ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА «БАМИДБАР»

Место в Торе: Бамидбар, гл. 1, ст. 1 — гл. 4, ст. 20.

Почему она так называется?

В первой фразе сказано: “И Творец говорил с Моше в пустыне Синай…”.

В пустыне на иврите — бамидбар.

Обсуждение главы «Бамидбар»

1. Бехукотай до Шавуота и Бамидбар — тоже

В Талмуде (трактат Мегила, лист 31) говорится, что Эзра (глава поколения вернувшегося из вавилонского пленения в Эрец Исраэль) постановил, что недельную главу Бехукотай обязательно нужно читать до праздника дарования Торы — Шавуота. Ведь в ней содержатся проклятия, а Шавуот знаменует собой — завершение траурного периода и начало нового. Так пусть проклятия останутся в прошлом. 

Но кроме недельной главы Бехукотай, содержащей проклятия, до праздника дарования Торы всегда читают и следующую недельную главу — Бамидбар. При том, что в ней нет проклятий. 

Почему это так необходимо?

Чтобы отделить проклятия от праздника, — разъясняют Учителя. — Чтобы можно было радоваться в полной мере. Чтобы проклятия недельной главы Бехукотай не омрачали праздничный день Шавуота. 

Итак, недельная глава Бамидбар выступает в роли, образно говоря — некоего «буфера», отделяющего горечь от радости. 

Но дело не только в этом.

В Мидраше (Ялкут Шимони, в комментарии на недельную главу Бамидбар) написано, что народы мира, когда они узнали, что сыны Израиля получили Тору, охватила зависть:

— Почему именно эти евреи удостоились? — вопрошали они. — Что такого особенного нашел в них Творец, чего нет в нас?

— А вы принесите ваши генеалогические книги, — ответил Всевышний. — Тогда и поймете.

Сказано в Танахе: «Воздайте Всевышнему, семьи народов» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 96, ст. 7).

Слово «воздайте» (на иврите — hаву) можно перевести и как — «дайте», «подайте». Имеется в виду, что народы мира не хранили семейную чистоту и свою аутентичность, как это делали евреи, о которых в нашей недельной главе написано: «И всю общину собрали они в первый (день) второго месяца, и объявили они свое происхождение по их семействам» (Бамидбар, гл. 1, ст. 18).

Это произошло, — уточняет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — накануне дарования Торы. Тогда сыны Израиля принесли свои родословные книги и привели свидетелей, подтверждающих их происхождение, чтобы каждому относиться к (определенному) колену.

Но какая связь между генеалогией и Торой?

В Танахе читаем: «Приближаются стремящиеся к распущенности; от Торы Твоей удалились они» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 119, ст. 150).

Распущенность, пренебрежение традициями приводит к смешанным бракам и ассимиляции, когда один народ поглощает другой. А это, как видим — отдаляет от Торы. Выходит, генеалогия была тем фактором, который в значимой степени обеспечивал приближение сынов Израиля к Торе. Тогда как другие народы мира, не заботящиеся о чистоте происхождения — отдалялись от нее.

В еврейском народе существует обычай подавать на праздничную трапезу молочные блюда. Одна из причин возникновения этого обычая указана в Талмуде (трактат Бава Мециа, лист 86). Здесь Учителя вспоминают историю о том, как малахим (в условном переводе — «ангелы»; в единственном числе — малах) посетили Авраама и ели у него в гостях мясное и молочное во время одной трапезы. Как сказано: «И взял он сливок и молока, и тельца, которого приготовил, и поставил пред ними. И он стоял подле них под деревом, а они ели» (Берешит, гл. 18, ст. 8).

Во время дарования Торы, малахим попытались, было, протестовать, но Всевышний их быстро урезонил:

— У Авраама вы ели вместе мясное и молочное, а у сынов Израиля, даже ребенок знает, что мясо с молоком смешивать запрещено!

Поскольку мясные и молочные блюда «помогли» нам удостоиться Торы, возник обычай в праздник Шавуот есть и те и другие. Конечно же — в соответствии с законами кашрута. 

Подробности истории с Авраамом (как он принимал малахим) и о соответствии законам кашрута — см. на сайте, к примеру, в ответе «Птичье молоко» (№ 716).

Как мы выяснили выше, Тора была дана евреям также и в заслугу сохранения семейной чистоты и своей аутентичности. Поэтому чтение перед Шавуотом недельной главы Бамидбар, в которой сказано — «И объявили они свое происхождение по их семействам» — тоже добрая традиция.

на основе комментария одного из учеников рава Мордехая Бенета

(глава раввинского суда Никольсбурга, Чехия, 1753-1829 гг.)

 

2. Украли и перекроили

 

Наша недельная глава начинается словами: «И говорил Всевышний Моше в пустыне Синай…» (Бамидбар, гл. 1, ст. 1).

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Бамидбар, гл. 1) Учителя указывают на соответствие этого фрагмента, сказанному в Танахе, в Псалмах царя Давида: «Справедливость Твоя, как горы мощные» (Теилим, гл. 36, ст. 7).

Но в чем это соответствие?

В будущем народы мира выразят свое возмущение: 

— Эти евреи практически ничем не отличаются от нас. Так почему же (в Будущем мире)  они получают награду?

Никто не ответил на эту претензию. Тогда сам Всевышний взял сынов Израиля под свою защиту:

— Израиль оправдан, — заключил Он, — и Мое решение справедливо! (Мидраш Раба, комментарии на книгу Танаха Рут, первое предисловие).

Итак, сыны Израиля в конце времен получат награду за то, что приняли Тору и исполняли заповеди.

А что же народы мира?

Ничего не поняли, ничего не приняли, ничего не исполняли. Так и не обессудьте теперь...

— Но Ты же нам ничего не предлагал, и ничего не дал!? — возмутятся они.

Ответ на эту претензию — название нашей недельной главы и всей четвертой книги Торы (Пятикнижия). Бамидбар, что означает — «в пустыне». Всевышний даровал Тору — бамидбар, на ничейной земле, на нейтральной территории, которая стала на то время «территорией Торы». Кто хотел — тот пришел и получил. Кто не пришел — значит, не хотел. И — «Справедливость Твоя, как горы мощные». 

Как-то в холодную ночь к раву Нахуму из Гродно постучался путник. Рав жил бедно, но постарался наилучшим образом исполнить заповедь о гостеприимстве. Предложил гостю единственную в доме кровать, а сам в эту ночь спал на полу.

Утром раввин обнаружил, что гостя и след простыл, а вместе с ним исчезло и единственное теплое пальто, которое было у рава Нахума.

Когда рав Нахум пришел в синагогу в каком-то старом тряпье, все поняли, что произошло. Среди молящихся нашлись люди, которые видели незнакомца в пальто, точь-в-точь в таком, как было у рава. Кто-то предложил организовать погоню.

Но раввин лишь спросил, хорошо ли на путнике сидело пальто?

— Как влитое, как будто для него сшито, — ответили ему. — Поэтому сразу и не остановили негодяя.

— Сейчас очень холодно, а человек тот не молод — заключил рав Нахум. — Так что, хорошо, что пальто пришлось ему впору. 

Народы мира попытались украсть у нас Тору. Только она им не подошла. Не по размеру оказалась. Тогда они пустились перекраивать и перешивать ее на свой лад — кто во что горазд. У кого-то вышла (христианская) Библия, у кого-то — Коран.

Что ж, пусть носят. Только пусть помнят, у кого украли…

на основе комментария рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века)

 

 

3. Кто дорог — на особом счету

В нашей недельной главе говорится о пересчете — «Исчислите всех в общине сынов Израиля» (Бамидбар, гл. 1, ст. 2).

Используемый в этой фразе глагол «сеу», который мы перевели — «исчислите», на самом деле говорит о вознесении, подъеме. И действительно, повеление Всевышнего пересчитать каждого еврея, говорит об особом Его отношении к еврейскому народу. И как же тут не воспарить?!

К примеру, хозяина животноводческой фермы может интересовать только общая масса или объем заготовленного сена. Но ему никогда нет дела до количества отдельных соломинок.

Своим указанием исчислить общину Израиля, Всевышний выразил свою любовь к еврейскому народу и к каждому еврею в отдельности. Ведь когда любят — приближают, когда любят — стараются лучше узнать. 

Процесс, когда Всевышний вникает в дела нижнего мира и управления им называется — «ашгаха».

Управление животным миром имеет общий характер. Оно так и называется — ашгаха клалит (общее управление) и направлено в основном на поддержание существования видов.

В дополнение к ашгахе клалит к людям может быть применена и ашгаха пратит (частное, индивидуальное управление). Ашгаха пратит бывает двух типов: связанная со знанием всех поступков человека и его мыслей и — направленная на защиту человека, на его избавление от воли случая, от бед, вызванных естественным ходом событий

Ашгаха, связанная со знанием поступков и мыслей — действует по отношению к каждому еврею, а также — и нееврею. Как сказано в Танахе: «Сотворивший души их всех, Он понимает их поступки» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 33, ст. 15). Но на праведников Всевышний обращает особое внимание — Он постоянно охраняет их и заботится о них. Его ашгаха пратит пребывает с каждым праведником индивидуально. И об этом в Танахе написано: «Не отводит Своих глаз Он от праведника» (книга пророка Иова, гл. 36, ст. 7).

Подобно тому, как сердца и глаза праведников всегда обращены к Творцу, так и Его глаза — на них «от начала года и до конца года» (Дварим, гл. 10, ст. 2). Совершенный праведник будет защищен от всех несчастий и напастей, и чудеса постоянно будут совершаться для него, как будто он принадлежит к обитателям высших миров.

Об особом отношении Всевышнего к еврейскому народу свидетельствует эпизод, описанный в недельной главе Итро.

Когда сыны Израиля получали Тору, тогда «сошел Всевышний на гору Синай, на вершину горы, и призвал Он Моше на вершину горы, и взошел Моше. И сказал Всевышний Моше: Спустись, остереги народ, чтобы не порывались ко Мне, (не то) падет много» (Шемот, гл. 19, ст. 20-21).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), рассматривая этот фрагмент, взяв за основу комментарий Мидраша Мехильта к недельной главе Шемот, разъясняет употребленное в оригинале этого отрывка слово «рав» (что в переводе означает — «много»). Сколько бы ни пало из них, — отмечает он, — даже будь то один (человек), пред Всевышним это считается — «много».

То есть, невзрачный, щуплый, рыжий очкарик-еврей, с огромным орлиным носом — в глазах Всевышнего стоит не меньше, чем иной народ.

Астрономы, влюбленные в небо, пересчитывают звезды, каждой дают название и номер, тщательно записывают каждую звезду в свой реестр. А Всевышний велел переписать всех евреев, каждого по колену, по отчему дому, по семейству его. 

Всевышний научил людей пересчитывать то, чем они дорожат, то, что бояться потерять. 

Но были в нашей недавней истории два злодея, которые давали номера тем, кого хотели погубить. Один, лишал человека имени, заменял его двумя буквами «з/к» и порядковым номером. Другой — клеймил номерами живую плоть. Эти синие номера и сейчас можно встретить на руках людей, чудом уцелевших, выживших в гитлеровских концлагерях.

Так, даже самая возвышенная (а мы помним, что в Торе для обозначения пересчета использован глагол, обозначающий также — «вознесение», «возвышение»), самая прекрасная идея может быть испоганена, извращена и втоптана в пыль и грязь лагерей злодеями, ненавидящими Творца.

Однажды Хидушей hа-Рим (раби Ицхак-Меир Альтер из г. Нова-Гура, основатель движения Гурских хасидов; имя Хидушей а-Рим получил по названию написанной им книги Хидушей а-Рим; Польша, конец 18-го – первая половина 19-го вв.) шел куда-то со своими хасидами. Ватага местных ребятишек, заметив евреев, стала в голос пересчитывать их.

— В пустыне Всевышний велел Моше исчислить общину,— объяснил Ребе своим хасидам. — Почему? Потому что то, что сосчитано — не затеряется. Не затеряется и среди тысячи неучтенных вещей. Поэтому, оказавшись в изгнании среди народов, многократно нас превосходящих по численности, мы не растворились среди них. Они считают нас и следят за нами...

Правда, порой считают, чтобы уничтожить, — можем с горечью добавить мы, живущие два столетия спустя. 

 

на основе комментариев Рамбана

(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.),

рабейну Бехае

(раби Бехае бар Ашер; известный комментатор Торы, автор нескольких трудов по вопросам еврейской этики; Испания, 14-й век)

и рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

 

4. Выше голову

 

Фрагмент из нашей главы — «Исчислите всех в общине сынов Израиля по их семействам, по отчим домам, по числу имен» (Бамидбар, гл. 1, ст. 2) — можно перевести и так: «Вознесите, возвысьте глав общины».

В книге Зоѓар (о ней — см. на сайте в ответе «Зоѓар — кем и когда написан?», № 1449) говорится, что вся община будет в порядке, если главы общины— находятся на должном духовном уровне. 

Написано в Танахе, что в будущем «каждый дол поднимется» (книга пророка Йешаягу, гл. 40, ст. 4). А Учителя объясняют, что

Когда лидеры народа прославятся, прежде всего, знаниями Торы и добрыми делами, — объясняют Учителя, — то и весь народ, следуя за ними — будет народом прямым. Потому что название Исраэль происходит, в том числе, и  от ивритского слова «яшар» (первые три буквы слова Исраэль), то есть — «прямой». Народ прямой, народ выпрямленный. Прямой — перед Всевышним. А Всевышний народу прямому — отвечает. Всевышний простирает над ним свою длань, свою Шехину (Свое Присутствие). Но — лишь над теми семьями, у которых все в порядке с родословием (трактат Кидушин, лист 70). Ведь не зря в нашем фрагменте упомянуты «семейства».

Для определения численности народа достаточно пересчитать всех его представителей. Но Тора не ограничивается простым пересчетом — «исчислите всех в общине сынов Израиля по их семействам, по отчим домам, по числу имен». Родословие, родовое дерево — вот, что всегда хранилось в еврейских семьях, порой, даже пуще драгоценностей, и бережно передавалось от поколения к поколению.

Выходит, евреям не чужд аристократизм?

Нет, дело совсем не в этом.

Европейские аристократы меряются древностью рода и знатностью происхождения с единственной целью — потешить свое самолюбие. Евреи же и по древности и по чистоте рода — многократно превосходят любое дворянское сословие. Потомкам Авраама, Ицхака и Яакова, потомкам коэнов и левитов действительно есть чем гордиться. Но ими не движет гордыня. Ради Шехины (Присутствия Всевышнего) все старания их.

Когда раби Дов-Бер (магид из Межеричей; магид в условном переводе — «рассказчик», так в прежние времена называли странствующих раввинов, духовных наставников) был ребенком, в его местечке вспыхнул невиданный пожар. Огонь с невероятной быстротой пожирал ветхие деревянные домишки, один за другим. Мать смотрела на их гибнущий в пламени пожара дом, и по ее щекам бежали слезы. Сам же Дов-Бер был не по-детски рассудителен и сдержан.

— Хвала Всевышнему, мы уцелели! — обратился он к матери со словами утешения. — Зачем горевать по бревнам, тряпкам и глиняным черепкам?

— Сын мой, не об утраченном имуществе я сокрушаюсь, это мы еще наживем, — отвечала мать. — Но о бережно передаваемом из поколения в поколение генеалогическом дереве, нисходящем еще к самому царю Давиду. 

— Тогда с меня начнется новое родословие, — уверенно заявил будущий Магид.

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

5. Чтоб не променял

 

Итак, дано повеление провести пересчет сынов Израиля. И в нашей недельной главе об этом читаем: «Определите число всей общины сынов Израиля по их семействам, по дому их отцов, по числу имен» (Бамидбар, гл. 1, ст. 2).

Но почему о пересчете евреев говорится именно здесь — в начале книги Бамидбар

В предыдущей недельной главе (Бехукотай) говорится об отделении десятины от плодов земли и от скота. Из нее мы узнаем правило, что в том случае, если кто-то захочет выкупить свою десятину, отделенную от плодов земли — он должен заплатить на одну пятую больше ее стоимости. Десятина же отделенная от скота, вообще — не выкупается. В этом содержится намек на то, что Всевышний никогда не променяет сынов Израиля на какой-либо другой народ. Точно так же, как Всевышний — Один во всем мире, и нет никого и ничего, подобного Ему, так и Израиль — уникален в своем роде, и нет среди других народов подобного ему.

Написано в Танахе: «Друг мой принадлежит мне, а я — ему» (Шир а-Ширим — «Песнь Песней», гл. 2, ст. 16).

Сам Я выделен (кадош) и отделен от всего в этом мире, — как бы говорит Всевышний. — Так же и вас наделил Я святостью (сделал кедошим). И не променяю вас на другой народ. И вы, смотрите — не променяйте Меня на идола.

Запрет на то, чтобы выкупать десятину, отделенную от скота, звучит так: «Плохое хорошим — не заменит, и не выменяет хорошее на плохое» (Ваикра, гл. 27, ст. 10).

Если еврейский народ станет плох — Всевышний не заменит его другим, даже если тот, другой, будет казаться хорошим.

В качестве доказательства своего личного расположения к сынам Израиля, Всевышний велит немедленно их пересчитать. Ведь пересчитывают то, что дорого, то, с чем не собираются расставаться. 

Однажды ученик спросил рава Исраэля Салантера (основатель движения «Мусар», приверженцы которого особое внимание уделяли этической стороне поведения человека; Литва, 19-й век) о своей дальнейшей судьбе.

Дело в том, что в учебе этот юноша демонстрировал весьма низкие достижения, чтобы не сказать хуже. Зато имел прекрасные способности в коммерции. Так может, вместо того, чтобы без пользы протирать штаны в йешиве, он пойдет по торговой части и станет честным и порядочным предпринимателем?

— Предприниматель, который честно ведет дела, действительно — большая редкость и очень высоко ценится, — ответил раввин. — Только обидно будет человеку с такими редкими качествами целый день проводить среди керосина, сахара, дешевого вина и соленой рыбы. Да и если человек посвятил себя такому святому занятию, как изучение Торы, в отношение него начинает действовать правило десятины: плохое хорошим не заменишь. Поэтому не стоит полностью отказываться от изучения Торы. Но нужно посвящать ей хотя бы часть дня.

на основе комментария рава Авраама Бройде

(глава раввинского суда Праги и Франкфурта на Майне,

Моравия, Германия, 1650-1717 гг.)

и 5-томника «История Мусара»

(этического учения; Тель-Авив, середина 20-го века)

 

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «БАМИДБАР»

Место в Торе: Бамидбар, гл. 1, ст. 1 — гл. 4, ст. 20.

Почему она так называется?

В первой фразе сказано: “И Творец говорил с Моше в пустыне Синай…”.

В пустыне на иврите — бамидбар.

Обсуждение главы «Бамидбар»

1. Бехукотай до Шавуота и Бамидбар — тоже

В Талмуде (трактат Мегила, лист 31) говорится, что Эзра (глава поколения вернувшегося из вавилонского пленения в Эрец Исраэль) постановил, что недельную главу Бехукотай обязательно нужно читать до праздника дарования Торы — Шавуота. Ведь в ней содержатся проклятия, а Шавуот знаменует собой — завершение траурного периода и начало нового. Так пусть проклятия останутся в прошлом. 

Но кроме недельной главы Бехукотай, содержащей проклятия, до праздника дарования Торы всегда читают и следующую недельную главу — Бамидбар. При том, что в ней нет проклятий. 

Почему это так необходимо?

Чтобы отделить проклятия от праздника, — разъясняют Учителя. — Чтобы можно было радоваться в полной мере. Чтобы проклятия недельной главы Бехукотай не омрачали праздничный день Шавуота. 

Итак, недельная глава Бамидбар выступает в роли, образно говоря — некоего «буфера», отделяющего горечь от радости. 

Но дело не только в этом.

В Мидраше (Ялкут Шимони, в комментарии на недельную главу Бамидбар) написано, что народы мира, когда они узнали, что сыны Израиля получили Тору, охватила зависть:

— Почему именно эти евреи удостоились? — вопрошали они. — Что такого особенного нашел в них Творец, чего нет в нас?

— А вы принесите ваши генеалогические книги, — ответил Всевышний. — Тогда и поймете.

Сказано в Танахе: «Воздайте Всевышнему, семьи народов» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 96, ст. 7).

Слово «воздайте» (на иврите — hаву) можно перевести и как — «дайте», «подайте». Имеется в виду, что народы мира не хранили семейную чистоту и свою аутентичность, как это делали евреи, о которых в нашей недельной главе написано: «И всю общину собрали они в первый (день) второго месяца, и объявили они свое происхождение по их семействам» (Бамидбар, гл. 1, ст. 18).

Это произошло, — уточняет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — накануне дарования Торы. Тогда сыны Израиля принесли свои родословные книги и привели свидетелей, подтверждающих их происхождение, чтобы каждому относиться к (определенному) колену.

Но какая связь между генеалогией и Торой?

В Танахе читаем: «Приближаются стремящиеся к распущенности; от Торы Твоей удалились они» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 119, ст. 150).

Распущенность, пренебрежение традициями приводит к смешанным бракам и ассимиляции, когда один народ поглощает другой. А это, как видим — отдаляет от Торы. Выходит, генеалогия была тем фактором, который в значимой степени обеспечивал приближение сынов Израиля к Торе. Тогда как другие народы мира, не заботящиеся о чистоте происхождения — отдалялись от нее.

В еврейском народе существует обычай подавать на праздничную трапезу молочные блюда. Одна из причин возникновения этого обычая указана в Талмуде (трактат Бава Мециа, лист 86). Здесь Учителя вспоминают историю о том, как малахим (в условном переводе — «ангелы»; в единственном числе — малах) посетили Авраама и ели у него в гостях мясное и молочное во время одной трапезы. Как сказано: «И взял он сливок и молока, и тельца, которого приготовил, и поставил пред ними. И он стоял подле них под деревом, а они ели» (Берешит, гл. 18, ст. 8).

Во время дарования Торы, малахим попытались, было, протестовать, но Всевышний их быстро урезонил:

— У Авраама вы ели вместе мясное и молочное, а у сынов Израиля, даже ребенок знает, что мясо с молоком смешивать запрещено!

Поскольку мясные и молочные блюда «помогли» нам удостоиться Торы, возник обычай в праздник Шавуот есть и те и другие. Конечно же — в соответствии с законами кашрута. 

Подробности истории с Авраамом (как он принимал малахим) и о соответствии законам кашрута — см. на сайте, к примеру, в ответе «Птичье молоко» (№ 716).

Как мы выяснили выше, Тора была дана евреям также и в заслугу сохранения семейной чистоты и своей аутентичности. Поэтому чтение перед Шавуотом недельной главы Бамидбар, в которой сказано — «И объявили они свое происхождение по их семействам» — тоже добрая традиция.

на основе комментария одного из учеников рава Мордехая Бенета

(глава раввинского суда Никольсбурга, Чехия, 1753-1829 гг.)

 

2. Украли и перекроили

 

Наша недельная глава начинается словами: «И говорил Всевышний Моше в пустыне Синай…» (Бамидбар, гл. 1, ст. 1).

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Бамидбар, гл. 1) Учителя указывают на соответствие этого фрагмента, сказанному в Танахе, в Псалмах царя Давида: «Справедливость Твоя, как горы мощные» (Теилим, гл. 36, ст. 7).

Но в чем это соответствие?

В будущем народы мира выразят свое возмущение: 

— Эти евреи практически ничем не отличаются от нас. Так почему же (в Будущем мире)  они получают награду?

Никто не ответил на эту претензию. Тогда сам Всевышний взял сынов Израиля под свою защиту:

— Израиль оправдан, — заключил Он, — и Мое решение справедливо! (Мидраш Раба, комментарии на книгу Танаха Рут, первое предисловие).

Итак, сыны Израиля в конце времен получат награду за то, что приняли Тору и исполняли заповеди.

А что же народы мира?

Ничего не поняли, ничего не приняли, ничего не исполняли. Так и не обессудьте теперь...

— Но Ты же нам ничего не предлагал, и ничего не дал!? — возмутятся они.

Ответ на эту претензию — название нашей недельной главы и всей четвертой книги Торы (Пятикнижия). Бамидбар, что означает — «в пустыне». Всевышний даровал Тору — бамидбар, на ничейной земле, на нейтральной территории, которая стала на то время «территорией Торы». Кто хотел — тот пришел и получил. Кто не пришел — значит, не хотел. И — «Справедливость Твоя, как горы мощные». 

Как-то в холодную ночь к раву Нахуму из Гродно постучался путник. Рав жил бедно, но постарался наилучшим образом исполнить заповедь о гостеприимстве. Предложил гостю единственную в доме кровать, а сам в эту ночь спал на полу.

Утром раввин обнаружил, что гостя и след простыл, а вместе с ним исчезло и единственное теплое пальто, которое было у рава Нахума.

Когда рав Нахум пришел в синагогу в каком-то старом тряпье, все поняли, что произошло. Среди молящихся нашлись люди, которые видели незнакомца в пальто, точь-в-точь в таком, как было у рава. Кто-то предложил организовать погоню.

Но раввин лишь спросил, хорошо ли на путнике сидело пальто?

— Как влитое, как будто для него сшито, — ответили ему. — Поэтому сразу и не остановили негодяя.

— Сейчас очень холодно, а человек тот не молод — заключил рав Нахум. — Так что, хорошо, что пальто пришлось ему впору. 

Народы мира попытались украсть у нас Тору. Только она им не подошла. Не по размеру оказалась. Тогда они пустились перекраивать и перешивать ее на свой лад — кто во что горазд. У кого-то вышла (христианская) Библия, у кого-то — Коран.

Что ж, пусть носят. Только пусть помнят, у кого украли…

на основе комментария рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша – Германия, первая половина 18-го века)

 

 

3. Кто дорог — на особом счету

В нашей недельной главе говорится о пересчете — «Исчислите всех в общине сынов Израиля» (Бамидбар, гл. 1, ст. 2).

Используемый в этой фразе глагол «сеу», который мы перевели — «исчислите», на самом деле говорит о вознесении, подъеме. И действительно, повеление Всевышнего пересчитать каждого еврея, говорит об особом Его отношении к еврейскому народу. И как же тут не воспарить?!

К примеру, хозяина животноводческой фермы может интересовать только общая масса или объем заготовленного сена. Но ему никогда нет дела до количества отдельных соломинок.

Своим указанием исчислить общину Израиля, Всевышний выразил свою любовь к еврейскому народу и к каждому еврею в отдельности. Ведь когда любят — приближают, когда любят — стараются лучше узнать. 

Процесс, когда Всевышний вникает в дела нижнего мира и управления им называется — «ашгаха».

Управление животным миром имеет общий характер. Оно так и называется — ашгаха клалит (общее управление) и направлено в основном на поддержание существования видов.

В дополнение к ашгахе клалит к людям может быть применена и ашгаха пратит (частное, индивидуальное управление). Ашгаха пратит бывает двух типов: связанная со знанием всех поступков человека и его мыслей и — направленная на защиту человека, на его избавление от воли случая, от бед, вызванных естественным ходом событий

Ашгаха, связанная со знанием поступков и мыслей — действует по отношению к каждому еврею, а также — и нееврею. Как сказано в Танахе: «Сотворивший души их всех, Он понимает их поступки» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 33, ст. 15). Но на праведников Всевышний обращает особое внимание — Он постоянно охраняет их и заботится о них. Его ашгаха пратит пребывает с каждым праведником индивидуально. И об этом в Танахе написано: «Не отводит Своих глаз Он от праведника» (книга пророка Иова, гл. 36, ст. 7).

Подобно тому, как сердца и глаза праведников всегда обращены к Творцу, так и Его глаза — на них «от начала года и до конца года» (Дварим, гл. 10, ст. 2). Совершенный праведник будет защищен от всех несчастий и напастей, и чудеса постоянно будут совершаться для него, как будто он принадлежит к обитателям высших миров.

Об особом отношении Всевышнего к еврейскому народу свидетельствует эпизод, описанный в недельной главе Итро.

Когда сыны Израиля получали Тору, тогда «сошел Всевышний на гору Синай, на вершину горы, и призвал Он Моше на вершину горы, и взошел Моше. И сказал Всевышний Моше: Спустись, остереги народ, чтобы не порывались ко Мне, (не то) падет много» (Шемот, гл. 19, ст. 20-21).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), рассматривая этот фрагмент, взяв за основу комментарий Мидраша Мехильта к недельной главе Шемот, разъясняет употребленное в оригинале этого отрывка слово «рав» (что в переводе означает — «много»). Сколько бы ни пало из них, — отмечает он, — даже будь то один (человек), пред Всевышним это считается — «много».

То есть, невзрачный, щуплый, рыжий очкарик-еврей, с огромным орлиным носом — в глазах Всевышнего стоит не меньше, чем иной народ.

Астрономы, влюбленные в небо, пересчитывают звезды, каждой дают название и номер, тщательно записывают каждую звезду в свой реестр. А Всевышний велел переписать всех евреев, каждого по колену, по отчему дому, по семейству его. 

Всевышний научил людей пересчитывать то, чем они дорожат, то, что бояться потерять. 

Но были в нашей недавней истории два злодея, которые давали номера тем, кого хотели погубить. Один, лишал человека имени, заменял его двумя буквами «з/к» и порядковым номером. Другой — клеймил номерами живую плоть. Эти синие номера и сейчас можно встретить на руках людей, чудом уцелевших, выживших в гитлеровских концлагерях.

Так, даже самая возвышенная (а мы помним, что в Торе для обозначения пересчета использован глагол, обозначающий также — «вознесение», «возвышение»), самая прекрасная идея может быть испоганена, извращена и втоптана в пыль и грязь лагерей злодеями, ненавидящими Творца.

Однажды Хидушей hа-Рим (раби Ицхак-Меир Альтер из г. Нова-Гура, основатель движения Гурских хасидов; имя Хидушей а-Рим получил по названию написанной им книги Хидушей а-Рим; Польша, конец 18-го – первая половина 19-го вв.) шел куда-то со своими хасидами. Ватага местных ребятишек, заметив евреев, стала в голос пересчитывать их.

— В пустыне Всевышний велел Моше исчислить общину,— объяснил Ребе своим хасидам. — Почему? Потому что то, что сосчитано — не затеряется. Не затеряется и среди тысячи неучтенных вещей. Поэтому, оказавшись в изгнании среди народов, многократно нас превосходящих по численности, мы не растворились среди них. Они считают нас и следят за нами...

Правда, порой считают, чтобы уничтожить, — можем с горечью добавить мы, живущие два столетия спустя. 

 

на основе комментариев Рамбана

(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.),

рабейну Бехае

(раби Бехае бар Ашер; известный комментатор Торы, автор нескольких трудов по вопросам еврейской этики; Испания, 14-й век)

и рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

 

 

4. Выше голову

 

Фрагмент из нашей главы — «Исчислите всех в общине сынов Израиля по их семействам, по отчим домам, по числу имен» (Бамидбар, гл. 1, ст. 2) — можно перевести и так: «Вознесите, возвысьте глав общины».

В книге Зоѓар (о ней — см. на сайте в ответе «Зоѓар — кем и когда написан?», № 1449) говорится, что вся община будет в порядке, если главы общины— находятся на должном духовном уровне. 

Написано в Танахе, что в будущем «каждый дол поднимется» (книга пророка Йешаягу, гл. 40, ст. 4). А Учителя объясняют, что

Когда лидеры народа прославятся, прежде всего, знаниями Торы и добрыми делами, — объясняют Учителя, — то и весь народ, следуя за ними — будет народом прямым. Потому что название Исраэль происходит, в том числе, и  от ивритского слова «яшар» (первые три буквы слова Исраэль), то есть — «прямой». Народ прямой, народ выпрямленный. Прямой — перед Всевышним. А Всевышний народу прямому — отвечает. Всевышний простирает над ним свою длань, свою Шехину (Свое Присутствие). Но — лишь над теми семьями, у которых все в порядке с родословием (трактат Кидушин, лист 70). Ведь не зря в нашем фрагменте упомянуты «семейства».

Для определения численности народа достаточно пересчитать всех его представителей. Но Тора не ограничивается простым пересчетом — «исчислите всех в общине сынов Израиля по их семействам, по отчим домам, по числу имен». Родословие, родовое дерево — вот, что всегда хранилось в еврейских семьях, порой, даже пуще драгоценностей, и бережно передавалось от поколения к поколению.

Выходит, евреям не чужд аристократизм?

Нет, дело совсем не в этом.

Европейские аристократы меряются древностью рода и знатностью происхождения с единственной целью — потешить свое самолюбие. Евреи же и по древности и по чистоте рода — многократно превосходят любое дворянское сословие. Потомкам Авраама, Ицхака и Яакова, потомкам коэнов и левитов действительно есть чем гордиться. Но ими не движет гордыня. Ради Шехины (Присутствия Всевышнего) все старания их.

Когда раби Дов-Бер (магид из Межеричей; магид в условном переводе — «рассказчик», так в прежние времена называли странствующих раввинов, духовных наставников) был ребенком, в его местечке вспыхнул невиданный пожар. Огонь с невероятной быстротой пожирал ветхие деревянные домишки, один за другим. Мать смотрела на их гибнущий в пламени пожара дом, и по ее щекам бежали слезы. Сам же Дов-Бер был не по-детски рассудителен и сдержан.

— Хвала Всевышнему, мы уцелели! — обратился он к матери со словами утешения. — Зачем горевать по бревнам, тряпкам и глиняным черепкам?

— Сын мой, не об утраченном имуществе я сокрушаюсь, это мы еще наживем, — отвечала мать. — Но о бережно передаваемом из поколения в поколение генеалогическом дереве, нисходящем еще к самому царю Давиду. 

— Тогда с меня начнется новое родословие, — уверенно заявил будущий Магид.

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

5. Чтоб не променял

 

Итак, дано повеление провести пересчет сынов Израиля. И в нашей недельной главе об этом читаем: «Определите число всей общины сынов Израиля по их семействам, по дому их отцов, по числу имен» (Бамидбар, гл. 1, ст. 2).

Но почему о пересчете евреев говорится именно здесь — в начале книги Бамидбар

В предыдущей недельной главе (Бехукотай) говорится об отделении десятины от плодов земли и от скота. Из нее мы узнаем правило, что в том случае, если кто-то захочет выкупить свою десятину, отделенную от плодов земли — он должен заплатить на одну пятую больше ее стоимости. Десятина же отделенная от скота, вообще — не выкупается. В этом содержится намек на то, что Всевышний никогда не променяет сынов Израиля на какой-либо другой народ. Точно так же, как Всевышний — Один во всем мире, и нет никого и ничего, подобного Ему, так и Израиль — уникален в своем роде, и нет среди других народов подобного ему.

Написано в Танахе: «Друг мой принадлежит мне, а я — ему» (Шир а-Ширим — «Песнь Песней», гл. 2, ст. 16).

Сам Я выделен (кадош) и отделен от всего в этом мире, — как бы говорит Всевышний. — Так же и вас наделил Я святостью (сделал кедошим). И не променяю вас на другой народ. И вы, смотрите — не променяйте Меня на идола.

Запрет на то, чтобы выкупать десятину, отделенную от скота, звучит так: «Плохое хорошим — не заменит, и не выменяет хорошее на плохое» (Ваикра, гл. 27, ст. 10).

Если еврейский народ станет плох — Всевышний не заменит его другим, даже если тот, другой, будет казаться хорошим.

В качестве доказательства своего личного расположения к сынам Израиля, Всевышний велит немедленно их пересчитать. Ведь пересчитывают то, что дорого, то, с чем не собираются расставаться. 

Однажды ученик спросил рава Исраэля Салантера (основатель движения «Мусар», приверженцы которого особое внимание уделяли этической стороне поведения человека; Литва, 19-й век) о своей дальнейшей судьбе.

Дело в том, что в учебе этот юноша демонстрировал весьма низкие достижения, чтобы не сказать хуже. Зато имел прекрасные способности в коммерции. Так может, вместо того, чтобы без пользы протирать штаны в йешиве, он пойдет по торговой части и станет честным и порядочным предпринимателем?

— Предприниматель, который честно ведет дела, действительно — большая редкость и очень высоко ценится, — ответил раввин. — Только обидно будет человеку с такими редкими качествами целый день проводить среди керосина, сахара, дешевого вина и соленой рыбы. Да и если человек посвятил себя такому святому занятию, как изучение Торы, в отношение него начинает действовать правило десятины: плохое хорошим не заменишь. Поэтому не стоит полностью отказываться от изучения Торы. Но нужно посвящать ей хотя бы часть дня.

на основе комментария рава Авраама Бройде

(глава раввинского суда Праги и Франкфурта на Майне,

Моравия, Германия, 1650-1717 гг.)

и 5-томника «История Мусара»

(этического учения; Тель-Авив, середина 20-го века)

 


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Этично ли «поднимать рейтинг» сайта?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля