Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
Каждый день музей памяти жертв Холокоста Яд ва-Шем принимает до восьми тысяч посетителей. Они уходят, унося с собой неизгладимые впечатления. В том числе — и от посещения двух, сравнительно недавно открывшихся художественных галерей, пополнивших музейный комплекс…
ИСКУССТВО ПРОТИВ ХОЛОКОСТА
Меир Роннен
Одна из новых галерей Яд ва-Шема полностью посвящена работам художников, которые пережили ужасы Катастрофы. Произведения, выставленные здесь, созданы в Европе, некоторые из них — в страшный период, когда многим евреям, в том числе, и художникам, приходилось прятаться от нацистов.
Вторая галерея отведена под временные выставки, и сейчас в ней демонстрируется обширная коллекция картин израильских художников, написанных на темы Холокоста.
У евреев почти не было возможности запечатлеть события, разворачивавшиеся в лагерях смерти. Часть картин 1940-х годов созданы в транзитных лагерях — в Гюрсе и Сен-Сиприене (Франция), Вестерборке (Голландия) и Мехелене (Бельгия).
Очень интересно и многообразно представлена в экспозиции талантливая группа художников, попавших в годы Второй мировой войны в Терезин (Терезинштадте). В лагере была копировально-множительная служба, откуда они тайком брали бумагу и краски. Большинство художников Терезина погибли в Аушвице (Освенцим).
Подолгу простаивают зрители у впечатляющей работы Феликса Нусбаума «Евреи на молитве». На ней изображена группа изможденных евреев-мужчин, глаза из устремлены в небо… Это произведение создано художником в Сен-Сиприене в 1941 году.
До войны Феликс Нусбаум жил в Германии и как многие евреи вскоре после того, как начались военные действия, попал в концлагерь. Из Сен-Сиприена Нусбауму удалось бежать. Некоторое время он скрывался в Голландии. Погиб художник в конце войны. В 1944 году его выдали фашистам. Нусбаум попал в последний поезд, отправлявшийся из Мехелена в Аушвиц.
Неизменно привлекает внимание и черно-белая графика Лео Хааса «Похороны в Терезине» — многие узники этого лагеря умерли от голода.
В галерее выставлены работы и других художников, попавших в Терезин — Яна Бурки, Карела Флейшмана, Отто Унгара, Макса Плачека, который создал целую серию слегка карикатурных, с добрым юмором, портретов своих соседей по бараку. В Терезине погибла в 1943 году и знаменитая Фридл Дикер-Брандейс. До последних дней своей жизни она занималась с детьми — руководила детской студией изобразительного искусства. Теперь несколько ее работ украшают стены галереи Яд ва-Шема.
Особое место здесь занимают произведения романтичной и талантливой Шарлотты Саломон. Она погибла в газовой камере Освенцима. Из всей семьи выжить удалось только ее мужу.
Шарлотта оставила после себя иллюстрированный дневник своей жизни, который был опубликован в виде книги. Находясь в захваченной гитлеровцами Европе, она рисовала морские пейзажи Южной Франции.
Сначала Шарлотту поместили в Гурс. Туда же, в Гурс, попал и недавно скончавшийся Осиас Хофстатер. Его трогательные изображения «потерянных душ» были когда-то хорошо известны израильским любителям искусства. Вместе с Хофстатером из Гурса удалось спастись и Лео Брюэру. Его поразительная акварель, запечатлевшая тропинку между лагерными бараками, тоже выставлена в галерее Яд ва-Шема.
В этой галерее посетители могут увидеть яркие и символичные иллюстрации к Торе, созданные в Антверпене в 1941 году Карелом Дойчем к дню рождения его дочери. Девочку удалось спрятать в католической семье. Однако Карела, вместе с женой Фелой, арестовали и отправили в Освенцим. Там они оба погибли.
В экспозицию включены также две картины, написанные очевидцами военных действий.
Аба Баевский, капитан Канадских Королевских ВВС, стал свидетелем освобождения концлагеря Берген-Бельзен. В его абстракции нет деталей, однако в своей работе ему удалось запечатлеть и передать зрителю ощущение от этого волнующего события.
На символичной картине военнослужащего сержантского состава Советской Армии Зиновия Толкачева изображен изорванный шарф, слетающий с ограждения из колючей проволоки в Майданеке…
Сейчас в галерее представлены 164 произведения художников, жертв Катастрофы. Большинство работ выполнены на бумаге. И это – всего лишь «верхушка айсберга», основной массив которого (более 10 тысяч произведений) хранится в запасниках музея.
Входя в галерею современного искусства Яд ва-Шема, я испытывал тревогу, будучи абсолютно уверенным в том, что ничто не способно соперничать с тысячами документальных фотографий, хранящихся в основном здании музея. По моему мнению, работы, сознательно посвященные теме Холокоста, за редкими исключениями, обречены на провал.
Однако меня ждал сюрприз. Я с удивлением обнаружил, что экспозиция, представленная здесь — весьма выразительна. Несмотря на то, что коллекция, вывешенная в «современной» галерее, являет собой смесь потрясающих израильских абстракций с сентиментальным еврейским китчем.
Лучшие, на мой взгляд, работы — из всех, что выставлены здесь, как будто бы прямого отношения к Холокосту не имеют. Так, например, недавно скончавшийся Моше Куперман никогда не считал себя «художником Холокоста». В галерее выставлено одно из его замечательных произведений — мрачное, мастерски написанное полотно. Оно не «иллюстрирует» трагедию евреев Восточной Европы. Однако в общем контексте экспозиции эта картина удивительным образом напоминает о страшных событиях тех лет.
Jerusalem Post
Перевод с английского
Публикуется с небольшими сокращениями