Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


К РАЗМЫШЛЕНИЮ | Не оставь нас в старости нашей…

Каждый день в иерусалимском медицинском центре «Шаарей Цедек» проводятся десятки сложнейших операций. И пациенты, которые в шаббат приходят в себя, обычно используют так называемый «грама-переключатель» — хитроумное изобретение Института науки и ѓалахи, позволяющее избежать нарушения еврейских законов…

НОВАЯ ЖИЗНЬ ВЕЧНЫХ ЗАКОНОВ

Нехемия Скуров

Иерусалимский медицинский центр «Шаарей Цедек» считается религиозным. Здесь работает в основном религиозный персонал, и именно сюда стараются попасть, если требуется госпитализация, религиозные люди. Перед сотрудниками больницы стоит весьма непростая задача: найти такие методы работы, которые предоставили бы возможность выполнять профессиональные обязанности по шаббатам, не нарушая при этом заповеди. Например, человек, включающий в субботу свет или нажимающий кнопку вызова медсестры, допускает тем самым нарушение. Ведь зажигать огонь в субботу еврейской традицией запрещается.

Вот тут-то и приходит на помощь грама-переключатель (грама — арамейское слово, что в переводе означает — «косвенное действие»). Во времена Талмуда наши Учителя постановили, что человек в субботу вправе, если есть на то острая необходимость, осуществлять так называемые «косвенные» действия. В шаббат пациент, которому нельзя ходить, скажем, после операции, нажимает кнопку грама-переключателя, и на табло на дежурном посту отделения отодвигается «дверца», прикрывающая до наступления шаббата зажженную лампочку. И медсестра видит, что пациент в такой-то палате нуждается в помощи. В результате проблема решается без нарушения еврейских законов.

Кроме того, в медицинском центре «Шаарей Цедек» есть специальный телефон, не потребляющий электроэнергию, и ручки для врачей, позволяющие им записывать важные показания, не нарушая субботу, ибо через некоторое время (после шаббата, когда данные уже внесены в компьютер) сделанная запись исчезает.

Все эти приспособления — продукция Института Науки и Ѓалахи. Его создал около полувека назад, когда Израиль появился на карте, раввин Леви-Ицхак Гальперин. Он возглавил это учреждение, и руководит им по сей день.

Главная задача института заключается в том, соединить современную науку с законами Торы, определяющими образ жизни религиозных евреев.

Институт расположен в Иерусалиме, в небольшом скромном здании у подножия горы Герцль. Здесь трудятся бок о бок раввины, ученые и инженеры.

Вплоть до 1948 года проживавшие в Палестине евреи в тех случаях, когда в шаббат нужно было выполнить ту или иную работу, необходимую для нормальной жизни общины, полагались на неевреев (см. на сайте ответы «Обмануть Всевышнего пытаемся?»,  и «Подружка дочери, нееврейка, «выручает» в шаббат»). Когда было создано Государство Израиль, хозяйственные и экономические задачи, медицинское обслуживание и охрана граждан и т.п. — все это оказалось в ведении еврейского большинства. В тот момент многие религиозные наставники не имели соответствующих научных и технических знаний и не были готовы к возникшим переменам.

Урегулированием этих проблем и решил заняться Леви Гальперин. И первым делом для тех, кто его поддержал, организовал своего рода курсы — ежедневные лекции ученых и инженеров. Потом раввины сопоставляли полученные знания с текстами еврейских законов, выстраивая «цепочки», связывающие различные дисциплины.

На создание института Науки и Ѓалахи, точнее — на подготовительную работу, ушло почти девять лет.

— Направление наших поисков обусловлено самой жизнью, — рассказывает Гальперин. — «Количество» солнечных лучей, проникающих в комнату, определяется размером окна. Так и в нашей работе. Ее масштабы определяются тем, сколько света, излучаемого Торой, может коснуться нашего мира… Цель института — соединить новейших открытия в области химии, биологии, электроники и других наук с миром Ѓалахи.

Со времени своего основания Институт далеко шагнул в своих исследованиях. Именно к его сотрудникам обратился первый израильский космонавт Илан Рамон (член команды печально известного шаттла «Колумбия», погибшего в 2003 году) с просьбой объяснить, как и когда нужно делать субботний кидуш на орбите, где солнце встает и заходит каждые полтора часа. Определите, когда начинается шаббат на пусковой площадке, откуда стартовал шаттл, — ответили ему, — и начинайте отсчет с этого момента.

Многие «светские» компании в мире заинтересованы в том, чтобы их продукцию покупали религиозные евреи. Но тогда они должны найти такие технические решения, которые не идут вразрез с законами еврейской традиции. И тут на помощь приходит Институт Науки и Ѓалахи, снабжая фирмы соответствующими разработками.

— Новые разработки ведутся по двум направлениям, — рассказывает руководитель одного из подразделений института раввин Шмуэль Штраус. — Часть из них — решение проблем, которые ставят перед нашими сотрудниками «заказчики». Инициатором других становится рав Гальперин или кто-то другой из работающих у нас раввинов. Мы находим новый подход к определенному еврейскому практическому закону и рассылаем письма в инстанции, имеющие отношение к данному вопросу. Концепция обсуждается, уточняется с технической и практической точек зрения. Когда задача обретает конкретные очертания, за дело принимаются изобретатели.

— Институт — уникальная организация, — говорит глава одно из торговых компаний Ицхак Стейнберг. — Его сотрудники разбираются и в технике и в еврейских законах. Поэтому они в состоянии сделать так, чтобы религиозные люди могли пользоваться современными достижениями науки и техники. Недавно, к примеру, они приняли участие в разработке холодильников нового типа, которые снабжены микрочипом, позволившим программировать агрегат таким образом, чтобы в шаббат его компрессор и мотор работали в автоматическом режиме и не включались всякий раз при открытии дверцы.

Впрочем, в Израиле есть еще одна организация, которая занимается решением подобных проблем. Это — Институт «Цомет» в Гуш Эционе (блок поселений к югу от Иерусалима).

Здесь, в Гуш Эционе, созданы металлоискатели, использующиеся в зонах безопасности, например, у Западной Стены, автоматический лифт, электрическое инвалидное кресло и система сигнализации, которые длительное время могут находиться в состоянии непрерывного функционирования, поэтому ими разрешается пользоваться в шаббат.

В «Цомете» изобрели систему подогрева и охлаждения воды для отелей, которая работает таким образом, что никому в субботние часы не приходится брать на себя ответственность за приготовление пищи или охлаждение воды.

Одно из основных направлений деятельности «Цомета» — работа на армию Обороны Израиля. Сотрудники этого института оснастили военные транспортные средства специальными электронными системами, которые позволяют приводить их в действие и по шаббатам, не нарушая законов субботы. Эти системы контролируют процесс зажигания, потребление газа, наружное освещение и т.д. Для применения в шаббат адаптированы прожекторы, камеры, магнитофоны и прочие необходимые военным механизмы.

Руководит институтом «Цомет» раввин Исраэль Розен, который несколько лет проработал в институте Науки и Ѓалахи, а в 1988 году основал собственное подобное учреждение…

Jerusalem Post