ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА «КОРАХ»

 

Место в Торе: Бамидбар, гл. 16, ст. 1 — гл. 18, ст. 32.

Почему она так называется?

По имени в первой фразе главы: «И взял Корах, сын Ицѓара, сына Кеѓата, сына Леви…».

Обсуждение главы «Корах»

1. Почитание отца, если отец — Корах

Предыдущая глава завершается словами: «Я Всевышний ваш» (Бамидбар, гл. 15, ст. 41). А наша, как видно из названия, повествует о бунте Кораха.

Существует ли связь между окончанием предыдущей главы и началом нашей?

Написано в Талмуде (трактат Сангедрин, лист 110), что тот, кто пренебрегает уважением к своему раввину, наставнику — как будто бы восстает против Шехины (Присутствия Всевышнего).

Бунт Кораха был направлен против Моше и Аарона. Вместе с тем, в Торе, в словах, обличающих Кораха и его сообщников, написано, что они «выступили против Всевышнего» (Бамидбар, гл. 26, ст. 9).

То есть выступление против Учителя и наставника всего народа, Моше — расценивается в Торе, как бунт против Творца. Выходит, предыдущая глава не случайно заканчивается упоминанием Всевышнего. Ведь это упоминание предшествует выступлению Кораха и его единомышленников против Моше. Значит, Имя Всевышнего упомянутое в тексте перед началом недельной главы Корах, дает намек на то, что бунт был направлен и против Творца мира.

В Мидраше (Ялкут Шимони на книгу Бамидбар) Учителя задаются вопросом: о ком говорится в Танахе, в самом начале книги Теилим (Псалмы царя Давида, гл. 1, ст. 1), где сказано: «Счастлив тот, кто не следовал совету злодеев»? 

Здесь, — объясняют Учителя, — подразумеваются сыновья Кораха. Ведь они не поддались на уговоры отца и не поддержали его. 

— Так, вы почитаете своего отца!? — укоряли их злодеи, сообщники Кораха.

Но сыновья Кораха продолжали твердо стоять на своем.

— Бывает, ветер носит всякую шелуху. Но, что в ней пользы? Кому она нужна? Ничего путного из нее уже не выйдет, — говорили сыновья Кораха в свое оправдание. — Точно также не выйдет ничего путного из ваших неумных и неуместных нападок на нашего Учителя Моше…

Следует отметить, что использованная ими метафора отражена в продолжении Псалма, начало которого процитировано в Мидраше. Написано далее в Теилим (гл. 1, ст. 4): «Злодеи подобны мякине, которую носит ветер». 

Бунт Кораха начался с того, что он, Корах, «отделил себя от общины», — пишет в своем комментарии на нашу недельную главу Онкелос (великий Учитель Торы времен написания Мишны, 2-й век; был гером — неевреем, который принял еврейство; племянник римского императора Тита). — Отделение от общины — это отделение от главного, отделение шелухи от зерен.

Теперь нам стала понятна метафора, которую использовали сыновья Кораха. И все же, отдавая должное ее красоте, мы не должны забывать, что нам еще предстоит выяснить, отвечает ли она на вопрос о почитании отца.

Проклинающий отца подлежит смерти, — пишет Рамбам (раби Моше бен Маймон, великий Учитель, Испания – Египет, 12 век) в составленном им полном кодексе еврейских законов Мишне Тора (раздел «Законы об ослушниках», гл. 5, параграф 12). Впрочем, если отец — злодей, то проклявший его сын — освобождается от наказания.

Но далее Рамбам добавляет, что уважать отца следует, даже если тот — злодей.

Эта фраза звучит несколько странно. Не правда ли?

В Талмуде (трактат Бава Мециа, лист 62) говорится, что в том случае, если сыновья получили в наследство от умершего отца ворованную корову или краденный талит (о том, что такое талит — см. на сайте в ответе «Что означают кисти белого цвета в одежде евреев?», № 2291 — с материалами, обозначенными в нем ссылками), они должны постараться разыскать законных хозяев краденного и вернуть то, что им принадлежит. Более того, они обязаны это сделать из уважения к своему отцу.

Но если отец грабил и воровал, неужели он заслуживает уважения?

Только в том случае, — уточняет Талмуд, — если отец раскаялся в содеянном. Но смерть помешала ему довести дело (вернуть краденное) до конца.

Выходит, Талмуд обязывает уважать отца-злодея, если тот встал на путь исправления.

Но ведь у Рамбама ничего подобного нет. Сын обязан уважать отца — даже если отец злодей (точка).

Рассмотрим еще один случай, который обсуждают в Талмуде (трактат Кидушин, лист 49) Учителя. 

Жених во время обряда посвящения (кидушин) говорит своей невесте: «Будь посвящена мне, при условии, что я — праведник». А потом выясняется, что он — злодей.

Все равно они теперь — муж и жена. Ведь нельзя исключить, что жених, стоя под белоснежной хупой, рядом с невестой, одетой во все белое — решил начать жизнь «с чистого листа». И этого вполне достаточно. Подумал об исправлении — и все, стал женатым человеком. 

В этом ключе, очевидно, и нужно понимать и закон, установленный Рамбамом. Сын обязан уважать отца. Даже, если отец — злодей. Ведь, возможно, что он злодей только в прошлом, а в данный момент подумывает о раскаянии. И если для кидушин вполне достаточно одной мысли об этом, то и для сыновней любви ее тоже достаточно. 

Но вернемся к Мидрашу о сыновьях Кораха. 

— Пусть вы считаете, что отец ваш — злодей. Но ведь вы все равно обязаны его уважать. Возможно, мысль о раскаянии уже пронеслась в его голове, — считали соратники Кораха

— Шелуху, которую носит ветер, никакая сила не сделает зерном. А тому, кто восстал против Моше, никакое раскаяние не поможет, — ответили на это сыновья Кораха.

на основе комментария рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы;

Польша – Германия, первая половина 18-го века)

2. Что увидел Корах?

 

В нашей недельной главе рассказывается о бунте Кораха против Моше и Аарона.

Зададимся вопросом: что привело их к столь роковому решению?

В Мидраше говорится, что Корах увидел красную корову (см. на сайте, к примеру, ответ «О Храме и красной корове», № 1112 — с относящимися к данной теме материалами).

Выходит, это красная корова подтолкнула Кораха восстать против Моше. Но как, каким образом?

Изначально, для служения Всевышнему были избраны первенцы. Только когда сыны Израиля (среди них были и первенцы) создали золотого тельца — они стали непригодными для служения, и левиты, как написано в Талмуде (трактат 3eвaxим, лист 112), которые не поклонялись идолу, были избраны вместо них.

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Бамидбар, гл. 19) Учителя подчеркивают, что красная корова призвана искупить прегрешение золотого тельца. 

— Но, если так, — размышлял Корах, — то и институт коэнства (коэны — служители в Храме, прямые потомки Аарона, первого в еврейской истории главного коэна) должен быть отменен, а право служения должно быть возвращено первенцам. 

Корах был первенцем. Он болезненно воспринимал возвышение коэнов. И в красной корове он увидел возможность вернуть первенцам право служить Всевышнему в Храме.

«Хватит с вас!— говорит Корах, выступая против Моше и Аарона. — Ведь вся община, все они — святы!» (Бамидбар, гл. 16, ст. 3).

Корах и его соратники выдвинули Моше и Аарону требование вернуть первенцам право служения.

С тех пор мало что изменилось. И по сей день, так называемые, «народные бунты» начинаются с требования социальной справедливости. И ничем хорошим — не заканчиваются. Так и Кораха ожидала бесславная участь.

А что же с красной коровой?

Она действительно поможет искупить проступок, связанный с созданием золотого тельца. Однако нужно учесть, что прощение не дается за минуту. Такой проступок легко совершить — много времени для этого не требуется. Но вот искупление и очищение — длительные процессы. Порой — очень долгие.

И все же как-то не укладывается в голове: Корах увидел красную корову, а в итоге оказался заживо погребенным. За что столь суровое наказание?

Дело в том, что Корах попытался подорвать уважение к заповедям.

— Неужели дом, полный свитков Торы, нуждается в мезуземезузе — см. на сайте в ответе «Что делать с мезузой, № 957)? — наигранно недоумевал он.

— А талит, полностью выкрашенный в тхелет (лазоревый цвет). В него еще и нить цвета тхелет нужно вплетать?..

Корах старался использовать свой актерский талант по максимуму. 

Он увидел красную корову. И это был ответ на его демагогию. Смысл заповеди о красной корове не постижим человеческим разумом. На этом примере Всевышний показал нам, что человек не в состоянии до конца познать и понять Замысел Творца.

Следовательно, заповеди нужно выполнять. Хотя бы только потому, что — такова Воля Всевышнего. 

Красная корова, которую увидел Корах, была спасательным кругом, брошенным ему Свыше. Пойми он заключенный в этом намёк, сделай правильные выводы — и мог бы еще жить и жить.

Но Корах, ослепленный собственными амбициями — не пожелал принять спасение. Нет, не спасательный круг занимал его мысли. Он грезил таране, о штурмовой башне. Таран — чтобы сокрушить авторитет Моше, чтобы потрясти основы Торы. Именно это он увидел в красной корове.

Но… Когда вместо спасательного круга, хватаются за таран, как правило — тонут. Это и случилось с Корахом. Он провалился под землю.

на основе комментариев рава Иегуды Эльбаза (Марокко, 1770-1847 гг.)

и рава Йехиеля Михеля Лайтера

(автор книги «Даркей Шалом»; Польша – США, 1864-1933 гг.)

3. Плохая кость

Наша недельная глава, повествующая о бунте Кораха против Моше и Аарона, начинается словами: «И взял (на себя) Корах…» (Бамидбар, гл. 16, ст. 1).

Что же он взял?

Взял самого себя, — объясняет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — сам повел себя в другую сторону, чтобы выделиться из общины и оспаривать коэнство (служение в Храме), для которого был избран Аарон.

О том же говорится и у Онкелоса (великий Учитель Торы времен написания Мишны, 2-й век; был гером — неевреем, который принял еврейство; племянник римского императора Тита): «отделился» от всей общины, чтобы разжечь и поддерживать раздор в общине. 

В Талмуде (трактат Сангедрин, лист 109) Учителя добавляют, что Корах взял, приобрел плохой, негодный товар. 

Неужели всему виной неудачная торговая сделка? 

Постараемся в этом разобраться.

Написано в Танахе: «Мудрая жена строит дом свой» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 14, ст. 1).

Такой оказалась жена Она сына Пелета. Она не только убедила мужа не участвовать в распри Кораха, но и оградила его от влияния его соратников.

Смекалка, находчивость, мудрость — все она пустила в ход ради спасения мужа.

Жена Она использовала даже то, что — выше мудрости. Волосы. Она специально стала их мыть, и каждый, кто заглядывал в шатер, чтобы позвать ее мужа — вынужден был ретироваться.

В итоге, Корах с товарищами безвозвратно сгинули, а семья Она бен Пелета множилась и процветала.

А вот, что сказано там же о нечестивой жене: «а нечестивая — разрушает его (дом) своими руками».

Нечестивой была жена Кораха. Это она все время настраивала его против Моше, подогревала в нем зависть, провоцировала на скандал.

В результате ее усилий и она сама, и ее муж, и весь семейный скарб — все было погребено глубоко под землей.  

Всевышний сотворил женщину из реберной кости. Адам остался доволен своей женой. И в Торе об этом сказано: «Кость от моих костей и плоть от плоти моей! (радостно воскликнул он)» (Берешит, гл.2, ст.23).

Теперь мы можем понять, что имели в виду Учителя, говоря, что Корах «взял себе», то есть — сделал «плохое приобретение».

Кость на иврите — «эцем». Слово «себе» в оригинале Торы — «ацмо». Что можно перевести и как — «кость его».

Таким образом, Корах взял «плохую кость». И в этом содержится намек на его жену. Ведь женщина была сотворена из кости.

на основе комментария рава Моше Алуша

(был даяном — судьей в раввинском суде город Титуан; Марокко, 20-й век)

 

 

4. Куда ведет незаслуженное богатство

 

В нашей недельной главе говорится о Корахе и его восстании против Моше. И в тексте Торы читаем: «И взял (на себя) Корах…» (Бамидбар, гл. 16, ст. 1).

Но что подтолкнуло Кораха к злодейскому поступку?

Поскольку повествование о бунте Кораха начинается словосочетанием «и взял» — очевидно, здесь и кроется первопричина. 

Онкелос (великий Учитель Торы времен написания Мишны, 2-й век; был гером — неевреем, который принял еврейство; племянник римского императора Тита) объясняет, что тут подразумевается, что Корах «отделился от общины».

Действительно, когда еврей отделяется от общества — это, как правило, ни к чему хорошему не ведет.

В оригинале Торы выражение «и взял» — ваиках. Общая гематрия (числовое значение) букв, составляющих это ивритское выражение — такое же как и у словосочетания (разумеется, на иврете), которое в переводе на русский означает — «надеялся на свое богатство».

То есть Корах надеялся на свое богатство, верил в него.

Но откуда оно у него взялось?

Перед исходом из Египта, Всевышний велел сынам Израиля одолжить у египтян золото и серебро. Эти драгоценности должны были компенсировать каторжный труд, к которому египтяне принуждали евреев.

Колено Леви не было порабощено. Значит, и компенсация ему — не полагалась.

Корах был левитом, но он не мог спокойно смотреть, как обогащаются другие евреи. Стремление к богатству очень быстро наполнило его сердце и вытеснило все остальные чувства.

В Талмуде (трактат Макот, лист 10) Учителя выводят такое правило: какой дорогой человек хочет идти, той его — и ведут.

Стремление к обогащению привело Кораха прямехонько в сокровищницу фараона. Разграбив ее, Корах стал богатейшим человеком своего времени.

— Ты жаждал богатства, что ж, вот, ты его и получил, — сказал Всевышний. — Только помни, что незаслуженное богатство не принесет тебе ни малейшего удовлетворения.

Разбогатев, Корах ощутил в себе сильнейшее влечение к власти, почету и уважению. Это и побудило его восстать против Моше.

В результате Корах проиграл. Он пал на нижайший уровень. Зависть и стремление к почету — погребли Кораха глубоко под землей. Туда же попало и все его, в целости и сохранности, никем нетронутое, несметное богатство.

О богатом человеке, принято говорить: «богат, как Корах».

Откуда такое сравнение?

Не зная истинного положения дел, люди склонны преувеличивать чужое богатство. И только когда умирает богач — вдруг выясняется, что он не был настолько богат, как это представлялось воображению окружающих.

Что же касается богатства Кораха — его размеры никто не мог подсчитать ни при его жизни, ни, тем более — после его смерти.

Поэтому пока богач жив, о нем говорят, что он «богат как Корах». А когда — умрет, может оказаться, что в действительности он богачом и не был.

на основе комментария рава Шабтая Коэна

(один из крупнейших комментаторов Шульхан Аруха, известен и как рав Шах; Польша, 1622-1663 гг.)

 

 

 

5. Товар, который не продастся никогда

 

Наша недельная глава, повествующая о бунте Кораха против Моше и Аарона, начинается словами: «И взял (на себя) Корах…» (Бамидбар, гл. 16, ст. 1).

Рассматривая этот отрывок, наши Учителя раскрывают разные грани Истины.

В Талмуде (трактат Сангедрин, лист 109) объясняется, что Корах заключил плохую сделку, приобрел себе негодный товар.

После этого, казалось бы, вполне исчерпывающего объяснения, все же остается вопрос: разве человек, совершивший любой другой проступок, приобретает хороший товар? Так почему же именно в случае с Корахом Учителя говорят о «плохом приобретении»?

Безусловно, человек, нарушивший заповедь Торы, совершает ужасную сделку. Однако же в очень многих ситуациях, существует обычно возможность избавиться от негодного товара, приобретенного в результате плохой сделки. 

Каким образом? Кому нужны чужие грехи?

Оказывается, есть на это охотники

Написано в книгах Ховот а-Левавот (автор — раби Бахье ибн Пекуда; Учитель Торы и Талмуда, Испания, 12-й век) и Шмират hа-Лашон (автор Хафец Хаим — раби Исраэль hа-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века), что тот, кто злословит, что в нашей традиции строжайше запрещено Торой, говоря плохо о ближнем — принимает на себя его прегрешения.

Так что, и «испорченный» товар может иметь свой «рынок сбыта».

Но вот о тех, кто сеет в народе раздор и распри — Учителя (в том числе, и Хафец Хаим) рассказывать разрешают, и это не считается злословием (на иврите — лашон -ра, что в буквальном переводе означает — «дурной язык»). То есть тот, кто рассказывает о проступке такого человека — не нарушает запрет Торы на лашон -ра и не подвергается наказанию.

Выходит, сидеть Кораху со своим негодным товаром — не имея никакой надежды на реализацию этого товара. Поэтому «сделка» Кораха — образец самой невыгодной сделки.

Даже плохой товар в определенных ситуациях может найти своего покупателя. Приобретение Кораха навсегда осталось с ним, «последовав» за ним даже под землю, куда он в итоге угодил.

Корах погиб за свой проступок. Но у него остались ученики и последователи. В каждую эпоху, в каждом поколении вспыхивают распри, ссоры, раздоры. 

Кто их сеет?

Сказано в Торе: «А сыновья Кораха не умерли» (Бамидбар, гл. 26, ст. 11).

Корах погиб, но дело его живет. Последователи Кораха то здесь, то там подают голос. Стравливают между собой разные общины, допускают неуважительные, а порой издевательские высказывания в адрес глав поколений… Все это — они, доблестные продолжатели дела Кораха.

Недельную главу Корах изучают многие комментаторы, открывая в ней разные грани Истины и не жалея черной краски для описания вредоносной сущности Кораха и его соратников.

Есть темы, актуальные лишь в свое время. Так, в Песах не принято говорить, например, о о лулаве, связанном с осенним праздником Суккот (о лулаве — см. на сайте, скажем, в ответе «Почему в шаббат мы не выполняем заповедь нетилат лулав, № 3946) или о чуде Хануки.

Тема Кораха — актуальна всегда, в любое время года. Потому что всегда важно помнить об этом и стараться, чтобы у Кораха было как можно меньше последователей и подражателей.

на основе комментариев раби Йосефа Хаима

(один из крупнейших Учителей Торы, открытой ее части и закрытой — каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен Иш Хай; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – первая половина 20-го,

и комментария рава Моше Тейтельбойма

(глава сатмарских хасидов, Венгрия – США, 1914-2006 гг.)

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «КОРАХ»

 

Место в Торе: Бамидбар, гл. 16, ст. 1 — гл. 18, ст. 32.

Почему она так называется?

По имени в первой фразе главы: «И взял Корах, сын Ицѓара, сына Кеѓата, сына Леви…».

Обсуждение главы «Корах»

1. Почитание отца, если отец — Корах

Предыдущая глава завершается словами: «Я Всевышний ваш» (Бамидбар, гл. 15, ст. 41). А наша, как видно из названия, повествует о бунте Кораха.

Существует ли связь между окончанием предыдущей главы и началом нашей?

Написано в Талмуде (трактат Сангедрин, лист 110), что тот, кто пренебрегает уважением к своему раввину, наставнику — как будто бы восстает против Шехины (Присутствия Всевышнего).

Бунт Кораха был направлен против Моше и Аарона. Вместе с тем, в Торе, в словах, обличающих Кораха и его сообщников, написано, что они «выступили против Всевышнего» (Бамидбар, гл. 26, ст. 9).

То есть выступление против Учителя и наставника всего народа, Моше — расценивается в Торе, как бунт против Творца. Выходит, предыдущая глава не случайно заканчивается упоминанием Всевышнего. Ведь это упоминание предшествует выступлению Кораха и его единомышленников против Моше. Значит, Имя Всевышнего упомянутое в тексте перед началом недельной главы Корах, дает намек на то, что бунт был направлен и против Творца мира.

В Мидраше (Ялкут Шимони на книгу Бамидбар) Учителя задаются вопросом: о ком говорится в Танахе, в самом начале книги Теилим (Псалмы царя Давида, гл. 1, ст. 1), где сказано: «Счастлив тот, кто не следовал совету злодеев»? 

Здесь, — объясняют Учителя, — подразумеваются сыновья Кораха. Ведь они не поддались на уговоры отца и не поддержали его. 

— Так, вы почитаете своего отца!? — укоряли их злодеи, сообщники Кораха.

Но сыновья Кораха продолжали твердо стоять на своем.

— Бывает, ветер носит всякую шелуху. Но, что в ней пользы? Кому она нужна? Ничего путного из нее уже не выйдет, — говорили сыновья Кораха в свое оправдание. — Точно также не выйдет ничего путного из ваших неумных и неуместных нападок на нашего Учителя Моше…

Следует отметить, что использованная ими метафора отражена в продолжении Псалма, начало которого процитировано в Мидраше. Написано далее в Теилим (гл. 1, ст. 4): «Злодеи подобны мякине, которую носит ветер». 

Бунт Кораха начался с того, что он, Корах, «отделил себя от общины», — пишет в своем комментарии на нашу недельную главу Онкелос (великий Учитель Торы времен написания Мишны, 2-й век; был гером — неевреем, который принял еврейство; племянник римского императора Тита). — Отделение от общины — это отделение от главного, отделение шелухи от зерен.

Теперь нам стала понятна метафора, которую использовали сыновья Кораха. И все же, отдавая должное ее красоте, мы не должны забывать, что нам еще предстоит выяснить, отвечает ли она на вопрос о почитании отца.

Проклинающий отца подлежит смерти, — пишет Рамбам (раби Моше бен Маймон, великий Учитель, Испания – Египет, 12 век) в составленном им полном кодексе еврейских законов Мишне Тора (раздел «Законы об ослушниках», гл. 5, параграф 12). Впрочем, если отец — злодей, то проклявший его сын — освобождается от наказания.

Но далее Рамбам добавляет, что уважать отца следует, даже если тот — злодей.

Эта фраза звучит несколько странно. Не правда ли?

В Талмуде (трактат Бава Мециа, лист 62) говорится, что в том случае, если сыновья получили в наследство от умершего отца ворованную корову или краденный талит (о том, что такое талит — см. на сайте в ответе «Что означают кисти белого цвета в одежде евреев?», № 2291 — с материалами, обозначенными в нем ссылками), они должны постараться разыскать законных хозяев краденного и вернуть то, что им принадлежит. Более того, они обязаны это сделать из уважения к своему отцу.

Но если отец грабил и воровал, неужели он заслуживает уважения?

Только в том случае, — уточняет Талмуд, — если отец раскаялся в содеянном. Но смерть помешала ему довести дело (вернуть краденное) до конца.

Выходит, Талмуд обязывает уважать отца-злодея, если тот встал на путь исправления.

Но ведь у Рамбама ничего подобного нет. Сын обязан уважать отца — даже если отец злодей (точка).

Рассмотрим еще один случай, который обсуждают в Талмуде (трактат Кидушин, лист 49) Учителя. 

Жених во время обряда посвящения (кидушин) говорит своей невесте: «Будь посвящена мне, при условии, что я — праведник». А потом выясняется, что он — злодей.

Все равно они теперь — муж и жена. Ведь нельзя исключить, что жених, стоя под белоснежной хупой, рядом с невестой, одетой во все белое — решил начать жизнь «с чистого листа». И этого вполне достаточно. Подумал об исправлении — и все, стал женатым человеком. 

В этом ключе, очевидно, и нужно понимать и закон, установленный Рамбамом. Сын обязан уважать отца. Даже, если отец — злодей. Ведь, возможно, что он злодей только в прошлом, а в данный момент подумывает о раскаянии. И если для кидушин вполне достаточно одной мысли об этом, то и для сыновней любви ее тоже достаточно. 

Но вернемся к Мидрашу о сыновьях Кораха. 

— Пусть вы считаете, что отец ваш — злодей. Но ведь вы все равно обязаны его уважать. Возможно, мысль о раскаянии уже пронеслась в его голове, — считали соратники Кораха

— Шелуху, которую носит ветер, никакая сила не сделает зерном. А тому, кто восстал против Моше, никакое раскаяние не поможет, — ответили на это сыновья Кораха.

на основе комментария рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы;

Польша – Германия, первая половина 18-го века)

2. Что увидел Корах?

 

В нашей недельной главе рассказывается о бунте Кораха против Моше и Аарона.

Зададимся вопросом: что привело их к столь роковому решению?

В Мидраше говорится, что Корах увидел красную корову (см. на сайте, к примеру, ответ «О Храме и красной корове», № 1112 — с относящимися к данной теме материалами).

Выходит, это красная корова подтолкнула Кораха восстать против Моше. Но как, каким образом?

Изначально, для служения Всевышнему были избраны первенцы. Только когда сыны Израиля (среди них были и первенцы) создали золотого тельца — они стали непригодными для служения, и левиты, как написано в Талмуде (трактат 3eвaxим, лист 112), которые не поклонялись идолу, были избраны вместо них.

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Бамидбар, гл. 19) Учителя подчеркивают, что красная корова призвана искупить прегрешение золотого тельца. 

— Но, если так, — размышлял Корах, — то и институт коэнства (коэны — служители в Храме, прямые потомки Аарона, первого в еврейской истории главного коэна) должен быть отменен, а право служения должно быть возвращено первенцам. 

Корах был первенцем. Он болезненно воспринимал возвышение коэнов. И в красной корове он увидел возможность вернуть первенцам право служить Всевышнему в Храме.

«Хватит с вас!— говорит Корах, выступая против Моше и Аарона. — Ведь вся община, все они — святы!» (Бамидбар, гл. 16, ст. 3).

Корах и его соратники выдвинули Моше и Аарону требование вернуть первенцам право служения.

С тех пор мало что изменилось. И по сей день, так называемые, «народные бунты» начинаются с требования социальной справедливости. И ничем хорошим — не заканчиваются. Так и Кораха ожидала бесславная участь.

А что же с красной коровой?

Она действительно поможет искупить проступок, связанный с созданием золотого тельца. Однако нужно учесть, что прощение не дается за минуту. Такой проступок легко совершить — много времени для этого не требуется. Но вот искупление и очищение — длительные процессы. Порой — очень долгие.

И все же как-то не укладывается в голове: Корах увидел красную корову, а в итоге оказался заживо погребенным. За что столь суровое наказание?

Дело в том, что Корах попытался подорвать уважение к заповедям.

— Неужели дом, полный свитков Торы, нуждается в мезуземезузе — см. на сайте в ответе «Что делать с мезузой, № 957)? — наигранно недоумевал он.

— А талит, полностью выкрашенный в тхелет (лазоревый цвет). В него еще и нить цвета тхелет нужно вплетать?..

Корах старался использовать свой актерский талант по максимуму. 

Он увидел красную корову. И это был ответ на его демагогию. Смысл заповеди о красной корове не постижим человеческим разумом. На этом примере Всевышний показал нам, что человек не в состоянии до конца познать и понять Замысел Творца.

Следовательно, заповеди нужно выполнять. Хотя бы только потому, что — такова Воля Всевышнего. 

Красная корова, которую увидел Корах, была спасательным кругом, брошенным ему Свыше. Пойми он заключенный в этом намёк, сделай правильные выводы — и мог бы еще жить и жить.

Но Корах, ослепленный собственными амбициями — не пожелал принять спасение. Нет, не спасательный круг занимал его мысли. Он грезил таране, о штурмовой башне. Таран — чтобы сокрушить авторитет Моше, чтобы потрясти основы Торы. Именно это он увидел в красной корове.

Но… Когда вместо спасательного круга, хватаются за таран, как правило — тонут. Это и случилось с Корахом. Он провалился под землю.

на основе комментариев рава Иегуды Эльбаза (Марокко, 1770-1847 гг.)

и рава Йехиеля Михеля Лайтера

(автор книги «Даркей Шалом»; Польша – США, 1864-1933 гг.)

3. Плохая кость

Наша недельная глава, повествующая о бунте Кораха против Моше и Аарона, начинается словами: «И взял (на себя) Корах…» (Бамидбар, гл. 16, ст. 1).

Что же он взял?

Взял самого себя, — объясняет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — сам повел себя в другую сторону, чтобы выделиться из общины и оспаривать коэнство (служение в Храме), для которого был избран Аарон.

О том же говорится и у Онкелоса (великий Учитель Торы времен написания Мишны, 2-й век; был гером — неевреем, который принял еврейство; племянник римского императора Тита): «отделился» от всей общины, чтобы разжечь и поддерживать раздор в общине. 

В Талмуде (трактат Сангедрин, лист 109) Учителя добавляют, что Корах взял, приобрел плохой, негодный товар. 

Неужели всему виной неудачная торговая сделка? 

Постараемся в этом разобраться.

Написано в Танахе: «Мудрая жена строит дом свой» (Мишлей — Притчи царя Шломо, гл. 14, ст. 1).

Такой оказалась жена Она сына Пелета. Она не только убедила мужа не участвовать в распри Кораха, но и оградила его от влияния его соратников.

Смекалка, находчивость, мудрость — все она пустила в ход ради спасения мужа.

Жена Она использовала даже то, что — выше мудрости. Волосы. Она специально стала их мыть, и каждый, кто заглядывал в шатер, чтобы позвать ее мужа — вынужден был ретироваться.

В итоге, Корах с товарищами безвозвратно сгинули, а семья Она бен Пелета множилась и процветала.

А вот, что сказано там же о нечестивой жене: «а нечестивая — разрушает его (дом) своими руками».

Нечестивой была жена Кораха. Это она все время настраивала его против Моше, подогревала в нем зависть, провоцировала на скандал.

В результате ее усилий и она сама, и ее муж, и весь семейный скарб — все было погребено глубоко под землей.  

Всевышний сотворил женщину из реберной кости. Адам остался доволен своей женой. И в Торе об этом сказано: «Кость от моих костей и плоть от плоти моей! (радостно воскликнул он)» (Берешит, гл.2, ст.23).

Теперь мы можем понять, что имели в виду Учителя, говоря, что Корах «взял себе», то есть — сделал «плохое приобретение».

Кость на иврите — «эцем». Слово «себе» в оригинале Торы — «ацмо». Что можно перевести и как — «кость его».

Таким образом, Корах взял «плохую кость». И в этом содержится намек на его жену. Ведь женщина была сотворена из кости.

на основе комментария рава Моше Алуша

(был даяном — судьей в раввинском суде город Титуан; Марокко, 20-й век)

 

 

4. Куда ведет незаслуженное богатство

 

В нашей недельной главе говорится о Корахе и его восстании против Моше. И в тексте Торы читаем: «И взял (на себя) Корах…» (Бамидбар, гл. 16, ст. 1).

Но что подтолкнуло Кораха к злодейскому поступку?

Поскольку повествование о бунте Кораха начинается словосочетанием «и взял» — очевидно, здесь и кроется первопричина. 

Онкелос (великий Учитель Торы времен написания Мишны, 2-й век; был гером — неевреем, который принял еврейство; племянник римского императора Тита) объясняет, что тут подразумевается, что Корах «отделился от общины».

Действительно, когда еврей отделяется от общества — это, как правило, ни к чему хорошему не ведет.

В оригинале Торы выражение «и взял» — ваиках. Общая гематрия (числовое значение) букв, составляющих это ивритское выражение — такое же как и у словосочетания (разумеется, на иврете), которое в переводе на русский означает — «надеялся на свое богатство».

То есть Корах надеялся на свое богатство, верил в него.

Но откуда оно у него взялось?

Перед исходом из Египта, Всевышний велел сынам Израиля одолжить у египтян золото и серебро. Эти драгоценности должны были компенсировать каторжный труд, к которому египтяне принуждали евреев.

Колено Леви не было порабощено. Значит, и компенсация ему — не полагалась.

Корах был левитом, но он не мог спокойно смотреть, как обогащаются другие евреи. Стремление к богатству очень быстро наполнило его сердце и вытеснило все остальные чувства.

В Талмуде (трактат Макот, лист 10) Учителя выводят такое правило: какой дорогой человек хочет идти, той его — и ведут.

Стремление к обогащению привело Кораха прямехонько в сокровищницу фараона. Разграбив ее, Корах стал богатейшим человеком своего времени.

— Ты жаждал богатства, что ж, вот, ты его и получил, — сказал Всевышний. — Только помни, что незаслуженное богатство не принесет тебе ни малейшего удовлетворения.

Разбогатев, Корах ощутил в себе сильнейшее влечение к власти, почету и уважению. Это и побудило его восстать против Моше.

В результате Корах проиграл. Он пал на нижайший уровень. Зависть и стремление к почету — погребли Кораха глубоко под землей. Туда же попало и все его, в целости и сохранности, никем нетронутое, несметное богатство.

О богатом человеке, принято говорить: «богат, как Корах».

Откуда такое сравнение?

Не зная истинного положения дел, люди склонны преувеличивать чужое богатство. И только когда умирает богач — вдруг выясняется, что он не был настолько богат, как это представлялось воображению окружающих.

Что же касается богатства Кораха — его размеры никто не мог подсчитать ни при его жизни, ни, тем более — после его смерти.

Поэтому пока богач жив, о нем говорят, что он «богат как Корах». А когда — умрет, может оказаться, что в действительности он богачом и не был.

на основе комментария рава Шабтая Коэна

(один из крупнейших комментаторов Шульхан Аруха, известен и как рав Шах; Польша, 1622-1663 гг.)

 

 

 

5. Товар, который не продастся никогда

 

Наша недельная глава, повествующая о бунте Кораха против Моше и Аарона, начинается словами: «И взял (на себя) Корах…» (Бамидбар, гл. 16, ст. 1).

Рассматривая этот отрывок, наши Учителя раскрывают разные грани Истины.

В Талмуде (трактат Сангедрин, лист 109) объясняется, что Корах заключил плохую сделку, приобрел себе негодный товар.

После этого, казалось бы, вполне исчерпывающего объяснения, все же остается вопрос: разве человек, совершивший любой другой проступок, приобретает хороший товар? Так почему же именно в случае с Корахом Учителя говорят о «плохом приобретении»?

Безусловно, человек, нарушивший заповедь Торы, совершает ужасную сделку. Однако же в очень многих ситуациях, существует обычно возможность избавиться от негодного товара, приобретенного в результате плохой сделки. 

Каким образом? Кому нужны чужие грехи?

Оказывается, есть на это охотники

Написано в книгах Ховот а-Левавот (автор — раби Бахье ибн Пекуда; Учитель Торы и Талмуда, Испания, 12-й век) и Шмират hа-Лашон (автор Хафец Хаим — раби Исраэль hа-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века), что тот, кто злословит, что в нашей традиции строжайше запрещено Торой, говоря плохо о ближнем — принимает на себя его прегрешения.

Так что, и «испорченный» товар может иметь свой «рынок сбыта».

Но вот о тех, кто сеет в народе раздор и распри — Учителя (в том числе, и Хафец Хаим) рассказывать разрешают, и это не считается злословием (на иврите — лашон -ра, что в буквальном переводе означает — «дурной язык»). То есть тот, кто рассказывает о проступке такого человека — не нарушает запрет Торы на лашон -ра и не подвергается наказанию.

Выходит, сидеть Кораху со своим негодным товаром — не имея никакой надежды на реализацию этого товара. Поэтому «сделка» Кораха — образец самой невыгодной сделки.

Даже плохой товар в определенных ситуациях может найти своего покупателя. Приобретение Кораха навсегда осталось с ним, «последовав» за ним даже под землю, куда он в итоге угодил.

Корах погиб за свой проступок. Но у него остались ученики и последователи. В каждую эпоху, в каждом поколении вспыхивают распри, ссоры, раздоры. 

Кто их сеет?

Сказано в Торе: «А сыновья Кораха не умерли» (Бамидбар, гл. 26, ст. 11).

Корах погиб, но дело его живет. Последователи Кораха то здесь, то там подают голос. Стравливают между собой разные общины, допускают неуважительные, а порой издевательские высказывания в адрес глав поколений… Все это — они, доблестные продолжатели дела Кораха.

Недельную главу Корах изучают многие комментаторы, открывая в ней разные грани Истины и не жалея черной краски для описания вредоносной сущности Кораха и его соратников.

Есть темы, актуальные лишь в свое время. Так, в Песах не принято говорить, например, о о лулаве, связанном с осенним праздником Суккот (о лулаве — см. на сайте, скажем, в ответе «Почему в шаббат мы не выполняем заповедь нетилат лулав, № 3946) или о чуде Хануки.

Тема Кораха — актуальна всегда, в любое время года. Потому что всегда важно помнить об этом и стараться, чтобы у Кораха было как можно меньше последователей и подражателей.

на основе комментариев раби Йосефа Хаима

(один из крупнейших Учителей Торы, открытой ее части и закрытой — каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен Иш Хай; Багдад, Ирак, вторая половина 19-го века – первая половина 20-го,

и комментария рава Моше Тейтельбойма

(глава сатмарских хасидов, Венгрия – США, 1914-2006 гг.)


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Требования к уровню знаний при гиюре


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля