ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА «ЭМОР»

Место в Торе: Ваикра, гл. 21, ст. 1 — гл. 24, ст. 21

Почему глава так называется?

По первой фразе, в которой говорится: “И Творец сказал Моше: скажи коэнам (служителям Храма), сынам Аарона…”.

Эмор в переводе с иврита — скажи.

Обсуждение главы Эмор

1. Моше, Шауль и коэны

Наша недельная глава начинается обращением Всевышнего к Моше. И здесь мы читаем: «Скажи коэнам, сынам Аарона, и скажи им…» (Ваикра, гл. 21, ст. 1).

И сразу возникает вопрос: для чего понадобилось повторение — «скажи коэнам» и «скажи им»?

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Ваикра, гл. 26) говорится, что этот фрагмент имеет отношение к царю Шаулю. О нем в Танахе написано: «И переоделся Шауль, надев иное платье, и пошел сам и два человека с ним, и пришли они к той женщине ночью» (Первая книга пророка Шмуэля, гл. 28, ст. 8).

Для чего нам, спрашивается, знать, что визит к женщине (а эта женщина умела вопрошать мертвых) состоялся именно ночью?

Речь идет не о времени суток, — отмечают Учителя в Мидраше, — но о душевном состоянии Шауля и его спутников. На душе у них была ночь. Мрачные предчувствия одолевали Шауля. И действительно, на следующий день он и его сыновья погибли в бою с плиштим (филистимлянами).

Всевышний, как сообщает Мидраш, показал это Моше Рабейну.

— Первый царь, что встанет над сыновьями Твоими, будет пронзен мечом?! - воскликнул Моше.

— Не спрашивай об этом у Меня, — ответил Всевышний, — спроси лучше у коэнов.

Дело в том, что по приказу царя Шауля был уничтожен мечом целый город коэнов, под названием Нов. Кровь коэнов взывала к отмщению. Поэтому Шауль тоже пал от меча.

Но что заставило Шауля проявить подобную жестокость?

В городе Нов принимали Давида с царскими почестями. Шауль воспринял это как бунт и велел предать бунтовщиков смерти. Выходит, коэны взбунтовались против царя?

Пророк Шмуэль накануне помазал Давида на царство. Значит, Давид тогда был царем, и коэны вполне заслужено оказали ему царский прием.

Но не так-то все просто. В Талмуде (трактат Мегила, лист 14) рассказывается, что человек по имени Наваль отплатил Давиду злом за добро. И Давид решил его наказать. Тогда Авигайль, жена Наваля, показала Давиду ткань с пятном крови и спросила: чистая ли это кровь или месячные выделения?

— Не выносят решения по законам семейной чистоты ночью, — резонно сказал ей Давид.

— А смертные приговоры ночью выносят? — возразила ему Авигайль.

— Здесь все ясно как день, твой муж виновен в преступлении против царя.

— Но Шауль пока еще жив, — произнесла Авигайль, — а известие о твоем воцарении еще не распространилось в народе.

И Давид принял ее доводы. Он не только согласился с ней, не только признал ее правоту, но и поблагодарил за разумный совет. «И благословен разум твой, — сказал он женщине. — И благословенна ты, что не допустила меня ныне идти на кровопролитие и совершить расправу рукою моею» (Первая книга пророка Шмуэля, гл. 25, ст. 33).

Возвращаясь к Навалю, заметим: хоть и спасла его от меча Давида мудрая жена — недолго ему оставалось ходить по земле. Через десять дней после описанных здесь событий, Всевышний взял его душу на Небо. Таким образом, Наваль оправдал свое имя не только жизнью (наваль в переводе с иврита — «подлец»), но — и своей смертью (слово «наваль» — производное от того же корня, что и слово «невела», что в переводе означает — «падаль»).

Отметим, что «падалью» называют существо, которое умерло своей смертью, чаще всего — от болезни (как и было в случае с Навалем). Если же оно погибло от нападения хищника или от раны, нанесенной мечом, это уже — «трефа».

Выходит, если бы Давид убил Наваля мечом, это было бы неправильно. Ведь в имени Наваля — другой корень. Корень, созвучный со словом «невела», то есть — падаль.

Но вернемся к вопросу Моше: «Первый царь, что встанет над сыновьями Твоими, будет пронзен мечом?».

Моше не случайно подчеркивает, что Шауль — царь. Так он намекает на довод, который привела Давиду Авигайль.

Трагедия города Нов, города коэнов, произошла, когда Давид, хоть уже и был помазан на царство, но фактическая власть еще оставалась в руках Шауля.

Моше неспроста упоминает и меч. Даже, если Шауль заслуживает смерти, почему он погиб от меча? Почему его смерть сопровождалась тяжелым поражением еврейской армии, гибелью его сыновей, в том числе, Йонатана — близкого друга Давида? Почему нельзя было прибрать его также тихо, как Наваля?

— Не спрашивай об этом у Меня, — ответил Всевышний. — Спроси лучше у коэнов. Кровь убитых коэнов взывает к отмщению.

Давид собирался поразить мечом не только Наваля, но и всех мужчин в его доме. Потом, как мы видели, Давид простил Навалю его прегрешение. Но пренебрежительное отношение к царю, неуважение к нему не может быть прощено, даже, если и царь простит. Поэтому Всевышний взыскал с Наваля. Но только с него. 

Коэны не простили Шаулю, учиненную бойню. Поэтому и цена столь высока. 

Теперь мы можем понять почему во фрагменте, с обсуждения которого мы начали этот обзор, Всевышний дважды говорит Моше: «скажи коэнам».

Первый раз — это ответ, почему за прегрешение Шауля расплата столь высока. Спроси об этом у коэнов, — говорит Всевышний, — скажи им, не Мне. 

— Но ведь цена могла быть и не столь высока, — продолжает вопрошать Моше. — Как, например, в случае с Навалем: изначально, уничтожению подлежали все мужчины в его доме, но в итоге, умер только он сам.

И снова Всевышний отсылает Моше к коэнам. Коэны не простили Шауля.

Скажи коэнам, проси их, их увещевай. И если они примирятся с Шаулем — цена будет иной.

на основе комментариев раби Авраама-Мордехая Алтера

(Ребе Гурских хасидов; чаще упоминается под “псевдонимом”, образованным от названия серии его книг — Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)

и рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

 

2. Прививка от гордыни

Наша глава начинается с повеления Всевышнего: «Скажи коэнам, сынам Аарона…» (Ваикра, гл. 21, ст. 1).

Далее приведены законы, относящиеся только к коэнам. Законы, которые выделяют коэнов из среды остальных евреев.

Коэны избраны, чтобы осуществлять служение в Храме и благословлять народ. В Храме они могли находиться в таких местах, куда всем остальным евреям вход был воспрещен. Коэны ели части приношений, на которые, кроме них, больше никто не смел покуситься. Словом, коэны были особо отмечены Всевышним и выделены из всего еврейского народа.

Такое положение вещей легко могло заронить в сердце того или иного коэна семена гордыни. А гордыня, как известно — мощнейшее препятствие для установления связи с Творцом. Коэн-гордец зря ест коэнский хлеб. Его служение не дает никаких результатов, кроме — негативных.

Чем отличается гордыня от гордости? Человек по праву может гордиться только тем, чего сам добился. Добился самостоятельно — благодаря своему труду, способностям и талантам.

Если же на человека что-то, как говорится, «свалилось с Неба», и он кичится этим, речь уже идет о гордыне. Поэтому глупо выглядит тот, кто задирать нос из-за своего, скажем, происхождения. Хорошая родословная поднимает в цене лошадей и собак, но человеку не пристало кичится тем, что он по счастливому стечению обстоятельств он родился, к примеру, у знатных родителей.

Тора обращается к адекватным людям. Поэтому, перед тем как излагать законы, подчеркивающие особый статус коэнов, в ней дается небольшая оговорка: «Скажи коэнам, сынам Аарона». То есть — скажи коэнам, что Всевышний выделил их не за личные доблести, но лишь потому что они — сыны Аарона. Таким образом, прежде, чем сообщить об избранности коэнов, Тора делает им прививку от гордыни.

Наши Учителя, зная о губительных последствиях гордыни, всячески старались не дать ей пустить корни в своем сердце и помогали избавиться от нее ученикам и всем в их окружении.

Как-то люди, пришедшие на урок к раву Йосефу Хаиму (один из крупнейших Учителей Торы, как открытой ее части, так и закрытой — каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен Иш Хай; вторая половина 19-го века – первая половина 20-го, Багдад, Ирак) накануне шаббата, застали его в слезах. 

— Кто посмел обидеть раввина? Или, может, рабби заболел? — вопрошали люди, теряясь в догадках.

— Все обиды обходят меня стороной, не задевая, — поспешил успокоить их рав Йосеф Хаим. — Да и от болезней хранит меня Всевышний. Дело в том, сейчас у меня в доме был еврей, который вывозит мусор. Я предложил ему попробовать субботние блюда. Но он ответил мне, что в жизни никогда не ел чужого, и всегда питается только тем, что сам купил и сам приготовил — то есть тем, что ему принадлежит.

— Я столько времени посвящаю изучению Торы и совершенствованию мидот (качеств характера), но даже не приблизился к уровню этого простого еврея, — сокрушался рав Йосеф Хаим. Ведь сказано в Талмуде (трактат Берахот, лист 8): тот, кто живет плодами своих рук предпочтительней обладающего богобоязненностью. 

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

 

 

3. Коэны: простой и главный

Начало нашей недельной главы, как очевидно, требует объяснения. Почему написано: «Скажи коэнам, сынам Аарона, и скажи им» (Ваикра, гл. 21, ст. 1)? Для чего понадобилось удвоение: скажи, да скажи? И почему — «скажи им»? Ведь после того, что написано — «скажи коэнам, сынам Аарона», уже понятно, к кому обращены слова Всевышнего. И второй раз достаточно было бы написать просто — «скажи».

В Талмуде (трактат Кидушин, лист 39) Учителя сформулировали важное правило: награда за исполнение заповедей дожидается человека в Будущем мире, а в нашем мире награды нет. 

Хида (раби Хаим-Йосеф-Давид бар Ицхак-Зрахья Азулай, Эрец Исраэль, 1724–1806 гг.) в своей книге Дваш ле-фи пишет, что за то, что человек слушает слова Торы — дают ему награду еще при жизни. 

В нашем фрагменте первое «скажи» выражает саму заповедь, второе — связанные с ней законы. Таким образом, Всевышний говорит Моше, чтобы он сообщил коэнам, сынам Аарона, повеление об исполнении заповеди, а за это им обещана награда в будущем. И также — передать им слова Торы, выслушав которые, они получат награду еще при жизни. Поэтому и сказано «им» — им на пользу.

В Торе сказано, что коэнам запрещено оскверняться прикосновением к мертвому. Ведь такое прикосновение делает человека духовно нечистым (таме; подробнее о значении термина — см. на сайте, к примеру, в обзоре недельной главы Тазрия, первый годовой цикл обсуждения). Но ситуация в корне меняется, если умирает кто-то из близких. Конечно же, даже самый родной и близкий человек, умирая, превращается в источник тумы (духовной нечистоты). И коэн воспринимает ее точно так же, как любой другой еврей. Только в Торе не запрещается коэнам принимать нечистоту смерти, если она исходит от близкого родственника.

«Скажи коэнам, сынам Аарона», что им нельзя прикасаться к мертвому. «Скажи им» (второй раз), что в случаях, когда умирает ближайший родственник, коэны — могут участвовать в похоронах. В Торе дважды повторяется слово «скажи», потому что здесь говорится о двух разных законах.

Интересно, что на Аарона второе правило — не распространяется. Ему запрещено самому хоронить даже ближайшего родственника.

Как это объясняется?

Аарон был избран Всевышним благодаря своим личным качествам. Благодаря тем качествам, которые он взрастил в себе и воспитал. В этом не было заслуги его родных и близких. Поэтому Творец и не разрешил ему оскверняться ими.

Стремление к миру, любовь к Торе и к другим евреям настолько были сильны в Аароне, что он смог передать эти качества своим потомкам. Поскольку любой простой коэн получает такой статус исключительно благодаря своему происхождению, благодаря тому, что он — сын Аарона, а за личные достоинства — ему запрещается оскверняться мертвым, делая исключение для самых близких родственников, символизирующих прямую и непрерывную связь — основную причину его избранности, его коэнства.

Это — о простом коэне. Но главный коэн (на иврите — коэн гадоль) — олицетворение Аарона. Коэн гадоль подобен Аарону во всем. В том числе — и в запрете оскверняться умершими даже в том случае, если они — самые близкие родственники.

О главном коэне сказано, что и в то время, когда хороняи его отца или мать — он не вправе покинуть Храм и обязан продолжать служение, потому что «венец масла помазания от Всевышнего его на нем» (Ваикра, гл. 21, ст. 12). Масло помазания от Всевышнего, которое стало ему венцом — не позволяет главному коэну оскверниться даже самым родным и близким умершим человеком.

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

 

4. Учиться воспитанию у коэнов

 

В нашей недельной главе читаем: «Скажи коэнам, сынам Аарона, и скажи им: из-за мертвого не лишит себя духовной чистоты в народе своем» (Ваикра, гл. 21, ст. 1). 

Речь здесь идет речь о воспитании, — поясняет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век).

Говорится в Талмуде (трактат Йевамот, лист 114), что повеление Торы — «скажи коэнам», а затем еще раз — «и скажи», дается, чтобы предостеречь взрослых, воспитывающих детей (т. е. взрослые обязаны заботиться о том, чтобы дети не нарушили запрет).

Возникает вопрос: почему о воспитании детей говорится именно здесь? Ведь любая заповедь Торы содержит в себе воспитательный смысл. А наиболее известная книга, в которой разъясняются все 613 заповедей, называется — Сефер hа-Хинух («Книга о воспитании еврея»; имя автора — неизвестно, мы знаем лишь, что он жил в 14-м веке, в Испании, в Барселоне, и принадлежал роду Леви).

Так почему же именно этот фрагмент, по мнению Учителей — наиболее ярко раскрывает тему воспитания?

В этом отрывке мы получаем наставление, согласно которому каждому еврею нужно воспитывать детей так, как воспитывает сыновей коэн.

Коэн, например, говорит своему сыну:

— И я, и мой отец, и отец моего отца — мы всегда избегали осквернения мертвым. Мы не ходили на кладбище, мы не приближались к могилам, не участвовали в похоронах, не притрагивались к телу умершего и даже не находились под одной крышей с ним. И ты, сын, всегда должен поступать также.

— Но я видел, что сосед наш, Рувен, прекрасно живет, не выполняя ничего из сказанного тобой, отец, — возражает сын.

— Рувен — не коэн, поэтому он живет иначе. И в этом нет ничего плохого. Но я и ты, нас выделил Всевышний, мы несем в себе особую святость, которая не позволяет нам многое из того, что дозволено Рувену.

Это и есть правильный подход к воспитанию. Если вам не нравится поведение кого-то из приятелей вашего сына, не спешите объявлять того бандитом и разгильдяем. Лучше попробуйте убедить сына, что ему не пристало вести себя так. Объясните ему, что он — другой. Что он избран для важной цели, такой — что только ему по плечу.

Когда я был маленьким, мой отец часто играл со мной в игру, в которой я был принцем. И я четко усвоил, что царские дети в своем поведении отличаются от остальных. Благодаря этой игре, очень быстро вошедшей в жизнь — а у детей именно так и бывает — я, хоть и вырос, но до сих пор соблюдаю усвоенные с детства правила. И до сих пор никто не жалуется на мое поведение.

Теперь у меня самого растут дети — принцы и принцессы. Избранные, уникальные и неповторимые, которые просто не могут совершить поступок недостойный их семьи, их рода. Придет время, и, глядя уже на их «маленьких принцев», каждый будет понимать: эти — точно царского рода. 

Как-то к раву Цви-Песаху Франку (главный раввин Иерусалима; Литва – Эрец Исраэль, первая половина 20-го века), пришел юноша, учащийся йешивы. И задал вопрос из области «запрещено или разрешено». Рав сначала дал разрешение, но какое-то сомнение все же беспокоило его. И он послал за юношей, который уже ушел.

— Из какой ты семьи? — задумчиво спросил рав вернувшегося и в недоумении переминавшегося с ноги на ногу парня.

Услышав уважаемую фамилию, которая принадлежала одному из основателей еврейской общины в Эрец Исраэль, рав Франк изменил свое прежнее решение.

— Тебе подобает устрожить в этом вопросе, — произнес он. — На продолжателе этого славного рода лежит большая ответственность…

на основе комментария рава Моше Гефена

(глава йешивы «Кнесет Ицхак», город Хадера, Израиль, наше время)

 

 

5. В чем Аарон превосходит римского полководца

 

Наша недельная глава посвящена законам, относящимся к Аарону и его сыновьям. Здесь мы читаем: «Скажи коэнам, сынам Аарона, и скажи им: из-за мертвого не лишит себя чистоты в народе своем» (Ваикра, гл. 21, ст. 1). 

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Ваикра, гл.26) сказано, что Аарон удостоился этой главы, благодаря своей богобоязненности.

В связи с этим, было бы интересно узнать, какая связь существует между богобоязненностью и духовной нечистотой (тумой; подробнее о терминах тума и таме — см. на сайте, например, в обзоре недельной главы Тазриа, первый годовой цикл обсуждения) умершего. Ведь именно этим законам посвящена наша недельная глава.

И еще хотелось бы узнать, почему коэнам запрещено принимать участие в похоронах и прикасаться к покойному? Ведь последние почести, которые оказывают умершему, содействие его погребению — это самое истинное милосердие, поскольку оно совершается не ради выгоды. Покойный уже не оплатит потраченное на него время и силы.

Участие в похоронах относится к тем заповедям, плоды исполнения которых человек пожинает в этом мире, а награда за исполнение — сохраняется для него в мире Грядущем.

Так почему же коэны лишены возможности исполнить такую важную заповедь?

В Талмуде (трактат Берахот, лист 5) говорится о противостоянии дурному началу и способах борьбы с ним: вначале, пусть человек постарается использовать ресурсы своего доброго начала, а если это не поможет — пусть углубится в изучение Торы. Если же и это не принесет плоды — пусть прочтет молитву Шма.

В качестве крайнего средства — Учителя рекомендуют вспомнить о смерти. Понимание, что человек — смертен и что, в конце концов, придется на Небе держать ответ за свои поступки, способно удержать любого от ошибки.

Итак, все зависит от уровня человека. Кому-то достаточно сил его доброго начала, кто-то нуждается в более сильнодействующих средствах — изучении Торы или молитве Шма. Помнить о смерти — самый низший уровень. Именно его мог достичь лучший римский полководец, которому во время триумфального шествия твердил находящийся сзади раб: «помни, что ты смертен». 

Аарон, безусловно, духовно превосходил римского полководца. Он не нуждался в напоминании о смерти.

Аарон обладал богобоязненностью, поэтому и удостоился недельной главы, в которой сказано: «Из-за мертвого не лишит себя духовной чистоты в народе своем».

И не только он, но — и все его потомки, коэны, не нуждаются в напоминании о смерти, чтобы справиться с дурным началом, поскольку богобоязненность передалась и им.

на основе комментария рава Авраама Нешера-Адлера

(автор труда «Пирхей Шошаним», Иерусалим, 1894-1969 гг.)

 

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «ЭМОР»

Место в Торе: Ваикра, гл. 21, ст. 1 — гл. 24, ст. 21

Почему глава так называется?

По первой фразе, в которой говорится: “И Творец сказал Моше: скажи коэнам (служителям Храма), сынам Аарона…”.

Эмор в переводе с иврита — скажи.

Обсуждение главы Эмор

1. Моше, Шауль и коэны

Наша недельная глава начинается обращением Всевышнего к Моше. И здесь мы читаем: «Скажи коэнам, сынам Аарона, и скажи им…» (Ваикра, гл. 21, ст. 1).

И сразу возникает вопрос: для чего понадобилось повторение — «скажи коэнам» и «скажи им»?

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Ваикра, гл. 26) говорится, что этот фрагмент имеет отношение к царю Шаулю. О нем в Танахе написано: «И переоделся Шауль, надев иное платье, и пошел сам и два человека с ним, и пришли они к той женщине ночью» (Первая книга пророка Шмуэля, гл. 28, ст. 8).

Для чего нам, спрашивается, знать, что визит к женщине (а эта женщина умела вопрошать мертвых) состоялся именно ночью?

Речь идет не о времени суток, — отмечают Учителя в Мидраше, — но о душевном состоянии Шауля и его спутников. На душе у них была ночь. Мрачные предчувствия одолевали Шауля. И действительно, на следующий день он и его сыновья погибли в бою с плиштим (филистимлянами).

Всевышний, как сообщает Мидраш, показал это Моше Рабейну.

— Первый царь, что встанет над сыновьями Твоими, будет пронзен мечом?! - воскликнул Моше.

— Не спрашивай об этом у Меня, — ответил Всевышний, — спроси лучше у коэнов.

Дело в том, что по приказу царя Шауля был уничтожен мечом целый город коэнов, под названием Нов. Кровь коэнов взывала к отмщению. Поэтому Шауль тоже пал от меча.

Но что заставило Шауля проявить подобную жестокость?

В городе Нов принимали Давида с царскими почестями. Шауль воспринял это как бунт и велел предать бунтовщиков смерти. Выходит, коэны взбунтовались против царя?

Пророк Шмуэль накануне помазал Давида на царство. Значит, Давид тогда был царем, и коэны вполне заслужено оказали ему царский прием.

Но не так-то все просто. В Талмуде (трактат Мегила, лист 14) рассказывается, что человек по имени Наваль отплатил Давиду злом за добро. И Давид решил его наказать. Тогда Авигайль, жена Наваля, показала Давиду ткань с пятном крови и спросила: чистая ли это кровь или месячные выделения?

— Не выносят решения по законам семейной чистоты ночью, — резонно сказал ей Давид.

— А смертные приговоры ночью выносят? — возразила ему Авигайль.

— Здесь все ясно как день, твой муж виновен в преступлении против царя.

— Но Шауль пока еще жив, — произнесла Авигайль, — а известие о твоем воцарении еще не распространилось в народе.

И Давид принял ее доводы. Он не только согласился с ней, не только признал ее правоту, но и поблагодарил за разумный совет. «И благословен разум твой, — сказал он женщине. — И благословенна ты, что не допустила меня ныне идти на кровопролитие и совершить расправу рукою моею» (Первая книга пророка Шмуэля, гл. 25, ст. 33).

Возвращаясь к Навалю, заметим: хоть и спасла его от меча Давида мудрая жена — недолго ему оставалось ходить по земле. Через десять дней после описанных здесь событий, Всевышний взял его душу на Небо. Таким образом, Наваль оправдал свое имя не только жизнью (наваль в переводе с иврита — «подлец»), но — и своей смертью (слово «наваль» — производное от того же корня, что и слово «невела», что в переводе означает — «падаль»).

Отметим, что «падалью» называют существо, которое умерло своей смертью, чаще всего — от болезни (как и было в случае с Навалем). Если же оно погибло от нападения хищника или от раны, нанесенной мечом, это уже — «трефа».

Выходит, если бы Давид убил Наваля мечом, это было бы неправильно. Ведь в имени Наваля — другой корень. Корень, созвучный со словом «невела», то есть — падаль.

Но вернемся к вопросу Моше: «Первый царь, что встанет над сыновьями Твоими, будет пронзен мечом?».

Моше не случайно подчеркивает, что Шауль — царь. Так он намекает на довод, который привела Давиду Авигайль.

Трагедия города Нов, города коэнов, произошла, когда Давид, хоть уже и был помазан на царство, но фактическая власть еще оставалась в руках Шауля.

Моше неспроста упоминает и меч. Даже, если Шауль заслуживает смерти, почему он погиб от меча? Почему его смерть сопровождалась тяжелым поражением еврейской армии, гибелью его сыновей, в том числе, Йонатана — близкого друга Давида? Почему нельзя было прибрать его также тихо, как Наваля?

— Не спрашивай об этом у Меня, — ответил Всевышний. — Спроси лучше у коэнов. Кровь убитых коэнов взывает к отмщению.

Давид собирался поразить мечом не только Наваля, но и всех мужчин в его доме. Потом, как мы видели, Давид простил Навалю его прегрешение. Но пренебрежительное отношение к царю, неуважение к нему не может быть прощено, даже, если и царь простит. Поэтому Всевышний взыскал с Наваля. Но только с него. 

Коэны не простили Шаулю, учиненную бойню. Поэтому и цена столь высока. 

Теперь мы можем понять почему во фрагменте, с обсуждения которого мы начали этот обзор, Всевышний дважды говорит Моше: «скажи коэнам».

Первый раз — это ответ, почему за прегрешение Шауля расплата столь высока. Спроси об этом у коэнов, — говорит Всевышний, — скажи им, не Мне. 

— Но ведь цена могла быть и не столь высока, — продолжает вопрошать Моше. — Как, например, в случае с Навалем: изначально, уничтожению подлежали все мужчины в его доме, но в итоге, умер только он сам.

И снова Всевышний отсылает Моше к коэнам. Коэны не простили Шауля.

Скажи коэнам, проси их, их увещевай. И если они примирятся с Шаулем — цена будет иной.

на основе комментариев раби Авраама-Мордехая Алтера

(Ребе Гурских хасидов; чаще упоминается под “псевдонимом”, образованным от названия серии его книг — Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)

и рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

 

2. Прививка от гордыни

Наша глава начинается с повеления Всевышнего: «Скажи коэнам, сынам Аарона…» (Ваикра, гл. 21, ст. 1).

Далее приведены законы, относящиеся только к коэнам. Законы, которые выделяют коэнов из среды остальных евреев.

Коэны избраны, чтобы осуществлять служение в Храме и благословлять народ. В Храме они могли находиться в таких местах, куда всем остальным евреям вход был воспрещен. Коэны ели части приношений, на которые, кроме них, больше никто не смел покуситься. Словом, коэны были особо отмечены Всевышним и выделены из всего еврейского народа.

Такое положение вещей легко могло заронить в сердце того или иного коэна семена гордыни. А гордыня, как известно — мощнейшее препятствие для установления связи с Творцом. Коэн-гордец зря ест коэнский хлеб. Его служение не дает никаких результатов, кроме — негативных.

Чем отличается гордыня от гордости? Человек по праву может гордиться только тем, чего сам добился. Добился самостоятельно — благодаря своему труду, способностям и талантам.

Если же на человека что-то, как говорится, «свалилось с Неба», и он кичится этим, речь уже идет о гордыне. Поэтому глупо выглядит тот, кто задирать нос из-за своего, скажем, происхождения. Хорошая родословная поднимает в цене лошадей и собак, но человеку не пристало кичится тем, что он по счастливому стечению обстоятельств он родился, к примеру, у знатных родителей.

Тора обращается к адекватным людям. Поэтому, перед тем как излагать законы, подчеркивающие особый статус коэнов, в ней дается небольшая оговорка: «Скажи коэнам, сынам Аарона». То есть — скажи коэнам, что Всевышний выделил их не за личные доблести, но лишь потому что они — сыны Аарона. Таким образом, прежде, чем сообщить об избранности коэнов, Тора делает им прививку от гордыни.

Наши Учителя, зная о губительных последствиях гордыни, всячески старались не дать ей пустить корни в своем сердце и помогали избавиться от нее ученикам и всем в их окружении.

Как-то люди, пришедшие на урок к раву Йосефу Хаиму (один из крупнейших Учителей Торы, как открытой ее части, так и закрытой — каббалы, автор десятков книг, в том числе — краткого кодекса законов, под названием Бен Иш Хай; вторая половина 19-го века – первая половина 20-го, Багдад, Ирак) накануне шаббата, застали его в слезах. 

— Кто посмел обидеть раввина? Или, может, рабби заболел? — вопрошали люди, теряясь в догадках.

— Все обиды обходят меня стороной, не задевая, — поспешил успокоить их рав Йосеф Хаим. — Да и от болезней хранит меня Всевышний. Дело в том, сейчас у меня в доме был еврей, который вывозит мусор. Я предложил ему попробовать субботние блюда. Но он ответил мне, что в жизни никогда не ел чужого, и всегда питается только тем, что сам купил и сам приготовил — то есть тем, что ему принадлежит.

— Я столько времени посвящаю изучению Торы и совершенствованию мидот (качеств характера), но даже не приблизился к уровню этого простого еврея, — сокрушался рав Йосеф Хаим. Ведь сказано в Талмуде (трактат Берахот, лист 8): тот, кто живет плодами своих рук предпочтительней обладающего богобоязненностью. 

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

 

 

3. Коэны: простой и главный

Начало нашей недельной главы, как очевидно, требует объяснения. Почему написано: «Скажи коэнам, сынам Аарона, и скажи им» (Ваикра, гл. 21, ст. 1)? Для чего понадобилось удвоение: скажи, да скажи? И почему — «скажи им»? Ведь после того, что написано — «скажи коэнам, сынам Аарона», уже понятно, к кому обращены слова Всевышнего. И второй раз достаточно было бы написать просто — «скажи».

В Талмуде (трактат Кидушин, лист 39) Учителя сформулировали важное правило: награда за исполнение заповедей дожидается человека в Будущем мире, а в нашем мире награды нет. 

Хида (раби Хаим-Йосеф-Давид бар Ицхак-Зрахья Азулай, Эрец Исраэль, 1724–1806 гг.) в своей книге Дваш ле-фи пишет, что за то, что человек слушает слова Торы — дают ему награду еще при жизни. 

В нашем фрагменте первое «скажи» выражает саму заповедь, второе — связанные с ней законы. Таким образом, Всевышний говорит Моше, чтобы он сообщил коэнам, сынам Аарона, повеление об исполнении заповеди, а за это им обещана награда в будущем. И также — передать им слова Торы, выслушав которые, они получат награду еще при жизни. Поэтому и сказано «им» — им на пользу.

В Торе сказано, что коэнам запрещено оскверняться прикосновением к мертвому. Ведь такое прикосновение делает человека духовно нечистым (таме; подробнее о значении термина — см. на сайте, к примеру, в обзоре недельной главы Тазрия, первый годовой цикл обсуждения). Но ситуация в корне меняется, если умирает кто-то из близких. Конечно же, даже самый родной и близкий человек, умирая, превращается в источник тумы (духовной нечистоты). И коэн воспринимает ее точно так же, как любой другой еврей. Только в Торе не запрещается коэнам принимать нечистоту смерти, если она исходит от близкого родственника.

«Скажи коэнам, сынам Аарона», что им нельзя прикасаться к мертвому. «Скажи им» (второй раз), что в случаях, когда умирает ближайший родственник, коэны — могут участвовать в похоронах. В Торе дважды повторяется слово «скажи», потому что здесь говорится о двух разных законах.

Интересно, что на Аарона второе правило — не распространяется. Ему запрещено самому хоронить даже ближайшего родственника.

Как это объясняется?

Аарон был избран Всевышним благодаря своим личным качествам. Благодаря тем качествам, которые он взрастил в себе и воспитал. В этом не было заслуги его родных и близких. Поэтому Творец и не разрешил ему оскверняться ими.

Стремление к миру, любовь к Торе и к другим евреям настолько были сильны в Аароне, что он смог передать эти качества своим потомкам. Поскольку любой простой коэн получает такой статус исключительно благодаря своему происхождению, благодаря тому, что он — сын Аарона, а за личные достоинства — ему запрещается оскверняться мертвым, делая исключение для самых близких родственников, символизирующих прямую и непрерывную связь — основную причину его избранности, его коэнства.

Это — о простом коэне. Но главный коэн (на иврите — коэн гадоль) — олицетворение Аарона. Коэн гадоль подобен Аарону во всем. В том числе — и в запрете оскверняться умершими даже в том случае, если они — самые близкие родственники.

О главном коэне сказано, что и в то время, когда хороняи его отца или мать — он не вправе покинуть Храм и обязан продолжать служение, потому что «венец масла помазания от Всевышнего его на нем» (Ваикра, гл. 21, ст. 12). Масло помазания от Всевышнего, которое стало ему венцом — не позволяет главному коэну оскверниться даже самым родным и близким умершим человеком.

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

 

4. Учиться воспитанию у коэнов

 

В нашей недельной главе читаем: «Скажи коэнам, сынам Аарона, и скажи им: из-за мертвого не лишит себя духовной чистоты в народе своем» (Ваикра, гл. 21, ст. 1). 

Речь здесь идет речь о воспитании, — поясняет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век).

Говорится в Талмуде (трактат Йевамот, лист 114), что повеление Торы — «скажи коэнам», а затем еще раз — «и скажи», дается, чтобы предостеречь взрослых, воспитывающих детей (т. е. взрослые обязаны заботиться о том, чтобы дети не нарушили запрет).

Возникает вопрос: почему о воспитании детей говорится именно здесь? Ведь любая заповедь Торы содержит в себе воспитательный смысл. А наиболее известная книга, в которой разъясняются все 613 заповедей, называется — Сефер hа-Хинух («Книга о воспитании еврея»; имя автора — неизвестно, мы знаем лишь, что он жил в 14-м веке, в Испании, в Барселоне, и принадлежал роду Леви).

Так почему же именно этот фрагмент, по мнению Учителей — наиболее ярко раскрывает тему воспитания?

В этом отрывке мы получаем наставление, согласно которому каждому еврею нужно воспитывать детей так, как воспитывает сыновей коэн.

Коэн, например, говорит своему сыну:

— И я, и мой отец, и отец моего отца — мы всегда избегали осквернения мертвым. Мы не ходили на кладбище, мы не приближались к могилам, не участвовали в похоронах, не притрагивались к телу умершего и даже не находились под одной крышей с ним. И ты, сын, всегда должен поступать также.

— Но я видел, что сосед наш, Рувен, прекрасно живет, не выполняя ничего из сказанного тобой, отец, — возражает сын.

— Рувен — не коэн, поэтому он живет иначе. И в этом нет ничего плохого. Но я и ты, нас выделил Всевышний, мы несем в себе особую святость, которая не позволяет нам многое из того, что дозволено Рувену.

Это и есть правильный подход к воспитанию. Если вам не нравится поведение кого-то из приятелей вашего сына, не спешите объявлять того бандитом и разгильдяем. Лучше попробуйте убедить сына, что ему не пристало вести себя так. Объясните ему, что он — другой. Что он избран для важной цели, такой — что только ему по плечу.

Когда я был маленьким, мой отец часто играл со мной в игру, в которой я был принцем. И я четко усвоил, что царские дети в своем поведении отличаются от остальных. Благодаря этой игре, очень быстро вошедшей в жизнь — а у детей именно так и бывает — я, хоть и вырос, но до сих пор соблюдаю усвоенные с детства правила. И до сих пор никто не жалуется на мое поведение.

Теперь у меня самого растут дети — принцы и принцессы. Избранные, уникальные и неповторимые, которые просто не могут совершить поступок недостойный их семьи, их рода. Придет время, и, глядя уже на их «маленьких принцев», каждый будет понимать: эти — точно царского рода. 

Как-то к раву Цви-Песаху Франку (главный раввин Иерусалима; Литва – Эрец Исраэль, первая половина 20-го века), пришел юноша, учащийся йешивы. И задал вопрос из области «запрещено или разрешено». Рав сначала дал разрешение, но какое-то сомнение все же беспокоило его. И он послал за юношей, который уже ушел.

— Из какой ты семьи? — задумчиво спросил рав вернувшегося и в недоумении переминавшегося с ноги на ногу парня.

Услышав уважаемую фамилию, которая принадлежала одному из основателей еврейской общины в Эрец Исраэль, рав Франк изменил свое прежнее решение.

— Тебе подобает устрожить в этом вопросе, — произнес он. — На продолжателе этого славного рода лежит большая ответственность…

на основе комментария рава Моше Гефена

(глава йешивы «Кнесет Ицхак», город Хадера, Израиль, наше время)

 

 

5. В чем Аарон превосходит римского полководца

 

Наша недельная глава посвящена законам, относящимся к Аарону и его сыновьям. Здесь мы читаем: «Скажи коэнам, сынам Аарона, и скажи им: из-за мертвого не лишит себя чистоты в народе своем» (Ваикра, гл. 21, ст. 1). 

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Ваикра, гл.26) сказано, что Аарон удостоился этой главы, благодаря своей богобоязненности.

В связи с этим, было бы интересно узнать, какая связь существует между богобоязненностью и духовной нечистотой (тумой; подробнее о терминах тума и таме — см. на сайте, например, в обзоре недельной главы Тазриа, первый годовой цикл обсуждения) умершего. Ведь именно этим законам посвящена наша недельная глава.

И еще хотелось бы узнать, почему коэнам запрещено принимать участие в похоронах и прикасаться к покойному? Ведь последние почести, которые оказывают умершему, содействие его погребению — это самое истинное милосердие, поскольку оно совершается не ради выгоды. Покойный уже не оплатит потраченное на него время и силы.

Участие в похоронах относится к тем заповедям, плоды исполнения которых человек пожинает в этом мире, а награда за исполнение — сохраняется для него в мире Грядущем.

Так почему же коэны лишены возможности исполнить такую важную заповедь?

В Талмуде (трактат Берахот, лист 5) говорится о противостоянии дурному началу и способах борьбы с ним: вначале, пусть человек постарается использовать ресурсы своего доброго начала, а если это не поможет — пусть углубится в изучение Торы. Если же и это не принесет плоды — пусть прочтет молитву Шма.

В качестве крайнего средства — Учителя рекомендуют вспомнить о смерти. Понимание, что человек — смертен и что, в конце концов, придется на Небе держать ответ за свои поступки, способно удержать любого от ошибки.

Итак, все зависит от уровня человека. Кому-то достаточно сил его доброго начала, кто-то нуждается в более сильнодействующих средствах — изучении Торы или молитве Шма. Помнить о смерти — самый низший уровень. Именно его мог достичь лучший римский полководец, которому во время триумфального шествия твердил находящийся сзади раб: «помни, что ты смертен». 

Аарон, безусловно, духовно превосходил римского полководца. Он не нуждался в напоминании о смерти.

Аарон обладал богобоязненностью, поэтому и удостоился недельной главы, в которой сказано: «Из-за мертвого не лишит себя духовной чистоты в народе своем».

И не только он, но — и все его потомки, коэны, не нуждаются в напоминании о смерти, чтобы справиться с дурным началом, поскольку богобоязненность передалась и им.

на основе комментария рава Авраама Нешера-Адлера

(автор труда «Пирхей Шошаним», Иерусалим, 1894-1969 гг.)

 

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Мой школьный друг оказался – евреем…


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля