ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА «Ки Таво»

Место в Торе: Дварим, гл. 26, ст. 1 — гл. 29, ст. 8.

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: «И будет, когда придешь в страну, которую Всевышний дает тебе...». Когда придешь на иврите — ки таво.

Обсуждение главы Ки Таво

1. Когда мы овладеем страной навечно?

Наша недельная глава начинается словами: «И будет: когда ты придешь в страну, которую Всевышний дает тебе в удел, и овладеешь ею, и поселишься в ней…» (Дварим, гл. 26, ст. 1).

И мы только что прочли заключительную фразу предыдущей недельной главы (Ки Теце), в которой содержится требование уничтожить Амалека. Как сказано: «Сотри память об Амалеке из-под Небес. Не забудь!» (Дварим, гл. 25, ст. 19).

О чем это нам говорит?

О том, что мы не раз приходили уже на эту землю и овладевали ею. Но только это владение оказывалось — временным. Оно могло длиться сотни лет, но все равно — заканчивалось. И мы лишались страны и земли. 

Обратите внимание на то, что первое слово нашей главы — «вэhайя», что в переводе означает — «и будет». Оно, это слово, свидетельствует о радостных событиях. Однако до сих пор все наши попытки овладеть этой землей и жить на ней, имели печальный итог.

Выходит, того, о чем написано в нашем фрагменте, еще не было. Всевышний пока еще не передал страну навечно (ведь если бы передал — кто сумел бы ее у нас отобрать?). И потому мы не можем сказать, что овладели этой землей на все времена и поселились здесь навсегда. 

Но когда же обещание Творца начнет сбываться?

Сбываться оно начнет, когда будет стерта память об Амалеке. 

В своем комментарии к книге Шемот (гл. 17, ст. 16), Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что до тех пор, пока не уничтожен Амалек, Престол Творца (на иврите — Кисе hа-кавод) — не целостен, и Имя Его — не цельно.

Отсюда следует, что обретение нами Израиля навечно — напрямую связано с восстановлением целостности Престола Всевышнего и цельности Его Имени.

Но причем тут Амалек?

Да при том, он постоянно пытается охладить нашу веру в Творца, старается превратить нас в равнодушных существ, которые не интересуются ничем, кроме собственных удовольствий.

Тот, кто попадается на его удочку — забывает все самое важное. Поэтому и нужно уничтожить Амалека, «стереть память о нем». Он не дает нам закрепиться на нашей земле. Он разъединяет, сеет раздор и распри, натравливает одних на других, учит ненавидеть. Поэтому его нужно уничтожить. Стереть память о нем.

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

 

2. Лукошки против золотых ваз

 

В нашей недельной главе говорится о заповеди, заповеди о бикурим, предписывающей осуществлять в Бейт hа-Микдаше (Храме) приношение первых плодов урожая. И мы читаем: «Возьми первые плоды земли... и положи в корзину…» (Дварим, гл. 26, ст. 2).

В Талмуде (трактат Бикурим, гл. 3, мишна 8) сказано, что состоятельные люди приносили бикурим в дорогих сосудах из серебра и золота. А бедняки укладывали свои плоды в корзины, сплетенные из ивы.

Богачам коэны (служители в Храме, прямые потомки Аарона-коэна, брата Моше Рабейну) возвращали их дорогостоящие вазы. Плетенки бедняков, понятное дело, назад никто не возвращал. Такое разное отношение к таре для бикурим, объясняется тем, что считанные плоды бедняков, являли собой, в сущности, жалкое зрелище. Но когда они были в корзинке, малое количество их не так бросалось в глаза. Поэтому бикурим бедняков коэн забирал вместе с лукошком.

Состоятельные же люди приносили множество прекрасных плодов. Они очень неплохо смотрелись и без дорогой вазы. Так что, неудивительно, что коэн возвращал дорогие вазы их владельцам.

Интересно, что плетеные корзинки и сосуды из золота и серебра упоминаются в Талмуде (трактат Моэд Катан, лист 27) в связи с обычаем приносить еду скорбящим.

Когда кто-то умирал, его скорбящим родственникам, находящимся в трауре, соседи и друзья приносили еду для особой трапезы, которую устраивали сразу после похорон. Так вот, в Талмуде говорится, что состоятельные люди приносили блюда, уложенные в дорогие сосуды из драгоценных металлов, а бедняки несли скромный харч в простых плетеных корзинках.

Поскольку бедняки стеснялись ставить свои лукошки рядом с роскошными вазами богачей, Учителя, беспокоясь о чести бедных людей, постановили, чтобы все, и богатые и бедные, приносить еду только в простых корзинах. И — никаких дорогих ваз.

Возникает вопрос: почему аналогичного постановления не было вынесено относительно бикурим? Почему богачи продолжали приносить свои плоды в дорогущих сосудах? Почему их не обязали перейти на обычные лукошки?

Из уважения к Бейт hа-Микдашу и тем, кто служит в нем, — объясняет Йом Тов (один из Учителей эпохи Тосафот — Франция, Германия, 12-13 вв.).

Но разве простые люди не заслуживают уважения?

Уважение к беднякам выражалось в том, что у них принимали бикурим вместе с корзинкой. Богатеям же их драгоценную тару — возвращали. Поэтому их плоды громоздились неорганизованной кучкой.

Приношения простых людей, были, конечно же, поскромнее, но зато — в корзинке. И это нивелировало разницу.

Кроме того, принимая плетенку с плодами у бедняка, коэн благословлял его, говоря, что вместе с этой корзинкой уйдет и его бедность.

на основе комментария рава Цви-Гирша Шапиро

(автор книги «Даркей Тешува», глава раввинского суда Мункача (ныне — Мукачево), Закарпатье, Украина, 1850-1913 гг.)

 

3. Новенький в стране

 

Далее в Торе описывается порядок приношения бикурим (первые плоды нового урожая). Об этом читаем: «И приди к коэну (служителю в Храме)... и скажи ему: Поведаю сегодня Всевышнему, что пришел я в страну, о которой Всевышний клялся нашим отцам, что даст ее нам» (Дварим, гл. 26, ст. 3).

«Пришел я в страну», — заявляет счастливый обладатель земельного участка, на котором выросли прекрасные плоды…

А что, если человек родился здесь, и сад, с которого он каждый год получает урожай и несет «первинки» в Храм — посажен еще его прадедом? Неужели он слукавит перед Всевышним?

А может, аромат этих плодов дурманит настолько, что человек просто забыл свою биографию?

Приношение бикурим, как известно — одна из заповедей Торы. А о заповедях в Танахе (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 19, ст. 11) говорится, что они — слаще меда.

Что же в этом хорошего? — спросит человек, страдающий диабетом.

Для продолжения разговора нам, видимо, надо понять, в чем разница между материальными удовольствиями (тем же медом, например) и удовольствием — духовным.

Материальные наслаждения быстро приедаются. Каким бы замечательным на вкус ни был мед, съев несколько ложек, мы перестаем чувствовать его вкус, едим по инерции.

Написано в Танахе: «Нашел ты мед? Ешь, сколько тебе потребно, не то пресытишься им, и вырвет тебя» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 25, ст. 16). Это правило — для всех материальных удовольствий: находишь, набрасываешься, пресыщаешься и вот — тебя уже воротит от этого. И только спустя какое-то время ты, может быть, будешь в состоянии вновь это оценить.

Так же — и с вином. После второго бокала все вина кажутся — одинаковыми. Поэтому дегустаторы пробуют их буквально по каплям.

С духовными удовольствиями, удовольствиями истинными, тонкими наслаждениями души — дело обстоит совершенно иначе. Чем больше ты погружаешься в Тору и выполнение заповедей — тем острее ощущаешь их вкус и аромат, находишь все новые и новые оттенки.  

«Насыть нас утром милостью Твоей, — просим мы Всевышнего, — и мы радоваться будем и веселиться все дни наши» (Теилим, гл. 90, ст. 14).

Духовное — не приедается.

Теперь вернемся к плетеной корзине, наполненной чудесными фруктами, и к тому, кто ее принес в Бейт hа-Микдаш (Храм).

Думаете — это простой крестьянин, рядовой труженик полей?

А ведь он — совсем не прост. Он воспринимает свой участок земли не как нечто сугубо материальное — паши, удобряй, сажай, поливай, ухаживай, пропалывай, собирай… Нет, земля для него это — Эрец Исраэль. Это — заповеди и служение Творцу.

Никогда ему не надоест трудиться на ней. Наоборот, только аппетит разыгрывается. Поэтому что, хоть он уже и врос в нее и корни пустил — так, что никто его отсюда не выкинет. И себя он ощущает так, будто только что пришел в эту страну, как будто он — «новенький» здесь…

на основе комментария рава Моше-Нехемии Каганова

(главы йешивы «Эц Хаим»; Беларусь – Литва – Иерусалим, 1817-1887 гг.)

 

 

4. Выше греков и римлян

 

Одно из обещаний Всевышнего — возвысить сынов Израиля над всеми народами. При условии, что они будут исполнять Его Волю. Как сказано: «Если будешь ты послушен Воле Всевышнего и будешь соблюдать все заповеди Его, которые я (Моше) передаю тебе сегодня, то поставит тебя Всевышний выше всех народов земли» (Дварим, гл. 28, ст. 1).

Конечно же, приятно, наверное, оказаться «выше всех народов земли». Только сначала неплохо было бы понять, что это означает.

Употребленное в оригинале слово «эльен», которое мы для удобства перевели как — «выше», можно разделить на две части: «аль» (над) и «яван» (Греция).

Под Грецией в данном случае подразумевается не страна с этим названием, но — вся эллинистическая цивилизация.

Выходит, если сыны Израиля «будут послушны Воле Всевышнего» — Он возвысит их над эллинским царством, стремящимся разрушить Бейт hа-Микдаш (Храм).

Нужно отметить, что такое евреям — не впервой. Во времена Хасмонеев, Всевышний спас свой народ от ассимиляции. Тогда сыны Израиля объединились под девизом: «Кто из богов сравнится с Тобой, Всевышний!?» (Шемот, гл. 15, ст. 11). И — победили греков, отстояв свое право соблюдать заповеди Торы. 

Под термином «все народы» следует понимать царство Эдома. Его потомки, как написано в Талмуде (трактат Йома, лист 10) на девять месяцев захватят весь мир, и, соответственно — будут с этим миром ассоциироваться. Но и из их рук Всевышний вызволит нас. 

С учетом вышесказанного прочтем наш фрагмент еще раз: «Если будешь ты послушен Воле Всевышнего и будешь соблюдать все заповеди Его... то поставит тебя Всевышний над греками (Яван)»  и их эллинистической культурой, «и над всеми народами земли» — над царством Эдома, которое подчинит себе все народы земли. 

То есть Всевышний спасал и продолжит спасать нас от самых лютых врагов. Как сказано: «Всевышний судить будет все народы земли, и даст силу царю Своему, и вознесет к славе царя-Машиаха Своего» (Танах, первая книга пророка Шмуэля, гл. 2, ст. 10).

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Беларусь — Эрец Исраэль)

 

 

5. Все благословения — значит, и те, которыми благословили других

 

Написано в нашей недельной главе: «И осуществятся для тебя все благословения эти, и достигнут тебя... Благословен ты в городе, и благословен ты в поле» (Дварим, гл. 28, ст. 2-3). 

Благословения, конечно — всегда приятны. А если ты, к тому же понимаешь их смысл и отдельные нюансы — приятней вдвойне.

Попробуем вместе разобраться в оттенках, нюансах и смысле благословений.

Сыны Израиля удостоились разных благословений. Наиболее известное — благословение коэнов (прямых потомков Аарона-коэна, брата Моше Рабейну). Всевышний велел им благословлять сынов Израиля. И благословение это начинается словами: «Да благословит тебя Всевышний» (Бамидбар, гл. 6, ст. 24-26).

Чтобы получить эту бераху (благословение), нужно присутствовать в синагоге в тот момент, когда коэны его произносят.

Но, что делать тому, кто, по независящей от него причине — не смог прийти в синагогу, и в данный момент находится за ее пределами, скажем, в поле?

В Талмуде (трактат Рош hа-Шана, лист 35) сказано, что благословение коэнов не ограничивается стенами синагоги, оно выходит за их пределы и распространяется и на людей, которые вынужденно оказались в каком-то другом месте, например — в поле. Однако же, если человек не пришел в синагогу — сознательно, решив, что вместо молитвы, правильнее для него будет картошку на даче посадить. Так вот, в этом случае он останется, быть может, и с картошкой, но — без берахи.

Отмечу, что благословение, идущее напрямую от Всевышнего, конечно же — распространяется на всех и достигает всех. И тех, кто в городе, и тех, кто в поле, тех, кто по уважительной причине не смог прийти в синагогу, и тех, кто не пришел в синагогу намеренно (злонамеренно) и сейчас занимается огородом.

Никто и ничто (даже картошка) — не останется без берахи. Поэтому и сказано: «Благословен ты в городе, и благословен ты в поле».

Нам еще нужно выяснить, почему написано — «все благословения». Неужели мы могли бы подумать, что из далее перечисленного, что-то вдруг не исполнится?

Особое значение для сынов Израиля имеют благословения, которыми наш праотец Ицхак благословил сына своего Яакова. Но наряду с Яаковом, он благословил и Эсава (брата-близнеца Яакова). И есть берахот (мн. ч. от слова бераха), которые получил Эсав, а Яаков — нет. Например, Эсаву сказал Ицхак: «И мечом твоим будешь жить...» (Берешит, гл. 27, ст. 39-40).

Об Эсаве написано, что он — «человек, знающий толк в охоте, человек поля» (Берешит, гл. 25, ст. 27). В отличие от него, наш праотец Яаков был «человеком смирным, сидящим в шатрах» (там же).

То есть Яаков — вел оседлую жизнь, был человеком города.

Теперь нам понятно, почему сказано: «И осуществятся для тебя все благословения эти». Все — включая и те, что были адресованы Эсаву, и они долетят до тебя.

Поэтому и написано: «Благословен ты в городе (имеются в виду благословения, адресованные Яакову, городскому жителю) и благословен ты в поле» (благословения, полученные Эсавом, человеком поля).

У жизни в городе — свои преимущества и свои недостатки. То же самое можно сказать и о жизни в сельской местности.

Например, горожанин живет в обществе, ему есть с кем обменяться мнением, обсудить ту или иную проблему. В городе легко найти миньян (см. на сайте ответ «Почему в миньяне именно 10 человек», № 531) для молитвы.

Вместе с тем, в окружении других людей, человек нередко испытывает на себе их влияние, которое может быть и негативным.

Селянин, «человек поля», казалось бы, надежно устроился в своем винограднике или в своем саду под раскидистой смоковницей… Он ездит в город, продает там гранаты, инжир и финики. У него — прочный материальный фундамент. На него некому дурно влиять.

Но и поговорить особо — не с кем, если не считать Буренку и Барсика. Да и миньян в сельской местности, пожалуй, не сыщешь. Так что, приходится молиться в одиночку.

Поэтому и сказал Всевышний: «Благословен ты в городе» (пусть будут у тебя все преимущества городской жизни) и — «благословен ты в поле» (чтобы не лишился ты сельских радостей).

на основе комментария рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша–Германия, первая половина 18-го века) 

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «Ки Таво»

Место в Торе: Дварим, гл. 26, ст. 1 — гл. 29, ст. 8.

Почему она так называется?

В первой фразе главы сказано: «И будет, когда придешь в страну, которую Всевышний дает тебе...». Когда придешь на иврите — ки таво.

Обсуждение главы Ки Таво

1. Когда мы овладеем страной навечно?

Наша недельная глава начинается словами: «И будет: когда ты придешь в страну, которую Всевышний дает тебе в удел, и овладеешь ею, и поселишься в ней…» (Дварим, гл. 26, ст. 1).

И мы только что прочли заключительную фразу предыдущей недельной главы (Ки Теце), в которой содержится требование уничтожить Амалека. Как сказано: «Сотри память об Амалеке из-под Небес. Не забудь!» (Дварим, гл. 25, ст. 19).

О чем это нам говорит?

О том, что мы не раз приходили уже на эту землю и овладевали ею. Но только это владение оказывалось — временным. Оно могло длиться сотни лет, но все равно — заканчивалось. И мы лишались страны и земли. 

Обратите внимание на то, что первое слово нашей главы — «вэhайя», что в переводе означает — «и будет». Оно, это слово, свидетельствует о радостных событиях. Однако до сих пор все наши попытки овладеть этой землей и жить на ней, имели печальный итог.

Выходит, того, о чем написано в нашем фрагменте, еще не было. Всевышний пока еще не передал страну навечно (ведь если бы передал — кто сумел бы ее у нас отобрать?). И потому мы не можем сказать, что овладели этой землей на все времена и поселились здесь навсегда. 

Но когда же обещание Творца начнет сбываться?

Сбываться оно начнет, когда будет стерта память об Амалеке. 

В своем комментарии к книге Шемот (гл. 17, ст. 16), Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что до тех пор, пока не уничтожен Амалек, Престол Творца (на иврите — Кисе hа-кавод) — не целостен, и Имя Его — не цельно.

Отсюда следует, что обретение нами Израиля навечно — напрямую связано с восстановлением целостности Престола Всевышнего и цельности Его Имени.

Но причем тут Амалек?

Да при том, он постоянно пытается охладить нашу веру в Творца, старается превратить нас в равнодушных существ, которые не интересуются ничем, кроме собственных удовольствий.

Тот, кто попадается на его удочку — забывает все самое важное. Поэтому и нужно уничтожить Амалека, «стереть память о нем». Он не дает нам закрепиться на нашей земле. Он разъединяет, сеет раздор и распри, натравливает одних на других, учит ненавидеть. Поэтому его нужно уничтожить. Стереть память о нем.

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

 

2. Лукошки против золотых ваз

 

В нашей недельной главе говорится о заповеди, заповеди о бикурим, предписывающей осуществлять в Бейт hа-Микдаше (Храме) приношение первых плодов урожая. И мы читаем: «Возьми первые плоды земли... и положи в корзину…» (Дварим, гл. 26, ст. 2).

В Талмуде (трактат Бикурим, гл. 3, мишна 8) сказано, что состоятельные люди приносили бикурим в дорогих сосудах из серебра и золота. А бедняки укладывали свои плоды в корзины, сплетенные из ивы.

Богачам коэны (служители в Храме, прямые потомки Аарона-коэна, брата Моше Рабейну) возвращали их дорогостоящие вазы. Плетенки бедняков, понятное дело, назад никто не возвращал. Такое разное отношение к таре для бикурим, объясняется тем, что считанные плоды бедняков, являли собой, в сущности, жалкое зрелище. Но когда они были в корзинке, малое количество их не так бросалось в глаза. Поэтому бикурим бедняков коэн забирал вместе с лукошком.

Состоятельные же люди приносили множество прекрасных плодов. Они очень неплохо смотрелись и без дорогой вазы. Так что, неудивительно, что коэн возвращал дорогие вазы их владельцам.

Интересно, что плетеные корзинки и сосуды из золота и серебра упоминаются в Талмуде (трактат Моэд Катан, лист 27) в связи с обычаем приносить еду скорбящим.

Когда кто-то умирал, его скорбящим родственникам, находящимся в трауре, соседи и друзья приносили еду для особой трапезы, которую устраивали сразу после похорон. Так вот, в Талмуде говорится, что состоятельные люди приносили блюда, уложенные в дорогие сосуды из драгоценных металлов, а бедняки несли скромный харч в простых плетеных корзинках.

Поскольку бедняки стеснялись ставить свои лукошки рядом с роскошными вазами богачей, Учителя, беспокоясь о чести бедных людей, постановили, чтобы все, и богатые и бедные, приносить еду только в простых корзинах. И — никаких дорогих ваз.

Возникает вопрос: почему аналогичного постановления не было вынесено относительно бикурим? Почему богачи продолжали приносить свои плоды в дорогущих сосудах? Почему их не обязали перейти на обычные лукошки?

Из уважения к Бейт hа-Микдашу и тем, кто служит в нем, — объясняет Йом Тов (один из Учителей эпохи Тосафот — Франция, Германия, 12-13 вв.).

Но разве простые люди не заслуживают уважения?

Уважение к беднякам выражалось в том, что у них принимали бикурим вместе с корзинкой. Богатеям же их драгоценную тару — возвращали. Поэтому их плоды громоздились неорганизованной кучкой.

Приношения простых людей, были, конечно же, поскромнее, но зато — в корзинке. И это нивелировало разницу.

Кроме того, принимая плетенку с плодами у бедняка, коэн благословлял его, говоря, что вместе с этой корзинкой уйдет и его бедность.

на основе комментария рава Цви-Гирша Шапиро

(автор книги «Даркей Тешува», глава раввинского суда Мункача (ныне — Мукачево), Закарпатье, Украина, 1850-1913 гг.)

 

3. Новенький в стране

 

Далее в Торе описывается порядок приношения бикурим (первые плоды нового урожая). Об этом читаем: «И приди к коэну (служителю в Храме)... и скажи ему: Поведаю сегодня Всевышнему, что пришел я в страну, о которой Всевышний клялся нашим отцам, что даст ее нам» (Дварим, гл. 26, ст. 3).

«Пришел я в страну», — заявляет счастливый обладатель земельного участка, на котором выросли прекрасные плоды…

А что, если человек родился здесь, и сад, с которого он каждый год получает урожай и несет «первинки» в Храм — посажен еще его прадедом? Неужели он слукавит перед Всевышним?

А может, аромат этих плодов дурманит настолько, что человек просто забыл свою биографию?

Приношение бикурим, как известно — одна из заповедей Торы. А о заповедях в Танахе (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 19, ст. 11) говорится, что они — слаще меда.

Что же в этом хорошего? — спросит человек, страдающий диабетом.

Для продолжения разговора нам, видимо, надо понять, в чем разница между материальными удовольствиями (тем же медом, например) и удовольствием — духовным.

Материальные наслаждения быстро приедаются. Каким бы замечательным на вкус ни был мед, съев несколько ложек, мы перестаем чувствовать его вкус, едим по инерции.

Написано в Танахе: «Нашел ты мед? Ешь, сколько тебе потребно, не то пресытишься им, и вырвет тебя» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 25, ст. 16). Это правило — для всех материальных удовольствий: находишь, набрасываешься, пресыщаешься и вот — тебя уже воротит от этого. И только спустя какое-то время ты, может быть, будешь в состоянии вновь это оценить.

Так же — и с вином. После второго бокала все вина кажутся — одинаковыми. Поэтому дегустаторы пробуют их буквально по каплям.

С духовными удовольствиями, удовольствиями истинными, тонкими наслаждениями души — дело обстоит совершенно иначе. Чем больше ты погружаешься в Тору и выполнение заповедей — тем острее ощущаешь их вкус и аромат, находишь все новые и новые оттенки.  

«Насыть нас утром милостью Твоей, — просим мы Всевышнего, — и мы радоваться будем и веселиться все дни наши» (Теилим, гл. 90, ст. 14).

Духовное — не приедается.

Теперь вернемся к плетеной корзине, наполненной чудесными фруктами, и к тому, кто ее принес в Бейт hа-Микдаш (Храм).

Думаете — это простой крестьянин, рядовой труженик полей?

А ведь он — совсем не прост. Он воспринимает свой участок земли не как нечто сугубо материальное — паши, удобряй, сажай, поливай, ухаживай, пропалывай, собирай… Нет, земля для него это — Эрец Исраэль. Это — заповеди и служение Творцу.

Никогда ему не надоест трудиться на ней. Наоборот, только аппетит разыгрывается. Поэтому что, хоть он уже и врос в нее и корни пустил — так, что никто его отсюда не выкинет. И себя он ощущает так, будто только что пришел в эту страну, как будто он — «новенький» здесь…

на основе комментария рава Моше-Нехемии Каганова

(главы йешивы «Эц Хаим»; Беларусь – Литва – Иерусалим, 1817-1887 гг.)

 

 

4. Выше греков и римлян

 

Одно из обещаний Всевышнего — возвысить сынов Израиля над всеми народами. При условии, что они будут исполнять Его Волю. Как сказано: «Если будешь ты послушен Воле Всевышнего и будешь соблюдать все заповеди Его, которые я (Моше) передаю тебе сегодня, то поставит тебя Всевышний выше всех народов земли» (Дварим, гл. 28, ст. 1).

Конечно же, приятно, наверное, оказаться «выше всех народов земли». Только сначала неплохо было бы понять, что это означает.

Употребленное в оригинале слово «эльен», которое мы для удобства перевели как — «выше», можно разделить на две части: «аль» (над) и «яван» (Греция).

Под Грецией в данном случае подразумевается не страна с этим названием, но — вся эллинистическая цивилизация.

Выходит, если сыны Израиля «будут послушны Воле Всевышнего» — Он возвысит их над эллинским царством, стремящимся разрушить Бейт hа-Микдаш (Храм).

Нужно отметить, что такое евреям — не впервой. Во времена Хасмонеев, Всевышний спас свой народ от ассимиляции. Тогда сыны Израиля объединились под девизом: «Кто из богов сравнится с Тобой, Всевышний!?» (Шемот, гл. 15, ст. 11). И — победили греков, отстояв свое право соблюдать заповеди Торы. 

Под термином «все народы» следует понимать царство Эдома. Его потомки, как написано в Талмуде (трактат Йома, лист 10) на девять месяцев захватят весь мир, и, соответственно — будут с этим миром ассоциироваться. Но и из их рук Всевышний вызволит нас. 

С учетом вышесказанного прочтем наш фрагмент еще раз: «Если будешь ты послушен Воле Всевышнего и будешь соблюдать все заповеди Его... то поставит тебя Всевышний над греками (Яван)»  и их эллинистической культурой, «и над всеми народами земли» — над царством Эдома, которое подчинит себе все народы земли. 

То есть Всевышний спасал и продолжит спасать нас от самых лютых врагов. Как сказано: «Всевышний судить будет все народы земли, и даст силу царю Своему, и вознесет к славе царя-Машиаха Своего» (Танах, первая книга пророка Шмуэля, гл. 2, ст. 10).

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Беларусь — Эрец Исраэль)

 

 

5. Все благословения — значит, и те, которыми благословили других

 

Написано в нашей недельной главе: «И осуществятся для тебя все благословения эти, и достигнут тебя... Благословен ты в городе, и благословен ты в поле» (Дварим, гл. 28, ст. 2-3). 

Благословения, конечно — всегда приятны. А если ты, к тому же понимаешь их смысл и отдельные нюансы — приятней вдвойне.

Попробуем вместе разобраться в оттенках, нюансах и смысле благословений.

Сыны Израиля удостоились разных благословений. Наиболее известное — благословение коэнов (прямых потомков Аарона-коэна, брата Моше Рабейну). Всевышний велел им благословлять сынов Израиля. И благословение это начинается словами: «Да благословит тебя Всевышний» (Бамидбар, гл. 6, ст. 24-26).

Чтобы получить эту бераху (благословение), нужно присутствовать в синагоге в тот момент, когда коэны его произносят.

Но, что делать тому, кто, по независящей от него причине — не смог прийти в синагогу, и в данный момент находится за ее пределами, скажем, в поле?

В Талмуде (трактат Рош hа-Шана, лист 35) сказано, что благословение коэнов не ограничивается стенами синагоги, оно выходит за их пределы и распространяется и на людей, которые вынужденно оказались в каком-то другом месте, например — в поле. Однако же, если человек не пришел в синагогу — сознательно, решив, что вместо молитвы, правильнее для него будет картошку на даче посадить. Так вот, в этом случае он останется, быть может, и с картошкой, но — без берахи.

Отмечу, что благословение, идущее напрямую от Всевышнего, конечно же — распространяется на всех и достигает всех. И тех, кто в городе, и тех, кто в поле, тех, кто по уважительной причине не смог прийти в синагогу, и тех, кто не пришел в синагогу намеренно (злонамеренно) и сейчас занимается огородом.

Никто и ничто (даже картошка) — не останется без берахи. Поэтому и сказано: «Благословен ты в городе, и благословен ты в поле».

Нам еще нужно выяснить, почему написано — «все благословения». Неужели мы могли бы подумать, что из далее перечисленного, что-то вдруг не исполнится?

Особое значение для сынов Израиля имеют благословения, которыми наш праотец Ицхак благословил сына своего Яакова. Но наряду с Яаковом, он благословил и Эсава (брата-близнеца Яакова). И есть берахот (мн. ч. от слова бераха), которые получил Эсав, а Яаков — нет. Например, Эсаву сказал Ицхак: «И мечом твоим будешь жить...» (Берешит, гл. 27, ст. 39-40).

Об Эсаве написано, что он — «человек, знающий толк в охоте, человек поля» (Берешит, гл. 25, ст. 27). В отличие от него, наш праотец Яаков был «человеком смирным, сидящим в шатрах» (там же).

То есть Яаков — вел оседлую жизнь, был человеком города.

Теперь нам понятно, почему сказано: «И осуществятся для тебя все благословения эти». Все — включая и те, что были адресованы Эсаву, и они долетят до тебя.

Поэтому и написано: «Благословен ты в городе (имеются в виду благословения, адресованные Яакову, городскому жителю) и благословен ты в поле» (благословения, полученные Эсавом, человеком поля).

У жизни в городе — свои преимущества и свои недостатки. То же самое можно сказать и о жизни в сельской местности.

Например, горожанин живет в обществе, ему есть с кем обменяться мнением, обсудить ту или иную проблему. В городе легко найти миньян (см. на сайте ответ «Почему в миньяне именно 10 человек», № 531) для молитвы.

Вместе с тем, в окружении других людей, человек нередко испытывает на себе их влияние, которое может быть и негативным.

Селянин, «человек поля», казалось бы, надежно устроился в своем винограднике или в своем саду под раскидистой смоковницей… Он ездит в город, продает там гранаты, инжир и финики. У него — прочный материальный фундамент. На него некому дурно влиять.

Но и поговорить особо — не с кем, если не считать Буренку и Барсика. Да и миньян в сельской местности, пожалуй, не сыщешь. Так что, приходится молиться в одиночку.

Поэтому и сказал Всевышний: «Благословен ты в городе» (пусть будут у тебя все преимущества городской жизни) и — «благословен ты в поле» (чтобы не лишился ты сельских радостей).

на основе комментария рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша–Германия, первая половина 18-го века) 

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Почему не едят мясо с 1 по 9 Ава?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля