ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА «БЕhААЛОТХА»

Место в Торе: Четвертая книга Торы — Бамидбар, гл. 8, ст. 1 — гл. 12, ст. 16.

Почему она так называется?

Вторая фраза главы начинается так: «Скажи Аарону — когда будешь разжигать огонь светильников…».

Будешь разжигать на иврите — беhаалотха.

Обсуждение главы «Беhаалотха»

1. Ни Моше, ни Давид не удостоились того, чего удостоился Аарон 

В нашей недельной главе читаем, что Всевышний обращается к Моше и велит ему изложить Аарону порядок зажигания Меноры (храмового семисвечника). Как написано: «Говори с Аароном и скажи ему: Когда ты будешь зажигать светильники...» (Бамидбар, гл. 8, ст. 2).

Фрагмент о Меноре расположен вслед за отрывком, повествующим о приношениях глав колен народа Израиля. И это — не случайно. Когда Аарон увидел эти приношения для освящения мизбеаха (в условном переводе — «жертвенник»), он смутился. Ведь сам он в этом не участвовал — ни он, ни его колено.

Рассказывается в Мидраше Танхума, что Творец решил утешить, успокоить Аарона.

— Твой удел превосходит их уделы, — сказал Он Аарону. — Ведь ты зажигаешь светильники утром и вечером.

Возникает вопрос: почему Всевышний выбрал в утешение для Аарона именно заповедь о зажигании Меноры? Почему не ограничился, например, поручением осуществлять в Мишкане (Переносной Храм в пустыне) утром и вечером воскурение благовоний? Ведь в этой заповеди заключена его, Аарона, особая избранность. Как сказано: «Аарон и его потомки возлагают воскурение перед Тобой» (Дварим, гл. 33, ст. 10). Почему не утешил его всеми другими приношениями, осуществляемыми в Мишкане? Почему бы Аарону не утешиться служением в Мищкане в Йом Кипур, которое мог совершить только он — «Аарон, освященный Всевышним» (Теилим, гл. 106, ст. 16)?

Потому что Всевышний поведал Аарону, что будет еще и другое освящение — Ханука, когда станут зажигать светильники. И в те дни с помощью потомков Аарона произойдут чудеса, и будет избавлен народ Израиля.

Поэтому-то повеление о Меноре и следует за главой об освящении мизбеаха.

Теперь нам понятно, почему удел Аарона превосходит уделы глав колен народа Израиля. Ведь приношения совершаются только во времена, когда существует Храм, а светильники Меноры будут светить всегда.

Впрочем, позвольте — понятно, да не совсем! Ведь после разрушения Храма были отменены не только воскурения, приношения, но вместе с ними — и зажигание Меноры

Все это так. Но Всевышний говорил не только о зажигании Меноры, Он имел в виду также и свечи Хануки. А их, как известно, продолжают зажигать и после разрушения Храма.

Таким образом, удел Аарона — действительно велик. И не только глав колен он превзошел в этом. Моше и Давид не смогли достичь того, чего он достиг.

Написано в книге Зогар, что в ситуации, если бы Моше вошел на Землю Израиля и воздвиг бы там Бейт hа-Микдаш (Храм) — Храм стоял бы навечно.

В другом месте Устной Торы (Мидраш Ялкут) говорится, что, если бы заповедь о возведении Храма получил Давид — этот Храм никогда не был бы разрушен. 

Так почему же ни Моше, ни Давид не построили такой Храм, который стал бы вечным? 

Чтобы вечность смог обрести еврейский народ, — отвечают на этот вопрос Учителя. — Чтобы у Всевышнего была возможность излить свой гнев на «балки и камни» (здание Храма) и спасти тем самым Свой народ от полного уничтожения. 

Велев Аарону зажечь Менору, Всевышний, тем самым, удостоил его возможности прикоснуться к вечности. Ведь благодаря тому первому зажжению произошло ханукальное чудо, а свет зажженных Аароном огней достиг наших дней.

на основе комментариев Рамбана

(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.)

и рава Шимона-Ашера Голдберга

(судья в иерусалимском раввинском суде, Иерусалим, наше время)

 

 

 

2. В чем нельзя заподозрить Аарона

Всевышний дает указания о порядке зажигания Меноры. Аарон в точности этим указаниям следует. И в Торе об этом написано: «И сделал так Аарон» (Бамидбар, гл. 8, ст. 3).

Эта короткая фраза привлекает внимание.

Рамбан (Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.) пишет, что ею в Торе подчеркивается любовь Аарона к заповеди зажигания Меноры. Он, Аарон, все дни своей жизни сам зажигал светильники Меноры. Хотя вполне мог поручить это своим сыновьям. Как сказано: «В Шатре Откровения... будут зажигать его (светильник) Аарон и его сыновья» (Шемот, гл. 27, ст. 21).

В нашей недельной главе, кстати говоря — там, где речь идет о Меноре, Шатер Откровения не упомянут. Потому что сказанное здесь относится и к Храму. Ведь могли бы подумать, что в Шатре Откровения нужна Менора, потому что в нем не было окон и требовалось искусственное освещение. В стационарном Храме, который стоял в Иерусалиме окна — были, и значит, дополнительное освещение в нем как будто бы не требовалось. Однако Менору зажигали и там.

Теперь вернемся к фразе «И сделал так Аарон».

В своем комментарии к этому фрагменту Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) отмечает, что в ней выражена похвала Аарону. За то, как уточняется в Мидраше Сифра, что он ничего не изменил и делал все, как ему было велено.

Что же тогда получается? Всякий раз, когда человек не искажает Волю Всевышнего, его надо хвалить? Что-то не припомню, чтобы где-нибудь в Торе было написано: «И сделал так Моше».

Но Аарон все-таки похвалы — удостоился. Так, за что же именно?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно нам надо разобраться в повелении Всевышнего.

Об этом написано в отрывке, предшествующем фрагменту, который мы здесь рассматриваем. Сказано: «Когда ты будешь зажигать светильники, то по направлению к середине Меноры будут светить семь светильников» (Бамидбар, гл. 8, ст. 2). 

Раши разъясняет, что три светильника были с одной стороны и три с другой, а один — в центре. И фитили всех светильников были направленны к центру.

Для чего это было сделано?

Чтобы никто не сказал, — отмечается в Мидраше Танхума, что Он (Всевышний) нуждается в свете Меноры.

Но вот в комментарии к Талмуду (трактат Шаббат, лист 22) Раши пишет, что вряд ли кому-то может прийти в голову мысль, будто бы Всевышний хоть в чем-то испытывает нужду. Поэтому, фразу — «Чтобы никто не подумал, что Он нуждается в свете Меноры», на самом деле нужно читать так: «Чтобы никто не подумал, что он (коэн — служитель в Храме) нуждается в свете Меноры».

И действительно, коэнам светил огненный столб. Огненный столб и облака славы — это было чудо Всевышнего, сопровождавшее сынов Израиля во время их перехода по пустыне. И если бы коэн, зажигая Менору, сориентировал бы ее светильники так, чтобы их свет имел как можно больший радиус — можно было бы подумать, что огненный столб не дает достаточно света, поэтому для освещения он нуждается в свете Меноры. А огненный столб не светит ему, вероятно, потому, что коэн совершил прегрешение. И за это прегрешение Всевышний его и «отключил» от света огненного столба.

Чтобы исключить подобные подозрения, и дается указание направлять свет Меноры к центру.

Только по отношению к Аарону подобные подозрения возникнуть — не могут. Ведь и огненный столб и облака славы, были даны еврейскому народу, как известно, именно в заслугу Аарона. Значит, как бы Аарон Менору не зажигал — никто не подумал бы, что Всевышний «отключил» его от света огненного столба.

Тем не менее, Аарон в точности исполнил повеление Творца. Как написано: «И сделал так Аарон». И в Торе сообщается об этом, как о выполнении заповеди, заслуживающем похвалы.

на основе комментария рава Йонатана Эйбешица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша–Германия, первая половина 18-го века)

 

 

3. Не утешение, но — заповедь

В предыдущей недельной главе (Насо) говорится о приношениях глав колен во время освящения мизбеаха (в условном переводе — «жертвенник»).

Аарон, глава колена Леви, в освящении мизбеаха — не участвовал. И это его опечалило. Тогда, Всевышний, чтобы утешить Аарона дал ему повеление о Меноре.

С этого повеления и начинается наша недельная глава. И этим, к тому же, объясняется соседство описания приношений глав колен народа Израиля и порядка зажигания Меноры. Хотя эти две темы, как будто бы совершенно друг с другом — не связаны.

— Твоя заслуга больше их заслуги, — утешал Аарона Всевышний (как написано в Мидраше Танхума). — Ведь ты зажигаешь и направляешь светильники Меноры

Как же Аарон ответил на утешение Творца?

Как раз об этом и идет речь в нашей недельной главе, где мы читаем: «И сделал так Аарон: к середине Меноры зажег он светильники — как повелел Всевышний Моше» (Бамидбар, гл. 8, ст. 3).

Не словами ответил Аарон, но — действием, поступком. И за это, — отмечает Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — в Торе записана ему похвала. За то, что он, как подчеркивается в Мидраше Сифра — не внес никаких изменений в выполнение указаний Творца.

И вот тут-то обнаруживается некая неясность.

Всевышний хочет утешить Аарона и дает ему заповедь, заповедь о зажигании Меноры. Аарон в точности исполняет «инструкции» Творца и за это удостаивается похвалы…

Но разве могло быть как-то иначе? Неужели Аарон мог отказаться от «утешения» (мол, спасибо, не надо, мне уже лучше)? Или, исходя из каких-то собственных представлений — внести в реализацию указаний Всевышнего какие-то свои коррективы?

Представьте себе — мог!

И заслуга Аарона в том, что он воспринял указания о зажигании Меноры не как утешительный приз или некую компенсацию за неучастие в приношениях глав колен, но именно — как заповедь. Он не искал для себя никакой выгоды. Даже освещением Меноры — не пользовался, ориентируя все светильники так, чтобы они светили к середине Меноры. И поскольку, для Аарона зажигание Меноры было именно заповедью, а не утешением — то и его заслуга оказалась выше. Ведь сказано в Талмуде (трактат Бава Кама, лист 38), что у того, кто действует по приказу Творца, заслуга — больше, нежели у того, кто делает то же самое, но — по собственному желанию (без указания Свыше).

И еще.

Желания человека и его намерения нередко — не совпадают с его реальными действиями и поступками. Нередко бывает, что планов у нас — «громадье», что из этого — осуществляется, что-то — так и остается только в мечтах.

У Аарона же в делах и поступках полностью находили отражение — все его намерения и желания. За это он и удостоился похвалы. 

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

4. Зажигать — не просто

 

В нашей недельной главе читаем, что Всевышний через Моше передает Аарону заповедь о зажигании Меноры. И Аарон исполняет все в точности. Как сказано: «И сделал так Аарон» (Бамидбар, гл. 8, ст. 3).

В этом сообщении в Торе содержится похвала Аарону, — объясняет в своем комментарии к этой фразе Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век). И добавляет, что в Мидраше Сифра написано, что Аарон не изменил ничего, исполнил в точности повеление Всевышнего.

Реки чернил были использованы в обсуждениях этих слов Раши другими комментаторами. И действительно, разве могло быть по-другому? Разве Аарон мог изменить, исказить заповедь Всевышнего? Почему же в Торе подчеркивается, что Аарон все сделал по слову Творца?

Какой урок отсюда нам следует вынести?

Обычно, когда изобретатель придумывает что-то новое, доселе невиданное — он не сразу демонстрирует свое открытие миру. Сначала — сам, в одиночестве, вдали от чужих глаз, тестирует свое изобретение. И только проверив его несколько раз и убедившись в его функциональной эффективности — выносит на суд общественности. 

Новый работник перед тем, как занять ответственную должность, некоторое время, как правило, стажируется у более опытных коллег.

Так устроен мир.

Моше лично тестировал (как мы сейчас сказали бы) Мишкан (Переносной Храм в пустыне) и обучал коэнов, прежде чем те приступили к служению в нем.

Но вот, Всевышний велит к уже известным видам служения добавить зажигание Меноры. А это — одна из самых сложных работ в Мишкане. И наша недельная глава неспроста называется — Беhаалотха, что в переводе означает — «возжигая, вознося (светильники)».

Светильники Меноры, кроме того, что они должны были быть правильно сориентированы в пространстве — нужно было еще и зажечь таким образом, чтобы пламя само возносилось, взвивалось по фитилям и вздымалось над Менорой. Нельзя было допустить, чтобы огонь погас, не прогорев положенный срок. Поэтому для зажигания Меноры требовалась особая сноровка.

Понятно, что со сноровкой — не рождаются. Она приходит с опытом, благодаря тренировкам. Но услышав от Моше веление Всевышнего, Аарон немедленно подошел к Меноре и зажег ее с первой попытки. В точности осуществив все необходимые для этого действия.

На то, что Аарон справился с новой для него задачей с первого раза, намекает и выражение — «не изменил» (на иврите — «ло шина»), которое можно перевести и словами — «не повторил».

Аарон обошелся без повтора. За это и удостоился похвалы. Но — не только за это.

Слово, означающее на иврите «языки пламени» — «леhавот», созвучно слову «сердца» — «левавот». В точности исполнив заповедь Всевышнего, Аарон зажег не только Менору. Язычки пламени взвились над ее чашами, наполненными чистым оливковым маслом, и такие же огоньки вспыхнули в сердцах сынов Израиля.

Да, своим служением Аарон воспламенил их.

Совсем непросто, признаем, зажечь людские сердца любовью к Творцу. И тот, кому это удается, конечно же — заслуживает похвалы.

на основе комментариев рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

и раби Ицхака-Меира Альтера из г. Нова-Гура

(основатель движения Гурских хасидов; имя Хидушей а-Рим получил по названию написанной им книги Хидушей а-Рим; Польша, конец 18-го – первая половина 19-го вв.)

 

 

5. Наказание отмеряется точно

 

Во время перехода по пустыне сыны Израиля находились на полном обеспечении Творца. Он кормил их маном (о том, что это такое — см. на сайте в ответе «Что такое «ман» (манна)?». № 706), поил чистой родниковой водой, укрывал от зноя, устраивал так, чтобы их одежды и обувь не изнашивались...

Несмотря на это у Его подопечных все же нашелся повод поворчать. Идею подали представители эрев рав — тот разноплеменный сброд, что вышел вместе с ними из Египта. Да, они сыты. Но ведь мясом их не кормили!  

— Мы давно не ели мясо! На каком основании нас лишили мяса?! — роптали они.

— Вы просите мясо? — воспылал гневом Всевышний — Так вы его получите! Из ноздрей оно у вас полезет.

Написано в Торе: «Готовьтесь к завтрашнему дню» (Бамидбар, гл. 11, ст. 18).

То есть — приготовьтесь принять наказание, — разъясняет эти слова Всевышнего Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век). Свой комментарий к этому фрагменту он выстраивает на основе высказывания пророка, в котором использовано слово, образованное от того же корня — «И подготовь их ко дню убиения» (Танах, книга пророка Йермиягу, гл. 12, ст. 3).

Там же, в той же главе этой книги, описывается, что было дальше: «И поднялся ветер... и нанес перепелов с моря, и рассеял над станом, на день пути по одну сторону и на день пути по другую сторону вокруг стана, и почти два локтя над землею» (ст. 31).

Раши поясняет, что перепела летели на высоте двух локтей (локоть — мера длины времен Талмуда, равная примерно 50-ти см) над землей, на уровне груди человека, чтобы собирать их было нетрудно, чтобы не приходилось ни тянуться вверх, ни нагибаться. 

И наконец — трагическая развязка: «И обрушил Всевышний на народ удар великий очень» (там же, ст. 33).

Не удивительно ли, что Всевышний, приготовив евреям тяжкое наказание, зная, что их ждет «удар великий очень» — заботится, чтобы им не надо было бы нагибаться лишний раз за перепелами? Что заслужили — то заслужили. Но сверх того — ни на йоту. Даже лишнего наклона Всевышний не потребует.

Тот же принцип наглядно продемонстрирован и в истории с продажей Йосефа, сына нашего праотца Яакова.

Вспомним, что братья продали его в рабство. Его ожидали тяжелейшие испытания в Египте. И, конечно же — неспроста. Но дышать вонью и смрадом в дороге ему — не полагалось. Поэтому Йосефа вез караван с благовониями. Хозяева этого каравана вообще-то торговали нефтью и кожами. И только в тот раз, в первый и последний, им почему-то представилась возможность заработать на благовониях.

Почему? — Этого и по сей день никто не знает.

Впрочем, нам известен ответ. Наказания отмеряются человеку с абсолютной точностью. Он никогда не получит то, чего не заслужил. 

На самом деле, наказания Всевышнего, какими суровыми бы они не казались, всегда содержат в себе Милосердие. Всевышний никогда не бросает нас на волю случая. Даже наказывая, Он продолжает нас опекать. Творец позаботится, чтобы, тот, кому это не полагается, не нюхал вонь, чтобы тот, кому не назначено это Свыше — не нагибался...

на основе комментария рава Ицхака-Меира Пацинера

(глава раввинского суда города Петах Тиквы; Израиль, наше время)

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

НЕДЕЛЬНАЯ ГЛАВА «БЕhААЛОТХА»

Место в Торе: Четвертая книга Торы — Бамидбар, гл. 8, ст. 1 — гл. 12, ст. 16.

Почему она так называется?

Вторая фраза главы начинается так: «Скажи Аарону — когда будешь разжигать огонь светильников…».

Будешь разжигать на иврите — беhаалотха.

Обсуждение главы «Беhаалотха»

1. Ни Моше, ни Давид не удостоились того, чего удостоился Аарон 

В нашей недельной главе читаем, что Всевышний обращается к Моше и велит ему изложить Аарону порядок зажигания Меноры (храмового семисвечника). Как написано: «Говори с Аароном и скажи ему: Когда ты будешь зажигать светильники...» (Бамидбар, гл. 8, ст. 2).

Фрагмент о Меноре расположен вслед за отрывком, повествующим о приношениях глав колен народа Израиля. И это — не случайно. Когда Аарон увидел эти приношения для освящения мизбеаха (в условном переводе — «жертвенник»), он смутился. Ведь сам он в этом не участвовал — ни он, ни его колено.

Рассказывается в Мидраше Танхума, что Творец решил утешить, успокоить Аарона.

— Твой удел превосходит их уделы, — сказал Он Аарону. — Ведь ты зажигаешь светильники утром и вечером.

Возникает вопрос: почему Всевышний выбрал в утешение для Аарона именно заповедь о зажигании Меноры? Почему не ограничился, например, поручением осуществлять в Мишкане (Переносной Храм в пустыне) утром и вечером воскурение благовоний? Ведь в этой заповеди заключена его, Аарона, особая избранность. Как сказано: «Аарон и его потомки возлагают воскурение перед Тобой» (Дварим, гл. 33, ст. 10). Почему не утешил его всеми другими приношениями, осуществляемыми в Мишкане? Почему бы Аарону не утешиться служением в Мищкане в Йом Кипур, которое мог совершить только он — «Аарон, освященный Всевышним» (Теилим, гл. 106, ст. 16)?

Потому что Всевышний поведал Аарону, что будет еще и другое освящение — Ханука, когда станут зажигать светильники. И в те дни с помощью потомков Аарона произойдут чудеса, и будет избавлен народ Израиля.

Поэтому-то повеление о Меноре и следует за главой об освящении мизбеаха.

Теперь нам понятно, почему удел Аарона превосходит уделы глав колен народа Израиля. Ведь приношения совершаются только во времена, когда существует Храм, а светильники Меноры будут светить всегда.

Впрочем, позвольте — понятно, да не совсем! Ведь после разрушения Храма были отменены не только воскурения, приношения, но вместе с ними — и зажигание Меноры

Все это так. Но Всевышний говорил не только о зажигании Меноры, Он имел в виду также и свечи Хануки. А их, как известно, продолжают зажигать и после разрушения Храма.

Таким образом, удел Аарона — действительно велик. И не только глав колен он превзошел в этом. Моше и Давид не смогли достичь того, чего он достиг.

Написано в книге Зогар, что в ситуации, если бы Моше вошел на Землю Израиля и воздвиг бы там Бейт hа-Микдаш (Храм) — Храм стоял бы навечно.

В другом месте Устной Торы (Мидраш Ялкут) говорится, что, если бы заповедь о возведении Храма получил Давид — этот Храм никогда не был бы разрушен. 

Так почему же ни Моше, ни Давид не построили такой Храм, который стал бы вечным? 

Чтобы вечность смог обрести еврейский народ, — отвечают на этот вопрос Учителя. — Чтобы у Всевышнего была возможность излить свой гнев на «балки и камни» (здание Храма) и спасти тем самым Свой народ от полного уничтожения. 

Велев Аарону зажечь Менору, Всевышний, тем самым, удостоил его возможности прикоснуться к вечности. Ведь благодаря тому первому зажжению произошло ханукальное чудо, а свет зажженных Аароном огней достиг наших дней.

на основе комментариев Рамбана

(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.)

и рава Шимона-Ашера Голдберга

(судья в иерусалимском раввинском суде, Иерусалим, наше время)

 

 

 

2. В чем нельзя заподозрить Аарона

Всевышний дает указания о порядке зажигания Меноры. Аарон в точности этим указаниям следует. И в Торе об этом написано: «И сделал так Аарон» (Бамидбар, гл. 8, ст. 3).

Эта короткая фраза привлекает внимание.

Рамбан (Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.) пишет, что ею в Торе подчеркивается любовь Аарона к заповеди зажигания Меноры. Он, Аарон, все дни своей жизни сам зажигал светильники Меноры. Хотя вполне мог поручить это своим сыновьям. Как сказано: «В Шатре Откровения... будут зажигать его (светильник) Аарон и его сыновья» (Шемот, гл. 27, ст. 21).

В нашей недельной главе, кстати говоря — там, где речь идет о Меноре, Шатер Откровения не упомянут. Потому что сказанное здесь относится и к Храму. Ведь могли бы подумать, что в Шатре Откровения нужна Менора, потому что в нем не было окон и требовалось искусственное освещение. В стационарном Храме, который стоял в Иерусалиме окна — были, и значит, дополнительное освещение в нем как будто бы не требовалось. Однако Менору зажигали и там.

Теперь вернемся к фразе «И сделал так Аарон».

В своем комментарии к этому фрагменту Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) отмечает, что в ней выражена похвала Аарону. За то, как уточняется в Мидраше Сифра, что он ничего не изменил и делал все, как ему было велено.

Что же тогда получается? Всякий раз, когда человек не искажает Волю Всевышнего, его надо хвалить? Что-то не припомню, чтобы где-нибудь в Торе было написано: «И сделал так Моше».

Но Аарон все-таки похвалы — удостоился. Так, за что же именно?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно нам надо разобраться в повелении Всевышнего.

Об этом написано в отрывке, предшествующем фрагменту, который мы здесь рассматриваем. Сказано: «Когда ты будешь зажигать светильники, то по направлению к середине Меноры будут светить семь светильников» (Бамидбар, гл. 8, ст. 2). 

Раши разъясняет, что три светильника были с одной стороны и три с другой, а один — в центре. И фитили всех светильников были направленны к центру.

Для чего это было сделано?

Чтобы никто не сказал, — отмечается в Мидраше Танхума, что Он (Всевышний) нуждается в свете Меноры.

Но вот в комментарии к Талмуду (трактат Шаббат, лист 22) Раши пишет, что вряд ли кому-то может прийти в голову мысль, будто бы Всевышний хоть в чем-то испытывает нужду. Поэтому, фразу — «Чтобы никто не подумал, что Он нуждается в свете Меноры», на самом деле нужно читать так: «Чтобы никто не подумал, что он (коэн — служитель в Храме) нуждается в свете Меноры».

И действительно, коэнам светил огненный столб. Огненный столб и облака славы — это было чудо Всевышнего, сопровождавшее сынов Израиля во время их перехода по пустыне. И если бы коэн, зажигая Менору, сориентировал бы ее светильники так, чтобы их свет имел как можно больший радиус — можно было бы подумать, что огненный столб не дает достаточно света, поэтому для освещения он нуждается в свете Меноры. А огненный столб не светит ему, вероятно, потому, что коэн совершил прегрешение. И за это прегрешение Всевышний его и «отключил» от света огненного столба.

Чтобы исключить подобные подозрения, и дается указание направлять свет Меноры к центру.

Только по отношению к Аарону подобные подозрения возникнуть — не могут. Ведь и огненный столб и облака славы, были даны еврейскому народу, как известно, именно в заслугу Аарона. Значит, как бы Аарон Менору не зажигал — никто не подумал бы, что Всевышний «отключил» его от света огненного столба.

Тем не менее, Аарон в точности исполнил повеление Творца. Как написано: «И сделал так Аарон». И в Торе сообщается об этом, как о выполнении заповеди, заслуживающем похвалы.

на основе комментария рава Йонатана Эйбешица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша–Германия, первая половина 18-го века)

 

 

3. Не утешение, но — заповедь

В предыдущей недельной главе (Насо) говорится о приношениях глав колен во время освящения мизбеаха (в условном переводе — «жертвенник»).

Аарон, глава колена Леви, в освящении мизбеаха — не участвовал. И это его опечалило. Тогда, Всевышний, чтобы утешить Аарона дал ему повеление о Меноре.

С этого повеления и начинается наша недельная глава. И этим, к тому же, объясняется соседство описания приношений глав колен народа Израиля и порядка зажигания Меноры. Хотя эти две темы, как будто бы совершенно друг с другом — не связаны.

— Твоя заслуга больше их заслуги, — утешал Аарона Всевышний (как написано в Мидраше Танхума). — Ведь ты зажигаешь и направляешь светильники Меноры

Как же Аарон ответил на утешение Творца?

Как раз об этом и идет речь в нашей недельной главе, где мы читаем: «И сделал так Аарон: к середине Меноры зажег он светильники — как повелел Всевышний Моше» (Бамидбар, гл. 8, ст. 3).

Не словами ответил Аарон, но — действием, поступком. И за это, — отмечает Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — в Торе записана ему похвала. За то, что он, как подчеркивается в Мидраше Сифра — не внес никаких изменений в выполнение указаний Творца.

И вот тут-то обнаруживается некая неясность.

Всевышний хочет утешить Аарона и дает ему заповедь, заповедь о зажигании Меноры. Аарон в точности исполняет «инструкции» Творца и за это удостаивается похвалы…

Но разве могло быть как-то иначе? Неужели Аарон мог отказаться от «утешения» (мол, спасибо, не надо, мне уже лучше)? Или, исходя из каких-то собственных представлений — внести в реализацию указаний Всевышнего какие-то свои коррективы?

Представьте себе — мог!

И заслуга Аарона в том, что он воспринял указания о зажигании Меноры не как утешительный приз или некую компенсацию за неучастие в приношениях глав колен, но именно — как заповедь. Он не искал для себя никакой выгоды. Даже освещением Меноры — не пользовался, ориентируя все светильники так, чтобы они светили к середине Меноры. И поскольку, для Аарона зажигание Меноры было именно заповедью, а не утешением — то и его заслуга оказалась выше. Ведь сказано в Талмуде (трактат Бава Кама, лист 38), что у того, кто действует по приказу Творца, заслуга — больше, нежели у того, кто делает то же самое, но — по собственному желанию (без указания Свыше).

И еще.

Желания человека и его намерения нередко — не совпадают с его реальными действиями и поступками. Нередко бывает, что планов у нас — «громадье», что из этого — осуществляется, что-то — так и остается только в мечтах.

У Аарона же в делах и поступках полностью находили отражение — все его намерения и желания. За это он и удостоился похвалы. 

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

4. Зажигать — не просто

 

В нашей недельной главе читаем, что Всевышний через Моше передает Аарону заповедь о зажигании Меноры. И Аарон исполняет все в точности. Как сказано: «И сделал так Аарон» (Бамидбар, гл. 8, ст. 3).

В этом сообщении в Торе содержится похвала Аарону, — объясняет в своем комментарии к этой фразе Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век). И добавляет, что в Мидраше Сифра написано, что Аарон не изменил ничего, исполнил в точности повеление Всевышнего.

Реки чернил были использованы в обсуждениях этих слов Раши другими комментаторами. И действительно, разве могло быть по-другому? Разве Аарон мог изменить, исказить заповедь Всевышнего? Почему же в Торе подчеркивается, что Аарон все сделал по слову Творца?

Какой урок отсюда нам следует вынести?

Обычно, когда изобретатель придумывает что-то новое, доселе невиданное — он не сразу демонстрирует свое открытие миру. Сначала — сам, в одиночестве, вдали от чужих глаз, тестирует свое изобретение. И только проверив его несколько раз и убедившись в его функциональной эффективности — выносит на суд общественности. 

Новый работник перед тем, как занять ответственную должность, некоторое время, как правило, стажируется у более опытных коллег.

Так устроен мир.

Моше лично тестировал (как мы сейчас сказали бы) Мишкан (Переносной Храм в пустыне) и обучал коэнов, прежде чем те приступили к служению в нем.

Но вот, Всевышний велит к уже известным видам служения добавить зажигание Меноры. А это — одна из самых сложных работ в Мишкане. И наша недельная глава неспроста называется — Беhаалотха, что в переводе означает — «возжигая, вознося (светильники)».

Светильники Меноры, кроме того, что они должны были быть правильно сориентированы в пространстве — нужно было еще и зажечь таким образом, чтобы пламя само возносилось, взвивалось по фитилям и вздымалось над Менорой. Нельзя было допустить, чтобы огонь погас, не прогорев положенный срок. Поэтому для зажигания Меноры требовалась особая сноровка.

Понятно, что со сноровкой — не рождаются. Она приходит с опытом, благодаря тренировкам. Но услышав от Моше веление Всевышнего, Аарон немедленно подошел к Меноре и зажег ее с первой попытки. В точности осуществив все необходимые для этого действия.

На то, что Аарон справился с новой для него задачей с первого раза, намекает и выражение — «не изменил» (на иврите — «ло шина»), которое можно перевести и словами — «не повторил».

Аарон обошелся без повтора. За это и удостоился похвалы. Но — не только за это.

Слово, означающее на иврите «языки пламени» — «леhавот», созвучно слову «сердца» — «левавот». В точности исполнив заповедь Всевышнего, Аарон зажег не только Менору. Язычки пламени взвились над ее чашами, наполненными чистым оливковым маслом, и такие же огоньки вспыхнули в сердцах сынов Израиля.

Да, своим служением Аарон воспламенил их.

Совсем непросто, признаем, зажечь людские сердца любовью к Творцу. И тот, кому это удается, конечно же — заслуживает похвалы.

на основе комментариев рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

и раби Ицхака-Меира Альтера из г. Нова-Гура

(основатель движения Гурских хасидов; имя Хидушей а-Рим получил по названию написанной им книги Хидушей а-Рим; Польша, конец 18-го – первая половина 19-го вв.)

 

 

5. Наказание отмеряется точно

 

Во время перехода по пустыне сыны Израиля находились на полном обеспечении Творца. Он кормил их маном (о том, что это такое — см. на сайте в ответе «Что такое «ман» (манна)?». № 706), поил чистой родниковой водой, укрывал от зноя, устраивал так, чтобы их одежды и обувь не изнашивались...

Несмотря на это у Его подопечных все же нашелся повод поворчать. Идею подали представители эрев рав — тот разноплеменный сброд, что вышел вместе с ними из Египта. Да, они сыты. Но ведь мясом их не кормили!  

— Мы давно не ели мясо! На каком основании нас лишили мяса?! — роптали они.

— Вы просите мясо? — воспылал гневом Всевышний — Так вы его получите! Из ноздрей оно у вас полезет.

Написано в Торе: «Готовьтесь к завтрашнему дню» (Бамидбар, гл. 11, ст. 18).

То есть — приготовьтесь принять наказание, — разъясняет эти слова Всевышнего Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век). Свой комментарий к этому фрагменту он выстраивает на основе высказывания пророка, в котором использовано слово, образованное от того же корня — «И подготовь их ко дню убиения» (Танах, книга пророка Йермиягу, гл. 12, ст. 3).

Там же, в той же главе этой книги, описывается, что было дальше: «И поднялся ветер... и нанес перепелов с моря, и рассеял над станом, на день пути по одну сторону и на день пути по другую сторону вокруг стана, и почти два локтя над землею» (ст. 31).

Раши поясняет, что перепела летели на высоте двух локтей (локоть — мера длины времен Талмуда, равная примерно 50-ти см) над землей, на уровне груди человека, чтобы собирать их было нетрудно, чтобы не приходилось ни тянуться вверх, ни нагибаться. 

И наконец — трагическая развязка: «И обрушил Всевышний на народ удар великий очень» (там же, ст. 33).

Не удивительно ли, что Всевышний, приготовив евреям тяжкое наказание, зная, что их ждет «удар великий очень» — заботится, чтобы им не надо было бы нагибаться лишний раз за перепелами? Что заслужили — то заслужили. Но сверх того — ни на йоту. Даже лишнего наклона Всевышний не потребует.

Тот же принцип наглядно продемонстрирован и в истории с продажей Йосефа, сына нашего праотца Яакова.

Вспомним, что братья продали его в рабство. Его ожидали тяжелейшие испытания в Египте. И, конечно же — неспроста. Но дышать вонью и смрадом в дороге ему — не полагалось. Поэтому Йосефа вез караван с благовониями. Хозяева этого каравана вообще-то торговали нефтью и кожами. И только в тот раз, в первый и последний, им почему-то представилась возможность заработать на благовониях.

Почему? — Этого и по сей день никто не знает.

Впрочем, нам известен ответ. Наказания отмеряются человеку с абсолютной точностью. Он никогда не получит то, чего не заслужил. 

На самом деле, наказания Всевышнего, какими суровыми бы они не казались, всегда содержат в себе Милосердие. Всевышний никогда не бросает нас на волю случая. Даже наказывая, Он продолжает нас опекать. Творец позаботится, чтобы, тот, кому это не полагается, не нюхал вонь, чтобы тот, кому не назначено это Свыше — не нагибался...

на основе комментария рава Ицхака-Меира Пацинера

(глава раввинского суда города Петах Тиквы; Израиль, наше время)

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Как сделать себя лучше?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля