ВАИКРА 
"ЗАХОР"
ВАИКРА 
Чтение текста
Афтары

"ЗАХОР"

19.03.2024, 9 Adar II, 5784

До субботы - 4 дня

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 



Недельная глава
Раздел ведет 
рав Элиягу Эссас
О недельных главах


Двадцать второй цикл обсуждения (видео)

Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

ГЛАВА

ГЛАВА «МАСЕЙ»

Место в Торе: Бамидбар, гл. 33, ст. 1 — конец книги

Почему она так называется?

По первой фразе, где сказано: «Вот этапы продвижения сынов Израиля после Исхода из Египта...» (гл. 33, ст. 1).

На иврите «этапы продвижения» — масаим, а если за этим словом следует дополнение (в данном случае это — «сынов Израиля»), оно принимает грамматическую форму масей.

Обсуждение главы Масей

1. Награда и еврейская мама

В нашей недельной главе говорится о сорокалетнем переходе сынов Израиля по пустыне — «Вот переходы сынов Израиля» (Бамидбар, гл. 33, ст. 1).

Возникает вопрос: для чего в Торе перечисляются все остановки, которые сделали евреи на своем пути в Эрец Исраэль (на Землю Израиля)? Для чего упоминают все их названия?

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Бамидбар, гл. 23) говорится, что в будущем Всевышний вознаградит эти места. И в Танахе об этом сказано: «Возрадуются пустыня и безводная земля, и возвеселится степь, и расцветет, как лилия» (книга пророка Йешаягу, гл. 35, ст. 1).

Само упоминание в Торе — нетривиальное событие. А тут, вдобавок — и благословения: веселье, расцвет, уподобление лилии. За то, что приняла сынов Израиля.

Но разве у нее был выбор? Разве ей это стоило хоть какого-то труда? Более того. 600 тысяч взрослых мужчин расположились станом, с Ковчегом Завета, со священными сосудами… Это — честь для любой точки планеты, любой географической территории. 

Так почему же пустыне обещана награда? 

Чтобы люди понимали и представили себе: если даже пустыня будет вознаграждена за то, что приняла сынов Израиля, несравнимо большая награда ожидает того, кто тратит свои средства и силы, оказывая гостеприимство мудрецам Торы.

В Пиркей Авот («Наставления отцов», гл. 4, мишна 17) написано: «Лучше один час покоя в Будущем мире, чем вся жизнь мира нынешнего».

«Один час покоя» — это награда, и, судя по контексту — весьма значимая.

Так за что, за какое деяние полагается «один час покоя в будущем мире»?

Этот вопрос Саба ми Кельм («дедушка из Кельма» — так ласково называли главу Кельмской йешивы раби Симху-Зиселя Зива его ученики; вторая половина 19-го века) и задал своим ученикам.

— Возможно, час покоя в будущем мире заслуживает тот, — попытался ответить один из учеников, — кто во время повторения молитвы в соответствующих местах произносит: «Благословен Он и благословенно Его Имя!».

— Стоит зайтись криком при рождении, пройти через все жизненные испытания, узнать лишения, боль и страдания, и в конце принять смерть — только ради того, чтобы один раз во время молитвы ответить: «Благословен Он и благословенно Его Имя!», — восторженно воскликнул Саба из Кельма. — Нужно также знать, — продолжил он, — что один «амен» равен тысяче произнесенных «благословен Он». А одно речение Торы — тысяче «аменей».

— Теперь я вам объясню, за что удостаиваются награды «час в Будущем мире», — торжественно заключил Саба из Кельма. — Представьте себе человека, который сидит на стуле, согнувшись в три погибели. И вдруг он понимает, что Всевышний, благословен Он — везде, а, значит — и перед ним. И вот, из уважения к Творцу, он поднимает голову и распрямляет плечи. За это он и получит награду.

Отсюда, отметим, можно понять, почему еврейские мамы постоянно твердят своим детям: «Сядь ровно! Выпрями спину! Не сутулься! Не горбись!».

на основе комментария Алтера  из Кельм

(раби Симха-Зисель Зив, глава йешивы в Литве; вторая половина 19-го века)

 

 

 

2. Когда выходить?

 

В описании перехода евреев по пустыне, в Торе упоминаются названия стоянок, в которых содержатся важные намеки. Попытаемся понять, о чем может рассказать одно из таких названий. В нашей недельной главе, к примеру, читаем: «И отправились в путь от Киврот-hа-Таавы, и расположились станом в Хацероте» (Бамидбар, гл. 33, ст. 17).

В книге Маор ва-шемеш («Светило и солнце»; ее автор — раби Келонимус-Калмиш бар Элимелех Шапиро, Польша, 1889-1943 гг.) говорится, что человеку, если в его сердце бушуют страсти и вожделения — лучше сидеть в шатрах Торы и не выходить наружу. Ведь он еще не научился справляться со своим дурным началом. Лишившись защиты, он тут же будет атакован и может не устоять. Такому не то, что выходить — «нос из укрытия нельзя показывать». Тот, кто победил свое дурное начало, одолел свои страсти и вожделения — называется праведником. Праведники умеют управлять своим сердцем. Поэтому их появление во дворе и на улицах не представляет для них опасности.

На это и намекает рассматриваемый нами фрагмент: «И отправились в путь от Киврот-hа-Таавы, и расположились станом в Хацероте».

Выражение «киврот-hа-таава» можно перевести как — «могилы страсти». А «хацерот» — дворы, открытые участки, прилегающие к строению.

Таким образом, мы можем понять урок, заключенный в нашем отрывке: тот, кто похоронил свои страсти, может покинуть укрытие и выйти на открытое место.

Учащийся йешивы должен стараться не покидать стен шатра Торы и не бродить по улицам. Во всяком случае — пока он окончательно не похоронит свои пагубные вожделения. Так говорил рав Давид Поварский (глава йешивы «Поневеж»; Литва – Израиль, 1902-1989 гг.).

Йешива «Поневеж» расположена в Бней Браке, на холме. Этот холм служил в наставлениях рава Поварского — метафорой, неким образом Храмовой горы, а стоящую на нем йешиву он так же, в метафорическом смысле, называл — «Кодеш Кодашим» (в условном переводе — «Святая Святых» в Храме). Человек или явление поверялись у него связью с "горой".

На вопрос ученика, может ли тот на некоторое время перейти в другую йешиву, чтобы приобрести определенные навыки в учебе, рав Поварский ответил, что «гора» простирается до той йешивы, а значит, переход будет полезным и безопасным.

Высшей похвалой в его устах было высказывание — «сын йешивы, накрепко связанный с горой»...

на основе комментария рава Давида Поварского

(глава йешивы «Поневеж»; Литва — Бней Брак, Израиль, 1902-1989 гг.)

 

3. Города-убежища

В нашей недельной главе рассказывается о том, что Моше велел сынам Израиля построить шесть городов-убежищ для укрытия тех, кто совершил непреднамеренное убийство. В тексте Торы читаем: «Шесть городов для укрытия, которые отведете, чтобы туда бежать убийце» (Бамидбар, гл. 35, ст. 6).

Три таких города были созданы за рекой Иордан и три находились на территории Эрец Исраэль (Земли Израиля).

В книге Дварим упоминаются три города-убежища, расположенные за Иорданом: Бэцер, Рамот и Голан. А в книге Иеhошуа бин Нуна — те три, что существовали в Израиле: Кадеш, Шехем и Кирьят Арба.

Рассказывается о сыновьях нашего праотца Яакова, что Реувен первым из братьев хотел спасти Йосефа. За это его потомки первыми удостоились, города-убежища на своей территории. Это — город Бэцер.

Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного Кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век) писал, что города-убежища должны были функционировать во все времена.

Однако многие другие выдающиеся Учителя открывают в этом иную грань Истины, подчеркивая, что после разрушения Первого Храма человек, совершивший непреднамеренное убийство не может быть изгнан в город-убежище. На основании этого заключения Тур (Бааль а-Турим — раби Яаков бен Ашер, один из крупнейших раввинов Германии и Франции, автор предварительного текста Шульхан Аруха и многих комментариев к Торе; вторая половина 13-го – первая половина 14-го вв.) и Рама (раби Моше Иссерлес, великий Учитель Торы, автор основного Свода примечаний к Шульхан Аруху, определяющего особые обычаи ашкеназских евреев; Польша, 16-й век) установили закон для будущих поколений.

В книге Сефер hа-Хинух («Книга о воспитания еврея»; имя автора — неизвестно, мы знаем лишь, что он жил в 14-м веке, в Испании, в Барселоне, и принадлежал роду Леви) разъясняется, что в его и последующих поколениях не будет раввинского суда, компетентного в вопросах «жизни и смерти» (диней нефашот). А непреднамеренные убийства относятся именно к этой категории.

После окончательной геулы (освобождения), когда у нас появится Третий Храм, к шести городам-убежищам добавятся еще три. Потому что увеличится территория Эрец Исраэль. Она распространится на те земли, которые не удалось присоединить во времена Иеhошуа бин-Нуна (предводителя еврейского народа после смерти Моше Рабейну). Понятное дело: больше территория — значит, и городов нужно больше.

Но ведь во времена Машиаха, как сказано в Танахе — «не поднимет народ на народ меч, и не будут более учиться воевать» (книга пророка Йешаягу, гл. 2, ст. 4). Так для кого тогда будут эти города-убежища?

Объясняет Хида (раби Хаим-Йосеф-Давид бар Ицхак-Зрахья Азулай, Эрец Исраэль, 1724–1806 гг.), что все, кто совершил непреднамеренное убийство в период от разрушения Храма и до прихода Машиаха — отправятся в изгнание в города-убежища. Точно так же, как те, кто непреднамеренно нарушили в этот период закон Торы — совершат в Третьем Храме приношение хатат (символизирующее искреннее раскаяние и стремление исправить ошибку).

Шесть городов-убежищ входили в число сорока восьми городов, принадлежащих левитам. Все города левитов, в принципе, могли служить убежищами для убийц, случайно, не желая того, совершивших преступление и спасающихся от мстителей. Однако между городами-убежищами и городами левитов все же было отличие. Прячась в городе левитов, убийца должен был платить арендную плату за дом, а в городе-убежище он мог жить бесплатно.

Каждый год 15-го Адара посланники бет дина (раввинского суда) проверяли исправность дорог, ведущих в города-убежища. 

на основе комментария рава Матитьягу Дойча-Ашкенази

(Иерусалим, наше время)

4. Возвращаются души, возвращаются убийцы

 

Человек, совершивший непреднамеренное убийство, покидал свой дом и находился в городе-убежище, скрываясь там от родственников убитого, желающих отомстить за гибель близкого.

По поводу сроков пребывания непреднамеренно убившего в городе-убежище в Торе написано: «А после смерти коэна гадоль (главного коэна в Храме) возвратится убийца на землю владения своего» (Бамидбар, гл. 35, ст. 28).

Возникает вопрос: почему в Торе возвращение убийцы в родные края связывается со смертью коэна гадоль?

В книге Рамбама (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного Кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век) под названием Море Невухим («Путеводитель заблудших») говорится, что мир устроен так, что человек, у которого — беда, а потом нечто подобное случается у соседа, свое несчастье он воспринимает уже иначе. Его боль притупляется. Коэн гадоль любим и почитаем во всем народе Израиля. Его уход из земного мира для всех — большая утрата. На этом фоне потерю близкого родственники переживают уже менее болезненно. Желание отомстить постепенно гаснет. Поэтому убийца может, не опасаясь вернуться домой.

Иную грань Истины в этом открывает Хида (раби Хаим-Йосеф-Давид Азулай, Эрец Исраэль, 1724–1806 гг.). В своей книге Дваш ле-фи он пишет, что душа главного коэна, возносясь в духовные миры, собирает из нашего мира все блуждающие души.

В книге Зогаре (см. на сайте ответ «Зогар — когда и кем написан?», № 1449 — с материалами, обозначенными в нем ссылками) объясняется, что иногда малах а-мавет (в условном переводе — «ангел смерти») не получает приказ забрать чью-то душу. Но другой человек по ошибке, непреднамеренно убивает ее. Такая душа не отправляется в Будущий мир. Ведь ее там не ждут. Она до поры, до времени блуждает в нашем мире. А затем — возносится вместе с душой коэна гадоль.

Когда душа убитого обретает покой — тогда ослабевает боль потери и утихает чувство мести в сердцах его родственников. И убийце разрешается выйти на свободу.

на основе комментариев Рамбама

(великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного Кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век)

и Хида

(раби Хаим-Йосеф-Давид бар Ицхак-Зрахья Азулай, Эрец Исраэль, 1724–1806 гг.)

 

5. Отложить ли свадьбу из-за отца?

 

Хаю растил отец. Мать умерла рано, она ее почти не помнила.

Отец старался делать для дочери все, что было в его силах. О себе практически не думал.

Когда пришла пора выдать ее замуж, он нашел для нее подходящего жениха из достойной еврейской семьи. Был назначен день свадьбы. Ровно за месяц до хупы выяснилось, что отец болен опаснейшей, беспощадной болезнью.

Отец попросил Хаю отложить свадьбу на год, чтобы она могла за ним ухаживать. А там, — рассудил он, — видно будет. Либо за год болезнь — отступит, либо...

Такой мысли Хая не разрешала селиться в ее голове. Но вот, вопрос о предстоящей свадьбе не мог ее не беспокоить. Ведь жених, может статься, не согласится ждать целый год.

Снедаемая противоречивыми чувствами, Хая обратилась за советом к раввину.

Раввин тщательно взвесил все «за» и «против».

Хая, — размышлял он, — девушка молодая, хорошая. Поэтому задержка на год никак не отразится на ее шансах выйти замуж. Даже если теперешний жених примет решение, что не будет ждать, пока состояние ее отца стабилизируется, через год ей без труда найдут другого претендента в мужья, не хуже прежнего. К тому же, у нее нет заповеданного Торой обязательства «плодиться и размножаться» (эта заповедь адресована только мужчинам. А вот, заповедь, предписывающая почитать отца, лежит на ней в полной мере.

С другой стороны, в нашей недельной главе рассказывается о тех, кто отбывает наказание в городах-убежищах. Их изгнание заканчивалось со смертью главного коэна. Поэтому, как написано в Талмуде (трактат Макот, лист 11), матери главных коэнов снабжали изгнанников едой и одеждой. Чтобы те не молились, прося ускорить кончину коэна гадоль.

Также и в нашем случае, узнав о причине, по которой хупа откладывается, жених может начать в сердцах молиться о... скорейшей кончине будущего тестя. Но если свадьба состоится в назначенный срок, то к молитвам дочери о выздоровлении отца прибавятся и молитвы зятя о скорейшем и полном исцелении тестя.

— Свадьбу не стоит откладывать, — заключил рав.

 

на основе комментариев рава Ицхака Зильберштейна

(Израиль, наше время)

и рава Хаима Каневского

(Бней Брак, Израиль, наше время)

Автор текста Мордехай Вейц

ГЛАВА

ГЛАВА «МАСЕЙ»

Место в Торе: Бамидбар, гл. 33, ст. 1 — конец книги

Почему она так называется?

По первой фразе, где сказано: «Вот этапы продвижения сынов Израиля после Исхода из Египта...» (гл. 33, ст. 1).

На иврите «этапы продвижения» — масаим, а если за этим словом следует дополнение (в данном случае это — «сынов Израиля»), оно принимает грамматическую форму масей.

Обсуждение главы Масей

1. Награда и еврейская мама

В нашей недельной главе говорится о сорокалетнем переходе сынов Израиля по пустыне — «Вот переходы сынов Израиля» (Бамидбар, гл. 33, ст. 1).

Возникает вопрос: для чего в Торе перечисляются все остановки, которые сделали евреи на своем пути в Эрец Исраэль (на Землю Израиля)? Для чего упоминают все их названия?

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Бамидбар, гл. 23) говорится, что в будущем Всевышний вознаградит эти места. И в Танахе об этом сказано: «Возрадуются пустыня и безводная земля, и возвеселится степь, и расцветет, как лилия» (книга пророка Йешаягу, гл. 35, ст. 1).

Само упоминание в Торе — нетривиальное событие. А тут, вдобавок — и благословения: веселье, расцвет, уподобление лилии. За то, что приняла сынов Израиля.

Но разве у нее был выбор? Разве ей это стоило хоть какого-то труда? Более того. 600 тысяч взрослых мужчин расположились станом, с Ковчегом Завета, со священными сосудами… Это — честь для любой точки планеты, любой географической территории. 

Так почему же пустыне обещана награда? 

Чтобы люди понимали и представили себе: если даже пустыня будет вознаграждена за то, что приняла сынов Израиля, несравнимо большая награда ожидает того, кто тратит свои средства и силы, оказывая гостеприимство мудрецам Торы.

В Пиркей Авот («Наставления отцов», гл. 4, мишна 17) написано: «Лучше один час покоя в Будущем мире, чем вся жизнь мира нынешнего».

«Один час покоя» — это награда, и, судя по контексту — весьма значимая.

Так за что, за какое деяние полагается «один час покоя в будущем мире»?

Этот вопрос Саба ми Кельм («дедушка из Кельма» — так ласково называли главу Кельмской йешивы раби Симху-Зиселя Зива его ученики; вторая половина 19-го века) и задал своим ученикам.

— Возможно, час покоя в будущем мире заслуживает тот, — попытался ответить один из учеников, — кто во время повторения молитвы в соответствующих местах произносит: «Благословен Он и благословенно Его Имя!».

— Стоит зайтись криком при рождении, пройти через все жизненные испытания, узнать лишения, боль и страдания, и в конце принять смерть — только ради того, чтобы один раз во время молитвы ответить: «Благословен Он и благословенно Его Имя!», — восторженно воскликнул Саба из Кельма. — Нужно также знать, — продолжил он, — что один «амен» равен тысяче произнесенных «благословен Он». А одно речение Торы — тысяче «аменей».

— Теперь я вам объясню, за что удостаиваются награды «час в Будущем мире», — торжественно заключил Саба из Кельма. — Представьте себе человека, который сидит на стуле, согнувшись в три погибели. И вдруг он понимает, что Всевышний, благословен Он — везде, а, значит — и перед ним. И вот, из уважения к Творцу, он поднимает голову и распрямляет плечи. За это он и получит награду.

Отсюда, отметим, можно понять, почему еврейские мамы постоянно твердят своим детям: «Сядь ровно! Выпрями спину! Не сутулься! Не горбись!».

на основе комментария Алтера  из Кельм

(раби Симха-Зисель Зив, глава йешивы в Литве; вторая половина 19-го века)

 

 

 

2. Когда выходить?

 

В описании перехода евреев по пустыне, в Торе упоминаются названия стоянок, в которых содержатся важные намеки. Попытаемся понять, о чем может рассказать одно из таких названий. В нашей недельной главе, к примеру, читаем: «И отправились в путь от Киврот-hа-Таавы, и расположились станом в Хацероте» (Бамидбар, гл. 33, ст. 17).

В книге Маор ва-шемеш («Светило и солнце»; ее автор — раби Келонимус-Калмиш бар Элимелех Шапиро, Польша, 1889-1943 гг.) говорится, что человеку, если в его сердце бушуют страсти и вожделения — лучше сидеть в шатрах Торы и не выходить наружу. Ведь он еще не научился справляться со своим дурным началом. Лишившись защиты, он тут же будет атакован и может не устоять. Такому не то, что выходить — «нос из укрытия нельзя показывать». Тот, кто победил свое дурное начало, одолел свои страсти и вожделения — называется праведником. Праведники умеют управлять своим сердцем. Поэтому их появление во дворе и на улицах не представляет для них опасности.

На это и намекает рассматриваемый нами фрагмент: «И отправились в путь от Киврот-hа-Таавы, и расположились станом в Хацероте».

Выражение «киврот-hа-таава» можно перевести как — «могилы страсти». А «хацерот» — дворы, открытые участки, прилегающие к строению.

Таким образом, мы можем понять урок, заключенный в нашем отрывке: тот, кто похоронил свои страсти, может покинуть укрытие и выйти на открытое место.

Учащийся йешивы должен стараться не покидать стен шатра Торы и не бродить по улицам. Во всяком случае — пока он окончательно не похоронит свои пагубные вожделения. Так говорил рав Давид Поварский (глава йешивы «Поневеж»; Литва – Израиль, 1902-1989 гг.).

Йешива «Поневеж» расположена в Бней Браке, на холме. Этот холм служил в наставлениях рава Поварского — метафорой, неким образом Храмовой горы, а стоящую на нем йешиву он так же, в метафорическом смысле, называл — «Кодеш Кодашим» (в условном переводе — «Святая Святых» в Храме). Человек или явление поверялись у него связью с "горой".

На вопрос ученика, может ли тот на некоторое время перейти в другую йешиву, чтобы приобрести определенные навыки в учебе, рав Поварский ответил, что «гора» простирается до той йешивы, а значит, переход будет полезным и безопасным.

Высшей похвалой в его устах было высказывание — «сын йешивы, накрепко связанный с горой»...

на основе комментария рава Давида Поварского

(глава йешивы «Поневеж»; Литва — Бней Брак, Израиль, 1902-1989 гг.)

 

3. Города-убежища

В нашей недельной главе рассказывается о том, что Моше велел сынам Израиля построить шесть городов-убежищ для укрытия тех, кто совершил непреднамеренное убийство. В тексте Торы читаем: «Шесть городов для укрытия, которые отведете, чтобы туда бежать убийце» (Бамидбар, гл. 35, ст. 6).

Три таких города были созданы за рекой Иордан и три находились на территории Эрец Исраэль (Земли Израиля).

В книге Дварим упоминаются три города-убежища, расположенные за Иорданом: Бэцер, Рамот и Голан. А в книге Иеhошуа бин Нуна — те три, что существовали в Израиле: Кадеш, Шехем и Кирьят Арба.

Рассказывается о сыновьях нашего праотца Яакова, что Реувен первым из братьев хотел спасти Йосефа. За это его потомки первыми удостоились, города-убежища на своей территории. Это — город Бэцер.

Рамбам (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного Кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век) писал, что города-убежища должны были функционировать во все времена.

Однако многие другие выдающиеся Учителя открывают в этом иную грань Истины, подчеркивая, что после разрушения Первого Храма человек, совершивший непреднамеренное убийство не может быть изгнан в город-убежище. На основании этого заключения Тур (Бааль а-Турим — раби Яаков бен Ашер, один из крупнейших раввинов Германии и Франции, автор предварительного текста Шульхан Аруха и многих комментариев к Торе; вторая половина 13-го – первая половина 14-го вв.) и Рама (раби Моше Иссерлес, великий Учитель Торы, автор основного Свода примечаний к Шульхан Аруху, определяющего особые обычаи ашкеназских евреев; Польша, 16-й век) установили закон для будущих поколений.

В книге Сефер hа-Хинух («Книга о воспитания еврея»; имя автора — неизвестно, мы знаем лишь, что он жил в 14-м веке, в Испании, в Барселоне, и принадлежал роду Леви) разъясняется, что в его и последующих поколениях не будет раввинского суда, компетентного в вопросах «жизни и смерти» (диней нефашот). А непреднамеренные убийства относятся именно к этой категории.

После окончательной геулы (освобождения), когда у нас появится Третий Храм, к шести городам-убежищам добавятся еще три. Потому что увеличится территория Эрец Исраэль. Она распространится на те земли, которые не удалось присоединить во времена Иеhошуа бин-Нуна (предводителя еврейского народа после смерти Моше Рабейну). Понятное дело: больше территория — значит, и городов нужно больше.

Но ведь во времена Машиаха, как сказано в Танахе — «не поднимет народ на народ меч, и не будут более учиться воевать» (книга пророка Йешаягу, гл. 2, ст. 4). Так для кого тогда будут эти города-убежища?

Объясняет Хида (раби Хаим-Йосеф-Давид бар Ицхак-Зрахья Азулай, Эрец Исраэль, 1724–1806 гг.), что все, кто совершил непреднамеренное убийство в период от разрушения Храма и до прихода Машиаха — отправятся в изгнание в города-убежища. Точно так же, как те, кто непреднамеренно нарушили в этот период закон Торы — совершат в Третьем Храме приношение хатат (символизирующее искреннее раскаяние и стремление исправить ошибку).

Шесть городов-убежищ входили в число сорока восьми городов, принадлежащих левитам. Все города левитов, в принципе, могли служить убежищами для убийц, случайно, не желая того, совершивших преступление и спасающихся от мстителей. Однако между городами-убежищами и городами левитов все же было отличие. Прячась в городе левитов, убийца должен был платить арендную плату за дом, а в городе-убежище он мог жить бесплатно.

Каждый год 15-го Адара посланники бет дина (раввинского суда) проверяли исправность дорог, ведущих в города-убежища. 

на основе комментария рава Матитьягу Дойча-Ашкенази

(Иерусалим, наше время)

4. Возвращаются души, возвращаются убийцы

 

Человек, совершивший непреднамеренное убийство, покидал свой дом и находился в городе-убежище, скрываясь там от родственников убитого, желающих отомстить за гибель близкого.

По поводу сроков пребывания непреднамеренно убившего в городе-убежище в Торе написано: «А после смерти коэна гадоль (главного коэна в Храме) возвратится убийца на землю владения своего» (Бамидбар, гл. 35, ст. 28).

Возникает вопрос: почему в Торе возвращение убийцы в родные края связывается со смертью коэна гадоль?

В книге Рамбама (великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного Кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век) под названием Море Невухим («Путеводитель заблудших») говорится, что мир устроен так, что человек, у которого — беда, а потом нечто подобное случается у соседа, свое несчастье он воспринимает уже иначе. Его боль притупляется. Коэн гадоль любим и почитаем во всем народе Израиля. Его уход из земного мира для всех — большая утрата. На этом фоне потерю близкого родственники переживают уже менее болезненно. Желание отомстить постепенно гаснет. Поэтому убийца может, не опасаясь вернуться домой.

Иную грань Истины в этом открывает Хида (раби Хаим-Йосеф-Давид Азулай, Эрец Исраэль, 1724–1806 гг.). В своей книге Дваш ле-фи он пишет, что душа главного коэна, возносясь в духовные миры, собирает из нашего мира все блуждающие души.

В книге Зогаре (см. на сайте ответ «Зогар — когда и кем написан?», № 1449 — с материалами, обозначенными в нем ссылками) объясняется, что иногда малах а-мавет (в условном переводе — «ангел смерти») не получает приказ забрать чью-то душу. Но другой человек по ошибке, непреднамеренно убивает ее. Такая душа не отправляется в Будущий мир. Ведь ее там не ждут. Она до поры, до времени блуждает в нашем мире. А затем — возносится вместе с душой коэна гадоль.

Когда душа убитого обретает покой — тогда ослабевает боль потери и утихает чувство мести в сердцах его родственников. И убийце разрешается выйти на свободу.

на основе комментариев Рамбама

(великий Учитель, комментатор Мишны и составитель полного Кодекса еврейских законов Мишнэ Тора; Испания – Египет, 12 век)

и Хида

(раби Хаим-Йосеф-Давид бар Ицхак-Зрахья Азулай, Эрец Исраэль, 1724–1806 гг.)

 

5. Отложить ли свадьбу из-за отца?

 

Хаю растил отец. Мать умерла рано, она ее почти не помнила.

Отец старался делать для дочери все, что было в его силах. О себе практически не думал.

Когда пришла пора выдать ее замуж, он нашел для нее подходящего жениха из достойной еврейской семьи. Был назначен день свадьбы. Ровно за месяц до хупы выяснилось, что отец болен опаснейшей, беспощадной болезнью.

Отец попросил Хаю отложить свадьбу на год, чтобы она могла за ним ухаживать. А там, — рассудил он, — видно будет. Либо за год болезнь — отступит, либо...

Такой мысли Хая не разрешала селиться в ее голове. Но вот, вопрос о предстоящей свадьбе не мог ее не беспокоить. Ведь жених, может статься, не согласится ждать целый год.

Снедаемая противоречивыми чувствами, Хая обратилась за советом к раввину.

Раввин тщательно взвесил все «за» и «против».

Хая, — размышлял он, — девушка молодая, хорошая. Поэтому задержка на год никак не отразится на ее шансах выйти замуж. Даже если теперешний жених примет решение, что не будет ждать, пока состояние ее отца стабилизируется, через год ей без труда найдут другого претендента в мужья, не хуже прежнего. К тому же, у нее нет заповеданного Торой обязательства «плодиться и размножаться» (эта заповедь адресована только мужчинам. А вот, заповедь, предписывающая почитать отца, лежит на ней в полной мере.

С другой стороны, в нашей недельной главе рассказывается о тех, кто отбывает наказание в городах-убежищах. Их изгнание заканчивалось со смертью главного коэна. Поэтому, как написано в Талмуде (трактат Макот, лист 11), матери главных коэнов снабжали изгнанников едой и одеждой. Чтобы те не молились, прося ускорить кончину коэна гадоль.

Также и в нашем случае, узнав о причине, по которой хупа откладывается, жених может начать в сердцах молиться о... скорейшей кончине будущего тестя. Но если свадьба состоится в назначенный срок, то к молитвам дочери о выздоровлении отца прибавятся и молитвы зятя о скорейшем и полном исцелении тестя.

— Свадьбу не стоит откладывать, — заключил рав.

 

на основе комментариев рава Ицхака Зильберштейна

(Израиль, наше время)

и рава Хаима Каневского

(Бней Брак, Израиль, наше время)


Прочесть двадцать второй цикл обсуждения
Прочесть двадцать первый цикл обсуждения
Прочесть двадцатый цикл обсуждения
Прочесть девятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть восемнадцатый цикл обсуждения
Прочесть семнадцатый цикл обсуждения
Прочесть шестнадцатый цикл обсуждения
Прочесть пятнадцатый цикл обсуждения
Прочесть четырнадцатый цикл обсуждения
Прочесть седьмой цикл обсуждения
Прочесть шестой цикл обсуждения
Прочесть пятый цикл обсуждения
Прочесть четвертый цикл обсуждения
Прочесть третий цикл обсуждения
Прочесть второй цикл обсуждения
Прочесть первый цикл обсуждения

Раввин развелся и бросил детей…


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля