Рош а-Шана предоставляет человеку множество прекрасных духовных
возможностей.
В этой статье вы найдете дополнительную информацию о Рош а-Шана, его
символах и традициях...
РОШ А-ШАНА
Раввин Моше Лазерус
ПОДГОТОВКА К ПРАЗДНИКУ
Ключевой момент подготовки к Рош а-Шана - просьба о прощении, с которой
человек обращается ко всем, кого он мог обидеть в течение заканчивающегося
года. По мере возможности мы должны начать новый год с «чистого листа», так,
чтобы никто из окружающих не таил на нас злобу. Кроме того, человек должен
быть готов с легким сердцем прощать тех, кто в свою очередь попросит
извинения у него.
Многие после полудня накануне Рош а-Шана идут в микву .
Миква,
обладающая силой смывать с человека некоторые виды духовной нечистоты, может
стать важной частью процесса тшувы.
Существует обычай утром в Рош а-Шана посещать кладбище и молиться на
могилах праведников. Разумеется, мы молимся не самими добродетельным и
благочестивым усопшим, а Всевышнему, Который внимает нашим просьбам в честь
этих праведников.
Утром, накануне Рош а-Шана, освобождаются от обетов. Для этого существует
особая процедура, которая называется - ѓатарат недарим .
По законам Торы, даже обычная фраза - «Не буду больше есть сладкое»
считается полноценной клятвой. Поэтому перед Рош а-Шана мы отменяем все без
исключения обещания - данные намеренно и случайно, без умысла.
Для этого нужно предстать перед тремя взрослыми мужчинами, среди которых
хотя бы один знает правила проведения это процедуры, и попросить их
освободить вас от данных обетов. Полный текст можно найти в сборнике молитв
(сидуре) или - в Махзоре на Рош а-Шана.
ПРАЗДНИЧНЫЙ СТОЛ
Во время праздников принято использовать круглую халу -
олицетворение полноты и завершенности. После благословения на хлеб, его
макают в мед, что символизирует надежду, что новый год будет сладким.
Когда большая часть куска хлеба съедена, берут кусок яблока и тоже
обмакивают его в мед.
Перед тем как съесть этот кусок яблока, следует сказать благословение. А
после того надо произнести: «Да будет желанием Твоим, Всевышний, чтобы новый
год был для нас добрым и сладким».
Зачем нужен этот «повтор»? Разве слово «добрый» не подразумевает -
«сладкий»?
Еврейская традиция учит нас, что все происходит к лучшему. Все - часть
Замысла Всевышнего. Даже то, что может показаться нам «плохим», на самом
деле несет в себе добро. Мы знаем: все, что случится в новом году, пойдет
нам на благо. Однако в дополнение к этому мы просим Творца даровать нам
«сладкий» новый год - чтобы добро, ожидающее нас впереди, было «явным» и
«сладким» на вкус.
В праздничный день Рош а-Шана, читая Биркат а-Мазон
(благословение после еды), мы добавляем вставку - Яале ве-яво .
СИМВОЛЫ ПРАЗДНИЧНОЙ ТРАПЕЗЫ
Во время праздничной трапезы в Рош а-Шана полагается съесть определенные
продукты, символизирующие то хорошее, которое мы надеемся обрести в новом
году. Размышляя над тем, что олицетворяют собой эти продукты, мы как бы
соединяемся с самим Источником добра.
Символика этих продуктов основана на игре их ивритских названий, которая
связана с определенной надеждой, которую нам хочется осуществить в новом
году.
Приведем взятый из Талмуда и сокращенный список таких продуктов-символов:
1.
Лук порей. Съев это,
надо произнести: «Да будет желанием Твоим, Всевышний, чтобы недруги наши
были отсечены».
2.
Свекла. Съев немного
свеклы, мы произносим: «Да будет желанием Твоим, Всевышний, чтобы не стало у
нас противников».
3.
Финики. Съев финик,
произносят: «Да будет желанием Твоим, Всевышний, чтобы враги наши исчезли с
лица земли».
4.
Морковь. Съев немного
моркови, произносим: «Да будет желанием Твоим, Всевышний, чтобы не было
приговора против нас и чтоб заслуги наши были зачитаны пред Тобою».
5.
Гранат. Съев зернышки
граната, произносим: «Да будет желанием Твоим, Всевышний, чтобы умножились
наши заслуги как зерна граната».
6.
Голова рыбы (или барана).
Съев кусочек, произнесите: «Да
будет желанием Твоим, Всевышний, чтобы были мы были во главе, а не в
хвосте».
К празднику готовят, конечно же, и другие блюда. Главное, чтобы трапеза
была вкусной и разнообразной.
МОЛИТВЫ В РОШ А-ШАНА
Во время праздника Рош а-Шана читают много специальных молитв, поэтому
они собраны в отдельном молитвеннике - Махзоре .
В Амиде
и вечернем Кидуше в
Рош а-Шана мы произносим фразу «йом теруа...» (день трубления). Если
Рош а-Шана совпадает с шаббатом, и поэтому в этот день не трубят, вместо
этого произносят «зихрон теруа...» (память о трублении)
В Рош а-Шана читают Авину Малкейну (Отец наш...). Однако, если
праздник совпадает с шаббатом эту молитву не читают.
В Дни Трепета для Ковчега Завета используется покрытие белого цвета. Это
означает, что наши «ошибки будут обелены».
Хазана (кантора) для праздников выбирают, руководствуясь не только
его вокальными данными. В идеале это должен быть мужчина старше 30 лет,
соблюдающий законы Торы, скромный и женатый. Образованный человек моложе 30
лет, обладающий другими достоинствами, так же может исполнять обязанности
хазана .
ШОФАР
Очень важная заповедь - слушать в Рош а-Шана звуки шофара. В
шофар трубят утром - после чтения Торы.
Тора обязывает человека выслушать, как минимум, тридцать звуковых
«серий». Принято производить трубление трех видов: протяжные - ткия,
напоминающие плач звуки - шварим; короткие, отрывистые - труа .
Каждая серия начинается и кончается долгим и протяжным звуком ткиа.
И повторяется по три раза. В целом производится тридцать трублений,
необходимых для того, чтобы уничтожить любые сомнения относительно
исполнения заповеди Торы.
Человек, трубящий в шофар, должен делать это стоя. Необходимо
проинструктировать его о том, что перед самым началом трубления он должен
взять на себя обязанность выполнить данную заповедь за всех присутствующих.
В то же время все слушающие шофар должны сосредоточиться на
выполнении заповеди.
Перед трублением произносят два благословения: «Услышать звук шофара...»
и Шегехеяну.... После того, как благословения прочитаны, никто не
произносит ни слова до окончания трубления в шофар .
Шофар слушают не только мужчины, но - женщины и дети.
Если Рош а-Шана совпадает с шаббатом, трубление в шофар не
производится.
Шофар для Рош а-Шана делают из загнутого бараньего рога (в длину - не
менее 10 сантиметров).
Мусаф на Рош а-Шана включает в себя три особых благословения:
Малхийот - хвалы, возносимые Всевышнему, Зихронот - обращение к
Творцу с просьбой впомнить о заслугах наших предков, и Шофарот - о
трублении в шофар и об исправлении наших поступков. Пока хазан
повторяет их, производится тридцать дополнительных трублений в шофар
в различных комбинациях.
В конце службы принято трубить в шофар 40 раз. Таким образом, общее
количество трублений достигает ста. Согласно традиции, самый последний звук
(носящий название ткиа гдола) должен быть длиннее остальных.
ТАШЛИХ
После полудня в Рош а-Шана, произносится молитва Ташлих. Ее читают
около водоема, причем, желательно, чтобы в нем водилась рыба.
Это - символ избавления от ошибок. Разумеется, наивно полагать, что,
вывернув карманы, можно вытряхнуть из них свои грехи. Это действие в
еврейской традиции подразумевает глубокий самоанализ и горячее желание
изменить себя к лучшему. В сущности, идея Ташлиха частично связана с
Мидрашем, в котором говорится об Аврааме. Когда Авраам поднимался, чтобы
вознести Ицхака в Небеса, перед ним внезапно возникла река, и ему пришлось
перейти ее вброд, хотя вода доходила ему до самого подбородка.
Если Рош а-Шана совпадает с шаббатом, Ташлих произносят на
следующий день. Если Ташлих не был совершен в Рош а-Шана, его можно
прочесть в любое время - в течение Десяти Дней Покаяния.
И вода, и рыба здесь имеют особый смысл. Вода считается символом Торы.
Подобно рыбе, которая не может жить без воды, еврей не способен жить без
Торы.
Кроме того, глаза рыбы никогда не закрываются, и это напоминает нам, что
«глаза» Всевышнего - постоянно открыты. Он знает каждое наше движение,
каждую мысль.
Текст Ташлиха :
Кто есть Всевышний, подобно Тебе, прощающий беззаконие и не вменяющий в
вину проступок остатку Своего наследия? Он не держит вечно гнева своего,
ибо Он желает творить благодеяния. Он вновь умилосердится над нами,
подавит беззакония наши и бросит в пучины морские все наши грехи.
Даруй же верность Яакову, милость - Аврааму, как Ты клялся нашим отцам
с давних времен.
Из теснины воззвал я к Превечному, и Он ответил мне привольем. Творец
со мной, я не страшусь, что сделает мне человек. Он со мной среди
помогающих мне, и я без страха буду смотреть на ненавистников моих. Лучше
уповать на Всевышнего, чем полагаться на человека. Лучше уповать на
Всевышнего, чем полагаться на знатных.
Многие так же читают псалмы 34 и 131.
Лешана това тикатеву!
(Пусть вам будет записано хорошее решение [суда Всевышнего] на следующий год!)
К началу |