Ìàòåðèàëû ñàéòà www.evrey.com
Ïîñåùàéòå íàø ñàéò åæåäíåâíî!


КАНТОРСКАЯ МУЗЫКА И МОЛИТВА

КАНТОРСКАЯ МУЗЫКА И МОЛИТВА

Натан Лопес Кардозо

В современной религиозной жизни немало сложностей. В светском обществе трудно оставаться по-настоящему религиозным. Это, например, становится ясно, когда человек входит в синагогу, надеясь на возвышенное духовное переживание. Нередко у него остается впечатление, что он попал на концерт, где используется песни на слова молитв, а главную роль играет декор.

Наиболее яркое свидетельство этого — реакция людей, которые, выходя из синагоги, говорят: «приятная была служба». Такая ремарка — трагедия. Она отражает кризис десятков тысяч синагог во всем мире.

Светское мировоззрение проникло в синагоги. Поскольку светский мир не способен сочетаться с такими материями, как, например, «внутреннее молчание», ему не остается ничего другого, кроме превращения подлинной духовности во внешнее представление. Он трансформирует глубокую религиозную службу в разновидность шоу. В результате возникает безразличие к истинным духовным ценностям.

Особенно трагическую роль в этом играют многие канторы. Вместо того, чтобы осознать, что главная цель хазанута (синагогального, канторского пения) – сражаться с секуляризацией молитв, они присоединяются к рядам секуляристов. Они как будто бы забывают, что их слушает Всевышний, и считают своим долгом развлекать членов общины.

Задача кантора – пробить броню духовного безразличия. Его цель – пламенной молитвой бросить вызов индифферентности. Его цель – бороться за ответ общины, за возвышение душ, за раскрытие Б-жественного начала.

Часто кантор использует молитвы как способ блеснуть своим искусством, своими техническими возможностями. В результате его слова входят в уши, но не доходят до сердец.

Настоящее пение синагогального кантора — искусство молитвенной экзегезы, выявления духовного смысла. Благодаря интонации кантора, его внутреннему напряжению, община способна уловить в привычных молитвах новые грани. Канторское мастерство воскрешает старые слова и наполняет их новым смыслом.

Бааль Шем Тов однажды сказал: «Когда Ноах вошел перед Потопом в тева (Ковчег), Творец велел ему найти более глубокое значение слова (на иврите слово — тева».

В молитве человек должен произносить слова, вникать в их смысл, мобилизуя свой разум и все свое существо. Цель и задача кантора – руководить молящимися, вести их к тому, чтобы они могли достичь такого состояния.

Здесь, конечно же, очень важна музыка. Разница между словом сказанным и спетым, связанным с музыкой, в том, что музыка – победа над человеческой ограниченностью. Музыка спасает от слов, которые могут стать лозунгами. Она проникает туда, куда не в состоянии добраться словесные построения. Поэтому, слушая музыку, человек испытывает ни с чем не сравнимые переживания. Она ведет слушателя вершинам реальности, непостижимым сознанием, недоступным словам. Когда человек слушает хазанут, его сердце «разбивается» и никогда не сможет оправиться от этого духовного потрясения. В этом и состоит цель хазанута. Пение кантора — протест против иссушения слов молитвы.    

Традиция сообщает: когда еврей приходил в Храм, чтобы совершить приношение за свой грех, коэн смотрел на него и читал его мысли. Если он видел, что человек еще не вполне раскаялся, он просил левитов спеть ему, чтобы привести грешника к полному раскаянию, тшуве. Такой и должна быть задача кантора.