Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
Принуждение — легкий способ воздействия на ребенка, дающий мгновенный эффект, который столь же мгновенно исчезает, как только перестает действовать рычаг принуждения. Истинное воспитание — долгий и многотрудный процесс. Зато его результат остается на всю жизнь…
ПРИНУЖДЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
Йонатан Розенблюм
В книге рава Элиягу Десслера (один из крупнейших Учителей прошлого поколения; Литва – Англия – Израиль, первая половина 20-го века) Кунтрас а-Бехира встречается «пугающее», на первый взгляд, высказывание. Суть его сводится к тому, что действия человека, какими бы возвышенными они ни были, не зачтутся ему в заслугу, если не являются результатом его работы над собой. Выполнением мицвы (заповеди) считаются лишь такие хорошие, добрые и благородные поступки, которые мы совершаем, сознательно пользуясь предоставленной нам Всевышним свободой выбора.
Иными словами, если мы делаем что-то по принуждению или, имитируем чье-то поведение, приняв к сведению, что оно — образец для подражания, это, по сути, не причисляется к нашим собственным действиям. Рассчитывать, что какое-либо дело зачтется нам в заслугу можно только в том случае, если мы вкладываем в него частичку себя, когда это дело обдумано нами и прочувствовано.
Рав Десслер, в сущности, разъясняет нам, что мы формируем свою личность, только когда применяем на практике данное нам право свободного выбора. А это происходит, когда внутри человека идет борьба между негативными и положительными побуждениями. Ибо именно эта борьба обеспечивает осознанность человеческих поступков. И если ее нет, действия человека следует признать «автоматическими».
Мы неизменно пользуемся свободой выбора даже в «общении» с Творцом мира. Потому что в данной жизненной сфере мы должны быть предельно искренними. Истинные отношения строятся на индивидуальных особенностях сторон, на тех качествах, которые этим сторонам присущи. И не могут развиваться на основе принуждения или под давлением неподконтрольных человеку обстоятельств. Процесс самоопределения требует реализации права выбора.
Рассмотрим исторический пример.
В Торе рассказывается об Ицхаке и Ривке, об их страстном желании иметь детей и о том, как они молили об этом Всевышнего — «И молился Ицхак Всевышнему о жене своей, ибо она была бездетной; и Всевышний внял его мольбе, и зачала Ривка, жена его» (Берешит, гл. 25, ст. 21).
Анализируя слова «и внял его (Ицхака) мольбе», Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) пишет, что Творец ответил на молитву Ицхака, а не Ривки, потому что несравнима молитва праведника, рожденного отцом-праведником, с мольбой праведницы, отец которой — нечестивец.
Тут возникает закономерный вопрос: разве не большего заслужила Ривка, сумев стать праведницей, несмотря на то, что воспитывалась в доме непорядочного человека? Ведь ее отцом был Бетуэль, а братом — Лаван. И оба они, как мы знаем из текста Торы — нечестные люди, способные на обман.Ответ на этот вопрос может быть таким: у нас нет «инструмента» для подобных сравнений, ибо нам не дано по-настоящему оценить всю глубину праведности Ицхака.
Отцом Ицхака был Авраам — величайший человек на Земле, который сделал удивительное для его времени открытие. Анализируя суть мироздания, он первым составил представление об Единстве Всевышнего. И — передал свое знание всему миру.
Ицхак вполне мог стать достойным примером для подражания, если бы просто перенял у отца путь служения Творцу. Но он, восприняв стиль жизни Авраама, добавил к нему новый аспект. Что и сделало его истинным праведником.
Если основное качество Авраама в служении Всевышнему — хесед (добро, милосердие), то у Ицхака это — гевура (сила; устремление в глубины собственной души и ввысь — к Творцу). Ицхак, казалось бы, выполнял те же действия, что и Авраам (он, к примеру, восстановил колодцы, вырытые Авраамом), но сумел превратить дела отца — в свои дела.
В своем комментарии к процитированному выше отрывку Раши подчеркивает, что Ицхак достиг большего, нежели Ривка, которая сумела стать праведницей вопреки воспитанию, которое получила в детстве.
Урок, преподанный равом Десслером, важен для каждого из нас, особенно — для родителей и педагогов. Он дает нам возможность выработать правильные критерии успеха в воспитании детей. Если наши дети послушно следуют законам Галахи и нашим указаниям, у нас еще нет причин «почивать на лаврах», полагая, что мы дали им хорошее воспитание. Испытывать удовлетворение от своей воспитательной работы мы можем, если убедимся, что сумели по-настоящему вдохновить их на выполнение мицвот. Убедимся, что они, наши дети, поступают так, как следует поступать, не из страха наказания, но — по здравому размышлению, вкладывая в свои поступки частички собственной души.
Это не означает, что принуждение из воспитательного процесса необходимо вообще исключить. Оно, как негативное (под страхом наказания), так и позитивное (похвала и награда), вполне легитимно и дает желаемый результат в общении с ребенком раннего возраста. С помощью принуждения маленьких детей приучают, например, к исполнению мицвот. Ибо сами они еще не в состоянии осознать глубинный смысл заповедей и понять, почему их надо выполнять.
Однако нельзя забывать, что в данном случае мы имеем дело с неким «техническим» приемом, который не имеет ничего общего с воспитанием, предполагающим работу духовного наставника. Такое воспитание помогает развить в ребенке собственное понимание проблем, с которыми ему придется сталкиваться, его способность правильно ориентироваться в различных ситуациях. И никакое принудительное навязывание ему каких-либо шаблонов поведения не в состоянии дать тот же результат.
Цель воспитания, как такового, — говорит рав Моше Гольдштейн (глава йешивы «Шаарей Йошер», выдающийся педагог, известный в Израиле своим особым подходом к ученикам в состоянии духовного кризиса) подчеркивая разницу между истинным воспитанием и принуждением, — состоит в том, чтобы научить ребенка выполнять мицвот с пониманием, почему он поступает и делает так, а не иначе. В том, чтобы он делал то, что надо, по собственной воле. И основные элементы в этом процессе — разъяснение, диалог и влияние.
Если подросток изо дня в день ведет себя хорошо, это должно насторожить его наставников, — отмечает рав Гольдштейн, — стать причиной для того, чтобы с еще большим вниманием понаблюдать за ним. Возможно, в его поведении выработался некий «автоматизм», и он совершает такие поступки, которых от него ждут окружающие. Дети, занятые формированием собственной личности, и в процессе этого формирования, в результате внутренней борьбы самостоятельно принимают решение соблюдать заповеди, могут показаться подчас «проблемными». Потому что борьба всегда предполагает взлеты и падения.
Если взрослые подавляют волю ребенка, это в какой-то момент может спровоцировать противодействие и даже бунт. Довольно долго такой ребенок внешнее будет оставаться спокойным, особенно — в присутствии тех, кто его подавляет. Но внутри него кипят страсти, он — напряжен. И так будет продолжаться до тех пор, пока его нервное напряжение не достигнет критической точки. Тогда-то и произойдет «взрыв», разрушающий всю систему привитых ему поведенческих навыков.
Воспитание — длительный и медленный процесс. Его результаты почти всегда накапливаются постепенно, шаг за шагом. Скорый итог воспитательного воздействия — крайне редкое явление.
Принуждение, напротив, дает мгновенный эффект. Однако правильное воспитание сформирует личность человека на всю жизнь. А результат принуждения может растаять, как дым, сразу же после того, как принуждающий к чему-либо стимул теряет свою силу или в изменившихся обстоятельствах уже не применим.
Так почему же многим родителям и учителям методы принуждения представляются столь соблазнительными?
Потому лишь, что это — легкий путь, да еще приносящий «скороспелые» плоды. Угрозой или обещанием награды заставить детей сделать что-то (или чего-то не делать) — гораздо проще, нежели воодушевить их, скажем, на исполнение мицвот.
Нашим образовательным учреждениям, к сожалению, не хватает ресурсов, чтобы обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику. Поэтому и развита у нас явная тенденция требовать от школьников, чтобы они придерживались определенных норм поведения. Зачастую педагоги даже не считают нужным объяснять, почему так важны предъявленные ими к детям требования.
В каком смысле каждая йешива напоминает «прокрустово ложе», — сказал однажды рав Яаков Каменецкий (глава йешивы «Тора ве-Даат», Нью-Йорк; Россия - США, 20-й век), — где каждого ученика подгоняют под общий стандарт.
Те, кто всерьез стремится стать хорошим педагогом и получить благодатный результат от своей работы, не ищут простых путей и умеют противостоять соблазну, предполагающему использование быстрых и легких способов воспитания. Они никогда не забывают о том, что истинная цель воспитания — выявление внутренних ресурсов ребенка. Чтобы в дальнейшем помочь ему правильно реализовывать свое право на свободу выбора. Тогда каждая исполненная им мицва будет его, а не чьим-то еще, достижением.
Если мы будем воспитывать наших детей именно так, у нас может появиться надежда на то, что они не оступятся в жизни и пойдут верной дорогой. Как сказано об этом в книге Мишлей (Притчи царя Шломо): «Наставляй юношу в соответствии с особенностями его личности, и он не свернет с пути, даже когда состарится» (гл. 22, ст. 6).
Йонатан Розенблюм
автор многочисленных статей в Джерузалем Пост (Израиль)
и Джуиш Обзервер (Нью-Йорк, США)
Обозреватель газеты Джерузалем Пост