Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
Авину Малкейну - Дословно: Отец наш, царь наш. Смысловой, более точный перевод - Ты нас создал, Ты нами правишь.Дополнительная молитва, которая читается все десять дней покаяния - см. Асерет йемей тешува (кроме субботы), утром и вечером. В Рош а-Шана и в Йом Кипур - во время каждой молитвы. - праотец еврейского народа. Родился в 1948 году от Сотворения мира (1812 г. до н.э.). Прожил 175 лет.Отец Авраама - Терах был придворным министром при царе Нимроде (Древневавилонское царство). Детство Авраама прошло среди идолопоклонников, которые поклонялись различным божествам, в том числе, и царю Нимроду. Однако Авраам самостоятельно пришел к признанию Единого Творца. Всевышний избрал Авраама в родоначальники нового народа - евреев. Авраам был первым человеком, который назвал себя иври (еврей). Это слово означало - «быть по одну сторону с Всевышним». Он и его жена - Сара посвятили свою жизнь распространению идеи осознания Всевышнего. Их сын - Ицхак стал вторым праотцем еврейского народа. Сын Ицхака, Яаков - третий праотец. Его сыновья и внуки, собственно, и сформировали ядро народа. Все трое: Авраам, Ицхак и Яаков похоронены в пещере Махпела, у города Хеврон. Ад - см. ГейѓиномАдам - первый человек. Сотворен в первый день месяца Тишри, первого года Творения, в шестой день Творения. Прожил 930 лет. Не случайно день его сотворения приходится на Рош а-Шана, день, когда определяется судьба человека и всего человечества. В первый же день его жизни (Адам был сотворен взрослым, а время в тот день двигалось очень интенсивно) произошли известные события с его женой Хавой (Евой) и змеем. У Адама и Хавы было три сына и несколько дочерей. Сыновья - Каин, Ѓевель (Авель) и Шет. По мужской линии все человечество продолжает родословную от Адама через Шета. - Десять дней усиленной духовной работы. Начинаются с первого дня Рош а-Шана и заканчиваются в день Йом Кипура. Иногда это выражение переводится на русский язык как «Десять дней трепета» или «Десять дней покаяния».Афтара - дословно: на прощание. Отрывок из входящей в Танах книги какого-либо пророка. Читается после субботнего чтения недельной главы или фрагмента из Торы (в праздники).Обычно в тексте каждой Афтары можно найти тему, которая совпадает с темой прочитанного до Афтары текста из Торы. Ахарей Мот - глава Торы, где среди прочего изучаются законы службы главного коэна в Храме в день Йом Кипура.Читается во время утренней молитвы (шахарит) в Йом Кипур. При этом читают лишь часть главы, относящуюся к этому дню: Ваикра, гл. 16, ст. 1-34. Видуй - Признание своих ошибок и нарушений законов Торы перед Всевышним и перед людьми. Упомянут в Торе - Бамидбар, гл. 5, ст. 6-7.Видуй можно произносить в любое время, когда человек чувствует раскаяние в содеянном. Наши Учителя установили, что Видуй правильно произносить либо ежедневно (это - в обычае многих общин), либо 2 раза в неделю, либо - в особые дни. Во время молитв в Рош а-Шана и Йом Кипур Видуй произносят многократно. - так называется на понятном человеку языке часть сложнейшей системы Управления Миром, которая определяет судьбы каждой частицы Творения (от атома - до человека).В системе Высшего Суда существует элемент, называемый «духовным исправлением» - тешува, когда «приговор - определение судьбы» может быть изменен. Но Ган Эден не опустел. В нем находятся души умерших людей, которые прожили, стараясь не совершать проступки, или сумели исправить ошибки, и имели цель существования (в противном случае их души оказались бы в ином месте духовного мира, называемом Гейѓином.Иногда Ган Эден называют Олам а-ба (Будущий мир). - место в духовном мире, где находятся души умерших, которые прожили наполненную неисправленными проступками и бессмысленную жизнь.
Возложенную на него обязанность - быть духовным и политическим руководителем еврейского народа (в переводе на русский язык слово мелех означает - «тот, кто ведет»), Давид полностью оправдал. И за это его род был вознагражден, как сказал пророк Ирмиягу через 400 лет после его смерти: «(И в будущем) династия Давида не прекратится» (Танах, Ирмиягу, гл. 37, ст. 17). В пророчестве о Третьем Храме и завершении данного этапа мировой истории пророк Иехезкель говорит: «И Давид царствует над ними (евреями) и будет он единым пастырем для них» (Иехезкель, гл. 37, ст. 24). Давид составил Книгу Теѓилим (в переводе на русские - Псалмы) - из 150 отдельных поэм. В них раскрывается стремление человека к Творцу. После Давида царем стал его сын Шломо.Десять дней покаяния - см. Асерет йемей тешуваДни трепета - см. Асерет йемей тешува ЕЙом Кипур начинается с захода солнца и продолжается примерно 25 часов. см. статью рава Эссаса: Йом Кипур - День очищения и исправления - так в Торе называется Рош а-Шана. Труа - трубление в шофар . Йом - день. Получается - день, когда трубят в шофар.Ицхак - второй из трех праотцев еврейского народа. Родился в 2048 году от Сотворения мира (1712 г. до н.э.). Отец Ицхака - Авраам. В отличие от других праотцев, Ицхак никогда не покидал Эрец Исраэль. Прожил 180 лет и похоронен в пещере Махпела рядом с городом Хевроном. Кидуш Левана - освящение луны. Каждый месяц, начиная с 3-го (или 7-го) дня лунного месяца, евреи «освящают луну» - читают особую молитву, в которой появление молодого месяца сравнивается с обновлением и духовным возрождением.Кидуш Левана читают, когда луна видна (не закрыта облаками). Эту молитву можно произносить до 14-го дня лунного месяца, то есть до последнего дня периода «роста луны». Из-за особого духовного трепета все десять дней Асерет йемей тешува Кидуш Левана в месяц Тишри читают только после Йом Кипура.Китель - так на языке идиш называется длинный белый халат (или нечто подобное халату). Китель надевают многие евреи на время молитв в Йом Кипур, ибо считается, что он символизирует «обеление» поступков, исправление и прощение.Козел отпущения - В день Йом Кипура, во время службы в Храме, к главному служителю - коэну гадоль - приводили двух козлов, и он бросал жребий, определяя таким образом, кого из двух козлов сделать корбаном (приношением Всевышнему), кого - «отпустить», т.е. отвести в пустыню.Сам акт, когда козла отводили в пустыню , был частью системы очищения всего народа. Символически этот козел «уносил на себе грехи общества».Такова этимология выражения «козел отпущения», которое вошло в языки мира, в том числе - в русский. Коль Нидрей - в переводе на русский язык коль - все, нидрей (на арамейском языке) - форма множественного числа от слова недер - клятвенное обещание; молитва, с которой начинается молитвенная служба в синагоге в Йом Кипур. Это - просьба простить неосторожно данные обещания.Текст молитвы Коль Нидрей приведен в книге Зоѓар (глава Мишпатим), а Виленский Гаон (раби Элиягу из Вильно, 18-й век) указал, что намек на эту молитву содержится в самой Торе (см. его комментарий к разделу Орах Хаим Шульхан Аруха, ст. 19, параграф 1). - приношение, которое еврей (от себя) или коэн (от имени народа) приносил в Храм.Слово корбан образовано от корня каров (куф, реш, бет), что означает - «близкий», «приближение» и т.п. Поэтому в переводах мы не обозначаем его как «жертвоприношение». Тем более что часть корбанот (в иврите - мн.ч. от корбан) связана с радостными событиями и праздниками.Мориа - название горы в Иерусалиме. На этой горе стоял Храм. Известна и под другими названиями: Храмовая Гора и - Цион (по-русски - Сион). По сути, это была одна гора с тремя вершинами. - дополнение к утренней молитве. Это дополнение читают в субботу, в праздники и в рош-ходеш (начало лунного месяца), но - не в будни.Небесный Суд - см. Высший Суд.Неила - Пятая, последняя молитва, которую читают в Йом Кипур (первую читают вечером, остальные - в течение следующего дня).Последние слова этой молитвы достойно завершают великий день - Йом Кипур. Произносят Шма, Исраэль (Слушай, Израиль, Всевышний правит нашей судьбой, Всевышний Один). Потом: «Мы преклоняемся перед проявлением Его Сути в Управлении миром - всегда и во веки веков». И, наконец, провозглашаем: «Всевышний - единственная Сила, поддерживающая мир».Пинхас - название недельной главы Торы, где перечисляются, в частности, приношения (корбанот), которые по законам Торы, следует приносить в каждый из праздников. Соответствующие отрывки из этой главы читают во втором свитке Торы - в каждый из праздников, упомянутых в Торе. В Рош а-Шана читают Бамидбар, гл. 29, ст. 1-6; в Йом Кипур - гл. 29, ст. 7-11. Пост Гедалии - см. Четыре поста (в словаре Тиша бе-Ав)Рай - см. Ган Эден - дословно: начало года. Первый день года, определяющий судьбу всего живого на земле, всего существующего (в том числе, не только евреев, но и неевреев).По сложившейся традиции этот праздник отмечают два дня (1-го и 2-го Тишри ).В Торе этот праздник называется Йом Труа. Это название раскрывает одну из наиболее важных событийных черт праздника. В Рош а-Шана мы должны слушать трубление в шофар и в эти моменты размышлять, как улучшить свое поведение. Рош-Ходеш - дословно: начало месяца, первый день каждого лунного месяца. Считается иногда «полупраздником». В этот день во время всех трех ежедневных молитв читается особая вставка, включенная в центральную молитву Шмонэ эсрей.Этот день желательно выделить дополнительным блюдом на трапезе. Принято, чтобы женщины в этот день не выполняли бытовых работ (не шили, не стирали и т.п.). Исключение составляет лишь приготовление пищи. Лунный месяц продолжается двадцать девять с половиной дней. Поэтому еврейский календарь устроен таким образом, что половина месяцев в году насчитывает 29 дней, половина - 30. Если в месяце - 30 дней, 30-й день тоже считается «полупраздничным», и рош-ходеш тогда отмечают два дня.Святая Святых - см. Кодеш Кодашим (в словаре Тиша бе-Ав).Сеуда мафсекет перед Йом Кипуром - последняя трапеза перед Йом Кипуром. Имеет характер праздничной трапезы, несмотря на строгость самого Йом Кипура. И этим как бы выражается надежда на то, что приговор, который «подпишут» в Йом Кипур, будет хорошим. Ведь как бы то ни было, Судья на Небе - справедливый и милосердный. И праздничный характер трапезы подчеркивает наше понимание и осознание того, перед Кем мы предстанем уже в ближайшие часыПри этом не следует забывать, что Йом Кипур - 25-часовой пост, без еды и питья. Поэтому сеуда мафсекет не должна быть жирной и соленой, чтобы не усилилось ощущение жажды. Слихот - дословно: просьба о прощении. Особые тексты, которые читают в дни траура по Иерусалиму (см. брошюру Девятое Ава). В сефардских общинах принято читать Слихот также, начиная с первых дней месяца Элул, в остальных - за неделю до Рош а-Шана; и вплоть - до Йом Кипура. Обычно читаются до или во время утренней молитвы.Основание этим текстам дают слова Всевышнего. Когда Моше молил о прощении народа, Творец ответил так: Салахти ки-двареха - Простил в соответствии с твоими словами. Салахти и селиха - слова одного корня. Слихот - мн. число от слова слиха .
Ташлих - дословно: «Ты ввергнешь». В первый день Рош а-Шана (если первый день праздника совпадает с субботой - во второй), после дневной молитвы, Минхи, мужчины, женщины и дети идут к берегу моря, реки, озера и читают перед Всевышним особую просьбу, в которой звучит и фраза из слов пророка Михи: «И Ты ввергнешь в водную бездну грехи их (народа)» (Танах, Миха, гл. 7, ст. 19).Прочитав текст, символически стряхивают с краев одежды «неправильные поступки за прошлый год». Текиа - название одного из трех звуков шофара, который издают во время трубления в Рош а-Шана. Это - продолжительный звук, с подъемом в конце звучания. Символизирует исправление, прямой путь и подъем.Теруа - название одного из трех звуков шофара, который издают во время трубления в Рош а-Шана. Представляет собой серию отдельных, очень коротких прерывистых звуков, напоминающую пульсацию сердца. Символизирует биение сердца и его переживания. - в переводе на русский язык: молитва. Слово тефила имеет дополнительные грани смысла, отсутствующие в русском слове «молитва». Корень тефила, состоящий из букв пей, ламед, ламед образует ряд слов. Среди них - «самоанализ», «критика» и т.д.По еврейской традиции мужчины молятся три раза в день (вечером, утром и днем ).Женщины читают утром более короткий вариант молитвы шахарит, а некоторые читают и днем - минху . - дословно: возвращение. По своей сути, это - процесс усиленной духовной работы и повышение уровня соблюдения законов Торы.Иногда так называют процесс духовного развития, в результате которого не соблюдавший законы Торы еврей начинает стремиться к их соблюдению. Тешуву можно совершить в любое время года. Однако Творец, тем не менее, выделил 10 дней, наиболее благоприятных для этого - Асерет йемей тешува . - название месяца, в первый день которого отмечают праздник Рош а-Шана, на 10-й - Йом Кипур, с 15-го по 21-е - Суккот, на 22-й день - праздник Шемини Ацерет.В слове тишри - корень яшар (прямой). Недаром этот месяц знаменуется особыми возможностями «выпрямлять» жизненные пути человека.
Хала - слово имеет два значения. В Торе говорится, что женщина, которая замешивает тесто в значимом количестве (около 2 кг), должна отделить от него халу - небольшой кусочек. Этот кусочек во времена Храма отдавали коэну. Поскольку хала имела особый статус святости, коэн должен быть в статусе особой духовной чистоты. Сегодня выполнить это условие невозможно, поэтому халу сжигают на огне и выбрасывают.Поскольку закон о хале связан с тестом и выпечкой хлеба, отсюда идет и известное всем второе значение этого слова - плетеный хлеб удлиненной формы. Две халы кладут во главе стола на всех трапезах - в субботу, в дни праздников. На свадебном столе халу кладут рядом с женихом и невестой. (на иврите - Бейт а-Микдаш, что в буквальном переводе на русский язык означает - Дом Высшей Святости) Построен в Иерусалиме царем Шломо (Соломоном). Однако землю для него купил и начал строительство еще отец Шломо - царь Давид. Строительство Храма завершено более 2800 лет назад в 832 году до н.э.Храм - место для молитв, а самое главное — для предписанной Торой деятельности — “работ в Храме”. Комплекс этих работ называется “служением”. Следует отметить, что любое чистое место пригодно для молитвы. Однако совместная молитва в обществе взрослых людей имеет особое значение. Минимальное количество людей для общественной молитвы — десять евреев в возрасте, старше 13 лет. Чаще всего общественные молитвы читают в синагогах. Так было и в Древнем Израиле. Но Храм — это не только синагога.В Храме, как предписано Торой, служили представителей одного из 12-ти колен народа Израиля — колена Леви (по имени третьего сына Яакова). Они же обучали еврейский народ законам Храма и Торы. Особую группу в колене Леви, согласно Торе, составляют потомки Аарона, брата Моше Рабейну, представителей которой называют коэнами (коэн в переводе на русский язык — служитель; мн. ч. — коаним, коэны). Именно коэны осуществляли непосредственное служение в Храме.По законам Торы, после того, как Храм построен и освящен, любые виды служения Творцу вне Храма запрещаются. Иерусалимский Храм простоял 410 лет - до тех пор, пока его не разрушили войска вавилонского царя Навухаднецара. Через 70 лет в Иерусалиме выстроили Второй Храм. Он простоял 420 лет и был сожжен римскими войсками. С разницей в несколько столетий обе трагедии случились в один и тот же день - 9-го Ава. Второй Храм не имел целого ряда важных предметов, которые были в Первом Храме . Не имел таких необъяснимых с позиций физических законов существования материи свойств, которые могли наблюдать современники Первого Храма. Они ушли в землю Храмовой горы в Иерусалиме и поднимутся, когда будет выстроен Третий Храм по слову Всевышнего на последних этапах мировой истории (возможно, уже в наше время — Небесных сроков не знает никто)..Во Втором Храме произошло Чудо Хануки. Шаббат Шува - суббота выпадающая на дни Асерет йемей тешува. По сути, представляет собой подготовительную субботу перед Йом Кипуром.Для работающего человека суббота (шаббат ) - день, когда открываются недоступные в будни возможности духовного роста. Ведь все виды бытовых и профессиональных работ в шаббат запрещаются. Появляется время для изучения Торы, размышлений и т.д.Обычно в Шаббат Шува раввины дают для членов своей общины уроки Торы. Стержень такого урока - различные аспекты тешувы.Название - Шаббат Шува происходит от первых слов Афтары (см. Афтара), которую читают в эту субботу: «Шува, Исраэль (Вернись, Израиль, к Всевышнему)...» (Танах, Йоэль, гл. 2, ст. 11).Шеварим - название одного из трех звуков шофара, который издают во время трубления в Рош а-Шана. Представляет собой серию «строенных», прерывистых звуков, которые то падают вниз, то поднимаются вверх. Символизируют ощущение духовного кризиса («поломки»). (Соломон - искажение, приобретенное при переводе на греческий язык) Царь (на иврите - мелех) еврейского народа. Сын царя Давида от жены Бат-Шевы.Родился в 848 г. до н.э Умер в 796 г. до н.э. При царе Шломо государство занимало территорию от Синайской пустыни и до Дамаска, от Бейрута (на севере) до Эйлата (юг, побережье Красного моря). Главное качество Шломо - мудрость. Шломо составил три книги, вошедшие в Танах (Библию): Шир а-Ширим (Песнь Песней), Мишлей (Притчи) и Коѓелет (об итогах жизни человека). Шломо завершил строительство Храма в Иерусалиме. При нем Храм стал точкой притяжения для всего мира. Имя Шломо означает - «цельный, гармоничный в деле выполнения Воли Творца». - бараний рог, срезанный с двух концов так, что получается труба, из которой извлекаются музыкальные звуки.В шофар трубят в первый и второй день Рош а-Шана во время молитвы Мусаф .В число 613 заповедей Торы входит и заповедь слушать в Рош а-Шана звуки шофара.Из сообщений Устной Торы об устройстве мира следует, что в Рош а-Шана звуки шофара в правильном исполнении влияют на душу еврея, помогая ей ощутить беспокойство и желание улучшить поведение. В шофар трубят после утренней молитвы весь Элул, последний месяц года, предшествующий Рош а-Шана. Это - подготовка и напоминание о предстоящем празднике, когда решается судьба народа. Однако, в отличие от трубления в Рош а-Шана, когда из шофара извлекают определенные многократно повторяющиеся, цикличные серии звуков, в дни Элула звучит только одна «серия». В шофар трубят также и в момент окончания Йом Кипура. Однако в субботу в шофар не трубят, даже если суббота совпадает с Рош а-Шана. В течение всего элула (кроме субботних дней) в конце утренней молитвы трубят в шофар .Эрув тавшилин - дословно: смешение (нескольких) блюд.В отличие от субботы, в дни праздника можно готовить еду , но только - для праздничных трапез. Если же праздник приходится на пятницу, а Рош а-Шана, который отмечают два дня - на четверг и пятницу, получится, что у нас нет возможности приготовить (сварить, поджарить) еду для шаббата. Для того, чтобы решить эту проблему и существует эрув тавшилин.Скажем, праздник Рош а-Шана начинается в среду вечером. Перед его наступлением нужно «объединить, смешать блюда» - то есть взять два вида продуктов и приготовить из них какое-либо блюдо, продемонстрировав тем самым, что любое приготовленное в праздник блюдо будет иметь двойное назначение - для праздника и для субботы. На практике обычно кладут на тарелку кусок хлеба, халы и т.п. вместе, к примеру, с вареным яйцом и произносят благословение и текст такого содержания: «Пусть в результате процедуры эрув тавшилин нам будет разрешено готовить и для субботы». Яблоко в меду - Во время вечерней праздничной трапезы в Рош а-Шана принято съесть несколько блюд, в названии и составе которых заключен намек на хороший и удачный наступающий год.Одно из таких традиционных блюд - яблоко в меду или - с медом. И это объясняется несколькими причинами. На иврите яблоко - тапуах. Это слово означает - рост, развитие. Кроме того, яблоко имеет круглую форму, без острых углов и впадин (провалов). Ну, а значение сладкого меда - очевидно.
|