ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА «ТРУМА»

Место в Торе: книга Шемот, гл. 25, ст. 1 — гл. 27, ст. 19.

Почему глава так называется?

По начальным словам: “Говори сынам Израиля, пусть принесут Мне приношение” (гл. 25, ст. 2).

Приношение на иврите — трума.

Обсуждение главы Трума

1. Ковчег и человек

В нашей недельной главе мы читаем о том, что Всевышний велит изготовить ковчег, в котором будут храниться Скрижали Завета.

Написано здесь: «И пусть сделают ковчег из акации» (Шемот, гл. 25, ст. 10).

Мы знаем, что ковчег строят далеко не в каждом поколении. А Тору мы изучаем постоянно. Так может было бы правильнее изучать в ней только те повеления и указания Творца, что актуальны в любое время? Для чего нам тащить с собой багаж знаний, не имеющих, например, в наши дни никакого применения?

Открою секрет: речь тут идет не только о строительстве ковчега Завета, но и о том, что каждый человек должен себя выстроить.

Уподобьтесь ковчегу, — наставляет нас Всевышний. — Что у ковчега внутри? Тора? Вот и у вас пусть будет так.

На Скрижалях Завета высечены заповеди. Так же должно быть и на «скрижалях» ваших сердец.

Наполните себя Торой и заповедями. Пусть врастут они в ваше нутро, срастутся с ним. Ведь, если они станут неотъемлемой составляющей единого человеческого организм — они никогда не будут отторгнуты. 

Кто мудр? — вопрошают Учителя.

И отвечают: тот, кто умеет учиться у каждого (трактат Авот, гл. 4, мишна 1). 

Мудрый все время в пути. Он перемещается. От изучения предыдущей темы — к следующей. От освоенного знания к новому. От одного преподавателя — к другому.

Его тело становится вместилищем, футляром для Торы. И в этом смысле оно — подобно ковчегу. 

Ковчег был сделан из акации (в тексте оригинала — эцей шитим).

Слово «шитим» ассоциируется в нашем сознанием с выражением «шату hа-ам ве-лакту», что в переводе означает — «ходил народ и собирал» (Бамидбар, гл. 11, ст. 8).

Этого Всевышний и ожидает от нас — чтобы мы «ходили и собирали». Ходили и собирали знания.

Рамбан (Рабейну Моше бен НахманНахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.) в своем комментарии к нашему фрагменту пишет, что в создании ковчега, в той или иной мере, принимал участие каждый еврей. Каждый вложил частичку себя в это благое дело. Каждый приобрел бесценный опыт в таком важном деле, как строительство себя. И все вместе стали — народом Книги. А каждый в отдельности — вместилищем для нее.

 

на основе комментариев Рамбана

(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.)

и рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

 

2. Как отличить талмид хахама от клоуна?

В нашей недельной главе дается заповедь, которая в Торе сформулирована такими словами: «И пусть сделают ковчег из акации, два с половиной локтя его длина, и полтора локтя его ширина, и полтора локтя его высота. И покрой его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его, и сделай на нем золотой венец вокруг» (Шемот, гл. 25, ст. 10-11).

Мы уже говорили о том, что «процедура» строительства ковчега демонстрирует нам, как строить себя. И отсюда понятно, что ковчег символизирует мудреца Торы. Точнее — тот, кто хочет обрести истинную мудрость (а этого хотят все, ведь никто не собирается оставаться всю жизнь в дураках) должен уподобить себя ковчегу, хранилищу Торы.

Но как?

Чтобы это понять, внимательней присмотримся к процитированному фрагменту.

Прежде всего, бросается в глаза, что все указанные размеры ковчега — дробные. На иврите слово «размеры» — мидот. И это же слово означает и качества, свойства характера.

Бааль hа-Турим (раби Яаков бен Ашер, один из крупнейших раввинов Германии и Франции, автор предварительного текста Шульхан Аруха и многих комментариев к Торе; вторая половина 13-го – первая половина 14-го вв.) пишет, что изучающий Тору, стремящийся к мудрости — должен «раздробить» свою гордыню, переломить хребет высокомерию, разломать стремление к почестям. Ведь Тора, как говорится в Талмуде (трактат Таанит, лист 7), удержится лишь в скромном человеке, который не ставит себя выше других и умеет не выделяться.

О том же свидетельствует и царь Давид в Теилим («Псалмах»), где сказано: «Разбитое сердце не отвергнет Всевышний» (гл. 51, ст. 19).

Длина ковчега, указанная в Торе — два с половиной локтя. Что соответствует 15-ти тефахим (множественное число от слова тефах — во времена Талмуда мера длины, что в переводе на современные единицы измерения равно примерно 10 см).

15 лет, как сообщают нам наши великие Учителя (трактат Авот, гл. 5, мишна 21) — самый благоприятный возраст для того, чтобы начать углубленно изучать Талмуд. Если человек до 15-ти лет лишь примерялся, все ходил вокруг да около, или, скажем прямо, валял дурака — теперь, в 15, ему пора браться за ум.

В Торе дается повеление — покрыть ковчег чистым золотом, изнутри и снаружи.

В этом указании содержится намек на мудреца Торы. Все, что наполняет его, все, что составляет его внутреннюю сущность, должно быть поистине чистым золотым, без малейшей примеси. Когда речь идет о качествах характера, о знаниях — стремиться, чтобы это было золото самой высшей пробы. В духовных аспектах нет места компромиссу — не следует довольствоваться даже серебром.

Одежда мудреца (на иврите — талмид хахам), его внешний вид — тоже должны быть на уровне. Ведь ковчег следовало покрыть золотом не только изнутри, но и снаружи. 

Порой, человек решает достичь уровня талмид хахама (что само по себе, весьма похвально). Но начинает он не с серьезной учебы и работы над свойствами своего характера, но — с одежды, внешности, манер. Словом — с имиджа. И, как правило, этим и заканчивает.

Тот, кто добился внешнего блеска и не позаботился о внутреннем наполнении — жалок. Ведь рано или поздно откроется, что в одежды мудреца рядится клоун. Его выдаст отсутствие гармонии между внешним видом и внутренним содержанием. Внешний лоск не может долго скрывать внутреннее убожество.

Тора указывает нам на очередность. Написано: «чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его». Слово «изнутри» предшествует слову — «снаружи». То есть сначала надо позаботиться о внутреннем содержании, о духовном уровне, и только потом — подгонять под него свой внешний вид.

на основе комментариев Бааль hа-Турим

(раби Яаков бен Ашер, один из крупнейших раввинов Германии и Франции, автор предварительного текста Шульхан Аруха и многих комментариев к Торе; вторая половина 13-го – первая половина 14-го вв.),

рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

и рава Ицхака-Дова Копельмана

(глава йешивы в Люцерне, автор книги «Сиах Ицхак», Швейцария, 1906-2011 гг.)

 

 

3. Вопрос, на который Раши не сразу нашел ответ

Написано в нашей недельной главе: «И возложи покрытие на ковчег сверху, а в ковчег помести свидетельство, которое Я дам тебе» (Шемот, гл. 25, ст. 21).

Под «свидетельством», как нетрудно понять, подразумеваются Скрижали Завета, вместилищем которых служил ковчег.

Интересен комментарий Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) к этому фрагменту.

Не знаю, для чего повторяется указание «а в ковчег помести свидетельство»? — пишет он. Ведь ранее уже было сказано — «и помести в ковчег свидетельство» (Шемот, гл. 25, ст.1 6). Так для чего понадобилось его повторять?

Очевидно, — продолжает Раши, — это призвано научить нас, что сначала в ковчег помещают свидетельство (то есть Скрижали) и только потом — покрывают его. Именно такой порядок мы встречаем в описании возведения Мишкана (переносного Храма в пустыне). Там сначала сказано — «и поместил свидетельство в ковчег», а затем — «и возложил покрытие на ковчег» (Шемот, гл. 40, ст. 20).

Обратили внимание, что Раши пишет — «не знаю»? Что само по себе — уже интересно. Впрочем, это — не единственный случай, когда Раши признает, что ему, что-то непонятно. В его комментариях к Талмуду есть несколько подобных мест.

Но комментарий на наш фрагмент, все же по-своему — уникален. Ведь в нем Раши, отметив — «не знаю», затем находит верный ответ. Но, если, в конце концов, ответ найден, и удалось все «состыковать» — зачем понадобилось сообщить о том, что понимание было достигнуто не сразу?

В Талмуде (трактат Мегила, лист 6) находим такое правило: если кто-то говорит, что ответ ему дался легко, без всякого труда — не верь; но если он признает, что на поиски истины у него ушло немало сил — тогда верь.

Очевидно, Раши хотел, чтоб ему верили, Поэтому не стал лукавить и написал все, как есть.

Настаивая на том, что сначала в ковчег нужно поместить свидетельство и только затем делать покрытие, Всевышний преподает нам важный урок. Сам по себе ковчег — ничего не стоит. Он нужен только в качестве хранилища для Торы. Ради Торы он создан. И только Тора оправдывает его существование.

Впрочем, это относится не только к ковчегу. То же самое можно сказать и о сынах Израиля. 

Благодаря комментарию Раши, мы можем сделать важное уточнение. Торой невозможно овладеть без усилий. Изучение Торы — это кропотливый труд. И даже такому мудрецу, как Раши — не все дается сразу.

на основе комментария рава Мордехая-Тувьи Ротенберга

(автор труда «Имрот Таль», Париж, род. В 1958 г.)

 

 

4. Ошибка старейшин

 

В нашей недельной главе говорится о сборе приношений на строительство Мишкана (переносного Храма в пустыне). Тора перечисляет все виды материалов, которые нужны для строительства.

Открывает список золото, затем идут серебро и медь (ст. 3). Список, как можно предположить, составлен в порядке убывания цен: вначале идут самые дорогие материалы, а в заключение — самые дешевые.

Но, что это!? Список замыкают драгоценные камни (Шемот, гл. 25, ст. 7) — камни для эфода и камни для хошена (эфод и хошен — элементы одежды главного коэна, главного служителя в Храме; более подробно о них будет сказано в следующей недельной главе).

В Талмуде (трактат Кидушин) рассказывается, что лишь один такой камень во времена Второго Храма был приобретен Мудрецами за восемьсот тысяч динар. Выходит, что драгоценные камни, предназначенные для эфода и хошена, были во много раз дороже всего остального, вместе взятого, включая золото и серебро. 

Но почему же тогда они оказались в конце списка, как нечто менее ценное? Почему бараньи кожи и акация опережают их?

Дело в том, что евреи, и бедные и богатые, с энтузиазмом откликнулись на призыв Всевышнего, и когда начался сбор приношений, старейшины народа решили не торопиться:

— Посмотрим, что принесут простые евреи и дополним всем, чего будет не хватать, — пообещали они.

В конце концов, выяснилось, что не хватает только драгоценных камней для одеяния главного коэна (на иврите — коэн гадоль). Но этих камней не было и у старейшин, и они не знали, откуда их взять. Драгоценные камни не добывают в пустыне.

В общем, старейшины оказались в щекотливом положении. Все евреи, даже самые бедные, удостоились сделать пожертвования на Мишкан, а старейшины — нет. И выхода из этой ситуации не видели. Ведь все, что старейшины могли дать, уже и так было в наличии.

Эта, казалось, безвыходная ситуация все-таки разрешилась. Помог Всевышний. Старейшинам не пришлось строить шахты или просеивать песок. Камни доставили им Облака Славы. Репутация старейшин была спасена.

Камни, пожертвованные ими, были идеальными и стоили баснословно дорого. Но поскольку они достались без труда, задаром — упомянуты они самыми последними. Ведь Всевышнего интересует не цена на рынке, но то, сколько усилий затратил человек, сколько это стоило ему лично.

То же правило действует и в отношении других заповедей. Чем больше времени, сил и средств человек отрывает от своих нужд и тратит на заповедь — тем эта заповедь ценнее в глазах Творца. Богач может легко себе позволить шикарную субботнюю трапезу, состоящую из дорогих деликатесов и изысканных, выдержанных вин. Причем для этого ему не придется самому беспокоиться. Все сделают лучшие повара, кондитеры и официанты. А деньги, которыми он оплачивает услуги специалистов, для него — не проблема. Бедняку же приходится изрядно попотеть, чтобы устроить Кидуш и скромную трапезу. Но если бы мы могли заглянуть в список сокровищ и драгоценностей Всевышнего — наш взгляд, вероятно, сразу же зацепился бы за плод работы грубых, мозолистых рук и доброго, мягкого сердца. Незамысловатая, без изысков трапеза бедняка — бриллиант в короне Творца.

на основе комментария рава Моше Штернбуха

(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)

5. Когда подмастерье лучше мастера

 

Одну из важных функций в Мишкане (Переносной Храм в пустыне) выполняла Менора (семисвечник). О том, как ее изготовить, в нашей недельной главе сказано: «И сделай светильник из чистого золота, чеканной работы...» (Шемот, гл. 25, ст. 31).

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Бамидбар, гл. 15) рассказывается, что Всевышний подробно описал Моше процесс изготовления Меноры. Но Моше затруднялся ее сделать.

— Ты только брось золотой слиток в огонь, — предложил тогда Всевышний, — а о создании Меноры уже Я сам позабочусь.

Но и тут Моше испытал затруднения.

— Ладно, отправляйся к Бецалелю, пусть он сделает, — велел Всевышний.

Моше пришел к Бецалелю, и тот быстро изготовил Менору — в точном соответствии со всеми правилами и указаниями.

Возникает вопрос: почему, то, что так затруднило Моше, с легкостью далось Бецалелю?

Ответить на этот вопрос нам поможет притча.

У царя был редкий драгоценный камень, немалой цены. Правда — с одним незначительным дефектом, который можно было легко убрать.

Царь призвал самых искусных ювелиров, но никто не решился взяться за работу. Все побаивались — а вдруг камень даст трещину?

— Подумаешь, это же плевое дело, — уговаривал мастеров царь.

А те все не решались прикоснуться к камню — только руками разводили.

И тогда одному из них пришла в голову блестящая идея. Он позвал своего молодого подмастерье, начинающего, но уже полного амбиций. Ничего не объясняя, протянул ему камень. Тот взглянул на него, заметил дефект, состроил недовольную гримасу и несколькими точными движениями избавил камень от изъяна.

Царь и затаившие дыхание мастера облегченно вздохнули.

Подмастерье не знал истинную цену камня и не чувствовал ответственность, поэтому и не нервничал, не переживал. Вот у него все и получилось. 

Как-то зятю главы гурских хасидов потребовалась операция. Его прооперировал лучший врач Варшавы. Но, несмотря на это, операция не прошла гладко, начались осложнения. Врач расстроился. А тестю пациента объяснил свой промах так.

Когда супруге императора Наполеона пришло время рожать наследника — ни одна столичная акушерка не решалась принять роды. Тогда из деревни была доставлена повитуха, простая крестьянка. Благодаря ей и появился на свет наследник императора.

— До вашего зятя я прооперировал немало пациентов со схожим диагнозом, — продолжил врач. — И все операции были успешными. Ведь тут нет ничего сложного. Но в этот раз осознание, чей зять лежит на операционном столе, заставило меня нервничать. И в результате — осложнение.

Теперь мы можем лучше понять, о чем рассказывает Мидраш.

Моше видел сокровенные тайны, связанные с Менорой. Он постиг ее уникальность, ее возможности и высокое предназначение. Чувство небывалой ответственности сковало его руки. Он не мог и пальцем пошевелить.

Бецалель уступал Моше в силе пророческого дара. Он видел только то, что имело непосредственное отношение к его работе. Поэтому у него создание Меноры не вызвало затруднений.

на основе комментария раби Авраама-Мордехая Алтера

(Ребе Гурских хасидов; чаще упоминается под “псевдонимом”, образованным от названия серии его книг — Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «ТРУМА»

Место в Торе: книга Шемот, гл. 25, ст. 1 — гл. 27, ст. 19.

Почему глава так называется?

По начальным словам: “Говори сынам Израиля, пусть принесут Мне приношение” (гл. 25, ст. 2).

Приношение на иврите — трума.

Обсуждение главы Трума

1. Ковчег и человек

В нашей недельной главе мы читаем о том, что Всевышний велит изготовить ковчег, в котором будут храниться Скрижали Завета.

Написано здесь: «И пусть сделают ковчег из акации» (Шемот, гл. 25, ст. 10).

Мы знаем, что ковчег строят далеко не в каждом поколении. А Тору мы изучаем постоянно. Так может было бы правильнее изучать в ней только те повеления и указания Творца, что актуальны в любое время? Для чего нам тащить с собой багаж знаний, не имеющих, например, в наши дни никакого применения?

Открою секрет: речь тут идет не только о строительстве ковчега Завета, но и о том, что каждый человек должен себя выстроить.

Уподобьтесь ковчегу, — наставляет нас Всевышний. — Что у ковчега внутри? Тора? Вот и у вас пусть будет так.

На Скрижалях Завета высечены заповеди. Так же должно быть и на «скрижалях» ваших сердец.

Наполните себя Торой и заповедями. Пусть врастут они в ваше нутро, срастутся с ним. Ведь, если они станут неотъемлемой составляющей единого человеческого организм — они никогда не будут отторгнуты. 

Кто мудр? — вопрошают Учителя.

И отвечают: тот, кто умеет учиться у каждого (трактат Авот, гл. 4, мишна 1). 

Мудрый все время в пути. Он перемещается. От изучения предыдущей темы — к следующей. От освоенного знания к новому. От одного преподавателя — к другому.

Его тело становится вместилищем, футляром для Торы. И в этом смысле оно — подобно ковчегу. 

Ковчег был сделан из акации (в тексте оригинала — эцей шитим).

Слово «шитим» ассоциируется в нашем сознанием с выражением «шату hа-ам ве-лакту», что в переводе означает — «ходил народ и собирал» (Бамидбар, гл. 11, ст. 8).

Этого Всевышний и ожидает от нас — чтобы мы «ходили и собирали». Ходили и собирали знания.

Рамбан (Рабейну Моше бен НахманНахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.) в своем комментарии к нашему фрагменту пишет, что в создании ковчега, в той или иной мере, принимал участие каждый еврей. Каждый вложил частичку себя в это благое дело. Каждый приобрел бесценный опыт в таком важном деле, как строительство себя. И все вместе стали — народом Книги. А каждый в отдельности — вместилищем для нее.

 

на основе комментариев Рамбана

(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.)

и рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

 

2. Как отличить талмид хахама от клоуна?

В нашей недельной главе дается заповедь, которая в Торе сформулирована такими словами: «И пусть сделают ковчег из акации, два с половиной локтя его длина, и полтора локтя его ширина, и полтора локтя его высота. И покрой его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его, и сделай на нем золотой венец вокруг» (Шемот, гл. 25, ст. 10-11).

Мы уже говорили о том, что «процедура» строительства ковчега демонстрирует нам, как строить себя. И отсюда понятно, что ковчег символизирует мудреца Торы. Точнее — тот, кто хочет обрести истинную мудрость (а этого хотят все, ведь никто не собирается оставаться всю жизнь в дураках) должен уподобить себя ковчегу, хранилищу Торы.

Но как?

Чтобы это понять, внимательней присмотримся к процитированному фрагменту.

Прежде всего, бросается в глаза, что все указанные размеры ковчега — дробные. На иврите слово «размеры» — мидот. И это же слово означает и качества, свойства характера.

Бааль hа-Турим (раби Яаков бен Ашер, один из крупнейших раввинов Германии и Франции, автор предварительного текста Шульхан Аруха и многих комментариев к Торе; вторая половина 13-го – первая половина 14-го вв.) пишет, что изучающий Тору, стремящийся к мудрости — должен «раздробить» свою гордыню, переломить хребет высокомерию, разломать стремление к почестям. Ведь Тора, как говорится в Талмуде (трактат Таанит, лист 7), удержится лишь в скромном человеке, который не ставит себя выше других и умеет не выделяться.

О том же свидетельствует и царь Давид в Теилим («Псалмах»), где сказано: «Разбитое сердце не отвергнет Всевышний» (гл. 51, ст. 19).

Длина ковчега, указанная в Торе — два с половиной локтя. Что соответствует 15-ти тефахим (множественное число от слова тефах — во времена Талмуда мера длины, что в переводе на современные единицы измерения равно примерно 10 см).

15 лет, как сообщают нам наши великие Учителя (трактат Авот, гл. 5, мишна 21) — самый благоприятный возраст для того, чтобы начать углубленно изучать Талмуд. Если человек до 15-ти лет лишь примерялся, все ходил вокруг да около, или, скажем прямо, валял дурака — теперь, в 15, ему пора браться за ум.

В Торе дается повеление — покрыть ковчег чистым золотом, изнутри и снаружи.

В этом указании содержится намек на мудреца Торы. Все, что наполняет его, все, что составляет его внутреннюю сущность, должно быть поистине чистым золотым, без малейшей примеси. Когда речь идет о качествах характера, о знаниях — стремиться, чтобы это было золото самой высшей пробы. В духовных аспектах нет места компромиссу — не следует довольствоваться даже серебром.

Одежда мудреца (на иврите — талмид хахам), его внешний вид — тоже должны быть на уровне. Ведь ковчег следовало покрыть золотом не только изнутри, но и снаружи. 

Порой, человек решает достичь уровня талмид хахама (что само по себе, весьма похвально). Но начинает он не с серьезной учебы и работы над свойствами своего характера, но — с одежды, внешности, манер. Словом — с имиджа. И, как правило, этим и заканчивает.

Тот, кто добился внешнего блеска и не позаботился о внутреннем наполнении — жалок. Ведь рано или поздно откроется, что в одежды мудреца рядится клоун. Его выдаст отсутствие гармонии между внешним видом и внутренним содержанием. Внешний лоск не может долго скрывать внутреннее убожество.

Тора указывает нам на очередность. Написано: «чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его». Слово «изнутри» предшествует слову — «снаружи». То есть сначала надо позаботиться о внутреннем содержании, о духовном уровне, и только потом — подгонять под него свой внешний вид.

на основе комментариев Бааль hа-Турим

(раби Яаков бен Ашер, один из крупнейших раввинов Германии и Франции, автор предварительного текста Шульхан Аруха и многих комментариев к Торе; вторая половина 13-го – первая половина 14-го вв.),

рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

и рава Ицхака-Дова Копельмана

(глава йешивы в Люцерне, автор книги «Сиах Ицхак», Швейцария, 1906-2011 гг.)

 

 

3. Вопрос, на который Раши не сразу нашел ответ

Написано в нашей недельной главе: «И возложи покрытие на ковчег сверху, а в ковчег помести свидетельство, которое Я дам тебе» (Шемот, гл. 25, ст. 21).

Под «свидетельством», как нетрудно понять, подразумеваются Скрижали Завета, вместилищем которых служил ковчег.

Интересен комментарий Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) к этому фрагменту.

Не знаю, для чего повторяется указание «а в ковчег помести свидетельство»? — пишет он. Ведь ранее уже было сказано — «и помести в ковчег свидетельство» (Шемот, гл. 25, ст.1 6). Так для чего понадобилось его повторять?

Очевидно, — продолжает Раши, — это призвано научить нас, что сначала в ковчег помещают свидетельство (то есть Скрижали) и только потом — покрывают его. Именно такой порядок мы встречаем в описании возведения Мишкана (переносного Храма в пустыне). Там сначала сказано — «и поместил свидетельство в ковчег», а затем — «и возложил покрытие на ковчег» (Шемот, гл. 40, ст. 20).

Обратили внимание, что Раши пишет — «не знаю»? Что само по себе — уже интересно. Впрочем, это — не единственный случай, когда Раши признает, что ему, что-то непонятно. В его комментариях к Талмуду есть несколько подобных мест.

Но комментарий на наш фрагмент, все же по-своему — уникален. Ведь в нем Раши, отметив — «не знаю», затем находит верный ответ. Но, если, в конце концов, ответ найден, и удалось все «состыковать» — зачем понадобилось сообщить о том, что понимание было достигнуто не сразу?

В Талмуде (трактат Мегила, лист 6) находим такое правило: если кто-то говорит, что ответ ему дался легко, без всякого труда — не верь; но если он признает, что на поиски истины у него ушло немало сил — тогда верь.

Очевидно, Раши хотел, чтоб ему верили, Поэтому не стал лукавить и написал все, как есть.

Настаивая на том, что сначала в ковчег нужно поместить свидетельство и только затем делать покрытие, Всевышний преподает нам важный урок. Сам по себе ковчег — ничего не стоит. Он нужен только в качестве хранилища для Торы. Ради Торы он создан. И только Тора оправдывает его существование.

Впрочем, это относится не только к ковчегу. То же самое можно сказать и о сынах Израиля. 

Благодаря комментарию Раши, мы можем сделать важное уточнение. Торой невозможно овладеть без усилий. Изучение Торы — это кропотливый труд. И даже такому мудрецу, как Раши — не все дается сразу.

на основе комментария рава Мордехая-Тувьи Ротенберга

(автор труда «Имрот Таль», Париж, род. В 1958 г.)

 

 

4. Ошибка старейшин

 

В нашей недельной главе говорится о сборе приношений на строительство Мишкана (переносного Храма в пустыне). Тора перечисляет все виды материалов, которые нужны для строительства.

Открывает список золото, затем идут серебро и медь (ст. 3). Список, как можно предположить, составлен в порядке убывания цен: вначале идут самые дорогие материалы, а в заключение — самые дешевые.

Но, что это!? Список замыкают драгоценные камни (Шемот, гл. 25, ст. 7) — камни для эфода и камни для хошена (эфод и хошен — элементы одежды главного коэна, главного служителя в Храме; более подробно о них будет сказано в следующей недельной главе).

В Талмуде (трактат Кидушин) рассказывается, что лишь один такой камень во времена Второго Храма был приобретен Мудрецами за восемьсот тысяч динар. Выходит, что драгоценные камни, предназначенные для эфода и хошена, были во много раз дороже всего остального, вместе взятого, включая золото и серебро. 

Но почему же тогда они оказались в конце списка, как нечто менее ценное? Почему бараньи кожи и акация опережают их?

Дело в том, что евреи, и бедные и богатые, с энтузиазмом откликнулись на призыв Всевышнего, и когда начался сбор приношений, старейшины народа решили не торопиться:

— Посмотрим, что принесут простые евреи и дополним всем, чего будет не хватать, — пообещали они.

В конце концов, выяснилось, что не хватает только драгоценных камней для одеяния главного коэна (на иврите — коэн гадоль). Но этих камней не было и у старейшин, и они не знали, откуда их взять. Драгоценные камни не добывают в пустыне.

В общем, старейшины оказались в щекотливом положении. Все евреи, даже самые бедные, удостоились сделать пожертвования на Мишкан, а старейшины — нет. И выхода из этой ситуации не видели. Ведь все, что старейшины могли дать, уже и так было в наличии.

Эта, казалось, безвыходная ситуация все-таки разрешилась. Помог Всевышний. Старейшинам не пришлось строить шахты или просеивать песок. Камни доставили им Облака Славы. Репутация старейшин была спасена.

Камни, пожертвованные ими, были идеальными и стоили баснословно дорого. Но поскольку они достались без труда, задаром — упомянуты они самыми последними. Ведь Всевышнего интересует не цена на рынке, но то, сколько усилий затратил человек, сколько это стоило ему лично.

То же правило действует и в отношении других заповедей. Чем больше времени, сил и средств человек отрывает от своих нужд и тратит на заповедь — тем эта заповедь ценнее в глазах Творца. Богач может легко себе позволить шикарную субботнюю трапезу, состоящую из дорогих деликатесов и изысканных, выдержанных вин. Причем для этого ему не придется самому беспокоиться. Все сделают лучшие повара, кондитеры и официанты. А деньги, которыми он оплачивает услуги специалистов, для него — не проблема. Бедняку же приходится изрядно попотеть, чтобы устроить Кидуш и скромную трапезу. Но если бы мы могли заглянуть в список сокровищ и драгоценностей Всевышнего — наш взгляд, вероятно, сразу же зацепился бы за плод работы грубых, мозолистых рук и доброго, мягкого сердца. Незамысловатая, без изысков трапеза бедняка — бриллиант в короне Творца.

на основе комментария рава Моше Штернбуха

(глава Раввинского суда «Эйда Хередит» в Иерусалиме)

5. Когда подмастерье лучше мастера

 

Одну из важных функций в Мишкане (Переносной Храм в пустыне) выполняла Менора (семисвечник). О том, как ее изготовить, в нашей недельной главе сказано: «И сделай светильник из чистого золота, чеканной работы...» (Шемот, гл. 25, ст. 31).

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Бамидбар, гл. 15) рассказывается, что Всевышний подробно описал Моше процесс изготовления Меноры. Но Моше затруднялся ее сделать.

— Ты только брось золотой слиток в огонь, — предложил тогда Всевышний, — а о создании Меноры уже Я сам позабочусь.

Но и тут Моше испытал затруднения.

— Ладно, отправляйся к Бецалелю, пусть он сделает, — велел Всевышний.

Моше пришел к Бецалелю, и тот быстро изготовил Менору — в точном соответствии со всеми правилами и указаниями.

Возникает вопрос: почему, то, что так затруднило Моше, с легкостью далось Бецалелю?

Ответить на этот вопрос нам поможет притча.

У царя был редкий драгоценный камень, немалой цены. Правда — с одним незначительным дефектом, который можно было легко убрать.

Царь призвал самых искусных ювелиров, но никто не решился взяться за работу. Все побаивались — а вдруг камень даст трещину?

— Подумаешь, это же плевое дело, — уговаривал мастеров царь.

А те все не решались прикоснуться к камню — только руками разводили.

И тогда одному из них пришла в голову блестящая идея. Он позвал своего молодого подмастерье, начинающего, но уже полного амбиций. Ничего не объясняя, протянул ему камень. Тот взглянул на него, заметил дефект, состроил недовольную гримасу и несколькими точными движениями избавил камень от изъяна.

Царь и затаившие дыхание мастера облегченно вздохнули.

Подмастерье не знал истинную цену камня и не чувствовал ответственность, поэтому и не нервничал, не переживал. Вот у него все и получилось. 

Как-то зятю главы гурских хасидов потребовалась операция. Его прооперировал лучший врач Варшавы. Но, несмотря на это, операция не прошла гладко, начались осложнения. Врач расстроился. А тестю пациента объяснил свой промах так.

Когда супруге императора Наполеона пришло время рожать наследника — ни одна столичная акушерка не решалась принять роды. Тогда из деревни была доставлена повитуха, простая крестьянка. Благодаря ей и появился на свет наследник императора.

— До вашего зятя я прооперировал немало пациентов со схожим диагнозом, — продолжил врач. — И все операции были успешными. Ведь тут нет ничего сложного. Но в этот раз осознание, чей зять лежит на операционном столе, заставило меня нервничать. И в результате — осложнение.

Теперь мы можем лучше понять, о чем рассказывает Мидраш.

Моше видел сокровенные тайны, связанные с Менорой. Он постиг ее уникальность, ее возможности и высокое предназначение. Чувство небывалой ответственности сковало его руки. Он не мог и пальцем пошевелить.

Бецалель уступал Моше в силе пророческого дара. Он видел только то, что имело непосредственное отношение к его работе. Поэтому у него создание Меноры не вызвало затруднений.

на основе комментария раби Авраама-Мордехая Алтера

(Ребе Гурских хасидов; чаще упоминается под “псевдонимом”, образованным от названия серии его книг — Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Не знаю, как мне жить, как себя вести…


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля