ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА «МАСЕЙ»

 

Место в Торе: Бамидбар, гл. 33, ст. 1 — конец книги

 

Почему она так называется?

По первой фразе, где сказано: «Вот этапы продвижения сынов Израиля после Исхода из Египта...» (гл. 33, ст. 1).

На иврите «этапы продвижения» — масаим, а если за этим словом следует дополнение (в данном случае это — «сынов Израиля»), оно принимает грамматическую форму масей.

 

Обсуждение главы Масей

 

1. Летние каникулы

 

Недельную главу Торы Масей обычно читают летом — когда дни горячи из-за раскаленного израильского зноя.

Впрочем —  но не только поэтому.

В эти дни более миллиона израильских детей покидают стены учебных заведений и задают жару родителям и своему окружению.

Это значит, что наступили летние каникулы — пора сладостного безделья. А безделье, как сказано в книге Рамхаля (Моше Хаим Луцато — один из крупнейших Учителей Торы, великий каббалист; Италия – Эрец Исраэль, 18-й век) Месилат Йешарим («Путь праведных») — источник прегрешений.

Кроме того, безделье, как отмечают в Талмуде (трактат Кетубот, лист 59) наши Учителя, рождает скуку. А о делах и поступках, совершенных от скуки, обычно — сожалеют.  Только вот — потом, когда содеянное  уже трудно исправить.

Поэтому нужно «в оба» смотреть в за нашими ненаглядными детьми. Интересоваться, с кем они дружат, куда ходят, как развлекаются.

Летние каникулы — время поездок на природу, в летние лагеря, время путешествий. И это — прекрасно. Пусть дети побывают в разных уголках нашей чудесной страны, пройдут по заповедным тропинкам, подышат чистым, животворящим воздухом, спустятся к роднику, поиграют в траве.

Но очень важно помнить фразу, которой открывается наша недельная глава — «Вот странствия сынов Израиля, вышедших из страны Египетской под руководством Моше и Аарона» (Бамидбар, гл. 33, ст. 1).

Зачем здесь упомянуты Моше и Аарон? Разве мы и без того не знаем, кто в то время стоял во главе еврейского народа? Так для чего же в Торе нужно было сообщить нам общеизвестный факт? Что этим подчеркивается?

Странствия, поездки, путешествия имеют восхитительное значение — если ими руководят надежные и ответственные люди. Если Моше и Аарон сопровождают их, если все проходит под их контролем.

Когда поход возглавляет взрослый, ответственный человек, обладающий соответствующими знаниями — есть надежда, что поход будет проходить «по слову Всевышнего» (Бамидбар, гл. 33, ст. 2). И, да поможет нам Творец вырастить детей в любви и гармонии! 

 

на основе комментария Рамбана

(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.)

 

 

2. Честный бухгалтер не боится ревизии

 

Наша недельная глава начинается словами: «Вот странствия сынов Израиля...» (Бамидбар, гл. 33, ст. 1). 

Далее в Торе скрупулезно перечисляются все пункты сорокалетнего путешествия народа Израиля по пустыне.

Казалось бы, зачем нужны эти названия, что они нам дают?

За время после Исхода из Египта с еврейским народом произошло множество удивительных чудес. На тех, кто их видел, эти чудеса и знамения произвели неизгладимое впечатление.

Но ведь поколения — уходят, сменяя друг друга. И существует опасность, что когда-нибудь люди начнут думать, будто сыны Израиля в пустыне находились вблизи местности заселенной, или шли от оазиса к оазису. Словом — сумели выжить своими силами, без помощи Свыше.

Чтобы подобные мысли не возникали, в Тора и названы все перемещения евреев за сорок лет после Исхода. Теперь будущие поколения будут знать, что сыны Израиля шли по одной из самых опасных и засушливых пустынь, по совершенно безводной местности, кишащей змеями и скорпионами, лопающимися от яда.

Несколько миллионов евреев продержались в таких условиях сорок лет — только благодаря Небесному покровительству: ману, которым Творец обеспечивал им пропитание (см. на сайте ответ «Что такое ман (манна)?», № 706 ), Облакам Славы и колодцу ключевой воды, который следовал за евреями в пустыне.

Честный бухгалтер с безупречной репутацией — не боится ревизий. Ему нечего скрывать. Он по первому требованию готов предъявить свой гроссбух.

Указания всех места, в которых побывали евреи во время своих переходов по пустыне — демонстрируют истинность Торы. Она уподобляется честному бухгалтеру.

И действительно, ни одна ревизия еще не смогла доказать обратное.

В Торе обозначены сорок два места, в которых сыны Израиля во время переходов — останавливались и разбивали лагерь. Эти сорок два этапа пути в Эрец Исраэль — связаны с Именем Всевышнего, состоящим из сорока двух букв.

Отблеск этих этапов, этих отправных точек, можно найти в каждой исторической эпохе и в жизни любого человека.

Так в Торе закладываются определенные закономерности и в глобальный мировой порядок и в жизнь каждого отдельного индивида.

 

на основе комментариев Рамбама

(великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век)

и рава Симхи-Зиселя Зива

(«Саба ми Кельм»; глава известной йешивы в Литве; вторая половина 19-го века) 

 

 

3. Портретное сходство

 

В начале нашей недельной главы есть фраза, которую трудно перевести и непросто понять. Сказано: «И записал Моше их отправления в странствия по слову Всевышнего, и вот места в которые прибывали они, в соответствии с их отправлениями в путь» (Бамидбар, гл. 33, ст. 2).

Для разъяснения — воспользуемся метафорой, которую предложил выдающийся раввин Бен Цион Аба Шауль (глава йешивы «Порат Йосеф», Израиль, 1924-1988 гг.).

Пишу эти строки как раз в день годовщины его смерти (такой день называется у нас йорцайт, а в случае, когда речь идет о выдающемся Учителе Торы — hилула, то есть — день радости по поводу того, что душа праведника поднялась еще на одну ступень).

Итак, вот эта метафора. 

Художник нарисовал прекрасную картину, которой все восхищались. Это был портрет пожилого человека. Он был изображен весьма реалистично, на его одухотворенном лице явно читались благородные мысли, глаза лучились добрым светом.  

Люди стали интересоваться, что за мудрец изображен на холсте. 

— Это портрет Шимона Б.— ответил художник.

Людей охватило замешательство. Все хорошо знали Шимона Б. С портретом у него не было ни малейшего сходства.

Интерес к художнику снизился, а вскоре, и вовсе сошел на нет.

Теперь вернемся в пустыню, туда, где мы оставили сынов Израиля, вышедших из Египта и направляющихся в Эрец Исраэль. Вот они выходят из одного места и направляются в другое, затем — в третье. Отправления, прибытия, остановки. По дороге к конечному пункту назначения их сопровождают чудеса. Со стороны все выглядит замечательно. Но возникает вопрос: все так и было задумано изначально? Соответствует ли происходящее первоначальному плану? Или, быть может, от изначальной задумки не осталось и следа? Словом, есть портретное сходство, или же его нет?

Ответ находим в Торе. Нет, все происходило не случайно, не спонтанно, но — «по слову Всевышнего», в точном соответствии с Его замыслом. "Места в которые прибывали они, в соответствии с их отправлениями в путь".

Переходы сынов Израиля в пустыне — не были «свободным плаванием» — прибытие согласовывалось с отправлением. План полностью соответствовал его реализации. Как сказали бы сейчас — логистика была продумана до последних мелочей, и реализация находилась на высоком уровне.

И раз мы уж заговорили современным языком — бросим взгляд в современность.

Нашему государству 70 лет. Оглядываясь на 70 лет назад, можно сказать, что то, где мы находимся сейчас, было запланировано тогда? «Прибытие» соответствует «отправлению»? Между замыслами отцов-основателей и контурами современной еврейской жизни — есть портретное сходство? 

На все эти вопросы ответ: нет. К счастью. Потому что людям тягаться с Всевышним — не по зубам. Как сказано в Танахе: «Мои мысли (мысли Творца) — не ваши мысли» (книга пророка Йешаягу, гл. 55, ст. 8).

 

на основе комментария рава Бен Циона Аба Шауля

(глава йешивы «Порат Йосеф», Израиль, 1924-1988 гг.)

 

 

4. Вожделения уводят от Синая и сводят в могилу

 

В нашей недельной главе перечислены отправные точки переходов евреев по пустыне. Следует отметить, что их «география» — не ограничилась пустыней Синай. Вот уже тысячелетия бредет еврейский народ по пустыне людей, по странам и континентам. Конечная цель столь длительного путешествия, как и во времена исхода из Египта — Эрец Исраэль (Земля Израиля).

Сравнивая два Исхода — тот, на заре становления нашего народа, и нынешний, столь затянувшийся — можно заметить, что у них совпадают не только «пункты назначения», но и «промежуточные остановки». Ведь это не просто названия мест — в них заложен глубокий внутренний смысл. 

Рассмотрим несколько примеров.

Написано в нашей недельной главе: «И вышли из пустыни Синай, и расположились в Киврот hа-Таава» (Бамидбар, гл. 33, ст. 16).

Название «Киврот hа-Таава» означает — «могилы вожделения». Могилы, которые вожделение вырыло для своих жертв.

Человек должен постоянно загружать себя мыслями о Торе, — пишет Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век), — потому что Тора увеличивает мудрость. А в пустом сердце, лишенном мудрости, с легкостью пускает корни вожделение разврата.

Поэтому и сказано: «И вышли из пустыни Синай (когда покидают Синай, обычно и оставляют Тору, полученную на Синае) и «расположились в Киврот hа-Таава» ( попали во власть вожделений, которые очень быстро сводят свои жертвы в могилу).

О том, кто остается с Торой, в Танахе (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 12, ст. 21) написано: «Не случится с праведником зла».

Далее в нашей недельной главе читаем: «И отправились с горы Шефер, и расположились в Хараде. И отправились из Харады и расположились в Макhелот» (Бамидбар, гл. 33, ст. 24-25).

Гора Шефер — это гора Синай, на которой сынам Израиля была дана Тора. А название «Харада» можно перевести как — «паника». Слово же «Макhелот» дает намек на кеhилот (множественное число от слова кеhила — «община»).   

В Талмуде (трактат Берахот, лист 61) рассказывается о раби Акиве (величайший Учитель Мишны, 2-й век). О том, что он в тяжелые времена римской оккупации, когда многие впали в панику под гнетом жестоких указов, собирал общины (кеhилот) и обучал их Торе. 

Теперь рассмотрим наш фрагмент сквозь призму сказанного в Талмуде.

«И отправились с горы Шефер» ( оставили Тору, дарованную на горе Синай). «И расположились в Хараде» (попали под римское владычество).

 Римляне, как говорится, стали закручивать гайки. В народе началась паника (харада).

Раби Акива предложил способ спасения — избавиться от паники и от власти римлян можно приняв на себя власть Торы.

Поэтому тот, кто хочет уйти от Харады (страхов и беспокойств) — должен расположиться в Макhелот (в общине, где проводятся уроки Торы).

 

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

 

5. Шаббат, сукка и Эрец Исраэль

 

В Торе есть одна замечательная заповедь — из тех, которые особенно любят в нашем народе. Это заповедь — о сукке (см. на сайте материалы, посвященные празднику Суккот — в разделе «Праздники»).

Чем она так замечательна?

Евреям нравится строить сукку, украшать ее плодами и цветными гирляндами. 

Но почему мы посреди лета вдруг вспомнили о сукке?

Потому что есть еще одна, подобная ей заповедь. Это, как пишет Рамбан (Рабейну Моше бен НахманНахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.) — повелительная заповедь о заселении Эрец Исраэль (Земли Израиля).

Каждую секунду, на протяжении 365 дней в году, мы выполняем эту заповедь. Мы живем внутри заповеди и никогда не покидаем ее. Мы едим, пьем и спим в пределах Святой Земли (эрец hа-кодеш). И подобно тому, как мы украшаем сукку — мы обязаны украшать, развивать и обустраивать Эрец Исраэль.

В Талмуде (трактат Кетубот, лист 111) рассказывается, что и выдающиеся Учителя Торы расчищали дороги, убирали завалы, чтобы Земля Израиля красиво выглядела. 

В Талмуде (трактат Сукка, лист 29) говорится, кастрюлям с остатками еды — не место в сукке. Грязные кастрюли вносить в праздничную сукку — запрещено.

Точно так же запрещено бросать мусор на землю на Землю Израиля. Ведь это ее обезображивает.

Отдыхающие на природе люди, оставившие после себя горы мусора — просто злодеи, проявляющие неуважение к эрец hа-кодеш. Даже, если природа на тебе отдыхает — это еще не повод, отдыхать на природе, не щадя ее.

Пребывание в Израиле приносит пользу.

Во-первых, ты постоянно выполняешь заповедь о заселении Эрец Исраэль, ты погружен в нее с головой (и даже с сапогами). Но кроме этого, и другие заповеди, которые ты исполняешь, в Израиле — приобретают новую силу, невероятную мощь, немыслимую в любом другом месте на Земле. 

Сказано в Талмуде (трактат Зевахим, лист 91), что заповедь, выполненная в шаббат, имеет большую святость, нежели та же заповедь, осуществленная в будни. Ценность

субботней заповеди — в тысячу раз выше аналогичной будничной заповеди.

То же самое можно сказать и о заповеди, выполненной в Израиле. Ее ценность — несравнимо выше, и награда за нее во много раз больше, чем у точно такой же заповеди, выполненной вне Земли Израиля.

В нашей недельной главе есть такая фраза: «Когда придете вы в страну Кенаан…» (Бамидбар, гл. 34, ст. 2).

Но ведь когда мы туда придем — она уже не будет Кенааном, но — станет Израилем!? Так, почему в Торе ее называют — Кенаан?

Это — предупреждение нам.

Сыны Израиля — на пороге прекрасной страны, в духовном смысле — святой и возвышенной. Но нужно помнить, что «Одно — против другого сотворил Всевышний» (Танах, Коэлет, гл. 7, ст. 14).

Йецер hа-ра (дурное начало) в этой стране — во много раз сильнее и активнее, нежели в любом другом месте. Он подстерегает человека, чтобы сбить его с пути Торы, чтобы опутать липкой паутиной грехов и ошибок. Как сказано в Танахе: «Разгневается Всевышний на тебя, Сатан (посланник Всевышнего, проявляющий себя и как йецер hа-ра; подробнее о Сатане — см. на сайте в ответе «Сатана и его место в иудаизме», № 1410), обитающий в Иерусалиме» (Танах, книга пророка Захарии, гл. 3, ст.2).

Чем выше святость и духовный потенциал — тем страшнее подстерегающая тебя опасность. 

Кто из нас предполагал, что в окрестностях святого города Иерусалима можно встретить Сатана? Но теперь мы знаем, что от него нужно беречься. Особенно — сейчас, в период между 17-м Тамуза и 9-м Ава, в период, носящий название «бейн hа-мецарим», что в буквальном переводе означает — «между теснин».

 

на основе комментариев Рамбана

(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.)

 и рава Йосефа Хаима из Багдада

(известен и под именем Бен Иш Хай  — по названию составленного им галахического труда; Ирак, вторая половина 19-го века)

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «МАСЕЙ»

 

Место в Торе: Бамидбар, гл. 33, ст. 1 — конец книги

 

Почему она так называется?

По первой фразе, где сказано: «Вот этапы продвижения сынов Израиля после Исхода из Египта...» (гл. 33, ст. 1).

На иврите «этапы продвижения» — масаим, а если за этим словом следует дополнение (в данном случае это — «сынов Израиля»), оно принимает грамматическую форму масей.

 

Обсуждение главы Масей

 

1. Летние каникулы

 

Недельную главу Торы Масей обычно читают летом — когда дни горячи из-за раскаленного израильского зноя.

Впрочем —  но не только поэтому.

В эти дни более миллиона израильских детей покидают стены учебных заведений и задают жару родителям и своему окружению.

Это значит, что наступили летние каникулы — пора сладостного безделья. А безделье, как сказано в книге Рамхаля (Моше Хаим Луцато — один из крупнейших Учителей Торы, великий каббалист; Италия – Эрец Исраэль, 18-й век) Месилат Йешарим («Путь праведных») — источник прегрешений.

Кроме того, безделье, как отмечают в Талмуде (трактат Кетубот, лист 59) наши Учителя, рождает скуку. А о делах и поступках, совершенных от скуки, обычно — сожалеют.  Только вот — потом, когда содеянное  уже трудно исправить.

Поэтому нужно «в оба» смотреть в за нашими ненаглядными детьми. Интересоваться, с кем они дружат, куда ходят, как развлекаются.

Летние каникулы — время поездок на природу, в летние лагеря, время путешествий. И это — прекрасно. Пусть дети побывают в разных уголках нашей чудесной страны, пройдут по заповедным тропинкам, подышат чистым, животворящим воздухом, спустятся к роднику, поиграют в траве.

Но очень важно помнить фразу, которой открывается наша недельная глава — «Вот странствия сынов Израиля, вышедших из страны Египетской под руководством Моше и Аарона» (Бамидбар, гл. 33, ст. 1).

Зачем здесь упомянуты Моше и Аарон? Разве мы и без того не знаем, кто в то время стоял во главе еврейского народа? Так для чего же в Торе нужно было сообщить нам общеизвестный факт? Что этим подчеркивается?

Странствия, поездки, путешествия имеют восхитительное значение — если ими руководят надежные и ответственные люди. Если Моше и Аарон сопровождают их, если все проходит под их контролем.

Когда поход возглавляет взрослый, ответственный человек, обладающий соответствующими знаниями — есть надежда, что поход будет проходить «по слову Всевышнего» (Бамидбар, гл. 33, ст. 2). И, да поможет нам Творец вырастить детей в любви и гармонии! 

 

на основе комментария Рамбана

(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.)

 

 

2. Честный бухгалтер не боится ревизии

 

Наша недельная глава начинается словами: «Вот странствия сынов Израиля...» (Бамидбар, гл. 33, ст. 1). 

Далее в Торе скрупулезно перечисляются все пункты сорокалетнего путешествия народа Израиля по пустыне.

Казалось бы, зачем нужны эти названия, что они нам дают?

За время после Исхода из Египта с еврейским народом произошло множество удивительных чудес. На тех, кто их видел, эти чудеса и знамения произвели неизгладимое впечатление.

Но ведь поколения — уходят, сменяя друг друга. И существует опасность, что когда-нибудь люди начнут думать, будто сыны Израиля в пустыне находились вблизи местности заселенной, или шли от оазиса к оазису. Словом — сумели выжить своими силами, без помощи Свыше.

Чтобы подобные мысли не возникали, в Тора и названы все перемещения евреев за сорок лет после Исхода. Теперь будущие поколения будут знать, что сыны Израиля шли по одной из самых опасных и засушливых пустынь, по совершенно безводной местности, кишащей змеями и скорпионами, лопающимися от яда.

Несколько миллионов евреев продержались в таких условиях сорок лет — только благодаря Небесному покровительству: ману, которым Творец обеспечивал им пропитание (см. на сайте ответ «Что такое ман (манна)?», № 706 ), Облакам Славы и колодцу ключевой воды, который следовал за евреями в пустыне.

Честный бухгалтер с безупречной репутацией — не боится ревизий. Ему нечего скрывать. Он по первому требованию готов предъявить свой гроссбух.

Указания всех места, в которых побывали евреи во время своих переходов по пустыне — демонстрируют истинность Торы. Она уподобляется честному бухгалтеру.

И действительно, ни одна ревизия еще не смогла доказать обратное.

В Торе обозначены сорок два места, в которых сыны Израиля во время переходов — останавливались и разбивали лагерь. Эти сорок два этапа пути в Эрец Исраэль — связаны с Именем Всевышнего, состоящим из сорока двух букв.

Отблеск этих этапов, этих отправных точек, можно найти в каждой исторической эпохе и в жизни любого человека.

Так в Торе закладываются определенные закономерности и в глобальный мировой порядок и в жизнь каждого отдельного индивида.

 

на основе комментариев Рамбама

(великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век)

и рава Симхи-Зиселя Зива

(«Саба ми Кельм»; глава известной йешивы в Литве; вторая половина 19-го века) 

 

 

3. Портретное сходство

 

В начале нашей недельной главы есть фраза, которую трудно перевести и непросто понять. Сказано: «И записал Моше их отправления в странствия по слову Всевышнего, и вот места в которые прибывали они, в соответствии с их отправлениями в путь» (Бамидбар, гл. 33, ст. 2).

Для разъяснения — воспользуемся метафорой, которую предложил выдающийся раввин Бен Цион Аба Шауль (глава йешивы «Порат Йосеф», Израиль, 1924-1988 гг.).

Пишу эти строки как раз в день годовщины его смерти (такой день называется у нас йорцайт, а в случае, когда речь идет о выдающемся Учителе Торы — hилула, то есть — день радости по поводу того, что душа праведника поднялась еще на одну ступень).

Итак, вот эта метафора. 

Художник нарисовал прекрасную картину, которой все восхищались. Это был портрет пожилого человека. Он был изображен весьма реалистично, на его одухотворенном лице явно читались благородные мысли, глаза лучились добрым светом.  

Люди стали интересоваться, что за мудрец изображен на холсте. 

— Это портрет Шимона Б.— ответил художник.

Людей охватило замешательство. Все хорошо знали Шимона Б. С портретом у него не было ни малейшего сходства.

Интерес к художнику снизился, а вскоре, и вовсе сошел на нет.

Теперь вернемся в пустыню, туда, где мы оставили сынов Израиля, вышедших из Египта и направляющихся в Эрец Исраэль. Вот они выходят из одного места и направляются в другое, затем — в третье. Отправления, прибытия, остановки. По дороге к конечному пункту назначения их сопровождают чудеса. Со стороны все выглядит замечательно. Но возникает вопрос: все так и было задумано изначально? Соответствует ли происходящее первоначальному плану? Или, быть может, от изначальной задумки не осталось и следа? Словом, есть портретное сходство, или же его нет?

Ответ находим в Торе. Нет, все происходило не случайно, не спонтанно, но — «по слову Всевышнего», в точном соответствии с Его замыслом. "Места в которые прибывали они, в соответствии с их отправлениями в путь".

Переходы сынов Израиля в пустыне — не были «свободным плаванием» — прибытие согласовывалось с отправлением. План полностью соответствовал его реализации. Как сказали бы сейчас — логистика была продумана до последних мелочей, и реализация находилась на высоком уровне.

И раз мы уж заговорили современным языком — бросим взгляд в современность.

Нашему государству 70 лет. Оглядываясь на 70 лет назад, можно сказать, что то, где мы находимся сейчас, было запланировано тогда? «Прибытие» соответствует «отправлению»? Между замыслами отцов-основателей и контурами современной еврейской жизни — есть портретное сходство? 

На все эти вопросы ответ: нет. К счастью. Потому что людям тягаться с Всевышним — не по зубам. Как сказано в Танахе: «Мои мысли (мысли Творца) — не ваши мысли» (книга пророка Йешаягу, гл. 55, ст. 8).

 

на основе комментария рава Бен Циона Аба Шауля

(глава йешивы «Порат Йосеф», Израиль, 1924-1988 гг.)

 

 

4. Вожделения уводят от Синая и сводят в могилу

 

В нашей недельной главе перечислены отправные точки переходов евреев по пустыне. Следует отметить, что их «география» — не ограничилась пустыней Синай. Вот уже тысячелетия бредет еврейский народ по пустыне людей, по странам и континентам. Конечная цель столь длительного путешествия, как и во времена исхода из Египта — Эрец Исраэль (Земля Израиля).

Сравнивая два Исхода — тот, на заре становления нашего народа, и нынешний, столь затянувшийся — можно заметить, что у них совпадают не только «пункты назначения», но и «промежуточные остановки». Ведь это не просто названия мест — в них заложен глубокий внутренний смысл. 

Рассмотрим несколько примеров.

Написано в нашей недельной главе: «И вышли из пустыни Синай, и расположились в Киврот hа-Таава» (Бамидбар, гл. 33, ст. 16).

Название «Киврот hа-Таава» означает — «могилы вожделения». Могилы, которые вожделение вырыло для своих жертв.

Человек должен постоянно загружать себя мыслями о Торе, — пишет Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век), — потому что Тора увеличивает мудрость. А в пустом сердце, лишенном мудрости, с легкостью пускает корни вожделение разврата.

Поэтому и сказано: «И вышли из пустыни Синай (когда покидают Синай, обычно и оставляют Тору, полученную на Синае) и «расположились в Киврот hа-Таава» ( попали во власть вожделений, которые очень быстро сводят свои жертвы в могилу).

О том, кто остается с Торой, в Танахе (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 12, ст. 21) написано: «Не случится с праведником зла».

Далее в нашей недельной главе читаем: «И отправились с горы Шефер, и расположились в Хараде. И отправились из Харады и расположились в Макhелот» (Бамидбар, гл. 33, ст. 24-25).

Гора Шефер — это гора Синай, на которой сынам Израиля была дана Тора. А название «Харада» можно перевести как — «паника». Слово же «Макhелот» дает намек на кеhилот (множественное число от слова кеhила — «община»).   

В Талмуде (трактат Берахот, лист 61) рассказывается о раби Акиве (величайший Учитель Мишны, 2-й век). О том, что он в тяжелые времена римской оккупации, когда многие впали в панику под гнетом жестоких указов, собирал общины (кеhилот) и обучал их Торе. 

Теперь рассмотрим наш фрагмент сквозь призму сказанного в Талмуде.

«И отправились с горы Шефер» ( оставили Тору, дарованную на горе Синай). «И расположились в Хараде» (попали под римское владычество).

 Римляне, как говорится, стали закручивать гайки. В народе началась паника (харада).

Раби Акива предложил способ спасения — избавиться от паники и от власти римлян можно приняв на себя власть Торы.

Поэтому тот, кто хочет уйти от Харады (страхов и беспокойств) — должен расположиться в Макhелот (в общине, где проводятся уроки Торы).

 

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

 

5. Шаббат, сукка и Эрец Исраэль

 

В Торе есть одна замечательная заповедь — из тех, которые особенно любят в нашем народе. Это заповедь — о сукке (см. на сайте материалы, посвященные празднику Суккот — в разделе «Праздники»).

Чем она так замечательна?

Евреям нравится строить сукку, украшать ее плодами и цветными гирляндами. 

Но почему мы посреди лета вдруг вспомнили о сукке?

Потому что есть еще одна, подобная ей заповедь. Это, как пишет Рамбан (Рабейну Моше бен НахманНахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.) — повелительная заповедь о заселении Эрец Исраэль (Земли Израиля).

Каждую секунду, на протяжении 365 дней в году, мы выполняем эту заповедь. Мы живем внутри заповеди и никогда не покидаем ее. Мы едим, пьем и спим в пределах Святой Земли (эрец hа-кодеш). И подобно тому, как мы украшаем сукку — мы обязаны украшать, развивать и обустраивать Эрец Исраэль.

В Талмуде (трактат Кетубот, лист 111) рассказывается, что и выдающиеся Учителя Торы расчищали дороги, убирали завалы, чтобы Земля Израиля красиво выглядела. 

В Талмуде (трактат Сукка, лист 29) говорится, кастрюлям с остатками еды — не место в сукке. Грязные кастрюли вносить в праздничную сукку — запрещено.

Точно так же запрещено бросать мусор на землю на Землю Израиля. Ведь это ее обезображивает.

Отдыхающие на природе люди, оставившие после себя горы мусора — просто злодеи, проявляющие неуважение к эрец hа-кодеш. Даже, если природа на тебе отдыхает — это еще не повод, отдыхать на природе, не щадя ее.

Пребывание в Израиле приносит пользу.

Во-первых, ты постоянно выполняешь заповедь о заселении Эрец Исраэль, ты погружен в нее с головой (и даже с сапогами). Но кроме этого, и другие заповеди, которые ты исполняешь, в Израиле — приобретают новую силу, невероятную мощь, немыслимую в любом другом месте на Земле. 

Сказано в Талмуде (трактат Зевахим, лист 91), что заповедь, выполненная в шаббат, имеет большую святость, нежели та же заповедь, осуществленная в будни. Ценность

субботней заповеди — в тысячу раз выше аналогичной будничной заповеди.

То же самое можно сказать и о заповеди, выполненной в Израиле. Ее ценность — несравнимо выше, и награда за нее во много раз больше, чем у точно такой же заповеди, выполненной вне Земли Израиля.

В нашей недельной главе есть такая фраза: «Когда придете вы в страну Кенаан…» (Бамидбар, гл. 34, ст. 2).

Но ведь когда мы туда придем — она уже не будет Кенааном, но — станет Израилем!? Так, почему в Торе ее называют — Кенаан?

Это — предупреждение нам.

Сыны Израиля — на пороге прекрасной страны, в духовном смысле — святой и возвышенной. Но нужно помнить, что «Одно — против другого сотворил Всевышний» (Танах, Коэлет, гл. 7, ст. 14).

Йецер hа-ра (дурное начало) в этой стране — во много раз сильнее и активнее, нежели в любом другом месте. Он подстерегает человека, чтобы сбить его с пути Торы, чтобы опутать липкой паутиной грехов и ошибок. Как сказано в Танахе: «Разгневается Всевышний на тебя, Сатан (посланник Всевышнего, проявляющий себя и как йецер hа-ра; подробнее о Сатане — см. на сайте в ответе «Сатана и его место в иудаизме», № 1410), обитающий в Иерусалиме» (Танах, книга пророка Захарии, гл. 3, ст.2).

Чем выше святость и духовный потенциал — тем страшнее подстерегающая тебя опасность. 

Кто из нас предполагал, что в окрестностях святого города Иерусалима можно встретить Сатана? Но теперь мы знаем, что от него нужно беречься. Особенно — сейчас, в период между 17-м Тамуза и 9-м Ава, в период, носящий название «бейн hа-мецарим», что в буквальном переводе означает — «между теснин».

 

на основе комментариев Рамбана

(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.)

 и рава Йосефа Хаима из Багдада

(известен и под именем Бен Иш Хай  — по названию составленного им галахического труда; Ирак, вторая половина 19-го века)

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Пророк Хаггай, народы мира и Храм…


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля