ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА «НОАХ»

Место в Торе: Берешит , гл. 6, ст. 9 — гл.11, ст. 32.

Почему она так называется?

В первой фразе недельной главы говорится: «Вот житие Ноаха — Ноах был человеком праведным и непорочным...».

Обсуждение главы Ноах

1. У нечестивцев рождались дочери, у праведника — сыновья

Недельная глава Ноах начинается, как легко догадаться — с Ноаха, с него самого и описания его родословной. И мы читаем: «Вот родословие Ноаха: Ноах — праведным человеком был, цельным в своих поколениях. С Всевышним ходил Ноах. И родил Ноах трех сыновей» ( Берешит, гл. 6, ст. 9-10).

Тора подчеркивает чистоту и непорочность Ноаха, объясняя этим — почему он был спасен от вод Потопа. Ведь праведник, в отличие от нечестивца, получает оправдание на суде Всевышнего. Как сказано: «И оправдают праведного, и обвинят виновного» (Дварим, гл. 25, ст. 1).

В Талмуде (трактат Бава Батра, лист 16) говорится, что поколение Потопа погрязло в разврате. И чтобы не плодились развратники, Творец сделал так, что в том поколении рождались исключительно девочки. Как написано: «И было, когда стал человек умножаться на земле, и дочери родились у них» (Берешит, гл. 6, ст. 1).

Но у Ноаха рождались сыновья, а не дочери, как у тех, кто жил, так сказать, «в свое удовольствие». И это — было свидетельством праведности Ноаха. В заслугу его праведности были спасены от наказания водами Потопа его сыновья и все члены его семьи. Ведь если бы кто-то из них пострадал — это стало бы и для него карой.

Впрочем, видимо, все члены семьи Ноаха были праведниками. Потому что он, Ноах, учил и воспитывал их.

Об этом в Мидраше Сефер hа-Яшар сказано: «И следовали сыновья Ноаха путями Создателя, как обучили их прадед Метушелах и отец Ноах».

Уровень праведности Ноаха обсуждается в Талмуде (трактат Сангедин, лист 108). Весь вопрос в том — как понимать слова Торы, что Ноах был праведным «в своих поколениях»? Только в своих? А в других поколениях, скажем, в поколении Авраама, он уже не считался бы праведным?

Действительно, сказано, что «Ноах ходил с Всевышним». В этой фразе в оригинале использовано Имя Творца, обозначающее меру суда. То есть Ноах взаимодействовал с мерой суда. И на этом уровне — обрел благоволение в глазах Всевышнего. Но перевернуть меру суда в меру милосердия, Ноах уже не мог. И в этом он уступал Аврааму и Ицхаку, о которых написано — «Всевышний, перед Которым ходили мои отцы, Авраам и Ицхак» (Берешит, гл. 48, ст. 15).

Написано: «перед Которым». То есть, Авраам и Ицхак были способны взаимодействовать не только с мерой суда, но и с тем, что стоит перед ней. А перед судом находится — милосердие.

Авраам и Ицхак, образно говоря, могли «отключить» меру суда и задействовать меру милосердия. То есть — «перевернуть» суд на милость. И в этом они превосходили Ноаха.

на основе комментариев Рамбана

(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.),

и рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

2. Когда не судят внизу — судят наверху

В нашей недельной главе Всевышний называет Ноаху основную причину грядущего Потопа. Как написано: «И сказал Всевышний Ноаху: конец всякой плоти настал предо Мною, поскольку наполнилась земля кривдой из-за них, и вот я истребляю их с земли» (Берешит, гл. 6, ст. 13).

В Талмуде (трактат Сангедрин, лист 108) Учителя разъясняют, что поколение Потопа преступило все мыслимые и немыслимые запреты. Но их приговор не был скреплен печатью, пока они не наполнили землю кривдой.

Кривда (в тексте оригинала — «хамас») включает в себя также кражи по мелочам, при которых невозможно для восстановления справедливости даже обратиться в суд.

Кражи по мелочам стали в поколении людей, которые жили перед Потопом — самым распространенным преступлением. Иначе говоря — настоящим бичом того времени.

Например, продавец приносил на рынок корзину с плодами. А люди, сговорившись, подходили к нему по одному, якобы для того, чтобы прицениться, и — пробовали товар.

Продавец надеялся, что кто-нибудь из них купит у него плоды, и поэтому разрешал попробовать, каковы они на вкус. А, в конце концов — оставался с пустой корзиной. И спросить за это ему было не с кого.

Этот «хамас» совершался открыто, при свете дня. И принял тотальный характер. Настолько, что люди перестали видеть в нем зло. Все воровали друг у друга.

Впрочем, в открытую воровали так, чтобы не нести за это ответственность, то есть — на сумму, не подлежащую возврату.

Но когда земной суд бессилен или бездействует, за дело принимается Суд Небесный.

Говорится в Мидраше Танхума (на недельную главу Мишпатим): если нет суда внизу, начинается Суд наверху. Пусть злодей не думает, что сумеет избежать наказания. Удалось перехитрить суд земной — не спеши радоваться. Ведь теперь за дело возьмется Небесный Суд.

Поэтому и сказано: «Конец всякой плоти настал передо Мною».

«Передо Мною» — перед Всевышним, но — не перед земным судом.

Почему, спрашивается.

Потому что «наполнилась земля кривдой из-за них самих».

С одной стороны, кривда, хамас, с другой — бездействующий земной суд, неспособный наказать злодеев.

Ситуация — тупиковая. И выйти из этого тупика поможет Потоп. Из которого надо — выплыть. И это удастся далеко не всем.

на основе комментариев Рамбана

(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.)

и рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века)

3. Когда вор кричит о запрете на воровство

В нашей недельной главе читаем о том, что Всевышний велит Ноаху построить ковчег. Как сказано: «Сделай себе ковчег из дерева гофер (очевидно, имеется в виду кипарис)» (Берешит, гл. 6, ст. 14).

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 30) рассказывается, что Ноах строил ковчег на протяжении 120-ти лет.

Постройка плавательного средства вдали от водоема — не могла не привлечь внимание других людей (что, собственно, и требовалось). Люди толпились вокруг и задавали вопросы. Ноах терпеливо отвечал, предупреждая о грядущем Потопе. Но люди ему не очень-то верили.

— Никакого Потопа не будет, — заявляли они. — А если и будет, то прольется он на дом Метушелаха.

Когда же Метушелах умер, люди стали говорить, что, Потоп, если он вообще будет — падет на крышу дома Ноаха.

На основе этого Мидраша возникают вопросы.

Допустим, современники Ноаха погрязли в своем злодействе настолько, что потеряли всякую веру в справедливость и воздаяние. Но почему они решили, что Потопом накроет именно дома Метушелаха и Ноаха, а их дома не пострадают?

Сказано в Талмуде (трактат Кидушин, лист 30), что Всевышний создал дурное начало (йецер hа-ра), и чтобы была возможность ему противостоять — дал Тору.

В Талмуде (трактат Бава Батра, лист 16) Учителя добавляют, что мир был бы освобожден от наказания, если бы не Тора. Ведь без Торы противостоять йецеру — невозможно.

Следует отметить, что Тора дана только еврейскому народу. Как сказано: «Тора, которую заповедал нам Моше — наследие» (Дварим, гл. 33, ст. 4).

Выходит, когда потомок Ноаха, нееврей, берется изучать Тору, его можно, как уточняют Учителя (трактат Сангедрин, лист 59), обвинить в воровстве того, что ему не принадлежит.

Всевышний велел Ноаху взять с собой в ковчег «от всякого скота чистого...» (Берешит, гл. 7, ст. 2). Значит, Ноах умел различать между чистым и нечистым.

Откуда же он этому научился?

Из Торы! Получается, как отмечают Учителя в Мидраше ( Мидраш Раба на книгу Шемот, гл. 50), Ноах изучал Тору.

Теперь нам понятна логика, которой руководствовались современники Ноаха.

Они считали, что Потопа не будет. Потому, что они, хоть и совершают различные прегрешения — не в силах совладать со своим дурным началом, поскольку у них нет Торы. А учить Тору они не могут, так как это равносильно воровству. А воровство потомкам Ноаха — строжайше запрещено.

Метушелах и Ноах учили Тору. Вот на их дома, согласно логике тех людей, и должен пролиться Потоп. Иными словами — «я не я, и хата не моя». То есть — «не моя хата» пострадает от Потопа.

Эту всеобщую идиллическую иллюзию разрушает комментарий Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век).

Поколению Потопа был вынесен окончательный приговор — как раз за грабеж и воровство. Они не изучают Тору, чтобы не нарушить запрет воровства, и вместе с тем — воруют направо и налево.

Потоп — и смыл эту наглость…

на основе комментария рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века)

4. Почему разрешено есть мясо и для чего нужен кашрут?

Написано в нашей недельной главе: «А ты возьми себе от всякой пищи, которую едят» (Берешит, гл. 6, ст. 21).

Это Всевышний повелел, чтобы Ноах сделал запасы продовольствия для себя, для своей семьи и для всех зверей, которых предстояло спасти в ковчеге.

Интересно, что до Потопа люди вообще не ели мясо. Впервые разрешение на употребление мяса животных в пищу получил Ноах, а вслед за ним — и все его потомки.

Произошло это в тот момент, когда Ноах завершил свою миссию по спасению фауны. И это весьма символично. Ноах ухаживал за животными, кормил их, заботился о них — этим он заслужил право на пищу животного происхождения.

Слово «возьми» (в тексте оригинала — «ках») подразумевает приобретение.

Вспомним описание в Торе сделки между Авраамом и Эфроном. Там тоже встречается это слово. Написано: «Даю серебро за поле, возьми (ках) у меня» (Берешит, гл. 23, ст. 13).

В итоге Авраам приобрел Меарат hа-Махпела (пещеру, где была погребена Сара). В нашем же фрагменте слово «ках» свидетельствует о том, что Ноах приобрел для себя и своих потомков — право есть мясо.

Еще одно слово, на которое нам следует обратить внимание — слово « маахаль» (пища, питание).

Написано в нашей недельной главе: «Возьми от всякой пищи» — возьми, чтобы кормить других. Если для того, чтобы лучше понять смысл слова «ках», мы забежали вперед, к Аврааму — то теперь, для более ясного понимания употребленного в нашем фрагменте слова «маахаль», нам предстоит вернуться к Адаму.

Адам, как вы помните, постарался свалить всю вину за свое прегрешение на жену. «Жена, которую Ты дал мне, — сказал Адам, — она дала мне от этого дерева и я ем (в тексте оригинала — ваохель)» (Берешит , гл. 3, ст. 12).

Как видим, Адам сказал: «я ем» (вместо того, чтобы употребить этот глагол в прошедшем времени — «ел»). И это, разумеется — не оговорка.

Адам полакомился запретным плодом, съел его, и мы, также зовущиеся « адамами» (адам в переводе — «человек»), продолжаем расхлебывать это и по сей день. У нас — целый свод законов и установлений, относящихся к еде, под общим названием — кашрут.

У Адама был лишь один запрет, и он его нарушил. Когда мы едим, в точности выполняя все предписания кашрута, мы тем самым, исправляем тот ущерб, что причинил Адам своим нарушением.

Адам нарушил — в еще, а мы в еде — исправляем. Поэтому и сказано не «ел», но — «ем» (как бы продолжаю есть).

Точнее, из-за того, что Адам тогда ел — теперь другие должны есть так, чтобы исправить его ошибку. Выходит, Адам способствует правильному питанию людей многих поколений.

На это же намекают и слова пророка в Танахе: «И будете есть вдоволь» (книга пророка Йоэла, гл. 2, ст. 26).

Это — литературный перевод. В оригинале, на иврите, в данном фрагменте использовано удвоение — «вэахальтем ахоль», что можно понимать и как — «и будете есть, потому что ел я». Потому что Адам ел запретный плод — теперь вы, чтобы это исправить, будете есть вашу пищу (в соответствии со всеми требованиями кашрута).

Подведем итоги

Ноах кормил, обеспечивал питанием животных. Благодаря этому, он и его потомки получили возможность питаться мясом животных.

Адам ел запретный плод. И теперь те, кого зовут «адамами», должн, чтобы исправить нарушение Адама, питаться, соблюдая законы кашрута.

на основе комментариев Рамбана

(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.),

и рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

5. Запрет на безделье в субботу и благословение на огонь

После Потопа, Всевышний дает обещание — «Впредь, во все дни земли, сев и жатва, и холод и зной, лето и зима, день и ночь не перестанут» ( Дварим, гл. 8, ст. 22).

Словосочетание в конце этой фразы — «ло йишботу» (так в оригинале), мы перевели как — «не перестанут». Но это — неполный перевод. Правильнее будет — «не перестанут работать», «не прекратят работы».

Из этого Учителя в Талмуде (трактат Сангедрин, лист 58) делают вывод, что нееврей не вправе прекратить работу в шаббат, не имеет права соблюдать субботу, подобно еврею.

Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век) в соответствии с этим правилом установил закон, что чужак, нееврей, соблюдающий субботу точно так же, как еврей — заслуживает смерть.

На исходе шаббата, как известно, делают Авдалу, то есть — совершают определенную процедуру разделения между субботой и буднями. Один из элементов Авдалы — благословение на огонь. Учителя установили, что благословлять можно только огонь, который в субботу не участвовал ни в какой работе, запрещенной в шаббат. Это правило записано в Шульхан Арухе (раздел Орах Хаим, гл. 298, п. 5).

А если огонь в субботу зажег для себя нееврей — можно ли еврею на исходе субботы произнести благословение на этот огонь во время Авдалы?

Поскольку, если бы огонь зажег еврей, он тем самым нарушил бы закон субботы, то и зажженный неевреем огонь нельзя считать огнем, на который во время Авдалы можно прочесть благословение. Для Авдалы он — не годится.

Теперь усложним ситуацию.

Допустим, нееврей за весь шаббат не совершил ни одной производительной работы. Всевышний велел ему "день и ночь трудиться, не переставая", а он, весь шаббат — бездельничал, зря только небо коптил.

Достоин он смерти?

Меч карающий достаточно остр… Впрочем, вот он в субботу зажег свечу.

Огонь? Можно воспользоваться им на исходе субботы для Авдалы?

Но ведь огонь зажжен в шаббат. Пусть и неевреем, но — в шаббат. Позволительно ли на него читать благословение?

Интересная ситуация. С одной стороны, действительно, огонь зажгли в субботу, и на такой огонь произносить благословение нельзя. С другой — зажигая свечу, нееврей этим выполнил повеление Творца. Так, может, это в корне меняет картину?

Важное условие для осуществления процедуры Авдалы — огонь для нее должен быть зажжен так, чтобы это зажжение было разрешено произвести еврею. С этой точки зрения, нам никак не помогает, что нееврей, зажигая свечу в шаббат, выполнил этим заповедь Всевышнего. Ведь для самого еврея подобное зажжение не было бы никакой заповедью, но, наоборот — серьезным прегрешением, нарушением законов субботы.

Поэтому для Авдалы мы на исходе шаббата зажжем другую свечу.

Не всякая заповедь, выполненная неевреем, несет еврею благословение. Но когда еврей выполняет заповедь Творца — весь мир, безусловно, благословляется этим.

на основе комментария рава Яакова-Шломо Гольцберга из Могилева

(автор книги «При Шломо», вторая половина 19-го – начало 20-го вв.)

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «НОАХ»

Место в Торе: Берешит , гл. 6, ст. 9 — гл.11, ст. 32.

Почему она так называется?

В первой фразе недельной главы говорится: «Вот житие Ноаха — Ноах был человеком праведным и непорочным...».

Обсуждение главы Ноах

1. У нечестивцев рождались дочери, у праведника — сыновья

Недельная глава Ноах начинается, как легко догадаться — с Ноаха, с него самого и описания его родословной. И мы читаем: «Вот родословие Ноаха: Ноах — праведным человеком был, цельным в своих поколениях. С Всевышним ходил Ноах. И родил Ноах трех сыновей» ( Берешит, гл. 6, ст. 9-10).

Тора подчеркивает чистоту и непорочность Ноаха, объясняя этим — почему он был спасен от вод Потопа. Ведь праведник, в отличие от нечестивца, получает оправдание на суде Всевышнего. Как сказано: «И оправдают праведного, и обвинят виновного» (Дварим, гл. 25, ст. 1).

В Талмуде (трактат Бава Батра, лист 16) говорится, что поколение Потопа погрязло в разврате. И чтобы не плодились развратники, Творец сделал так, что в том поколении рождались исключительно девочки. Как написано: «И было, когда стал человек умножаться на земле, и дочери родились у них» (Берешит, гл. 6, ст. 1).

Но у Ноаха рождались сыновья, а не дочери, как у тех, кто жил, так сказать, «в свое удовольствие». И это — было свидетельством праведности Ноаха. В заслугу его праведности были спасены от наказания водами Потопа его сыновья и все члены его семьи. Ведь если бы кто-то из них пострадал — это стало бы и для него карой.

Впрочем, видимо, все члены семьи Ноаха были праведниками. Потому что он, Ноах, учил и воспитывал их.

Об этом в Мидраше Сефер hа-Яшар сказано: «И следовали сыновья Ноаха путями Создателя, как обучили их прадед Метушелах и отец Ноах».

Уровень праведности Ноаха обсуждается в Талмуде (трактат Сангедин, лист 108). Весь вопрос в том — как понимать слова Торы, что Ноах был праведным «в своих поколениях»? Только в своих? А в других поколениях, скажем, в поколении Авраама, он уже не считался бы праведным?

Действительно, сказано, что «Ноах ходил с Всевышним». В этой фразе в оригинале использовано Имя Творца, обозначающее меру суда. То есть Ноах взаимодействовал с мерой суда. И на этом уровне — обрел благоволение в глазах Всевышнего. Но перевернуть меру суда в меру милосердия, Ноах уже не мог. И в этом он уступал Аврааму и Ицхаку, о которых написано — «Всевышний, перед Которым ходили мои отцы, Авраам и Ицхак» (Берешит, гл. 48, ст. 15).

Написано: «перед Которым». То есть, Авраам и Ицхак были способны взаимодействовать не только с мерой суда, но и с тем, что стоит перед ней. А перед судом находится — милосердие.

Авраам и Ицхак, образно говоря, могли «отключить» меру суда и задействовать меру милосердия. То есть — «перевернуть» суд на милость. И в этом они превосходили Ноаха.

на основе комментариев Рамбана

(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.),

и рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

2. Когда не судят внизу — судят наверху

В нашей недельной главе Всевышний называет Ноаху основную причину грядущего Потопа. Как написано: «И сказал Всевышний Ноаху: конец всякой плоти настал предо Мною, поскольку наполнилась земля кривдой из-за них, и вот я истребляю их с земли» (Берешит, гл. 6, ст. 13).

В Талмуде (трактат Сангедрин, лист 108) Учителя разъясняют, что поколение Потопа преступило все мыслимые и немыслимые запреты. Но их приговор не был скреплен печатью, пока они не наполнили землю кривдой.

Кривда (в тексте оригинала — «хамас») включает в себя также кражи по мелочам, при которых невозможно для восстановления справедливости даже обратиться в суд.

Кражи по мелочам стали в поколении людей, которые жили перед Потопом — самым распространенным преступлением. Иначе говоря — настоящим бичом того времени.

Например, продавец приносил на рынок корзину с плодами. А люди, сговорившись, подходили к нему по одному, якобы для того, чтобы прицениться, и — пробовали товар.

Продавец надеялся, что кто-нибудь из них купит у него плоды, и поэтому разрешал попробовать, каковы они на вкус. А, в конце концов — оставался с пустой корзиной. И спросить за это ему было не с кого.

Этот «хамас» совершался открыто, при свете дня. И принял тотальный характер. Настолько, что люди перестали видеть в нем зло. Все воровали друг у друга.

Впрочем, в открытую воровали так, чтобы не нести за это ответственность, то есть — на сумму, не подлежащую возврату.

Но когда земной суд бессилен или бездействует, за дело принимается Суд Небесный.

Говорится в Мидраше Танхума (на недельную главу Мишпатим): если нет суда внизу, начинается Суд наверху. Пусть злодей не думает, что сумеет избежать наказания. Удалось перехитрить суд земной — не спеши радоваться. Ведь теперь за дело возьмется Небесный Суд.

Поэтому и сказано: «Конец всякой плоти настал передо Мною».

«Передо Мною» — перед Всевышним, но — не перед земным судом.

Почему, спрашивается.

Потому что «наполнилась земля кривдой из-за них самих».

С одной стороны, кривда, хамас, с другой — бездействующий земной суд, неспособный наказать злодеев.

Ситуация — тупиковая. И выйти из этого тупика поможет Потоп. Из которого надо — выплыть. И это удастся далеко не всем.

на основе комментариев Рамбана

(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.)

и рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века)

3. Когда вор кричит о запрете на воровство

В нашей недельной главе читаем о том, что Всевышний велит Ноаху построить ковчег. Как сказано: «Сделай себе ковчег из дерева гофер (очевидно, имеется в виду кипарис)» (Берешит, гл. 6, ст. 14).

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 30) рассказывается, что Ноах строил ковчег на протяжении 120-ти лет.

Постройка плавательного средства вдали от водоема — не могла не привлечь внимание других людей (что, собственно, и требовалось). Люди толпились вокруг и задавали вопросы. Ноах терпеливо отвечал, предупреждая о грядущем Потопе. Но люди ему не очень-то верили.

— Никакого Потопа не будет, — заявляли они. — А если и будет, то прольется он на дом Метушелаха.

Когда же Метушелах умер, люди стали говорить, что, Потоп, если он вообще будет — падет на крышу дома Ноаха.

На основе этого Мидраша возникают вопросы.

Допустим, современники Ноаха погрязли в своем злодействе настолько, что потеряли всякую веру в справедливость и воздаяние. Но почему они решили, что Потопом накроет именно дома Метушелаха и Ноаха, а их дома не пострадают?

Сказано в Талмуде (трактат Кидушин, лист 30), что Всевышний создал дурное начало (йецер hа-ра), и чтобы была возможность ему противостоять — дал Тору.

В Талмуде (трактат Бава Батра, лист 16) Учителя добавляют, что мир был бы освобожден от наказания, если бы не Тора. Ведь без Торы противостоять йецеру — невозможно.

Следует отметить, что Тора дана только еврейскому народу. Как сказано: «Тора, которую заповедал нам Моше — наследие» (Дварим, гл. 33, ст. 4).

Выходит, когда потомок Ноаха, нееврей, берется изучать Тору, его можно, как уточняют Учителя (трактат Сангедрин, лист 59), обвинить в воровстве того, что ему не принадлежит.

Всевышний велел Ноаху взять с собой в ковчег «от всякого скота чистого...» (Берешит, гл. 7, ст. 2). Значит, Ноах умел различать между чистым и нечистым.

Откуда же он этому научился?

Из Торы! Получается, как отмечают Учителя в Мидраше ( Мидраш Раба на книгу Шемот, гл. 50), Ноах изучал Тору.

Теперь нам понятна логика, которой руководствовались современники Ноаха.

Они считали, что Потопа не будет. Потому, что они, хоть и совершают различные прегрешения — не в силах совладать со своим дурным началом, поскольку у них нет Торы. А учить Тору они не могут, так как это равносильно воровству. А воровство потомкам Ноаха — строжайше запрещено.

Метушелах и Ноах учили Тору. Вот на их дома, согласно логике тех людей, и должен пролиться Потоп. Иными словами — «я не я, и хата не моя». То есть — «не моя хата» пострадает от Потопа.

Эту всеобщую идиллическую иллюзию разрушает комментарий Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век).

Поколению Потопа был вынесен окончательный приговор — как раз за грабеж и воровство. Они не изучают Тору, чтобы не нарушить запрет воровства, и вместе с тем — воруют направо и налево.

Потоп — и смыл эту наглость…

на основе комментария рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века)

4. Почему разрешено есть мясо и для чего нужен кашрут?

Написано в нашей недельной главе: «А ты возьми себе от всякой пищи, которую едят» (Берешит, гл. 6, ст. 21).

Это Всевышний повелел, чтобы Ноах сделал запасы продовольствия для себя, для своей семьи и для всех зверей, которых предстояло спасти в ковчеге.

Интересно, что до Потопа люди вообще не ели мясо. Впервые разрешение на употребление мяса животных в пищу получил Ноах, а вслед за ним — и все его потомки.

Произошло это в тот момент, когда Ноах завершил свою миссию по спасению фауны. И это весьма символично. Ноах ухаживал за животными, кормил их, заботился о них — этим он заслужил право на пищу животного происхождения.

Слово «возьми» (в тексте оригинала — «ках») подразумевает приобретение.

Вспомним описание в Торе сделки между Авраамом и Эфроном. Там тоже встречается это слово. Написано: «Даю серебро за поле, возьми (ках) у меня» (Берешит, гл. 23, ст. 13).

В итоге Авраам приобрел Меарат hа-Махпела (пещеру, где была погребена Сара). В нашем же фрагменте слово «ках» свидетельствует о том, что Ноах приобрел для себя и своих потомков — право есть мясо.

Еще одно слово, на которое нам следует обратить внимание — слово « маахаль» (пища, питание).

Написано в нашей недельной главе: «Возьми от всякой пищи» — возьми, чтобы кормить других. Если для того, чтобы лучше понять смысл слова «ках», мы забежали вперед, к Аврааму — то теперь, для более ясного понимания употребленного в нашем фрагменте слова «маахаль», нам предстоит вернуться к Адаму.

Адам, как вы помните, постарался свалить всю вину за свое прегрешение на жену. «Жена, которую Ты дал мне, — сказал Адам, — она дала мне от этого дерева и я ем (в тексте оригинала — ваохель)» (Берешит , гл. 3, ст. 12).

Как видим, Адам сказал: «я ем» (вместо того, чтобы употребить этот глагол в прошедшем времени — «ел»). И это, разумеется — не оговорка.

Адам полакомился запретным плодом, съел его, и мы, также зовущиеся « адамами» (адам в переводе — «человек»), продолжаем расхлебывать это и по сей день. У нас — целый свод законов и установлений, относящихся к еде, под общим названием — кашрут.

У Адама был лишь один запрет, и он его нарушил. Когда мы едим, в точности выполняя все предписания кашрута, мы тем самым, исправляем тот ущерб, что причинил Адам своим нарушением.

Адам нарушил — в еще, а мы в еде — исправляем. Поэтому и сказано не «ел», но — «ем» (как бы продолжаю есть).

Точнее, из-за того, что Адам тогда ел — теперь другие должны есть так, чтобы исправить его ошибку. Выходит, Адам способствует правильному питанию людей многих поколений.

На это же намекают и слова пророка в Танахе: «И будете есть вдоволь» (книга пророка Йоэла, гл. 2, ст. 26).

Это — литературный перевод. В оригинале, на иврите, в данном фрагменте использовано удвоение — «вэахальтем ахоль», что можно понимать и как — «и будете есть, потому что ел я». Потому что Адам ел запретный плод — теперь вы, чтобы это исправить, будете есть вашу пищу (в соответствии со всеми требованиями кашрута).

Подведем итоги

Ноах кормил, обеспечивал питанием животных. Благодаря этому, он и его потомки получили возможность питаться мясом животных.

Адам ел запретный плод. И теперь те, кого зовут «адамами», должн, чтобы исправить нарушение Адама, питаться, соблюдая законы кашрута.

на основе комментариев Рамбана

(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.),

и рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

5. Запрет на безделье в субботу и благословение на огонь

После Потопа, Всевышний дает обещание — «Впредь, во все дни земли, сев и жатва, и холод и зной, лето и зима, день и ночь не перестанут» ( Дварим, гл. 8, ст. 22).

Словосочетание в конце этой фразы — «ло йишботу» (так в оригинале), мы перевели как — «не перестанут». Но это — неполный перевод. Правильнее будет — «не перестанут работать», «не прекратят работы».

Из этого Учителя в Талмуде (трактат Сангедрин, лист 58) делают вывод, что нееврей не вправе прекратить работу в шаббат, не имеет права соблюдать субботу, подобно еврею.

Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век) в соответствии с этим правилом установил закон, что чужак, нееврей, соблюдающий субботу точно так же, как еврей — заслуживает смерть.

На исходе шаббата, как известно, делают Авдалу, то есть — совершают определенную процедуру разделения между субботой и буднями. Один из элементов Авдалы — благословение на огонь. Учителя установили, что благословлять можно только огонь, который в субботу не участвовал ни в какой работе, запрещенной в шаббат. Это правило записано в Шульхан Арухе (раздел Орах Хаим, гл. 298, п. 5).

А если огонь в субботу зажег для себя нееврей — можно ли еврею на исходе субботы произнести благословение на этот огонь во время Авдалы?

Поскольку, если бы огонь зажег еврей, он тем самым нарушил бы закон субботы, то и зажженный неевреем огонь нельзя считать огнем, на который во время Авдалы можно прочесть благословение. Для Авдалы он — не годится.

Теперь усложним ситуацию.

Допустим, нееврей за весь шаббат не совершил ни одной производительной работы. Всевышний велел ему "день и ночь трудиться, не переставая", а он, весь шаббат — бездельничал, зря только небо коптил.

Достоин он смерти?

Меч карающий достаточно остр… Впрочем, вот он в субботу зажег свечу.

Огонь? Можно воспользоваться им на исходе субботы для Авдалы?

Но ведь огонь зажжен в шаббат. Пусть и неевреем, но — в шаббат. Позволительно ли на него читать благословение?

Интересная ситуация. С одной стороны, действительно, огонь зажгли в субботу, и на такой огонь произносить благословение нельзя. С другой — зажигая свечу, нееврей этим выполнил повеление Творца. Так, может, это в корне меняет картину?

Важное условие для осуществления процедуры Авдалы — огонь для нее должен быть зажжен так, чтобы это зажжение было разрешено произвести еврею. С этой точки зрения, нам никак не помогает, что нееврей, зажигая свечу в шаббат, выполнил этим заповедь Всевышнего. Ведь для самого еврея подобное зажжение не было бы никакой заповедью, но, наоборот — серьезным прегрешением, нарушением законов субботы.

Поэтому для Авдалы мы на исходе шаббата зажжем другую свечу.

Не всякая заповедь, выполненная неевреем, несет еврею благословение. Но когда еврей выполняет заповедь Творца — весь мир, безусловно, благословляется этим.

на основе комментария рава Яакова-Шломо Гольцберга из Могилева

(автор книги «При Шломо», вторая половина 19-го – начало 20-го вв.)


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Виноградное вино - только кошерное...


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля