ЦАВ 
"ПАРА"
ЦАВ 
Чтение текста
Афтары

"ПАРА"

29.03.2024, 19 Adar II, 5784

До субботы - 1 день

New Page 1
  
Главная страница  
Анализ новостей  
Дайджест  
Помочь сайту  
Недельная глава    
Комментарии (видео)   
Комментарии (текст)   
- Чтение            
Праздники   
Лист Талмуда   
Мишна, главы   
(видеокомментарии)
   
Заповеди Торы   
Уроки по Теилим   
Молитва Шмоне Эсре   
Молитва Шма Исраэль  
Пиркей Авот   
Спроси у раввина    
- Ответ дня       
- Блиц-ответы   
- Видео-ответы   
Афтарот    
- Комментарии   
- Чтение            
Аспекты Галахи   
Еврейский календарь
(цикл уроков)
   
Устройство души человека   
Этика   
Культура   
Личность   
К размышлению   
Медицина   
Психология   
Библиотека   
Аудио и Видео уроки   
Объектив   
Видео   
конференции
   
Почта   
 

        
Иерусалим
Москва
Киев
Минск
Нью-Йорк


Курс шекеля
Курс рубля
                  
                                   

  Поиск на сайте:  

 
Праздники и памятные даты:

Все еврейские даты начинаются накануне вечером!
 
Пурим
14 Адара
(24.03.24)
в Иерусалиме -
15 Адара
(25.03.24)
Песах
15-21 Нисана
(23 - 29.04.24)
В диаспоре 
15-22 Нисана
(23 - 30.04.24)
День катастрофы и героизма
27 Нисана
(06.05.24)
День памяти павших 
3 Ияра
(13.05.24)
День независимости Израиля
4 Ияра
(14.05.24)

Лаг ба Омер
18 Ияра
(26.05.24)

День Иерусалима
28 Ияра
(05.06.24) 
Шавуот
6 Сивана
(12.06.24)
В диаспоре 6-7 Сивана
(12 - 13.06.24)
Девятое Ава
 9 Ава
(13.08.24)
Рош а-Шана
1-2 Тишри
(03 - 04.10.24)
Йом Кипур
10 Тишри
(12.10.24)
Суккот
15-21 Тишри
(17.10 - 23.10.24)
Шмини Ацерет
Симхат Тора

В Израиле - 22 Тишри
(24.10.24)
В диаспоре - 
22-23 Тишри
(24 - 25.10.24)
Ханука
25 Кислева - 2 Тевета
(25.12.24 - 02.01.25)
Пост 10 Тевета
10 Тевета
(10.01.25)
Ту би-Шват
15 Шват
(13.02.25)
 





(12.07-16) Тупиковый выход из тупика



Тупиковый выход из тупика

(12.07-16) В последние дни израильские СМИ активно обсуждают итоги работы созданной 2 марта по инициативе министра просвещения Нафтали Беннета специальной комиссии, которой было поручено выработать рекомендации по преодолению дискриминации истории и культуры восточных евреев (сефардов) в системе образования и воспитания в Израиле.

“Комиссия по усилению изучения культурного наследия сефардов и евреев Востока”, которую возглавил израильский поэт-сефард Эрез Битон, работала 4 месяца, и в минувший четверг представила Нафтали Беннету ряд выработанных ею рекомендаций. Они направлены на “исправление перекоса” в школьном и вузовском преподавании истории Израиля, заключающегося в том, что евреям-ашкеназам (то есть выходцам из восточно-европейских и западно-европейских стран, в основном — из России и Польши, а также США) приписывается главенствующая роль в создании современного Израиля и в становлении израильского общества и современной израильской культуры.    

Комиссия рекомендовала “ввести в школьную программу обязательное изучение традиций, истории и литературы еврейских общин стран Востока. Рекомендуется также создать документальный сериал о вкладе сефардов в еврейскую культуру и в сионистское движение — наподобие известного сериала «Огненный столп» («Амуд а-эш»).

Комиссия предлагает следить за балансом ашкеназов и сефардов в составе Совета по высшему образованию Израиля, а также — создать специальную наблюдательную комиссию по программам изучения сефардско-восточной культуры в ВУЗах. При этом рекомендуется “открыть специальный факультет, специализирующийся в данной области”.

По мнению членов комиссии, “необходимо организовать групповые поездки израильской молодежи на Балканы, в Испанию и Марокко — для знакомства с родиной культуры ладино, по образцу поездок школьников в Польшу в память о Катастрофе европейского еврейства”.

Рекомендации комиссии содержат также предложение “возить школьников к могилам сефардских праведников”. Особо подчеркивается необходимость “обратить внимание на человеческий и идейный аспекты, более чем на религиозный”.

— Через 68 лет мы исправляем историческую несправедливость, — отметил министр просвещения Нафтали Беннет, позитивно оценивая результаты работы комиссии. — Израильские школьники будут изучать еврейскую и сионистскую историю во всей полноте, включая наследие восточных евреев...


Интересно, что сама инициатива министра просвещения Беннета и результаты работы комиссии неожиданно удостоились самого горячего одобрения со стороны представителей израильского левого лагеря.

— Мои поздравления министру просвещения Нафтали Беннету за создание и поддержку комиссии Битона, — сказал глава левого “Сионистского лагеря” Ицхак Герцог. — Руководитель комиссии Эрез Битон — замечательный поэт, и сегодня он дал народу Израиля новую дорожную карту для того, чтобы традиции и культура евреев, приехавших из стран Востока, изучались и сохранялись в Израиле должным образом...

Ему вторит и глава левой партии “а-Тнуа” Ципи Ливни.

 — Рекомендации комиссии Битона по изучению наследия евреев, приехавших из восточных стран — хороши и важны... — заявила она. — Израиль состоит из пестрой мозаики людей, приехавших из разных стран мира. У всех евреев мира, репатриировавшихся из стран бывшего СССР, из стран Востока, из Эфиопии, Америки и Европы, у каждой общины — огромное культурное наследие и духовное богатство, способное обогатить Израиль… Это — наше общее богатство. Истинная мудрость — в том, чтобы суметь так сочетать все культуры и наследия евреев из разных стран, чтобы они дополняли друг друга и вместе создавали общую картину...

Глава Комиссии Эрез Битон описал свои ощущения в связи с работой комиссии в самых приподнятых тонах:

— Когда четыре месяца назад министр просвещения Нафтали Беннет обратился ко мне с идеей о создании комиссии... я воспринял это предложение как историческое событие, которое кардинально изменит процесс формирования израильской национальной самоидентификации… — подчеркнул он, — Перед нами стоял главный вопрос: каков образ современного нового израильтянина? В фундамент формирования израильского общества была заложена идеология «плавильного котла». Речь шла о создании нового израильского человека, сабры, освобожденного от исторического еврейского прошлого. Эта идеология стала барьером на пути формирования облика образованного, осознающего свои исторические корни израильтянина, не теряющего связь с прошлыми поколениями… Идеология «плавильного котла» нанесла трагический ущерб самоидентификации восточных евреев, разрушила их особую историческую идентичность, сохранявшуюся в течение многих поколений. Этот перекос нашел особенно яркое выражение в программе формального школьного образования… Ученик средней школы может закончить учебу, не прочитав ни одного произведения восточного автора. Ученик средней школы может завершить обучение, не получив сведения ни об одной исторической личности, относящейся к сефардскому и восточному еврейству. В последнее десятилетие наблюдалось постоянное ухудшение ситуации в этой сфере. Восточный элемент в школьной программе становился все менее значительным…

Прежде всего, мы должны согласиться с Беннетом и Битоном: “перекос” в указанной ими сфере действительно существовал. И даже более того. Слово “перекос” можно считать слишком мягким определением для описания того, что происходило.

Евреев-“сефардов”, выходцев из восточных общин, в “социалистическом светском Израиле” 1940-50-60-70-х годов — попросту не замечали. Это даже не было “неравноправием”. В Израиле тех времен существовал некий общепринятый стандарт представителя “титульной этнической группы” (разумеется, внутри евреев) — некоего аналога американского понятия WASP (белый англо-саксон-протестант). В варианте Израиля тех времен эта формула могла быть обозначена как “Светский ашкеназ — выходец из Польши или России”.

Подчеркнем исключительную важность в этом определении первого слова — светский. Впрочем, и все остальные параметры тоже принимались во внимание. В любом случае, массы евреев, выходцев из Ирака, Марокко, Ирана и других арабских стран, приехавшие в Израиль в 1940-50-е годы, с точки зрения светской ашкеназской израильской элиты — были бесконечно далеки от “израильского нарратива”.

К греху “непринадлежности к европейскому еврейству” у восточных евреев прибавлялся грех  “несветскости” — подавляющее большинство восточных евреев (если не все они) придерживалось заповедей Торы, с большим уважением относилось к  еврейскому Закону и еврейской традиции. Число светских сефардов, в общей массе прибывших из восточных стран, было крайне незначительным.

В ашкеназской среде, увы, наблюдалась в те годы прямо противоположная картина. Подавляющее большинство ашкеназских евреев, приехавших в Израиль после провозглашения Израиля, было отравлено идеологией атеистического материализма в самых разных его формах (коммунизм, социализм, светский либерализм и т.д).

В результате восточные евреи автоматически лишались “права голоса” в решении важнейших вопросов культурного и социального строительства, и по умолчанию считались “культурно и социально недееспособными” — объектами снисходительного покровительства “просвещенной ашкеназской элиты”.


Таким образом, начав со слов поддержки и понимания проблемы, решением которой была озабочена комиссия Беннета-Битона, мы вынуждены перейти к менее приятной части нашего материала — к формулировке ошибок, как мы полагаем — в самом подходе комиссии Битона к данной проблеме.          

Читатель, вероятно, обратил внимание на режущее слух “примечание” комиссии — где речь идет о посещении израильскими учащимися могил сефардских праведников (см выше). Акцент предлагается делать не на религиозном, но — на культурном, историческом, моральном и прочих аспектах деятельности выдающихся Учителей Торы из сефардской среды.

Этот абсурдный, по сути, подход, пронизывает, к сожалению, всю деятельность комиссии Битона и ее рекомендации.

В итоге реформы, которые комиссия предлагает осуществить, сводятся к бескомпромиссной подмене господствующего мифа “о хозяине этой страны — ашкеназском светском еврействе”, якобы “построившем Израиль”. При этом, авторы мифа, видимо, забыли, что в любом “строительстве” участвуют не только архитекторы и строительные рабочие. Забыли, в частности, о тех, кто купил землю под строительство. А Земля  Израиля — “куплена” кровью, молитвами и слезами всего еврейского народа (!).

Итак один миф, с легкой руки борцов с ашкеназским засильем, на наших глазах заменяется на новый, альтернативный миф. Отныне  светские ашкеназские “герои строительства Израиля”, представители ашкеназской светской культурной элиты немного потеснятся, чтобы на искусственно созданном израильском культурном Олимпе — дать место столь же искусственно выбранным в “герои и кумиры” представителям светских сефардов — поэтам, политикам, писателям и т.д.

Ничего общего с подлинным исправлением сложившейся искривленной ситуации такое изменение — не имеет. Выход из одного тупика заменяется прямым попаданием в другой тупик — созданием мифа, столь же фальшивого и ложного, как и предыдущий.

Подлинное исправление ситуации возможно. Но — не в рамках “светского израильского нарратива”, в действительности никого не объединяющего и не способного объединить. Ибо объединяет еврейский народ, все существующие внутри него группы — ашкеназские, сефардские, горские и т.д. — только и исключительно Тора. Лишь на основе Торы достижимо взаимопонимание, внимание и уважение друг к другу всех евреев Израиля и всех “колен” еврейского народа. Любые другие основания для “объединения” евреев и “восстановления статуса угнетенных общин” — лживы. А потому неизбежно обещают сторонникам поверхностного “исправления перекосов” — самое горькое разочарование.

-->

Как Вы относитесь к тому, что Авраам дал десятину Малки-Цедеку?


Поиск по сайту:

New Page 1



 


 

 
New Page 1

Главная страница  |  Помочь сайту
  Анализ новостей  |   Дайджест
Недельная глава   |   Праздники   |   Лист Талмуда     
Спроси у раввина:   /   Ответ дня  /   Блиц-ответы
Объектив  |   Афтарот  |   Заповеди Торы
Этика  |   Видеоконференции  |   Культура  |   Личность
К размышлению  |   Медицина  |   Психология 
Библиотека  |   Аудио-уроки  |  


Посещайте наш сайт ежедневно!

Обновления сайта производятся каждые 2 часа ежедневно
(кроме субботы и праздников) до 22 часов по израильскому времени

Присылайте Ваши предложения и пожелания по адресу: webmaster@evrey.com

logo ©

© 2001-2022 Evrey.com  
יהדותינו - בית שמש
t: 0548164299
שבטי ישראל 5, בית שמש


New Page 1


 
 
  Лучшие Сайты
Израиля