Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Если бы тогда

Два человека заняты любимым делом. Деятельность одного общество оценивает положительно. Другого - со знаком минус. В чем тут проблема?..

ЗАДАЧА С ОДНИМ НЕИЗВЕСТНЫМ

Раввин Ави Шафран

Мит Тим - студент четвертого курса аспирантуры. Предметом своих исследований он избрал шотландскую литературу. Его родители, конечно же, мечтали, что их сын будет иметь более «практичную» профессию. Но со временем смирились с тем, что есть, и теперь говорят о сыне с гордостью.

Дженифер, жена Тима, поддерживает мужа во всех его начинаниях. Сама она - медсестра. Небольшая стипендия, которую Тим получает в университете, ее скромная зарплата и ежемесячная государственная дотация - все, чем они располагают. Этого хватает, чтобы сводить концы с концами. Не более. Живут они скромно, но вполне счастливы.

Важно отметить, что окружающие относятся к Тиму с уважением - даже те, кто не представляет себе, как можно прожить на деньги, которые получает семья Мит - и не считают его «социальным иждивенцем». Людям импонирует идеализм Тима, его преданность любимому делу. Дотации, которые получает семья Мит, воспринимаются налогоплательщиками как естественная обязанность цивилизованного общества «участвовать» в развитии наук.

Образ жизни второго студента - Йоси и его жены Элишевы во многом напоминает тот, что избрали для себя Тим и Дженифер. Однако большинство людей не одобряет занятия Йоси, считая, что он пренебрегает своими обязанностями мужа и отца. Потому только, что предмет, который он изучает (с не меньшей, заметим, чем Тим, увлеченностью) - Тора. Йоси - религиозный еврей.

Картина - ясна…

В принципе вопрос можно было бы поставить так: кому, с позиции современного светского общества, позволительно быть бедным?

«Бедность, - пишет в редакционной статье еженедельник Нью Йорк Джуиш Уик, - не признак благородства, особенно, когда речь идет о вынужденных поисках пожертвований для изучающих Тору студентов…».

Однако еврейская традиция высказывает по этому поводу иную точку зрения.

В Талмуде (трактат Пиркей Авот) об этом написано: «…питаться хлебом с солью, запивая небольшим количеством воды, спать на земле и терпеть жизненные лишения - таков путь постижения Торы». Во многих еврейских источниках подчеркивается, что изучение Торы - достойнейшее занятие. Самый уважаемый человек в истинно еврейской среде - тот, кто посвящает постижению Мудрости Творца дни и ночи.

Но почему американским журналистам вдруг пришло в голову оспаривать еврейские истины?

Дело в том, что редакционная статья в газете была написана в ответ на «дерзость» (по мнению светского социума) в поведении одного из религиозных еврейских лидеров - рава Аарона Лейба Штейнмана. Ибо он «позволил себе» отказаться от крупной денежной суммы, выделенной на создание и развитие системы центров занятости религиозных евреев. Центров, где религиозная молодежь могла бы получать «практичные» специальности. Цель - весьма благородна: освоив те или иные профессии, религиозные еврейские юноши наконец-то будут трудиться на благо страны, а обществу не придется оплачивать расходы их многодетных семей. Разумно ли этому противиться?

Безусловно, рав Штейнман далек от того, чтобы возражать против создания подобных институтов. Он никогда не осуждает учащихся иешив, принявших решение оставить занятия Торой ради приобретения специальности, которая позволит им материально обеспечивать семью. Он прекрасно понимает: у каждого есть право выбора.

Свой выбор рав Штейнман давно уже сделал. Его вполне устраивает скромное жилье, единственное богатство которого - теснящиеся на полках до потолка книги.

Его образ жизни - жизненная позиция. Поэтому он не польстился на «бешеные» деньги, выделенные на «переквалификацию» его единомышленников и учеников. Он сознает, что щедрая подачка «на благо» религиозных еврейских семей - прямое проявление неуважения к Торе.

Это неуважение к Мудрости Всевышнего, кстати говоря, и обусловило разницу в отношении общества к Тиму и Йоси.

Но если для светского социума любые академические исследования - достойная цель, сама по себе (даже если предмет изучения понятен лишь единицам на всем земном шаре), а постижение Торы - «пустое и бесполезное» времяпрепровождение, это вовсе не означает, что такая позиция действительно отражает реальное положение дел.

С точки зрения еврейской традиции, изучение Торы - концептуально выше любой академической дисциплины. Ведь Тора - это Мудрость Творца, Источник жизненной силы еврейского народа.

Сегодня из-за недостатка уважения к Торе американское еврейство оказалось на краю демографической пропасти. Статистика свидетельствует, что рождаемость в среде американских нерелигиозных евреев падает, а число браков, заключенных с неевреями, растет… Поэтому именно сегодня истинное уважение к Торе, столько столетий воодушевлявшее поколения евреев - приобретает не просто теоретическое значение. Это - вопрос жизни и смерти еврейской общины.

В течение тысячелетий евреи с пиететом относились к изучению еврейских источников. Это занятие считалось самым возвышенным, занятием, имеющим поистине высокий и в то же время - практический смысл. Для евреев это - не только обязательное и непременное выражение их принадлежности к своему народу, но и мощный источник защиты Всевышнего.

Если бы это было так и сегодня, американское еврейство видело бы перед собой реальные перспективы на будущее. И тогда Йоси был бы объектом нашей благодарности. И никто не посмел бы осудить его за преданность еврейскому идеалу

Газета Нью Йорк Джуиш Уик

Перевод с английского

Раввин Ави Шафран,

пресс-атташе еврейской организации Агудат Исраэль (США)