Материалы сайта
www.evrey.com
Посещайте наш сайт ежедневно!
Когда что-то плохое случается с хорошими людьми, многие из нас недоумевают: если Всевышний желает нам только добра, почему же жизнь наша полна страданий и боли? Но весь вопрос в том, какими критериями мы пользуемся, чтобы определить меру «хорошего» и «плохого»…
ЗАЧЕМ СОЗДАН МИР
Отрывок из книги «Как найти смысл в страдании»
(продолжение; начало — см. 06.04.2008)
Раввин Ицхак Кирцнер
Смысл мироздания
Почему Всевышний сотворил вселенную? Какие цели Он при этом ставил перед собой?
Он, разумеется, ни в чем не нуждался, ибо по определению Он — абсолютен и
совершенен.
Для того, чтобы понять преследуемые Всевышним цели, необходимо разобраться,
какова была Его природа до того, как Он сотворил мир и начал с ним
взаимодействовать. То есть — понять Его сущность, а не только то, как Его
Присутствие проявлялось и проявляется в истории человечества.
Однако это недоступно нашему пониманию. Мы не можем знать, каким был Творец до
того, как сотворил мир.
Поэтому единственное средство познания сути Всевышнего — изучение Торы, этого
бездонного источника знания, без которого невозможна наша жизнь, и которое мы
неспособны приобрести собственными силами. Из Торы мы узнаем, что Всевышний
создал мир из желания давать и дарить. Как сказано: «…мир, свидетельствующий о
Твоей доброте и любви, Ты создал» (Теилим — Псалмы царя Давида, гл. 89, ст. 3).
Акт дарения, в свою очередь, предполагает наличие того, кто этот дар примет.
Поэтому Творец и создал людей, способных принять Его дары.
«Подарки» Всевышнего не идут ни в какое сравнение с нашими подарками. Например,
мы подаем милостыню нищему частично для того, чтобы избавиться от чувства
неловкости, возникающего при встрече со страдальцем. Однако до сотворения мира
не существовало ничего такого, что могло бы вызвать у Творца чувство жалости.
Поэтому Его желание давать и дарить продиктовано исключительно Его собственной
природой. Оно — выражение Его бесконечной Доброты.
Отдавая что-либо, человек руководствуется разными мотивами. Часть из них
достойна восхищения, остальные — порицания. Если подарки делаются для того,
чтобы возвыситься за счет другого человека, или же поставить его в
зависимость от себя, в этом, безусловно, нет ничего хорошего. Такая «щедрость»
не прибавляет, но — отнимает. Творец же, поскольку Он ни в чем не нуждается,
никогда не руководствуется желанием отобрать. Его Щедрость не содержит в себе ни
крупинки корысти и направлена исключительно на благо получателя даров.
Так как сам Творец является идеальным дарителем, Его дар — тоже идеален. Дар
этот заключается в возможности воссоединения с Ним — источником Добра и Света.
Таким образом, Творец создал человека — существо, способное до Него дотянуться.
Всевышний, безусловно, способен преподносить нам дары бесконечно. Однако
наивысшая цель нашего существования состоит не в том, чтобы бесконечно принимать
Его подарки. Автоматически принимая Его Щедрость, мы утратили бы свою
независимость, превратившись в продолжение Его сути. А получатель подарков
должен существенно отличаться от дарителя. Это — непременное условие проявления
доброты.
Подарки, «падающие» на нас просто так, без видимой причины, подрывают наше
самоуважение. Получая что-либо даром, без малейших усилий с нашей стороны, мы
попадаем в абсолютную зависимость от дарителя, и утрачиваем свое уникальное «я».
Даже если подарок нам очень нравится, мы, тем не менее, получая его «просто
так», испытываем замешательство. Когда наши усилия приносят плоды, мы
наслаждаемся ими в гораздо большей мере, чем дарами.
Именно поэтому молодой человек, который несколько лет тяжело трудился, копил
деньги и купил себе, наконец, подержанный «Форд», получает от своего автомобиля
гораздо большее удовольствие, нежели его сверстник, одолживший у отца машину
самой последней модели. Сын богатого родителя, катаясь на отцовском «чуде
техники», не испытывает удовлетворения, потому что ничего в это не вложил.
Мы предпочитаем заработанное своим трудом любым дарам. Потому что стремление
заработать, заслужить что-либо отражает глубинную сущность мироздания.
Вселенная, как плод усилий Творца и Его желания дарить, обретает смысл
исключительно в контексте нашей способности заслужить Щедрость Всевышнего. Ибо
только эта способность делает нас независимыми объектами, на которых эта
Щедрость может излиться.
Теперь мы понимаем, почему Всевышний не дает нам абсолютно все — вне зависимости
от того, насколько мы достойны Его даров. Его «необоснованная» Щедрость не
принесла бы нам никакой пользы. Наоборот, мы лишились бы способности стремиться
к единению с Творцом.
Важно подчеркнуть, что, изливая на человечество свою Щедрость, Творец
одновременно устанавливает для нас определенные правила и обязанности. Если
единственная цель Сотворения мира — возможность Творца даровать Себя и Свое
благословение, тогда наша главная обязанность — стать достойными объектами Его
Щедрости. Если эта обязанность остается невыполненной, сама цель существования
мира оказывается под угрозой.
Такое понимание целей Творца дает нам абсолютно новый критерий оценки нашей
жизни. Мы перестаем воспринимать жизнь как череду страданий и удовольствий.
Конечно же, мы продолжаем надеяться, что наша жизнь будет приятной. Однако даже
тяжкие страдания уже не провоцируют в нас сомнения в благожелательности
Всевышнего Мы уже в состоянии осознать, что боль будет благом, если она помогает
нам достичь конечной цели нашего существования — единения с Творцом. С этой
точки зрения степень нашей духовной зрелости определяется не мимолетными
жизненными условиями, а нашей готовностью стать достойными тех даров, которые
посылает нам Творец мира.
Когда основным критерием оценки реальности становится наличие или отсутствие
цели, наш взгляд на последствия, которые могут иметь для нашей веры страдания,
радикально меняется. Многие люди считают, что их страдания — несправедливость,
что совершенно не укладывается в концепцию о Справедливости Творца. Но, как
только мы начинаем оценивать страдания с точки зрения цели, это противоречие
разрешается само собой.
Тут возникает еще один вопрос: приближает ли меня моя боль к достижению конечной
цели моего существования?
Для того, чтобы исчерпывающе на него ответить, недостаточно просто определить
степень своего страдания. Нужно также подумать и о том, что ожидает нас в
будущем. И тогда события текущего момента предстают перед нами в ином свете,
позволяя по-другому оценить Замысел Творца. Наши сегодняшние испытания могут
быть не столько наказанием за прошлые проступки, сколько — естественным и
необходимым препятствием на пути к дальнейшему духовному росту.
Будущее скрыто от нас. Однако все мы из собственного опыта знаем, что событие,
которое сегодня кажется нам оглушительным провалом, завтра может стать
источником величайшей радости. И, разумеется, нам известны примеры, когда людям
на пути к счастью и полной самореализации пришлось преодолеть множество
трудностей и преград.
Пытаясь оценить события нашей жизни сквозь призму настоящего, мы упускаем из
виду, что нашему разумению доступна лишь крошечная часть общей картины
окружающей нас реальности. Испытываемая нами боль способна поглотить наше
сознание и помешать различить за ней награду, которая ожидает нас в будущем.
Когда-нибудь мы убедимся в том, что эта награда несоизмеримо выше любого земного
удовольствия. Однако человек, не подозревающий о ее существовании, не понимает,
что «игра стоит свеч», не осознает, что страдание стоит будущей награды.
Попытавшись соизмерить собственное страдание с той целью, которой мы призваны
служить, (иными словами — оценить приближает оно нас к Творцу или нет), мы
получаем возможность изменить свое отношение к страданиям, которые поначалу
кажутся нам незаслуженными.
Когда человек поступает неправильно, и в результате с ним происходит что-то
плохое, окружающие склонны оценивать это несчастье как посланное ему Всевышним
наказание, как справедливое возмездие за провинность. Однако испытываемые нами
страдания не являются наказанием Свыше, потому что подобная форма взаимодействия
с человеком идет вразрез с той целью, которую преследовал Творец, создавая наш
мир. Трудности и страдания, которые мы переживаем — лишь способ, с помощью
которого Всевышний, очистив человека от ошибок, вернув его на правильный путь,
вновь обретает возможность дарить ему Свое благословение. То, что мы называем
«наказание», на самом деле — наш шанс приблизиться к Творцу.
Некоторых людей интересует и такой вопрос: если Всевышний создал мир,
руководствуясь стремлением давать и дарить, почему тогда Он определяет природу и
свойства Своих даров? Если человеку достаточно удовольствий этого мира, почему
тогда Творец не позволяет ему насладиться ими сполна? Почему именно боль и
страдания должны служить нам вехами, указывающими, в каком направлении следует
нам приближаться к Творцу? Ведь, в конце концов, истинное дарение осуществляется
ради блага получателя, а не для удовольствия дарителя. Почему же мы лишены
возможности выбрать, какие дары нам хотелось бы получить? Почему наша жизнь
должна протекать в соответствии со стандартами, которые определил для нас
Всевышний?
Ответы на эти вопросы — достаточно очевидны.
Наши поиски смысла жизни представляют собой стремление души освободиться от оков
смертной плоти — чтобы реализовать предназначение, дарованное ей извне. Источник
этого предназначения — Бесконечный Творец, существующий независимо от нас.
Всевышний вдохнул во вселенную определенный смысл и цель. Он создал нас для
того, чтобы одарить нас бесценным подарком — возможностью единения с Ним. Все,
что не служит укреплению нашей с Ним связи, по определению лишено смысла и
отдаляет нас от достижения цели, ради которой мы созданы.
Заданные здесь вопросы в действительности отражают фундаментальное недопонимание
природы нашего бытия. В основе этого недопонимания — уверенность в том, что мы,
хоть и появились на свет не по своей воле, но, тем не менее — хозяева
собственной жизни. Поэтому мы, якобы, обладаем правом определять условия нашего
дальнейшего существования.
Однако еврейская традиция придерживается противоположного взгляда на мир. Для
того, чтобы жить, нам ежесекундно нужна поддержка Всевышнего. Если бы Он
перестал обеспечивать нас жизненной энергией, мы исчезли бы в мгновение ока. Он
же, в свою очередь, дает нам возможность существовать для того, чтобы мы
стремились осуществить цель, ради которой Он нас создал. Он хочет, чтобы мы
предпочли жизнь — смерти. Ведь, если мы решаем остаться вдали от Него, мы тем
самым обрекаем себя на верную смерть. Не интересуясь ничем, кроме земных утех,
мы разрываем нити, связывающие нас с нашим Творцом.
Руководствуясь своим желанием бесконечно дарить, Всевышний не может позволить
нам себя убить (хотя со временем, если мы будем и впредь настойчиво упорствовать
в своем нежелании понять истину, это может у нас получиться).
Представьте, отец дает сыну-подростку кредитную карточку. И юноша, вместо того,
чтобы использовать доверенные ему средства на покрытие расходов, связанных с
учебой в колледже, тратит все на развлечения. Однажды отец узнает, что сына
нашли в машине в состоянии опьянения. Разумеется, он немедленно аннулирует
кредит. Когда он давал сыну кредитную карточку, он не собирался помогать ему
разрушать свое будущее. И, отбирая у него возможность пользоваться деньгами,
отец, безусловно, не примет в расчет протесты юноши, утверждающего, что он волен
тратить дарованные ему деньги по собственному усмотрению.
Точно также Творец делает все возможное для того, чтобы помешать нам уничтожить
себя. А ведь именно это и ждет нас, если мы окажемся недостойными Его
подарков...
Материал сайта международной еврейской религиозной организации Эш а-Тора
aish.com
Перевод с английского