Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
В
этой статье рассказывается о замечательном израильском
скульпторе, который основал в Эрец Исраэль Академию
художеств — “Бецалель”.
ХУДОЖНИК — ДУША НАЦИИ
Игаль Цальмон Б.Шац. Автопортрет Дов Барух (Борис) Шац родился в 1866 г. в ортодоксальной семье в еврейском местечке — селе Ворно (Литва). В детстве казалось, что его судьба предопределена. Подростком он отправляется в Вильно — учиться в иешиве. Однако в 1882-м, не закончив иешиву, Шац поступает в школу искусств и вскоре становится членом сионистской группы Переца Смоленскина. Идеи Смоленскина о духовной значимости иудаизма в дальнейшем повлияют на выбор тем в творчестве Шаца-художника. В 1888 г. Шац едет в Варшаву. Рисовал и лепил Барух еще в Вильно, но по-настоящему серьезно начинает работать именно здесь, в Польше. Созданная им в тот период скульптура "Гендель", изображающая еврея-старьевщика, по словам самого автора, — первая попытка "нести людям иудаизм средствами искусства". В те годы, да и потом тоже, Шац искренне верил в созидательную, духовную силу образов, рожденных мироощущением художника. В скульптуре "Гендель" отражена тема страданий еврейского народа, тема, которая в конце 19 века занимала умы идишистских писателей Польши, Украины и Чехословакии. Короткий — всего год — варшавский период оказался для Баруха Шаца весьма плодотворным. Созданные им в Польше рельефы — портреты Монтефиори, Коршевского, литография-портрет рабби из Лади — не случайные разрозненные произведения, но свидетельства складывающейся в его творчестве собственной концепции еврейского искусства. Попытки осмысления еврейской национальной изобразительной традиции изложены Шацем в статье "Мастерство", которую опубликовали в 1888 г. в еврейской газете "Хайт-сфира". В 1889-м Барух Шац возвращается в Вильно, женится и вместе с женой и тестем уезжает в Париж. В Париже в это время живет известный скульптор Антокольский. Шац становится его учеником. Одновременно учится живописи в Кармонской Академии художеств. Академия престижна, но стиль и методы обучения в ней консервативны. В парижский период (до 1895 г.) Шац создал большое количество скульптурных и живописных работ. Среди них — рельефы-портреты Антокольского, Антона Рубинштейна, Луиса Пастора. Многие произведения Шаца в те годы посвящены сюжетам из жизни Моше-рабейну. Скульптура "Йохэвэд, мать Моше" (1892 г.) экспонировалась в Парижском салоне, а на Всемирной выставке в Сент-Луисе в 1904 г. получила серебряную медаль. Сюжеты из жизни Моше имели для Баруха Шаца особое значение. "С юности мной владела идея. Ради нее я поехал учиться в Париж, чтобы суметь ее выразить", — писал он в своей книге "Восстановление Иерусалима". Мечта посвятить биографии Моше целую серию работ, вероятно, появилась у Шаца под влиянием теорий Ахад Ха-Ама, который видел в Моше национального героя, выдающуюся личность, сыгравшую важную роль в истории еврейского народа. Ахад Ха-Ам считал, что в евреях необходимо культивировать возвышенные националистические чувства, ибо в этическом идеале иудаизма, по его мнению, концентрируется любовь к Израилю. Подобные мысли находили живой отклик в душе Баруха Шаца и впоследствии проявились не только в его искусстве, но и в его деятельности. Задуманная им серия произведений на сюжеты из жизни Моше могла стать Главной Работой художника. Однако в полной мере этим планам не суждено было осуществиться. В результате Шац посвятил Моше лишь несколько скульптур. Сказался недостаток времени. В Париже, чтобы прокормить семью, ему приходилось делать эскизы керамической посуды, а в самые трудные моменты — подрабатывать чем попало, вплоть до бокса и борьбы. Наиболее значительным произведением Шаца в парижский период считается скульптура "Матитьягу Хасмоней" (1894 г.). Идея ее создания возникла под впечатлением судебного процесса над Дрейфусом. Это событие повлияло на историю сионизма и, в частности, во многом сформировало мировоззрение Теодора Герцля. Образ еврея — борца за освобождение и независимость своего народа был реакцией Шаца на настроения европейских евреев того времени. Иные творческие устремления владеют Шацем в Болгарии, куда он переезжает с семьей в 1895 году. Он погружается в жизнь страны — деятельно участвует в создании Болгарской Академии искусств, работает над скульптурными образами поэта Вазова и болгарского принца Бориса. Шац — автор многих монументов: памятника Неизвестному солдату, скульптурной композиции "Освобождение", памятника графу Игнатову в Софии, проекта фонтана, построенного в честь болгарских религиозно-освободительных войн. Он выполняет самые престижные заказы — оформляет интерьер церемониального зала во Дворце коронации в Софии, делает памятный альбом, подаренный болгарским правительством русскому царю Николаю II в январе 1896 г. по случаю вступления на престол. В Болгарии к Шацу впервые приходит настоящее признание. Он участвует в международных выставках и получает награды. Его работы ценят в художественных салонах Европы. Он принят в члены Французской Академии художеств. Первые годы в Болгарии еврейская тема почти не занимает Баруха Шаца. По свидетельству Бен-Давида, "его семья была маленькой и жила среди богатых людей вдалеке от еврейского квартала, человеческой сутолоки и суеты. Его соседи — болгары: министры, писатели, художники". Шац вернулся к еврейской теме в искусстве лишь в 1903 году. Скорее всего, это возвращение связано с трагическим, решающим в истории сионизма событием — еврейским погромом в Кишиневе. Подобно известному еврейскому художнику Морицу Опенгейму, который черпал сюжеты из воспоминаний детства, стремясь напомнить просвещенным ассимилированным соплеменникам об их национальных корнях, Шац воссоздает в скульптурных образах еврейские традиции. Рельефы "Авдала", "Полночь", "Начало шаббата", "Люди Книги", "Бабушка" — казалось бы, носят для Баруха Шаца личный характер, подспудно выражая его раскаяние. Но вместе с тем в них отчетливо читается намерение углубить еврейское национальное самосознание. Б.Шац. Авдала (рельеф) В конце своего пребывания в Болгарии Шац занят серией портретов видных деятелей еврейского освободительного движения — Герцля, Вольфсона, Варбурга... Сам он принадлежит к сионистским кругам и мечтает основать в Эрец-Исраэль Академию художеств. В 1905-м Шац выполняет и дарит дочери Анжеле рельеф "Самсон и Далила". Тема предательства навеяна личной драмой: жена уходит от него к его ученику Андреа Николову, который становится впоследствии знаменитым скульптором. Ситуация в семье ускорила отъезд Шаца из Болгарии. В Эрец-Исраэль Барух Шац так занят "Бецалелем" — еврейской Академией художеств, — что на творчество у него не остается ни сил, ни времени. В 1911-м он женится на Ольге Певзнер и создает знаменитую скульптуру "Моше". В 1913—1914-м он много работает над темами еврейской традиции, вновь возвращаясь к начатому в Болгарии ("Омовение рук", "Трубящий в шофар", "Учитель"...).. В 1915-м Шац трудится над проектами произведений на темы еврейских праздников. После войны Барух Шац направляет всю свою энергию на восстановление нормальной деятельности "Бецалеля". Только в 1924-м, когда Академия уже не требует всепоглощающих усилий, он отдает высвободившееся время работе над серией бюстов библейских героев: царя Соломона, царя Давида, Самсона и Деворы, Моше — в разных вариантах...
Истинный художник — душа нации. Шац в своем творчестве чутко реагирует на все связанные с его народом события. С 1929-го Шац все больше увлекается живописью. За год до смерти им создана серия автопортретов. Что это было? Памятник самому себе или попытка саморастворения?.. Б.Шац. Кабалат шаббат (рельеф) Барух Щац умер в Америке, в 1932 г., собирая пожертвования для Израильской Академии художеств. Похоронен в Иерусалиме, на Масличной горе.
|