Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


К РАЗМЫШЛЕНИЮ | Не оставь нас в старости нашей…

О дезинтеграции американской еврейской общины и способах ее предотвращения…

ОСТАНУТСЯ ЛИ ВНУКИ ЕВРЕЯМИ?

 

Энтони Гордон, Ричард Горовиц

Осенью 1996 года «Джуиш Спектэйтор» напечатал результаты проведенного нами анализа данных, собранных в процессе Национального опроса еврейского населения 1990-го года. В октябре того же года журнал Момент опубликовал демографическую таблицу, составленную по итогам нашего исследования (см. http://aish.com/graphics/articles/DemographicChart.pdf).

В течение двух-трех лет после этой публикации в Момент демографическая таблица (представляющая собой квинтэссенцию нашей аналитической работы) была переведена на несколько языков, и появилась во многих печатных изданиях, включая Нью-Йорк Таймс. Содержащаяся в ней информация публично цитировалась многими выдающимися еврейскими общественными деятелями, в том числе — и бывшим Главным раввином Израиля Исраэлем-Меиром Лау, бывшим Главным раввином Англии лордом Иммануэлем Якобовицем, сенатором Джозефом Либерманом и бывшим премьер-министром Израиля Биньямином Нетаниягу.

Составленная нами тогда демографическая таблица произвела на мировое еврейство глубокое впечатление. Сегодня, спустя десятилетие после ее первого появления, мы хотели бы вернуться к собранным в ней данным и проанализировать нынешнее положение дел.

Резюме

Хотя вокруг результатов Национального опроса еврейского населения 2000-2001 гг. (здесь и далее именуется — НОЕН-2000) и разгорелась нешуточная полемика, Михаэлю Стейнхардту удалось сделать объективный и независимый вывод:

«…Мало кто сомневается в том, что над американскими евреями нависла демографическая угроза. Вдобавок к таким традиционным факторам, как ассимиляция и межэтнические браки, опрос выявил, что американские евреи позднее вступают в брак и производят на свет меньшее количество детей — настолько, что на данный момент прирост населения у нас выражен цифрой со знаком «минус»… Если из уже имеющегося статистического уравнения исключить религиозных евреев, перспектива для остальных американских евреев, видится в довольно мрачном свете. Казалось бы, результаты опроса должны были всколыхнуть лидеров еврейской общины, заставить их принять определенные меры для изменения создавшейся ситуации. Ведь, в конце концов, НОЕН-2000 содержит неопровержимые доказательства надвигающегося кризиса. Однако американские евреи в целом проигнорировали мрачные прогнозы, предпочитая подвергать сомнению использованные организаторами опроса методы…» («Джорнэл ов Джуиш Лайф Нетуорк»).

Доступная информации и многочисленные опросы населения свидетельствуют, что американская еврейская община в данный момент подвергается обширной дезинтеграции. Когда-то любой еврей мог быть абсолютно уверен в том, что у него обязательно появятся внуки-евреи, которым они будут на седере читать Агаду, вместе с которыми они будут отмечать шаббат и все еврейские праздники. Однако последние беспристрастные статистические данные указывают на то, что подобные ожидания более нельзя считать обоснованными. Имеющаяся у нас информация подтверждает, что в самом ближайшем будущем структура американской еврейской общины изменится до неузнаваемости.

Как и в 1990 году, НОЕН-2000 сосредоточился на четырех ключевых факторах, от которых зависит выживание еврейской общины: общее количество браков, количество браков с неевреями, уровень рождаемости и уровень еврейского образования. При анализе и сопоставлении данных, полученных по каждому «пункту», вырисовывается весьма неприглядная картина будущего американского еврейства. Огромный процент браков с неевреями, снижение уровня рождаемости и неадекватность еврейского образования в буквальном смысле слова опустошают ряды американских евреев.

Методы исследования

Информация, которая здесь приводится, основана на данных, собранных в ходе нескольких опросов. Это — организованный в 2000-м году Объединением еврейских общин (в прошлом — Совет еврейских федераций) Национальный опрос еврейского населения; Американский еврейский идентификационным опрос (2001 г.); НОЕН-1990. Использованы также сведения Североамериканского еврейского банка данных, многочисленные статьи, посвященные результатам НОЕН-2000, и беседы с ведущими академиками и демографами, которые принимали непосредственное участие в разработке и проведении НОЕН-2000.

Так, в частности, сведения по бракам, заключенным с неевреями, предоставлены Североамериканским еврейским банком данных на основании информации, собранной в ходе НОЕН-2000. Для получения объективных статистических результатов разработчики опроса включили в целевую группу евреев, представителей разных социальных слоев, в возрасте от 18 до 39 лет. Сведения о среднем количестве детей в еврейской семье тоже взяты в Североамериканском еврейском банке данных, а также почерпнуты из результатов достаточно основательного исследования, проведенного д-ром Марвином Шиком.

Сколько евреев осталось в Америке?

Согласно результатам НОЕН-2000, основу американского еврейства составляют 5,2 миллиона человек. Из них приблизительно один миллион на данный момент не идентифицирует себя ни с одной религиозной группой. 185 тысяч опрошенных назвали себя «евреями по выбору», то есть евреями, которым, чтобы присоединиться к еврейскому народу, надо было пройти процесс гиюра (в данной статье все «евреи по выбору» считаются евреями). Таким образом, количество активно участвующих в жизни общины евреев на 2000-й год составило около 4,2 миллиона человек, или четыре пятых от общего числа американских евреев.

Количество браков с неевреями и уменьшение еврейского населения

В ходе НОЕН-2000 выяснилось, что 47 процентов евреев, вступивших в брак за последние пять лет, женились или вышли замуж за неевреев. Таким образом, по сравнению с 1990-м годом, количество таких браков возросло на 4 процента. Учитывая, что вплоть до 1965-го года подобные браки составляли не более 9 процентов, мы вынуждены констатировать значительное увеличение их числа.

НОЕН-1990 продемонстрировал, что так называемые «светские» евреи заключают браки с неевреями несоизмеримо чаще, нежели религиозные. Количество таких браков в среде «светских» евреев увеличилось вдвое. У «светских» евреев в возрасте от 18 до 39 лет число браков с неевреями составляет 72 процента, а в возрасте старше 39 лет — 35 процентов.

Согласно нескорректированным данным, за десять лет, прошедших после НОЕН-1990, количество браков с неевреями в группе от 18 до 39 лет увеличилось.

В целом на одну еврейскую женщину в возрасте от 60 до 69 лет приходится приблизительно 2,12 детей. Тем не менее, анализ ситуации, сложившейся среди еврейских женщин в возрасте от 40 до 49 лет, доказывает, что размер семьи варьируется в зависимости от того, к какой группе опрошенные евреи принадлежат. У «светских» евреек рождаемость снизилась на 32 процента и составляет в среднем 1,45 ребенка на семью. В религиозной общине среди женщин в возрасте от 40 до 49 лет уровень рождаемости повысился на 106 процентов и на сегодняшний день составляет 4,4 ребенка. Однако, согласно результатам независимого исследования, организованного профессорами Элвином Шиффом и Мэрилин Шнейдер, рождаемость в религиозной среде повысилась на целых 167 процентов (5,7 ребенка на семью). Считаем необходимым отметить, что при проведении этого исследования (как и при анализе НОЕН-1990), а также при составлении демографической таблицы мы использовали меньшие цифры, соответствующие данным НОЕН-2000.

Согласно результатам НОЕН-1990, в смешанных семьях насчитывалось 770 тысяч детей в возрасте до 18 лет. 28 процентов этих детей имели представление о еврейской традиции ( лишь 10-15 процентов из них вступили в брак с евреями), 41 процент воспитывались в какой-либо другой религии, а 31 процент вообще не получали никакого религиозного воспитания. Таким образом, очевидно, что почти все дети, рожденные в смешанных браках, оказываются потерянными для еврейской общины.

Данные по смешанным семьям, полученные в ходе НОЕН-2000, в целом совпадают с данными НОЕН-1990.

Решение вступить в брак с представителем (представительницей) другого народа и решение вступить в брак исключительно с евреем (еврейкой) — результат жизненной философии, которую принимает тот или иной индивидуум. Данные исследования показывают: чем выше уровень религиозности и еврейского образования, тем ниже вероятность вступления евреев в брак с неевреями и последующей ассимиляции. Так, сочетание религиозности и полноценного опыта, полученного в еврейской дневной школе (двенадцатилетнее обучение), приводит к тому, что всего 3 процента людей этой категории решаются на смешанный брак. Согласно имеющейся информации, именно религиозные евреи в основном получают полноценное еврейское образование, которое в этой среде считается нормой.

Чем больше времени дети проводят в еврейской дневной школе, тем меньше вероятность того, что их родителей ждет сюрприз под названием — «Угадайте, кто придет к нам на седер?», тем меньше процент смешанных браков. Современные дети из религиозных семей проводят в еврейской дневной школе в среднем 12 лет, дети же из семей, которые считают, что ребенку «не помешает еврейское образование» — от 4-х до 8-ми лет несистематических посещений.

Интенсивное еврейское образование оказывает влияние не только на детей, но и на взрослых. В последние несколько лет число религиозных евреев растет. И это объясняется несколькими факторами: увеличением количества еврейских браков и размеров семьи, низким уровнем браков с неевреями, стремлением не покидать общину и постоянным притоком баалей тшува — евреев, возвращающиеся к традиционному еврейскому образу жизни. За последние тридцать лет десятки тысяч американских евреев, воспитанных в «светских» обычаях, избрали религиозный стиль жизни. Каждый молодой человек, возвращающийся к своим корням, повышает вероятность того, что в будущем целая еврейская семья останется в лоне еврейской общины.

Таким образом, новейший анализ демографической структуры американского еврейства выявляет две отчетливые тенденции. Между 1945-м и 2000-м годами, особенно — начиная с 1960-го года, в среде религиозных евреев возросла продолжительность и интенсивность еврейского образования, которое получает подрастающее поколение, повысилась рождаемость, вырос процент тех, кто воспитывался в религиозных традициях и на всю жизнь остался им верен. Вместе с тем, понизился процент смешанных браков (см. выше). Кроме того, впервые в американской истории столь значительное количество евреев, получивших нерелигиозное воспитание, возвращаются к традиционным религиозным еврейским истокам.

Уровень еврейского образования среди «светских» евреев остался (за редкими исключениями) прежним, рождаемость снизилась, а количество смешанных браков возросло. Если еврей или еврейка женится (выходит замуж) на представительнице другого народа, его (ее), разумеется, никто не лишает еврейской сущности. Однако вероятность того, что в будущем в этой смешанной семье родятся и будут воспитаны еврейские дети, близка к нулю (см. демографическую таблицу).

Долгосрочные последствия

Как говорится в народной пословице — «Если мы не изменим направление движения, мы, в конце концов, окажемся там, куда держим путь». Заместитель директора гарвардского Центра изучения населения Элигу Бергман в 1975 году опубликовал противоречивый, но чрезвычайно тревожный доклад, в котором подчеркнул, что в том случае, если в ближайшем будущем демографические тенденции не изменятся, к 2076 году американская еврейская община уменьшится примерно в 10 раз. По всей видимости, этот мрачный прогноз относится, прежде всего, к «светским» евреям. Однако, если речь идет о религиозных евреях, налицо противоположная тенденция. Как видно из демографической таблицы, многочисленные исследования пришли к одному и тому же выводу: через три поколения евреями в Америке будут считать себя потомки только тех молодых людей, которые в данное время воспитываются в религиозных семьях и получают полноценное еврейское образование. Безусловно, это — очень плохая новость для тех, кого заботит будущее американского еврейства. Создается впечатление, что единственное эффективное средство предотвращения подобного варианта развития событий — традиционный подход к воспитанию и стилю жизни.

Влияние еврейской дневной школы

Еврейская дневная школа предлагает наилучший способ защиты от ассимиляции. Менее интенсивные формы еврейского образования почти не оказывают влияния на уровень смешанных браков. Так как большинство религиозных семей отправляют своих детей в религиозные дневные школы (чаще всего, на 12 лет), выпускники этих школ в свое время станут матерями и отцами большинства американских евреев. Релевантность данного прогноза очевидна уже сегодня: хотя среди членов общины в возрасте от 70 лет и старше количество религиозных евреев составляет всего лишь 7,8 процентов, 10 процентов тех, кому от 30 до 69 лет — это религиозные евреи. А в возрастной группе от 18 до 29 лет процент религиозных евреев выражается цифрой 20. Более того, приблизительно 27 процентов всех еврейских детей в возрасте до 18 лет воспитываются в религиозных семьях.

Долгосрочное выживание еврейской общины, как отмечалось ранее, базируется на четырех факторах, целиком и полностью зависящих от выбора каждого отдельного еврея. Это — уровень соблюдения еврейских законов; решение вступить в брак только с евреем (еврейкой); стремление иметь двух и более детей; абсолютный приоритет наиболее полного еврейского образования для себя и своих детей. Данные, полученные в результате различных исследований и опросов, демонстрируют взаимосвязь, существующую между этими факторами. Законы Торы соблюдаются чаще всего теми, кто получил полноценное еврейское образование, что, в свою очередь, приводит к тому, что человек ищет себе невесту (жениха) только в еврейской среде. Создание еврейской семьи закладывает более прочный образовательный и религиозный фундамент для детей, которые в будущем, скорее всего, продолжат семейные традиции.

Вернуться к своим истокам никогда не поздно. За последние тридцать лет во всех странах мира появилось множество программ, рассчитанных на тех евреев, которые хотели бы поближе познакомиться со своим культурным и религиозным наследием. Подобные программы организуются во всех без исключения еврейских кругах.

Выживание еврейского народа зависит от соблюдения религиозных норм и соответствующего еврейского образования, прежде всего, потому, что только длительный и трудоемкий процесс усвоения еврейской традиции способен заставить еврея отказаться от идеи жениться на привлекательной и дружелюбной нееврейке.

Что делать нерелигиозным евреям?

Все вышеупомянутые исследования, ставят нерелигиозных евреев перед дилеммой. Даже если они и не хотят соблюдать законы Торы, им вряд ли придется по душе перспектива видеть, как их внуки танцуют в рождественский сочельник вокруг елки или бегают молиться в мечеть за углом. Что же им делать, чтобы подобные образы не стали явью?

Для начала им, видимо, следует присмотреться к образу жизни религиозных евреев и перенять хотя бы какие-то аспекты их жизненного опыта.

Полученные в ходе опросов и исследований данные отнюдь не означают, что религиозные евреи — лучше остальных евреев и неевреев с человеческой или духовной точки зрения. Они лишь демонстрируют, что соблюдение еврейской традиции лучше всего сохраняется именно в среде религиозных евреев. Религиозные евреи наиболее эффективно передают еврейские обычаи детям и вдохновляют их на дальнейшее обогащение и углубление полученного еврейского опыта и знаний.

Похоже, религиозным родителям и религиозной дневной школе удается убедить новое поколение оставаться евреями даже после того, как они вырастают и получают возможность вступить в брак с представителями других национальностей и навсегда отказаться от еврейского образа жизни. Почти никто из детей религиозных родителей не избирает для себя этот путь, что означает, что они вступают во взрослую жизнь, точно зная ответ на вопрос «Зачем быть евреем?». Возможно, родителям, чьи дети учатся в других школах, следует проанализировать причины, по которым данная образовательная среда не создает у них подобного настроя.

Родители, которые сами не посещали религиозную дневную школу (или состоят в смешанном браке), часто сомневаются в том, надо ли отдавать детей в еврейскую религиозную школу. Несмотря на это, за последние двадцать лет десятки тысяч родителей (среди них и те, кто утратил связи с еврейской общиной) отправляют своих детей в религиозные дневные школы.

Другой, менее эффективный способ защиты от тотальной ассимиляции заключается в том, что родители начинают посещать занятия по иудаизму для взрослых, а затем делятся полученным опытом с детьми. Те супружеские пары, для которых еврейское образование остается проблемой, могут найти способ дать своим детям более интенсивное еврейское образование и организовать их участие в связанных с еврейской традицией мероприятиях. Если посещение синагоги кажется вам чем-то из ряда вон выходящим, или же вы живете слишком далеко от синагоги и еврейских школ, вы можете обогатить свой еврейский опыт, не выходя из дома. За последние десять лет в Интернете появилось огромное количество весьма информативных и познавательных еврейских сайтов.

После того, как собранные данные были проанализированы и вычерчены все необходимые диаграммы и графики, можно с уверенностью сделать вывод, что, вне зависимости от деноминационной принадлежности, единственное, что может сделать каждый член еврейской общины, которому небезразлично будущее еврейского народа — это дать как можно большему числу детей полное религиозное образование.

ВЫВОДЫ

На сегодняшний день американское еврейство стоит перед критическим выбором. Евреи США наконец-то начинают осознавать, что выживание их общины при традиционно американском образе жизни, лишенном серьезного еврейского образования и еврейских традиций — невозможно. В 1950-х и 1960-х годах еще можно было верить в то, что для того, чтобы оставаться евреем, достаточно минимального контакта с еврейскими традициями. Многие родители полагали, что их еврейству ничего не угрожает в будущем, если их ребенок будет иногда посещать синагогу, иметь еврейских друзей, играть в баскетбол в еврейском культурном центре и жить в окружении соседей-евреев.

Те данные, которыми мы располагаем сейчас — свидетельство распространения иной тенденции: если ребенок не получает адекватного еврейского образования, пробуждающего в нем интерес к еврейским ценностям и к еврейскому образу жизни, в будущем его собственные дети вряд ли останутся полноценными членами еврейской общины. Это — момент истины для каждого американского еврея и каждой еврейской организации.

Американская еврейская община должна радикально изменить свое отношение к традиционному еврейскому образу жизни. Первый шаг к этому — осознание того, что сегодняшний подход несовместим с выживанием еврейской общины и должен быть пересмотрен.

Материал сайта международной еврейской религиозной организации Эш а-Тора

aish.com

 

Энтони (Ханан) Гордон,

юрист, бизнесмен

 

Ричард Горовиц,

экономист, глава страхового агентства «Менеджмент Брокерс»