Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Порой некоторые религиозные евреи сбиваются с пути и совершают что

Порой некоторые религиозные евреи сбиваются с пути и совершают что-то незаконное. И это настоящая трагедия. Ведь окружающие склонны к обобщениям, и по поступкам отдельных людей берутся судить о еврейской этике в целом...

ЧЕСТНОСТЬ, ПРЯМОТА И... РЕЛИГИОЗНЫЙ ЕВРЕЙ

Нисан Вольпин

КАК ЭТО БЫЛО

Вначале расскажу историю, которая произошла десять лет назад.

Некто Нахум Клайн, экономист, сопровождал своего клиента — Ирвинга Шпрингера из компании Горизонс Риэлти, в банк. Они должны были представить вице-президенту банка финансовый отчет, чтобы получить кредит.

Шпрингер готовился к трудным переговорам. Речь шла о большой ссуде для расширения компании.

Подростками они с Клайном ходили в одну иешиву, а теперь поддерживали профессиональные отношения.

Когда они вошли в лифт, Ирвинг снял с головы кипу и положил ее в карман

— В нееврейском окружении предпочитаю, чтобы мои предложения рассматривали объективно. Внешнее проявление моего еврейства может этому помешать”,— объяснил он.

— Не жди, что я сделаю то же самое,— ответил Нахум. — Моя кипа всегда у меня на голове, где бы я ни был...

В приемной Нахум снял шляпу. На его голове была черная кипа.

Они вошли в офис вице-президента. Нахум положил финансовый отчет перед мистером Ньютоном. Тот взглянул на цифры, задал три-четыре вопроса, поблагодарил мистера Клайна и попросил его оставить их наедине с Шпрингером.

Задав еще несколько вопросов, Ньютон встал и протянул Шпрингеру руку.

— Все в порядке, сумма, которую вы просите — ваша...

Шпрингер потерял дар речи... Так быстро и просто?

— Вижу, вы удивлены, что мы столь оперативно организовали вам ссуду, — улыбнулся Ньютон. — Скажу вам правду, мистер Шпрингер. Я редко делаю выводы на основании внешнего впечатления о человеке. Но ваш бухгалтер... Клайн, кажется? У него на голове — эта черная штука. Мой опыт показывает, что парни, которые живут в согласии с Высшим Авторитетом, просто не станут искажать факты. Я верю им на слово...

ВОСПРИЯТИЕ МЕНЯЕТСЯ

Так было десять лет назад. Хотелось бы верить, что и сейчас в этом смысле ничего не изменилось.

Но, к несчастью, произошли перемены к худшему. Кто виноват?..

Надеюсь, далеко не все подозревают религиозных евреев и еврейскую общину вообще в деловой нечистоплотности. Однако следует признать, что нелестные мнения порой не лишены оснований. Иногда и религиозные евреи сбиваются с пути и совершают незаконные действия. И это настоящая трагедия. Хуже того, это становится двойной трагедией, потому что окружающие склонны к обобщениям, и по поступкам отдельных людей судят о еврейской этике в целом.

Приведу, например, отрывок из письма мистера Чарльза Сарвэя из Бруклина раввину Шмуэлю Блюму, вице-президенту религиозной американской организации Агудат Исраэль:

...Идея кидуш а-Шем (освящения, прославления имени Всевышнего) и отказа от Хилуль а-Шем (осквернения Имени, позора для Творца, навлекаемого на Него неблаговидными поступками избранного Им народа) критически важна для нас. Именно она дала нам успех и рост общины в последние десятилетия.

С сентября в рамках добровольческой программы “Партнеры в Торе” я работал с одной парой из Аризоны. Я стремился показать им основные выдающиеся качества наших праотцев, мудрецов, проследить преемственность законов нашей традиции на протяжении многих поколений. И вдруг узнаю от моих подопечных из Аризоны о том, что в газетах написали о финансовых нарушениях, допущенных религиозными евреями. В первый момент я не нашелся, что им сказать. Хоть и понимал, как важно сейчас объяснить, что это — единичный случай, противоречащий образу жизни нашей общины.

К сожалению, встречаются люди, которые поступают плохо, неправильно. Проблема в том, что их поведение формирует у окружающих мнение, что религиозные евреи допускают подобные поступки. Главное — чтобы их на этом не поймали. Мы должны активно и публично принимать меры, чтобы рассеять столь неверное представление”.

ТО, ЧТО ПРЕЖДЕ ЗНАЛ МИР

Мы отрицаем искаженное восприятие морали, которую приписывают религиозным евреям. Но знает ли сегодня мир, как он знал это раньше, что огульная негативная характеристика еврейской общины безосновательна?

Знают ли они, что в нашем Талмуде написано: главная причина в решении Творца уничтожить поколение Потопа — распространение воровства?

В молитве Неила, завершающей Йом Кипур, мы просим Всевышнего, чтобы Он простил наши проступки и говорим: “Ибо Ты даровал нам этот День Искупления... чтобы мы перестали протягивать руки к запретному (приобретенному нечестным путем), и вернулись к Тебе, чтобы исполнять Твою волю всем сердцем”.

И это — еще один принцип еврейских взглядов на этику.

Когда жизнь прожита, и душа предстает пред Небесным Судом, то первый, который задается в этот момент: “Честно ли ты вел свои дела”?

Разве мы не слышали об этом много раз? Разве это не основополагающая часть еврейского взгляда на жизнь? Разве нерелигиозные евреи и неевреи не сознают, что религиозный еврей должен быть человеком высшей морали?

ВОПРОС КУЛЬТУРЫ

Некоторые утверждают, что речь идет о некотором “стиле жизни” религиозных евреев в принципе. Так, мол, повелось из поколения в поколение: обманывали помещика, царя или правителя-антисемита. Это, мол, и практика самосохранения европейского еврейства, выработанная, чтобы выжить во враждебном мире.

Но это, конечно же — миф. В действительности любая еврейская община заботится о честности в финансовых делах. Вся еврейская история свидетельствует об этом.

Прежде всего, приведу слова рава Йосефа Бройера, которое часто повторял рав Шимон Шваб (глава большой общины в Манхэттене, Нью Йорк): “Как мы придирчиво относимся к тому, чтобы мясо у нас было глатт кошер (строго кашерным), так и деньги наши должны быть глатт йошер (честно заработанными)”.

Это отражает учение рава Шимшона Рафаэля Гирша (учителя рава Бройера и руководителя общины во Франкфурте; конец 19-го века) в его труде Тора им дерех эрец (Тора в сочетании с моралью). Деятельность еврея, — говорит рав Гирш, — даже кратковременная, должна согласовываться с законами Торы.То же — и в бизнесе.

Великий литовский раввин Исраэль Салантер, основатель движения Мусар (нравственного самосовершенствования), подчеркивал, что 90% недоразумений между людьми можно было бы избежать, если бы они почаще заглядывали в Хошен Мишпат (часть Шулхан Арухасвода еврейских закона, которая посвящена решению имущественных проблем). Человек не может полагаться на субъективное чувство справедливости. Решать должен закон.

Ученик рава Салантера, реб Симха Зиссель Зив (глава известной иешивы в Кельме — Литва), посетил своего сына Даниэля, лесопромышленника. По возвращении, он сообщил: “Мой сын Даниэль ходит по своей лесопилке с Месилат яшарим в руке”. “Путь праведных” рава Луццато корректирует каждый его шаг в бизнесе.

Гаон из Вильно (раби Элиягу) предупреждает: если хоть одна доска на крыше дома учения, где человек учится или молится, прибита украденным гвоздем, это остановит рост тех, кто учится в этом доме.

Рассказывает рав Йосеф Горовиц (руководитель иешивы Новардока и создатель сети учебных заведений в Литве, а затем — в США): когда рав Хия решил обучать людей Торе, он сначала посеял лен, из него сделал силки, поймал оленей, на пергаменте из их кожи написал Тору, и тогда уже стал учить еврейских детей. Он хотел, чтобы все было честно. Он не полагался на готовые материалы, потому что не знал, откуда они взяты.

Раби Цви Элимелех, автор известного сочинения Бней Иссахар, цитирует хасидского мудреца, рава Менделя из Риманова. Он писал в письме, что часто видел многообещающих, одаренных детей, но, становясь подростками, они переставали подавать надежды. Причина в том, что они ели пищу, приобретенную на деньги, полученные нечестным путем. Так их потенциалу не суждено было раскрыться.

Сефардский мудрец Хаим Йосеф Давид Азулай предупреждает: родители, которые тратят на содержание детей деньги, добытые нечестным путем, не преуспеют в их воспитании.

Мы должны научиться решительно и обоснованно противостоять распространению извращенных понятий о еврейской этике. И делать это, даже если знаем, что в какой-то конкретной ситуации не приходится рассчитывать на успех.

Однако есть и другой гораздо более убедительный, способ: требовательней относиться к себе, во всем согласовывать свои действия с законами Торы, неустанно изучая их и применяя на практике. Это будет лучшим опровержением неверного мнения о нашей общине.

Джуиш Обзервер

Нисан Вольпин

редактор ежемесячного издания Джуиш Обзервер, Нью Йорк