Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Если бы тогда

Помогают ли рабочие авралы развитию бизнеса? Существуют ли какие-то нормы интенсивности использования наемного труда? Как рассматриваются эти проблемы в еврейской традиции?..

 

НЕНОРМИРОВАННЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ В ЧАСТНОМ БИЗНЕСЕ

 

Ашер Меир

                                                                                                                                       

Сегодня, в период мирового экономического кризиса предпринимателям приходится выдерживать сильную конкуренцию. И это, кроме всего прочего, означает, что каждый, чтобы выстоять, стремится при минимальных затратах получить максимальную прибыль. За счет повышения эффективности труда наемных работников, в частности.

Сегодня бизнесу нужны квалифицированные, умеющие хорошо работать люди, готовые, если понадобится, трудится сверх установленных условиями найма часов. И тут возникает закономерный вопрос: имеет ли право владелец компании увеличивать продолжительность рабочего дня и требовать от сотрудников, чтобы они работали в более напряженном ритме? Как это расценивает еврейская традиция? Не противоречит ли это еврейским законам?

В Торе читаем: «В поте лица есть будешь хлеб твой...» (Берешит, гл. 3, ст. 19).

Анализируя эту фразу, с которой Всевышний обращается к первому человеку, Адаму, наши Учителя отмечают, что в ней, несомненно, содержится не только желание наказать, но и — благословить человеческий труд. Ибо целенаправленная работа человека совершенствует природу. К примеру, процесс изготовления хлеба — от обработки земли, выращивания пшеницы до выпечки хлебных изделий — безусловное свидетельство интеллектуального уровня человека. 

Высокая трудоспособность и трудовой энтузиазм — особо ценные для нанимателя качества. Однако каждому ясно, что злоупотребление этими качествами может истощить и подорвать силы работника. В Торе дана заповедь Всевышнего о шаббате: «А день седьмой, суббота — Всевышнему твоему: не совершай никакой работы, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни бык твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец, который во вратах твоих…» (книга Дварим, гл. 5, ст. 14). То есть в передышках, отвлечении от повседневного труда нуждаются даже животные.

В книге Ваикра читаем: «И если обеднеет брат твой и продан будет тебе, не порабощай его работой рабской» (гл. 25, ст. 39). И далее: «Не властвуй над ним с жестокостью и бойся Всевышнего твоего» (там же, ст. 43). 

Где же та неуловимая грань, которая отделяет работу с энтузиазмом от непомерной работы?

Исследуя приведенные здесь фрагменты, Учителя приходят к выводу, что пределы использования наемного труда определяются, конечно, и уровнем физического или умственного напряжения, которого требует выполнение обязанностей. Но еще в большей степени — необходимостью получить тот или иной результат.

В словах Торы «не властвуй над ним с жестокостью», — разъясняет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), — речь идет о ненужной работе, которую заставляют делать, чтобы продемонстрировать свою власть. Такой труд унижает человеческое достоинство. Даже в том случае, если выполняющий бесполезную работу человек и не подозревает, что результаты его труда никому не нужны.

Расскажите об этом современному менеджеру, и он вам ответит, что подобные «прописные истины» известны каждому организатору трудового процесса. И, тем не менее, на практике они, эти «прописные истины» нередко игнорируются. Особенно — на предприятиях, функционирующих круглые сутки по семь дней в неделю. Решая «глобальные» производственные задачи, руководители подразделений привыкают к тому, что у всех подчиненных — «полная загрузка». И не замечают, что в общем производственном процессе кроется немало никому не нужных работ. И это не только унижает сотрудников, но и толкает их на нарушение еврейских законов, требующих, чтобы человек работал честно, ценя оплачиваемое работодателем время и максимально используя в выполнении заданий свои способности.

Излишняя, да еще и лишь частично оправданная «загруженность» трудового коллектива приводит к тому, что многие высиживают определенные работодателем часы — формально, а при возможности — устраивают в оплачиваемое время свои личные дела. Демонстрируя при этом начальству «трудовое усердие». Такой «усердный» сотрудник не покинет рабочее место первым, даже если он раньше других справился с порученным ему на этот день заданием.

Поэтому, если человек, осуществляющий руководство бизнесом, хочет получить от деятельности своей компании хорошие результаты, ему, прежде всего, следует понять, что напряженность рабочего графика — не лучший и не самый надежный способ достижения цели. Надо еще раз, внимательно и детально изучить весь производственный процесс — в поисках «звеньев», от которых без потерь можно отказаться. Неоценимую помощь в проведении такого исследования может оказать профессионал, специализирующийся на решении подобных задач.

Затем нужно пересмотреть и рабочий график. Так, чтобы постараться создать в трудовом коллективе поистине профессиональную атмосферу. Когда у каждого сотрудника будет возможность с оптимальной эффективностью использовать рабочие часы, не истощая внутренние ресурсы. Когда рабочие «авралы» — не правило, но — редкое, обусловленное острой производственной необходимостью исключение.

Важная составляющая в решении этой задачи — условия, при которых у работников остается время на семью, отдых и духовное развитие.

 

Всемирное еврейское обозрение

 

Перевод с английского

 

д-р Ашер Меир

раввин, один из руководителей Центра деловой этики

при Иерусалимском технологическом колледже

Преподавал в Гарварде, имеет степень доктора в области экономики

Автор многих статей о современном бизнесе, еврейском праве, экономике