Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Еврейский народ дал миру многих знаменитых музыкантов и дирижеров

Еврейский народ дал миру многих знаменитых музыкантов и дирижеров. 

В этой статье американский журналист рассказывает об израильском дирижере Даниэле Орене…



«ТОСКА» ПО-ЕВРЕЙСКИ

Гиллель Гросс

Я опустился в кресло Метрополитен Опера, предвкушая встречу с обновленной «Тоской» с участием Паваротти.

Но вот появился дирижер. Он повернулся к оркестру, взмахнул дирижерской палочкой… И в этот момент я увидел ермолку на его голове. Не маленькую вязаную, которая теряется в волосах. Нет, кипа на нем была большая и черная, с зажимами — чтобы не слетела с головы во время крещендо Пуччини.

Странно это выглядело в Метрополитен Опера. Это здание никто не назвал бы бастионом дирижеров в кипах.

Что за парень?.. Почему он надел кипу? А что, Паваротти тоже будет в ермолке?..

Ответ на эти вопросы знает каждый из тех, кто причастен к миру классической музыки. Перед оркестром в Метрополитен Опера стоял Даниэль Орэн, уроженец Тель-Авива. В течение прошлого года он дирижировал оркестрами в оперных театрах Рима, Парижа, Вены, Берлина, Неаполя, Токио. А теперь еще и Нью-Йорка. 

А что же с кипой? «Я носил ее всегда, — ответил он мне в эксклюзивном интервью. — Носил, когда учился в школе. Носил на сцене и вне сцены.

Он отвечал так, будто я задал очень глупый вопрос.

Музыкальная карьера Орена началась в знаменитой синагоге Билу в Тель-Авиве. 

— Когда дети молились и читали псалмы, я был хазаном (кантором), — рассказывал дирижер.

Впервые именно певческий дар принес ему международную славу. Когда Орену было тринадцать лет, Леонард Бернстайн прослушал его для исполнения на израильском телевидении бернстайновских «Псалмов Чичестера».

— Он слушал меня тридцать секунд, потом остановил прослушивание и сказал: «именно такой голос мне нужен», — вспоминает Орен.

Но юный Орен — точнее, его пожилая мать — мечтала о большем. Певческая каръера ее не устраивала.

— Мама чувствовала, что у меня есть способности, необходимые для того, чтобы стать дирижером. Она, сконцентрировав на мне всю свою волю, всю силу характера, сделала меня профессионалом, — говорит Орен.

Пока другие израильские школьники играли на улице в разные игры, Орен торчал дома, чтобы дирижировать.

С будущим скрипачом или пианистом — все ясно. Но как упражняться ребенку, который хочет управлять симфоническими оркестрами? 

— Ставишь пластинку, включаешь проигрыватель, встаешь перед зеркалом и начинаешь дирижировать, — рассказывает Орен. 

Когда Даниэлю исполнилось восемнадцать лет, он с матерью поехал в Берлин, где его принял в свой класс Герберт фон Караян. 

— Сам Моше Даян подписал мне документ, — вспоминает Даниэль Орен.

Через два года на конкурсе Герберта фон Караяна Орен получил самую престижную премию. Он так и остался самым молодым из всех, кто когда-либо получал эту премию. Членами жюри конкурса были именитые дирижеры филармонических оркестров и опер мира.

После столь внушительной победы Орен не сомневался, что вскоре получит приглашения дирижировать. Оставалось выучить необходимый репертуар.

Мелькают города и сцены… Даниэль Орен старается заранее распланировать свои гастроли так, чтобы не дирижировать в шаббат. Даниэль соблюдает кошер и всегда скучает по Израилю.

— В Риме, Париже или Токио я всегда остаюсь евреем и израильтянином, — говорит он.

Имея опыт работы с великими дирижерами, Орен с особым трепетом относится к нынешнему музыкальному директору и дирижеру Метрополитен Опера, Джеймсу Левину. 

— Заслуга Левина в том, что оркестр Метрополитен стал одним из лучших в мире...

— Была ли ермолка когда-нибудь препятствием в вашей карьере? — спрашиваю Даниэля.

— Нет, — отвечает он. — Обычно моя принадлежность к еврейству интересует именно евреев… Был один случай, — улыбается Орен. — Расскажу, но название города не буду упоминать... Мой агент, еврей, зная, что в городе, куда я был приглашен, сильны антисемитские настроения, попросил меня на время ангажемента снять кипу. Я отказался. Тогда с той же просьбой обратился ко генеральный директор оперы — тоже еврей. Я, разумеется, опять отказался, гордо поправил кипу и вышел из его кабинета… Да, я — музыкант, но, прежде всего — еврей. И горжусь этим… 

Джуиш Пресс Мэгэзин

назад