от названия серии его книг — Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века) 

 

 

5. Общее и частное

 

Тора охватывает все сферы человеческой жизни. И оставаться в среде народа Израиля означает — жить по ее законам и заповедям.

Но насколько отчетливо мы это осознаем?

Шимон, любящий отец и глава семейства, пришел к раву Иегуде Цадка и попросил благословить сыновей.

— Где учатся твои сыновья? — поинтересовался раввин.

— В обычной, общей школе, — промолвил Шимон (подразумевая общее, совместное обучение юношей и девушек, что противоречит еврейской традиции).

— Ты ошибаешься, — улыбнулся рав, и его глаза блеснули за стеклами очков. — Это наши, еврейские школы — обычные. Потому что в них обучают обычаям отцов, обычаям, которые тысячелетиями бережно хранит наш народ и передает из поколения в поколение. Это наши учебные заведения — общие. В них царит атмосфера общности и единства. У нас — общая Тора и общие заповеди, общие задачи и устремления.

Но ты для своих сыновей почему-то выбрал — частную школу. Да, да, частную. Ведь там частным образом отделились от нашей вековой традиции, от нашего общего наследия.

Что объединяет твоих детей с их одноклассниками? Классный журнал? Это было бы смешно, если бы не было так грустно…

— Но ведь зато дети получат там прекрасное образование, — попытался оправдаться Шимон.

— Ответь мне на один вопрос, — глаза раби Цадка, казалось, проникали Шимону в самое сердце. — Если бы тебе предложили отдать детей в самую лучшую школу, с самым высоким уровнем преподавания и образования, но с одним маленьким недостатком: в этой школе проклинали бы твоего отца. Ты записал бы детей в такую школу? 

— Упаси Всевышний! — возмущенно воскликнул Шимон, и его уши зарделись. — Конечно же, нет!

— Так почему же твои сыновья получают образование в школе, где учат пренебрегать Творцом мира, милосердным Отцом всего сущего?

— Но раби!.. — взмолился Шимон. — Религиозная школа располагается в старом, неблагоустроенном здании. Там холодно зимой, а летом стоит нестерпимая жара. В то время, как в общеобразовательной созданы все условия для комфортной учебы.

— Этот твой довод мы отвергли более трех тысячелетий назад. Евреи из колена Гада и из колена Реувена обратились к Моше с предложением: «Загоны овечьи построим для стад наших здесь, и города для детей наших» (Бамидбар, гл. 32, ст. 16).

Но Моше скорректировал их, изменив лишь порядок: «Стройте себе города для ваших детей, — сказал он, — и загоны для ваших овец» (Бамидбар, гл. 32, ст. 24).    

Гад и Реувен, обращаясь к Моше, на первое место поставили стада, то есть — материальное благополучие. А духовное воспитание детей отодвинули на второй план.

Но Моше объяснил им, что в первую очередь следует заботиться — о духовном состоянии детей…

Послушался Шимон рава Цадка, и все его дети удостоились еврейского воспитания и создали крепкие семьи на надежном фундаменте Торы и заповедей.

 

на основе комментария рава Иегуды Цадка

(глава иерусалимской йешивы «Порат Йосеф», 20-й век)

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «МАТОТ»

 

Место в Торе: Бамидбар, гл. 30, ст. 2 — гл. 32, ст. 42.

 

Почему она так называется?

По слову в первой фразе: «И говорил Моше главам колен сынов Израиля...». Колено (еврейский род, потомки двенадцати родоначальников — сыновей Яакова ­ Израиля) на иврите — мате (мн. ч. — матот).

 

Обсуждение главы Матот

 

1. Женщина — во власти мужчины, мужчина — под властью бет дина

 

В нашей недельной главе говорится об обетах — об исполнении, отмене и разрешении их. И в тексте об этом читаем: «Если человек даст обет Всевышнему или поклянется принять на себя запрет, то он не вправе нарушить свое слово, но все, что вышло из уст его, обязан исполнить» (Бамидбар, гл. 30, ст. 3).

В Талмуде (трактат Хагига, лист 10) сказано, что «он (человек, который дает обет) — не вправе нарушить свое слово», но другие вместо него, могут обет отменить.

На этом принципе базируются законы об отмене обетов.

Отменить обет может сведущий в Торе мудрец. Или — три обычных еврея, не отличающиеся особыми познаниями в Торе.

Эти трое должны объединиться и составить своеобразный бет дин (специальный суд, наделенный правом освобождать от обетов).

Мудрец, обладающий глубокими познаниями в Торе — тоже считается бет дином.

В Торе даны условия, при которых могут быть аннулированы обеты женщины.

Незамужней женщине обеты может отменить отец, а замужней — муж (см. Бамидбар, гл. 30, ст. 4-9).

Это объясняется тем, что женщина находится под опекой мужа или отца. И она не вправе совершить, что-либо — ни малое, ни великое — без согласия на то мужа или одобрения отца.

Когда женщина дает обет,— разъясняют Учителя в Талмуде (трактат Недарим, лист 73), — она рассчитывает, что муж (или отец) позволит ей его исполнить

 Если же услышав о данном обете, муж (отец) выразит несогласие с ним — обет с момента его принятия считается недействительным. Даже в том случае, если женщина уже начала его исполнять.

Мы видим, что женщина находится под административной властью мужчины (мужа или отца). И от него зависит, будет утвержден ее обет или отменен.

Ну, а сам еврейский мужчина, исходя из этой логики — во власти бет дина, и обязан исполнять все, что велит ему суд.

Когда человек берет на себя обет, он полагает, что бет дин даст на это согласие. И если впоследствии бет дин не одобрит обет, то он и не состоится.

Вообще, Тора относится к обетам, скорее, негативно. В ней, к примеру, есть такие слова: «Если же воздержишься от принятия на себя обетов, не будет на тебе прегрешения» (Дварим, гл. 23, ст. 23).

Таким образом, отменяя обет, бет дин спасает человека от ошибки.  

Отмена обета мудрецом Торы (бет дином) называется hатара (разрешение, развязывание), — отмечает Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век). — Если же обет отменяет муж, то используется выражение hафара (расторжение, отмена).

Отсюда следует, что власть мужа (отца) над женой (дочерью) — сильнее власти бет дина над мужчиной-евреем.

Поэтому муж (отец) вправе аннулировать обет жены (дочери) и задним числом — так, будто бы его вообще не было.

Но бет дин способен лишь освободить человека от данного обета, разрешить не соблюдать его — как бы развязать узы, которыми человек с помощью обета себя связал.

При этом требуется, чтобы человек, который дал обет — раскаялся.  

 

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

 

2. Заметы об обетах

 

Написано в нашей недельной главе: «Если человек даст обет Всевышнему или поклянется принять на себя запрет, то он не вправе нарушить свое слово, но все, что вышло из уст его, обязан исполнить» (Бамидбар, гл. 30, ст. 3).

Сказано — «Если человек даст обет Всевышнему...».

Но почему именно Всевышнему? Обет может относиться и к самому человеку и к его имуществу и к ближнему, словом к чему угодно и к кому угодно.

Однако же Тора уточняет — Всевышнему. 

Дело в том, что обет — легко дать, но исполнить его — не так-то просто.

В Танахе говорится: «Лучше обет — не давать, чем дать и не исполнить» (книга Коэлет, гл. 5, ст. 4).

Поэтому никогда не следует человеку торопиться с обетом. А если уже принял на себя какой-либо запрет — ему надо пойти в бет дин (раввинский суд) и попросить, чтобы судьи помогли от него освободиться.

Учителя в Талмуде (трактат Недарим, лист 8) уточняют, что одобряются только те обеты, которые помогают исполнять заповеди.

О том же самом говорится и в книге Танаха Теилим (Псалмы царя Давида, гл. 119, ст. 106): «Клялся я — и исполню! — хранить законы справедливые Твои».

Теперь мы понимаем, что в нашем фрагменте — «Если человек даст обет Всевышнему...» речь идет об обетах, связанных с Торой и заповедями. И тогда — «он не вправе нарушить свое слово».

Написано в Шульхан Арухе (раздел Йоре Деа, гл. 203, п. 3), что бет дин — не отменяет обеты, относящиеся к исполнению заповедей - так написано.

Так что, человеку остается лишь в точности выполнить обещанное, как сказано: «…но все, что вышло из уст его, обязан исполнить». 

В другом трактате Талмуда (трактат Нида, лист 30) говорится, что с человека перед его рождением берут клятву, что он будет праведником и не будет злодеем.

Это клятву человек обязан исполнить. И никакой суд не вправе ее освободить от нее человека.

 

на основе комментария рава Маймона бен Атера

(раввин еврейской общины Александрии, Египет — Израиль, 1867-1958 гг.) 

 

 

3. Как распознать ряженого «цадика»

 

В нашей недельной главе говорится об обетах и клятвах. И здесь мы читаем: «Если человек даст обет Всевышнему или поклянется…» (Бамидбар, гл. 30, ст. 3).

В тексте Торы дается нам предупреждение о том, чтобы мы очень внимательно относились к произносимым нами словам. Чтобы не разбрасывались ими направо и налево, не сыпали ими понапрасну, но — контролировали все, что выходит из уст.

С особым вниманием следует относиться — к обещаниям. Их обязательно нужно выполнять.

Поэтому и сказано в Танахе: «Лучше обета не давать, нежели дать и — не исполнить» (книга Коэлет, гл. 5, ст. 4).

Ибо неисполнение обета — серьезное нарушение.

Тем не менее, если человек принимает на себя обет, чтобы привлечь внимание к важной заповеди, например — хочет побудить других давать цедаку (пожертвовать на какое-либо благое дело), такой обет — одобряется. Это о таких обетах в Танахе написано: «Давайте обеты и платите Всевышнему, чтобы все окружающие принесли дар» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 76, ст. 12).

Попытаемся понять, что такое обет.

Если человек объявит, что тот или иной предмет он посвящает Всевышнему, ему, этому человеку уже запрещено им пользоваться. С этой минуты, предмет обрел статус — «кадош», что в переводе означает — «отделенный», «выделенный», «священный».

Таким образом, слово способно наделять вещи кедушой («святостью»). Неспроста законы об обетах и клятвах изложены в самом конце Торы (книга Бамидбар, по сути, завершает Тору, а книга Дварим — это Мишне Тора, ее повторение).

Это учит нас, что речь человека, который идет дорогой Торы, от начала и до конца, становится — кодеш.

Речь человека, кстати сказать, его манера говорить — служат одним из индикаторов его духовного уровня.

Внешность бывает обманчивой, речь — гораздо реже.

Человек внешне может выглядеть праведником, чистым и непорочным. Но если с его уст срываются «крепкие» словечки — он еще очень далек и от праведности и от Торы.

 

на основе комментариев великого Ари

(раби Ицхак Лурия Ашкенази, один из крупнейших каббалистов; Эрец Исраэль, 16-й век)

и раби Ицхака-Меира Альтер из г. Нова-Гура

(основатель движения Гурских хасидов; известен и как Хидушей а-Рим — по названию написанной им книги; Польша, конец 18-го – первая половина 19-го вв.)

 

 

4. Обеты и клятвы

 

Тема нашей недельной главы — обеты и клятвы. Написано в ней: «Если человек даст обет Всевышнему или поклянется клятвой…» (Бамидбар, гл. 30, ст. 3).

В тексте оригинала «обет» — недер. Это слово — производное от слова дира («стена»). Смысл этого состоит в том, что обеты, словно стеной ограждают человека от излишеств.

Об этом, в частности, сказано в трактате Пиркей Авот («Наставления отцов», гл. 3, м. 13).

Интересно, что в нашем фрагменте говорится и об обетах и о клятвах. Но в трактате Авот, клятвы — не упомянуты.

Очевидно, это связано с тем, что клятва содержит в себе упоминание Имени Всевышнего.

За нарушение обетов и клятв предусмотрено суровое наказание. Поэтому в Торе рекомендуется — избегать их, не давать и не брать на себя.

Все же обеты могут послужить оградой от излишеств. Но клятвы и для этого — не подходят. В клятве присутствует Имя Всевышнего. Следовательно, кроме того, что клятва может оказаться ложной, существует еще и опасность произнесения Имени Творца — впустую.

Поэтому, обет — предпочтительней клятвы.

Есть еще одно существенное отличие между обетом и клятвой.

Об обете сказано — «обет Всевышнему». О клятве же сказано — просто клятва. И не говорится — клятва Творцу.

Дело в том, что клятва накладывает запрет на человека (на языке Талмуда — гавра), а обет — на вещь, предмет (на талмудическом языке — хефца).

Если человек примет на себя обет не возносить лулав в праздник Суккот (см. на сайте материалы, посвященные празднику Суккот — в разделе «Праздники») — этот обет относится к предмету, то есть к лулаву. Лулав становится запрещенным для этого человека. И человек теперь не вправе исполнить заповедь о лулаве. 

Если же человек поклянется не совершать вознесение лулава, клятва будет относиться к нему (человеку). И не лулав будет ему запрещен, но ему будет запрещено совершать действия с лулавом.

Впрочем, этот запрет не будет иметь никакой силы. Ведь этот человек гораздо раньше, во время дарования Торы — поклялся вечно соблюдать все заповеди.

Сказано «Если человек даст обет Всевышнему» — потому что обеты могут относится и к тем предметам, с помощью которых служат Всевышнему, к таким, как лулав, шофар или тефилин.

И обеты, наложенные на эти священные атрибуты заповедей Всевышнего — будут иметь силу.

Но о клятве сказано просто: «поклянется клятвой». И не сказано — «клятвой Всевышнего». Потому что клятва не распространяется на атрибуты Всевышнего.

 

на основе комментария раби Авраама-Мордехая Алтера

(Ребе Гурских хасидов; чаще упоминается под “псевдонимом”, образованным от названия серии его книг — Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века) 

 

 

5. Общее и частное

 

Тора охватывает все сферы человеческой жизни. И оставаться в среде народа Израиля означает — жить по ее законам и заповедям.

Но насколько отчетливо мы это осознаем?

Шимон, любящий отец и глава семейства, пришел к раву Иегуде Цадка и попросил благословить сыновей.

— Где учатся твои сыновья? — поинтересовался раввин.

— В обычной, общей школе, — промолвил Шимон (подразумевая общее, совместное обучение юношей и девушек, что противоречит еврейской традиции).

— Ты ошибаешься, — улыбнулся рав, и его глаза блеснули за стеклами очков. — Это наши, еврейские школы — обычные. Потому что в них обучают обычаям отцов, обычаям, которые тысячелетиями бережно хранит наш народ и передает из поколения в поколение. Это наши учебные заведения — общие. В них царит атмосфера общности и единства. У нас — общая Тора и общие заповеди, общие задачи и устремления.

Но ты для своих сыновей почему-то выбрал — частную школу. Да, да, частную. Ведь там частным образом отделились от нашей вековой традиции, от нашего общего наследия.

Что объединяет твоих детей с их одноклассниками? Классный журнал? Это было бы смешно, если бы не было так грустно…

— Но ведь зато дети получат там прекрасное образование, — попытался оправдаться Шимон.

— Ответь мне на один вопрос, — глаза раби Цадка, казалось, проникали Шимону в самое сердце. — Если бы тебе предложили отдать детей в самую лучшую школу, с самым высоким уровнем преподавания и образования, но с одним маленьким недостатком: в этой школе проклинали бы твоего отца. Ты записал бы детей в такую школу? 

— Упаси Всевышний! — возмущенно воскликнул Шимон, и его уши зарделись. — Конечно же, нет!

— Так почему же твои сыновья получают образование в школе, где учат пренебрегать Творцом мира, милосердным Отцом всего сущего?

— Но раби!.. — взмолился Шимон. — Религиозная школа располагается в старом, неблагоустроенном здании. Там холодно зимой, а летом стоит нестерпимая жара. В то время, как в общеобразовательной созданы все условия для комфортной учебы.

— Этот твой довод мы отвергли более трех тысячелетий назад. Евреи из колена Гада и из колена Реувена обратились к Моше с предложением: «Загоны овечьи построим для стад наших здесь, и города для детей наших» (Бамидбар, гл. 32, ст. 16).

Но Моше скорректировал их, изменив лишь порядок: «Стройте себе города для ваших детей, — сказал он, — и загоны для ваших овец» (Бамидбар, гл. 32, ст. 24).    

Гад и Реувен, обращаясь к Моше, на первое место поставили стада, то есть — материальное благополучие. А духовное воспитание детей отодвинули на второй план.

Но Моше объяснил им, что в первую очередь следует заботиться — о духовном состоянии детей…

Послушался Шимон рава Цадка, и все его дети удостоились еврейского воспитания и создали крепкие семьи на надежном фундаменте Торы и заповедей.

 

на основе комментария рава Иегуды Цадка

(глава иерусалимской йешивы «Порат Йосеф», 20-й век)

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Тяжелейший конфликт с родителями…


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля