Материалы сайта www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!


Американская еврейская община продолжает искать способы еврейской идентификации в чем угодно

Американская еврейская община продолжает искать способы еврейской идентификации в чем угодно, кроме иудаизма…

НЕТ ПРОДОЛЖЕНИЯ БЕЗ СОДЕРЖАНИЯ

Йонатан Розенблюм

В определенных кругах вошло в моду иронизировать по поводу организованной еврейской жизни. Многим не нравится, что еврейские общины постоянно собирают средства, а потом передают деньги на социальные нужды. Однако меня глубоко трогает факт, что благотворительные еврейские организации ежегодно собирают миллиарды долларов.

Размеры еврейской благотворительности подтверждают высказывание наших мудрецов о том, что щедрость и милосердие — прирожденные качества еврейского народа.

Тем не менее, сейчас уже ясно, что так называемая «гражданская религия» американских евреев, которая замещает иудаизм этническим единством, не может существовать сама по себе. 

Ассимилированные американские евреи придают религии относительно меньше значения, чем другие группы американцев. И больше всего поражает, — пишет профессор Йонатан Вочер, — «совершенно незначительная роль, которая отводится в этой гражданской религии любой концепции Творца».

Только 40% нетрадиционных американских евреев стали членами общины при какой-либо синагоге. Это необязательно для тех, кто изредка туда заходит. Среди евреев, чьи прадедушки приехали в Америку, только 8,5% консервативных и 2,5% реформистских евреев посещают синагогу хотя бы раз в месяц. Одна пятая американских евреев даже не считают иудаизм своей религией.

Тем не менее, евреи более активны в сохранении своей этнической идентификации, чем любая другая группа иммигрантов, создавая несопоставимую по широте и развитию сеть благотворительных и культурных организаций. Филантропия и волонтерство, поддержка Израиля и память о Катастрофе стали, по словам профессоров Стивена Коэна и Чарльза Либмана, «основной религией американских евреев». 

Но это этническое единство может продержаться только одно-два поколения. Сильное чувство еврейской самоидентификации, которое иммигранты привезли с собой в Америку или которое воспитывалось в иммигрантских анклавах, невозможно удержать дольше.

Без понимания, почему так важно чувствовать себя евреем, этническая идентификация неизбежно исчезнет. Если иудаизм не важен, зачем проявлять особую заботу о судьбе других евреев? И действительно, молодые евреи отдают на благотворительность значительно меньшую долю своих доходов, чем старшее поколение, а если и дают, то предпочитают помогать неевреям.

Американские евреи проявляют меньше и меньше желания ощущать себя частью еврейского братства. Согласно недавним исследованиям, только 20%, уверенно отождествляют себя с Израилем; лишь 11% рассматривают еврейскую филантропию как существенную черту настоящего еврейства; и только 27%  будут активно возражать, если их дети захотят сочетаться с браком с неевреями.

Следует заметить, что даже эти цифры, пожалуй, завышены — при опросе не учитывались 20%  евреев, которые, по религиозной принадлежности, вообще не считают себя евреями.

 

Раньше евреи знали, почему важно быть евреем. Они знали, что избраны Всевышним, чтобы стать святым народом; что они получили уникальную привилегию слышать слово Творца; что Его слово воплощено в их священных текстах.

Сегодня менее 7% неортодоксальных американских евреев считают изучение этих текстов хотя бы принципиальным аспектом еврейской жизни, и намного меньший процент действительно активно заняты их изучением.   

Каждый аспект жизни наших предков был связан с Творцом благодаря соблюдению заповедей. Эту связь нельзя определить несколькими правилами ритуала, как это делается в социологическом опроснике: «Зажигаете ли вы субботние свечи?»

Евреи всегда знали, почему так важен иудаизм, поэтому сознавали предназначение евреев. Чувство этнической солидарности, которое все еще связывает евреев — «пережиток» понимания наших предков, что их отношения основаны на единстве миссии всего народа.

Правда в том, что все большее число евреев в последнее время начинает понимать, что для выживания нации необходимо осознать живительную роль обращения к Всевышнему.

Это вполне осуществимо. Лилли Фаундэйшн недавно проверила, как действует на подростков посещение юношеских групп, спонсируемых NCSY, Национальным Советом Юношеских Синагог.

Эта организация ведет работу даже в государственных школах и нерелигиозных домах. И, как это ни удивительно, 80% участников групп продолжают серьезное изучение еврейской традиции в колледжах и вне их; 90% ходит в синагогу; только 2% заключили браки с неевреями; и хотя многие из опрошенных еще молоды, среднее число детей в их семьях уже 3,2. Их еврейское продолжение обеспечено.

Если молодые люди будут относиться к еврейской традиции с энтузиазмом, они приедут в Израиль. В среднем, взрослые участники NCSY без дорогостоящих ухищрений, зазывающих в Израиль, посетили его по три раза, при том, что по общей статистике 70% нерелигиозных американских евреев никогда в Израиле не были.

Светские евреи в Америке продолжают поиски еврейской самоидентификации в чем угодно, кроме иудаизма. А ведь именно в нем — основы еврейской общности.

«Продолжение без содержания» — так назвал подобные поиски Стивен Бойме, один из руководителей Американского Еврейского Комитета.

Американские евреи комфортабельно ощущали себя с реформированной религией, которая, по словам бывшего консервативного раввина Говарда Зингера, «не ставила человеку никаких ограничений, не вмешивалась в его социальную жизнь, и при этом, по требованию, могла предоставить ему возможность соприкоснуться со своим прошлым».

Катастрофа – сильнейший стимул американской еврейской самоидентификации, потому что она не имеет никакого отношения к ежедневной жизни и не устанавливает, как говорит философ Яков Нейснер, «осмысленного отличия в повседневной жизни от других людей».

Историк Эдвард Шапиро отмечает, что американские евреи повсеместно переоценивают угрозу антисемитизма, чтобы избежать необходимости определить себя как евреев положительным способом.

Дошло до того, что большое число евреев в США скорее возражало бы против брака своих детей с ортодоксальным евреем, чем с неевреем. Потому что ортодоксальный еврей может побудить к изменению образа жизни, а нееврей этого точно не сделает.

Американское еврейство стоит перед выбором: возобновить обязательства перед Творцом и выжить, или исчезнуть.

Будем надеяться, что оно выберет жизнь…