ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА «ЭКЕВ»

Место в Торе: Дварим, гл. 7, ст. 12 — гл. 11, ст. 25.

Почему она так называется?

В первой фразе сказано: «И будет следствием принятия этих заповедей... Творец будет хранить брит (договор)... о котором поклялся отцам вашим».

Следствием (вследствие) на иврите — экев.

Обсуждение главы Экев

1. Хочешь измениться — учись

В Талмуде (трактат Кидушин, лист 40) сказано, что важность и значимость изучения Торы состоит в том, что оно приводит к исполнению заповедей. Ведь необразованный человек, согласитесь, не будет знать, как осуществлять заповеди. Он, необразованный, как написано в трактате Авот (гл.2, мишна 5) — не может быть хасидом, не может обладать благочестием. 

Об этом и говорится и в нашей главе. В ее тексте читаем: «И будет: за то, что станете слушать законы эти и соблюдать и исполнять их...» (Дварим, гл. 7, ст. 12).

«Слушать законы» здесь означает — изучать Тору. Словосочетание «соблюдать и исполнять их» — содержит в себе мысль, что изучение не должно быть формальным, чисто схоластическим; оно должно вести к соблюдению и исполнению.

Слово «отам» (в переводе с иврита — «их») написано в данном фрагменте в сокращенной форме — без буквы «вав». Его можно прочесть и иначе — как «атем» — «вас».

Кроме того, использованное в этом отрывке выражение «ва-аситем», которое мы перевели здесь, как — «исполнять», можно перевести и глаголом — «делать».

Таким образом, фразу из нашей главы можно понимать и так: «И будет: благодаря тому, что станете слушать законы эти — тем самым сделаете, создадите самих себя».

Изучение Торы помогает человеку выстроить себя, сформировать свою личность. Тот, кто приступает к изучению Торы, как бы создает себя заново.

Из букв составляющих слово «экев» («за то, что», «следствием того») — можно составить слово «кева» («постоянство»). И мы понимаем, что изучение Торы приносит плоды в том случае, если постоянно, изо дня в день изучаешь ее.

Сделай свою учебу постоянной, — наставляет нас Всевышний. — Ведь только такая учеба способна в корне изменить тебя.

Слово «экев», вынесенное в название нашей главы, употребляется также в значении — «пята».

Хасиды ходят по пятам за своим Ребе — куда бы он ни направился, перенимают его манеру одеваться, его привычки. Порой это доходит до абсурда.

Как-то в доме адмора (Ребе), во время авдалы (процедура отделения субботы или праздника от наступающих будней) разбился стакан. Жена адмора быстро подмела осколки, а веник, чтобы не пропустить слова благословений, входящих в состав авдалы — не вынесла из комнаты, оставила тут же, прислонив совок к столу.

С тех пор у хасидов этого направления появился обычай, во время авдалы ставить возле стола веник или метлу.

Поэтому Всевышний и наставляет нас: следовать по пятам за Ребе — не самоцель. Главное — слушать слова Торы, слетающие с его уст.

на основе комментариев рава Хаима Виталя

(Эрец Исраэль, вторая половина 16-го – начало 17-го вв.)

и раби Авраама-Мордехая Алтера

(Ребе Гурских хасидов; чаще упоминается под «псевдонимом», образованным от названия серии его книг — Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)

 

2. Одна заповедь и весь мир

«Всю заповедь, какую я заповедую тебе сегодня, — наставляет Всевышний в этой недельной главе, — соблюдайте и исполняйте, чтобы вы жили и умножались» (Дварим, гл. 8, ст. 1). 

Но что означает — «всю заповедь»?

Очевидно, что подразумеваются — все заповеди, — пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век).

Но почему бы тогда прямо так и не написать — «все заповеди»? Для чего понадобилась эта странная форма — «вся заповедь»?

Чтобы люди, — снова приходит на помощь Раши, — не бросали добрые дела на полдороге. Доброе дело называют именем того, кто его завершил.

Помните историю с костями Йосефа?

Написано в Танахе (книга пророка Йегошуа, гл. 24, ст. 32), что останки Йосефа «вынесли сыны Израиля из Египта и захоронили в Шхеме».

Но разве не Моше лично занимался розыском и эвакуацией останков Йосефа?

Да, Моше действительно приложил для этого немало усилий. Однако потому что он не успел завершить это дело, и завершили его сыны Израиля, оно, как сказано в Мидраше Танхума — засчитывается сынам Израиля.

Впрочем, не только о завершении речь. 

Бывает, человек накладывает тефиллин, а он у него на бок съехал, или сошла краска с ремешка, или буковка на вложенном в нем отрывке из Торы стерлась. И остался человек без заповеди, как будто и не исполнял ее вовсе.

Или, допустим, соблюдение законов шаббата. Нельзя выполнять их примерно, в общих чертах.

В предисловии к законам шаббата в Мишне Бруре (6-томный сборник комментариев к разделу Орах Хаим в Шульхан Арухе; составитель Хафец Хаим — раби Исраэль hа-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века) ясно сказано, что тот, кто досконально не изучил эти законы — непременно ошибется и что-то нарушит. 

Теперь понятно, почему Всевышний требует от нас соблюдения «всей заповеди» — включая детали и нюансы. Ведь в противном случае, заповедь не будет исполнена. 

Кто-то может сказать: к чему такая щепетильность, такое внимание к мелочам? Подумаешь, одна заповедь! Не засчитается эта, зачтется — другая!

Но сказано в Талмуде (трактат Кидушин, лист 40): исполнивший даже одну заповедь, склоняет чашу весов в сторону заслуг, в сторону спасения — причем, не только своего, но и всего мира.

Обратите внимание: наш отрывок начинается обращением в единственном числе — «всю заповедь, какую я заповедую тебе. А завершается во множественном — «чтобы вы жили и умножались».

Выходит, соблюдение одним человеком одной только заповеди, приносит пользу многим — наполняет мир добром и Светом, поддерживающим жизнь.

Написано в Танахе: «Поэтому расширилась преисподняя и разинула пасть свою безмерно» (книга пророка Йешаягу, гл. 5, ст. 14). 

Использованное в тексте оригинала выражение — «ли-вли хок» мы перевели здесь словом — «безразмерно». Но оно также намекает и на отрицание, нарушение закона. Значит, если человек нарушил заповедь — он раскрыл пасть преисподней. Если же исполнил заповедь — заткнул ей пасть. 

на основе комментариев великого Ари

(раби Ицхак Лурия Ашкенази, один из крупнейших каббалистов; Эрец Исраэль, 16-й век)

и рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

3. Все зависит от тебя

Написано в нашей недельной главе: «Всю заповедь, какую я заповедую тебе сегодня, соблюдайте и исполняйте, чтобы вы жили и умножались» (Дварим, гл. 8, ст. 1). 

Но ведь в Торе 613 заповедей! Почему же сказано — «всю заповедь» (в единственном числе)? 

Мысль о существовании 613-ти заповедей, может ввергнуть человека в отчаяние. Разве можно справиться с таким количеством? Да на это — всей жизни не хватит! Поэтому и наставляет Всевышний: для начала сосредоточься только на одной — на той, что тебе сейчас предстоит исполнить. Исполни одну, но зато — как следует. Исполни ее «всю» — следуя всем предписаниям, от начала и до конца, наилучшим образом. И тогда ты увидишь, что «заповедь, — как говорится в трактате Авот (гл. 4, мишна 2), — притягивает заповедь».

Исполнив одну заповедь, ты получишь возможность исполнить другую. Ведь «награда за выполнение заповеди — новая заповедь» (там же). И так, идя по жизни и нанизывая заповеди одну за другой, ты соберешь прекрасное ожерелье, которое не только украсит тебя в этом мире, но и единственным из всех украшений — останется с тобой в мире Грядущем.

Твои золотые часы, запонки и зажим для галстука, которые ты с гордостью носил, в конце концов, достанутся сыну или зятю, а может, попадут в ломбард, или просто будут пылиться на дне нижнего ящика, вместе с другим хламом, не нашедшим применения. Но заповеди, прекрасные заповеди, исполненные тобой, продолжат служить украшением тебе и защитой твоим детям и близким. 

Поэтому перед выполнением заповеди мы читаем благословение, в котором сказано: «...освятивший нас своими заповедями». Всеми — не только этой одной. Ведь эта — послужит ключом к следующей, и так до бесконечности, сколько хватит духовных сил. 

Девятого Ава читают свиток Эйха. В его тексте есть такие слова: «Не из уст ли Всевышнего исходят бедствия и благо?» (гл. 3, ст. 38). 

Чувствуете не соответствие?

Казалось бы, здесь слово «благо» должно было бы стоять во множественном числе («блага»). Ведь слово «бедствия» — во множественном. 

Первое благо дается человеку вне зависимости от его заслуг, так сказать — авансом. И от того, как он распорядится этим, самым первым благом — зависят последующие. Поэтому «благо» совершенно справедливо стоит в единственном числе.

В Талмуде (трактат Йома, лист 39) Учителя говорят, что мы должны помнить, что «стоит человеку освятить себя хотя бы чуть-чуть — его освящают со всей щедростью. Человек освящает себя снизу, в ответ, его освящают Свыше».

на основе комментария рава Шабтая Коэна

(автор книги «Сифтей Коэн», Польша, 1622-1663 гг.)

 

4. Согласие в семье

 

В нашей недельной главе читаем: «И будешь есть и насытишься, и благословишь Всевышнего» (Дварим, гл. 8, ст. 10).

Детально изучая эту фразу, наши Учителя приходят к выводу, что в ней говорится и об обязанности произносить молитву после еды (в нашей традиции она называется — Биркат а-мазон). Смысл и предназначение этой молитвы мы лучше поймем с помощью притчи. 

У одного вдовца был сын. «У ребенка должна быть мать», — подумал вдовец. И женился на женщине, у которой была дочь от предыдущего брака.

Соглашаясь на этот брак, женщина руководствовалась точно таким же соображением — «у девочки должен быть отец».

И вот, перед нами — семья, созданная в заботе о детях. Но что происходит потом?

Муж подозревает жену, что та отдает своей дочери все самое лучшее. Жена же подозревает мужа в том, что он потакает своему сыну — в ущерб ее дочери.

На самом деле все так и было. Никто не станет любить чужого ребенка точно так же, как своего. Получается, что забота о детях, которая стала причиной создания этой семьи — теперь может стать причиной ее распада.

Но вот дети подросли, и было решено поженить их. Свадьба коренным образом меняет ситуацию. С точки зрения женщины, чужой сын, беря в жены ее родную дочь — тоже становится родным. Того же мнения придерживается и мужчина. Жена его сына и ему — не чужая. Теперь забота родителя распространяется не только на своего ребенка, но и на его жену.

Мы видим, что в результате забота о детях послужила укреплению семьи.

О чем же поведала нам эта притча? Какой намек скрыт за ее содержанием?

Человек — это душа и тело. Духовность и материя. Между этими «супругами» порой возникает напряженность и непонимание. Ведь душа тянется к заповедям, к Торе, а тело — к плотским наслаждениям.

И все же — есть возможность установить мир и согласие в семье. Еда, вкусная еда. Она, безусловно, порадует тело. Но если человек, вкушая ее, осознает, что пропитание посылает Творец, что пища дает силы для служения Ему, и, получая удовольствие от изысканных блюд, не забывает благодарить Всевышнего, благословляет Его в начале трапезы и в конце — не только тело насладится этой трапезой, но и душа, безусловно, испытает удовлетворение.

Из этих же соображений — установление гармонии между душой и телом — Учителя настоятельно рекомендуют совмещать трапезу с изучением Торы (Пиркей Авот — «Наставления Отцов», гл. 3, мишна 3).

Раби Овадья из Бартануры (один из крупнейших комментаторов Мишны, родился в Италии — город Бартанура, переехал в Эрец Исраэль, был главным раввином Иерусалима; середина 15-го — начало 16-го вв.) в своем комментарии отмечает, что чтение Биркат а-мазон вполне может заменить обеденную учебу. 

Однако некоторые раввины, открывая в этом иную грань Истины, говорят, что Биркат а-мазон не заменяет изучение Торы во время еды.

Чтобы правильно воспринимать их позицию, надо знать, раби Овадья из Бартануры и раввины, открывающие иную грань Истины, высказывая свою точку зрения, подразумевают разных людей.

Комментарий раби Овадьи рассчитан на человека, который садится за трапезу с ощущением, что все, что у него на столе — от Всевышнего, а в конце трапезы — от всего сердца благословляет Его. И это — прекрасная учеба.

Но тот, кто и во время трапезы и в конце — погружен в свои «приземленные» мысли и читает Биркат а-мазон «на автомате», не вдумываясь в слова, как какое-то шаманское заклинание — такому человеку действительно есть чему поучиться, в том числе — и за столом.

на основе комментариев Магида из Дубны

и раби Ицхака-Меира Альтера из г. Нова-Гура

(основатель движения Гурских хасидов; имя Хидушей а-Рим получил по названию написанной им книги Хидушей а-Рим; Польша, конец 18-го – первая половина 19-го вв.)

 

 

5. Не критиковать Всевышнего. Никогда

 

Всевышний сорок лет водил евреев по пустыне. Но с какой целью? Ответ содержится в нашей главе.

Сказано здесь: «Чтобы смирить тебя, испытать тебя, знать, что в сердце твоем: будешь ли соблюдать Его заповеди, или нет?» (Дварим, гл. 8, ст. 2).

Это — всем нам урок. Всевышний подвергает человека испытанию, чтобы проверить — станет ли тот критиковать Его, усомнится ли в справедливости Его деяний?

Хафец Хаим (раби Исраэль а-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века) называет критику Всевышнего самым тяжким прегрешением.

Купаясь в благополучии — легко быть благодарным Творцу. Но как ты отреагируешь, если вдруг (ни про кого не будь сказано!) в твой дом постучится беда?

В наше время, именно в наше (раньше люди были менее самонадеянные) — частенько можно услышать: «со мной это не случится». Но именно об этом и предупреждает Тора — «И будет: когда услышишь слова этой клятвы, и благословишься в сердце своем, говоря: Мир будет мне, когда по произволу сердца моего ходить буду» (Дварим, гл. 29, ст. 18).

Какое же за это наказание?

О нем говорится в следующей же фразе — «Не изволит Всевышний простить ему» (там же, ст. 19).

Самонадеянные люди лишаются возможности раскаяться, лишаются возможности вернуться к Творцу, то есть — сделать тешуву

Таким образом, если живет человек, который исполняет заповеди Торы, но не верит ни в награду, причитающуюся за них, ни в наказание за совершение прегрешений — выполненные им заповеди ничего не стоят. Ведь у того, кто не верит в столь важный принцип Торы — нет шансов приблизиться к Всевышнему. И сколько бы заповедей он не исполнил — он будет по-прежнему далек от Него.

Истинное величие человека видно по его поведению в минуты испытаний.

Раввин, глава одной из еврейских общин Европы, вместе со своим сыном-подростком приехал в Израиль в канун Песаха — испечь мацу для праздника. Обеспечить мацой целую общину — что может быть благородней этого?! Но пока они трудились на благо людей, произошло несчастье. В производственном процессе, что-то пошло не так, и юноша, сын раввина, лишился руки.

Как отреагировал на это его отец?

Мальчик, трудившийся над выполнением такой важной заповеди, причем — не личной, но — общественной, неужели он заслужил такую участь?!

Когда ребенку оказали первую помощь, раввин задумался над вопросом, который не был обращен к Творцу.

Сын раввина был левшой, поэтому он накладывал тефиллин на правую руку. Сейчас, в результате несчастья он лишился левой руки, значит правая — стала основной. Но тефиллин принято накладывать на ту руку, что слабее. Как же ему быть теперь?

Да, именно этот вопрос занимал отца, сын которого, только что, у него на глазах, лишился руки.

Этот вопрос, кстати сказать, подробно рассматривается в сборнике галахических вопросов под названием Циц Элиэзер (часть 18, гл. 3).

Община, раввин которой так воспринимает испытания, может быть абсолютно спокойна. С таким раввином, она — как за каменной стеной.

на основе комментария рава Ицхака Зильберштейна

(Израиль, наше время)

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «ЭКЕВ»

Место в Торе: Дварим, гл. 7, ст. 12 — гл. 11, ст. 25.

Почему она так называется?

В первой фразе сказано: «И будет следствием принятия этих заповедей... Творец будет хранить брит (договор)... о котором поклялся отцам вашим».

Следствием (вследствие) на иврите — экев.

Обсуждение главы Экев

1. Хочешь измениться — учись

В Талмуде (трактат Кидушин, лист 40) сказано, что важность и значимость изучения Торы состоит в том, что оно приводит к исполнению заповедей. Ведь необразованный человек, согласитесь, не будет знать, как осуществлять заповеди. Он, необразованный, как написано в трактате Авот (гл.2, мишна 5) — не может быть хасидом, не может обладать благочестием. 

Об этом и говорится и в нашей главе. В ее тексте читаем: «И будет: за то, что станете слушать законы эти и соблюдать и исполнять их...» (Дварим, гл. 7, ст. 12).

«Слушать законы» здесь означает — изучать Тору. Словосочетание «соблюдать и исполнять их» — содержит в себе мысль, что изучение не должно быть формальным, чисто схоластическим; оно должно вести к соблюдению и исполнению.

Слово «отам» (в переводе с иврита — «их») написано в данном фрагменте в сокращенной форме — без буквы «вав». Его можно прочесть и иначе — как «атем» — «вас».

Кроме того, использованное в этом отрывке выражение «ва-аситем», которое мы перевели здесь, как — «исполнять», можно перевести и глаголом — «делать».

Таким образом, фразу из нашей главы можно понимать и так: «И будет: благодаря тому, что станете слушать законы эти — тем самым сделаете, создадите самих себя».

Изучение Торы помогает человеку выстроить себя, сформировать свою личность. Тот, кто приступает к изучению Торы, как бы создает себя заново.

Из букв составляющих слово «экев» («за то, что», «следствием того») — можно составить слово «кева» («постоянство»). И мы понимаем, что изучение Торы приносит плоды в том случае, если постоянно, изо дня в день изучаешь ее.

Сделай свою учебу постоянной, — наставляет нас Всевышний. — Ведь только такая учеба способна в корне изменить тебя.

Слово «экев», вынесенное в название нашей главы, употребляется также в значении — «пята».

Хасиды ходят по пятам за своим Ребе — куда бы он ни направился, перенимают его манеру одеваться, его привычки. Порой это доходит до абсурда.

Как-то в доме адмора (Ребе), во время авдалы (процедура отделения субботы или праздника от наступающих будней) разбился стакан. Жена адмора быстро подмела осколки, а веник, чтобы не пропустить слова благословений, входящих в состав авдалы — не вынесла из комнаты, оставила тут же, прислонив совок к столу.

С тех пор у хасидов этого направления появился обычай, во время авдалы ставить возле стола веник или метлу.

Поэтому Всевышний и наставляет нас: следовать по пятам за Ребе — не самоцель. Главное — слушать слова Торы, слетающие с его уст.

на основе комментариев рава Хаима Виталя

(Эрец Исраэль, вторая половина 16-го – начало 17-го вв.)

и раби Авраама-Мордехая Алтера

(Ребе Гурских хасидов; чаще упоминается под «псевдонимом», образованным от названия серии его книг — Имрей Эмет; Польша – Израиль, середина 20-го века)

 

2. Одна заповедь и весь мир

«Всю заповедь, какую я заповедую тебе сегодня, — наставляет Всевышний в этой недельной главе, — соблюдайте и исполняйте, чтобы вы жили и умножались» (Дварим, гл. 8, ст. 1). 

Но что означает — «всю заповедь»?

Очевидно, что подразумеваются — все заповеди, — пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век).

Но почему бы тогда прямо так и не написать — «все заповеди»? Для чего понадобилась эта странная форма — «вся заповедь»?

Чтобы люди, — снова приходит на помощь Раши, — не бросали добрые дела на полдороге. Доброе дело называют именем того, кто его завершил.

Помните историю с костями Йосефа?

Написано в Танахе (книга пророка Йегошуа, гл. 24, ст. 32), что останки Йосефа «вынесли сыны Израиля из Египта и захоронили в Шхеме».

Но разве не Моше лично занимался розыском и эвакуацией останков Йосефа?

Да, Моше действительно приложил для этого немало усилий. Однако потому что он не успел завершить это дело, и завершили его сыны Израиля, оно, как сказано в Мидраше Танхума — засчитывается сынам Израиля.

Впрочем, не только о завершении речь. 

Бывает, человек накладывает тефиллин, а он у него на бок съехал, или сошла краска с ремешка, или буковка на вложенном в нем отрывке из Торы стерлась. И остался человек без заповеди, как будто и не исполнял ее вовсе.

Или, допустим, соблюдение законов шаббата. Нельзя выполнять их примерно, в общих чертах.

В предисловии к законам шаббата в Мишне Бруре (6-томный сборник комментариев к разделу Орах Хаим в Шульхан Арухе; составитель Хафец Хаим — раби Исраэль hа-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века) ясно сказано, что тот, кто досконально не изучил эти законы — непременно ошибется и что-то нарушит. 

Теперь понятно, почему Всевышний требует от нас соблюдения «всей заповеди» — включая детали и нюансы. Ведь в противном случае, заповедь не будет исполнена. 

Кто-то может сказать: к чему такая щепетильность, такое внимание к мелочам? Подумаешь, одна заповедь! Не засчитается эта, зачтется — другая!

Но сказано в Талмуде (трактат Кидушин, лист 40): исполнивший даже одну заповедь, склоняет чашу весов в сторону заслуг, в сторону спасения — причем, не только своего, но и всего мира.

Обратите внимание: наш отрывок начинается обращением в единственном числе — «всю заповедь, какую я заповедую тебе. А завершается во множественном — «чтобы вы жили и умножались».

Выходит, соблюдение одним человеком одной только заповеди, приносит пользу многим — наполняет мир добром и Светом, поддерживающим жизнь.

Написано в Танахе: «Поэтому расширилась преисподняя и разинула пасть свою безмерно» (книга пророка Йешаягу, гл. 5, ст. 14). 

Использованное в тексте оригинала выражение — «ли-вли хок» мы перевели здесь словом — «безразмерно». Но оно также намекает и на отрицание, нарушение закона. Значит, если человек нарушил заповедь — он раскрыл пасть преисподней. Если же исполнил заповедь — заткнул ей пасть. 

на основе комментариев великого Ари

(раби Ицхак Лурия Ашкенази, один из крупнейших каббалистов; Эрец Исраэль, 16-й век)

и рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

3. Все зависит от тебя

Написано в нашей недельной главе: «Всю заповедь, какую я заповедую тебе сегодня, соблюдайте и исполняйте, чтобы вы жили и умножались» (Дварим, гл. 8, ст. 1). 

Но ведь в Торе 613 заповедей! Почему же сказано — «всю заповедь» (в единственном числе)? 

Мысль о существовании 613-ти заповедей, может ввергнуть человека в отчаяние. Разве можно справиться с таким количеством? Да на это — всей жизни не хватит! Поэтому и наставляет Всевышний: для начала сосредоточься только на одной — на той, что тебе сейчас предстоит исполнить. Исполни одну, но зато — как следует. Исполни ее «всю» — следуя всем предписаниям, от начала и до конца, наилучшим образом. И тогда ты увидишь, что «заповедь, — как говорится в трактате Авот (гл. 4, мишна 2), — притягивает заповедь».

Исполнив одну заповедь, ты получишь возможность исполнить другую. Ведь «награда за выполнение заповеди — новая заповедь» (там же). И так, идя по жизни и нанизывая заповеди одну за другой, ты соберешь прекрасное ожерелье, которое не только украсит тебя в этом мире, но и единственным из всех украшений — останется с тобой в мире Грядущем.

Твои золотые часы, запонки и зажим для галстука, которые ты с гордостью носил, в конце концов, достанутся сыну или зятю, а может, попадут в ломбард, или просто будут пылиться на дне нижнего ящика, вместе с другим хламом, не нашедшим применения. Но заповеди, прекрасные заповеди, исполненные тобой, продолжат служить украшением тебе и защитой твоим детям и близким. 

Поэтому перед выполнением заповеди мы читаем благословение, в котором сказано: «...освятивший нас своими заповедями». Всеми — не только этой одной. Ведь эта — послужит ключом к следующей, и так до бесконечности, сколько хватит духовных сил. 

Девятого Ава читают свиток Эйха. В его тексте есть такие слова: «Не из уст ли Всевышнего исходят бедствия и благо?» (гл. 3, ст. 38). 

Чувствуете не соответствие?

Казалось бы, здесь слово «благо» должно было бы стоять во множественном числе («блага»). Ведь слово «бедствия» — во множественном. 

Первое благо дается человеку вне зависимости от его заслуг, так сказать — авансом. И от того, как он распорядится этим, самым первым благом — зависят последующие. Поэтому «благо» совершенно справедливо стоит в единственном числе.

В Талмуде (трактат Йома, лист 39) Учителя говорят, что мы должны помнить, что «стоит человеку освятить себя хотя бы чуть-чуть — его освящают со всей щедростью. Человек освящает себя снизу, в ответ, его освящают Свыше».

на основе комментария рава Шабтая Коэна

(автор книги «Сифтей Коэн», Польша, 1622-1663 гг.)

 

4. Согласие в семье

 

В нашей недельной главе читаем: «И будешь есть и насытишься, и благословишь Всевышнего» (Дварим, гл. 8, ст. 10).

Детально изучая эту фразу, наши Учителя приходят к выводу, что в ней говорится и об обязанности произносить молитву после еды (в нашей традиции она называется — Биркат а-мазон). Смысл и предназначение этой молитвы мы лучше поймем с помощью притчи. 

У одного вдовца был сын. «У ребенка должна быть мать», — подумал вдовец. И женился на женщине, у которой была дочь от предыдущего брака.

Соглашаясь на этот брак, женщина руководствовалась точно таким же соображением — «у девочки должен быть отец».

И вот, перед нами — семья, созданная в заботе о детях. Но что происходит потом?

Муж подозревает жену, что та отдает своей дочери все самое лучшее. Жена же подозревает мужа в том, что он потакает своему сыну — в ущерб ее дочери.

На самом деле все так и было. Никто не станет любить чужого ребенка точно так же, как своего. Получается, что забота о детях, которая стала причиной создания этой семьи — теперь может стать причиной ее распада.

Но вот дети подросли, и было решено поженить их. Свадьба коренным образом меняет ситуацию. С точки зрения женщины, чужой сын, беря в жены ее родную дочь — тоже становится родным. Того же мнения придерживается и мужчина. Жена его сына и ему — не чужая. Теперь забота родителя распространяется не только на своего ребенка, но и на его жену.

Мы видим, что в результате забота о детях послужила укреплению семьи.

О чем же поведала нам эта притча? Какой намек скрыт за ее содержанием?

Человек — это душа и тело. Духовность и материя. Между этими «супругами» порой возникает напряженность и непонимание. Ведь душа тянется к заповедям, к Торе, а тело — к плотским наслаждениям.

И все же — есть возможность установить мир и согласие в семье. Еда, вкусная еда. Она, безусловно, порадует тело. Но если человек, вкушая ее, осознает, что пропитание посылает Творец, что пища дает силы для служения Ему, и, получая удовольствие от изысканных блюд, не забывает благодарить Всевышнего, благословляет Его в начале трапезы и в конце — не только тело насладится этой трапезой, но и душа, безусловно, испытает удовлетворение.

Из этих же соображений — установление гармонии между душой и телом — Учителя настоятельно рекомендуют совмещать трапезу с изучением Торы (Пиркей Авот — «Наставления Отцов», гл. 3, мишна 3).

Раби Овадья из Бартануры (один из крупнейших комментаторов Мишны, родился в Италии — город Бартанура, переехал в Эрец Исраэль, был главным раввином Иерусалима; середина 15-го — начало 16-го вв.) в своем комментарии отмечает, что чтение Биркат а-мазон вполне может заменить обеденную учебу. 

Однако некоторые раввины, открывая в этом иную грань Истины, говорят, что Биркат а-мазон не заменяет изучение Торы во время еды.

Чтобы правильно воспринимать их позицию, надо знать, раби Овадья из Бартануры и раввины, открывающие иную грань Истины, высказывая свою точку зрения, подразумевают разных людей.

Комментарий раби Овадьи рассчитан на человека, который садится за трапезу с ощущением, что все, что у него на столе — от Всевышнего, а в конце трапезы — от всего сердца благословляет Его. И это — прекрасная учеба.

Но тот, кто и во время трапезы и в конце — погружен в свои «приземленные» мысли и читает Биркат а-мазон «на автомате», не вдумываясь в слова, как какое-то шаманское заклинание — такому человеку действительно есть чему поучиться, в том числе — и за столом.

на основе комментариев Магида из Дубны

и раби Ицхака-Меира Альтера из г. Нова-Гура

(основатель движения Гурских хасидов; имя Хидушей а-Рим получил по названию написанной им книги Хидушей а-Рим; Польша, конец 18-го – первая половина 19-го вв.)

 

 

5. Не критиковать Всевышнего. Никогда

 

Всевышний сорок лет водил евреев по пустыне. Но с какой целью? Ответ содержится в нашей главе.

Сказано здесь: «Чтобы смирить тебя, испытать тебя, знать, что в сердце твоем: будешь ли соблюдать Его заповеди, или нет?» (Дварим, гл. 8, ст. 2).

Это — всем нам урок. Всевышний подвергает человека испытанию, чтобы проверить — станет ли тот критиковать Его, усомнится ли в справедливости Его деяний?

Хафец Хаим (раби Исраэль а-Коэн, один из крупнейших Учителей Торы первой половины 20-го века) называет критику Всевышнего самым тяжким прегрешением.

Купаясь в благополучии — легко быть благодарным Творцу. Но как ты отреагируешь, если вдруг (ни про кого не будь сказано!) в твой дом постучится беда?

В наше время, именно в наше (раньше люди были менее самонадеянные) — частенько можно услышать: «со мной это не случится». Но именно об этом и предупреждает Тора — «И будет: когда услышишь слова этой клятвы, и благословишься в сердце своем, говоря: Мир будет мне, когда по произволу сердца моего ходить буду» (Дварим, гл. 29, ст. 18).

Какое же за это наказание?

О нем говорится в следующей же фразе — «Не изволит Всевышний простить ему» (там же, ст. 19).

Самонадеянные люди лишаются возможности раскаяться, лишаются возможности вернуться к Творцу, то есть — сделать тешуву

Таким образом, если живет человек, который исполняет заповеди Торы, но не верит ни в награду, причитающуюся за них, ни в наказание за совершение прегрешений — выполненные им заповеди ничего не стоят. Ведь у того, кто не верит в столь важный принцип Торы — нет шансов приблизиться к Всевышнему. И сколько бы заповедей он не исполнил — он будет по-прежнему далек от Него.

Истинное величие человека видно по его поведению в минуты испытаний.

Раввин, глава одной из еврейских общин Европы, вместе со своим сыном-подростком приехал в Израиль в канун Песаха — испечь мацу для праздника. Обеспечить мацой целую общину — что может быть благородней этого?! Но пока они трудились на благо людей, произошло несчастье. В производственном процессе, что-то пошло не так, и юноша, сын раввина, лишился руки.

Как отреагировал на это его отец?

Мальчик, трудившийся над выполнением такой важной заповеди, причем — не личной, но — общественной, неужели он заслужил такую участь?!

Когда ребенку оказали первую помощь, раввин задумался над вопросом, который не был обращен к Творцу.

Сын раввина был левшой, поэтому он накладывал тефиллин на правую руку. Сейчас, в результате несчастья он лишился левой руки, значит правая — стала основной. Но тефиллин принято накладывать на ту руку, что слабее. Как же ему быть теперь?

Да, именно этот вопрос занимал отца, сын которого, только что, у него на глазах, лишился руки.

Этот вопрос, кстати сказать, подробно рассматривается в сборнике галахических вопросов под названием Циц Элиэзер (часть 18, гл. 3).

Община, раввин которой так воспринимает испытания, может быть абсолютно спокойна. С таким раввином, она — как за каменной стеной.

на основе комментария рава Ицхака Зильберштейна

(Израиль, наше время)


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Что это за обряд похорон, когда нет тела?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля