Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
— Очень скоро этой израильтянке в джазовой игре на кларнете не будет равных в мире, — сказал об Анат Коэн на недавно прошедшем в Нью-Йорке фестивале джазовой музыки классик американского джаза, известный саксофонист и кларнетист Пакито ди Ривера…
КЛАРНЕТИСТ ГОДА
Чарльз Гэнс
Кларнет израильской джазистки Анат Коэн, когда она исполняла на Нью-Йоркском
фестивале джазовой музыки романтическую композицию 1950-х годов «Cry Me a River»,
стонал и «вздыхал». Звучал так выразительно и «человечно», что заставил публику
усомниться в необходимости вокала.
Родители Анат с раннего детства прививали детям любовь к музыке. Мать,
музыкальный работник в детском саду, играла на пианино и аккордеоне. Отец, агент
по недвижимости, обожал классическую музыку и джаз. Он собрал неплохую коллекцию
пластинок Фрэнка Синатры, Эллы Фитцджеральд, Луиса Армстронга и других
американских исполнителей.
Коэн начала играть на кларнете в возрасте 12 лет — в группе студентов
тель-авивской консерватории, исполнявшей музыку в стиле «диксиленд». Когда она
училась на отделении джазовой музыки в израильской школе искусств «Тельма Йелин»,
ее преподаватели посоветовали ей сосредоточиться на саксофоне-теноре. Всерьез к
кларнету она вернулась уже в США, по рекомендации педагога американского
музыкального колледжа Фила Уилсона, который сумел рассмотреть ее особую,
незаурядную чуткость к этому инструменту.
Отслужив в израильской армии — военную службу она проходила в оркестре
израильских ВВС, играла на саксофоне-теноре — Анат в 1996 году, выиграв
стипендию Бостонского музыкального колледжа Беркли, приехала в США.
В годы учебы в этом колледже Анат Коэн вложила немало труда. И теперь в
музыкальных кругах о ней говорят, как о талантливой саксофонистке. И все же
репутацией одной из самых многообещающих джазовых инструменталисток она, в
первую очередь, обязана своей восхитительной игре на кларнете. В ушедшем (2007)
году, по результатам опроса музыкальных критиков, она получила титул «Восходящая
звезда кларнета» и стала лауреаткой двух премий Ассоциации джазовых журналистов
— «Кларнетист года» и «Многообещающий музыкант».
«Моду» на инструменты создают музыканты, которым удается открыть и донести до
слушателей их неповторимое звучание. Кларнет пользовался широкой популярностью у
джаз-бэндов эпохи раннего диксиленда и свинга — когда на нем играли такие
мастера как, например, Бени Гудман. Однако мало кому удалось приспособить этот
инструмент к технически более сложному бибопу. Кларнет окончательно отошел на
второй план после того, как, благодаря знаменитому американскому музыканту
Колтрейну, саксофон-сопрано засиял неслыханными до того оттенками.
Анат Коэн возвращает кларнету былую славу. Он стал ее главным духовым
инструментом после того, как она начала играть в составе ансамбля, исполнявшего
музыку в стиле «шору» (в буквальном переводе — «плакать»; традиционный
бразильский музыкальный стиль, сочетающий в себе импровизацию и классические
европейские влияния). Многие композиции в стиле «шору» исполняются на кларнете,
что сближает их с восточноевропейской еврейской музыкой клейзмеров.
— С детства я не раз слышала клейзмеров, — рассказывает Анат, — но по-настоящему
никогда не ассоциировала себя с их музыкой. И почувствовала, как она мне близка,
только когда стала играть музыку в стиле «шора». Именно этот стиль, кстати
сказать, и вернул кларнет в мою жизнь, потому что такую музыку невозможно
исполнять без кларнета… У кларнета очень широкий диапазон. Из него можно
извлекать практически любые звуки. Он, как человек способен радоваться и
страдать, жаловаться и плакать. Словом, это очень гибкий инструмент…
Уроженец Кубы, известный американский кларнетист Пакито ди Ривера впервые
услышал игру Анат в доме одного из своих помощников, который, пригласив
израильтянку участвовать в домашнем концерте, рассчитывал преподнести своему
боссу на день рождения сюрприз. Сюрприз удался на славу. Ривера был в восторге.
И вскоре ввел молодую кларнетистку в круг джазовой элиты.
— Меня поразила не только эмоциональная точность, с которой она исполняла
бразильскую музыку, но и ее владение инструментом, — рассказывал он. — Анат
удается извлекать из кларнета потрясающе красивые, нежные и, одновременно —
мощные звуки. Уверен, что в ближайшем будущем в джазовом кларнете ей не будет
равных…
Дом Анат в Гринвич Виллидж по совместительству служит и офисом «Анзик Рекордс» —
компании звукозаписи, которую она создала вместе со своим бывшим одноклассником,
аранжировщиком и дирижером Одедом Лев-Ари.
Летом 2007 года она дебютировала на джазовом фестивале в Ньюпорте, и стала
«гвоздем программы» — первой израильтянкой и первой кларнетисткой легендарного
нью-йоркского джазового клуба «Виллидж Вэнгард».
Анат Коэн много концертирует. В своих программах она солирует в сопровождении
созданного ею джазового оркестра «Анзик», под управлением Лев-Ари и играет в
составе трио — с двумя своими братьями, старшим Йоэлем (саксофон) и младшим
Авишаем (труба).
— Мне очень нравится играть с братьями, — признается Анат. — Когда мы вместе, я
чувствую себя в своей стихии. Мы одинаково воспринимаем музыку и точно знаем,
чего друг от друга ожидать…
Первый свой сольный альбом Коэн записала в 2005 году. В прошлом, 2007-м году
фирма «Анзик Рекордс» выпустила два ее новых альбома, получивших весьма лестные
отзывы музыкальных критиков. Эти диски открывают слушателям новые грани ее
музыкального таланта.
В альбоме под названием «Noir» звучат мелодии, которые Анат в сопровождении
оркестра исполняет на саксофоне-теноре, альтовом саксофоне, саксофоне-сопрано и
кларнете. В составе оркестра — необычное трио виолончелистов, сочетающее
латиноамериканский музыкальный стиль с джазовой классикой.
Альбом «Poetica» представляет широкой публике некое попурри из израильских,
французских, бразильских мелодий и нескольких оригинальных композиций. Эти
мелодии Анат исполняет в основном на кларнете. Помимо виртуозной игры
кларнетистки, диск очаровывает и необычными аранжировками.
Последний альбом Анат Коэн выпустила совместно со своими братьями. Они назвали
его «Braid» (коса), что символизирует творческое единство этого трио. Девять из
десяти включенных в альбом композиций написаны Анат и ее братьями. В их числе —
ритмичная «Freedom» Йоэля, импрессионистскую «Gigi et Amelie» Авишая и «Tefila»
(Молитва) Анат, в которой явственно проступают латиноамериканские мотивы.
Не так давно 34-летний Йоэль вернулся в Израиль. Он живет в Тель-Авиве,
преподает и репетирует с созданной им музыкальной группой.
Младший брат Анат, 29-летний Авишай остается пока в Нью-Йорке. В конце 2007-го
года он выпустил второй свой сольный альбом под названием «After the Big Rain»...
Jerusalem Post
Перевод с английского