Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
В поисках жилья на съем, мы часто обращаемся к посреднику — специальному агенту, который владеет информацией и может достаточно быстро подыскать подходящие варианты. Но как быть, если агент по тем или иным причинам сделку не завершил? Должен ли он, по законам Торы, получить при этом какую-то плату?..
НЕУРЯДИЦЫ С ПОСРЕДНИКОМ
Ашер Меир
Вот вам, к примеру, конкретная ситуация.
Женщина искала квартиру на съем. Агент по недвижимости, к которому она обратилась, нашел для нее вполне подходящий вариант. Клиентке квартира понравилась, и она попросила агента оформить соответствующие документы. Неожиданно он заявил, что предложение уже недействительно. Женщина решила проверить это сама. И в результате — сняла эту квартиру без ведома агента.
Теперь перед ней встал вопрос: быть может, агенту причитается все же какая-то плата? Ведь он оказал услугу — нашел данный вариант. Обижать человека нельзя. С другой стороны, она опасалась, что в случае, если она сообщит ему о том, что сделка состоялась, агент запросит за свою услугу слишком высокую цену.
Как же ей поступить?
Прежде всего, отмечу, что уже само по себе стремление человека уладить такую проблему, заслуживает похвалы. У многих людей есть желание поступать правильно. Но реализации такого желания нередко препятствуют сомнения, возникающие, как только мы начинаем думать, что можем от этого пострадать.
Поэтому в подобных вопросах следует руководствоваться указаниями наших Учителей.
Если вы должны деньги своему ближнему, — пишет рав Авраам Данциг в своей книге Хаей Адам (гл. 144), — вы обязаны поставить его об этом в известность. Даже если он ничего не знает о вашем долге. Как минимум, вам следует изложить свое дело компетентному в данном вопросе раввину — полностью и честно. В противном случае, вы просто пытаетесь обмануть Всевышнего. Вам необходимо проконсультироваться с другим человеком. Основной принцип таков: в любом денежном вопросе не надо полагаться на собственную точку зрения, поскольку низменная часть вашей натуры может толкнуть вас на послабления. Чтобы в ваших руках не оказались деньги, которые вам не принадлежат, получите указание авторитетного, квалифицированного эксперта, хорошо разбирающегося в законах Торы.
Рав Данциг, подчеркиваю, начинает с того, что человеку следует поставить в известность о сложившейся ситуации того, кто связан с ним какими-либо денежными отношениями. Очевидно, что это — идеальное решение, поскольку в таком случае можно будет принять во внимание и точку зрения другой стороны (в нашем случае — агента по недвижимости). То есть — узнать, считает ли агент, что женщина, снявшая найденную им квартиру должна оплатить его труд.
Однако бывают случаи, когда человек не хочет извещать (о свершившейся сделке и т.п.) вторую сторону. Возможно — из опасения, что это приведет к неоправданным денежным потерям. Или — боясь, что ситуация только запутается. Тогда он обязан, как пишет рав Данциг, «изложить свое дело компетентному раввину».
В разбираемом нами случае нужно найти раввина, который хорошо знаком не только с законами Торы, но и с традициями, принятыми в той или иной, конкретной местности.
В некоторых регионах считается, что агент по недвижимости получает деньги за свой труд, только если он довел сделку до полного завершения. Но в большинстве случаев устанавливают, что, даже если сделка агентом не заключена, но он вложил в дело свой труд, ему причитается частичная плата, например, треть от оговоренной суммы.
Если вы посоветуетесь с раввином, он сможет обратиться к квалифицированному специалисту, ориентирующемуся в местных законах.
Безусловно, самое лучшее решение такой проблемы — прямой контакт сторон между собой. Иными словами, женщине, которая сняла найденную для нее агентом по недвижимости квартиру без его ведома, стоит связаться с этим агентом и объяснить ему, что она хочет уладить дело по справедливости. Но так, чтобы ей самой не пришлось пострадать. Так воспитывается в человеке уважение к деловым отношениям.
Но если у нее возникли обоснованные опасения, что агент воспользуется ее добрыми намерениями, ей надо проконсультироваться с человеком, хорошо разбирающимся в таких делах и умеющим применить законы Торы на практике с учетом конкретных обстоятельств.
Только так, обратившись к беспристрастному «третейскому судье» мы можем преодолеть нашу, вполне естественную, кстати сказать, субъективность.
Всемирное еврейское обозрение
д-р Ашер Меир
раввин, один из руководителей Центра деловой этики
при Иерусалимском технологическом колледже
Преподавал в Гарварде, имеет степень доктора в области экономики
Автор многих статей о современном бизнесе, еврейском праве, экономике