ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА «БЕhААЛОТХА»

Место в Торе: Четвертая книга Торы — Бамидбар, гл. 8, ст. 1 — гл. 12, ст. 16.

Почему она так называется?

Вторая фраза главы начинается так: «Скажи Аарону — когда будешь разжигать огонь светильников…».

Будешь разжигать на иврите — беhаалотха.

Обсуждение главы «Беhаалотха»

1. Зачем облизывать чужие коврижки, если дома ждет вкусный торт? 

Мы знаем, что в Бейт hа-Микдаше (в Храме) горела Менора — семисвечник. И сделана она была из цельного куска золота.

В начале нашей недельной главы дается заповедь о ее зажигании. И мы читаем: «Когда зажигаешь светильники…» (Бамидбар, гл. 8, ст. 2).

В Талмуде (трактат Бава Батра, лист 25) говорится, что Менора была олицетворением мудрости, а ее свет символизировал Тору. Как сказано, например, в Танахе: «Ведь светильник — это заповедь, а Тора — свет» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 6, ст. 23).

В Талмуде (трактат Берахот, лист 57) наши Учителя отмечают, что тот, кто видел во сне оливковое масло — узрит Свет Торы. 

Рав Нафтали Берлин (Нацив; Литва – Беларусь, 19-й век) в своем комментарии под названием ha-Эмек Давар разъясняет, что в семи светильниках Меноры содержится намек на семь видов мудрости. Таким образом, Тора включает в себя всю Мудрость, все накопленные в мире научные и прочие, важные и необходимые нам знания. Они объединяются в ней и образуют единое целое.

Поэтому сынам Израиля нет нужды пастись на «чужих полях», перенимая чужие традиции и чуждое мировоззрение, ведь у них есть Тора — источник всей Мудрости. 

Хазон Иш (рав Авраам-Йешаягу Карелиц, Литва – Израиль, первая половина 20-го века) давал профессиональные советы оперирующим врачам, исходя из законов о трефном (буквально — «разорванный»; трефными называют мясо животных, растерзанных хищниками, оно запрещено евреям в пищу). А агрономов и фермеров он наставлял, используя законы о килаим (килаим — «гибриды», гибридные смеси). 

Нет такой области в науке, которой в Торе не уделялось бы внимание.

Европейские народы, потомки Эсава (брата-близнецы нашего праотца Яакова), кичатся своей культурой и достижениями в ней. Только, если присмотреться — окажется, что лучшие носители ее, все эти гении пера, кисти и скрипичного ключа, имеют весьма удручающий моральный облик. А зачастую — просто отъявленные мерзавцы и антисемиты.

Тут уместно рассказать такую притчу.

Два ученика — один из состоятельной, аристократической семьи, другой из бедной — возвращались из школы. Первого мальчика ждал дома шикарный обед, состоящий из изысканных блюд. Второго — вчерашний суп и подсохший хлеб. Их путь лежал мимо кондитерской. Дурманящий запах свежей выпечки сводил мальчишек с ума. 

— Давай зайдем, посмотрим, что там испекли, — предложил один из подростков.

Оказавшись в царстве тортов и пирожных, дети стали отщипывать и отламывать лакомые кусочки. Вскоре их поймали, что называется, на горячем. И с позором препроводили назад, в школу, где они предстали пред суровыми очами их учителя и наставника, который, конечно же, потребовал от них объяснений.

— Голова кружилась от голода, — сказал в свое оправдание мальчик из бедной семьи. — Вот я и не устоял перед искушением. Но больше это не повторится.

— Что ж, на этот раз прощаю, можешь идти! — огласил свое решение учитель.

Настал черед оправдываться сыну богатых родителей. Он видел, что его соученика отпустили, значит, и его отпустят с миром. Поэтому он не произнес ни слова, а просто стоял и молча ухмылялся, ожидая, когда ему позволят отправиться домой.

Учитель тоже молчал. Он несколько секунд внимательно всматривался в ухмыляющуюся физиономию. А затем размахнулся и дал подростку звонкую пощечину.

Ученик вскрикнул от боли, унижения и удивления.

— Ты плотно перекусил в школе, дома тебя ждал вкусный, горячий обед, — недоумевал учитель. — Так что ж, ты позарился на чужие коврижки?..

Бедный ученик в этой притче олицетворяет народы мира. Ученик из богатой семьи, богатой традициями, своей историей и заповедями — еврейский народ.

Главный посыл сей истории — не следует перебивать себе аппетит чужими пирожными (чужой культурой), когда дома ждет вкусный горячий обед — Тора.

на основе комментария магида из Дубно

(раби Яаков бар Зеев Кранц, 1741—1804 гг.)

 

 

2. Наставление для наставника

В нашей недельной главе объясняется, как нужно зажигать Менору. Написано здесь: «Когда зажигаешь светильники, то по направлению к центру Меноры будут светить семь светильников» (Бамидбар, гл. 8, ст. 2).

Светильники символизируют заповеди, а свет Меноры — Тору. В Танахе об этом сказано: «Светильник — заповеди, а Тора — Свет» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 6, ст. 23).

Наставнику, который стремится к тому, чтобы его слова вошли в сердца воспитанников, следует обращаться к ним так, как будто бы он зажигает Менору. И не сторонним наблюдателем выступать, но — к центру Меноры обращаться. Чтобы светили семь светильников.

Далее читаем: «И сделал так Аарон: к центру Меноры зажег он светильники» (Бамидбар, гл. 8, ст. 3).

Не сверху вниз зажигают людей благородной идеей и не со стороны, но — лицом к лицу, глаза в глаза.

Можно разработать прекрасные методические указания, составить полезные домашние задания, постоянно повторять пройденное, закрепляя выученный материал. Можно добиться кратковременного запоминания или чуть более продолжительного, можно развить память с помощью зубрежки. Но путь к пониманию, к полному усвоению лежит через центр, который — в сердце.

Сегодня придуманы различные методы преподавания. Для пущей важности их называют — передовыми.

Иллюстрированные учебники с графикой и цветными картинками притягивают глаз. К услугам преподавателя всевозможные аудио и визуальные эффекты, презентации и средства виртуальной реальности. Но все это способно лишь привлечь внимание. Если же поставлена цель — воспитать, достичь ее можно только с помощью личного примера.

Ни учебник, ни компьютерная программа не в состоянии воспитывать. Воспитание лежит на плечах наставника. Наставника живого, в процессе непосредственного общения с ним. Не виртуального наставника, не стороннего наблюдателя, но такого, который способен сам показать пример и не боится встать напротив, лицом к лицу, заглянуть в глаза, дотронуться до сердец своим сердцем.

Только так можно зажечь огонь, только так воспламеняют сердца, зажигают огонь в них. Это и называется — воспитанием (на иврите — хинух). Воспитанием души. Настоящий хинух укореняется в сердцах, дает всходы, приносит плоды — исправляет черты характера (мидот), несет радость и отдохновение родителям, привносит мир и гармонию в семью.

Менора была сделана из цельного куска золота. Таким должно быть и воспитание. И плоды воспитания тоже должны быть такими же.

Кроме Меноры, из цельного куска были изготовлены еще сигнальные трубы (хацоцрот) и керувы, украшавшие крышку Ковчега Завета в Кодеш Кодашим (Святая Святых — центральное помещение Храма).

Первые буквы этих слов (на иврите, естественно) образуют слово «хахам» — «мудрец». И — неспроста. Мудрец тоже должен быть цельным.

на основе комментария рава Дова Яффе

(Эрец Иcраэль, 1928-2017 гг.) 

 

 

3. Как взять человека?

Написано в нашей недельной главе: «Возьми левитов из среды сынов Израиля» (Бамидбар, гл. 8, ст. 6).

Сказано — «возьми». Но как можно «взять» человека? 

Взять, означает — заинтересовать, привлечь.

Привлеки их речами, — разъясняет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век). — Скажи им: «Как повезло вам, что удостоитесь служить Всевышнему!».

И не только левитов «берут» добрым словом. Нечто подобное мы уже читали об Аароне и его сыновьях. В недельной главе Цав мы прочли: «Возьми Аарона и его сыновей с ним» (Ваикра, гл. 8, ст. 2).

Что значит — «взять Аарона»?

Увлеки его речами, — объясняет Раши.

И не только для служения Всевышнему в Мишкане (Переносном Храме) нужно «брать». «Берут», например — и на царство, на роль вождя.

В недельной главе Пинхас находим такую фразу: «Возьми себе Йеhошуа» (Бамидбар, гл. 27, ст. 18). 

И снова выражение «брать» означает — привлечь, привлечь речами. Скажи ему — написано в Мидраше Сифра, — «Счастлив ты, что удостоился стать предводителем среди сынов Всевышнего!».

Первый человек, Адам, до прегрешения, по своему духовному уровню — превосходил малахим (множественное число от слова малах, в условном переводе — «ангел»). 

В Торе о нем сказано: «И взял Всевышний человека и поместил его в саду Эденском (в Ган Эдене, что в условном переводе — райский сад)» (Берешит, гл. 2, ст. 15).

Здесь идет речь о духовном возвышении, возвеличивании.

Раши и здесь верен своему разъяснению: «Взял» его, — пишет он, — речами приятными и побудил войти в Ган Эден.

Тут есть интересный момент. Если бы появилась возможность посетить райский сад — неужели нужно было бы к этому побуждать?

Люди, как правило — инертны, не любят перемен. Отсутствие новостей считается — хорошей новостью.

Такова человеческая природа: рождаясь, он плачет, и умирая — плачет. Ведь и рождение и смерть связаны с переменами.

Написано в Танахе: «Нет мира ни входящему, ни выходящему» (Диврей hа-Ямим — «Хроники дней», книга вторая, гл. 15, ст. 5). 

«Ни выходящему, ни приходящему нет покоя», — добавляет пророк (Танах, книга пророка Захарии, гл. 8, ст. 10).

Даже, если человек пересаживается с одного места на другое — на новом месте он уже не будет чувствовать себя также комфортно. 

Следует отметить, что для того, чтобы подвести человека к переменам, недостаточно уговорить его сделать первый шаг — нужно на всем пути постоянно его поддерживать и укреплять в нем стремление меняться к лучшему.

Наши Учителя не уставали подбадривать тех, кто выполняет важную заповедь, заключающуюся в том, чтобы веселить жениха и невесту (трактат Берахот, лист 10). На женихе же, в свою очередь, лежит обязанность — целый год веселить невесту. Как сказано: «Когда возьмет кто-либо жену... — свободен будет для дома своего один год и увеселяет жену свою, которую взял» (Дварим, гл. 24, ст. 5).

Получается, увеселять нужно только год? А потом — пусть грустит, пусть плачет? 

Год требуется для того, чтобы приучить себя особому отношению к жене, — объясняется в книге Сефер hа-Хинух (ее автор — рав Пинхас а-Леви, великий Учитель; Барселона, Испания, Средние века).

Таким образом, Тора дает нам важный урок: чтобы измениться к лучшему не достаточно убедить себя сделать первый шаг, хотя это тоже необходимо. Нужно еще на протяжении всего пути — соблазнять себя переменами. 

на основе комментария рава Дова Яффе

(Эрец Иcраэль, 1928-2017 гг.) 

 

4. Когда Моше потерял терпение

 

Сорок лет терпел Моше постоянные склоки, жалобы и вопли своего народа. Носился с ним, «как нянька с грудным младенцем» (Бамидбар, гл. 11, ст. 12).

Моше умел сдерживаться и сохранять спокойствие. Он был невозмутим, когда кликуши поднимали крик и заламывали руки.

Ни один мускул на его лице не дрогнул при виде бунтовщиков…

Однако в нашей недельной главе говорится о том, как спокойствие покинуло Моше, и он впервые за много лет не стал сдерживаться, но — подал Всевышнему (условно говоря) «прошение об уходе».

И мы об этом читаем: «И если так Ты поступаешь со мною, то умертви меня лучше, если обрел я милость в глазах Твоих, чтобы не видеть мне бедствия моего» (Бамидбар, гл. 11, ст. 15).

Что же случилось?

Народу захотелось мяса. Сколько можно есть одно и то же?! — сетовали они. — Все ман, да ман (см. на сайте ответ «Что такое «ман» (манна)?», № 706)? Нужно же разнообразить питание!

Творец сообщил Моше, что даст народу мясо. А затем спросил: «Даже если мелкий и крупный скот зарезать для них — хватит ли им? Если выловить всю рыбу моря — хватит ли им?!» (Бамидбар, гл. 11, ст. 22).

Как понимать этот вопрос?

Пусть мы точно не знаем количество мелкого и крупного скота, хотя его было очень много. Но количество рыбы в мировом океане оценить — в состоянии. По самым скромным подсчетам в море плавают миллиарды рыб. Неужели их не хватит, чтобы накормить 600 тысяч голодных евреев?

Прежде рассмотрим претензию евреев об отсутствии в их рационе свежего мяса.

В самой просьбе «отведать мясца» — нет ничего предосудительного. Но жаловаться и плакать о его отсутствии, когда в изобилии есть ман...

О чем это свидетельствует?

О том, что чудесный ман, питание, выпадающее с Неба, от самого Творца в глазах людей — ничего не стоит. Они перестали это ценить. Мясо им подавай. А ман... Да, кому он нужен?!

Когда гонятся за разнообразием, этому нет конца.

Моше понял, что людское вожделение уже не остановить. И всего скота, ни крупного, ни мелкого — не хватит. И даже если выловить для бунтовщиков всю морскую рыбу, все эти миллиарды рыб — им этого будет мало. Дай им сардины — они захотят барбунью. Дашь барбунью — потребуют лосося…

Прекрасно — если человек в основном доволен тем, что имеет, медленно, без спешки, постепенно повышает качество своей жизни.

Но если его голова всецело занята лишь поисками новых «еще» — дорогой автомобиль, супермодная одежда, громадный экран на всю стену... Где конец этой гонке?

Так, гоняясь за призраками богатства, человек запросто может уничтожить себя и свою семью.

При виде этого, даже Моше, верный и заботливый пастух своего народа — поднял руки и попросил об отставке.

на основе комментария рава Ицхака Абарбанеля

(великий раввин и государственный деятель, предводитель испанского еврейства, вторая половина 15-го века) 

 

 

5. Почувствовать, что половина плоти истлела

 

Один из самых сложных для понимания фрагментов в нашей недельной главе — где описывается, что Мирьям, родная сестра Моше Рабейну, была поражена болезнью цараат (у этой болезни — исключительно духовные корни; подробнее — см. на сайте, к примеру, в обзоре недельной главы Тазриа, первый годовой цикл обсуждения). И Аарон просит Моше помолиться о ней — «Да не будет она как покойник!» (Бамидбар, гл. 12, ст. 12). 

И действительно, в Талмуде (трактат Недарим, лист 64) говорится, что человек, пораженный цараат, подобен мертвецу.

Но вернемся к Аарону. Он аргументирует свою просьбу, подчеркивая — «Потому что вышла она из чрева матери нашей, и как бы истлела половина нашей плоти!» (Бамидбар, гл. 12, ст. 12).

Как понимать эту фразу?

Поскольку Мирьям — родная сестра Моше и Аарона, — объясняет слова Аарона Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) — все они, два брата и сестра, вышли из одного материнского чрева. Значит, вместе они — единое целое. Следовательно, когда один заболевает — другой чувствует, будто бы «съедена» половина его плоти.

Здесь в Торе нам преподносится важный урок сопереживания и сострадания. И дается повеление — разделять тяготы с ближним (трактат Авот, гл. 6, мишна 6). И это означает, что за него надо не только молиться, не только помогать ему, но и — чувствовать его страдание, так же, как он сам это чувствует.

Сострадание... Если бы кучер сострадал коню — он никогда не опустил бы кнут на его спину.

Сказано в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл.53), что молитва больного — действеннее молитвы других за него. Ей, прежде всего, внимают Небеса.

Но не вступает ли это в противоречие с рекомендацией Талмуда (трактат Бава Батра, лист 116), когда Учителя наставляют, что тот, у кого в доме находится больной, пусть сходит к мудрецу и попросит о милосердии? 

В самом деле. Что предпочтительней — просить о милосердии мудреца или пусть больной сам о себе помолится?

Мудрец обладает любовью к Израилю и евреям. Он в полной мере сочувствует и сопереживает ближнему. Страдания больного он ощущает, как собственные. Поэтому его молитва о выздоровлении больного — будет услышана.

Если у человека есть близкий друг, который чувствует его беды и невзгоды, как свои — молитва этого друга может быть подобна молитве праведника. Но только для того, чтобы быть таким другом, нужно сначала стать праведником. 

Как-то в праздник два мудреца пришли навестить рава Моше-Йехиэля Эпштейна (Польша, 18-й век). И вот, им сообщают о человеке, который тяжело заболел. 

— Нас трое, — предложили гости раву Эпштейну. — Давайте создадим бейт дин (раввинский суд), и пусть бейт дин вынесет постановление об исцелении больного.

— Я готов присоединиться к бейт дину, — согласился рав Моше. — Но вначале мы трое должны принять на себя состояние больного — вместо больного. Тогда мы вернем его к жизни.

Так они и сделали. Но при этом — почувствовали, будто бы половина их плоти — истлела. А больной в этот момент пошел на поправку…

на основе комментария рава Моше-Йехиэля Эпштейна

(автор книги «Эш Дат», Польша – Израиль, 1889-1971 гг.)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «БЕhААЛОТХА»

Место в Торе: Четвертая книга Торы — Бамидбар, гл. 8, ст. 1 — гл. 12, ст. 16.

Почему она так называется?

Вторая фраза главы начинается так: «Скажи Аарону — когда будешь разжигать огонь светильников…».

Будешь разжигать на иврите — беhаалотха.

Обсуждение главы «Беhаалотха»

1. Зачем облизывать чужие коврижки, если дома ждет вкусный торт? 

Мы знаем, что в Бейт hа-Микдаше (в Храме) горела Менора — семисвечник. И сделана она была из цельного куска золота.

В начале нашей недельной главы дается заповедь о ее зажигании. И мы читаем: «Когда зажигаешь светильники…» (Бамидбар, гл. 8, ст. 2).

В Талмуде (трактат Бава Батра, лист 25) говорится, что Менора была олицетворением мудрости, а ее свет символизировал Тору. Как сказано, например, в Танахе: «Ведь светильник — это заповедь, а Тора — свет» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 6, ст. 23).

В Талмуде (трактат Берахот, лист 57) наши Учителя отмечают, что тот, кто видел во сне оливковое масло — узрит Свет Торы. 

Рав Нафтали Берлин (Нацив; Литва – Беларусь, 19-й век) в своем комментарии под названием ha-Эмек Давар разъясняет, что в семи светильниках Меноры содержится намек на семь видов мудрости. Таким образом, Тора включает в себя всю Мудрость, все накопленные в мире научные и прочие, важные и необходимые нам знания. Они объединяются в ней и образуют единое целое.

Поэтому сынам Израиля нет нужды пастись на «чужих полях», перенимая чужие традиции и чуждое мировоззрение, ведь у них есть Тора — источник всей Мудрости. 

Хазон Иш (рав Авраам-Йешаягу Карелиц, Литва – Израиль, первая половина 20-го века) давал профессиональные советы оперирующим врачам, исходя из законов о трефном (буквально — «разорванный»; трефными называют мясо животных, растерзанных хищниками, оно запрещено евреям в пищу). А агрономов и фермеров он наставлял, используя законы о килаим (килаим — «гибриды», гибридные смеси). 

Нет такой области в науке, которой в Торе не уделялось бы внимание.

Европейские народы, потомки Эсава (брата-близнецы нашего праотца Яакова), кичатся своей культурой и достижениями в ней. Только, если присмотреться — окажется, что лучшие носители ее, все эти гении пера, кисти и скрипичного ключа, имеют весьма удручающий моральный облик. А зачастую — просто отъявленные мерзавцы и антисемиты.

Тут уместно рассказать такую притчу.

Два ученика — один из состоятельной, аристократической семьи, другой из бедной — возвращались из школы. Первого мальчика ждал дома шикарный обед, состоящий из изысканных блюд. Второго — вчерашний суп и подсохший хлеб. Их путь лежал мимо кондитерской. Дурманящий запах свежей выпечки сводил мальчишек с ума. 

— Давай зайдем, посмотрим, что там испекли, — предложил один из подростков.

Оказавшись в царстве тортов и пирожных, дети стали отщипывать и отламывать лакомые кусочки. Вскоре их поймали, что называется, на горячем. И с позором препроводили назад, в школу, где они предстали пред суровыми очами их учителя и наставника, который, конечно же, потребовал от них объяснений.

— Голова кружилась от голода, — сказал в свое оправдание мальчик из бедной семьи. — Вот я и не устоял перед искушением. Но больше это не повторится.

— Что ж, на этот раз прощаю, можешь идти! — огласил свое решение учитель.

Настал черед оправдываться сыну богатых родителей. Он видел, что его соученика отпустили, значит, и его отпустят с миром. Поэтому он не произнес ни слова, а просто стоял и молча ухмылялся, ожидая, когда ему позволят отправиться домой.

Учитель тоже молчал. Он несколько секунд внимательно всматривался в ухмыляющуюся физиономию. А затем размахнулся и дал подростку звонкую пощечину.

Ученик вскрикнул от боли, унижения и удивления.

— Ты плотно перекусил в школе, дома тебя ждал вкусный, горячий обед, — недоумевал учитель. — Так что ж, ты позарился на чужие коврижки?..

Бедный ученик в этой притче олицетворяет народы мира. Ученик из богатой семьи, богатой традициями, своей историей и заповедями — еврейский народ.

Главный посыл сей истории — не следует перебивать себе аппетит чужими пирожными (чужой культурой), когда дома ждет вкусный горячий обед — Тора.

на основе комментария магида из Дубно

(раби Яаков бар Зеев Кранц, 1741—1804 гг.)

 

 

2. Наставление для наставника

В нашей недельной главе объясняется, как нужно зажигать Менору. Написано здесь: «Когда зажигаешь светильники, то по направлению к центру Меноры будут светить семь светильников» (Бамидбар, гл. 8, ст. 2).

Светильники символизируют заповеди, а свет Меноры — Тору. В Танахе об этом сказано: «Светильник — заповеди, а Тора — Свет» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 6, ст. 23).

Наставнику, который стремится к тому, чтобы его слова вошли в сердца воспитанников, следует обращаться к ним так, как будто бы он зажигает Менору. И не сторонним наблюдателем выступать, но — к центру Меноры обращаться. Чтобы светили семь светильников.

Далее читаем: «И сделал так Аарон: к центру Меноры зажег он светильники» (Бамидбар, гл. 8, ст. 3).

Не сверху вниз зажигают людей благородной идеей и не со стороны, но — лицом к лицу, глаза в глаза.

Можно разработать прекрасные методические указания, составить полезные домашние задания, постоянно повторять пройденное, закрепляя выученный материал. Можно добиться кратковременного запоминания или чуть более продолжительного, можно развить память с помощью зубрежки. Но путь к пониманию, к полному усвоению лежит через центр, который — в сердце.

Сегодня придуманы различные методы преподавания. Для пущей важности их называют — передовыми.

Иллюстрированные учебники с графикой и цветными картинками притягивают глаз. К услугам преподавателя всевозможные аудио и визуальные эффекты, презентации и средства виртуальной реальности. Но все это способно лишь привлечь внимание. Если же поставлена цель — воспитать, достичь ее можно только с помощью личного примера.

Ни учебник, ни компьютерная программа не в состоянии воспитывать. Воспитание лежит на плечах наставника. Наставника живого, в процессе непосредственного общения с ним. Не виртуального наставника, не стороннего наблюдателя, но такого, который способен сам показать пример и не боится встать напротив, лицом к лицу, заглянуть в глаза, дотронуться до сердец своим сердцем.

Только так можно зажечь огонь, только так воспламеняют сердца, зажигают огонь в них. Это и называется — воспитанием (на иврите — хинух). Воспитанием души. Настоящий хинух укореняется в сердцах, дает всходы, приносит плоды — исправляет черты характера (мидот), несет радость и отдохновение родителям, привносит мир и гармонию в семью.

Менора была сделана из цельного куска золота. Таким должно быть и воспитание. И плоды воспитания тоже должны быть такими же.

Кроме Меноры, из цельного куска были изготовлены еще сигнальные трубы (хацоцрот) и керувы, украшавшие крышку Ковчега Завета в Кодеш Кодашим (Святая Святых — центральное помещение Храма).

Первые буквы этих слов (на иврите, естественно) образуют слово «хахам» — «мудрец». И — неспроста. Мудрец тоже должен быть цельным.

на основе комментария рава Дова Яффе

(Эрец Иcраэль, 1928-2017 гг.) 

 

 

3. Как взять человека?

Написано в нашей недельной главе: «Возьми левитов из среды сынов Израиля» (Бамидбар, гл. 8, ст. 6).

Сказано — «возьми». Но как можно «взять» человека? 

Взять, означает — заинтересовать, привлечь.

Привлеки их речами, — разъясняет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век). — Скажи им: «Как повезло вам, что удостоитесь служить Всевышнему!».

И не только левитов «берут» добрым словом. Нечто подобное мы уже читали об Аароне и его сыновьях. В недельной главе Цав мы прочли: «Возьми Аарона и его сыновей с ним» (Ваикра, гл. 8, ст. 2).

Что значит — «взять Аарона»?

Увлеки его речами, — объясняет Раши.

И не только для служения Всевышнему в Мишкане (Переносном Храме) нужно «брать». «Берут», например — и на царство, на роль вождя.

В недельной главе Пинхас находим такую фразу: «Возьми себе Йеhошуа» (Бамидбар, гл. 27, ст. 18). 

И снова выражение «брать» означает — привлечь, привлечь речами. Скажи ему — написано в Мидраше Сифра, — «Счастлив ты, что удостоился стать предводителем среди сынов Всевышнего!».

Первый человек, Адам, до прегрешения, по своему духовному уровню — превосходил малахим (множественное число от слова малах, в условном переводе — «ангел»). 

В Торе о нем сказано: «И взял Всевышний человека и поместил его в саду Эденском (в Ган Эдене, что в условном переводе — райский сад)» (Берешит, гл. 2, ст. 15).

Здесь идет речь о духовном возвышении, возвеличивании.

Раши и здесь верен своему разъяснению: «Взял» его, — пишет он, — речами приятными и побудил войти в Ган Эден.

Тут есть интересный момент. Если бы появилась возможность посетить райский сад — неужели нужно было бы к этому побуждать?

Люди, как правило — инертны, не любят перемен. Отсутствие новостей считается — хорошей новостью.

Такова человеческая природа: рождаясь, он плачет, и умирая — плачет. Ведь и рождение и смерть связаны с переменами.

Написано в Танахе: «Нет мира ни входящему, ни выходящему» (Диврей hа-Ямим — «Хроники дней», книга вторая, гл. 15, ст. 5). 

«Ни выходящему, ни приходящему нет покоя», — добавляет пророк (Танах, книга пророка Захарии, гл. 8, ст. 10).

Даже, если человек пересаживается с одного места на другое — на новом месте он уже не будет чувствовать себя также комфортно. 

Следует отметить, что для того, чтобы подвести человека к переменам, недостаточно уговорить его сделать первый шаг — нужно на всем пути постоянно его поддерживать и укреплять в нем стремление меняться к лучшему.

Наши Учителя не уставали подбадривать тех, кто выполняет важную заповедь, заключающуюся в том, чтобы веселить жениха и невесту (трактат Берахот, лист 10). На женихе же, в свою очередь, лежит обязанность — целый год веселить невесту. Как сказано: «Когда возьмет кто-либо жену... — свободен будет для дома своего один год и увеселяет жену свою, которую взял» (Дварим, гл. 24, ст. 5).

Получается, увеселять нужно только год? А потом — пусть грустит, пусть плачет? 

Год требуется для того, чтобы приучить себя особому отношению к жене, — объясняется в книге Сефер hа-Хинух (ее автор — рав Пинхас а-Леви, великий Учитель; Барселона, Испания, Средние века).

Таким образом, Тора дает нам важный урок: чтобы измениться к лучшему не достаточно убедить себя сделать первый шаг, хотя это тоже необходимо. Нужно еще на протяжении всего пути — соблазнять себя переменами. 

на основе комментария рава Дова Яффе

(Эрец Иcраэль, 1928-2017 гг.) 

 

4. Когда Моше потерял терпение

 

Сорок лет терпел Моше постоянные склоки, жалобы и вопли своего народа. Носился с ним, «как нянька с грудным младенцем» (Бамидбар, гл. 11, ст. 12).

Моше умел сдерживаться и сохранять спокойствие. Он был невозмутим, когда кликуши поднимали крик и заламывали руки.

Ни один мускул на его лице не дрогнул при виде бунтовщиков…

Однако в нашей недельной главе говорится о том, как спокойствие покинуло Моше, и он впервые за много лет не стал сдерживаться, но — подал Всевышнему (условно говоря) «прошение об уходе».

И мы об этом читаем: «И если так Ты поступаешь со мною, то умертви меня лучше, если обрел я милость в глазах Твоих, чтобы не видеть мне бедствия моего» (Бамидбар, гл. 11, ст. 15).

Что же случилось?

Народу захотелось мяса. Сколько можно есть одно и то же?! — сетовали они. — Все ман, да ман (см. на сайте ответ «Что такое «ман» (манна)?», № 706)? Нужно же разнообразить питание!

Творец сообщил Моше, что даст народу мясо. А затем спросил: «Даже если мелкий и крупный скот зарезать для них — хватит ли им? Если выловить всю рыбу моря — хватит ли им?!» (Бамидбар, гл. 11, ст. 22).

Как понимать этот вопрос?

Пусть мы точно не знаем количество мелкого и крупного скота, хотя его было очень много. Но количество рыбы в мировом океане оценить — в состоянии. По самым скромным подсчетам в море плавают миллиарды рыб. Неужели их не хватит, чтобы накормить 600 тысяч голодных евреев?

Прежде рассмотрим претензию евреев об отсутствии в их рационе свежего мяса.

В самой просьбе «отведать мясца» — нет ничего предосудительного. Но жаловаться и плакать о его отсутствии, когда в изобилии есть ман...

О чем это свидетельствует?

О том, что чудесный ман, питание, выпадающее с Неба, от самого Творца в глазах людей — ничего не стоит. Они перестали это ценить. Мясо им подавай. А ман... Да, кому он нужен?!

Когда гонятся за разнообразием, этому нет конца.

Моше понял, что людское вожделение уже не остановить. И всего скота, ни крупного, ни мелкого — не хватит. И даже если выловить для бунтовщиков всю морскую рыбу, все эти миллиарды рыб — им этого будет мало. Дай им сардины — они захотят барбунью. Дашь барбунью — потребуют лосося…

Прекрасно — если человек в основном доволен тем, что имеет, медленно, без спешки, постепенно повышает качество своей жизни.

Но если его голова всецело занята лишь поисками новых «еще» — дорогой автомобиль, супермодная одежда, громадный экран на всю стену... Где конец этой гонке?

Так, гоняясь за призраками богатства, человек запросто может уничтожить себя и свою семью.

При виде этого, даже Моше, верный и заботливый пастух своего народа — поднял руки и попросил об отставке.

на основе комментария рава Ицхака Абарбанеля

(великий раввин и государственный деятель, предводитель испанского еврейства, вторая половина 15-го века) 

 

 

5. Почувствовать, что половина плоти истлела

 

Один из самых сложных для понимания фрагментов в нашей недельной главе — где описывается, что Мирьям, родная сестра Моше Рабейну, была поражена болезнью цараат (у этой болезни — исключительно духовные корни; подробнее — см. на сайте, к примеру, в обзоре недельной главы Тазриа, первый годовой цикл обсуждения). И Аарон просит Моше помолиться о ней — «Да не будет она как покойник!» (Бамидбар, гл. 12, ст. 12). 

И действительно, в Талмуде (трактат Недарим, лист 64) говорится, что человек, пораженный цараат, подобен мертвецу.

Но вернемся к Аарону. Он аргументирует свою просьбу, подчеркивая — «Потому что вышла она из чрева матери нашей, и как бы истлела половина нашей плоти!» (Бамидбар, гл. 12, ст. 12).

Как понимать эту фразу?

Поскольку Мирьям — родная сестра Моше и Аарона, — объясняет слова Аарона Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) — все они, два брата и сестра, вышли из одного материнского чрева. Значит, вместе они — единое целое. Следовательно, когда один заболевает — другой чувствует, будто бы «съедена» половина его плоти.

Здесь в Торе нам преподносится важный урок сопереживания и сострадания. И дается повеление — разделять тяготы с ближним (трактат Авот, гл. 6, мишна 6). И это означает, что за него надо не только молиться, не только помогать ему, но и — чувствовать его страдание, так же, как он сам это чувствует.

Сострадание... Если бы кучер сострадал коню — он никогда не опустил бы кнут на его спину.

Сказано в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл.53), что молитва больного — действеннее молитвы других за него. Ей, прежде всего, внимают Небеса.

Но не вступает ли это в противоречие с рекомендацией Талмуда (трактат Бава Батра, лист 116), когда Учителя наставляют, что тот, у кого в доме находится больной, пусть сходит к мудрецу и попросит о милосердии? 

В самом деле. Что предпочтительней — просить о милосердии мудреца или пусть больной сам о себе помолится?

Мудрец обладает любовью к Израилю и евреям. Он в полной мере сочувствует и сопереживает ближнему. Страдания больного он ощущает, как собственные. Поэтому его молитва о выздоровлении больного — будет услышана.

Если у человека есть близкий друг, который чувствует его беды и невзгоды, как свои — молитва этого друга может быть подобна молитве праведника. Но только для того, чтобы быть таким другом, нужно сначала стать праведником. 

Как-то в праздник два мудреца пришли навестить рава Моше-Йехиэля Эпштейна (Польша, 18-й век). И вот, им сообщают о человеке, который тяжело заболел. 

— Нас трое, — предложили гости раву Эпштейну. — Давайте создадим бейт дин (раввинский суд), и пусть бейт дин вынесет постановление об исцелении больного.

— Я готов присоединиться к бейт дину, — согласился рав Моше. — Но вначале мы трое должны принять на себя состояние больного — вместо больного. Тогда мы вернем его к жизни.

Так они и сделали. Но при этом — почувствовали, будто бы половина их плоти — истлела. А больной в этот момент пошел на поправку…

на основе комментария рава Моше-Йехиэля Эпштейна

(автор книги «Эш Дат», Польша – Израиль, 1889-1971 гг.)

 

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Почему опыт чаще всего не учит людей?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля