Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Если бы тогда

Почему так бывает, что люди как будто бы не замечают самых очевидных проблем, даже если это, по выражению американцев и англичан — «слон, оказавшийся в вашей комнате»?
Потому что, заметив, им приходится принимать решения. И не только принимать, но — и осуществлять их…

УРАВНЕНИЕ С ГУШ КАТИФОМ

Рав Иегошуа С.Гехт

Одна из основополагающих заповедей Торы — заповедь, предписывающая нам, людям, помогать друг другу. Она во многом определяет суть взаимоотношений людей в еврейском обществе. А ее исполнение (или не исполнение) непосредственно влияет на судьбу еврейского народа. Поэтому, выстраивая отношения с другими людьми, жизненно необходимо, как наставляют наши Учителя, думая о благе ближнего, «смотреть в Небеса»…


Почему на нас падают «катюши» и «касамы»?

Недавно Израиль пережил Вторую Ливанскую войну. Но и после того, как официально война закончилась, обстрелы северных и южных районов страны не прекратились.

Многие израильтяне воспринимают это как страшную данность. Но попытаемся задать себе вопрос: почему это происходит именно сейчас?

Можно дать ситуации рациональное объяснение.

В наши дни свободный мир столкнулся с реальной угрозой со стороны радикального ислама, или, как некоторые его называют — «исламским фашизмом». Радикальный ислам адресует свою ненависть Западу. Он воюет не только за создание Палестинского государства. Он, претендуя на гегемонию в мире, делает все, чтобы «стереть Израиль с лица земли».

Радикальный ислам создал культуру «священного джихада», несущего народам смерть. Идеал его сторонников и последователей — причинить как можно больше боли как можно большему числу невинных граждан. Словом, это — особая, предельно вероломная культура, а вскормленные ею «бойцы джихада» — люди не знающие пощады. Нормы поведения в цивилизованном обществе для них не существуют.



Уравнение с Гуш Катифом

Разрушение цветущих еврейских поселений Гуш Катифа и насильственная эвакуация его жителей для Хамаса и Фатаха — на юге и для Хизбаллы — на севере стало недвусмысленным посланием. Они утвердились в ощущении, что террор неизменно приносит плоды. Это, в свою очередь, подстегнуло арабских экстремистов. Они с еще большей агрессивностью принялись атаковать Израиль, с чем нам и пришлось столкнуться в наши дни.

Сегодня, через полтора года после реализации «программы размежевания», Гуш Катиф превратился в террористическую базу, откуда ведутся обстрелы южных городов и селений Израиля — Сдерота, Ашкелона и т.д.

Чего же добился Израиль, изгнав своих преданных граждан с их земель?

«Коэффициент полезного действия» сей акции для Израиля равен нулю, а точнее — некой неопределяемой величине со знаком минус. Мы знаем лишь, что за период после изгнания эта «величина» существенно возросла: к страданиям, боли и унижению, которые испытали изгнанники, добавилась горечь безжалостного пренебрежения к их материальным нуждам со стороны государственных структур.

И вот сегодня, вместе с тысячами изгнанных из Гуш Катифа, тысячи граждан северных и южных районов страны живут, не зная, что готовит им завтрашний день…


Урок Аризаля

Известно, что великий Аризаль (раби Ицхак Лурия Ашкенази, один из крупнейших каббалистов; Эрец Исраэль, 16-й век) достиг такого высокого духовного уровня, что мог предвидеть события задолго до того, как они должны были произойти.

Однажды в Цфате, во время занятий Торой с учениками, раби Лурия внезапно произнес:

— Друзья мои! На Цфат надвигается бедствие — саранча уничтожит всю растительность в городе и окрестностях. Погибнет урожай, населению города грозит голод. А все потому, что житель Цфата, праведный человек Яаков Альтерин пожаловался Всевышнему, что оказался он в трудной ситуации, и никто не пришел, чтобы помочь ему. И Творец принял его жалобу… Давайте соберем для Яакова Альтерина деньги. Быть может, тогда Всевышний смилостивится над нами и отменит свой приговор.

Ученики немедленно принялись за дело и собрали некую сумму. Передать деньги Аризаль поручил одному из них. Ученик раби Ицхака вошел в скромное жилище Яакова Альтерина и увидел, что тот оплакивает свою несчастную судьбу — в точности, так как описывал ситуацию Учитель.

Передав Яакову собранную сумму с извинениями, что человеку так долго пришлось ждать помощи, ученик попросил его более не жаловаться Небу на жизнь.

— Ты так горько сетовал, — объяснил Альтерину посланник, — что теперь всему Цфату грозит бедствие.

Услышав такое праведный Яаков Альтерин тут же всем сердцем воззвал к Всевышнему, прося Его, чтобы Он отменил приговор и не наказывал жителей Цфата.

Выполнив поручение, ученик вернулся в бейт мидраш (Дом Учения). Аризаль встретил его на пороге и объявил: «Приговор отменен!».

Однако через несколько часов огромная туча саранчи приблизилась к Цфату. В ужасе смотрели ученики на приближающееся «черное облако». Но Аризаль успокоил их.

— Не бойтесь! — произнес он. — Мы исправили положение, и Всевышний отменил приговор. Ничего плохого с нами теперь не случится.

Учитель не успел закончить последнюю фразу, как вдруг поднялся сильный ветер, подхватил саранчу и унес «тучу» в сторону моря.

С тех пор жители Цфата, убедившись, какое огромное значение в их судьбе имеет забота о ближнем, ревностно следили за тем, чтобы ни один нуждающийся в городе не остался без помощи.


Как себя защитить

Мы знаем: все, что происходит вокруг нас — проявление Воли Всевышнего. И верим, что каждый из нас способен приложить определенные усилия, чтобы помочь всему народу Израиля в тяжелое для него время.

Возможно, самое главное, что мы, евреи, должны сделать сейчас, это — «заметить, наконец, слона в комнате» (осознать, что среди нас живут люди, остро нуждающиеся в поддержке). И, заметив, принять соответствующее решение — исправить то зло, которое израильские власти причинили жителям Гуш Катифа.

Прежде всего, следует извиниться перед каждым изгнанником и попытаться компенсировать их материальные потери. Мы — в долгу перед стариками Гуш Катифа, перед молодежью, процветавшей в этих краях. Мы — в долгу перед сотнями семей, которые оказались в беде. Мы — в долгу перед теми, чьи мечты, материальные и духовные, были попраны с беспримерной жестокостью.

Оплата нашего долга изгнанникам не терпит отлагательств. Этот долг должен стоять на первом месте в шкале прочих приоритетов.

Мы должны понять, что до тех пор, пока они не простят нас за то, что им пришлось пережить в августе 2005-го года, наши молитвы, наши занятия Торой и наша цедака (пожертвования на высокие цели) не будут по-настоящему эффективными.

Нам следует отыскать каждого еврея и каждую еврейку, изгнанных из Гуф Катифа, чтобы обнять их и от имени всего народа Израиля попросить их, чтобы они приняли нашу материальную помощь, которая хотя бы в какой-то степени возместит нанесенный им ущерб.

Это — наше самое срочное дело. Ибо Израиль — в критической ситуации. И только активная и повсеместная помощь пострадавшим может спасти Эрец Исраэль от грядущих «размежеваний».

Когда сыны Израиля стараются восстановить справедливость, Всевышний уничтожает их врагов…

Еженедельник Аруц Шева, Израиль

Перевод с английского

Иегошуа С.Гехт,

Раввин, вице-президент объединения раввинов Америки,

президент Совета раввинов Коннектикута,

раввин общины «Бейт Исраэль» города Норуолк (штат Коннектикут, США)