Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Они — молодые, интеллигентные и красивые. Собственных семей у них пока нет. Эти юноши и девушки — в том возрасте, на который приходится пик полового влечения. Они встречаются друг с другом в кампусах, в классах, в кафетериях, на мероприятиях студенческих клубов. Часто такие встречи заканчиваются легким флиртом, но иногда имеют и продолжение…

ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬ И ВЕРА В УНИВЕРСИТЕТСКИХ КАМПУСАХ

Мэтью Вагнер

Студенческая жизнь — это не только учеба. Для многих нерелигиозных студентов свободный секс — «естественная составная» определенного периода их жизни, фаза в развитии и становлении личности. Однако религиозные студенты, количество которых в учебных заведениях неуклонно растет, столкнувшись с реальностью нерелигиозного мира, порой испытывают шок. А иногда и вовсе начинают сомневаться в правильности мировоззрения, впитанного ими в среде, которая их воспитала.

— Когда я собралась поступать в университет, — рассказывает религиозная девушка, — раввин нашей общины предупредил меня, что многие концепции, которые преподают студентам университетские профессора, противоречат позициям еврейской традиции…

— Я учусь в университете два года, — говорит студент. — «И ни разу не было такого, чтобы преподаватели пытались преподнести нам знания, подрывающие наши религиозные взгляды. Но, тем не менее, мой уровень соблюдения еврейских законов — снизился. Я убежден, что проблема с этим возникает не на лекциях, но — в свободное время, когда мы общаемся в кампусах, в кафе или просто, расположившись на газонах и лужайках. Атмосфера в этих местах очень светская и свободная. Сама обстановка располагает к раскрепощению. Не каждый религиозный парень (или девушка) устоит пред соблазном…

Это признание религиозного студента в числе нескольких других включено в статью Йоны Гудмана «Культурный шок», опубликованную в религиозном периодическом издании Цоhар.

Йона Гудман — опытный преподаватель и работает в системе еврейского религиозного образования. Его взгляд на сложившуюся ситуацию заинтересовал многих людей и спровоцировал острую полемику в религиозных кругах. Но главное — в своей статье он обозначил проблему, о сути которой почти никто не задумывался. И не только обозначил, но и довел до сведения коллег, что данная проблема требует безотлагательного и мудрого решения.

— Если раньше основной угрозой для духовного роста молодых религиозных людей была армия, — говорил Гудман в интервью, которое он дал корреспонденту иерусалимской газеты Джерузалем Пост, — теперь в данной сфере открылся еще один «фронт» — университетские кампусы. Если мы не примем сегодня необходимые меры, мы, скорее всего, окажемся в ситуации, которую нам пришлось пережить в 1950-70-х годах, когда религиозные ребята, отслужив в армии, сняли кипу…

Попытка противостоять светскому влиянию в армии предприняли в конце 1980 годов. Тогда были созданы специальные подготовительные йешивы, в которые поступали религиозные юноши перед призывом в армию. В них обучали выпускников школ, которые не хотели сокращать срок армейской службы (как это предлагают учебные заведения системы Йешиват Эсдер), но в то же время понимали, что их вера в течение трех лет, проведенных в замкнутой среде, будет подвергаться серьезному испытанию.

Сегодня раввины рассматривают возможность создания йешив в кампусах — подобных той, которая существует при университете в Бар Илане.

Такие йешивы могли бы помочь религиозным студентам избежать ловушек, которые расставляет для них университетская жизнь. Однако при этом следует принимать в расчет тот факт, оказание духовной помощи молодым людям, обучающимся в высших учебных заведениях — очень непростое дело.

По мнению Гудмана, очень важно, чтобы религиозные студенты понимали, что изучение «светских» наук не противоречит еврейской традиции, а потому — не должно наносить ущерб их мировоззрению и мировосприятию. В противном случае, приобретая такие знания, они могут вообразить, что с традиционной еврейской точки зрения — совершают что-то «запретное». В этом смысле особенно проблематичны занятия общественными и гуманитарными науками. Впрочем, если речь идет о математике, экономике, юриспруденции и некоторых других точных науках, тут проблем почти не возникает. В религиозных кругах, в общем-то, принято приобретать подобные специальности. Ведь, с одной стороны, определенная часть религиозного общества стремится получить профессию, чтобы, согласно велению Торы, иметь возможность материально обеспечивать свои семьи. С другой — считается, что, изучая эти науки, человек на практике приближается к постижению смысла и сути Творения.

— Цепь простых логических рассуждений, — подчеркивает Гудман. — нередко ведет к ошибкам. Если какие-либо занятия в университете, студенту кажутся «нарушением религиозных принципов», он может отчаяться, полагая, что на должном уровне не способен придерживаться еврейского образа жизни. И, придя к этому ложному выводу, он говорит себе: «Если уж я и так свернул с пути, ничего не изменится, если я допущу какое-либо другое нарушение…

В прошлом Гудман работал в системе международного молодежного движения «Бней Акива». Сейчас он преподает в педагогическом колледже для девушек «Орот». Известность он приобрел, участвуя в проекте психологической поддержки, которую оказывают религиозной молодежи, пережившей изгнание из Гуш Катифа и других еврейских населенных пунктов, ликвидированных в процессе так называемого «одностороннего размежевания».

По словам Гудмана, сегодня в израильских университетах и колледжах, как никогда прежде, очень много религиозной молодежи. Что связано со структурными изменениями на рынке труда. В настоящее время невозможно получить хорошо оплачиваемую работу без степени магистра.

— Стремление юношей и девушек получить образование, — завершает беседу Йона Гудман, — заслуживает уважения и поощрения. Однако при том, что в целом это явление — положительное, оно дает и негативные результаты. Поступив в учебное заведение, религиозная молодежь впервые оказывается в среде, где вместе учатся представители обоих полов. Рядом с ними уже нет тех духовных наставников, которые поддерживали их во всех жизненных ситуациях в период взросления. Свобода в поведении многих сокурсников, сексуальная вседозволенность для них внове. И это зачастую оборачивается духовными потерями. Раввины и религиозные преподаватели обязаны им помочь…

Материал газеты Джерузалем Пост

Перевод с английского