Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


КУЛЬТУРА | ПЕСНЯ - С МИТИНГОВ НА КОЛЕСАХ

«Война миров» (“War of the Worlds”), 2005
По мотивам одноимённого романа Герберта Уэллса
Режиссер: Стивен Спилберг
Сценарий: Джош Фридман, Дэвид Коепп
В ролях: Том Круз, Джастин Чатвин, Дакота Фэннинг, Тим Роббинс, Миранда Отто, Морган Фриман

Новый фильм Спилберга — это разрыв с самоубийственно-безмятежным сонным самообманом. Это — попытка оторвать зрителя от зрительского кресла и заставить его, наконец, начать спасаться и спасать наш мир…

ВРЕМЯ ВОЙНЫ МИРОВ

Дм. Минский

 

Сказка — ложь, да в ней — намек… И намек этот на сей раз — страшен. Фильм Стивена Спилберга — очень страшен. Беспомощность, страх, высасывающий мозг и разрушающий разум, он — в зале.

Страх выплескивается с экрана на замершего зрителя, ищущего спасения в привычном скепсисе взрослого, пришедшего посмотреть страшное детское кино. Но нет спасения. На пятой минуте кошмарного зрелища зритель оказывается среди тех, кому не повезло, не знаю уже в какой реальности — кино-вымысла, прошлого, настоящего или, не допусти Всевышний, недалекого нашего с вами будущего — и он сам оказался внутри мечущихся толп, посреди вздыбленного неведомой силой городского тротуара. Поверхность земли вспарывают неведомые подземные механизмы-чудовища.

Да, существа в этих механизмах питаются человеческим мозгом. Да, они относятся к людям как к блохам или как к вкусным устрицам. Но в кино еще и не такое показывали. А почему страшно-то так?

Потух экран, ты уже сидишь и ждешь на остановке последнего автобуса, рядом щебечут красивые девушки, а тебя всего все еще трясет. Хоть иди, ищи кризисного психолога после этого фильма.

«Хэппи энд» абсолютно не помогает. Утешили — три главных героя оказываются живы, плюс внезапная эпидемия некоего земного вируса косит существ, управляющих гигантскими длинноногими машинами, охотящимися на людей или просто разрезающими их на части мощными лазерами.

Я читал книгу (фильм — почти точное ее повторение). Но страшно тогда не было.

Где-то к середине фильма начинаешь догадываться: фильм не про этих людей на экране и несуществующих инопланетян, а — про нас, сидящих в зале, жующих попкорн, стараясь не обращать внимания на прекрасных соседок по бокам. Фильм — про этих самых соседок, старающихся визжать погромче, чтобы мы все же обратили на них внимание. Этот фильм — про нас. Наших собак, пассажиров в автобусе сегодня утром, про водителя такси, который кого-то из нас увезет домой. Короче — про весь наш мир, нашу цветную, вкусную, с запахом любви и сирени, цивилизацию. Цивилизацию, которая для некоего, совсем другого сознания — что угодно, но только не Б-жественный, прекрасный мир, а… — пища, источник энергии, биологическая лаборатория, полигон, лекарство, наркотик и т.д.

Тот, кто увидел в последнем фильме Спилберга сюжетно бесхитростный кино-рассказ об опасности вторжения на Землю вооруженных сил инопланетного разума — в 2005-м году, через четыре года после мега-теракта в Нью-Йорке и через несколько дней после терактов в Лондоне — удивительный, смешной и очень наивный человек.

Чем дальше вперед по часовой стрелке движется человечество, тем заметнее, как в спилберговской гигантской асфальтовой воронке в центре Бостона, проступают черты другой, выросшей в недрах нашей Земли, цивилизации-едока, которая готова съесть нас живьем, цивилизации-убийцы. Жизнь, мир, любовь, смех, смысл, красота и расцвет которой с математической, механической неизбежностью означает гибель мира, в котором мы с вами живем.

И это очень страшно, потому что понимаешь: в отличие от уэллсовских гигантских металлических клопов, высасывающих человеческий мозг сотен тысяч людей, этот другой мир — уже реальность. И асфальт под людьми УЖЕ расходится то в Лондоне, то в Мадриде, то в Москве, то в Нью-Йорке.

Страшно — потому что то, что начинается теперь — это уже не наш мир. Правда, многим из нас очень хочется считать, что эти, хоть и непохожие на людей, но — люди. И поэтому их жизнь и их мир совместимы с нашими. Хочется думать, что если даже это другой мир — то он такой же добрый, цветной, легкомысленный и светлый, как наш. Многие так и будут думать — пока под их ногами не разверзнется земля.

Страшно смотреть этот фильм еще и потому, что есть что-то до боли знакомое в тихом кружении человеческих одежд, планирующих на землю в теплом воздухе американской ночи, одежд, оставшихся от людей, пойманных гигантскими, уходящими в небеса машинами. Есть что-то знакомое и в этих клетках, наполненных живым человеческим «материалом», собранным гигантскими машинными щупальцами. В этом рачительном использовании пришельцами человеческих тел (и какая по большому счету разница, для чего мы им нужны на этот раз — для настольных абажуров из кожи, хозяйственного мыла или для детского питания из нашего спинного мозга?!).

Фильм Спилберга — это разрыв с самоубийственно-безмятежным сонным самообманом. Это — попытка оторвать зрителя от зрительского кресла и заставить его, наконец, начать спасаться. Спасать этот мир и — свою жизнь, пока не поздно. И даже если уже поздно. Ибо лучше поздно, чем никогда. Попытка заставить зрителя, пережившего первый шок, вылезти из под стола, дрожащими руками зарядить ружье, нащупать гранаты, приготовиться к бою, может быть, последнему бою.

То, что сегодня в кино людей заставляют смотреть такие фильмы — уже само по себе говорит о многом. И от этого тоже страшно. Значит, это не сон — все что происходит на наших глазах. Нет, не в кинозале, а на улицах наших городов.

Довольно, прекратите это, включите свет! Я, пошатываясь, выйду из зала…

***

Таким режиссерам как Стивен Спилберг, безусловно, нельзя позволять снимать такие фильмы как «Война миров». Так запугать зрителей, пришедших на фильм фантастических ужасов, чтобы отдохнуть и посмеяться?!

Хотя, конечно, зная творческую биографию режиссера, зрителям его последнего фильма можно было быть и чуточку благоразумнее — как следует подготовиться к тому, что предстоит увидеть.

Есть, конечно, у Спилберга и легкие, светлые, солнечные фильмы (разумеется, по сравнению с последним фильмом режиссера). Например, об американских военнопленных в японском лагере во времена Второй мировой войны («Империя солнца»). Есть очень убедительные кино-реконструкции представлений о древней фауне («Парк Юрского периода»). Есть удивительно трогательная фантастическая киносказка о дружбе маленького мальчика и Инопланетянина («E.T.»).

Что же должно было произойти в душе одного из самых знаменитых кинорежиссеров, вернувшегося к драматической истории своего народа (нашумевший фильм «Список Шиндлера»), американского еврея Стивена Спилберга? Что в ней (душе) должно было перевернуться, чтобы политкорректная (если такое понятие применимо в отношении фильмов про инопланетян) история дружбы человеческого малыша и милого инопланетного создания через двадцать пять лет трансформировалась во всемирный кошмар: ИХ детей и взрослых, пожирающих НАС?

Об этом нужно было бы спросить у самого режиссера. Однако очевидно, что совсем не случайно выползающее из подбитого американской армией инопланетного механизма, существо с длинными пальцами, так БЕСПОЩАДНО напоминает того самого инопланетянина — друга земного Мальчика, из доброй детской сказки про дружбу милых и смешных инопланетян и добрых, наивных людей, дружбу двух миров.

Время добрых сказок закончилось. Начинается время ужаса и войны?.. Время войны миров…